В чем заключается специфика общественных отношений объектом которых является земля

Земельные отношения (понятие и особенности). Земельные правоотношения, их классификация

Земельные отношения (понятие и особенности)

Общественные отношения — это многообразные связи, возникающие между индивидуумами, социальными группами, классами, нациями (а также внутри них) в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

Особенности земельных отношений:

Земельные правоотношения

Земельный кодекс (ЗК РФ) Глава I. Общие положения Ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ дает легальное определение земельных отношений:

При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Элементы земельных правоотношений:

Вышеуказанные субъекты могут выступать в роли:

Объектами земельных отношений являются (с т. 6 ЗК РФ)

В настоящее время с введени­ем института частной собственности на землю и платного землеполь­зования земельные отношения приобрели новое содержа­ние, поскольку они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

Классификация земельных правоотношений:

1) по основным институтам земельного права:

Правоотношения собственности имеют место в случаях установления той или иной формы собственности на земельный участок. Они возникают при приватизации государственных или муниципальных земель, при купле-продаже или иных сделках, связанных с отчуждением земель, при конфискации, реквизиции земель. Правоотношения собственности на землю занимают основополагающее место, так как во многих случаях определяют содержание других видов правоотношений.

Правоотношения землепользования являются составной частью правоотношений собственности, поэтому для собственника они возникают одновременно с отношениями собственности и не требуют для этого особых дополнительных оснований. Одновременно правоотношения землепользования могут выделяться из правоотношений собственности и приобретать самостоятельное значение в силу того, что не во всех случаях собственник сам использует свой земельный участок, а заинтересован в передаче прав пользования другим лицам. В этом случае между собственником и таким заинтересованным лицом возникают правоотношения землепользования, в рамках которых обе стороны принимают на себя взаимные права и обязанности. Для возникновения правоотношений землепользования требуются дополнительные фактические и юридические условия, закрепляющие такие взаимные права и обязанности.

Правоотношения землепользования можно подвергнуть более детальной классификации. Так, в зависимости от категории земель правоотношения землепользования можно разделить на правоотношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений, промышленности и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного и водного фондов, земель запаса. По условиям возникновения права землепользования можно выделить правоотношения общего и специального землепользования, по времени реализации – правоотношения срочного и бессрочного землепользования.

Правоотношения государственного земельного управления имеют место в случаях, когда государственные и местные органы (если им делегированы государственные полномочия) выполняют возложенные на них функции управления. Они включают предоставление земель в собственность либо пользование с выдачей и регистрацией необходимых документов, учет земель и ведение земельного кадастра, землеустройство и лицензирование землеустроительных работ, контроль за использованием и охраной земель и привлечение нарушителей к юридической ответственности.

Правоотношения в области охраны земель охватывают общественные отношения, урегулированные теми нормами земельного права, которые нацелены на сохранение полезного потенциала земли как основы хозяйственной деятельности и элемента окружающей природной среды. Их содержание составляют права и обязанности собственников и пользователей по охране земель, включая мероприятия по мелиорации, рекультивации земель, консервации земель и восстановительные мероприятия на загрязненных и деградированных землях.

Правоотношения юридической ответственности возникают при нарушении норм земельного права, субъективных прав и обязанностей собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земель. Данные правоотношения в отличие от других, упомянутых выше, реализуются на основании норм как земельного, так и иных отраслей права. Соответственно структуре этих отраслей можно выделить правоотношения уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной ответственности.

В реальных ситуациях земельные правоотношения проявляются как сложное сочетание различных видов. Скажем, ведение фермерского хозяйства на земельном участке реализуется через правоотношения собственности, когда для этих целей приобретается земельный участок; через правоотношения государственного управления, когда государственные органы контролируют состояние земельного участка или проводят учетные действия, правоотношения охраны земель, когда фермеры проводят мелиоративные мероприятия, и т.д.

3) по их субъекту:

участниками этих отношений могут выступать граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

4) по функциональному назначению:

Правоохранительные правоотношения, в отличие от регулятивных, вызываются аномалией, отклонением в поведении участника земельных отношений от нормы закона. Поэтому правоохранительные земельные отношения возникают по поводу правонарушений, когда наступает необходимость юридического воздействия на нарушителя законодательства.

Процессуальные нормы устанавливают порядок действий субъектов правоотношений по реализации своих прав и обязанностей. Возникающие в связи с этим отношения признаются процессуальными.

7) по степени взаимной обязанности их участников:

Источник

ОРСК-Официальный портал Администрации города Орск

• Телефон Горячей линии отдела по труду

Методы правового регулирования земельных отношений

Вы здесь

Тема методов правового регулирования земельных отношений является актуальной и очень интересной как с точки зрения специалиста в области юриспруденции, так и человека, не занимающегося профессионально данной деятельностью.

Земельные отношения- это урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения, использования и охраны земель, складывающиеся между физическими лицами, организациями и органами власти.

Земля является объектом земельных правоотношений (как разновидности общественных отношений) не только потому, что она есть объект природы, т.е. одна из составных частей окружающей среды, и отсюда следует, что человек получает некую экономическую выгоду от использования данного объекта. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Одной из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений является то, что земля продолжает существовать как объект земельных отношений даже после того, когда на нее воздействует человеческий труд.

В соответствии со ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ «1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

2. К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

3. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.»

Правовое регулирование земельных отношений осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством, и характеризуется установлением норм и правил в сфере землепользования, которые являются общеобязательными для применения и исполнения всеми субъектами земельных отношений. Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ определяет основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельный участок, а также на любое другое имущество. Земельное законодательство устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления.

Такая специфика отличает данную форму социального регулирования от других видов нормативного регулирования социальной жизни общества. Значение описанного правового механизма состоит в том, что он в большинстве случаев определяет эффективности и результативности функционирования права.

Таким образом, можно считать, что метод является совокупностью юридических инструментов, с помощью которых государственная власть оказывает необходимое влияние на общественные отношения, целями которого является придания нужного развития, в данном случае- земельных отношений.

Метод, как правило, должен отражать, как и каким образом нормы права регулируют тот или иной вид общественных отношений. Таким образом, следует сказать, что имеют место быть специфические приемы, которые применяются соответствующей отраслью права для достижения более полного и тщательного правового регулирования конкретных общественных отношений. Так как общественные отношения, входящие в сферу правового регулирования, имеют широкое разнообразие, то и необходимо им разнообразие методов правового регулирования (юридического воздействия). И из этого следует, что, чем больше общественных отношений, тем больше методов и способов необходимо для их регулирования и контроля.

В зависимости от специфики общественных отношений, выделяют два ведущих метода правового регулирования земельных отношений: императивный (властный) метод и диспозитивный (договорный) метод.

Императивный (Директивный) метод (его также называют авторитарным, властным) властеподчинения, не позволяющий субъектам права отклоняться от предписаний правовой нормы. Выражение императивного метода правового регулирования земельных отношений способного выражаться в запрещении любых действий. Поскольку, как было сказано ранее, земельные ресурсы содержат в себе уникальное экономическое и общественное значение, регулирование земельных правоотношений, основано на совокупности и взаимосвязанной системе запретов и ограничений. Для реализации императивного метода государство реализует свои властные полномочия не только при помощи принятия нормативно-правовых актов, но и комплексом практических мер, например, таких как определение конкретных категорий, целевого назначения и видов разрешенного пользования землей; прекращение права пользования участков в случае нарушения норм, и т.д. Запреты в общем или конкретном виде определяют зону приемлемого неправомерного поведения этим и предупреждают субъектов права от вхождения в данную зону. Такого рода способ воздействия выражается к жизни необходимостью обеспечить общественный круг интересов, т.е. интересы конкретных людей, государства и всего общества.

Диспозитивный метод регулирования земельных отношений характеризуется юридическим равенством между участниками правоотношения, свободой выбора возможного поведения субъектов отношений. Вмешательство государства характеризуется в установлении общих правил разрешенного поведения субъектов, которые субъекты могут самостоятельно реализовывать при осуществлении целей правоотношений.

Диспозитивный метод регулирования включается в себя три основополагающих способа регулирования земельных отношений:

— рекомендательный – субъектам правоотношений предоставляется выбор правового поведения и средств достижения целей;

— санкционирующий – требует государственное вмешательство для придания лишь воле сторон юридической силы, но не вмешивается в свободную волю равных сторон правоотношения;

— делегирующий – предоставляет сторонам (субъектам правоотношений) полную свободу выбора в пределах конкретных полномочий.

Диспозитивный метод позволяет регулировать действия субъектов правоотношения по их усмотрению, компетенции которых предусмотрены Земельным Кодексом РФ.

В заключение стоит еще подчеркнуть теоретическую и практическую значимость методов правового регулирования земельных отношений, как способов обеспечения земельного правопорядка, актуальность, которой подчеркивается выявлением и решением проблемных сторон развития земельных отношений в обществе и государстве в целом.

«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018)

Источник

Особенности земли как объекта правового регулирования

В чем заключается специфика общественных отношений объектом которых является земля. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем заключается специфика общественных отношений объектом которых является земля фото. В чем заключается специфика общественных отношений объектом которых является земля-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем заключается специфика общественных отношений объектом которых является земля. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea В чем заключается специфика общественных отношений объектом которых является земля. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем заключается специфика общественных отношений объектом которых является земля фото. В чем заключается специфика общественных отношений объектом которых является земля-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем заключается специфика общественных отношений объектом которых является земля. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f В чем заключается специфика общественных отношений объектом которых является земля. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем заключается специфика общественных отношений объектом которых является земля фото. В чем заключается специфика общественных отношений объектом которых является земля-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем заключается специфика общественных отношений объектом которых является земля. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 В чем заключается специфика общественных отношений объектом которых является земля. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем заключается специфика общественных отношений объектом которых является земля фото. В чем заключается специфика общественных отношений объектом которых является земля-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем заключается специфика общественных отношений объектом которых является земля. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

В чем заключается специфика общественных отношений объектом которых является земля. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем заключается специфика общественных отношений объектом которых является земля фото. В чем заключается специфика общественных отношений объектом которых является земля-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем заключается специфика общественных отношений объектом которых является земля. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

В чем заключается специфика общественных отношений объектом которых является земля. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем заключается специфика общественных отношений объектом которых является земля фото. В чем заключается специфика общественных отношений объектом которых является земля-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем заключается специфика общественных отношений объектом которых является земля. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Земля как объект правового регулирования выполняет троякую роль.

В экологическом понимании — это природный объект, составная часть окружающей среды, взаимодействующая с другими объектами природы — лесами, недрами, водами, а в широком смысле — охватывающая все природные ресурсы.

С экономической стороны земля выступает как объект хозяйственной и иной деятельности — является материальной базой всякого производства. Она — источник (ресурс) удовлетворения самых разнообразных потребностей человека.

В социальном отношении — это объект собственности. При капитализме решающее значение земли для регулирования земельных отношений имеет социальная функция земли. При социализме земля является в одних странах исключительной собственностью государства, а в других — наряду с государственной — кооперативной, частной и личной собственностью.

В Российской Федерации вся земля находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, а земельный фонд России в зависимости от основного целевого назначения делится на категории.

1. Земля не является продуктом человеческого труда — она продукт самой природы.

Отсутствие стоимости земли не исключает ее денежной оценки в целях наиболее эффективного использования.

Земля — важнейший природный ресурс, главное средство производства в сельском, лесном хозяйстве и пространственный базис для размещения зданий, строений, сооружений и других объектов.

Из сказанного вытекают следующие особенности правового регулирования земельных отношений:

а) земля обладает уникальными, невосполнимыми человеком, только ей присущими свойствами. Для каждого человека она составляет основу жизни, условие его существования, источник удовлетворения его естественных нужд и потребностей, а также место хозяйственной и иной деятельности, способной изменить экологическую обстановку как в регионе, так и в планетарном масштабе. В силу этого основными субъектами земельной собственности должны быть граждане Российской Федерации. В случае, когда земля выступает как важнейший природный ресурс, основа жизни и общенациональное достояние, речь о ней должна идти как о компоненте природы, биосферной категории.

Когда же речь идет об отношениях, возникающих при хозяйственном использовании земли, то этот аспект требует рассмотрения понятия земли как пространственного операционного базиса для размещения производительных сил, основного средства производства в сельском хозяйстве, т.е. как экономической категории;

б) деятельность государственных органов, организаций и граждан относительно земли осуществляется, как правило, с учетом интересов не только настоящего, но и будущих поколений;

в) распоряжение землей на данной территории реализуется через органы местного самоуправления (их администрации), в результате чего должно пресекаться преобладание частных или ведомственных интересов над общенародными;

г) в земельном праве не полностью применяются сроки исковой давности, предусмотренные для гражданских, административных, уголовных и иных правоотношений. Так, если ранее самовольный захват земельного участка мог повлечь за собой уголовную ответственность, то теперь за это предусмотрена лишь административная.

Так как земля является единственным местом обитания всего живого, государство в публичных интересах должно осуществлять наблюдение за состоянием земель посредством мониторинга, который необходимо осуществлять в целях:

— своевременного выявления и прогнозирования развития негативных последствий, влияющих на качество и состояние земель, разработки и реализации мер по предотвращению этих процессов;

— оценки эффективности этих землеохранительных мероприятий;

— информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны земель, которое должно включать: регулярные наблюдения за состоянием земель, количественными и качественными показателями;

— сбор, хранение, пополнение и обработку данных наблюдений; создание и ведение банков данных; оценку и прогнозирование изменения состояния земель.

Государственный мониторинг земель является составной частью системы государственного мониторинга окружающей среды. Государственный мониторинг должен осуществляться по кадастровым категориям, угодьям, зонам. Важность земли как места обитания и как источника естественного богатства вызывает необходимость принятия специализированных федеральных законов в этой сфере. Например, Федеральный закон от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (в ред. от 1О.О1.2ООЗ) устанавливает правовые основы государственного регулирования обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения при осуществлении собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами земельных участков хозяйственной деятельности.

В чем заключается специфика общественных отношений объектом которых является земля. 640 1. В чем заключается специфика общественных отношений объектом которых является земля фото. В чем заключается специфика общественных отношений объектом которых является земля-640 1. картинка В чем заключается специфика общественных отношений объектом которых является земля. картинка 640 1

Обеспечение плодородия этой категории земель осуществляется по следующим основным направлениям:

— разработка и реализация федеральных программ обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

— проведение учета показателей плодородия таких земель, сертификация почв;

— государственный контроль за воспроизводством земель;

— учет эталонных участков земель сельскохозяйственного назначения (ст. 11).

Государственный контроль за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рациональным использованием проводится в целях соблюдения собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами земельных участков требований закона.

2. Земля — важнейший компонент окружающей среды, который функционирует по законам живого организма, способствует очищению атмосферы, хранит водные ресурсы, является питательной средой для всего живого. Земная поверхность имеет территориальные ограничения, она не может быть произвольно увеличена людьми в зависимости от их потребностей. Равным образом она не подлежит замене никаким другим средством производства, не устаревает и не изнашивается, как это происходит в отношении орудий и средств производства.

При рациональном использовании земли ее плодородие постоянно возрастает, что в свою очередь влияет на ценностные характеристики данного объекта. Это, безусловно, свидетельствует о том, что земельные отношения являются отношениями особого рода и не могут, как предлагают некоторые ученые, устанавливаться и определяться нормами гражданского права. Они должны регулироваться нормами земельного права, а нормы гражданского права необходимо учитывать только в части, не урегулированной нормами земельного права.

Как известно, в новый ГК РФ включена гл. 17, посвященная земельным отношениям. С правовой и экономической точек зрения, ценность земли определяется особенностями, спецификой свойств и признаков, отличающих ее от других имущественных объектов. Это означает, что отношения отныне должны регулироваться и гражданским законодательством. Однако согласно ч. 3 ст. 2 ГК РФ, если имущественные земельные отношения основываются на административном акте (а таких видов земельных отношений, как известно, немало), то эти отношения не регулируются нормами гражданского права. Они находятся исключительно в сфере земельного законодательства.

Есть еще одна тонкость в проблеме определения соотношения норм земельного и гражданского законодательства. Дело в том, что ст. 72 и 73 Конституции РФ, определяющие предметы исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, устанавливают, что гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, а земельное законодательство — в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Требуется более четкое разграничение сфер применения земельного и гражданского законодательства.

Подводя итог изложенному, можно охарактеризовать предмет земельного права следующим образом:

1. Предметом земельного права являются общественные земельные отношения, имеющие свое экономическое содержание.

2. Специфика данных общественных отношений обусловлена природными особенностями земли как уникального объекта общественных отношений.

3. Земельные отношения — это общественные отношения между органами государственной власти и органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землей, находящиеся в сфере действия преимущественно земельно-правовых и отчасти гражданско-правовых норм в тех случаях, когда эти отношения не урегулированы нормами земельного права.

Итак, можно дать следующее определение земельного права как отрасли права.

Земельное право — самостоятельная отрасль права, направленная на регулирование земельных отношений в Российской Федерации, ее субъектах, муниципальных образованиях, у юридических лиц и граждан и имеющая своей задачей закрепление, совершенствование и создание эффективного земельного строя в России, основанного на частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности на землю, который обеспечивает рациональное использование и охрану земель, надлежащие условия равноправного развития форм хозяйствования, воспроизводство плодородия почв, сохранение и улучшение окружающей среды и охраны земельных прав граждан и других пользователей землей.

Принципы земельного права

Развитие правовой системы происходит по схеме «от общего к частному».

Основополагающие положения земельного законодательства закрепляются в Конституции РФ, детализируются, конкретизируются в специальных законах, постановлениях, управленческих актах, имеющих общенормативное значение.

Принципы земельного права как отрасли права представляют собой «микросхему» данной отрасли.

Системность принципов как в зеркале отражает систему земельного права. В силу этого принципы земельного права можно классифицировать как общеправовые (конституционные), принципы Общей части земельного права и принципы его Особенной части.

К общеправовым принципам относятся:

— признание, соблюдение и защита прав граждан, включая права на землю, как обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ);

— юридическое равенство граждан в получении (приобретении) прав на землю (доступа к земле);

— принцип свободного выбора гражданами прав на землю и обязанности государства, органов местного самоуправления по обеспечению земельных прав граждан и объединений;

— принцип законности в земельных отношениях;

— принцип интернационализма, имеющий международную и национальную стороны;

— принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями;

— принцип субъективного вменения, т.е. применение земельно-правовой ответственности за виновные земельные правонарушения, и др.

Отраслевые принципы земельного права обусловлены особым характером регулируемых общественных земельных отношений, которые в свою очередь определены спецификой регулируемого объекта земельного фонда Российской Федерации, состоящего из разных по своему правовому режиму отдельных категорий земель. Эта специфика породила принципы, которые можно разделить на две части: относящиеся к Общей части земельного права и относящиеся к Особенной части.

В основу деления полжены уникальные свойства, присущие земле как специфическому объекту.

Принципы земельного права содержатся:

1) в Конституции РФ, где сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2). Статьи 7, 8, 10-12, 15 посвящены земельным отношениям. В Конституции закреплено и гарантировано, право граждан и объединений иметь в частной собственности землю (ч. 2 ст. 9 и ч. 1 ст. 36). В случае отказа в предоставлении земельного участка гражданин может обратиться в суд за защитой своего права. В ч. 4 ст. 29 и ст. 42 закреплено право граждан на информацию о всевозрастающей роли демократического общественного контроля в сфере земельного права;

2) в декларациях нормативно-правовых актов. Так, в земельном законодательстве был провозглашен принцип равноправия всех форм земельной собственности и форм хозяйствования на земле (См. Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;

3) в конкретных нормах земельного права. Так, ЗК РФ закрепляет принцип приоритета земель сельскохозяйственного назначения по сравнению с другими категориями земель, обеспечивает принцип целевого использования земель, при постоянном (бессрочном) пользовании создает предпосылки для устойчивости прав на землю и т.д.;

4) в текстуальном смысле действующего законодательства.

Анализируя нормы ЗК РФ, посвященные землеустройству, можно прийти к выводу о наличии приоритета экологических интересов общества над экономическими, поскольку задачи землеустройства подчинены созданию благоприятной окружающей среды и улучшению природных ландшафтов.

Принципы земельного права характеризуются следующими признаками:

1) они являются руководящим началом в нормативно-правовом регулировании земельных отношений, им не могут противоречить «рядовые» нормы земельного права. Так, недопустимо отводить под несельскохозяйственные нужды земли, являющиеся ценными сельскохозяйственными угодьями;

2) в самых общих чертах система принципов земельного права является микросистемой, схемой права, подобно тому как у любого организма в природе или технике имеется своя микросхема;

3) среди принципов земельного права также имеется иерархия, в которой одни принципы занимают вышестоящее положение по отношению к остальным. Например, принцип обеспечения благоприятной окружающей среды является главенствующим по отношению к принципу рационального использования земель;

4) система принципов динамична: по мере развития правовой системы появляются новые принципы, уходят в прошлое старые. Например, с введением регулируемых рыночных отношений ушел в историю принцип бесплатности землепользования, его заменил принцип платного пользования землями, вместо принципа максимального расширения фонда сельскохозяйственных угодий пришел принцип оптимального формирования этого вида угодий, поскольку беспорядочное расширение площадей под земледелие не проходит бесследно для окружающей среды.

В ст. 1 нового ЗК РФ и других нормах земельного законодательства сформулированы основные принципы.

Рассмотрим принципы, присущие Общей части земельного права, по отдельности и раскроем их содержание:

1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земель осуществляется исходя из представлений о земле как об объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, основы существования и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, объекте права собственности и иных прав на землю.

2. Принцип приоритета интересов народов, населяющих данную территорию, и защиты прав человека. Этот принцип выражается в том, что:

а) земля является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9 Конституции РФ);

б) каждый житель России является «собственником» этого природного дара. Это конституционное право закреплено в ч. 1 ст. 36 Конституции РФ. Государство гарантирует судебную защиту в реализации этого права;

в) приобретение земельных участков в собственность осуществляется лишь в порядке, предусмотренном законом;

г) в интересах охраны здоровья человека устанавливается право каждого гражданина Российской Федерации на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ), определяются нормативы предельно допустимой концентрации вредных химических, бактериальных, паразитарно-бактериальных и радиоактивных веществ в почве, стимулируется производство экологически чистой продукции путем установления повышенных цен на нее;

д) в п. 4 ст. 28 ЗК РФ установлено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства;

е) участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, означающее, что граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и формах, которые установлены законодательством.

В содержание указанного принципа входит приоритет экологического благополучия окружающей среды в данном регионе при использовании земель.

Это выражается в том, что:

а) необходимо создать условия для поддержания устойчивых ландшафтов и охраны земель как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием ее в качестве недвижимого имущества, если это не наносит ущерб окружающей среде;

б) использование земли способами, нарушающими экологическую обстановку территории, эксплуатация земельного участка, приводящая к снижению плодородия почв, ухудшению экологической ситуации, являются основными для изъятия этого участка;

в) при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов, строений и сооружений, а также внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель и окружающей среды, обязательно должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, являющиеся составной частью вышеуказанных работ, а проведению таких работ должны предшествовать положительные заключения государственной санитарно-гигиенической и экологической экспертизы;

г) непрерывно осуществляется мониторинг земель, представляющий собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда, для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов;

Принцип целевого использования земель

Если имущество (здания, сооружения, машины и т.п.) может использоваться не только по целевому, но и по иному назначению (производственное здание — в качестве склада, трактор — иногда в качестве средства перевозки грузов), то землю недопустимо использовать для тех целей, которые не указаны в документе, удостоверяющем режим ее использования.

Целевое назначение земель — установленные законодательством порядок, условия, предел эксплуатации (использования) для конкретных целей в соответствии с категориями земель.

Правовой режим определяет совокупность правил их использования и включения в гражданский оборот, охраны, учета и мониторинга, установленных земельным, градостроительным, лесным, водным, природоохранным законодательством о недрах, и распространяется на земли определенной категории. На землях, отнесенных к нескольким категориям, действуют все правила и ограничения, установленные для соответствующих категорий земель.

В случае спора по правовому режиму земельного участка приоритет имеет категория земель более строгого правового режима.

Целевое назначение и правовой режим основных категорий земель определяются федеральными законами, законами субъектов РФ и отражаются в градостроительной и землеустроительной документации.

Принцип целевого использования земель выражается в том, что земли Российской Федерации подразделяются на семь категорий по основному их целевому назначению.

4. Принцип устойчивости прав на землю является обязательным условием рационального использования угодий, поскольку лицо, не имеющее уверенности в стабильности своего права на землю, не будет заботиться об ее сохранности и о повышении ее плодородия.

Право на землю всех пользователей землей является конституционным правом. Оно защищается и гарантируется ст. 2 Конституции РФ.

Гарантии стабильности прав на землю выражаются в следующем:

а) гражданам гарантируется право на получение земельных участков и на судебное обжалование отказа в предоставлении этих участков;

б) в законе дан исчерпывающий перечень оснований изъятия земельных участков у собственника, землевладельца, землепользователя и арендатора;

в) свобода хозяйственной деятельности гарантируется принятием определенного перечня прав и обязанностей по хозяйственной эксплуатации земель, закреплением положений о недопустимости вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия без оснований, определенных законом, под страхом возмещения убытков, причиненных таковым вмешательством.

5. Принцип равноправного положения всех форм земельной собственности и всех форм хозяйственной эксплуатации угодий выражается:

а) в отсутствии господства каких-либо форм собственности или хозяйствования над другими.

В Конституции РФ и федеральном законодательстве установлено разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований.

В случаях установления каких-либо приоритетов форм собственности на землю или форм хозяйствования на ней перед иными формами собственности и хозяйствования заинтересованные пользователи земли вправе оспорить данное нарушение в установленном порядке, а если такое нарушение может иметь своим следствием существенное ограничение конкуренции или ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, то обратиться в Антимонопольный комитет РФ для принятия соответствующих мер.

б) в выравнивании способов хозяйственной эксплуатации земель путем освобождения от платы за землю лиц, осваивающих ее или восстанавливающих нарушенные не по их вине угодья, установлении дифференцированных земельных налогов в зависимости от качества угодий.

6. Принцип платного использования земель, являющийся обязательным условием их эффективной эксплуатации. Например, применение на некоторых территориях страны норм бесплатного отвода земель для ведения крестьянского хозяйства вместо стимулирования их развития дало обратный эффект, поскольку люди относились к бесплатно полученному участку как к даровой вещи.

Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования угодий, их охраны, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечения развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирования социальных фондов финансирования этих мероприятий (ст. 2 Закона).

Формами платы являются: земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата и нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов, с которых взимается арендная плата) облагаются ежегодным земельным налогом. Нормативная цена земли устанавливается для обеспечения экономического регулирования отношений при передаче земли в собственность гражданам, определении общей долевой собственности на землю, передаче ее по наследству, дарении, путем получения банковского кредита под залог земельного участка и в других случаях.

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Оценка земельных ресурсов — определение кадастровой стоимости земельных участков на рентной основе с учетом плодородия почв, природных и экономических условий, местонахождения земельных участков в соответствии с зонированием и районированием земель.

При осуществлении оценки земельных ресурсов используются данные мониторинга земель, государственного земельного кадастра, других обследований и наблюдений за состоянием земель, проводимых в установленном порядке. Для проведения оценки земельных ресурсов образуются в установленном порядке оценочные комиссии, в состав которых входят государственные и независимые эксперты, имеющие соответствующие лицензии. Утвержденные в установленном порядке данные о кадастровой стоимости земельного участка применяются при определении платы за землю и осуществлении государственного регулирования оборота земли.

Кадастровая стоимость — стоимость земельного участка, установленная на основании государственной кадастровой оценки земель и используемая для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами. Порядок проведения кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.

Арендная плата — плата за аренду земельного участка или земельной доли, устанавливаемая сторонами арендного договора.

Фиксированная арендная плата — арендная плата, устанавливаемая Правительством РФ, субъектом РФ или органом местного самоуправления за аренду соответственно государственных или муниципальных земель с учетом размера средней арендной платы и рыночной стоимости на земельные участки, сложившихся за истекший год.

7. Принцип рационального использования земель, выражающийся в их эффективной эксплуатации при одновременном повышении качества.

Содержание данного принципа различно для различных категорий земель:

— при использовании земель сельскохозяйственного назначения принцип их рационального использования выражается в максимальном получении урожаев при надлежащем качестве продукции, систематическом повышении плодородия сельскохозяйственных угодий;

— при использовании земель несельскохозяйственного назначения рациональность выражается в максимальной экономии земельных участков, размещении объектов на угодьях наиболее выгодным способом;

— при использовании земель природоохранного назначения (рекреационного, историко-культурного и т.п.) рациональным будет такое использование земельных участков, при котором максимально обеспечивается специальная цель использования данных земель (эффективный отдых граждан, обеспечение надлежащего содержания историко-культурных объектов и т.п.).

8. Принцип комплексного подхода в использовании земель обусловлен тем, что земля неразрывно связана со всеми другими объектами природы и человеческой деятельностью.

Этот принцип выражается в том, что:

— при решении вопросов предоставления, передачи (продажи) земли в собственность, землевладение, землепользование или в аренду учитываются экологические, экономические и социальные последствия такого отвода, перспективы использования данной территории и ее недр;

— деятельность всякого пользователя земли, нарушающая установленный законом режим природопользования, может быть приостановлена в порядке, определенном законодательством, до устранения допущенных нарушений.

9. Принцип плановости в использовании земель. Соблюдение его необходимо для правильной организации хозяйственной эксплуатации земель и их охраны.

Планирование осуществляют:

а) органы местного самоуправления (местная администрация), которые обязаны планировать использование земли, разрабатывать программы по рациональному их использованию, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;

б) землепользователи, землевладельцы, собственники и другие субъекты земельных правоотношений, ведущие хозяйствование на земле, поскольку каждое предприятие обязано планировать свою деятельность;

в) землеустроительные органы, обязанные разрабатывать прогнозы, республиканские и-региональные программы и схемы использования и охраны земельных ресурсов и схемы землеустройства.

10. Принцип подконтрольности государству использования и охраны земель, поскольку:

— соблюдение земельного законодательства подконтрольно государству в отношении всех субъектов земельных правоотношений;

— установлена специальная процедура, в рамках которой осуществляется государственный земельный контроль;

— своевременное предоставление сведений о состоянии и использовании земель является обязанностью каждого собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя и арендатора;

— государству подконтрольна хозяйственная деятельность любого предприятия, в том числе и связанная с использованием земель.

11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение земельным участком.

В ч. 2 ст. 36 Конституции РФ сказано, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Это положение Конституции РФ конкретизируется в ст. 60-63 ЗК РФ.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земель.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *