В чем заключается специфика учебного предмета иностранный язык

«Иностранный язык как школьный предмет».

Иностранный язык как школьный предмет

Предмет иностранный язык, как и другие школьные предметы, решает практические образовательные и воспитательные задачи. Специфика иностранного языка как предмета состоит в практических целях его изучения, что обеспечивает учащегося владением иностранным языком как средством коммуникации.

Вопрос о связи и взаимодействии урочной и внеурочной работы требует особой разработки. Анализ методической литературы по данному вопросу позволяет нам сделать только один вывод, что проблема урочной и внеурочной работы учащихся недостаточно освещена.

В периодической литературе, прочитанной нами, мало внимания уделено именно разработке вопроса о связи урока и внеурочной работы.

Беседы с учителями школ города Стерлитамак подтверждают наши предположения, что они ощущают потребность в связи организованных форм занятий по иностранным языкам, которые позволили бы закрепить пройденный грамматический и лексический материал, на уроке и в тоже время использовать интерес учащихся к внеклассным мероприятиям для активизации учебной деятельности на уроках.

В методике преподавания иностранного языка одно из важных мест занимает технология проведения урочной и внеурочной работы.

Мы согласимся с определением Шатилова С.Ф., что интенсификация выражается:

1. В методически рациональной организации урока, при которой каждая минута учебного времени должна быть использована продуктивно для достижения поставленных целей, а сами должны быть правильно сформированы;

3. В разнообразии приемов и форм работы, используемые с учетом возрастных особенностей учащихся, вида речевой деятельности, характера материала и уровня владения языком, методически целесообразным сочетанием фронтальных и индивидуальных форм работы;

4. В широком использовании аудиовизуальных технических средств, органически включаемых в процесс обучения в тех случаях, когда они могут дать максимальный эффект по сравнению с «нетехническими средствами»;

5. Во внедрении в практику обучения элементов программирования во всех тех случаях, где они могут интенсифицировать и индивидуализировать процесс обучения;

6. В планомерном развитии самостоятельной работы учащихся в классе и дома;

7. В целом сочетании классной и внеклассной работы по иностранному языку;

Интенсификация обучения иностранному языку возможна лишь при условии, если кабинет хорошо оборудован, то есть, при наличии наглядностей, технических средств; в классе обязательно должна иметься дополнительная литература, чтобы каждый ученик мог иметь доступ к ней. Литература тщательно подбирается учителем, очень важно, чтобы языковой материал был доступен учащимися, язык должен быть сложным и архаичным. Материал дополнительной литературы должен дополнять материал учебников.

Учитель должен уметь создать на уроках живую среду общения, что обеспечивает максимальную интенсификацию речевой деятельности учащихся на иностранном языке.

Реализация перечисленных положений осуществляется через учителя, который должен постоянно совершенствовать свои знания и умения. Учитель на уроке иностранного языка создает эмоционально психологический настрой на работу. Он должен владеть классом весь урок и во время проведения внеурочной работы, организуя класс на активную познавательную деятельность. Учитель должен помнить всегда, что учащиеся будут ходить в школу, и изучать иностранный язык, где он, по словам А.Дистервега, «учитель будет дышать энергией».

Многие десятилетия обучение иностранным языкам в средней школе было мало результативным. Сами условия жизни нашего общества не стимулировали изучение иностранных языков. В последние годы появились возможности для более результативного обучения иностранным языкам. В настоящее время изменился статус иностранного языка как школьного предмета. Расширение международных связей сделало иностранный язык реально востребуемым. Государство и общество стали испытывать потребность в людях, практически владеющих иностранным языком. Школьники и их родители начали связывать с практическим владением языком планы на будущее: возможности для лучшего трудоустройства, дальнейшей учебы, отдыха, туризма.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

СПЕЦИФИКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема 4. ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

План

1. Специфика иностранного языка как учебного предмета.

2. Цели обучения иностранным языкам.

3. Содержание обучение иностранным языкам.

4. Речевые ситуации как компонент содержания обучения языку.

СПЕЦИФИКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В «Общей методике преподавания иностранных языков» (1967) впервые было показано, что родной и иностранный язык – это особые учебные предметы. В их задачу входит развитие умений общения, а не получение знаний, как это было до этого. Родной и иностранный языки вместе с тем отличаются друг от друга. Родной язык изучается в среде: дома, в школе, на улице говорят на этом языке. Л.С. Выготский писал: «Усвоение иностранного языка идет путем, прямо противоположным тому, которым идет развитие родного языка. Ребенок усваивает родной язык неосознанно и ненамеренно, а иностранный – начиная с осознания и намеренности. Можно сказать, что развитие родного языка идет снизу вверх, в то время как развитие иностранного языка идет сверху вниз» (Л.С. Выготский). При обучении иностранного языка такой среды нет. Иноязычную среду нужно специально создавать и моделировать. Родным языком ребенок владеет уже практически, он умеет общаться на устной основе. К 1-му классу он уже овладевает навыками чтения и письма. В школу ребенок приходит уже за знаниями. По иностранному языку ребенок не имеет еще навыков и умений общения на новом языке. Он должен приобрести такие навыки и умения. Они будут главными целями обучения по иностранному языку. Знания правил употребления форм изучаемого языка является побочной задачей. Иноязычная речь становится целью обучения. Кроме того, речь на изучаемом языке становится и средством обучения ему же.

Иностранный язык как учебный предмет беспредметен. Язык выступает средством, носителем информации – общекультурной, общечеловеческой. Предметным становится иностранный язык в профильном обучении, когда специально изучается терминологическая лексика по выбранному профилю, читаются специализированные тексты, ведется беседа на узко профессиональную тему, делается доклад на международной конференции по избранной специальности, пишется реферат по избранной теме и проблеме, пишется статья на иностранном языке для международного журнала.

Особенностью урока «Иностранный язык» является также его беспредельность и неоднородность.Беспредельность указывает на то, на каком уровне должен владеть языком школьник, какое нужно для этих целей отобрать предметное содержание, то есть сферы общения, тематика общения. Беспредельность предмета показывает, что изучение языка не ограничивается знанием аспектов языка (лексика, грамматика, фонетика, орфография, синтаксис, стилистика), для этого надо знать культуру народа, правила речевого и неречевого поведения.

Неоднородностьв изучении иностранного языка состоит в том, как много должен знать школьник, чтобы говорить на изучаемом языке. Для этих целей необходимо знать все аспекты языка (фонетику, лексику, грамматику), знать правила употребления единиц языка, знать связующие слова, чтобы построить связанное высказывание (система языка); хорошо владеть речевым материалом – от речевых образцов до формул речевого этикета (система речи); иметь языковые способности (уметь слушать и слышать, дифференцировать языковой материал, прогнозировать языковой материал, догадываться о его значении, уметь его обобщать и систематизировать).

Специфической чертой в овладении изучаемым языком является плотность общения (И.А. Зимняя). На родном языке плотность общения велика. Это речь родителей, близких родственников, радио, телевидение, Интернет, компьютерные игры. Сферы общения ребенка на родном языке самые разнообразные и обширные. При обучении иностранному языку плотность общения составляет от 3 до 5 (6) часов в неделю. Здесь существуют ограничения, связанные с тем, что: 1) как учитель использует свою речь в обучающих целях (не злоупотребляет ли он родным языком).; 2) сколько детей в группе и сколько времени они говорят на изучаемом языке в рамках урока; 3) какие упражнения на уроке использует учитель (языковые, условно-речевые, речевые), организует ли учитель иноязычное и межкультурное общение или всю работу сводит к чтению, переводу и пересказа текста.

Отличительной чертой в изучении иностранного языка является тот факт, какими функциями языка школьник пользуется наиболее часто. Все ли функции языка в иностранном и родном языке равноправны. И.А. Зимняя писала, что «родной язык, выступая в единстве функций общения и обобщения, сначала является основным средством «присвоения» ребенком общественного опыта, а уже потом и вместе с выполнением этой функции – средством выражения, формирования и формулирования его собственной мысли». Иностранный язык в условиях школы не может служить в такой же мере средством познания, ибо у школьника уже сформировались основные понятия. Основная функция изучаемого языка – это функция общения. В ходе изучения языка дети знакомятся с понятиями, свойственными только носителям языка (например, прямой и обратный порядок слов, артикль, согласование времен, управление глаголов, конверсия). Дети знакомятся с явлениями культуры страны изучаемого языка.

Раскроем ниже понятия, связанные с обучением иностранному языку в школе: 1) «языковое образование»; 2) «иноязычное образование»; 3) «лингвокультурное образование»; 4) «обучение иностранному языку»; 5) «преподавание иностранного языка»; 6) «изучение иностранного языка»; 7) «учение»; 7) «овладение иностранным языком».

Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез определяют языковое образованиекак «процесс усвоения систематизированных знаний, навыков и умений, позволяющих осуществлять иноязычную речевую деятельность». Другие ученые рассматривают это понятие как результат процесса усвоения языка и система образовательных учреждений, в которых осуществляется обучение неродным языкам. Языковое образование способно аккумулировать наиболее ценные компоненты культуры, педагогически и методически интерпретировать их в целях адаптации к индивидуальным возможностям обучаемых и создавать таким образом благоприятный контекст для усвоения языка и нескольких языков одновременно.

Иноязычное образование – теория и технология обученияиностранным языкам, основанная на опыте учителей новаторов и на современных идеях лингводидактики. Е.И. Пассов разработал даже концепцию коммуникативного иноязычного образования. Суть его концепции такова: 1. Иноязычная культура является источником иноязычногокультурного образования в его четырех аспектах: познавательном, развивающем, воспитательном и учебном. 2. В познавательном плане основу очения составляет диалог культур. 3.В воспитательном плане при социокультурном подходе акцент делается на выявлении общих нравственных ориентиров в жизни двух народов и существующих между ними различий. 4. Формировании стойкой мотивации к изучению языка и иностранной культуры в диалоге с родной культурой. 5. Формирование коммуникативной и социокультурной компетенций должно осуществляться с опорой на родной язык учащихся. 6. Смещение акцента в образовании с лисности учителя на личность ученика способствует не только изменению статуса обоих в процессе обучения, но и преодолению авторитарного типа педагогического взаимодействия. Учащийся приобретает статус субъекта учебно-воспитательного процесса наряду с учителем.

Лингвокультурное образование представляет собой образование, результатом которое является многоязычие граждан общества, осознающих свою принадлежность к определеннолму этносу, к региону постоянного проживания и к государству в целом, а также способных самоидентифицироваться в мировом пространстве (Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез).

Обучение иностранному языку является процессом передачи и усвоения знаний, навыков, умений и способов познавательной деятельности человека. Это двусторонний процесс, в котором участвуют как обучающий(преподавание), так и обучаемый (учение) в их совместной деятельности. В процессе обучения реализуются цели: практическая, общеобразовательная, воспитательная. В соответствии с целями осуществляется отбор содержания, методов, средств обучения. Задача обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить определенный образовательный уровень, но и способствовать формированию личности человека. С позиции коммуникативно-деятельностного подхода обучение строится таким образом, что учащийся является не только «объектом» обучения (тем, на кого оказывается воздействие в учебном процессе), но и «субъектом» обучения (учащийся выступает в качестве организатора своей учебной деятельности). Отсюда вытекает важная задача управления процессом учения извне, а также рационального «самоуправления» в процессе учебной деятельности. Речь здесь идет об овладении приемами самостоятельной работы и мыслительными операциями (анализом, синтезом, обобщением и др.). Результаты такой деятельности проявляются в осознании мотивов, целей, приемов учения, в осознании самого себя как субъекта учебной деятельности. В процессе обучения необходимо учитывать возрастные и особенно индивидуальные особенности обучающихся. Для повышения эффективности обучения важно не только учитывать различия между учащимися, но и воздействовать на них, изменяя их в нужном направлении. Обучение, в отличие от учения, процесс передачи опыта как совместная деятельность двух (и более) субъектов: передающего опыт и накапливающего его. Передача социального опыта, знаний может происходить тремя объективно существующими способами: объяснением, показом и подкреплением.

Преподавание иностранного языка – деятельность учителя в обучении. Предусматривает показ, объяснение, побуждение, контроль, подкрепление, воспитание и образованиев процессе такой деятельности.

Изучение иностранного языка— процесс овладения иностранным языком, в условиях специального обучения либо в процессе самостоятельной работы. Характеризуется планомерностью, системностью и целенаправленностью. Основывается на специально отобранном учебном материале – в учебниках и учебных пособиях. Изучение языка направлено не только на развитие коммуникативной компетенции, но и на усвоение правил и элементов языка, формирование языковой компетенции.

Овладение иностранным языком— процесс формирования иноязычных навыков и умений, обеспечивающих возможность пользоваться языком в различных ситуациях общения. Овладение языком протекает часто в неосознанной форме, интуитивно, непреднамеренно, без целенаправленного усвоения. Овладение осуществляется в форме предъявления инструкций и правил, знание которых необходимо для самостоятельного построения фразы в соответствии с темой общения, для понимания иноязычной речи при слушании и чтении. Более развернутый характер овладение носит при работе по сознательно-практическому методу обучения. Здесь в процессе овладения предусматривается усвоение знаний, являющихся основой формируемых навыков и умений. На занятиях с филологами овладение предусматривает достаточно подробное сопоставление систем двух языков. Объектом овладения являются действия, процессы,события и их взаимосвязь. В ходе такой аналитической работы у филологов формируется языковая метакомпетенция.

Источник

Специфика иностранного языка как учебного предмета

В чем заключается специфика учебного предмета иностранный язык. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем заключается специфика учебного предмета иностранный язык фото. В чем заключается специфика учебного предмета иностранный язык-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем заключается специфика учебного предмета иностранный язык. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea В чем заключается специфика учебного предмета иностранный язык. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем заключается специфика учебного предмета иностранный язык фото. В чем заключается специфика учебного предмета иностранный язык-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем заключается специфика учебного предмета иностранный язык. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f В чем заключается специфика учебного предмета иностранный язык. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем заключается специфика учебного предмета иностранный язык фото. В чем заключается специфика учебного предмета иностранный язык-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем заключается специфика учебного предмета иностранный язык. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 В чем заключается специфика учебного предмета иностранный язык. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем заключается специфика учебного предмета иностранный язык фото. В чем заключается специфика учебного предмета иностранный язык-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем заключается специфика учебного предмета иностранный язык. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

В чем заключается специфика учебного предмета иностранный язык. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем заключается специфика учебного предмета иностранный язык фото. В чем заключается специфика учебного предмета иностранный язык-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем заключается специфика учебного предмета иностранный язык. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

В чем заключается специфика учебного предмета иностранный язык. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем заключается специфика учебного предмета иностранный язык фото. В чем заключается специфика учебного предмета иностранный язык-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем заключается специфика учебного предмета иностранный язык. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Цели изучения предмета иностранный язык. 9

Глава 2 РАЗВИВАЮЩИЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Место предмета в базисном учебном плане. 14

План-конспект урока. 16

Введение

Для современного общества характерно сотрудничество и обмен достижениями в различных сферах деятельности. Контакты между странами становятся теснее, поэтому знание иностранного языка имеет все более важное значение. Без знаний иностранных языков невозможно мировое сотрудничество. В настоящее время идет развитие различных форм международного общения: международные встречи, выставки, спортивные мероприятия, совместный бизнес. Обмен школьниками и студентами тоже сюда относится.

В новом XXI веке весь цивилизованный мир стремится к открытости и взаимопониманию. В связи с этим возрастает роль и значимость изучения иностранных языков. Диалог различных культур становит задачу воспитания личности, которая будет способна, и будет желать участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке. Иностранный язык, как учебный предмет, имеет весьма эффективные средства в воспитании человека культуры. Важно использовать весь воспитательный потенциал иностранного языка, как межпредметной дисциплины, которая способствует приобщению учащихся к мировой культуре и тем самым, к лучшему осознанию своей собственной культуры.

Объектом исследования данной работы является система преподавания иностранного языка в школе.

Предмет исследования – роль и место иностранного языка как статуса школьного предмета.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы исследовать роль и функцию иностранного языка как учебного предмета.

Исходя из целей курсовой работы нам необходимо было решить следующие задачи:

— рассмотреть языковое образование как одно из составляющих в системе школьного образования;

— уточнить место иностранного языка как школьного предмета среди других предметов учебного цикла;

— представить цели учебного предмета ²иностранный язык²

Проведенное исследование в рамках курсовой работы основывалось на следующих методах:

1. анализ научно-методической литературы по теме исследования;

2. наблюдение за учебным процессом;

Практическое значение исследования, проведенного в рамках данной курсовой работы:

1. уточнили место предмета ²Иностранный язык² в системе школьного образования;

2. материалы курсовой работы могут быть использованы на семинарских занятиях по предмету ²Теория и методика обучения иностранному языку².

Апробация работы: защита курсовой работы ²___² ________ 2010 г.

Глава 1. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Языковая культура как неотъемлемая и существенная часть культуры человека в целом

На пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Значительно возросла образовательная и самообразовательная функции иностранных языков, их профессиональная значимость в школе, в вузе, на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения.[1]

В России и в большинстве европейских стран на протяжении последних лет языковое образование находится в центре образовательной политики, которая ориентирована на следующее:

1. сохранение и поддержку языкового многообразия в условиях мультилингвального и поликультурного общества;

2. разумное взаимоотношение государственного языка как главного языка обучения с другими языками.

Иностранный язык как школьный предмет вносит свой вклад в языковое образование учащихся. Иностранный язык может быть также вторым языком обучения другим предметам в школе, и тогда результатом будет билингвальное образование.[2] В настоящее время существуют учебные пособия, которые предназначены для развития билингвальных умений при изучении английского языка. Расширение круга культур посредством вхождения обучаемых в социокультурное пространство при общении на двух и более языках способствует социализации личности, при этом осуществляется:

В чем заключается специфика учебного предмета иностранный язык. 640 1. В чем заключается специфика учебного предмета иностранный язык фото. В чем заключается специфика учебного предмета иностранный язык-640 1. картинка В чем заключается специфика учебного предмета иностранный язык. картинка 640 1

1.2. накопление и усвоение знаний о культуре страны изучаемого языка и родной культуре;

1.3. формирование и развитие коммуникативных, когнитивных, познавательных и творческий умений и способностей;

1.4. формирование ценностей ориентации и развитие культуры личности обучаемого в окружающем мире.

Последний пункт включает в себя развитие культуры самой личности (культура отношения, культура саморегуляции), развитие культуры деятельности (культура интеллектуальной деятельности, культура предметной деятельности), а также развитие культуры социального взаимодействия человека с другими людьми в разных странах и на разных континентах.

Специфика иностранного языка как учебного предмета

Понятие ²иностранный язык² как учебный предмет возникло во второй половине CVIII века в результате роста количества научных публикаций на национальных языках и потери в связи с этим латинским языком статуса языка образования. Начиная с этого времени языки стали изучаться с практическими задачами, которые связаны с необходимостью уметь читать на языках разных народов. [3]

Специфические особенности предмета ²иностранный язык² заключаются прежде всего в сфере целеполагания. Отличие от других учебных дисциплин состоит в том, что большинство дисциплин нацелено на усвоение научных знаний тех или иных явлений, законов, управляющих этими явлениями, в то время как иностранный язык как учебный предмет не имеет сфере своих интересов научные знания языка и тем более науку о языке.

Общеобразовательно-воспитательные цели обучения иностранному языку реализуются непосредственно в процессе достижения коммуникативной цели, в то время как коммуникативная цель обучения родному языку состоит в совершенствовании умений и навыков устной речи и обучении письму и чтению, а также в овладении умением точно выбирать средства передачи информации.

Имеются и другие попытки выделить специфическое в учебной дисциплине ²иностранный язык². Так, например, и в психологи обучения иностранным языкам, и в методике обучения предмету отмечается, что в отличие от других учебных предметов иностранный язык является одновременно и целью, и средством обучения. Более того, в качестве специфических особенностей учебного предмета ²иностранный язык² выделяются также такие его качеств как ²беспредметность², ²беспредельность², ²неоднородность². Так И. А. Зимняя пишет, что ²беспредметность² иностранного язы обусловлена тем, что его усвоение не дает человеку непосредственных знаний о реальной действительности. ²Беспредметность, по ее мнению, связана с тем, что, изучая язык, человек не может знать только лексику, не зная грамматики, или раздел ²герундий², не зная раздела ²времен².[4] В свою очередь, ²неоднородность² объясняется обращенностью этого учебного предмета и к ²языковой системе², и к ²языковым способностям² и т.д.

Таким образом, иностранный языка как школьный предмет характеризуется следующими чертами:

— межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания);

— полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).

Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.

1.3. Цели изучения предмета иностранный язык

Соловова Е.Н. выделяет следующие основные цели обучения иностранному языку в школе[5]:

— формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, что включает в себя: формирование и развитие языковой, речевой и социокультурной компетенции, необходимой и достаточной для общения в пределах порогового и продвинутого порогового уровня; обучение нормам межкультурного общения на ИЯ (иностранный язык); развитие культуры устной и письменной речи на ИЯ в условиях официального и неофициального общения;

— социокультурное развитие учащихся, т.е. соизучение родного языка и родной культуры и иностранных языков и культур других народов, развитие у школьников способностей представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

— ознакомление учащихся со стратегиями самонаблюдений за своим коммуникативным развитием по мере продвижения от одной ступени обучения ИЯ в школе к другой, что позволит им ставить и достигать собственные задачи в изучении ИЯ;

— формирование у школьников уважения к другим культурам и народам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем;

— развитие самообразовательного потенциала молодежи в изучении других иностранных языков и многообразия современного многоязычного и поликультурного мира;

— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе соизучения языков и культур.

Также можно определить цели обучения иностранному языку для каждой ступени курса, каждая из которых имеет свои особенности. Первой ступенью является начальная школа.

На начальной ступени обучения иностранному языку (в 1-4 классах) большое значение имеет создание психологических и дидактических условий для развития у учащихся младших классов желания изучать иностранный язык, стимулирование потребностей в открытии мира зарубежных сверстников и использования иностранного языка для этих целей; формирование элементарных основ этики межличностного общения как на родном, так и на ИЯ.

Исходя из вышесказанных особенностей обучение ИЯ в начальной школе направлено на:

— создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру, отличному от мира родного языка и культуры и для преодоления в дальнейшем психологического барьера в использовании ИЯ как средства коммуникации в современном мире;

— ознакомление с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором, представление ИЯ как ключа в новый мир игр и развлечений;

— приобретение детьми социального опыта за счет расширения спектра проигрываемых коммуникативных ролей в ситуациях семейного и школьного общения, с друзьями и взрослыми на ИЯ; формирование представлений об общих чертах и особенностях общения на родном и иностранном языках;

— формирование элементарных коммуникативных умений в 4-х видах речевой деятельности (говорении, чтении, аудировании, письме) с учетом потребностей младших школьников;.

— формирование некоторых универсальных лингвистических понятий, наблюдаемых в родном и иностранном языках.

При изучении ИЯ в основной школе (5-10 классы) в центре внимания находится последовательное и систематическое развитие у учащихся всех составляющих коммуникативной компетенции в процессе овладения различными стратегиями чтения, аудирования, говорения и письма.

Учитывая осбенности этой ступени обучение ИЯ в основной школе направлено на изучение ИЯ как средства международного общения посредством:

— формирования и развития базовых коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме;

— коммуникативно-речевого вживания в иноязычную среду стран изучаемого языка (в рамках изучаемых тем и ситуаций); развития всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции;

— социокультурного развития школьников с помощью страноведческого, культуроведческого и лингвокультуроведчес-кого материала в контексте европейской и мировой культуры.

— историко-культуроведческого и художественно-эстетического развития школьников при ознакомлении с культурным наследием стран изучаемого языка;

— формирования умений представлять родную культуру и страну в условиях иноязычного межкультурного общения;

— ознакомления школьников с доступными им стратегиями самостоятельного изучения языков и культур.

Из вышесказанного следует, что обучение ИЯ в профильной школе направлено на:

— развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности школьников, позволяющей им быть равноправ-ными партнерами межкультурного общения на ИЯ в социокультурно-бытовой, культурной и учебно-профессиональной сферах;

— обучение этике дискуссионного общения на ИЯ при обсуждении культуры, стилей и образа жизни людей;

— развитие общекультурных умений собирать, систематизировать и обобщать культуроведческую и иную информацию, представляющую интерес для учащихся;

— ознакомление учащихся с основами самооценки уровня владения языком и развитие потребностей в дальнейшем самообразовании по ИЯ.

— развитие умений представлять родную страну и культуру, образы и стили жизни людей в ней в условиях иноязычного межкультурного общения;

— использование ИЯ в профессиональном образовании.

Следует также отметить, что развивающие и воспитательные цели присущи каждому этапу курса, которые направлены на развитие и воспитание способности к личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их социальной адаптации; формирование активной жизненной позиции как гражданина и патриота, а также как субъекта межкультурного взаимодействия; развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения; развитие способности и готовности старшеклассников к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания; приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого языка, в том числе в русле выбранного профиля.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что предмет иностранный язык имеет общие цели для всего курса в целом и частные цели, которые характерны для каждой ступени обучения иностранному языку. Помимо цели формирования и развития языковой и речевой компетенции предмет иностранный язык имеет огромный воспитательный и образовательный потенциал, который можно реализовывать различными путями. Развивающий и воспитывающий потенциал уроков можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

— формирование у учащихся интереса и уважения к культуре страны изучаемого языка;

— воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;

— развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

Воспитательные возможности заключены в содержании используемых материалов, в методической системе обучения, в личности учителя и его поведении.

Итак, в данной главе были рассмотрено, что иностранный язык как школьный предмет вносит свой вклад в языковую культуру в целом. Знание иностранного языка позволяет входить в другое социокультурное пространство, которое в свою очередь способствует социализации личности. Это очень важно в современном мире, так как все мировые тенденции направлены на международное общение в различных сферах человеческой деятельности. Иностранный языка как школьный предмет имеет следующие особенности: межпредметность, многоуровневость и полифункциональность. Изучение иностранного языка направлено, главным образом, на достижение дальнейшего развитие иноязычной коммуникативной компетенции учеников.
Глава 2. РАЗВИВАЮЩИЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

2.1 Место предмета в базисном учебном плане

Из методических рекомендации к региональному базисному учебному плану, составленные старшим преподавателем кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО Е.А. Юдиной, можно выделить следующие положения о предмете иностранный язык в федеральном и региональном базисных учебных планах.

Иностранный язык представлен в региональном базисном плане (РБУП) как обязательный базовый образовательный учебный предмет начального, основного и среднего (полного) общего образования и изучается со II класса.

В новом федеральном базисном учебном плане на изучение Иностранного языка выделяется:

— 210 учебных часов (2 часа в неделю со II по IV класс) в начальной школе;

— 540 учебных часов в основной школе (3 часа в неделю с V по IХ класс);

— 210 учебных часов (3 часа в неделю) в старшей школе на базовом уровне;

— 420 учебных часов (6 часов в неделю) на профильном уровне.

При этом установлено годовое распределение часов, что даёт возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариативности.

В учебный план начальной школы введен учебный предмет ²Иностранный язык², что законодательно закрепляет тенденцию более раннего обучения иностранному языку. В соответствии с этим изучение иностранного языка начинается со второго класса. На его изучение выделяется 210 учебных часов (2 часа в неделю со второго по четвертый класс), т.е. количество учебных часов на изучение Иностранного языка со II по IХ класс увеличено на 6 часов в неделю. По решению Совета школы при наличии соответствующих условий часы на изучение иностранного языка могут быть увеличены за счет регионального или школьного компонента.

Усилено также внимание к изучению иностранных языков в старших классах. В связи с реализацией задачи ²обеспечения освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне². Иностранный язык вводится в качестве обязательного учебного предмета в объёме не менее 3 часов в неделю в Х – ХI классах и может быть представлен в учебном плане образовательного учреждения и/или выбран для изучения обучающимся на базовом, либо на профильном уровне. В случае, если иностранный язык как предмет, входящий в инвариантную часть РБУП, изучается на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются. Профильный уровень изучения иностранного языка (английского) представляет собой расширение и углубление базового уровня с учетом профильной ориентации школьников.

Примерная программа по английскому языку рассчитана на 410 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного времени в размере 10% от общего объема часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.

Обязательное изучение иностранного (английского) языка в 10-11 классах, а также реализация личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию школьников, предъявляют повышенные требования к профессиональной подготовке учителя, способного работать на старшем этапе обучения с учетом его специфики.

2.2. План-конспект план-конспект урока по теме ²Discover London²

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *