В чем заключается социальный и психологический смысл общения

Общение как социально-психологическое явление

Общение — это процесс особого взаимодействия, по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление (развитие) взаимоотношений, оказание взаимовлияния, на регуляцию совместной деятельности. В общении как процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий (как вербальных, так и невербальных) происходит обмен информацией, ее интерпретация, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, психологическое воздействие.

Первый — макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. Процесс общения изучается в масштабах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни, ставится акцент на анализ психического развития индивида. Учитываются система общественных отношений и место, или позиция, индивида в данной системе.

Круг психологических проблем, связанных с исследованием личности и изучаемых на этом уровне анализа общения, достаточно широк. Это развитие форм общения, взаимосвязи общественного и индивидуального сознания, возрастные особенности психики, формирование жизненных планов.

Третий уровень — микроуровень, содержащий элементарные единицы общения как сопряженные акты, или транзакции. Элементарная единица общения — это не перемежающиеся поведенческие акты, действия участников, а их взаимодействие, содействие или противодействие. Важным является изучение механизмов формирования единиц общения, их типологии, используемых средств и взаимосвязи. Исследование единиц общения, их взаимосвязей и цикличности в процессе общения служит также предметом анализа в психологии речи.

Функции общения многообразны, поэтому существуют разные основания для их классификации. В отечественной социальной психологии принято выделение в общении трех взаимосвязанных сторон: информационной, интерактивной и перцептивной.

Информационно-коммуникативная функция общения заключается в обмене или приеме — передаче информации между взаимодействующими индивидами. Передача информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную, и невербальную коммуникацию, имеющую несколько форм: кинетику (оптико-кинетическая система, включающая жесты, мимику, пантомимику); паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания); проксемику (нормы организации пространства и времени в общении); визуальное общение (система «контакта» глазами).

Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействий.

Аффективно-коммуникативная функция общения связана с трансляцией эмоциональных состояний человека. Общение — это важнейшее проявление эмоциональности человека. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения, когда происходит либо сближение, либо поляризация эмоциональных состояний, их взаимное усиление или ослабление.

Под невербальным общением понимают коммуникацию между индивидами, протекающую без использования слов. Инструментом общения становится тело человека, обладающее широким диапазо­
ном средств и способов обмена информацией; используется также понятие невербальное поведение. Основными средствами, которыми обладает «язык тела», являются поза, движения (жесты), мимика, взгляд, «пространственное» поведение, характеристики голоса.

Невербальные способы общения имеют два источника происхождения : биологический и культурный.

В животном мире позы, движения передают информацию об опасности, близости добычи, выражают отношение друг к другу в конкретных ситуациях. Человек сохранил в арсенале поведения многое из своего гипотетического животного прошлого. Об эволюционном и приспособительном происхождении компонентов невербального общения и поведения свидетельствует, например, то, что одни и те же эмоциональные состояния в разных культурах выражаются одинаковыми способами и средствами.

Вместе с тем известно, что значение движений, поз, жестов в разных культурах несет различный, иногда прямо противоположный смысл. Например, кивок головой у русских означает «да», а у болгар — «нет»; европеец и американец, сообщая о постигшем их горе, принимают скорбное выражение лица, ожидая, что и собеседник сделает то же самое. Вьетнамец в аналогичной ситуации будет улыбаться, потому что он не хочет навязывать свою скорбь собеседнику и избавляет его от притворного выражения эмоций. Такие исследования говорят о неизбежно культурном контексте многих форм невербальной коммуникации.

Невербальное общение может быть осознанным и неосознанным, намеренным и ненамеренным. Информация может передаваться субъектом общения с осознаваемой целью довести ее до сведения получателя. Например, жест, указывающий кому-то направление; угрожающая поза, свидетельствующая об определенных намерениях человека. Но возможно, что отправитель не имел намерения передавать какую-то информацию или даже пытался ее скрыть (например, признаки плохого настроения или болезненного состояния), а получатели тем не менее такую информацию восприняли.

Невербальные средства общения помогают людям ориентироваться в различных социальных ситуациях и регулировать собственное поведение, понимать друг друга и на основе этого строить отношения. Невербальное общение позволяет передать следующие виды информации:

Источник

Конспект урока по социальной психологии на тему «Социальная психология общения»

Конспект урока по социальной психологии на тему

«Социальная психология общения»

Общение и деятельность.

Сущность, структура и функции общения.

Общение и деятельность

Общение — один из важнейших инструментов социализации человека, способ удовлетворения и регулирования его потребно стей, основа взаимодействия с другими людьми.

Понятие «общение», как и любое другое понятие в психоло гии, разрабатывалось многими исследователями (Г. М. Андреева, A. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Куницина, Н. В. Казаринова, B. М. Погольша, Я. Яноушек и др.). В отечественной психологии сложилась устойчивая традиция связывать понятия «общение» и
«деятельность».

Общение есть проявление всей системы отношений (общественных, групповых и главным образом межличностных отношений).

Деятельностная природа межличностных отношений объясняется тем, что в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность.

А.А. Лентьев считает, что общение – это определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения. Общение понимается как один из видов деятельности и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр.

Сущность принципа деятельности в том и состоит, что она тоже рассматривается не просто со стороны формы (т.е. не просто констатируется активность индивида), но со стороны ее содержания (т.е. выявляется именно предмет, на который эта активность направлена).

Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет также детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может «конституировать» общение. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников.

Сущность, структура и функции общения

Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта человечества. Только в процессе общения ребенка со взрослыми, более опытными людьми, у него возникают и развиваются человеческие сознание и речь. Без общения с людьми у ребенка не формируется человеческая психика, сознание, и так называемые «маугли» (дети, попавшие к животным), остаются на уровне животных. Общение является необходимым условием для формирования человеческой психики и личности. Поведение, деятельность, отношение человека к миру и самому себе во многом определяются его общением с другими людьми.

Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества в общении реализуются социальные отношения людей.

Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаи модействия, восприятие и понимание людьми друг друга ( Психологический словарь под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского)

Данное определение выделяет основное содержание самого феномена общения, рассмотренное Г. М. Андреевой (Рис. 2.1.), а именно: передачу информации (коммуникация), взаимодей ствие людей (интеракция), познание людьми друг друга (пер цепция).

Все три стороны общения взаимосвязаны между собой и включены в процесс социализации личности.

В чем заключается социальный и психологический смысл общения. hello html m71d56f84. В чем заключается социальный и психологический смысл общения фото. В чем заключается социальный и психологический смысл общения-hello html m71d56f84. картинка В чем заключается социальный и психологический смысл общения. картинка hello html m71d56f84

Рис. 2.1. Составные элементы категории общения

Под структурой объекта в науке понимается порядок совокупности устойчивых связей элементов объекта исследования, обеспечивающих его целостность как явления при внешних и внутренних изменениях.

К структуре общения можно подойти по-разному как через выделение уровней анализа явления, так и через перечисление его основных функции. Обычно выделяются, по крайней мере, три уровня анализа общения (Б.Ф. Ломов, 1984):

Первый уровеньмакроуровень общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализе психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.

Второй уровеньмезауровень (средний уровень) общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуации общения — по поводу, «чего» и «с какой целью». Вокруг этого стержня, «темы», «предмета» общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями идеями, переживаниями.

Третий уровеньмикроуровень главный акцент на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов или трансакции. Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения — это не смена перемежающихся поведенческих актов, действий участников, а их взаимодействие. Она включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие партнера (Например, «вопрос — ответ», «побуждение к действию — действие», «сообщение информации — отношение к ней» и т. п.).

Общение — процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

В общении можно выделить цель, средства, содержание. Под целью общения понимается то, ради чего люди вступают в общение. Средства общения — способ передачи информации в процессе общения (речь, слова, невербальные средства: интонация, взгляд, мимика, жесты, позы и т. п.). Под содержанием общения понимается информация, которая передается от одного человека к другому.

Общение всегда рассматривалось как полифункциональный процесс. Можно выделить пять основных его функций:

Инструментальная функция – общение обслуживает какую-либо деятельность.

Психологическая функция – общение обусловливает развитие психических процессов, свойств личности, состояний.

Социально -психологическая функция – общение обеспечивает установление контактов, развитие отношений в различных группах.

Социальная функция – обеспечивает передачу общественного опыта, организацию общественного взаимодействия.

Рис. 2.2. Функции общения

Коммуникативная компетентностьспособность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Общение как социально-психологический феномен — это контакт между людьми, который осуществляется посредством языка и речи, имеет разные формы проявления. В зависимости от особенностей общения выделяют различные его виды.

По контакту с собеседником общение может быть:

непосредственное (прямое) — это естественное общение, ко гда люди находятся рядом и общаются посредством речи, мимики и жестов;

опосредованное (косвенное) общение осуществляется в си туациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием. Например: разговор по телефону, пе реписка.

По широте контакта общение выступает как:

массовое, которое представляет собой множественные кон такты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации;

межличностное, выступающее как субъект-субъектное об щение.

По критерию равноправия партнеров выделяют два типа об щения: диалогическое и монологическое.

Диалогическое общение — равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, стремление к реализации целей каждого партнера.

Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объектные от ношения. В свою очередь, оно может быть императивным и ма нипулятивным.

Императивное общение — авторитарная, дирек тивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями и принуж дения к определенным действиям или решениям. Причем цель эта не завуалирована.

Манипулятивное общение — форма меж личностного общения, при которой воздействие субъекта на партнера по общению осуществляется скрытно для достижения своих намерений.

В связи с психологическим пространством жизни личности различают ролевое и личностное общение.

В ролевом общении человек действует, исходя из занимаемого статуса. Например, ролевым будет общение учителя с учениками, начальника цеха с рабочими и т. д. Ролевое общение регламентировано принятыми в обществе правилами и спецификой обращения к другим лю дям.

При формально-ролевом общении регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Личностное общение зависит от индивидуальных особенно стей людей и взаимоотношений между ними в более узком огра ниченном кругу их взаимодействия.

Общение может быть кратковременным или длительным в зависимости от целей, содержания деятельности, индивидуальных особенностей собеседников, их симпатий, антипатий и т. д.

Обмен информацией происходит путем вербального или не вербального взаимодействия.

Вербальное общение связано с ре чью, невербальное — с помощью паралингвистических средств передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы).

Общение осуществляется на разных уровнях. Уровни обще ния определяются общей культурой взаимодействующих объектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем, ценностными ориентациями общающихся, отношением друг к другу.

Самый примитивный уровень общения — фатический (от лат. fatuus — глупый). Он предполагает простой обмен реплика ми для поддержания разговора, не имеет глубокого смысла. Та кое общение необходимо в стандартизированных условиях либо определяется этикетными нормами.

Информационный уровень предполагает обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником эмоциональной, мыслительной, поведенческой активности че ловека.

Личностный уровень характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окру жающего мира. Он построен на позитивном отношении к себе, другим людям и окружающему миру в целом. Это высший ду ховный уровень общения.

Дайте определение понятию «общение» В чем заключается феноменология общения.

Охарактеризуйте основные виды общения. Приведите примеры.

Какие функции выполняет общение? Приведите примеры.

Раскройте сущность социальной и деятельностной природы общения?

Перечислите основные стороны общения, охарактеризуйте их. Назовите их взаимосвязь?

Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по направ. и спец. «Психология»/ Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008.

Арбузова, Е.Н. Практикум по психологии общения / Е.Н. Арбузова, А.И. Анисимов, О.В. Шатровой. – СПб.: Речь, 2008.- 272 с.

Ефимова, Н.С. Социальная психология: учебное пособие. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. — 192 с.

Соснин, В.А. Социальная психология / В.А. Соснин, Е.А. Красникова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА- М, 2008.

Крысько, В.Г. Социальная психология. М., 2001.

Источник

3.1. Определение общения и его функции

3.1. Определение общения и его функции

В психологии общение определяется как сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией познавательного (когнитивного) или эмоционально-оценочного (аффективного) характера.

Помимо обмена информацией в ходе общения осуществляется выработка единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение является основной формой человеческого бытия. Отсутствие или недостаток общения могут быть причиной деформации психики и личности.

Хотя в известном смысле, одиночество также бывает полезным и необходимым для психического здоровья человека. Например, одиночество может быть полезным для переосмысления своих отношений с людьми или осознания ценности общения. У некоторых народов существует обычай оставлять юношей, достигших определенного возраста, в одиночестве на некоторое время. Это испытание помогает понять, как трудно жить одному, молодые люди начинают больше ценить отношения с другими людьми.

Одиночество практикуется для самоусовершенствования человека во многих японских практиках. Методика совершенствования с помощью одиночества называется «моритао». Она считается одной из самых сложных, хотя человек не подвергается ни каким физическим лишениям. Суть данной методики состоит в том, чтобы прожить в пещере неделю. При этом запрещается разговаривать даже с самим собой. Прошедшие через это испытание радуются потом всякой встрече и общению с другими людьми. Но что особо интересно, это то, что у них обостряется потребность не столько говорить, сколько слушать и сопереживать.

Однако, как уже упоминалось, избыток одиночества ведет к психическим и личностным нарушениям. Подтверждением этому могут быть неоднократно описанные случаи одиночных путешествий. В 1952 году французский путешественник Ален Бомбар совершил переход через Атлантический океан на надувной лодке «Еретик». Его целью было доказать, что человек, потерпевший кораблекрушение, может остаться в живых, рассчитывая лишь на свои силы. Следует отметить, что А. Бомбар совершил свое путешествие без воды и еды. Он считал, что океан содержит все необходимое для выживания.

В его дневнике содержится следующая запись: «Полное одиночество невыносимо. Горе тому, кто одинок! Мне кажется, что одиночество наваливается на меня со всех сторон непомерное, бескрайное, как океан, словно сердце мое вдруг стало центром притяжения для этого «ничто», которое тогда казалось мне «всем»… Ничто не в силах разорвать кольцо одиночества; сделать это труднее, чем приблизиться к горизонту. Время от времени я начинаю громко говорить, чтобы услышать хотя бы свой голос, но от этого только чувствую себя еще более одиноким, терпящим бедствие в океане молчания».

В 1938 году англичанин Ричард Бард шесть месяцев провел в избушке среди льдов Антарктиды. Он хотел выяснить, как длительное уединение воздействует на человека. Но уже на четвертом месяце своего эксперимента Р. Бард впал в глубокую депрессию. «Думаю, что человек не может обойтись без общения с другими людьми, как не может жить без фосфора и кальция… Все действия казались мне незаконченными, неполными, бесцельными, лишенными связи с внутренними переживаниями или желаниями… Сотни горьких, навязчивых воспоминаний наплывали на меня по ночам… Мои мысли требовали все меньше слов, я месяцами не стригся, стал рассеян… Я искал здесь покоя и духовного обогащения, но теперь ясно вижу, что обретаю лишь разочарование и безысходность» [11]. Эти факты подтверждают необходимость общения для психического здоровья людей. Отсутствие общения приводит к депрессии, потере навыков элементарной бытовой культуры.

Вместе с тем ощущение одиночества может возникать в окружении людей. То есть одиночество – это психологическое состояние, которое люди могут испытывать даже в ситуации насыщенного общения.

Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Психологический смысл общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого человека и происходит изменение чувств, мыслей, поведения взаимодействующих людей.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель, средства. Под содержанием общения понимается информация, которая передается от одного человека другому.

Под целью общения понимается то, ради чего люди вступают в общение. Средства общения – способ передачи информации в процессе общения.

Функции общения. К основным функциям общения относят:

• креативную или творческую;

Креативная функция общения. Общение является формой существования и проявления творческой сущности человека. Истинно человеческое проявляется в людях именно в процессе общения и благодаря ему. В процессе общения возникают и развиваются человеческие сознание и речь, которые делают человека социальным.

Общение выводит человека за рамки биологической целесообразности. Данное положение хорошо демонстрирует следующий пример. Представим комнату, за ситуацией в которой можно наблюдать через одностороннее зеркало. В комнате – лесенки, палочки, стулья, большие кубы и прочее. А под потолком – конфета. Трехлетнего ребенка приводят в комнату и говорят: «Побудь здесь. Делай, что хочешь». Оставшись в одиночестве, ребенок сначала пытается допрыгнуть или сбить конфету палочкой, затем задумывается, сооружает из наличных материалов неустойчивую конструкцию и достигает конфеты. Но вот в комнату приводят одновременно двух детей: трехлетнего ребенка, который здесь уже был и все знает, и семилетнего новичка. Экспериментатор обращается к старшему: «За малышом еще не пришли, пусть он тихо посидит, он обещал молчать, а ты делай, что хочешь». После чего экспериментатор уходит. И начинают происходить странные вещи. Старший ребенок ведет себя неадекватно. Он не спешит доставать конфету, что-то бормочет себе под нос, прикидывает [17].

Младший ребенок – опытный и всезнающий, не может долго выдержать, тем более, что сотоварищ попался явно несообразительный. Он начинает давать советы, делиться опытом и слышит в ответ следующее: «Так каждый может».

Пока человек остается наедине с самим собой ему часто хватает биологически целесообразной активности. Подумал, съел конфету. Присутствие других делает человека способным на биологически сверхактивные действия. Когда человеческое «я» соприкасается с другим «я», ему становятся тесны узкие рамки биологической целесообразности, в человеке просыпаются творческие, безграничные силы и желания – индивидуальность, неповторимость, уникальность. В этом отношении эксперименты с детьми, особенно показательны. Взрослые могут носить собеседника в самом себе, творить для своего идеального «я». Но именно общение – реальное (внешнее) или мысленное (внутреннее) – способствует пробуждению в человеке истинно человеческого.

Коммуникативная функция общения выражается в способности передачи информации от одного человека, другому. Хочется акцентировать внимание на том, что нельзя ставить знак равенства между понятиями коммуникация и общение. Общение это более широкое понятие и не сводится лишь к передачи информации.

Общение является необходимым условием для формирования личности. Поведение, деятельность, отношение человека к миру и самому себе во многом определяются общением с другими людьми. В житейской психологии данное утверждение отражено в пословице: «С кем поведешься – от того и наберешься». В научном языке личностно формирующее значение общения выражается через термины «интериоризация» и «экстериоризация». Суть данных терминов состоит в том, что внешние формы взаимодействия трансформируются во внутренние психические функции и процессы (происходит процесс интериоризации). В свою очередь интериоризированные психические процессы и функции проявляются в самостоятельной деятельности человека, таким образом, происходит их трансляция во вне (экстериоризация).

Роль общения в формировании личности, превращении индивида как представителя вида «человек» в человека разумного, хорошо иллюстрируют примеры касающиеся детей – «маугли». Ребенок, выращенный животными, вне общества не становится человеком в полном смысле этого слова, остается индивидом, но не становится личностью.

Психотерапевтическая функция общения в жизни человека любого возраста выражается в потребности подтверждения своего «я» со стороны окружающих. Анализ культуры различных народов показывает, что у преобладающего большинства существует обязательный минимум подтверждения. Этот минимум заложен в языке, закреплен в правилах хорошего тона и морального поведения. Суть ежедневных приветствий можно выразить следующей формулировкой: «Ты существуешь для меня, ты мне не безразличен». Даже если люди встречаются по нескольку раз на день, принято оказывать друг другу минимальные знаки внимания (кивок, улыбка и т. д.).

В начале XX века английский психолог и философ У. Джеймс говорил, что для человека нет более страшного наказания, чем находиться в обществе и быть не замечаемым другими людьми.

Психологическое неподтверждение разрушительно для личности. В детском возрасте подтверждение или неподтверждение психологического существования особенно сильно влияют на формирование самооценки, эмоциональное самочувствие, психическое здоровье в целом. Английский психиатр Р.Д. Лэйнг считал, что причиной подростковой шизофрении является хроническое и последовательное непотверждение матерью своего ребенка.

Объем минимального психологического подтверждения варьирует от одной культуры к другой. Зависит от общего социально-психологического состояния общества и конкретного человека. Чем стабильнее общество в целом и каждый человек в частности, тем меньше им требуется знаков для того, чтобы чувствовать себя уверенными и защищенными. Соответственно в тревожные для общества или отдельного человека дни потребность в подтверждении возрастает [18].

Психотерапевтическая функция общения ярко проявляется в следующем примере. В 30-х годах XX века в США был проведен следующий эксперимент. Были взяты две клиники для детей с трудноизлечимыми заболеваниями. Условия в клиниках были сопоставимыми: квалификация персонала, уход, адекватное медикаментозное лечение. Различие состояло лишь в том, что в одной больнице родственников к детям не пускали – опасаясь инфекции, а в другой предписания были изменены и в определенные часы дети могли общаться с родственниками в специально отведенной комнате. Через несколько месяцев результаты эффективности лечения в обеих клиниках сравнили. Оказалось, что в первой клинике коэффициент смертности приблизился к одной трети, а во второй не умер ни один ребенок. В прямом смысле слова детям помогло выжить общение. Таким образом, общение может выступать мощным профилактическим средством, поддерживающим иммунитет [5].

Помимо перечисленных функций, некоторые психологи выделяют следующие:

инструментальная – характеризует общение как социальный механизм управления, позволяющий получить и передать информацию, необходимую для осуществления какого-либо действия или принятого решения:

интегративная – общение может выступать как средство объединения людей;

трансляционная – служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений;

экспрессивная – позволяет партнерам по общению выразить и понять эмоции, переживания друг друга;

социализирующая – проявляется в усвоении норм культуры и ценностей определенного общества;

функция самовыражения – позволяет продемонстрировать личностный, интеллектуальный, психологический потенциал;

социально-контролирующая – регламентирует поведение, деятельность, речевые высказывания участников общения [4].

Многообразие функций общения влечет за собой разнообразие видов общения. Способы, сферы и динамика общения определяются социальными функциями вступающих в него людей, принадлежностью к той или иной общности, индивидуальными свойствами личности.

Можно выделить следующие виды общения.

Светское общение. Смысл общения заключается в том, что люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Общение беспредметное и закрытое. Так как точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения.

«Контакт масок». Вид общения очень близкий к светскому общению. Используются привычные маски вежливости, участливости, скромности, безразличия, строгости. Преобладают стандартные фразы, жесты, выражения лица, позволяющие скрыть, истинные эмоции и отношение к собеседнику. Данный вид общения особенно характерен для жителей больших городов. Некоторые авторы указывают на необходимость «контакта масок» в определенных ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности. Опасность состоит в том, что маска может «прилипнуть» очень крепко.

Деловое общение. Учитываются особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личные расхождения или симпатии. Общение направлено на дело и результат.

Примитивное общение. Партнер по общению оценивается с точки зрения полезности. Если человек нужен – с ним активно вступают в контакт, если мешает – игнорируют. При получении от партнера по общению желаемого, всякий интерес к нему теряется, и это не скрывается.

Формально-ролевое общение. Общение опосредовано исполняемыми социальными ролями (продавец – покупатель, руководитель – подчиненный), личностные качества вторичны. Социальная роль – способ поведения человека, задаваемый обществом. Ролевое общение помогает людям создавать и поддерживать отношения, построенные на деловых, формально-социальных контактах. В таких отношениях именно ролевые ожидания участников общения определяют, как будет воспринят партнер, какие качества и характеристики в нем будут замечены и приняты. Роль определяет также оценку человеком себя в данной ситуации. В ролевом общении человек не свободен в выборе стратегии своего поведения, восприятии партнера и самовосприятии. Человек лишается определенной спонтанности своих реакций, но обретает чувство принадлежности, социальной защищенности, включенности в группу. Образы и действия задаются занимаемой социальной позицией: «Я сейчас преподаватель и, следовательно…», «Я как представитель своего народа…», «Я родитель, а значит, должен…» Чаще всего социальные роли задают своим носителям лишь основные контуры поведения. Многое зависит от понимания человеком своей роли и ролей других участников общения, от имеющегося личного опыта, от творческих возможностей. Каждый человек вносит в свои социальные роли личностную уникальность и неповторимость.

Есть культуры, более тяготеющие к ролевому общению, и культуры, более склонные к созданию между людьми межличностных, эмоциональных отношений. В культурах первого типа легче выстраиваются деловые, официальные отношения, но существует риск переноса дистантного общения в интимноличностную сферу. В культурах второго типа, больше человеческой теплоты, но возникают сложности с построением субординационных, неравноправных в социальном плане отношений. Российская культура относится ко второму типу.

Межличностное общение определяется уникальностью индивидуальных качеств личности, а социальные роли вторичны.

Монологическое общение. Субъект-объектное общение, при котором субъект общения (лицо, обладающее активностью, осознанными целями и правом их реализации) связывает реализацию своих целей с партнером, рассматривая его как объект общения (лицо пассивное, имеющее цели менее важные, чем цели субъекта). Можно выделить две разновидности монологического общения – императив и манипуляцию.

Императив – вид общения, при котором субъект не скрывает приоритетности своих целей перед целями партнера. Чаще всего императивный вид общения используется для установления контроля за внешним поведением человека. В качестве способов оказания влияния используются приказы, указания, предписания, требования, поощрения. Императивный вид общения оправдан в экстремальных условиях, но абсолютно не уместен в интимно-личностных, супружеских и детско-родительских отношениях.

Очень ограничены возможности применения императивного общения в практике воспитания и обучения. Между тем, по мнению В.Я. Лядиуса, организация процесса усвоения в традиционной системе образования узаконила преимущественно один тип учебного взаимодействия. Это такое взаимодействие, где резко разведены и поляризованы позиции учителя и ученика. Активность последнего регламентируется в узких рамках имитации действий учителя, подражания задаваемым образцам. Учебное взаимодействие по типу имитации действий учителя порождает и соответствующую форму усвоения опыта – репродуктивную, которая характерна для всех этапов обучения – от начального до конечного.

Императивный вид общения оправдан в том случае, если действия воспитанника содержат угрозу для его жизни или жизни окружающих. Усвоение всего остального многообразия форм поведения и ценностей должно происходить другим путем, позволяющим ребенку личностно перерабатывать и усваивать информацию и требования взрослого. Доминирование императивного вида общения препятствует формированию таких качеств личности, как: критичность, самостоятельность в поступках и оценке своего и чужого поведения.

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лести, запугивания, вызывания чувства вины, искажение информации или ее сокрытие, «приклеивания ярлыков» и т. п.). «Манипуляция – это такое психологическое воздействие на человека, в процессе которого он выступает объектом неких действий, направленных на то, чтобы «прибрать его к рукам» с помощью махинаций, отвлекающих уловок и приемов». Склонность к манипулированию свойственна большинству людей, разница заключается в частоте проявления. В определенной мере формирование манипулятивных склонностей провоцируется условиями жизни, результатом взаимодействия с социальной средой, угрожающей человеку. Вместе с тем надо помнить, что манипуляции в межличностном общении пагубно влияют как на личность манипулятора, так и его близких. Негативные последствия манипулирования обусловлены возникновением подозрительности, боязни близких отношений, отчужденности от других людей, чувством внутреннего дискомфорта. Неискренность, ложь, контроль, свойственные манипуляциям, приводят к непомерному психическому напряжению и пагубно сказываются на здоровье манипулируемого и манипулятора.

Оценивая манипуляцию как скорее негативный вид общения, следует сказать, что существуют целые области социальных отношений, где манипуляция разрешена и «законна». В частности: сферы бизнеса, политики, рекламы, пропаганды, идеологии.

Отношению к другому человеку как к средству, может быть противопоставлено отношение к нему как к ценности. Такой вид общения получил в отечественной психологии название диалога (М.М. Бахтин). В западной традиции – общение гуманистического типа (К. Роджерс). Диалогическое общение заключается во взаимосвязанном познании, самопознании и саморазвитии партнеров. Такое общение предполагает полное взаимопринятие партнерами по общению друг друга, положительным эмоциональным тонусом их взаимоотношений, возможностью в самораскрытии. По мнению ряда психологов, именно диалогическое общение в наибольшей мере способствует высоким достижениям в образовательной и воспитательной практике.

Диалогическое общение разрушается, если партнеры переходят на язык догм, используют ссылки на непререкаемые авторитеты, народную мудрость.

По способу воздействия можно выделить непосредственное и опосредованное общение.

Непосредственное (прямое) общение осуществляется при непосредственном контакте, «лицом к лицу», является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе с развитием цивилизации возникли различные виды опосредованного общения.

Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств письма, телевидения, интернета, рдио. Для данного вида общения характерна отсроченная во времени и пространстве обратная связь.

В зависимости от используемых средств общения можно выделить вербальное (в переводе с латинского – «устный, словесный») общение и невербальное.

• В вербальном общении основным средством передачи информации является речь. Речь является самым универсальным средством передачи информации, так как потеря смысла сообщения минимальна.

• Средствами невербального общения выступают: мимика, жесты, поза, дыхание, интонация голоса, контакт глаз и др. Как показали исследования, в ежедневном общении, слова составляют 7 %, звуки и интонации – 38 %, прочее неречевое взаимодействие – 53 %. То есть, большая часть информации передается с помощью невербальных средств общения [5].

Существует несколько подходов к структурированию общения. Согласно наиболее распространенному, в общении выделяют три стороны: перцептивную – означающую процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению; коммуникативную – состоящую в обмене информацией между общающимися людьми; интерактивную – заключающуюся в организации взаимодействия между общающимися.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

18. Уровни и функции общения

18. Уровни и функции общения Самый примитивный уровень общения – фатический (от лат. fatuus – «глупый»), предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться.

1.5. Функции и цели общения

1.5. Функции и цели общения Принято различать три функции общения: информационную, аффективную и регулятивную. Информационная функция связана с передачей партнерами общения информации друг другу, аффективная — с взаимообменом (по механизму заражения) эмоциями. Под

Определение общения

Определение общения Во введении к книге мы уже отметили тот факт, что сфера общения в последние два–три десятилетия привлекла пристальное внимание исследователей. Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали

Функции общения. Значение общения

Функции общения. Значение общения Анализ понятия общения и раскрытие его понимания позволяют подойти нам к определению его функций и значения. Существуют разные возможности выделения основных функций общения в жизни человека. Так, например, из нашей дефиниции легко

II. Роль и функции общения со сверстниками в психическом развитии детей

II. Роль и функции общения со сверстниками в психическом развитии детей Начнем с последнего вопроса и укажем, что насчет роли общения со сверстниками и его функции в онтогенезе мы не встретили пока в психологии общепринятого содержательного мнения. Конечно, подавляющее

Лекция 15. Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры

Лекция 15. Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры Известны два основных вида социальных контактов: деятельность, о которой уже шла речь в отдельной лекции во втором разделе, и общение, о котором будет подробно рассказано в предлагаемой лекции.Между

4.1. Определение юмора, его виды и функции

4.1. Определение юмора, его виды и функции Юмор нередко становился предметом исследований в социологии, антропологии, психологии и других науках о человеке. Изучение юмора позволяет лучше понять человека и его отношение к себе и окружающему миру. Юмор также тесно связан с

33. Функции и средства общения

33. Функции и средства общения Функции общения – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека:1) информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются:

3.1. Функции и структура общения

3.1. Функции и структура общения Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в

Основные функции и структура педагогического общения

Основные функции и структура педагогического общения Социально-педагогический смысл труда учителя заключается в содействии психическому развитию ученика, а главным «инструментом» в этом плане выступает его психологическое взаимодействие с ребенком, педагогическое

Определение стиля общения педагога ( по анкете А. А. Леонтьева )

Определение стиля общения педагога ( по анкете А. А. Леонтьева ) Ход выполненияПредлагается проанализировать особенности стиля педагогического общения и оценить степень проявления каждой характеристики в соответствии с предложенной схемой по 7-балльной

Рис. 1. Функции.

Рис. 1. Функции.

5. Радость интимного общения или общения в компании

5. Радость интимного общения или общения в компании Благодаря упражнениям предыдущих разделов вы усовершенствовали свои физические и интеллектуальные способности, а также смогли свежим взглядом взглянуть на мир, оценив его красоту.Но среда, в которой мы живем, не

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *