В чем заключается специфика науки

Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

Содержание:

Наука – вид деятельности человека, обеспечивающий производство знаний об окружающем мире и социуме.

Наука включает в себя следующие элементы:

Наука – социальный институт в обществе, который включает в себя:

Цель науки заключается в получении новых достоверных знаний, лежащих в научной плоскости мира.

Наука включает в себя ряд компонентов:

Мертон разработал принципы науки в труде «Нормативная структура науки» в 1942:

Универсализм– истинность научных знаний оценивается независимо от демографических признаков. Природные явления, изучаемые наукой, протекают везде одинаково. Универсализм предполагает проверку и критику научных работ как опытного деятеля науки, так и молодого.
Коллективизм– полученные научные данные должны носить доступный характер, стать достоянием общественности. Учёный не вправе скрывать полученные знания, хоть и может претендовать на похвалу или премию.
Бескорыстие– цель учёного заключается в поиске истины, свободной от корыстных целей (премии, награды)
Организованный скептицизм– научные деятели обязаны проверять факты, в том числе, если используют данные других учёных в своих работах. Не следует доверять авторитетным научным деятелям, сколь известными и выдающимися бы не славились.

В науке выделяют следующие функции:

Классификация современных наук

В чем заключается специфика науки. 2d38d72a7b98f9c6ab9f4d79db09f70d6620a081. В чем заключается специфика науки фото. В чем заключается специфика науки-2d38d72a7b98f9c6ab9f4d79db09f70d6620a081. картинка В чем заключается специфика науки. картинка 2d38d72a7b98f9c6ab9f4d79db09f70d6620a081

Фундаментальные науки призваны необходимостью знания, лежащего в основе мироздания. А прикладные науки направлены на использование полученных данных фундаментальных наук.

Направленность научных исследований

Фундаментальные исследования– изучение предмета с целью получения нового, неизведанного знания. Позволяет выяснить закономерности явлений, результаты которого не будут предоставлены промышленности.
Прикладные исследования– методы научного познания, использующие результаты фундаментальных исследований, направленных на решения практических задач.

Тенденции развития научного знания

Дифференциация – разделение крупной науки на маленькие подразделы (так в физике выделяют ряд разделов – оптика, механика и т.д.)

Интеграция – процесс объединения научных фактов, теорий, концепций об одном исследуемом объекте в единую систему знаний.

Дифференциация и интеграция неотделимые друг от друга тенденции, оказывают взаимодополняющее влияние.

Современная наука представляет собой взаимодействие организаций и учреждений, связанных не только между собой, но и с государством и подсистемами (экономика, культура, политика)

Современной науке присущи следующие характеристики:

Наука объединяет распространённые человеку научные факты в систему знаний, помогая рассмотреть явления окружающего мира во всём многообразии, формируя мировоззрения. Оказывает прогностическую функцию – определение опасных тенденций в обществе и природной среде. Формирует производительную силу социума.

Научно-техническая революция

Научно-техническая революция – период времени, в который произошёл скачок развития науки и технологий, преобразивший производительные силы социума. Начало революции датируется серединой 20 в., в скором времени увеличившая экономический потенциал развитых стран.

Последствия НТР разделились на позитивные и негативные стороны:

Источник

Научное познание: что это простыми словами, особенности и методы

В чем заключается специфика науки. lazy placeholder. В чем заключается специфика науки фото. В чем заключается специфика науки-lazy placeholder. картинка В чем заключается специфика науки. картинка lazy placeholder

Одним из важнейших видов человеческой деятельности является исследование окружающей действительности. Важность познания заключается в том, что именно оно способствует всестороннему развитию человека и совершенствованию условий его жизнедеятельности. Среди всех форм познания высшей считается научная. Разберемся более подробно, что такое научное познание, в чём его особенности и какие виды научного познания существуют.

Что такое научное познание?

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, который способствует появлению у человека вполне конкретных и объективных знаний о природе, человеке и обществе. При этом все полученные знания объединяются и классифицируются в единую систему.

Научное познание является крайне сложным и комплексным процессом воспроизведения этих знаний. Основная цель заключается в получении информации об объективной истине за счет использования определенных приемов и алгоритмов. Главная суть заключается в обнаружении законов различных отраслей деятельности.

Все научное познание опирается на практические исследования, формулируется специальным языком, где используются вполне конкретные термины, символы и схемы. Все утверждения, выстраиваемые в научном познании должны строго опираться на достоверные доказательства, а также формировать конечные логические выводы. На промежуточных этапах допускается выдвижение теорий и гипотез. В целях научного познания требуется использование специального оборудования и приборов.

Особенности научного познания

Научное познание, как одна из форм изучения действительности, определяется следующими характеристиками:

Исходя из подобных свойств, научное познание может быть названо универсальным, поскольку оно позволяет детально рассмотреть любой объект или явление. Однако в таком случае исследование должно проводиться только со стороны системы закономерностей и причин, а также подчиняться определенным логическим цепочкам.

Уровни научного познания

Научное познание может быть отнесено к категории систем, которые находятся в постоянном движении и развитии. Все эти элементы тесно связаны между собой, хоть и обладают определенными различиями. Методики и уровни научного познания во многом определяются эмпирическими и теоретическими свойствами.

1. Эмпирический уровень познания

Этот уровень характеризуется непосредственным изучением объекта, которое направлено на получение комплекса необходимой информации и фактов. После проведения исследований проводится фиксация данных, их последующий анализ и систематизация.

Выделяются следующие формы эмпирического познания:

На эмпирическом уровне познания используются особенные методики. Сред них можно выделить следующие:

2. Теоретический уровень познания

На теоретическом уровне происходит более глубокое изучение конкретного объекта, поскольку основной целью является получение некоторой фундаментальной информации о закономерностях протекания явления или свойствах конкретного объекта.

Выделяются следующие формы теоретического познания:

В ходе теоретического научного познания используются следующие методы:

Между эмпирическими и теоретическими методами есть тесная связь, поскольку каждый из них требует обязательной проверки и обоснования. Для получения достоверных научных знаний требуется тесное использование каждой из методик.

Методы научного познания

Под научным методом подразумевается комплекс правил, приемов и принципов, который позволяет получить наиболее полное представление об объекте, его характеристиках и свойствах.

К общенаучным методам исследования относятся:

На текущий момент основной задачей научного познания является создание комплексной и целостной картины мира, а также всего происходящего в нем. В рамках научного познания происходит объединение знаний и живых и неживых объектах природы, о человеке и обществе. В ходе исследований также учитываются все социокультурные особенности современного общества.

Как результат, в ходе научного познания формируются конкретные систематизированные сведения о том или ином объекте, явлении или процессе окружающего мира. Универсальность научного познания заключается в применимости подхода к абсолютно любому объекту окружающего мира, в том числе и невещественному.

Однако научная деятельность невозможна без использования определенных базовых положений, которые являются следствием открытых ранее законов и аксиом. Их использование позволяет направить и ограничить научную деятельность таким образом, чтобы максимально рационализировать знание, а также получить достоверный итоговый результат.

Ключевыми принципами научного познания являются:

Немаловажным вопросом является рассмотрение критериев научного познания, поскольку именно они позволяют провести границу между наукой и псевдонаукой. Выделяются следующие критерии:

Именно эти принципы и определяют современное научное познание.

Заключение

Стоит понимать, что научное и ненаучное познание являются крайне взаимосвязанными понятиями. Одно невозможно без второго, поскольку они взаимно дополняют друг друга и формируют основы для развития более глубокого понимания в каждом из направлений.

Источник

Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

теория по обществознанию 👨‍👩‍👧‍👦 человек и общество

Понятие науки

Наука – это…

Наука также является социальным институтом общества и включает в себя ученых, их опыт и знания, научные организации, специальное оборудование, методы научно-исследовательской работы и особый язык.

Роль науки в современном обществе ( 10 класс)

Главная цель науки – получение научных знаний, которые впоследствии лягут в основу научной картины мира.

Основное отличие научного знания от обыденного в том, что наука стремится постигнуть причины, суть процессов и их закономерность, в то время как обыденное знание ограничивается констатацией фактов, чувственным восприятием и изучением явлений только для удовлетворения повседневных нужд. К примеру, ученые-метеорологи изучают и причины дождя, и состав его воды, и различие между дождями в разных частях планеты, в то время как обывателя – дачника дождь интересует только тогда, когда поливает его участок.

Однако наука выполняет не только задачу получения новых знаний.

Особенности научного мышления

Научная картина мира имеет ряд особенностей по сравнению с обыденной и религиозной. В предыдущих статьях мы уже говорили об особенностях каждого из этих типов мышления, но в этот раз подробнее рассмотрим научный.

Особенности научного мышления:

Классификация современных наук ( 10 класс)

В чем заключается специфика науки. %D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0. В чем заключается специфика науки фото. В чем заключается специфика науки-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0. картинка В чем заключается специфика науки. картинка %D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0

Естественные и социально-гуманитарные науки

На разных основаниях можно по-разному классифицировать науки. Чаще всего используется предметная классификация (предмет – это то, на что направлена деятельность), на основании которой науки делят на:

Научно-техническая революция и ее влияние на общество

НТР – это результат скачка в развитии производительных сил общества, когда наука превратилась в производительную силу, стала постоянным источников новых идей, способствующих развитию общества.

Положительные последствия НТР:

Отрицательные последствия НТР:

Наука, её значение в жизни современного общества (8 класс)

Нравственные принципы труда учёного (8 класс)

Возрастание роли научных исследований в современном мире (8 класс)

Как видно, задание не такое сложное, как может показаться – выполнить его хотя бы на 1 балл можно даже в том случае, если не знаешь ничего по теме научной деятельности. Анализ научных публикаций по специализации относится к научной деятельности, поскольку анализ – один из методов науки. В профсоюзную организацию может входить любой человек, поэтому этот пункт не подходит. То же самое относится и к посещению библиотеки. А вот выступление с докладом и подготовка монографии – яркие черты, характерные для научной деятельности: люди, не занимающиеся наукой, делать этого не могут. Остается просмотр новостей, который не имеет отношения к профессиональной деятельности.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Теоретический уровень научного познания основывается на различных предположениях, суждениях, выводах, умозаключениях; эмпирический предполагает ориентацию на чувственное познание – на что-то видимое, происходящее, наблюдаемое. Выдвижение гипотез, объяснение сущности изучаемых явлений и выявлений различных закономерностей – стадии теоретического познания. А вот проведение наблюдения и эксперимента – яркие примеры эмпирического познания. Данный вариант задания довольно легкий, главное – помнить, что все практические действия связаны с эмпирическим уровнем познания.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Научное познание, системность, объективность знаний, эксперимент, гипотеза, анализ.

Научное познание – это такой вид познавательной деятельности, который направлен на получение объективных и систематизированных знаний в различных сферах. Следовательно, системность и объективность – это особенности, характерные для научного познания. Эксперимент – это один из эмпирических методов научного познания, а анализ относится к теоретическим методам. Гипотеза – это научное предположение, для проверки которого и используются различные методы научного познания.

Нетрудно заметить, что все понятия связаны с научным познанием; оно и является для них обобщающим словом.

Ответ: научное познание

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Источник

Глава 1.2. Специфика науки и черты научного познания

­­Глава 1.2.
Специфика науки и черты научного познания

Помимо научного познания, существует множество других видов познания, каждое из которых имеет свои особенности. Чтобы понять специфику науки как сферы познавательной деятельности человека, важно выделить основные черты научного знания.
Цель и задачи научного исследования
Среди важных черт науки принято выделять целеполагание. Учёный проводит исследовательскую работу с определённой целью и конкретными задачами. Обычно цель одна, а задач может быть несколько, и они исходят из цели. Обобщённого говоря, цель исследования состоит в достижении истины; в открытии объективных законов; в получении знаний об объективной реальности; в определении возможных перспектив бытия. Надо отметить, что провозглашение открытия истины в качестве цели научного познания может быть весьма спорным. Неслучайно Н.А. Бердяев писал, что истинная русская философия никогда не была сугубо научной, она не претендует на «научность», «но претендует на истинность».[1] В теологии категория истины может заметно отличаться от её материалистического понимания, поскольку для верующего человека истинным является, прежде всего, то знание, которое содействует его духовному росту.
Следует обратить внимание на то, что отдельно взятые науки в системе образований являются ещё и учебными дисциплинами. Стало быть, уместно задаться вопросом о цели и задачах преподавания теологических дисциплин. Здесь важно понимать, что теология ориентирована не только на научные обоснования религиозных доктрин, но прежде всего на духовный и рост и спасение души человека. Между тем, категория человеческой души академическим сообществом не считается научной, что, впрочем, не мешает подобные понятия преподавать в рамках вполне академических дисциплин, читаемых на кафедрах философии.

Рациональность и логичность научного знания
Научное знание должно быть рациональным, то есть логически объясняемым и способным к принесению пользы. Значительную роль в утверждении логичности и рациональности знания сыграла средневековая схоластика, в рамках которой логически обосновывались религиозные идеи. Советский учёный, профессор Владимир Сергеевич Швырёв (1934-2008) предлагал два типа рациональности: закрытый и открытый. Закрытая рациональность проявляется в утверждении определённой концептуальной позиции, её разработке и распространении. Открытый тип рациональности предполагает способность выхода за пределы определённой уже сложившейся системы исходных познавательных принципов. Открытый тип ориентирован на расширение поля, охватываемое той или иной концептуальной позицией, тогда как закрытый тип обращён к совершенствованию содержания и структуры данной позиции.

Преемственность
Научное знание отличается преемственностью, то есть новые знания сохраняют связь со знаниями, приобретёнными на предыдущих этапах развития науки. Эту особенность научного знания отметил американский учёный Томас Кун, который писал: «Нормальная наука» – это исследования, которые прочно опирается на предшествующие достижения, которые в течение некоторого времени признавались научным сообществом как основа для дальнейшей практической деятельности».[3] В теологии категория преемственности имеет важный смысл, поскольку знание, предлагаемое теологами на любом этапе исторического развития науки, как минимум, не должно противоречить Библии, а также святоотеческой литературе.

Наличие теории
Теория как высшая форма научного знания, отличающаяся системностью и обоснованностью, является важной составляющей науки. О теории уже писалось выше, поэтому здесь не будем на ней подробно останавливаться.

Самокритичность и интерсубъективность
Науке присуща самокритичность. Прежде чем ту или иную информацию признавать научной, её подвергают критическому анализу. В теологии такой подход также используется. Так, прежде чем утверждать каноничность, богодухновеннность литературы, таковую тщательно проверяют и обсуждают на специальных соборах. Примечательно, что чудеса в таких случаях особого значения не имеют, поскольку вероучительныетексты обращены к разуму, призваны быть частью систематического богословия.
Чертой науки является интерсубъективность, то есть признание ценности научной работы группой учёных, специализирующейся на той научной отрасли, которой касается обсуждаемая работа. Так, французский философ XVII века Рене Декарт, прежде чем публиковать свою работу, рассылал её известным мыслителям. Получив же их критические отзывы, печатал одновременно и свой труд, и критику на него, и свой ответ на эту критику. В теологии интерсубъективность коррелирует с понятием соборности, в рамках которой решение по богословским вопросам принимаются собором архиереев, то есть специально подготовленными людьми. Подготовка архиереев вполне объективно определяется их знанием теологических наук, Книг Священного Писания, общим интеллектуальным уровнем развития и нравственным обликом.

Наличие субъекта и объекта познания
Познающий исследователь является субъектом познания, а то, что он исследует, есть объект познания. В теологии человек познаёт божественную реальность. Спецификой такого познания является уникальность и субъективность духовного опыта. Это обстоятельство ставит вопрос об объективности как черте научного знания в теологии. Ответ на него мы находим в нескольких контекстах. Во-первых, в контексте образа жизни человека, который объективно предстаёт соответствующим религиозным канонам. Во-вторых, в логической взаимосвязи его рассуждений с вероучением. В некоторых случаях, связанных с пророчествами, прогнозы могут получать объективное подтверждение в процессе исторического развития народов.

Отображение закономерностей
В научном знании происходит отображение закономерностей. Обычно учёный не изобретает, а открывает что-либо. Например, Исаак Ньютон не изобрёл, не создал, а открыл закон всемирного тяготения. Закон – это фактологически доказанное утверждение, объясняющее какие-либо феномены; также под законом можно понимать некое явление, периодически повторяющееся, зафиксированное и описанное.
Научное знание подтверждается в качестве такового, если позволяет выявить закономерности, отразить их в своей области. Теология в этом отношении во взаимосвязи Библейских книг выражает в себе ряд закономерностей, которые объективно проявляются, например, в исполнении ветхозаветных пророчеств.

Системность (структурированность) научного знания
Система – это комплекс взаимосвязанных элементов, образующих в своём единстве функциональную целостность.
В структуре есть интенсионат (множественность элементов структуры) и экстенсионат (операции, функции структуры, а также её предикаты, которые включают в себя свойства и отношения в структуре). При осуществлении операции происходит воздействие на один, два и более элемента, в ходе чего появляется новый элемент или происходит какое-либо изменение в структуре. Например, при сложении двух чисел мы имеем дело с двухместной операцией, если мы одно число возводим в квадрат, то это одноместная операция. Отношения могут быть в многоместном предикате. Поэтому у операции есть местность – множество тех элементов, на которых операция действует.
У элементов могут быть свойства. Например, числа бывают целыми, простыми, сложными, положительными, отрицательными, чётными, нечётными и т.д.
Структура описывается логической теорией, в которой для описания структуры могут использоваться знаки, например, «+», «-», «/». Они позволяют компактно и сжато выразить суть операции. Чистая структура являет собой идею, а её эмпирическая реализация есть её воплощение. При изоморфизме (от древнегреч. ἴσος – «равный, одинаковый, подобный» и μορφή – «форма») подразумеваются идентичные (однозначное соответствие) друг другу структуры, а при гомоморфизме (ὁμός – равный, одинаковый и μορφή – вид, форма) – похожие (подобные) структуры.
В отношении теологии системность выражается в согласованности знаний, которые формировались в течение нескольких тысячелетий. Так, книги Ветхого Завета взаимосвязаны и друг с другом, и с Новым Заветом. Сами по себе отдельные библейские сюжеты не всегда свидетельствуют о божественности Писания, однако их взаимосвязанность образует иное осмысление Библии, создавая предпосылку для формирования систематического богословия.

Методология науки
Науке обязательно свойственна методология. Вопрос о методе познания был оставлен ещё в античном мире. Так, Гераклит Эфесский связывал познание природы с разрешением противоречий в ней самой. Демокрит выделял виды познания на основе чувств и ума.
Следует заметить, что понятие методологии не является тождественным понятию метода, поскольку последний является объектом исследования для методологии как науки о методе. Эта позиция получила широкое распространение, поскольку рассуждения о предмете исследования не заменяется самим этим предметом. В то же время есть точка зрения, согласно которой методология является совокупностью методов, применяемых в процессе познания и преобразования действительности. Существует третья позиция, провозглашающая методологию в качестве всеобщего метода познания мира. В таком контексте методология приобретает характер философского знания. В гносеологии существует эпистемология – раздел, посвящённый инструментам, в частности, методам, познания.
Научная методология – это учение о логической организации, методах и средствах научной деятельности.
Метод – сложная система элементарных приёмов, которые служат средством получения, обработки и развития знаний. Метод – способ обоснования системы знаний, совокупность приёмов и операций, направленных на познание объективного мира.
Существуют общие и частные методы. Частные методы выражают характер связи между отдельными компонентами бытия, а общие методы определяют общий характер связей в мире. Есть точка зрения, согласно которой частные методы выражаются через общие.
О значении методологии как свойства науки писал в XV столетии Френсис Бэкон, предлагая эмпирический (экспериментальный) метод познания. В следующем веке Рене Декарт философски обосновал метод рационализма, суть которого состоит в познании содержания собственного разума. Сейчас рационализм понимается иначе – в смысле разработки теории, обработки и упорядочивании эмпирически собранной информации. Также существуют методы индукции (познания от частного к общему) и дедукции (познания от общего к частному). В современной науке интенсивно используются методы анализа и синтеза, компаративистики (сравнения), структурно-функциональный метод (изучает объекты как целостную систему, которую возможно расчленять на части, элементы), аналогия (выявление степени сходства и общих черт объектов), аксиоматический метод (вывод делается на основе аксиом). Также есть методы описания (фиксация в той или иной форме результатов наблюдения и информации об исследуемом объекте), измерения (познавательные операции, обеспечивающие численное выражение измеряемых величин). С развитием компьютерных технологий активизировалось использование метода моделирования – воспроизведение определенных свойств и связей исследуемого объекта. Существуют модели материальные и идеальные (мысленные схемы, конструкции, модели в виртуальной реальности).
В теологии методология включает в себя весь комплекс методов, применяемых в гуманитарных науках. Для некоторых теологических наук определённые методы являются основополагающими. Так, в сравнительной теологии особое место занимает компаративный метод; для экзегетики методы интерпретации, контекстуального анализа являются важнейшими; для теологических наук в целом принципиален аксиоматический метод, благодаря которому возможно развивать знания уже в определённой системе.
Искусство использования методов теологии требует больших знаний. Так, в рамках такой науки как «Библейская апологетика», объясняя те или иные фрагменты Библии, необходимо учитывать множество факторов, не всегда, напрямую связанных с религиозным учением, например, лексические особенности речи и языка того времени и конкретного народа, контекст того или иного выражения, исторический и политический фон описываемых событий. Анализируя Книги Библии важно правильно интерпретировать не только сами тексты, но и образы, которые предлагаются читателю.
В теологии также применяется детерминизм – метод, в котором выявляются причинно-следственные связи. Для осмысления многих событий, описанных в Библии, охватывающих столетия, важно увидеть их причины, что и чем было обусловлено (детерминировано).
Нередко теологи обращаются к методам, которые активно применяются в других нерелигиозных науках, например, археологии.[4] Так, при обнаружении останков, предположительно библейских героев, важно понять возраст этих останков. Для этого используется радиоуглеродный анализ. Этот метод был разработан в 1946 году американским химиком Уиллардом Либби. Благодаря радиоуглеродному анализу можно с большой мерой точности понять возраст биологических останков в диапазоне от 10 лет до 70 тысяч лет. Для библейской истории такой диапазон более чем достаточен. Такой метод даёт большие возможности для датировки жизни людей и каких-либо событий. Существует абсолютная и относительная датировка, то есть связанная с календарной позицией исследуемого объекта (абсолютная), и определяющая хронологическую позицию объекта относительно другой позиции, чаще всего современности.
Также в археологии эффективно применяется метод трасологии, в рамках которого изучаются следы деятельности людей. Так, остатки крепости являются результатом труда людей конкретного народа, а изучение отдельных элементов этой крепости позволит понять, какие методы и инструменты применялись строителями в определённую эпоху. Внутри этого метода существует механоскопия, в рамках которой исследуются следы орудий и инструментов.
В археологии особое место отводится сравнительно-топологическому методу, в ходе которого определяются типы обнаруженных объектов и их классификация по определённым признакам. Так, без специальных знаний бывает трудно понять, как классифицировать найденную вещь, к какому типу сооружения относятся раскопанные фрагменты стен, фундамента. Даже поняв, что ведь является не бытовой, а культовой, а остатки здания некогда были не крепостью, не амбаром, не жилым домом, а храмом, нужно понять, в рамках какой религии использовалась вещь и храмовое здание.
Таким образом, методы теологии эффективны при их комплексном применении, что требует от учёного высокой эрудиции, умении широко мыслить и охватывать в своём мышлении множество понятий, приводя их в единую систему. Часто теологи обращаются к учёным из других наук, чтобы на основе их исследований, методов уточнить материал, связанный с богословскими знаниями.

Специальный категориальный аппарат науки
Для науки свойственно использование специальной терминологии, которая позволяет лаконично и точно выражать идеи, дисциплинирует мышление человека и содействует международному общению учёных, так как ряд терминов носят интернациональный характер. Существуют термины, свойственные различным наукам, есть же категории, которые употребляется лишь в определённых научных областях. Так, специальными медицинскими терминами являются «диагноз», «наркоз», «рецепт»; для теологии такими терминами стали, например, теоцентризм, креационизм, теозис. Категориальный аппарат содействует конструктивной организации научного исследования, международному общению, лаконичному и понятному изложению мыслей.
Примечательно, что в науке сложились определённые правила выражения идей, то есть стиль научного изложения материала как в устной (доклад), так и в письменной (монография, статья, диссертация) форме. Категориальный аппарат является его составляющей. Существует также научно-популярный стиль, в котором изложение материала ориентирована на широкую аудиторию и призвано популяризировать научное знание, привлечь к научным изысканиям больше людей.

Институциональность науки
В процессе развития науки она принимает институциализированную форму, которая выражается в социально востребованных институтах, таких как школа, университет, академия, внутри которых есть свои структурные подразделения, функционирующие по определённым правилам. При этом в научной среде готовятся кадры не только для иных сфер профессиональной деятельности людей, но и для собственно научной. Стало быть, учёный обычно занимается как научной, так и педагогической деятельностью. Без студенческой аудитории развитие учёного почти невозможно. Работа со студентами обязывает учёного к соблюдению ряда этических норм, связанных с тем, что сам образ жизни и речи учёного должен оказывать позитивное воспитывающее воздействие на обучаемых. «Всякая наука для своего развития требует хорошей специальной школы и широкой образованной аудитории. Без первой она лишается питающего источника и объективного фундамента, без второй, не будучи нигде и никем воспринимаемой, не находит для себя жизненных корней, прозябает, чахнет и вянет, как тепличное растение в неблагоприятной обстановке».[5] Разумеется, в этом случае степень научного прогресса зависит от среднего нравственного и интеллектуального уровня развития людей в социуме.
В богословской области и в религии вообще существуют такие институты как церковь, духовные академии, семинарии. В теологии сложилась еклезиология – наука о церкви, – в которой объясняется смысл, назначение церкви как духовного и социального организма. Подготовка священнослужителей является предметом для изучения в отдельной науке – пастырское богословие. Русскому слову пастырь в еврейском языке соответствует слово рое, а в греческом пимин. Рое происходит от причастия раа, имеющего смысл такой : стремиться куда-то, искать, ухаживать, в первую очередь, за стадом. Поэтому рое употреблялся в значении пастух. Пимин происходит от корня по и означает питать и защищать. В Христианстве образу учителя отводится особое внимание, тем более, что учительство считается особенно богоугодной деятельностью. Вместе с тем, учитель призван к развитию в себе в наиболее яркой форме высших христианских качеств. «Будучи поставлен своим состоянием средь мира, пастырь должен уметь жить, не покоряясь ему…».[6] Иначе говоря, живя среди пороков, пастырь должен их осознавать и избегать, не принимать их в свой ум, душу и образ жизни. Пастырю необходимо е только поощрять, но и пресекать те поступки, которые порочны, даже, если они приняты обществом в качестве нормы. Также всегда нужно помнить, что человек, поставленный для того, чтобы педагогически управлять другими людьми, влиять на их жизнь, должен и сам иметь в себе такие качества как смиренномудрие и послушание.
В научных, в теологических институтах есть и негласные правила, традиции, которые не всегда возможно зафиксировать письменно в документах, но без которых невозможно функционирование учебного заведения. Более того, если таковое будет полностью руководствоваться буквой устава, то оно не сможет эффективно работать, так как спецификой системы образования является то, что она строится не столько на письменных актах, сколько на совестливых отношениях между людьми, где нормы доброты, взаимопомощи имеют глубокий воспитательный смысл и часто превалируют над буквой закона. В том числе отсюда в пастырстве, педагогике проистекает значимость жизни в духовном благочестии.

[1] Бердяев Н. А. Философия свободы. М.: АСТ, 2002. С. 27. [2] Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 2002. С. 97. [3] Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 2002. С. 34. [4] Археология настолько важна для теологических исследований, что внутри её сформировалась библейская археология. [5] Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в её историческом развитии и новейшем состоянии. М.: Издательство Свято-Владимирского Братства, 2002. С. 5. [6]Стиархимандоит Иоанн (Маслов). Лекции по пастырскому богословию. М., 2001. С. 159.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *