В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании

Социология. Краткий курc

В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании. cover. В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании фото. В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании-cover. картинка В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании. картинка cover

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Социология». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология. Краткий курc предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

3. Социология в системе гуманитарных наук

Принято выделять перечень причин, определяющих особое место социологии в системе гуманитарных наук:

• наука об обществе, его явлениях и процессах;

• включает общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других гуманитарных наук;

• все гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, всегда включают социальный аспект;

• техника и методика изучения человека и его деятельности, которые разрабатываются социологией, необходимы для всех общественных и гуманитарных наук, так как используются ими для своих исследований;

• сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук (социально-экономические, социально-политические, социально-демографические и др.).

Социология одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук — эксперимент и наблюдение.

Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественнонаучным и социогуманитарным знанием. Социологические теории играют важную роль в объяснении проблем в истории, политологии, психологии, правоведении и др. Социология вырабатывает общетеоретические подходы и методологию научного анализа и истолкования данных явлений.

Разработанная в социологии техника и методика научного анализа (опрос, анализ документов) используется другими общественными науками.

Общие и специальные социологические теории — системы научного социологического знания, направленные на решение вопроса о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах и развивающиеся в рамках определенных теоретико-методологических направлений. Методы сбора и анализа данных (методология) — технологии получения эмпирического материала и его первичного обобщения.

Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Фундаментальная социология решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития.

Прикладная социология ориентирована на практическую пользу; совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта. Как правило, фундаментальная и прикладная социологии включают эмпирию, теорию и методологию.

Антропология применяет многие из подходов, присущих социологии, но она изучает небольшие племенные незападные цивилизации (архаические общества), а социология изучает современное общество.

Политическая наука рассматривает проблемы власти и ее распределения в обществе. Здесь социологические подходы часто используются для изучения поведения избирателей.

Экономика изучает производство, потребление и распределение ограниченных материальных ресурсов. Социология здесь используется для учета влияния информации на потребительское поведение населения.

Социология связана с психологией, используя научные знания об основах индивидуального и группового поведения.

Особо тесные связи существуют между социологией и историей, поскольку обе имеют объектом и предметом исследования общество и воспроизводят социальную действительность в единстве необходимого и случайного. Различие заключается в том, что история воспроизводит социальный процесс постфактум (лат. postfactum — после), а социология — инфактум (лат. infactum — в то время, когда происходит).

Источник

Контрольная работа: Место социологии в системе социогуманитарного знания

Федеральное агентство по образованию

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)

Место социологии в системе социогуманитарного знания

Выполнил: студент гр АТ-07Z3

Проверила: Тучина С.П.

Дата _______ 2010г. Подпись ________________

1. Социология в системе гуманитарных наук…………………………………4

3. Структура социологического знания………………………………………..6

4. Социология в системе наук…………………………………………………..9

Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.

1. Социология в системе гуманитарных наук.

Современное естествознание представляет собой сложную широкоразветлённую систему знаний: юриспруденцию, политологию, экономику, этнографию, историю и т.д. и т.п. Для всех этих наук характерно конкретное осмысление исследуемых проблем социальной жизни. Главное отличие социологии от др. социальных наук в том, что социология изучает общество в целом, как целостную неделимую систему, как особый организм. Данное обстоятельство определяет широту обхвата, объём социологического видения и глубину исследований.

3. Экономика, право, психология, педагогика, демография и т.д. Социология дает этим наукам научно-обоснованную теорию о современном обществе и получает от них понятия, методы исследования и результаты, полученные ими.

4. Ценностно-ориентирующая человека.

3. Структура социологического знания

Социология, развиваясь, усложнялась, в настоящее время в ней выделяются три уровня познания.

Мезосоциология, или социология среднего уровня, в рамках которой считается самой важной целью исследовать, имеющиеся в обществе группы людей, такие как классы, нации, поколения, а так же созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви, образования, государства, и т.д. Более 100 институтов.

Итак в социологии имеются три этажа уровней познания, понимания общества. Но за прошедшее время социология превратилась в очень сложную структуру, которая напоминает большое ветвистое дерево, где сложилось множество прикладных или отраслевых ветвей социологического познания. В организационной структуре социологии как науки существует три независимых уровня:

-уровень фундаментальных исследований, задачей которого является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы;

-уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных проблем на основе существующих фундаментальных знаний, имеющих практическую ценность;

Необходимо подчеркнуть ряд существенных моментов.

1. Для социологии характерно осмысление общества как целостности. Это проявляется:

– непосредственно, когда общество изучается как система;

– в том, что в социологии все частные социальные явления и процессы анализируются с точки зрения их места и роли в интеграции общественного целого;

– в том, что социолог изучает всеобщие социальные свойства, связи, институты и общности («первокирпичики»), независимо от сферы социальной жизни, тем самым раскрывая их человеческое содержание. Иначе говоря, выходя из недр социальной философии, социология вместе с тем удерживает в своих подходах определенную всеобщность, что отличает ее от других социальных наук.

Вместе с тем, эта всеобщность не носит умозрительного характера, что связано со следующими свойствами, отличающими социологию от социальной философии.

2. Анализ общества, общественных явлений как реальности, богатой конкретным содержанием, внутренне многообразной и дифференцированной. Социология стремится к постижению реальных конкретных связей, взаимодействий, институтов, интересов людей, вовлеченных в социальные процессы.

3. Достижение конкретного знания о реальных людях, их интересах, о социальных процессах, в которые они вовлечены, возможно благодаря широкому использованию, наряду с теоретическими, эмпирических методов, конкретно-социологических исследований, нацеленных на получение системы фактов, отобранных и обработанных в соответствии с научными процедурами. Кроме того, социологи проводит так называемые «социальные» исследования, т.е. исследования на стыке наук (социально-экономические, социально-политические, социально-психологические, социально-демографические и др.).

Все это позволяет социологии сочетать широту подхода и конкретность анализа реальности, доказательность, аргументированность и стремление познать реальные социальные явления глубоко, доходя до первоосновы.

Характеризуя взаимодействие социологии с другими общественными науками П. Сорокин писал: «В своих генерализующих функциях социология зависит от открытий в других социальных науках: но каждая наука, в свою очередь, зависит от смежных с ней наук, а специальные науки – от генерализующих, причем в не меньшей, если даже не в большей степени. Физики привлекают математику, механику, геометрию и химию, а каждая из этих дисциплин использует другие науки. Точно так же, если социология зависит от истории, экономики, политологии и других отдельных общественных дисциплин, то и все они в не меньшей мере зависят от генерализующей науки социологии».

4. Социология в системе наук

Социология и социальная философия. Существует тесная связь между социологией и социальной философией. Социальная философия – это раздел философии, включающий рассмотрение качественного своеобразия общества (отличие от природы, отношение к государству, религии, морали, духовной культуре), его целей, генезиса (происхождения), судеб и перспектив. И социология, и социальная философия рассматривают общество в целом, как систему, не сводимую к сумме составляющих ее единиц. Различия между ними заключается только в позициях и способах рассмотрения общества. Во-первых, в отличие от социальной философии, которая рассматривает общество как социальную статику (устойчивые условия), социология изучает процессы социальной динамики (непрерывное изменение условий). Во-вторых, социология уделяет главное внимание осмыслению эмпирического материала (полученного в результате исследований) в различных аспектах социальных отношений, а социальная философия сосредоточивает усилия на философском осмыслении теоретических источников: знание рождает новое знание.

Социология и политология. Политология – это научная дисциплина, которая комплексно рассматривает политические проблемы общества. Ее предметом является политический процесс как феномен и результат взаимодействия социальных сил. Тесная взаимосвязь между социологией и политологией определяется тем, во-первых, социальные общности. социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; в третьих, политика проявляется во всех сферах общественной жизни (экономике, социальной сфере, культуре и т.д.). Однако если специфика политологии проявляется в том, что она изучает социальные отношения по поводу политической власти, то социология занимается раскрытием механизма взаимодействия социальных сил.

Необходимо также отметить, что в область политологии в последнее перешла и превратилась в метод политической практики такая отрасль социологии как изучение общественного мнения. Например, накануне выборов стали публиковаться данные опроса общественного мнения, в которых за одного кандидата предварительно выражает желание проголосовать большая часть избирателей, а за другого – меньшая. И как следствие в соответствии с феноменом «конформности» на реальных выборах те избиратели, которые не определились до данной публикации, вероятно, присоединятся к большинству.

Особенно тесная связь и взаимовлияние социологии и политологии прослеживается в специальной социологической теории – социологии политики.

Социология и социальная психология. Социология возникла как самостоятельная область научного знания, но затем. как уже отмечалось, от нее начали отпочковываться другие дисциплины. Ввиду того, что взаимодействие человека и социальной группы в значительной степени обусловлено психологическими причинами, потребовалось включить в социологию знания по психологии. К тому же любое социальное взаимодействие имеет в конце концов психическую природу. Рассмотрение ряда проблем на стыке социологии и психологии привело к тому, что в самостоятельную область выделилась социальная психология. Однако и сегодня социология продолжает использовать психологию в построении своих объяснительных моделей.

Взаимодействие между социологией и психологией в настоящее время весьма тесное. Психология как наука о психических явлениях стремится к изучению психических процессов человека в связи с его социальным окружением, т.е. задействует социологическое знание. На стыке социологии, психологии и политологии родилась новая научная дисциплина – политическая психология. Ее предметом являются психологические компоненты политического поведения человека, изучение которых помогает применить психологическое знание к объяснению политики.

Социология и педагогика. Социологию отличают тесные связи с педагогикой. Так, Эмиль Дюркгейм, основоположник французской социологической школы, неслучайно длительное время возглавлял кафедру воспитания в Сорбонне. Это позволило ему успешно доказывать, что социальные факты нельзя сводить ни к экономическим, ни к физическим, ни к психологическим фактам и что рассматривать социальные и педагогические проблемы необходимо в органической связи. Социологию и педагогику объединяет анализ разных сторон одного объекта исследования, т.е. разных сторон взаимодействия общества и личности, а также связь воспитания и социализации. Близость ключевых понятий этих дисциплин, а также общность методов сбора и анализа информации, аналогично как и целей этих наук, дают основания считать их родственными науками. Главная задача педагога – научить своего воспитанника жить в обществе, достигать гармонии в отношениях с другими людьми, согласия с самим собой, научить в неустойчивом, неуравновешенном мире находить устойчивость и реализовывать свою индивидуальность. Осуществить эту задачу невозможно без опоры на социологическое знание. Социология – это опора и инструмент педагога. В связи с важностью данной проблематики для социологического знания в социологии выделяется ее специальная отрасль – социология воспитания. Взаимосвязь социологии и педагогики можно образно характеризовать следующими положениями: поднять человечество до человека – задача социологии, возвысить человека до человечества – задача педагогики.

Следует подчеркнуть, что многие проблемы, а проблема воспитания в первую очередь, могут найти решение только в результате совместных усилий разных наук. Этой цели отвечают социально-педагогические и социально-психологические исследования. Методы педагогического воздействия только тогда эффективны, когда применяются на основе учета множества факторов. Например, совместные исследования так называемого детского бунта, девиантного (отклоняющегося) поведения подростков предостерегают педагогов от возможных ошибок, являются способом организации надежной обратной связи. Эти исследования убеждают, что если система воспитания не будет основательно перестроена, процессы криминализации подростков будут нарастать. С другой стороны, нельзя говорить об эффективности воспитательного процесса, пока в обществе не будут устранены причины, порождающие различные формы отклоняющегося поведения.

Социология и история. Тесные и взаимно необходимые связи соединяют социологию и историю (наукой, изучающей прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии). И та, и другая наука имеют объектом своего исследования общество, изучают закономерности его возникновения, развития и функционирования во всех конкретных проявлениях. Обе науки особое внимание уделяют деятельной, субъектной стороне исторического процесса. Каждая из этих наук базирует свое знание на исследовании конкретных фактов общественной жизни.

Как история, так и социология сталкиваются с двумя группами проблем. С одной стороны, проблемы, связанные с наличием в обществе объективных, независящих от воли и сознания людей закономерностей, которые причинно детерминируют содержание, характер и направление его развития. С другой стороны, проблемы порождаются отдельными индивидами, выходят за рамки действия объективных закономерностей, однако оказывают существенное влияние на «зигзаги» в развитии общества.

Вместе с тем, любая человеческая общность – это не просто совокупность действующих индивидов, а общность или исторически сложившаяся, или же возникшая в результате исторической традиции. Таким образом, исторические факторы органически вплетаются в социальную реальность. Там, где кончается история, начинается социология; но ни исторический, ни тем более социологический анализ невозможен без взаимодействия обеих этих наук. Одно из проявлений углубления взаимосвязи социологии и истории – возникновение социологии истории. призванной дать социологический анализ исторического процесса.

Основное различие между историей и социологией состоит в том, что история описывает и объясняет социальные процессы в прошедшем времени, а социология – в настоящем и будущем. История не может абстрагироваться от конкретно-хронологического хода исторических событий. процессов общественной жизни во всей их индивидуальности и неповторимости. Социологическое обобщение по характеру и по уровню качественно отличается от исторического.

Социология и экономическая наука. Экономическая наука не занимается изучением общества как целостной социальной системы. Она исследует материальное производство и экономическую деятельность людей. Однако процессы, которые являются предметом экономической науки, находятся в теснейшей и все возрастающей взаимосвязи с социальными процессами. А потому взаимодействие между социологией и экономической наукой усиливается.

Социология и правоведение. Между социологией и правоведением также растет взаимовлияние. Социология рассматривает право не само по себе, а как часть всей общественной жизни, изучает специфику проявления социальных связей, отношений и процессов в данной сфере, раскрывает влияние социальных факторов, институтов и организаций на право. А поскольку право распространяется на все сферы социальной жизни, то оно уже по своей природе социологично.

Таким образом, в вопросе о месте социологии в системе социогуманитарных наук, речь прежде всего идет об их тесном взаимодействии в изучении различных аспектов общественной жизни, но при сохранении своих предметных границ, и ни в коем случае не путем поглощения этих наук социологией.

Источник

Общая социология

В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании. cover. В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании фото. В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании-cover. картинка В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании. картинка cover

Информативные ответы на все вопросы курса «Общая социология» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общая социология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

4. Социология в системе гуманитарных наук

В системе гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется следующими причинами:

1) она является наукой об обществе, его явлениях и процессах;

2) она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других гуманитарных наук;

3) все гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т. е. те законы, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни и реализуются через деятельность людей;

4) техника и методика изучения человека и его деятельности, которые разрабатываются социологией, необходимы для всех общественных и гуманитарных наук, так как используются ими для своих исследований;

5) сложилась целая система исследований, которые проводятся на стыке социологии и других наук. Эти исследования получили название социальных исследований (социально-экономических, социально-политических, социально-демографических и др.).

Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественнонаучным и социогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук — эксперимент и наблюдение. Социология изучает и общие законы бытия (онтология), и общие принципы познания (гносеология, логика, методология). Но наиболее глубоко проникает в структуру социологии философия, становясь частью ее теоретической системы (особенно социальная философия). Также важна связь социологии с историей. В социологии широко используются исторические данные.

Большую роль для социологии играет статистика, придающая ей конкретно-научный характер.

Социология тесно взаимодействует с психологией. Социальная психология является отраслью научного знания, возникшего на стыке социологии и психологии.

Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда социально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психология, социо-биология, социальная экология и пр. В системе социогуманитарного знания социология играет особую роль, так как дает другим наукам об обществе научно обоснованную теорию общества через его структурные элементы и их взаимодействие; методику и технику изучения человека.

Значение социологии для других наук заключается в том, что она дает научно-обоснованную теорию об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов взаимодействия его различных структур.

Источник

Социология в системе социогуманитарных наук

В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании фото. В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании фото. В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании фото. В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании фото. В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании фото. В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании фото. В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Министерство образования Российской Федерации

Байкальский государственный университет экономики и права

СОЦИОЛОГИЯ

Конспекты лекций

Для всех специальностей и всех форм обучения

Издательство БГУЭП

2002

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Байкальского государственного университета экономики и права

Составители: д-р экон. наук, проф. Н.М. Токарская (темы 11, 13), д-р экон. наук, проф. Б.Л. Токарский (темы 3, 5, 9), канд. филос. наук, доц. Л.Н. Синицына (темы 4, 7, 15), канд. экон. наук, доц. Т.Г. Бахматова (темы 1, 8, 14), канд. экон. наук, доц. И.С. Карпикова (темы 2, 6, 10, 12), ассист. Е.И. Нефедьева (темы 6, 10)

(кафедра социологии и социальной работы)

Социология: Конспекты лекций для всех специальностей и всех форм обучения / Сост.: Н.М. Токарская, Б.Л. Токарский, Л.Н. Синицына, Т.Г. Бахматова, И.С. Карпикова, Е.И. Нефедьева. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. – 63 с.

Конспекты лекций составлены на основе Государственного образовательного стандарта РФ.

Предназначены для самостоятельного изучения курса социологии студентами всех факультетов и всех форм обучения.

Ó Издательство БГУЭП, 2002

Оглавление

Оглавление 3

Характеристика парадигм 5

Социология и психология. Особенно трудно провести разграничение между социальной психологией и социологией личности, но такие различия можно сформулировать: 8

Исследование бедности в XX-м веке 39

Взаимосвязь экономической и социальной сфер находит свое отражение в протекании всех социально-экономических процессов. Каждый социальный процесс регулируется определенным социальным механизмом. 59

Социальный механизм развития экономики – устойчивая система поведения и взаимодействия социальных групп в экономической сфере. Сочетает в себе элементы как экономической так и социальной сфер. 59

Экономическая сфера представлена совокупностью отношений в сфере производства, экономическим положением социальных групп и результатами их экономической деятельности. 59

Социальная сфера представлена: социальной структурой, в которой различные группы занимают определенные места; активностью этих групп; социокультурными факторами, реглирующими активность; результатами социально-экономической активности. 59

Элементы организации (целевой подход): 65

Основные понятия, необходимые для построения 66

концептуальной схемы целевой организации: 66

Вопросы к зачету (экзамену) 73

Список основной литературы 76

Тема 1. Предмет социологии.

Структура социологического знания

План

1. Предмет и объект познания социологии.

2. Функции социологии. Структура социологического знания.

3. Социология в системе социогуманитарных наук.

1. Предмет и объект познания социологии

Соотношение объекта и предмета изучения науки может быть двояким:

Объект изучения социологии – общество. Предмет изучения отражает специфику социологического знания и описывается в научных категориях социологии:

· социальная общность – устойчивая совокупность людей, обладающих общими целями, признаками и взаимодействующих между собой. Именно в процессе взаимодействия возникает понятие «социальное»;

· социальное действие – действие, ориентированное на другого (других), социально значимое;

· социальный процесс – совокупность социальных действий;

· социальная стратификация – структурированное неравенство.

Конкретное определение предмета социологии и социологии как науки зависит от их понимания в рамках той или иной научной парадигмы. Классификация научных социологических парадигм может быть осуществлена на основе различных критериев (таблица 1, рис. 1).

В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании. 640 1. В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании фото. В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании-640 1. картинка В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании. картинка 640 1

Существуют межстрановые различия и традиции в понимании предмета социологии. К середине ХХ века сложились две тенденции в развитии мировой социологии: европейская и американская. В рамках европейской традиции особое значение уделяется надиндивидуальному в регуляции поведения человека и групп людей (проблемно ориентированная социология). Американская социология – наука преимущественно о человеческом поведении (предметно ориентированная).

Характеристика парадигм 1

Название: Место социологии в системе социогуманитарного знания
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: контрольная работа Добавлен 11:43:43 19 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 522 Комментариев: 20 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
ПарадигмаКлассикаМодернПостмодерн
Основной элементОбъект познанияМетод познанияСубъект познания
Основной вопросЧто? (познается)Как? (познается)Кто? (познает)
Основная проблемаОбъяснениеПониманиеОписание
Основная ценностьОбъективностьРациональностьКреативность
Основное ограничениеДогматизмТехнократизмСубъективизм

2. Функции социологии. Структура социологического знания

Основные и универсальные функции: познавательная, практическая, прогностическая.

Дополнительные и специфические: гуманистическая, идеологическая, диагностическая, воспитательная, мировоззренческая и др.

I.Уровни социологического знания на основе идей Р. Мертона:

2. Микросоциология. Предмет изучения – социальное поведение, взаимодействие.

В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании. image001. В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании фото. В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании-image001. картинка В чем заключается специфика положения социологии в социогуманитарном знании. картинка image001

Рис. 1. Классификация социологических парадигм 1

Социология в системе социогуманитарных наук

Социология и философия. Критерии демаркации установлены в 20-30-е годы XX века:

1. Основные положения социологии эмпирически проверяемы, в то время как многие философские идеи в принципе не проверяемы на практике.

2. Одна из основных функций социологии – прикладная, философское же знание имеет только опосредованный выход на решение практических задач.

3. Философия изучает проблемы, которые значимы для любого народа, эпохи, цивилизации. Социология имеет целью изучение и решение проблем современного реального общества, а не общества вообще.

4. Объект изучения социологии уже, чем объект изучения философии.

5. Социологический анализ основывается на собственном категориальном аппарате, соответствующем основным социологическим парадигмам.

6. Пользуясь общенаучными философскими методами, социология, тем не менее, имеет свои особенные методы сбора и анализа информации.

Социология и психология. Особенно трудно провести разграничение между социальной психологией и социологией личности, но такие различия можно сформулировать:

2. Психология делает акцент на уровне «я», социология – на уровне «мы».

3. Социология и психология имеют специфические эмпирические методы сбора информации.

4. Объект психологии уже объекта социологии.

5. Понятийно-категориальный аппарат социологии и психологии имеет свои особенности.

Социология и история:

1. Социология, так же как и другие науки, использует исторический метод анализа информации.

2. Социология делает акцент на анализе современного общества, рассматривая события и явления как результат предшествующих событий.

3. Историки пользуются социологическими концепциями и теориями для понимания исторических фактов.

Социология и политология (общая экономическая теория)

Данные дисциплины соотносятся как часть и целое, так как социология изучает все социальные институты, их функции, дисфункции и т.д.

Литература

1. Бауман З. Мыслить социологически: Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1996. – Введение, Гл. 12.

2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учеб. для вузов / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – Тема 1. Тема 2.

3. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Начала современной социологии: Учеб. пособие. – М.: Магистр, 1999. – Гл. 2.

4. Зинченко Г.Г. Социология для менеджеров. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – Гл.1, 2.

5. Качанов Ю.Л. Начало социологии. – М.: Институт экспериментальной социологии; СПб: Алетейя, 2000. – Предисловие, Гл. 1.

7. Мендра А. Основы социологии: Учеб. пособие для вузов / Пер. с фр. Е.О. Пучковой. – М.: Nota Bene, 2000. – Введение.

8. Миллс Ч. Социологическое воображение: Пер. с англ. – М.: Изд. дом «Стратегия», 1998. – Гл. 1.

10. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. – СПб.: Алетейя, 2001. – Гл.1,2.

11. Социология в вопросах и ответах: Учеб. пособие/ Под ред. В.А. Чуланова. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – Разд. 1.

12. Харчева В. Основы социологии. – М.: Логос, 2000. – Гл. 1.

Контрольные вопросы

1. Как можно определить предмет социологии? В чем состоит проблема предмета социологии?

2. Какое знание можно классифицировать как теоретическое?

3. Что является основанием для выделения теорий среднего уровня?

4. Какие функции социологии являются в большей степени специфически социологическими?

5. Нужно ли проводить четкий водораздел между науками, составляющими систему наук об обществе? Если «да», то с какой целью?

6. Какие категории являются основными для социологии?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *