В чем заключается социальная политика государства

Социальная политика

Чаще под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики — государственная (федеральная), региональная, муниципальная, корпоративная и т.д. В широком смысле и с научных позиций — это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель — человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.

Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги).

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Общественное благо (англ. public good) — благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет. Общественные блага совсем не похожи на частные блага (доступные в потреблении и приносящие пользу только владельцу), практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника).

Источник

Социальная политика государства

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность, содержание и принципы социальной политики

Социальная политика – это явление весьма обширное и многоликое. Если целью социальной политики считать достижение социальной эффективности, то в широком смысле социальная политика может рассматриваться как способ удовлетворения социальных потребностей, а в узком – сведена к разрешению противоречий в социальной сфере, инструменту, смягчающему негативные последствия индивидуального и социального неравенства.

Социальная политика – политика государства, общества, политических партий, социальных институтов в отношении общественного благосостояния, удовлетворения материальных, социальных, интеллектуальных потребностей людей, создание обстановки стабильности.

В то же время, социальную политику можно определить и как инструмент, позволяющий создать условия для самореализации всех граждан страны, сохранить ее культурные и исторические ценности, и как одного из ведущих направлений стратегии развития государства, концепции социального развития. Следует осознать, что прежде, чем государство обратится к решению тех или иных проблем в конкретной области социальной сферы, должны быть определены общие задачи и перспективы его развития. Другими словами, социальная политика является фактором развития как государства, так и общества.

В чем заключается социальная политика государства. ekon195. В чем заключается социальная политика государства фото. В чем заключается социальная политика государства-ekon195. картинка В чем заключается социальная политика государства. картинка ekon195

Цели социальной политики достаточно легко выводятся из определения понятия политики в ее узком смысле и определяются как создание условий для лучшего удовлетворения материальных и духовных потребностей всех социальных групп и как усиление социальной справедливости системы экономических, политических, юридических, нравственных отношений. Главной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения страны.

Готовые работы на аналогичную тему

В современном развитом обществе усиливается тенденция к развитию общественных институтов, служащих саморегулированию и самоорганизации общества. Такие институты – важный элемент гражданского общества, их поддержка – характерная черта «эффективного» государства. Зрелое в гражданском отношении общество способно не только дополнять социальные усилия государства, но и осуществлять их корректировку, необходимый контроль над ними в цивилизованных, ненасильственных формах.

Если предположить, что социальная политика ориентирована на формирование информационного общества, то она с неизбежностью должна содействовать реализации следующих задач:

Итак, субъекты социальной политики – это реально самостоятельные и при том фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры.

Выявление сущности социальной политики требует рассмотрения ее признаков и функций. Показателями или признаками данной категории являются:

Приоритетные направления социальной политики государства

Важнейшими приоритетами социальной политики государства в современных условиях являются: создание оптимальной социальной инфраструктуры и ее развитие; проблемы охраны и защиты окружающей среды; политика распределения доходов общества; социально-демог-рафическая политика; проблемы занятости и социальной защиты населения. Проблемы государственного регулирования занятости населения будут рассмотрены в следующей главе.

В решении социально-экономических проблем социальная сфера занимает определяющее положение. Без разветвленной системы социальной сферы и ее нормального развития успешного осуществления социальной политики добиться невозможно. Напомним, что экономика — это система жизнеобеспечения человека и общества в целом. Существует также более узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями, называемая социальной сферой экономики.

Каждому пенсионеру гарантирована выплата пенсии не ниже установленного законодательством уровня — минимальная пенсия, а выше пенсии выплачиваются в зависимости от стажа работы и уровня заработной платы. Кроме пенсий из средств государственного и местных бюджетов выдаются разнообразные пособия и выплаты. Они могут быть постоянными, длительными и временными, возможно предоставление разовой, социальной помощи.

Социальные гарантии

Социальные гарантии — это социально-экономические нормативы, гарантирующие населению признанный обществом уровень потребления, то есть обеспечивающие минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики.

Система социальных гарантий должна удовлетворять следующим требованиям:

Социальные гарантии могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, а источниками их финансирования — федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды. Социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в соответствии с Конституцией.

В отношении трудоспособного населения социальные гарантии должны обеспечивать условия трудовой и деловой активности, защиту прав и свобод наемного работника, нанимателя.

Для основной части населения наемный труд является главным источником средств существования, поэтому система социальной защиты трудоспособного населения должна обеспечивать гарантии в сфере занятости и оплаты труда. Для этого государством устанавливается минимальная оплата труда. В большинстве стран устанавливается минимальная часовая зарплата.

Источник

Социальная политика: Сущность и основные направления

В чем заключается социальная политика государства. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем заключается социальная политика государства фото. В чем заключается социальная политика государства-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем заключается социальная политика государства. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea В чем заключается социальная политика государства. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем заключается социальная политика государства фото. В чем заключается социальная политика государства-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем заключается социальная политика государства. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f В чем заключается социальная политика государства. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем заключается социальная политика государства фото. В чем заключается социальная политика государства-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем заключается социальная политика государства. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 В чем заключается социальная политика государства. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем заключается социальная политика государства фото. В чем заключается социальная политика государства-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем заключается социальная политика государства. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

В чем заключается социальная политика государства. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем заключается социальная политика государства фото. В чем заключается социальная политика государства-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем заключается социальная политика государства. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

В чем заключается социальная политика государства. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем заключается социальная политика государства фото. В чем заключается социальная политика государства-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем заключается социальная политика государства. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Социальная политика — система мер, направленных на повы­шение уровня и качества жизни населения. Ее определяют и как деятельность государства по управлению развитием социальной сфе­ры общества, нацеленную на удовлетворение интересов и потреб­ностей граждан.

1. гарантирование минимальной заработной платы и регулирования доходов в целом;

2. обеспечение занятости населения и оказание помощи по безработице;

3. индексация фиксированных доходов и защиту денежных сбережений населения (вклады в банках, государственные облигации, страховые полисы);

4. оказание помощи беднейшим слоям населения;

5. создание условий для самореализации человека (свободный выбор профессии, сферы и места работы, получения желаемого уровня общего и специального образования, материальная поддержка и переквалификация временно неработающих человек);

6. обеспечение охраны здоровья населения независимо от уровня доходов

Основными задачами социальной политики являются:

1. повышение благосостояния;

2. улучшение условий труда и жизни людей;

3. осуществление принципа социальной справедливости.

Социальная политика должна учитывать не только матери­альные, но и политические и духовные интересы членов обще­ства.

Выделяют следующие задачи социальной полити­ки, обеспечивающие нормальное развитие общества:

1) социальная защита человека и его основных социально-эко­номических прав;

2) обеспечение условий для повышения благосостояния каж­дого человека и общества в целом;

3) поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизвод­ство оптимальной социальной структуры общества;

4) развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммуналь­ные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информация);

5) формирование экономических стимулов участия в обществен­ном производстве;

6) создание условий для всестороннего развития человека, удов­летворения его потребностей и возможности реализации в свобод­ном труде.

В социальной политике выражаются конечные цели и резуль­таты экономического роста. Целью социальной политики является поощрение всех форм деловой активности, прежде всего трудовой и предпринимательской. В то же время чем выше достигнутая ступень экономического разви­тия, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономи­ческий рост, к их знаниям, культуре, физическому и нравствен­ному развитию. Показателями результативности социальной поли­тики являются уровень и качество жизни населения.

Возможности решения задач социальной политики определя­ются объемами ресурсов, которые государство может направить на их реализацию. Ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны.

Основные направления социальной политики:

1) обеспечение всем трудоспособным благоприятных возмож­ностей и стимулов для предпринимательства и труда, для зараба­тывания максимально высоких доходов путем любой законной деятельности;

2) обеспечение определенных социальных гарантий для нетру­доспособных, малоимущих и безработных.

Первое направление включает в себя комплекс таких государ­ственных мер, как:

• поддержание высокой занятости — увеличение рабочих мест, содействие профессиональному обучению, переквалификации, трудоустройству;

• регулирование трудовых отношений — минимальная зара­ботная плата, продолжительность рабочего дня, отпусков, охрана труда и т.д.

Второе направление предусматривает меры, направленные на перераспределение доходов, обеспечение пенсиями и пособиями нетрудоспособных, малообеспеченных и безработных, повышение образовательного уровня и усиление медицинской помощи всем нуждающимся.

13 Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. Социальная работа и социальная политика взаимозависимы. С одной стороны, социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Однако единство социальной политики и социальной работы не означает их совпадения, тождества.

В чем заключается социальная политика государства. 640 1. В чем заключается социальная политика государства фото. В чем заключается социальная политика государства-640 1. картинка В чем заключается социальная политика государства. картинка 640 1

Социальная работа по своему содержанию богаче социальной политики, динамичнее, подвижнее, в то время как социальная политика сохраняет большую устойчивость, выступая определяющей стороной в отношении социальной работы.

Важнейшей задачей социальной политики государственного сектора является достижение определенного уровня равновесия в общественной жизни через:

а) предоставление государственных гарантий предотвращения максимальных негативных последствий стихийных бедствий, голода, болезней, глобальных процессов;

б) перераспределение материальных ресурсов, согласование организационных усилий, направленных на обеспечение и повышение достигнутого данной страной уровня жизни через налоги, развитие благотворительности, предпринимательства в сочетании с репрессивными средствами.

Социальная политика призвана разрешать противоречия между текущими и перспективными интересами общества, между интересами различных слоев, общественных институтов, учитывать и прогнозировать, снижать и корректировать неизбежную «плату» общества за социальный прогресс. В этой связи социальная политика имеет прямое отношение к определению приоритетов в развитии благосостояния, масштабов поддержки различных слоев населения.

Обычно социальная политика реализуется через различные формы социальной работы, крупные разовые государственные решения и мероприятия, а также через социальные программы (специализированные и комплексные).

Можно выделить два аспекта социальной работы: решение повседневных, неотложных проблем клиента и решение задач в перспективе, предвидение и предотвращение острых социальных проблем в глобальном масштабе (безработица, нищета, различные социальные заболевания, наиболее острые формы девиантного поведения и т.д.)

Оба аспекта социальной работы связаны (и обусловлены) социальной политикой государства, основными направлениями, ориентирами развития общества.

Следующий структурный срез социальной работы предопределяется ее универсальным, интегрированным характером как специфическим видом человеческой деятельности. Речь идет об основных направлениях (видах) социальной роботы:социальный диагноз, социальная терапия, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальный контроль, социальное страхование, социальное обслуживание, социальное посредничество, социальное попечительство и др.

Различными могут быть и уровни социальной работы. В зависимости от масштабности социальная работа может проводиться на федеральном (республиканском), региональном (областном), местом и индивидуальном уровнях.

Социальная работа должна быть направлена на поддержание социального порядка и институциональной структуры общества. В ее задачи входит:

· помогать социальным институтам;

· внедрять эффективные методы социальной адаптации и реабилитации;

· предотвращать и предупреждать социальные конфликты;

· управлять и корректировать девиантное поведение и социальную дезорганизацию.

Современный подход в мировой практике заключается в ясном понимании того, что социальная работа является одной из форм деятельности, направленной на достижение социальных изменений. С этих позиций социальная работа является мощным средством предотвращения социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, тем более эффективным, чем больше ресурсов выделяет общество и государство.

Главное предназначение социальной работы — сделать жизнь каждого человека лучше с помощью использования его внутренних ресурсов, а с улучшением жизни каждого человека, в целом происходит улучшение и общества. В этом направлении наряду с развитием государственных социальных структур, необходимо все больше активизировать включение в социальную работу общественных объединений, благотворительных фондов, конфессий, а это и есть главные аспекты социальной политики.

14 Политика и право. При анализе политики весьма важным является вопрос о ее взаимоотношении с правом. Проблема соотношения политики и права, их приоритетов, существует давно. По этому поводу существует даже притча. Как-то поспорили архитектор, политик и юрист о том, чья профессия древнее. Архитектор сказал, что прежде всего человек научился ^троить себе жилище. Юрист заявил, что любое строение изначально должно иметь план и нормативную базу. Политолог же заметил, что еще до Существования самого мира нужно было кому-то создать хаос, а затем возглавить процесс созидания.

Право – одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе, действия и поведение, функционирование объединений и государственных органов. Право (др.-славянское правь – закон) – 1) система общеобязательных норм, охраняемых силой государства; 2) наука, изучающая юридические нормы и правил, регулирующая отношения людей в обществе (правоведение).

Право характеризуется общеобязательностью его правил, их определенностью, применением единого масштаба и меры к ситуациям и отношениям, имеющим одинаковые правовые признаки, Поддержкой и охраной авторитета и силой государства. Специфика и роль права в жизни общества и его субъектов обусловлены тесной связью с государством и характером этой связи. Право не только поддерживается и обеспечивается государством, но и в свою очередь поддерживает и обеспечивает его. Для правового государства характерно признание связанности любых его органов, как и государства в целом, предписаниями права. Пока они не изменены в установленном порядке.

Право и политика – две взаимосвязанные сферы общественной жизни. Взаимоотношения права и политического государства двусторонни: с одной стороны, государство санкционирует и Констатирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за собой меры государственного воздействия; но с другой стороны, само государство поддерживается и обеспечивается правом.

Общим между политикой и правом является то, что они являются регулятивными, взаимозависимыми системами общества. [c.17]

Отличия же между ними в этом смысле проистекают из того, что это различные регулятивные системы. Известный голландский юрист Г. Гроции полагал, что «предмет юриспруденции – это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки – целесообразность и польза».

Важное различие между политикой и правом проистекает из разницы между политической и административно-правовой сферами управления. Право и административно-правовая сфера – это прежде всего законы, указы, распоряжения; политика, политическая сфера управления – это стратегия и тактика поведения и деятельности людей и их организаций, воздействие властных структур на общество с помощью не только, а иногда и не столько правовых норм, сколько многих других средств и мер (силовых, материальных, идеологических, психологических и иных).

Другое отличие между политикой и правом состоит в том, что нормы права достаточно определенны и «устойчивы», а политика более изменчива и непостоянна. У разных групп людей существуют различные, меняющиеся политические ценности и принципы, да и воспринимаются они по-разному. Политика является более гибкой и противоречивой, менее определенной и постоянной, чем право, сферой взаимодействия людей.

Еще одно различие между политикой и правом состоит в том, что политика – более широкое явление, чем право и государство. Она характеризуется не только качеством всеприсутствия, но и может распространять свое поле воздействия на любые сферы, вопросы и проблемы общественной жизни. Политика обычно есть везде, где есть право, но закон далеко не всегда присутствует в политических решениях, отношениях и процессах. Различие между политикой и правом состоит и в том, что политика может видоизменяться очень быстро, а право меняется медленнее и обычно через официальное нормотворчество.

Четкое разделение сферы и функций политики и права может иметь весьма существенное значение – способствовать преодолению некоторых опасных тенденций в развитии общества и его властных структур. Одна из них – крайне расширительное толкование политики, объявление политическими тех проблем, которые могут быть решены административно-правовыми средствами. Именно такая тенденция характера для тоталитарных и авторитарных режимов. Вместе с тем принижается значение и самой политики – политические решения принимаются не на основе научной стратегии и тактики, а посредством насилия, «нажима», манипулирования общественным сознанием и т.п.

Существует и другая опасная тенденция – сведение или сужение политических проблем до рамок административно-правовой системы» Стремление абсолютизировать существующий политический курс органов власти и право, вывести из поля критического анализа, представляется также нерациональным. [c.18]

Можно выделить следующие основные варианты взаимодействия между политикой и правом:

1) подчинение политикой права (например, в силу «революционной» или иной «политической целесообразности»);

2) абсолютизация права и приписывание ему нереальных возможностей;

3) сохранение разумного взаимодействия политики и права: совпадение курса демократических реформ и задач формирования правового государства.

Гармоничное взаимодействие политики и права благотворно отражается как на самих рассматриваемых феноменах, так и на обществе в целом. Правовое и социальное государство служит надежной основой для осуществления подлинно демократической политики в обществе, а она является, в свою очередь, необходимым условием, для соответствующего совершенствования правовых норм в установленном порядке.

В современную эпоху вопрос о взаимосвязи и взаимодействии государственной политики с правом приобретает важнейшее значение еще и потому, что юридическое право только тогда справедливо и гуманно, когда оно одинаково обязательно, а права и обязанности равны для всех граждан, в том числе и для чиновников госаппарата, депутатов, руководителей государства. А действовать такое право будет только в условиях реального политического курса подлинно демократических и социальных реформ.

Принципиальным условием прогрессивного, демократического развития современной России является соблюдение требований ее Конституции, других законов, норм международного права, реализации «духа и буквы» эти документов в политической практике. «Государство должно их неукоснительно соблюдать во всех политических решениях. Такова самая важная и очевидная грань соотношения политики государства с правом, юридически воплощенном в законах»3.

Только политика, основывающаяся на праве, будет подлинно разумной, стабилизирующей и объединяющей общество. Вне права и морали нет места для гуманистической и демократической политики. Идеал – это правовая, высокоморальная политика

15 Политика и экономика. Взаимоотношения власти и бизнеса. В современных условиях хозяйствования существенно повысилась роль бизнеса. Однако, государственное регулирование предпринимательства не учитывает, как правило, ни интересы общества, ни интересы негосударственных коммерческих предприятий и не направлено на установление партнерских взаимоотношений между ними. В этой связи, возросшая необходимость совершенствования государственного воздействия на предпринимательство, устранения многих барьеров, препятствующих конструктивному и динамичному развитию бизнеса, признается всеми субъектами рыночных отношений. Безусловно, недостаточная изученность особенностей взаимодействия органов государственного управления и предпринимательских структур не позволяет создать эффективную систему партнерства, обеспечивающую, с одной стороны, комфортные условия ведения бизнеса, а с другой, — решение значимых социально-экономических проблем.

Установление партнерских отношений — задача, требующая пристального внимания со стороны каждого из субъектов рыночной экономики и тщательно продуманной стратегии по ее решению. Наличие партнерства подразумевает, что обе стороны такого рода взаимодействия должны быть наделены одинаковыми правами и равной степенью ответственности. Вместе с тем, партнерство власти и бизнеса — не простое сложение ресурсов, поскольку каждая из сторон имеет собственные цели, различные мотивации и решает свои конкретные задачи..

Исследование в области совершенствования процесса взаимодействия государственных органов власти и бизнеса становится весьма актуальным, поскольку развитие адекватных партнерских отношений может стать одним из основных путей развития для новой современной России: повышения инновационной активности, развития экономической и социальной инфраструктуры.

Объектом исследования выступает процесс взаимодействия органов государственного управления и предпринимательских структур, направленный на установление эффективного государственно-частного партнерства.

Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов государственной власти и бизнес — структур.

Цель исследования — проанализировать отношения взаимодействия между властью и бизнесом.

Структура государственной власти:

— Режим осуществления государственной власти (политический режим).

Основные черты государственной власти:

— Всеобщность, т.е. распространение государственной власти на все общество в целом.

— Существование системы налогов и сборов.

— Опора на систему методов государственного принуждения.

Основным в понятии «легитимность» является характер («тональность») отношения к власти со стороны подвластного ей населения (народа). Если население (народ) принимает и положительно оценивает власть, признает ее право управлять, и согласен подчиняется ей, то такая власть — легитимная. Если же это не так, и народ власть не «любит» и власти не доверяет, хотя и подчиняется ей до поры до времени в рамках инстинкта самосохранения (прежде всего из-за страха массовых репрессий), то такая власть предстает как нелегитимная.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *