В чем заключается социологическое объяснение отклоняющегося поведения
Социологические объяснения девиантного поведения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие девиантное поведение
Девиантное поведение представляет собой поведение, которое отличается от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в конкретных сообществах в определённый период их развития. Негативное девиантное поведение может привести к использованию обществом определённых формальных и неформальных санкций, таких как изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя и многое другое.
Помимо этого оно означает:
Первое значение девиантного поведение является предметом педагогики, психологии, психиатрии. Во втором значении оно будет предметом социальной психологии или социологии. Важно отметить, что данное разграничение является относительным.
Такое понятие как норма является исходным для понимания отклонений. Социальная норма представляет собой исторически сложившийся в определенном обществе предел дозволенного поведения. Социальные нормы являются результатом адекватного или искаженного отражения в поступках и сознании людей.
Причины девиантного поведения
В каждом обществе существуют люди, которые нарушают существующие в данном обществе нормы. Будь то правовые, моральные, либо эстетические.
Социологи неустанно стремятся объяснить причины и природу девиантного поведения. На сегодняшний день сложились определенные подходы, объясняющие причины девиантного поведения в обществе.
В конце XIX века появляется теория итальянского врача Ламброзо. Он говорит о том, что предпосылки девиантного поведения заложены генетически. Им вводиться такое понятие как «Криминальный тип». Он считает, что именно он есть результат деградации людей на самых ранних периодах развития.
Готовые работы на аналогичную тему
Существуют определенные внешние признаки, по которым можно определить девиантного человека. К ним относятся выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли и т. п.
По мнению известного американскго врача и психолога Уильяма Х. Шелдона, важным является строения тела. У людей определённое строение тела означает наличие определенных личностных черт. Им были выделены основные типы людей: эндоморфы, мезоморфы, эктоморфы. Данные подходы получили название биологических.
Помимо биологического подхода, существует психологический подход. Он часто применяется к анализу криминального поведения. Данный подход предложили теорию, в которой девиантные поступки связаны с психическими отклонениями.
Социологические объяснения девиантного поведения
Эмиль Дюркгейм один из первых кто предложил социологическое объяснение девиантного поведения. Оно было предложено в теории аномии. Он применял данную теорию в своём исследовании сущности самоубийства. Главной причиной самоубийств было, по его мнению явление, названное им аномия, которое в означает разрегулированность.
В дальнейшем теорию аномии развил Р. Мертон. По его мнению, главной причиной девиции был разрыв между социально одобряемыми средствами достижения и культурными целями общества.
Он выделил пять видов поведения, четыре из которых относят к девиации:
Социологическое объяснение девиантного поведения
Социологическое объяснение учитывает социальные и культурные факторы, на основе которых людей считают девиантами.
Самоубийство (или суицид) является, на первый взгляд, индивидуальным действием, однако причины его в основном социальны, это социальная патология. В своём известном труде «Самоубийство» Дюркгейм выделил три типа самоубийств:
— эгоистическое (например, известный мотив – «жизнь не удалась, я крайне разочарован в окружающих, никто меня не любит» и т.д.);
— альтруистическое («я приношу близким одни страдания, так лучше их избавить от этого»);
— аномическое (вследствие несовладания с кризисом: «я разорён, и жизнь в нищете невыносима»).
В 2004 году частота самоубийств в Беларуси составила 33,1 человека на 100 тысяч населения. «Рекордным» по самоубийствам был 1996 год (35 на каждые 100000 населения). По определению Всемирной организации здравоохранения, к странам с высоким уровнем самоубийств относятся те, где ежегодно сводят счёты с жизнью более 20 человек из 100 тысяч.
Типы отклоняющегося поведения Мертон различает в связи с разным отношением людей к общественно ободряемым целям и нормативным средствам их достижения. По Мертону, выделяются следующие типы поведения в зависимости от отношения индивида (положительного «+» или отвергающего «—») к целям и социально одобряемым средствам их достижения.
Типы поведения: | Отношение индивида к: | |
целям | средствам | |
Конформизм (нормативное поведение) | + | + |
Инновация (положительная девиация) | + | — |
Ритуализм | — | + |
Ретритизм | — | — |
Мятеж | ± | ± |
Социология отклоняющегося поведения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность отклоняющегося поведения
Люди в своем подавляющем большинстве стремятся к тому, чтобы соответствовать общепринятым нормам и ценностям. Это помогает им чувствовать себя увереннее в обществе, не испытывать страха того, что они могут быть изгнаны оттуда. По большей части именно благодаря нормам и правилам поведения, в обществе доминирует предсказуемость действий индивидов, причем повторяются они у людей, которые могут быть не связаны друг с другом ни по каким видимым признакам.
Но иногда происходят ситуации, когда человек начинает действовать против действующих законов и порядков, и считает свое поведение абсолютно приемлемым и нормальным. Такое поведение совершенно не соответствует ожиданиям общественности, оно противоречит им и даже может быть опасным. Некоторые люди намеренно отказываются от того, чтобы следовать указаниям и правилам, и в результате этого их действия признаются девиантными.
Такое поведение, соответственно, также получило название «девиантное», то есть отклоняющееся от общественных норм, асоциальное.
Тем не менее, в современной науке принято выделять девиантное поведение следующих типов:
Негативное отклоняющееся поведение проявляется в виде бродяжничества (то есть, как беспризорничество, преимущественно детское, вызванное отсутствием внимания и воспитания со стороны родителей и других взрослых, которые несут ответственность за ребенка) либо в виде агрессивного поведения, которое проявляется в отношении окружающих (преимущественно, в отношении членов семьи), а также в отношении животных.
При этом такое агрессивное поведение не всегда может быть осуждено с точки зрения закона, поскольку оно порой не выходит за его рамки.
Готовые работы на аналогичную тему
Наиболее часто проявляющиеся формы отклоняющегося поведения – наркомания, алкоголизм, а также токсикомания. Статистика показывает, что именно зависимость человека от каких-либо веществ может стать причиной нарушения общественного порядка и, как следствие, нанесения вреда жизни или здоровью не только окружающих, но и самому себе.
Причины отклоняющегося поведения
С точки зрения социологической, а также социально-психологической наук, отклоняющееся поведение человек начинает проявлять по ряду некоторых причин. Чаще всего их соотносят с тем, что изначально индивид не получил достаточного воспитания, а также внимания со стороны семьи, а процессы его первичной социализации имели массу огрехов и пробелов, из-за чего в раннем возрасте человек не освоил общепринятые нормы и ценности, или хотя бы их начальные формы.
Также среди факторов, которые рождают отклоняющееся девиантное поведение, мы можем выделить следующие:
Также причинами девиантного поведения являются некоторые макросоциальные факторы. Они вызваны недостаточным социально-культурным, а также социально-экономическим развитием общества. Когда государство или отдельный регион находится в состоянии упадка и кризиса, то население решается на любые меры лишь для того, чтобы улучшить свое положением. Преимущественно, такие меры носят отрицательный характер: воровство, разбой, мошенничество, нападения. Все это – одни из форм девиантного поведения, за которые назначается уголовное наказание в соответствии с законодательством.
Как мы уже отметили чуть выше, склонность к отклоняющемуся поведению имеют те личности, которые в большей степени склонны к алкоголизму, а также к некоторым психологическим зависимостям, наркомании. Это может передаваться от старшего поколения к младшему, поэтому специалисты неоднократно подчеркивают тот факт, что именно в семье в ребенка должны заложить основы его воспитания и в целом жизни, чтобы в дальнейшем он мог самостоятельно уметь отличить добро от зла, хорошие поступки от плохих. Также внутренняя мотивация способствует саморегуляции, отсутствию желания навредить себе или окружающим, нежелание в целом оказаться в таком положении, чтобы потом отвечать не только перед обществом, но и перед законом.
Таким образом, отклоняющееся поведение – это социальный феномен, который рассматривается специалистами с точки зрения влияния личности на общественную систему. Сегодня в мире существует большое количество механизмов для регуляции такого поведения, но все же мы нередко сталкиваемся с настоящими вспышками девиантности, а статистика показывает, что именно ввиду подобного рода отклонений чаще всего люди (особенно подростки) совершают необдуманные поступки. На такие проблемы в первую очередь должны обращать родители и опекуны, а затем уже социальные службы, которые организуют свою деятельность в соответствии с государственной политикой в данной сфере. Важно быть более внимательным, уметь протянуть руку помощи человеку, который оказался в сложной ситуации, и выявить истинные причины, по которым он принял решение использовать подобные асоциальные методы для достижения своей цели.
Словосочетание «девиантное поведение» у многих рождает ассоциацию с преступностью, психическими заболеваниями и просто аморальными поступками. Однако в психологии далеко не всякое девиантное поведение считается негативным явлением. Тем более, что социальные нормы и стандарты сами по себе бывают деструктивными и «неправильными».
Что такое девиантное поведение
Устойчивое проявление девиаций заставляет общество применять к данному человеку санкции – изоляцию, наказание, исправление, лечение.
Попросту говоря, девиация – это нарушение каких-либо правил. В связи с этим психологи утверждают, что абсолютное большинство людей на планете являются девиантами. Действительно, трудно прожить всю жизнь, не нарушая ни единого установленного правила – под этим понимаются не только государственное законодательство, но и некие неформальные установления, вроде необходимости общаться с друзьями в свободное время. Слишком высокое трудолюбие («трудоголизм»), увлечение диетами – это тоже девиации.
Признаки отклоняющегося поведения
Выделяются чёткие признаки того, что действия индивида являются отклоняющимся поведением, а именно:
Последний признак, однако, является спорным. Ведь под понятие девиантного поведения подпадают и такие случаи, как талант, гениальность, героизм и самопожертвование. Такие действия и проявления тоже нарушают какие-то установленные правила, но в конечном итоге их целью является созидание, иногда даже спасение общества.
Виды отклоняющегося поведения
Психология, социология и медицина имеют свои подходы к определению девиантного поведения и по-разному классифицируют его виды. Разные научные направления даже по-разному определяют поступки и действия – какое-то действие одна школа считает «нормальным», а другая – девиантным.
Одна из существующих классификаций отклоняющегося поведения предложена Ц.П. Короленко и Т. А. Донских – отечественными психиатрами.
Поведение человека само по себе является реакцией на общественные нормы. Таких реакций может существовать всего несколько, и их описание дал в своё время Роберт Кинг Мёртон – один из крупнейших социологов двадцатого века.
Каждое общество формирует как цели своего существования, так и средства их достижения, и каждый индивид отвечает на это посредством одной из возможных реакций:
Три из этих типов поведения являются откровенно девиантными. А вот ритуальное поведение в большинстве случаев не воспринимается как девиантное: общество, как правило, обращает внимание лишь на внешнюю сторону поведения отдельных людей. Есть мнение, что почти все члены общества исповедуют ритуальное поведение, не задумываясь о целях существования или даже прямо отрицая их.
Причины девиантного поведения
«Неправильное» поведение людей может быть продиктовано одним или несколькими возможными факторами:
Биологические факторы
Некоторые люди сами по себе предрасположены действовать не так, как им велят окружающие. Таких людей иногда можно определить по внешнему облику.
Психологические факторы
Девиантное поведение в данном случае объясняется воздействием на человека внешних факторов и раздражителей, а также его психологическим складом, имеющим врождённый характер.
Социологические факторы
В данном случае «неправильное» поведение объясняется непостоянством социальных норм и правил, их изменчивостью, разложением и отторжением, из-за чего образуется некий духовный вакуум в социуме.
Можно сказать, что основная причина девиантного поведения заключается в несоответствии желаний и намерений отдельного человека запросам и установкам большинства. Склонность к «неправильным поступкам» заложена в самой природе человека, который является не только социальным организмом, но ещё и личностью. Человеческий социум имеет много сходного с сообществами так называемых общественных животных (муравьёв, львов, слонов и др.), но есть и существенное отличие: люди в обществе не являются точной копией друг друга и всецело не полагаются в своей жизни на некий общий «сверхразум». Если у животных социум способствует сохранению и продолжению рода, то у человека он играет двоякую роль; социум может не только защищать своих членов, но и подавлять и уничтожать наиболее ценных из них.
Естественно, здесь возникают разногласия между общественным «сверхразумом» и разумением отдельного человека. И это не всегда эгоистическое разумение: многие люди имеют обострённое чувство жалости и справедливости, они хотят и могут сделать мир лучше. Но большая часть людей не хочет «лучше», она хочет лишь стабильности.
Бывает и так, что человек вроде бы и не является носителем каких-то полезных качеств для всего социума, но и разрушительными его желания не назовёшь. Например, он просто хочет танцевать свои любимые танцы и слушать любимую музыку, несмотря на то, что в данном социуме эти танцы и музыка считаются неприемлемыми. Так было, к примеру, в СССР, когда преследовали «рокеров», «стиляг» и тому подобных представителей так называемых гедонистических субкультур. Гедонистическими называют субкультуры, развивающие получение удовольствия и позитивных эмоций от жизни. Однако на участников таких субкультур в разное время навешивали уничижительные ярлыки и объявляли их разрушителями. Признаком девиантного поведения в СССР официально считалась даже улыбка на дискотеке – за неё могли привести в милицию или отчислить из Комсомола.
Является ли девиантным поведением наркомания
На самом деле таковым является лишь употребление тяжёлых наркотиков. Умеренное употребление лёгких наркотиков не наносит вреда окружающим и приносит гораздо меньше время самому потребителю, чем банальное курение сигарет. Между тем употребление лёгких наркотиков в нашем обществе заклеймено как деструктивное поведение, тогда как курение сигарет считается вполне нормальным, а алкоголизм (самое разрушительное явление в обществе) даже всячески поощряется в неких кругах. Больше того, трезвый образ жизни считается девиантным поведением, хоть и неофициально: «А ты чё не пьёшь, не русский, что ли?!».
Условность понятия «отклоняющееся поведение» наглядно показали авторы антиутопий. Так, в романе Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» девиантным поведением является чтение. В других антиутопиях это могли быть любые личные отношения, прикосновения, объятия, рациональное поведение, даже уклонение от развлечений («О дивный новый мир» Хаксли). Таким образом, то, что в нашем мире считается нормальным и даже поощряется, в антиутопиях объявлялось преступным и аморальным.
Впрочем, подобные трансформации имеют место не только в антиутопиях. К примеру, в России до революции девиантным поведением считалось уклонение от посещения храма и неверие в бога; в советскую эпоху, наоборот, таковым считались посещение церкви и религиозность; в наше время правящими кругами насаждается прежний, дореволюционный взгляд – пока неофициально, но это вполне может принять официальный вид.
Выше было сказано о биологических факторах девиантного поведения. Они действительно могут иметь некоторое влияние на человека, но нельзя их преувеличивать. Бывают излишне злобные и агрессивные люди, имеющие к тому же сниженный уровень интеллекта и с трудом поддающиеся влиянию окружающих – необучаемые, не способные обуздывать физиологические влечения. Итальянский психиатр Чезаре Ломброзо установил, что примерно у трети рассмотренных им заключённых тюрем помимо этого набора психологических характеристик наблюдаются внешние признаки «криминальности»: неправильная челюсть, длинные руки, редкая борода и др. Однако впоследствии теория Ломброзо была опровергнута. Действительно, не всякий «обезьяноподобный» человек оказывается носителем преступного поведения, и далеко не каждый принципиальный (или «врождённый») преступник имеет указанную внешность.
У разных исследователей неоднократно были попытки объяснить девиантное поведение биологическими особенностями организма. По одной из таких теорий, существенную роль в этом играет фигура: полные люди общительны и дружелюбны, люди с хрупким телом склонны к осторожности, нервозности и самоанализу, а те, кто имеет стройное тело и развитую физическую силу, отличаются напористым характером, малочувствительны к боли и с большей вероятностью оказываются преступниками.
Больший вес имеют социально-психологические теории девиантного поведения. Автором одной из них является Беккер. По его мнению, высшие и влиятельные слои общества склонны навешивать определённые ярлыки на представителей низших слоёв, и эти ярлыки играют роль самоисполняющихся пророчеств. К примеру, традиционно девиантными считаются такие группы населения, как цыгане, бомжи, а также алкоголики и наркоманы. Представители этих категорий населения подвергаются унижениям, оскорблениям, их права нарушаются, несмотря на то, что среди этих людей изначально есть много «нормальных», которые не нарушают законы и не обижают других. Ярлыки и унижения, однако, вынуждают этих людей противодействовать, и не всегда это законные способы. Цыгане, поголовно объявленные преступниками, в итоге действительно становятся преступниками, ведь для них оказываются закрыты законные способы удовлетворения жизненных потребностей.
Однако с психологическими факторами не всё столь однозначно. Скажем, классический бихевиоризм утверждает, что все поступки человека – это реакции на определённые воздействия окружающей среды; и если ребёнка с самого начала строго наказывать за проступки, в дальнейшем у него выработается боязнь совершать такие действия. Это похоже на дрессировку животных. В действительности отнюдь не всякий человек указанным образом реагирует на такую дрессировку. Часто бывает так: как только наказания прекращаются, человек чувствует, что у него развязаны руки, и пускается во все тяжкие. Держать такого человека в рамках дозволенного может только постоянная угроза быть наказанным.
Девиантное поведение и реакция на него наглядно описаны в известной модели «ведро с крабами». Как только один краб пытается выбраться из ведра наружу, остальные тут же втягивают его обратно. Вся вина этого единственного краба заключается в том, что он ведёт себя не так, как остальные, и делает иной выбор в своей жизни; но остальные воспринимают такое поведение как разрушение всего общества.
Социологические объяснения девиантного поведения
Вряд ли какая-нибудь область социальных исследований привлекала к себе внимание социологов больше, чем проблема девиантного поведения и связанные с ним причины и мотивы. Однако многочисленность теорий и концепций говорит о неопределенности, противоречивости во мнениях исследователей даже в отношении самого определения отклоняющегося поведения. Это связано с тем, что сами комплексы социальных норм, нарушение которых и составляет существо девиантного поведения, заметно отличаются в разных обществах, и исследователям, каждый из которых является членом своего общества, бывает довольно трудно прийти к согласию.
Н. Смелзер в своем учебнике проводит краткий обзор самых разнообразных теорий, объясняющих девиантность поведения, – от биологических, трактующих отклонения врожденными, генетически приобретенными качествами психики, до радикально-криминологических, считающих девиацию продуктом противодействия отдельных социальных слоев господствующим нормам капиталистического общества. Типология этих теорий сведена у него в единую таблицу.[240]Мы не будем касаться здесь физиологических и психоаналитических объяснений, а обратимся к некоторым наиболее авторитетным социологическим концепциям.
Одной из известных концепций является теория навешивания ярлыков (Labelling theory). Эта теория основана, по существу, на двух положениях. Первое состоит в том, что девиантным действием считается не просто нарушение какой-либо нормы, а фактически любое поведение, которое с успехом определяется как девиантное, если на него навешен определенный ярлык, относящий его к этой категории. Другими словами, девиация содержится не столько в самом действии, сколько в реакции других на это действие. Второе положение утверждает, что само навешивание ярлыков продуцирует или распространяет девиацию. Ответ девианта на социальную реакцию ведет к повторной девиации, вследствие чего девиант приходит к принятию самоимиджа или определения самого себя как человека, который перманентно заключен в рамки девиантности своей роли. Особенность подхода здесь состоит в том, что теория ярлыков рассматривает девиацию не в качестве внутренней недисциплинированности девианта или его психологической предрасположенности к тому, чтобы нанести вред окружающим, а как результат социальных обвинений и проявления контроля со стороны общества за поступками своих членов.
Если юный правонарушитель оказался задержанным полицией по обвинению в каком-то проступке, то это может оказать серьезное влияние на всю его дальнейшую жизнь. Некоторые из таких последствий могут носить преимущественно психологический характер: те, кто раньше считал, что они такие же, как и все другие, начинают считать себя особенными. Когда на таких людей налепляют ярлык преступника, можно сказать, что с помощью этого ярлыка они уже сами начинают мнить себя попавшими в сеть преступных организаций, то есть обретают криминальную идентичность. Каждый последующий шаг по этому пути все более укрепляет у них ощущение, что они уже стали какими-то иными – не такими, как все, и не такими нормальными, как прежде. Иногда такой процесс называют также стигматизацией. В социологическом смысле стигма[241]– это социальный признак, дискредитирующий индивида или целую группу. Бывают стигмы тела (дефект или уродство), индивидуального характера (гомосексуальность) или даже целых социальных коллективностей (раса или племя).
Американский социолог Р. Коллинз убедительно показывает социальную ситуацию, складывающуюся под воздействием «навешивания ярлыков»: «Предполагается, что все люди нарушают закон. Но лишь некоторые из них попадаются, получают обвинение и облепляются ярлыками. и благодаря этому становятся полноценными преступниками. Если преступники, проходящие через суды и тюрьмы, с такой большой степенью вероятности оказываются бедняками, черными, или каким-то иным образом подходят под чье-то определение „социально нежелательных“, то это происходит вследствие того, что они являют собою те типы людей, которые с наибольшей вероятностью могут оказаться в числе арестованных и осужденных. Компания юнцов, ворующих статую из колледжа или насилующих на вечеринке девушек из университетского женского клуба, могут отделаться простым выговором, потому что на их проступки уже налеплен ярлык „шалости колледжа“. Неимущий черный юноша, вытворяющий такого же рода вещи, попадает в суд для несовершеннолетних и начинает карьеру серьезного преступника».[242]
Коллинз в своей книге дает и более радикальное социологическое объяснение существования преступности в обществе. Он утверждает, что нередко преступников создает не просто полиция своими действиями, а само общество. В качестве примера он приводит некоторые виды так называемых «преступлений без жертв». В большинстве реальных преступлений имеется четко определенная жертва. Однако существует какое-то число преступлений, в которых реально жертв нет и которые относят иногда к «служебным» преступлениям. Они включают в себя, в частности, злоупотребление наркотиками, азартные игры и проституцию. О такого рода преступлениях «потерпевшие», как правило, не сообщают в правоохранительные органы, поскольку выгоду из преступления извлекают (или стремятся извлечь) обе его стороны: жертва сама охотно идет навстречу преступнику. Коллинз приводит такой пример: продажа и приобретение наркотиков не были преступлением до тех пор, пока не были приняты законы, превращающие продажу и приобретение их частными лицами в серьезное правонарушение.[243]Общество же, в лице государственных органов, просто возвело их в ранг преступления, издав соответствующие законы. Сегодня, как ни парадоксально, в сохранении такого положения более всего заинтересованы наркодельцы, поскольку легализация наркотиков существенно снизила бы их гигантские прибыли.
Не менее радикальные выводы делают социологи, опирающиеся на теорию социальной солидарности, разработанную Дюркгеймом. Они утверждают, что девиация вообще и преступность в частности объективно необходимы: они выполняют особую функцию, поскольку объективно способствуют усилению социальной интеграции. Эта интеграция возникает из большей или меньшей степени единодушия, с каким «нормальная» часть общества осуждает девиантные поступки людей, нарушающих общепринятые нормы. Чувство единения усиливается с помощью общепринятых ритуалов осуждения (кстати, именно таким ритуальным характером отличается практически любое судебное заседание). Даже общество, состоящее из святых, всегда найдет, из чего составить преступление, – хотя бы из любого сколько-нибудь заметного нарушения того, что общепринято считается святостью. Иначе говоря, святые тоже будут иметь свои главные, особо священные правила, и те, кто не будут следовать этим правилам столь же усердно, как все остальные, будет подвергаться ритуалу наказания. Цель же последнего – драматизировать сложившуюся ситуацию и еще выше поднять значимость правил.
Известна еще одна идея Дюркгейма, которая послужила отправной точкой для создания влиятельной социологической теории девиации. Это идея аномии Данным понятием в его классической работе «Самоубийство» обозначалась социальная ситуация, «характеризуемая упадком норм, управляющих социальным взаимодействием».[244]Дюркгейм утверждал, что довольно часто девиации (к которым он относил, в частности, и самоубийства) происходят вследствие отсутствия или слабого функционирования четких социальных норм. В такого рода ситуации «общее состояние дезорганизации, или аномии, усугубляется тем, что страсти менее всего согласны подчиняться дисциплине именно в тот момент, когда это всего нужнее».[245]
Опираясь на эту идею, выдающийся американский социолог Роберт Мертон разработал свою аномическую концепцию девиации. Он утверждал, что базовой причиной любой девиации является разрыв между институциональными культурными целями и доступностью социально одобряемых средств для достижения этих целей. Среди множества элементов социальной структуры Р. Мертон выделяет два, особенно, по его мнению, важных. Первый – это определяемые культурой данного общества намерения и интересы, которые являются «законными» целями – приемлемыми для всего общества или же отдельных его слоев, социально одобряемыми ими (и поэтому именуемые институциональными). Второй элемент определяет, регулирует социально одобряемые средства (способы достижения этих целей) и контролирует их применение.[246]«Моя главная гипотеза, – утверждает он, – как раз в том и заключается, что отклоняющееся поведение с социологической точки зрения может быть рассмотрено как симптом рассогласования между культурно предписанными стремлениями и социально структурированными средствами их реализации».[247]
В соответствии с этой гипотезой Р. Мертон рассматривает пять типов приспособления людей к социально и культурно заданным целям и средствам. Для наглядности он помещает их в схематическую таблицу, где символ «+» означает «принятие», «-» – «отвержение», а «+ —» – «отвержение господствующих ценностей и замена их новыми» (см. табл. 10).
Типология форм индивидуального приспособления[248]
Конформность. Конформность, по сути, – единственный тип поведения, не являющийся девиантным. От степени распространенности его в обществе зависит социальный порядок – стабильность и устойчивость социального развития. Более того, сама массовая ориентация людей на общепринятые культурные ценности говорит о большой группе людей как о едином обществе. Поскольку основной темой нашего рассмотрения является девиация, то данный тип, при котором она имеет нулевое значение, вряд ли будет представлять для нас дальнейший интерес.
Инновация. Такая форма приспособления возникает вследствие того, что индивид принял для себя общепризнанные культурные ценности как жизненные цели, разделяет их. Однако он не считает те средства достижения этих целей, которые для него доступны, эффективными, позволяющими достичь успеха (во всяком случае, настолько быстро и полно, как ему представляется желательным).
Обратим внимание на такой важный момент: речь здесь идет не только об откровенно криминальных проявлениях поведения, когда стремление к обогащению (кстати, вполне институциональная цель) заставляет кого-то прибегать к отмычке или пистолету. Инновация, как вид девиации, довольно широко распространена в обществах социальных реформ с динамично развивающейся экономикой, где изменения социальных норм просто не успевают за стремительно меняющейся экономической конъюнктурой. В таких обществах, в особенности в сфере предпринимательства, границы между законным и незаконным, нравственным и аморальным подчас бывают весьма размыты, в особенности на стадиях так называемого «первоначального накопления». «Вынужденно частное, а нередко и публичное восхищение „хитрыми, умными и успешными“ людьми является продуктом культуры, в которой „священная“ цель фактически объявляет священными и средства».[249]Мертон в своей работе проводит довольно интересный анализ противоречий такого рода в различных социальных слоях. Так, он считает, что большинство благопристойных, законопослушных граждан все же обходят время от времени закон, если бывают уверены, что это останется неизвестным или хотя бы трудно доказуемым. «Изучение 1 700 представителей среднего класса показало, что в число совершивших зарегистрированные преступления вошли и „вполне уважаемые“ члены общества. 99 % опрошенных подтвердили, что совершили как минимум одно из сорока девяти нарушений уголовного законодательства штата Нью-Йорк, каждое из которых было достаточно серьезно для того, чтобы получить срок заключения не менее одного года».[250]
В то же время можно привести в пример достаточно много ситуаций, когда в качестве девиантных следовало бы рассматривать и чьи-то действия, объективно направленные на достижение не личного, а общественного блага, однако при этом те, кто их совершает, прибегают к недозволенным средствам. Вспомним эпизод из известного фильма «Место встречи изменить нельзя», когда милиционер Жеглов (в блестящем исполнении Высоцкого) для доказательства совершенного преступления идет, по сути, на некрасивый и неэтичный поступок в отношении вора-карманника. Такие (и даже куда более вопиющие) случаи мелких и не совсем безобидных нарушений не только служебного, но и откровенно противозаконного характера, вероятно, не так уж и редки в повседневной деятельности стражей порядка в любом обществе.
Ритуализм. Этот тип отклоняющегося поведения, как определяет Мертон, «предполагает оставление или понижение слишком высоких культурных целей большого денежного успеха и быструю социальную мобильность там, где эти устремления могут быть удовлетворены».[251]Другими словами, в тех случаях, когда содержание цели и возможности ее достижения для данного социального актора приходят в противоречие, он предпочитает безусловное соблюдение институциональных норм и отказывается от цели.
Ритуализм можно определить как позицию чрезмерно осторожного человека, которая характеризуется, во-первых, стремлением во что бы то ни стало избежать опасности подвергнуться негативным социальным санкциям, во-вторых, желанием избежать опасностей, разочарований и неудач, а в-третьих, сильной приверженностью рутинному распорядку и сложившимся институциональным нормам. Таким образом, этот тип девиации в чем-то противоположен инновации с ее склонностью к риску и готовностью обойти социальные нормы в тех случаях, когда они встают препятствием на пути к желанной цели. Трудно сказать, какой из этих двух типов распространен в большей степени, однако, учитывая, что они как бы уравновешивают друг друга («симметричны»), можно предполагать, что они распространены примерно одинаково часто. Хотя такая гипотеза, конечно, нуждается в эмпирической проверке.
Ритуализм, как считает Мертон, во многом является продуктом социализации в условиях нижних слоев среднего класса. Условия воспитания здесь создают структуру характера, максимально приближенную к ритуализму. Его можно было бы назвать «чрезмерным конформизмом». Нередко такой тип поведения закрепляется в условиях бюрократизации общественной жизни. Известно, что «классический» бюрократ нередко склонен забывать о самой цели во имя обязательного соблюдения процедуры, формы, буквы предписанных регламентов.
Ретритизм. Этот тип девиации можно было бы охарактеризовать как стремление к уходу от действительности, неприятие своего социального мира. Члены общества, обладающие такой ориентацией, не приемлют ни господствующих в сознании большинства людей социальных целей, ни социально одобряемых средств их достижения. Это люди вообще «не от мира сего» – отшельники, мечтатели, поэты. С точки зрения статистики количество таких индивидов не может быть велико в любом обществе, оно просто не в состоянии вместить в себя слишком много таких «странных» людей.
В традиционных обществах, в эпоху преобладающего господства религиозных верований, определенное число мужчин и женщин по своему искреннему убеждению удалялись от мира в монастыри (не будем говорить о тех, кто делал это по принуждению или в силу жестокой необходимости). Принимая постриг, эти люди добровольно возлагали на себя обет безбрачия, отказывались от обладания собственностью и множества других мирских благ. Такое поведение вызывало уважение у мирян, однако не могло стать примером для массового подражания, иначе само общество просто прекратило бы свое существование. Добровольный уход в монахи или монахини и в ту эпоху был не нормой, а отклонением от нее, т. е. девиацией.
Наши современники тоже могли наблюдать проявления ретритизма как относительно массового явления. Во второй половине ХХ века в Америке, а затем и в Европе зародилось движение так называемых «хиппи», в котором весьма отчетливо были выражены черты ретритизма. Молодые люди из различных социальных слоев – от самых высших до самых низших – провозглашали главной целью своей жизни отрицание насилия, любовь, безразличие к индивидуальному материальному благополучию. Они отвергали нормы института частной собственности и моногамной семьи, живя коммунами. Большинство «хиппи» не соблюдали даже элементарной личной гигиены, переставали бриться и стричься, одевались почти в лохмотья и всем своим видом резко выделялись среди окружающих. Несмотря на неагрессивное, даже кроткое отношение к миру, проповеди всеобщей любви и ненасилия, большинство «нормальных» членов общества относилось к ним довольно враждебно. Постепенно это движение «рассосались», оставив память о себе лишь в немногочисленных коммунах «хиппи», живущих сегодня в Индии, и абсолютное большинство вернулось к нормальной жизни.
Мятеж. Этот тип девиации наиболее широко распространен в обществах, находящихся в состоянии глубокого кризиса, на грани социальных переломов. Такие отклонения вряд ли можно отнести к формам «индивидуального приспособления к обществу» в полном смысле этого слова, поскольку мятеж (или бунт), в отличие, скажем, от движения «хиппи» являет собою скорее активный отказ от приспособления к действующим нормам социальной жизни. Мятеж, по определению Мертона, «представляет собой переходную реакцию, выражающуюся в стремлении институционализировать во всем обществе, включая и тех его членов, которые не разделяют мятежную ориентацию, новые цели и новые способы поведения. Мятеж стремится изменить существующие культурную и социальную структуры, а не приспособиться к ним».[252]
Какой удельный вес могут занимать среди всех типов поведения его мятежные формы? В большинстве обществ, находящихся в стадии относительно стабильного развития, мятежное поведение, как нам кажется, встречается не очень часто. Являясь своего рода «симметричным отражением» ретритизма, т. е. по своим характерологическим признакам находясь на противоположном конце шкалы типов форм приспособлений, мятежное поведение должно иметь и примерно такую же частоту проявлений. В эпохи социальных потрясений и реформ этот тип поведения приобретает относительно массовые очертания. Однако длится это недолго. В случае успеха реформ (а значит, при установлении новых социальных и культурных норм, становлении новых институтов) их сторонники, которые были прежде диссидентами, перестают быть девиантами, поскольку их поведение теперь становится «нормальным». В случае же неуспеха социальных преобразований большинство членов общества, примкнувших вначале к движениям сторонников этих преобразований, возвращается к старым социальным нормам, становясь конформистами.
Может возникнуть вопрос: в чем заключаются наиболее общие причины существования различных форм девиантного поведения? Нам представляется, что с позиций функционалистской теории можно было бы провести своеобразную органическую аналогию с «экспериментами» природы, в которых при рождении новых особей у всех видов живых существ происходят разнообразные, но немногочисленные мутации. При существенных изменениях, возникающих в окружающей среде, некоторые из видов мутантов выступают своего рода гарантией от полного исчезновения данного вида, поскольку имеют возможность лучше приспособиться к этим изменениям, чем их нормальные (при прежних условиях) собратья, и дают начало новому направлению развития своего вида.
Резюме
1. Под «девиантным» понимают все типы поведения, тем или иным образом отклоняющиеся от нормального. Девиация может быть как позитивной, так и негативной, хотя различным формам социологического и иного анализа подвергается чаще всего вторая.
2. В широком смысле термин «девиантность» подразумевает любое отклонение от принятых в обществе социальных норм. В узком значении девиантность обозначает незначительные проступки, те, что не подпадают под статью уголовного или даже административного кодексов. Для более серьезных форм нарушения специалисты применяют дополнительные термины – делинквентность и преступность.
3. Характерная черта девиантного поведения – культурный релятивизм. Это означает, что социальная норма, принятая либо по неписаной традиции, либо законодательно, – явление весьма относительное. Один и тот же поступок может считаться в одном обществе положительным, в другом – отрицательным, т. е. социальной патологией. Культурный релятивизм может служить сравнительной характеристикой не только двух разных обществ или эпох, но также двух или нескольких больших социальных групп внутри одного общества. Критерии девиантности нередко меняются на протяжении времени даже в рамках одной и той же культуры.
4. Под делинквентным поведением понимают определенного рода правонарушения, за которые наступает административная ответственность. Такой тип поведения чаще всего проявляется в подростковом и юношеском возрасте. Нарушения молодежью социальных норм могут быть существенными и несущественными, сознательными и неосознанными. Все более или менее серьезные нарушения, сознательные они или нет, попадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.
5. В сфере криминального поведения предметом особого внимания является профессиональная преступность, то есть совершение уголовно наказуемых деяний с целью извлечения средств к существованию, получения основного или дополнительного дохода. Дестабилизирующее влияние на жизнь общества оказывают тысячи активно действующих организованных преступных сообществ. На высшей своей стадии организованная преступность ставит перед собой политические цели: проникновение в органы государственной власти и управления. В России наблюдается процесс интеллектуализации и профессионализации преступности.
6. Существует ряд социологических концепций, определенным образом трактующих механизмы делинквентного и криминального поведения. Эти концепции в отличие от биологических и социологических объяснений делают акцент не на индивидуальных (а тем более врожденных) качествах девианта, а на тех социальных условиях, которые порождают у него мотивацию к отклоняющемуся поведению. Именно таков лейтмотив трактовок делинквентного поведения в концепции навешивания ярлыков, в теории социальной солидарности Дюркгейма, в радикальной криминологии. В этих концепциях социологические объяснения криминального поведения трактуют его как результат действующих форм социального контроля.
7. Существует ряд социологических концепций девиантного поведения. Одна из наиболее общих – аномическая теория Р. Мертона. В основу типологии поведения людей (точнее – их приспособления к общественным условиям) Мертон кладет отношение личности к институциональным (т. е. социально одобряемым) целям и институциональным средствам. При этом он считает, что разрыв между теми и другими как раз и образует состояние аномии, порождающее девиацию. В соответствии с различными вариантами такого отношения выделяется единственный недевиантный тип поведения – конформность, т. е. принятие личностью и социально одобряемых целей, и институциональных способов их достижения, а также четыре девиантных типа: инновация, ритуализм, ретритизм и мятеж.
Контрольные вопросы
1. Что означает в наиболее общем виде понятие «девиация»?
2. Ученые утверждают, что девиация может быть не только вредной, но и полезной для социума; в чем, например, могут проявляться позитивные последствия какой-либо девиации?
3. Как соотносятся между собой девиантный, делинквентный и криминальный типы поведения?
4. В чем заключается сущность нормального распределения различных типов поведения среди членов общества?
5. Что такое конформизм?
6. Каковы характерные черты делинквентности?
7. Назовите причины высокого уровня делинквентного поведения среди подростков по сравнению с другими возрастными группами.
8. Что социологи рассматривают как абсолютную норму?
9. Что понимают под профессиональной преступностью?
10. Каковы характерные признаки организованной преступности?
Рекомендуемая литература
1. Бачинин В. А. Антропосоциология анормативного поведения // Общественные науки и современность. – 2001. № 3.
2. ГилинскийЯ. И., Афанасьев В. С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. Учебное пособие. – СПб., 1993.
3. Клейменов М. П., Дмитриев О. В. Рэкет в Сибири // Социологические исследования. – 1995. № 3.
4. Кудрявцев В. Н. Механизм социальной деформации // Вопросы философии. – 1989. № 11.
5. Лунеев В. В. Преступность в XXI веке (методология прогноза) // Социологические исследования. – 1996. № 7.
6. Парсонс Т. О социальных системах. – М., 2002. – Гл. 7. Девиантное (отклоняющееся) поведение и механизмы социального контроля.
7. Петелин Б. Я. Организованная преступность несовершеннолетних // Социологические исследования. – 1990. № 9.
8. Покосов В. В. Стабильность общества и система предельно-кри-тических показателей его развития // Социологические исследования. – 1998. № 4.
10. Современная западная социология: Словарь. – М., 1990.
11. Тайбаков А. А. Преступная субкультура // Социологические исследования. – 2001. № 3.
12. Тайбаков А. А. Профессиональный преступник (опыт социологического исследования) // Социологические исследования. – 1993. № 8.
13. Скворцова Е. С, Сулаберидзе Е. В. О распространенности алкоголизации, курения и наркомании среди старшеклассников Нижнего Новгорода // Социологические исследования. – 1997. № 4.
14. Силласте Г. Г. Новая наркоситуация в России // Социологические исследования. – 1994. № 6.