В чем заключается специфика социальных проблем

Социальные проблемы: специфика, уровни, критерии разрешимости

В чем заключается специфика социальных проблем. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем заключается специфика социальных проблем фото. В чем заключается специфика социальных проблем-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем заключается специфика социальных проблем. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea В чем заключается специфика социальных проблем. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем заключается специфика социальных проблем фото. В чем заключается специфика социальных проблем-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем заключается специфика социальных проблем. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f В чем заключается специфика социальных проблем. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем заключается специфика социальных проблем фото. В чем заключается специфика социальных проблем-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем заключается специфика социальных проблем. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 В чем заключается специфика социальных проблем. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем заключается специфика социальных проблем фото. В чем заключается специфика социальных проблем-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем заключается специфика социальных проблем. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

В чем заключается специфика социальных проблем. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем заключается специфика социальных проблем фото. В чем заключается специфика социальных проблем-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем заключается специфика социальных проблем. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

В чем заключается специфика социальных проблем. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем заключается специфика социальных проблем фото. В чем заключается специфика социальных проблем-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем заключается специфика социальных проблем. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Технологическая задача СР заключается в выявлении соц. проблемы и с помощью имеющегося в распоряжении соц. служб инструментария и средств в своевременном скорректировании действий соц. работника и поведения объекта СР, для оказания ему помощи.

Соц. проблемы бывают разного уровня:

1. могут носить глобальный характер, затрагивая интересы значительной части населения (демографические, экологические, техногенные, продовольственные). Их разрешение требует участие большинства государств планеты – мегауровень.

2. Соц. проблемы могут касаться элементов отдельных или нескольких соц. систем (соц. кризисы, распределяющиеся на отдельные страны, национально-этнические общества), блоки или группировки – макроуровень.

3. могут распределяться на те или иные сферы жизнедеятельности группы людей или личности (проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально-политическую, духовную или соц. сферу жизнедеятельности людей) – мезоуровень.

4. Для СР особую значимость приобретают личностные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия личности и соц. среды – микроуровень.

К соц. среде относят все факторы, которые активизируют или блокируют защиту соц. интересов личности и реализацию ее потребностей.

Одним из сложных условий решения соц. проблем является ее формулирование, если это сделано правильно, то

1. позволяет осуществить поиск недостающей информации в нужном направлении;

2. обеспечить выбор оптимального инструментария соц. воздействия.

Отсюда вытекает эффективность СР.

Решение проблемы сводится к разрешению внутренних или внешних противоречий (соц. противоречий).

Соц. противоречие – взаимодействие заимоисключающих сторон или тенденций в явлениях соц. жизни и это взаимодействие противоположностей.

Источник

Реферат: Социальные проблемы специфика, уровни и способы решения

. Социальные проблемы: специфика, уровни и способы решения.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие социальной проблемы и ее истоки.

2. Подходы к определению понятия «социальная проблема».

3. Виды и уровни социальных проблем.

4. Пути решения социальных проблем.

5. Технология решения проблем в социальной работе.

Технологическая задача социальной работы заключается в

выявлении социальной проблемы и с помощью имеющегося в

распоряжении социальных служб инструментария и средств

своевременном скорректировании действий социального работника

и поведения объекта социальной работы для оказания

ему социальной помощи. Характер социальной проблемы является

важнейшим фактором, от которого зависят определение

содержания, инструментария, форм и методов социальной

Социальная проблема это сложная познавательная задача,

решение которой приводит к существенным теоретическим

или практическим результатам . Для ее решения

необходима соответствующая информация об объекте социального

воздействия, об условиях, обстоятельствах и других

факторах, влияющих на его жизнедеятельность, состояние и

Социальные проблемы могут носить глобальный характер,

затрагивая интересы значительной части человечества. Так,

демографические, экологические, техногенные, продовольственные,

энергетические и другие проблемы в настоящее

время приобретают глобальный характер, и их разрешение

требует участия большинства государств нашей планеты. Социальные

проблемы могут касаться интересов отдельных или

нескольких социальных систем. Например, социальные кризисы,

распространяющиеся на отдельные страны, национально-

этнические общности, ассоциации, блоки или группировки.

Проблемы могут распространяться на те или иные сферы

жизнедеятельности группы людей или личностей. Это могут

быть проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально-

политическую, духовную или собственно социальную

сферы жизнедеятельности людей.

Для социальной работы особую значимость приобретают

личностные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия

личности и социальной среды. К социальной среде относят

все факторы, которые активизируют (или блокируют) защиту

социальных интересов личности, реализацию ее потребностей.

Одним из важнейших условий решения социальной проблемы

является точное ее формулирование. Если проблема правильно

сформулирована, то это, во-первых, позволяет осуществлять

поиск недостающей информации в нужном направлении;

во-вторых, обеспечивает выбор оптимального инструментария

социального воздействия, а следовательно, и эффективность

социальной работы. Одним из важнейших требований к

формулированию социальной проблемы является ее обоснованность.

Она должна вытекать из реальных потребностей и

предпосылок. Отсутствие связи с реальными практическими

или теоретическими потребностями делает проблему произвольной,

Точно сформулированная проблема выступает исходным,

первоначальным звеном в сложной познавательно-аналитической

деятельности социальных служб и организаторов социальной

Практическая потребность и значимость социальной проблемы

не только активизируют деятельность специалистов социальных

служб, мобилизуют их интеллектуальный, организационный

и физический потенциал, но и придают поиску технологических

решений творческий, новационный характер.

Применительно к практике социальной работы, понятие «социальная проблема» может быть определено следующим образом: это несовпадение ожиданий, потребностей,интересов и т.п. конкретного социального субъекта с аналогичными характеристиками других социальных субъектов.

В реальной практике социальной жизни социальные проблемы можно рас-

сматривать как существующие на следующих уровнях организации :

— на уровне общества в целом, где общество, как феномен, является одно-

временно и носителем конкретной проблемы, и субъектом её решения, на-

пример, проблема переходности экономической жизни;

— на уровне социальной общности (группы, слоя), когда носителем пробле-

мы выступает конкретная социальная общность, например, проблема резко-

го снижения уровня жизни среднего класса;

ловек, личность, например, проблемы общения, взаимоотношений с окру-

В сферу компетентности социальных работников входят, прежде всего,

Как правило, социальный работник имеет дело не с одной социальной

проблемой, а с целым «букетом», комплексом таких проблем. Для их успешного решения необходимо правильно расставить приоритеты, т.е., по возможности, определить степень значимости этих проблем для человека или группы.

Результаты проведённого анализа социальной ситуации субъекта позволя-

Первый – сбор, обработка и осмысление информации о человеке или

группе, столкнувшихся с какой-либо проблемой и нуждающихся по этой причине в помощи социального работника. Этот этап с необходимостью включает в себя деятельность по поиску и выбору наиболее адекватных и результативных методов получения и обработки такой информации.

лей, которые могут и должны быть достигнуты в процессе оказания социальной помощи, определение путей, методов и способов предполагаемой деятельности, которая будет направлена на разрешение конкретной проблемы.

И, наконец, третий, завершающий – это практический или процедурный

этап, который предполагает непосредственное осуществление на практике тех решений, которые были приняты на предыдущих двух этапах. Это и есть собственно решение осознанной проблемы конкретного социального субъекта.

Последовательная реализация специалистами каждого из вышеуказанных

этапов деятельности предполагает использование различных социальных технологий. В этом случае появляется возможность классифицировать их следующим образом:

Во-первых, это технологии социального анализа и социального исследова-

ния, которые позволяют глубоко и подробно изучить конкретную социальную ситуацию, проанализировав её на различных уровнях. Основными уровнями анализа социальной ситуации являются: индивидуальный уровень или уровень

малых групп, уровень больших социальных групп и слоёв, уровень территориальных общностей различного масштаба, национально-государственный уровень и, наконец, транснациональный или глобальный уровень.

Такой «многослойный» анализ позволяет не только сопоставить различное

видение и восприятие социальной проблемы субъектами различной степени

как технологии социального воздействия, которые предполагают организацию и осуществление деятельности по непосредственному решению конкретной проблемы. К ним можно отнести универсальные социальные технологии (социальная диагностика, социальная терапия, социальная адаптация и т.п.). Помимо универсальных технологий к этому классу относятся частные социальные технологии, предназначенные для решения проблем конкретных социальных субъектов (детей, инвалидов, малоимущих и др.). Если технологии социального исследования могут быть эффективно использованы на первом этапе решения какой-либо социальной проблемы, то технологии социального воздействия эффективны и результативны на втором и третьем этапах деятельности. Рассмотрение этих технологий будет предметом последующих разделов учебного пособия.

Технология решения социальных проблем. Диагностируя социальную проблему, нужно иметь в виду стадии ее развития: возникновение, обострение, разрешение. В процессе диагностики нужно определить, насколько глубока проблема, и в зависимости от этого оценить ее важность для общества, а также обосновать направления ее решения. Следует подчеркнуть, что последствия решения проблемы, в зависимости от того, на какой стадии развития она находится, неодинаковы. Если в процессе целенаправленного воздействия проблему разрешать в самом начале ее становления, то тем самым можно ограничить реализацию потенциала ее стимулирующего, здорового влияния на общество. Если же проблему решать на этапе ее саморазрешения, то, по сути, приходится преодолевать ее негативные последствия. Нити целенаправленного воздействия на нее во многом будут утрачены. Позитивные аспекты первоначального существования проблемы перекроются ее негативными последствиями. Следовательно, для решения проблемы важно обоснование этапа, на котором оно будет наиболее эффективным.

В процессе диагностики необходимо учитывать диалектическую связь между социальными проблемами. Это означает, что решение данной проблемы имеет следствием возникновение новой или даже нескольких проблем, то есть ее решение относительно. Например, решение проблемы безработицы в СССР в начале 30-х годов имело следствием возникновение таких проблем, как неэффективная занятость, проблема ручного труда, проблема дисциплины и т. д. Более того, практика показывает, что социальные проблемы нельзя решить навсегда. В частности, проблемы, возникающие в результате действия закона возвышающихся потребностей, постоянно возобновляются, и в этом смысле они вечны. По мере социального развития через разрешение противоречий посредством социального управления или стихийно проблемы снимаются, но при этом они воспроизводятся на качественно новом уровне.

Диагностика предполагает оценку степени остроты данной социальной проблемы, когда на основе анализа устанавливается взаимосвязь разных проблем и выясняется среди них ключевая, устранение которой приводит к решению многих проблем. Например, при разработке первого советского плана ГОЭЛРО, специалисты пришли к выводу, что решение проблемы электрификации позволило бы существенно снизить затраты живого труда и высвободить время на собственно социальное развитие общества, повысить качественные характеристики живого труда (его производительность, качество образования, уровень квалификации работников), существенно изменить образ жизни и в городе, и на селе, повысить культурно-образовательный уровень населения. Поэтому она оценивалась как ключевая, а программа электрификации определялась как ведущее звено плана.

Выявление в процессе диагностики основополагающей, ключевой проблемы соответственно требует и концентрации ресурсов на ее решение. В то же время, необходимо такое распределение ресурсов, которое обеспечивало бы, хотя, может быть, и более низкими темпами, решение других, сопряженных с ключевой, проблем.

Поднимая вопрос о приоритетности и комплексности решения той или иной проблемы, необходимо соотносить затраты и потери, которые общество может нести, если социальные проблемы не будут решаться вовремя. Наиболее ярким примером, когда общество несет большие потери, является подростковая преступность. Ныне государство тратит огромные средства на содержание различного типа исправительных учреждений для подростков (колонии, спецшколы и т. п.) и несоразмерно мало на профилактику правонарушений, создание различных подростковых клубов, кружков и т. д.

В качестве приемов диагностики можно использовать известные и положительно зарекомендовавшие себя приемы, такие, как наблюдение (визуальное, статистическое, социологическое); построение дерева проблем; ранжирование проблем по степени актуальности и значимости; проведение прикладного социологического исследования проблемной ситуации, включая анализ данных социальной статистики, экономических параметров, материалов эмпирических обследований (анкетирования, интервьюирования и т. д.). Для диагностики социальных проблем могут быть использованы методы прогнозирования, программирования и планирования. Такие, например, как метод Дельфи и программно-целевой. Диагностируя проблемы, можно пользоваться методом социальных образцов, аналогий, сравнений, исторических параллелей.

Источник

Социальные проблемы: специфика, уровни, критерии разрешимости.

Вопрос №1.

Технология СР как отрасль научного знания и учебная дисциплина.

Технология – система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.

Соц. технология – система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования соц. отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения, оптимальных способов преобразования и регулир-ия технологий и процессов.

Технологии СР – алгоритм деятельности, в результате которой достигается опред. соц. цель и преобразуется объект воздействия. Технология СР – одна из отраслей соц. технологий, ориентированных на соц. обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в ТЖС.

Содержание технологии СР – в обосновании проекта, программы действий, определенного алгоритма и логической последовательности действий в процессе решения поставленных задач, стандарта или норматива, прописанных процедурных действий, объективных критериев оценки организации, хода и результатов деятельности. Технологию СР характеризуют: 1. динамичность (постоянная смена содержания и форм работы); 2. непрерывность (необходимость постоянно поддерживать связь с клиентом и оказывать на нее влияние); 3. цикличность (повторение этапов, стадий и процедур при работе с клиентом); 4. дискретность (неравномерность воздействий на клиентов с момента определения цели и до исполнения решений).

Вопрос № 2.

Технологический процесс: его сущность, содержание и особенности.

Процесс — это изменение (динамика) состояния предмета под воздействием внешних или внутренних факторов.

Во-первых, основу технологического процесса составляет алгоритм действий (операций).

Алгоритм — это программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности операций получитъ результат, определенный исходными данными.

Во-вторых, существенным компонентом технологического процесса являются операции.

Операция — это простейшее действие, направленное на достижение конкретной, неразлагаемой на более простые, осознанной цели (подцели). Совокупность операций, объединенных общей целью (подцелью), составляет процедуру технологического процесса.

В-третьих, важным компонентом содержания технологического процесса является применяемый инструментарий.

Инструментарий — это арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность или социальную общность.

В самом общем виде в технологическом процессе можно выделить четыре основных процедурных этапа:

1.Формулирование цели воздействия.

2.Выработка и выбор способов воздействия.

4.Оценка и анализ результатов воздействия.

Вопрос №3.

Социальные проблемы: специфика, уровни, критерии разрешимости.

Технологическая задача СР заключается в выявлении соц. проблемы и с помощью имеющегося в распоряжении соц. служб инструментария и средств в своевременном скорректировании действий соц. работника и поведения объекта СР, для оказания ему помощи.

Соц. проблемы бывают разного уровня:

1. могут носить глобальный характер, затрагивая интересы значительной части населения (демографические, экологические, техногенные, продовольственные). Их разрешение требует участие большинства государств планеты – мегауровень.

2. Соц. проблемы могут касаться элементов отдельных или нескольких соц. систем (соц. кризисы, распределяющиеся на отдельные страны, национально-этнические общества), блоки или группировки – макроуровень.

В чем заключается специфика социальных проблем. h. В чем заключается специфика социальных проблем фото. В чем заключается специфика социальных проблем-h. картинка В чем заключается специфика социальных проблем. картинка h

3. могут распределяться на те или иные сферы жизнедеятельности группы людей или личности (проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально-политическую, духовную или соц. сферу жизнедеятельности людей) – мезоуровень.

4. Для СР особую значимость приобретают личностные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия личности и соц. среды – микроуровень.

К соц. среде относят все факторы, которые активизируют или блокируют защиту соц. интересов личности и реализацию ее потребностей.

Одним из сложных условий решения соц. проблем является ее формулирование, если это сделано правильно, то

1. позволяет осуществить поиск недостающей информации в нужном направлении;

2. обеспечить выбор оптимального инструментария соц. воздействия.

Отсюда вытекает эффективность СР.

Решение проблемы сводится к разрешению внутренних или внешних противоречий (соц. противоречий).

Соц. противоречие – взаимодействие заимоисключающих сторон или тенденций в явлениях соц. жизни и это взаимодействие противоположностей.

Вопрос № 4

1. Аспекты технологии:
— целеполагание
— анализ и сбор информации
— формирование программы
— практические действия по реализации программы

В основе целеполагания преобразовательная деятельность
Целеополагание – необходимый элемент человеческой деятельности
Целеполагание – это фундаментальное понятие в теоретической деятельности, широко используется в науках, это процесс выбора и реального определения целей, которая представляет собой идеальных образ будущего результата деятельности

Методические функции целеполагания:

Б) предполагает активное функционирование всех факторов соц детерминации деятельности, интересов, стимулов, мотивов

В) центральная проблема целеполагание формулирование оптимальных средств ее достижения

Целеполагание обуславливает алгоритм который определяет порядок и основные требования к результатам деятельности

Целеполагание в соц работе след рассматривает с точки зрения методологии и организации.
Методологический аспект включает поиск общих задач, определение путей решения соц проблем
Организационных аспект включает конкретные пути и средства решения данной проблемы
Целеполагаение в технологии соц работы можно представить как селекционный отбор возможное от невозможного, желательное от нежелательного в интересах получения определенного результата.

Целеполагание это теоретическая деятельность которая опирается на определенные средства и формы деятельности.

1.принцип альтернативности – возможность выбора нескольких жизненных сценариев и стратегий

2.Принцип противоречивости – в основе любого выбора иногда закладывают обоснованные но логически несовместимые предложения дальнейшего развития

Закономерности зависимости цели от материальности мира
1.материальный мир воздействует на интересы, потребности, мотивации индивида. Цель возникает в результате неудовлетворения человеком внешнего мира, объективное неудовлетворение потребностей его интереса, осознания формы интереса.

Вопрос № 5.

Вопрос № 6.

Вопрос № 7.

Вопрос № 8.

Методы преобразования жизненных ситуаций.

Основные напрвления деятельностити связывают как правило с группами населения (дети, пожил, инвалиды, женщины), со сферами жизнедеятельности (образов, производство, здравоохранение, армия), по решаемым проблемам (безрабюотица, девиантное поведение, малообеспеченность).

Методы социальной работы в системе органов социальной защиты. В процессе деятельности органов социальной защиты выделяют социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические методы.
К социально-экономическим методам социальной работы относят все способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиента. К данной группе принадлежит натуральная и денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, патронаж, бытовое обслуживание, моральное поощрение и т. п.
Организационно-распорядительные методы лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб, опираются на регламентирующие, нормативно-правовые акты. Организационные методы закрепляют права и полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами. Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное вмешательство, уточнение и решение эпизодических задач. Основные методы данной группы: регламентирование, нормирование и инструктирование.

Психолого-педагогические методы связаны с косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. Главным методом в этой группе является убеждение в различной форме (разъяснение, совет, аргументация, рекомендации, положительный пример).
Методы социальной работы с позиции взаимодействия клиента и социального работника. Решение основных задач социальной работы непосредственно связано с необходимостью организации ситуации взаимодействия социального работника с клиентом. Способы организации взаимодействия и социально-психологические механизмы, лежащие в его основе, существенно различаются от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность. Соответственно, речь может идти о методе индивидуальной, групповой и общинной социальной работы.

Вопрос № 9

Вопрос № 10

Сущность и содержание социальной реабилитации

Для того чтобы проанализировать процесс социальной реабилитации инвалидов, вообще лиц с ограниченными возможностями, необходимо выяснить, каково содержание понятия «инвалидность», какими социальными, экономическими, поведенческими, эмоциональными гениями оборачиваются те или иные патологии здоровья и, естественно, что представляет собой процесс социальной реабилитации, какую цель он преследует, какие составные части или элементы в него ходят.

Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (valid — «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный». В российском словоупотреблении начиная со времен Петра I такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увечным воинам. Со второй половины XIX в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, — развитие вооружений и расширение масштабов войн все более подвергали мирное население всем опасностям военных конфликтов. Наконец, после Второй мировой войны в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категорий населения в частности происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам, имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.

Фиксируя генеральные принципы демократического жизнеустройства гражданского общества в международных документах, Организация Объединенных Наций в 1975 г. приняла Декларацию о правах инвалидов, где сказано, что «»инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей».

Особое значение имеет норма, утверждающая, что в тех случаях, когда это возможно, умственно отсталое лицо должно жить в кругу своей семьи и участвовать в различных формах жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо сделать так, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.

Вопрос № 11.

1. Социально диагностическая

2. Информационно – консультативная помощь

3. Прогностическая функция

Цель – становление соответствия деятельности соц защиты в соответствии с проектами соц практики, Формирование предложений по достижению этого соответствия

1. Дать аргументированное заключение о соответствии деятельности органов гос власти нормативно-правовым документам

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Социальные проблемы специфика, уровни и способы решения
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: реферат Добавлен 18:55:01 14 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 4125 Комментариев: 20 Оценило: 5 человек Средний балл: 4.4 Оценка: неизвестно Скачать