В чем заключается специфика дисциплины ифкис
История физической культуры и спорта как научная и учебная дисциплина
Учебная дисциплина «История физической культуры и спорта» (ИФКиС) изучает происхождение, закономерности и специфические принципы развития физической культуры и спорта. Она включает такие взаимосвязанные между собой направления, как история систем физического воспитания, история ведущих идей, фактов, категорий и понятий в области физической культуры, история методов, форм организации и средств физического воспитания, история спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, история физкультурного образования.
ИФКиС как учебная дисциплина стала складываться в России со в.п. XIXв.
В процессе формирования предмет ИФКиС вобрал в себя знания из гражданской и военной истории, истории педагогики, культуры, медицины, теории и методики физического воспитания, спортивно-педагогических и медико-биологических дисциплин и др.
Курс ИФКиС сконцентрирован на изучении систем физического воспитания. При этом возникает вопрос: какую форму организации физической культуры и спорта (ФКС) можно считать системой? Система должна отвечать следующим требованиям:
1. Быть таким социально значимым явлением, которое охватывало бы значительные контингенты людей; организационная мощь системы зависит, прежде всего, от степени участия в ней государственных и общественных организаций;
2. Оказывать целенаправленное и регулярное воздействие на физическое развитие и подготовку людей;
3. Иметь определенную цель и включать в себя ряд основополагающих частей, отражающих ее закономерности.
Задача ИФКС как учебной дисциплины – образовательная: на основе имеющихся материалов, сведений передать знания по данному предмету.
При этом ИФКС опирается на различные источники:
— официальные документы правительственных и неправительственных организаций (декрет, закон, приказ, постановление, указ, инструктивное или методическое письмо, доклад или отчет и т.д.);
— труды выдающихся ученых, просветителей, педагогов, врачей, общественных деятелей;
— периодические издания (журналы, газеты и др.) и данные различных наук (антропологии, этнографии, общей истории, теории и методики физического воспитания, медико-биологических дисциплин и др.);
— практические данные по развитию физической культуры у народов мира, в т.ч. кино-, фото-, телематериалы.
Основными принципами изучения ИФКС являются принципы гуманизма, историзма и научности.
Знание ИФКС очень важно при подготовке квалифицированных кадров. Ее изучение способствует расширению общего кругозора специалистов, их эрудиции, активизации творческого мышления, повышает теоретический уровень и обогащает опытом прошлого. Знание ИФКС помогает лучше понять процессы, происходящие в физкультурном движении в настоящее время, позволяет предвидеть тенденции его развития, прогнозировать будущее.
По своей структуре курс ИФКС состоит из трех частей:
1. Истории ФКС в зарубежных странах;
2. Истории отечественной ФКС;
3. История международного спортивного движения.
2. Базовые понятия учебного курса «История физической культуры и спорта».
История физической культуры и спорта –это научная и учебная дисциплина, которая изучает общие закономерности возникновения, становления и развития физической культуры с древнейших времен до наших дней. Сюда входят физические упражнения, физическое воспитание, спорт и т.д.
Физическая культура –это совокупность материальных и духовных ценностей общества, создаваемых и используемых для физического совершенствования людей.
Спорт – составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.
Физическое воспитание –это целенаправленный педагогический процесс физической подготовки.
Вопросы для обсуждения:
1. Для чего специалисту, работающему в сфере физической культуры и спорта, необходимо изучать ИФКС?
2. В чем суть ИФКС как научной и учебной дисциплины?
3. На основе уже сформулированных базовых понятий курса дайте их собственную интерпретацию.
Лекция 2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
Предмет, задачи и значение курса для профессиональной подготовки специалиста по физической культуре
Учебная дисциплина “История физической культуры и спорта” (ИФКиС) изучает происхождение, закономерности и специфические принципы развития физической культуры и спорта. История физической культуры и спорта включает в себя такие взаимосвязанные между собой направления, как история систем физического воспитания, история ведущих идей, фактов, категорий и понятий в области физической культуры, история методов, форм организации и средств физического воспитания, история спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, история физкультурного образования.
В процессе формирования предмет ИФКиС вобрал в себя знания из гражданской и военной истории, истории педагогики, культуры, медицины, теории и методики физического воспитания, спортивно-педагогических и медико-биологических дисциплин и др. Это обстоятельство, с одной стороны, свидетельствует, что ИФКиС неразрывно связана с названными дисциплинами, с другой — что по своей сути она должна выполнять интегрирующую функцию в системе учебных дисциплин факультетов физической культуры.
ИФКиС накопила огромный объем информации, который практически невозможно включить в рамки одного учебника по этой дисциплине. Поэтому курс целесообразно сконцентрировать на изучении исторических аспектов основных систем физического воспитания и спорта, так как именно они отражают целевые установки этого курса, т. е. его направленность на изучение закономерностей — общих принципов физического воспитания и спорта. Это в первую очередь воспитание положительных личностных качеств в процессе физического воспитания, необходимость физического воспитания при подготовке людей к трудовой и военной деятельности, использование физических упражнений как незаменимого средства оздоровления человека. Все эти закономерности зарождались, совершенствовались, преобразовывались и использовались на протяжении столетий в зависимости от реальных исторических условий. Таким образом, системы физического воспитания — наиболее важные, социально значимые явления в области физического воспитания и спорта. Вместе с тем знание истории тех или иных систем физического воспитания и спорта создает более целостное представление о них при изучении курсов теории и методики физического воспитания, спортивно-педагогических и медико-биологических дисциплин. Например, известная стойка на лопатках (“березка”) в системе йоги трактуется шире, чем в отечественной методике физического воспитания. Выполнение этой асаны используется в оздоровительных и лечебных целях. Таким образом, древние подходы к выполнению физических упражнений часто требуют нового осмысления и, наоборот, современные уходят своими корнями в далекое прошлое.
При изучении ИФКиС возникает вопрос: какую форму организации физической культуры и спорта можно считать системой (элементарной или, напротив, высокоразвитой)? При этом можно утверждать, что система должна отвечать следующий требованиям:
1) быть таким социально значимым явлением, которое охватывало бы значительные контингенты людей; организационная мощь системы зависит прежде всего от степени участия в ней государства и общественных организаций;
2) оказывать целенаправленное и регулярное воздействие на физическое развитие и подготовку людей;
3) иметь определенную цель и включать в себя ряд основополагающих частей, отражающих ее закономерности.
В задачу предмета ИФКиС входит не только накопление и описание фактов из области физической культуры, но и их интерпретация. Ведущий метод познания истории физической культуры и спорта — исторический и ее правомерно рассматривать как отрасль исторической науки. Специфика ИФКиС заключается в том, что она находится на стыке двух наук — истории и физической культуры. Объектом науки истории в данном случае является физическая культура.
ИФКиС опирается на различные источники: официальные документы правительственных и неправительственных организаций, архивные материалы, летописи, письменные источники (книги, журналы, газеты и др.), археологические и этнографические данные, памятники изобразительного искусства, кино-, фотоматериалы.
Значение предмета ИФКиС состоит прежде всего в выявлении истоков и сохранении мировой и национальной культур — физическая культура, как известно, есть часть общей культуры. Например, видеть в кулачных и палочных боях древних руссов признаки дикости и некультурности нелепо и неверно, если не знать об исторических фактах, говорящих, что суровая необходимость такой вот своеобразной закалки объясняется тем, что Древняя Русь вела многочисленные войны за свою национальную независимость от внешних врагов.
Знание ИФКиС очень важно при подготовке квалифицированных физкультурных кадров. Ее изучение способствует расширению общего кругозора специалистов, их эрудиции, активизации творческого мышления, повышает теоретический уровень и обогащает опытом прошлого. Знание ИФКиС помогает лучше понять процессы, происходящие в физкультурном движении в настоящее время, позволяет предвидеть тенденции его развития, прогнозировать его будущее.
По своей структуре курс ИФКиС состоит из трех частей: истории физической культуры и спорта в зарубежных странах, истории отечественной физической культуры и спорта, истории международного спортивного движения.
Лекции по «Физической культуре»
Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 20:43, лекция
Описание работы
Работа содержит такие темы как история физической культуры, предмет, задачи и значение физической культуры и т.д..
Работа содержит 24 файла
10с.docx
ИФК 1.doc
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЕ КУРСА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Учебная дисциплина «История физической культуры и спорта» (ИФКиС) изучает происхождение, закономерности и специфические принципы развития физической культуры и спорта. История физической культуры и спорта включает в себя такие взаимосвязанные между собой направления, как история систем физического воспитания, история ведущих идей, фактов, категорий и понятий в области физической культуры, история методов, форм организации и средств физического воспитания, история спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, история физкультурного образования. В процессе формирования предмет ИФКиС вобрал в себя знания из гражданской и военной истории, истории педагогики, куль туры, медицины, теории и методики физического воспитания, спортивно-педагогических и медико-биологических дисциплин и др. Это обстоятельство, с одной стороны, свидетельствует, что ИФКиС неразрывно связана с названными дисциплинами, с другой — что по своей сути она должна выполнять интегрирующую функцию в системе учебных дисциплин факультетов физической культуры. ИФКиС накопила огромный объем информации, который практически невозможно включить в рамки одного учебника по этой дисциплине. Поэтому курс целесообразно сконцентрировать на изучений исторических аспектов основных систем физического во питания и спорта, так как именно они отражают целевые установки этого курса, т. е. его направленность на изучение закономерностей — общих принципов физического воспитания и спорта. Это в первую очередь воспитание положительных личностных качеств в процессе физического воспитания, необходимость физического воспитания при подготовке людей к трудовой и военной деятельности, использование физических упражнений как незаменимого средства оздоровления человека. Все эти закономерности зарождались, совершенствовались, преобразовывались и использовались на протяжении столетий в зависимости от реальных исторических условий. Таким образом, системы физического воспитания — наиболее важные, социально значимые явления в области физического воспитания и спорта. Вместе с тем знание истории тех или иных систем физического воспитания и спорта создает более целостное представление о них при изучении курсов теории и методики физического воспитания, спортивно-педагогических и медико-биологических дисциплин. Например, известная стойка на лопатках («березка») в системе йоги трактуется шире, чем в отечественной методике физического воспитания. Выполнение этой асаны используется в оздоровительных и лечебных целях. Таким образом, древние подходы к выполнению физических упражнений часто требуют нового осмысления и, наоборот, современные уходят своими корнями в далекое прошлое. При изучении ИФКиС возникает вопрос: какую форму организации физической культуры и спорта можно считать системой (элементарной или, напротив, высокоразвитой)? При этом можно утверждать, что система должна отвечать следующим требованиям:
1) быть таким социально значимым явлением, которое охватывало бы значительные контингента людей; организационная мощь системы зависит прежде всего от степени участия в ней государства и общественных организаций;
2) оказывать целенаправленное и регулярное воздействие на физическое развитие и подготовку людей;
3) иметь определенную цель и включать в себя ряд основополагающих частей, отражающих ее закономерности.
В задачу предмета ИФКиС входит не только накопление и описание фактов из области физической культуры, но и их интерпретация. Ведущий метод познания истории физической культуры и спорта — исторический и ее правомерно рассматривать как отрасль исторической науки. Специфика ИФКиС заключается в том, что (она находится на стыке двух наук — истории и физической культуры)Объектом науки истории в данном случае является физическая культура. ИФКиС опирается на различные источники: официальные документы правительственных и неправительственных организаций, архивные материалы, летописи, письменные источники (книги, журналы, газеты и др.), археологические и этнографические данные, памятники изобразительного искусства, кино-, фотоматериалы.
Значение предмета ИФКиС состоит прежде всего в выявлении истоков и сохранении мировой и национальной культур — физическая культура, как известно, есть часть общей культуры. Напри мер, видеть в кулачных и палочных боях древних руссов признаки дикости и некультурности нелепо и неверно, если не знать об исторических фактах, говорящих, что суровая необходимость такой вот своеобразной закалки объясняется тем, что Древняя Русь вела многочисленные войны за свою национальную независимость от внешних врагов. Знание ИФКиС очень важно при подготовке квалифицированных физкультурных кадров. Ее изучение способствует расширению общего кругозора специалистов, их эрудиции, активизации творческого мышления, повышает теоретический уровень и обогащает опытом прошлого. Знание ИФКиС помогает лучше понять процессы, происходящие в физкультурном движении в настоящее время, позволяет предвидеть тенденции его развития, прогнозировать его будущее. По своей структуре курс ИФКиС состоит из трех частей: истории физической культуры и спорта в зарубежных странах, истории отечественной физической культуры и спорта, истории международного спортивного движения.
Предмет, задачи и значение курса для профессиональной подготовки специалиста по физической культуре
Учебная дисциплина “История физической культуры и спорта” (ИФКиС) изучает происхождение, закономерности и специфические принципы развития физической культуры и спорта. История физической культуры и спорта включает в себя такие взаимосвязанные между собой направления, как история систем физического воспитания, история ведущих идей, фактов, категорий и понятий в области физической культуры, история методов, форм организации и средств физического воспитания, история спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, история физкультурного образования.
В процессе формирования предмет ИФКиС вобрал в себя знания из гражданской и военной истории, истории педагогики, культуры, медицины, теории и методики физического воспитания, спортивно-педагогических и медико-биологических дисциплин и др. Это обстоятельство, с одной стороны, свидетельствует, что ИФКиС неразрывно связана с названными дисциплинами, с другой — что по своей сути она должна выполнять интегрирующую функцию в системе учебных дисциплин факультетов физической культуры.
ИФКиС накопила огромный объем информации, который практически невозможно включить в рамки одного учебника по этой дисциплине. Поэтому курс целесообразно сконцентрировать на изучении исторических аспектов основных систем физического воспитания и спорта, так как именно они отражают целевые установки этого курса, т. е. его направленность на изучение закономерностей — общих принципов физического воспитания и спорта. Это в первую очередь воспитание положительных личностных качеств в процессе физического воспитания, необходимость физического воспитания при подготовке людей к трудовой и военной деятельности, использование физических упражнений как незаменимого средства оздоровления человека. Все эти закономерности зарождались, совершенствовались, преобразовывались и использовались на протяжении столетий в зависимости от реальных исторических условий. Таким образом, системы физического воспитания — наиболее важные, социально значимые явления в области физического воспитания и спорта. Вместе с тем знание истории тех или иных систем физического воспитания и спорта создает более целостное представление о них при изучении курсов теории и методики физического воспитания, спортивно-педагогических и медико-биологических дисциплин. Например, известная стойка на лопатках (“березка”) в системе йоги трактуется шире, чем в отечественной методике физического воспитания. Выполнение этой асаны используется в оздоровительных и лечебных целях. Таким образом, древние подходы к выполнению физических упражнений часто требуют нового осмысления и, наоборот, современные уходят своими корнями в далекое прошлое.
При изучении ИФКиС возникает вопрос: какую форму организации физической культуры и спорта можно считать системой (элементарной или, напротив, высокоразвитой)? При этом можно утверждать, что система должна отвечать следующий требованиям:
1) быть таким социально значимым явлением, которое охватывало бы значительные контингенты людей; организационная мощь системы зависит прежде всего от степени участия в ней государства и общественных организаций;
2) оказывать целенаправленное и регулярное воздействие на физическое развитие и подготовку людей;
3) иметь определенную цель и включать в себя ряд основополагающих частей, отражающих ее закономерности.
В задачу предмета ИФКиС входит не только накопление и описание фактов из области физической культуры, но и их интерпретация. Ведущий метод познания истории физической культуры и спорта — исторический и ее правомерно рассматривать как отрасль исторической науки. Специфика ИФКиС заключается в том, что она находится на стыке двух наук — истории и физической культуры. Объектом науки истории в данном случае является физическая культура.
ИФКиС опирается на различные источники: официальные документы правительственных и неправительственных организаций, архивные материалы, летописи, письменные источники (книги, журналы, газеты и др.), археологические и этнографические данные, памятники изобразительного искусства, кино-, фотоматериалы.
Значение предмета ИФКиС состоит прежде всего в выявлении истоков и сохранении мировой и национальной культур — физическая культура, как известно, есть часть общей культуры. Например, видеть в кулачных и палочных боях древних руссов признаки дикости и некультурности нелепо и неверно, если не знать об исторических фактах, говорящих, что суровая необходимость такой вот своеобразной закалки объясняется тем, что Древняя Русь вела многочисленные войны за свою национальную независимость от внешних врагов.
Знание ИФКиС очень важно при подготовке квалифицированных физкультурных кадров. Ее изучение способствует расширению общего кругозора специалистов, их эрудиции, активизации творческого мышления, повышает теоретический уровень и обогащает опытом прошлого. Знание ИФКиС помогает лучше понять процессы, происходящие в физкультурном движении в настоящее время, позволяет предвидеть тенденции его развития, прогнозировать его будущее.
По своей структуре курс ИФКиС состоит из трех частей: истории физической культуры и спорта в зарубежных странах, истории отечественной физической культуры и спорта, истории международного спортивного движения.
Задачи предмета ифкиС : показать с научных позиций становление, состояние и развитие фкиС в разные периоды существования человеческого общества; раскрыть значение, роль и место фкиС в жизни общества на разных этапах его развития
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
«История физической культуры и спорта»
(Профессиональный цикл. Базовая часть).
для студентов РГУФКСМиТ направления
050100.62 «Физическая культура» (педагог)
1. Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетные единицы.
3. Предполагаемый семестр: 1, 2
4. Цель предмета ИФКиС вооружить студентов историческими знаниями, которые они смогут использовать в педагогической практике своей будущей специальности. Воспитание историей – важный метод углубления умственной, нравственной и эстетической подготовки будущего педагога, тренера и организатора в области физической культуры и спорта.
5. Задачи предмета ИФКиС :
показать с научных позиций становление, состояние и развитие ФКиС в разные периоды существования человеческого общества;
раскрыть значение, роль и место ФКиС в жизни общества на разных этапах его развития;
способствовать формированию научного мировоззрения, исторического самосознания и критического мышления;
прививать любовь к благородной профессии педагога, тренера, организатора и пропагандиста физкультурного движения;
способствовать повышению общей культуры, расширению умственного кругозора, обогащению знаний в области ФКиС.
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:
7. Краткое описание дисциплины:
История физической культуры и спорта (ИФКиС) относится к числу гуманитарных теоретико-педагогических дисциплин, изучаемых в РГУФКСиТ. Она составляет важный раздел спортивной науки. Ее предметом является изучение общих закономерностей возникновения и развития физической культуры и спорта в жизни человеческого общества. Курс ИФКиС включает в себя историю развития ФКиС в России и зарубежных странах с древнейших времен до настоящего времени, историю международного спортивного, олимпийского и паралимпийского движения. Предваряет и завершает курс «Введение» и «Заключение».
Основными формами работы по предмету являются семинары, групповые и индивидуальные консультации, самостоятельная работа студентов, написание рефератов, выполнение учебных заданий, участие в научном студенческом кружке, выступление с докладами. Планы, конспекты и тезисы лекций курса дисциплины ИФКиС разрабатываются преподавателями, читающими этот предмет. Что касается семинарских занятий, а также рефератов, то они по мере необходимости и с учетом актуальности, по усмотрению кафедры, могут соответственно проводиться и выполняться в течение учебного семестра.
До начала экзаменационной сессии студент должен набрать установленные информационной справкой количество баллов, а также предварительную положительную оценку за весь курс ИФКиС. Дифференцированную оценку по этому предмету студент получает на экзамене.
История ФКиС изучает средства, формы и методы, идеи и теории в области физической культуры и спорта. Она рассматривает физическую культуру и спорт как органичную часть всей человеческой культуры, воспитания, образования и оздоровления людей, подготовки их к трудовой и военной деятельности. История ФКиС прослеживает эволюцию физической культуры и спорта с древнейших времен до наших дней в условиях различных цивилизаций.
В системе теоретико-педагогических дисциплин, которые изучаются в университете история физической культуры и спорта занимает значительное место. Она принадлежит к профилирующим дисциплинам, помогает будущим специалистам лучше познать свою профессию и повысить педагогическую культуру, вооружает их исторической перспективой, непосредственно подготавливает к практической деятельности. Программа соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования.
История ФКиС имеет большое образовательное и воспитательное значение, способствует формированию научного мировоззрения, обогащает событиями и фактами прошлого, воспитывает гуманистическую нравственность, прививает любовь к Родине и уважение ко всем народам мира, каждый из которых вносит свой вклад в становление и развитие ФКиС. Ее изучение укрепляет патриотизм, воспитывает чувство национальной гордости.
8. Межпредметные связи.
Изучение дисциплины ИФКиС тесно связанно и идет параллельно с изучением таких дисциплин, как отечественная история, педагогика, культурология, а также со спецкурсами историко-педагогической направленности.