В чем заключается специфика воспитания на уроке

Глава 2.1 Специфика воспитания школьников на уроке

В педагогике урок представляет собой форму организации учения, в которой учитель в определённый промежуток времени (40-45 минут), используя разнообразные методы, организует усвоение группой учащихся одного возраста конкретной суммы знаний, навыков и умений по определённой учебной дисциплине.

Функции урока заключаются: в обеспечении усвоения знаний и формирования умений; в развитии творческих способностей учащихся; в воспитании учащихся в определённом направлении. Но выполнение всех этих функций на каждом уроке в одинаковой мере невозможно. Поэтому в зависимости от решаемой основной дидактической задачи выделяются уроки изучения и усвоения нового материала, уроки контроля и оценки результатов учебной работы, и уроки закрепления, повторения и обобщения изученного, выработки навыков и умений и применения усвоенных знаний. По своей структуре уроки такого типа являются простыми т. к. в ходе урока решается только одна какая-либо дидактическая задача. Однако в практике обучения такие уроки встречаются редко.

Помимо образовательных целей урока, существуют так же воспитательная и развивающая цели. Воспитательная цель урока предполагает формирование у студентов определенных свойств личности, черты характера. Но воспитать какие-либо качества личности, черту характера в течении одного урока невозможно. На уроке, возможно, создать ситуации, помогающие формированию определенных черт характера.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» основными воспитательными целями являются:

— воспитание у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;

— сформировать у учеников внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности;

— сформировать приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов у учеников;

— воспитание у учеников уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

— формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;

— сформировать у учеников выраженную в поведении нравственную позицию, в том числе способности к сознательному выбору добра;

— содействовать формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;

— воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

— формирование у учеников ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

— воспитание у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям [19].

Более распространены комбинированные уроки. Комбинированные уроки могут содержать в себе элементы двух простых уроков, или включать элементы всех простых уроков. Наиболее часто встречается следующая структура комбинированного урока: 1) организация учащихся; 2) проверка домашнего задания; 3) изучение нового материала; 4) закрепление знаний и выработка умений их применения; 5) объяснение домашнего задания.

Проведение урока требует от учителя тщательной подготовки к уроку, его детального планирования, планирование системы уроков на учебную четверть, полугодие, на весь год.

Подготовка к уроку начинается с календарно-тематического планирования, где учитель определяет последовательность изучения содержания учебного материала, его распределение на разделы, блоки, единицы усвоения учащимися, для того чтобы связанные между собой знания не воспринимались как разрозненные знания из разных глав и параграфов учебника. Для этого предусматриваются обзорные вводные уроки в начале изучения раздела и обобщающие уроки в конце раздела и т.д. В данном случае календарно-тематическое планирование выполняет функцию структурирования содержания учебного материала в соответствии с особенностями условий работы учителя. Также в календарно-тематическом плане указывается, какие наглядные пособия, литература и технические средства, необходимые при подготовке и проведении уроков. На основе тематического планирования учителем разрабатывается поурочное планирование. В плане урока указывается тема урока, цели (обучение, развитие и воспитание учащихся), последовательность основных видов и методов деятельности учеников и учителя, предполагаемая продолжительность каждого из этапов урока, используемые в процессе урока материалы и оборудование, а также объём и содержание домашнего задания.

Для успешного решения на уроке образовательно-воспитательных задач необходимо выполнение следующих требований:

— наличие соответстветсвующе оборудованного помещения;

— высокая квалификация учителя;

— благоприятный психологический климат в коллективе;

— развитие мышления учащихся;

— единство образовательной, воспитательной и развивающей целей;

— целесообразный отбор учебного материала;

— выбор рациональных методов обучения;

— оптимальный темп и ритм урока;

— организационная чёткость урока, его связь с предыдущими и последующими уроками.

Особенность современного урока заключается в том, что помимо усложнения и интенсификации учебной деятельности учащихся в структуру урока помимо учения, являющегося основным средством воспитания на других средств воспитания – игры, труда и общения.

Но помимо образовательных целей урока, существуют так, же воспитательная и развивающая цели. Воспитательная цель урока предполагает формирование у студентов определенных свойств личности, черты характера. Но воспитать какие-либо качества личности, черту характера в течении одного урока невозможно. На уроке, возможно, создать ситуации, помогающие формированию определенных черт характера. В этом и состоит специфика воспитания школьников на уроке.

В чем заключается специфика воспитания на уроке. image021. В чем заключается специфика воспитания на уроке фото. В чем заключается специфика воспитания на уроке-image021. картинка В чем заключается специфика воспитания на уроке. картинка image021

В чем заключается специфика воспитания на уроке. image062. В чем заключается специфика воспитания на уроке фото. В чем заключается специфика воспитания на уроке-image062. картинка В чем заключается специфика воспитания на уроке. картинка image062

В чем заключается специфика воспитания на уроке. image052. В чем заключается специфика воспитания на уроке фото. В чем заключается специфика воспитания на уроке-image052. картинка В чем заключается специфика воспитания на уроке. картинка image052

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Воспитание учащихся на уроке. из опыта воспитательной работы

Воспитание учащихся на уроке, как одно из условий для самореализации личности.

Реформа системы образования строится на изменении ценностных ориентиров. Прежде всего предполагается, что образование выйдет на личностный уровень и обеспечит личностные подходы. Человек- самая большая ценность- основная идея национальной модели школы. Одним из способов реализации этой идеи является вариативность образовательной системы. Сегодня актуально желание ребёнка, его интересы, направленность, индивидуальные способности и возможности его самореализации.

Таким образом, анализировать индивидуальное своеобразие самореализации личности необходимо в единстве ее ценностно-смысловых, мотивационно- потребностных, инструментальных, эмоционально- волевых и рефлексивно-оценочных характеристик.

В качестве выхода из ситуации С.И. Кудинов предложил полисистемную модель исследования самореализации личности. В основе данной модели представлен системный подход. Предлагается рассмотрение самореализации в аспекте условий, форм и видов. В числе условий, способствующих самореализации, необходимо рассмотреть психоэкологические, психофизиологические, психологические, педагогические и социальные.

Форма может быть внешней- направленной на самовыражение индивида в различных сферах ( профессии, творчестве, спорте, искусстве, учебе, политической и общественной деятельности) или внутренней, которая обеспечивает самосовершенствование человека в физическом, интеллектуальном, эстетическом, нравственном и духовном аспектах.

В числе видов самореализации были названы деятельностная ( самовыражение в различных видах деятельности, в т.ч. профессиональной), социальная ( связана с общественно- полезной активностью) и личностная ( способствует духовному росту и развитию личностного потенциала). Предложенный подход позволяет не только представить самореализацию как психологическое образование, но и раскрыть различные межуровневые связи.

Причиной того, что так мало людей готовы реализовать себя ( и благодаря этому быть счастливыми в жизни), возможно, является то, что в детстве, в подростковом возрасте, в юности эти люди не прошли нужный этап развития. « Весь путь, который проходит личность в период своего становления, с самого детства- это путь становления возможностей для самореализации зрелой личности».

Во многих психологических теориях особое место уделяется раскрытию форм проявления самости человека: самопознание, самопонимание, саморегуляция, самоосуществление, самоутверждение, самоопределение, самоидентификация, самовоспитание, самооценка, самоактуализация, самореализация. Все эти явления появляются в личностном пространстве не одновременно, а строго последовательно и подчиняются возрастным законам развития.

Рассматривая путь личности к самореализации, необходимо проследить те новые потребности и потенциальные возможности возраста, которые сами реализуются в различных видах деятельности и тем самым подготавливают потенциал для перехода к другому возрастному периоду и для возникновения следующих потребностей к их реализации.

Особое место в развитии личности, становления субъектности занимает подростковый возраст, для которого актуальными являются процессы самоутверждения и самовыражения. Здесь особо следует отметить важное значение поиска новых форм социально значимой деятельности, которая создала бы условия для самоутверждения подростков. Юношеский возраст- это период самоопределения и саморазвития. Главные новообразования- это саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению и сознательному построению собственной жизни. Именно с этого возраста начинает развиваться способность и возможность самореализовываться в социально значимой деятельности.

Следует отметить, что в любом возрасте самое опасное и губительное для будущей самореализации ребёнка когда взрослые не хотят замечать тенденцию к самостоятельности и творчеству, сдерживая проявления взрослости, предпочитая привычные, зачастую авторитарные методы воспитания. При подготовке к уроку учителя обращают основное внимание на учебные и развивающие задачи- уровень знаний, учебных и интеллектуальных умений учащихся остается главным критерием работы учителя. Воспитательные задачи урока чаще всего отодвигаются на второй план.

В течение длительного времени в школе преобладала направленность воспитательной работы на формирование и развитие коллектива класса. Индивидуальное воспитание личности либо отсутствовало, либо осуществлялось в недостаточном объеме. Основу воспитательной работы в классе и в школе составляли коллективные воспитательные мероприятия и занятия, индивидуальная воспитательная работа с детьми ограничивалась отдельными беседами и оказанием необходимой помощи для предупреждения неуспеваемости учащихся.

Сегодня многие педагоги знают, что воспитательная система включает в себя воспитание учащихся на уроках, классных часах, внеклассных и общешкольных мероприятиях. Отсутствие или недостаточная реализация одного из этих элементов приводит к снижению результатов всей воспитательной работы. Уроки являются основным элементом школьного образования, и недостаточное воспитание на уроках приводит к тому, что знания и умения учащихся не оформляются в правильное поведение в природе и в обществе. Ведь сущность воспитания заключается в том, чтобы научить детей самостоятельному нравственному применению полученных знаний и умений. Что естественно выводит на новый уровень конкурентноспособной личности в современных условиях.

Какие задачи можно было бы отнести к воспитательным задачам урока?

Нравственное воспитание на уроках осуществляется с помощью заданий на анализ деятельности, оценки результатов деятельности и отношений людей в процессе деятельности. Учитель должен подбирать задания, в условиях которых содержаться описания вышеперечисленных ситуаций. Условия заданий следует согласовывать с содержанием изучаемого материала. Регулярное выполнение этих заданий позволяет научить детей тому, как применять на практике свои знания и умения, не причиняя вреда природе и другим людям, а по сути- научить их нравственному поведению.

Воспитание познавательной самостоятельности осуществляется в процессе развития у школьников умений самостоятельно планировать, выполнять, анализировать и оценивать результаты своей деятельности на уроках. К сожалению, не всегда разработаны системы развития этих важных умений. Наряду с обычными заданиями и упражнениями для каждого урока, необходимо планировать и специальные задания для развития этих важнейших умений. Вряд ли можно считать личностью человека, который не умеет самостоятельно учиться. А ведь многие выпускники не умеют этого делать, а иногда и просто не хотят.

Воспитание личностных качеств посредством развития индивидуальных интересов и способностей учащихся осуществляется путем дифференциации и индивидуализации обучения. В любом классе нет и никогда не будет двух учеников, имеющих одинаковые интересы и обладающих одинаковыми способностями по предметам. Задача учителя состоит в том, чтобы подготовить для уроков дифференцированные задания, прежде всего творческого характера, и индивидуальные программы обучения для сильных и слабых учеников. Первым это необходимо для углубленного изучения предмета, вторым- для постепенного устранения пробелов в знаниях и умениях, без ущерба для вновь изучаемого материала. За последние годы изданы разнообразные учебные пособия практически по всем предметам с дифференцированными заданиями, задача- составить системы заданий разного уровня сложности, используя эти материалы. На сегодняшний день реализация компетентностных заданий, при переходе на 12-летнее обучение позволяет решать эти задачи.

Воспитание коммуникативных умений у детей осуществляется в процессе обучения их умениям руководить учебной работой на отдельных этапах урока, работать в группах, общаться ( краткость, яркость, конкретность). Эти умения воспитываются путём постоянного обучения детей правилам общения перед началом выполнения различных заданий на уроках.

Как видно из вышесказанного, воспитательных задач не мало. Следует осознать, что они столь же важны, как учебные и развивающие задачи уроков, для воспитания личностных и лидерских качеств учащихся необходима организация ежедневной работы, которая включает в себя:

Встреча учащихся каждое утро, перед началом уроков, с целью краткого планирования учебного дня, психологического настроя, выяснить проблемы учащихся, чтобы своевременно предупредить учителей- предметников. При необходимости проводить краткий анализ дня. В конце недели также следует собрать учащихся после уроков или на перемене на 10-15 минут для анализа результатов их обучения и поведения за неделю.

Для предупреждения неуспеваемости необходимо выполнять комплекс следующих мероприятий:

— Ежедневно выяснять, кто из учащихся и почему не готов к урокам. Если причины неподготовки уроков уважительные, предупреждать об этом учителей- предметников;

— детально проанализировать причины неуспеваемости учащихся;

— организовать дополнительные занятия для учащихся по предметам и контролировать их посещение учащимися;

— регулярно проводить дополнительные занятия по развитию у учащихся межпредметных учебных умений, являющихся основой для успешного обучения детей.

Сегодня многие, из вышеперечисленных пунктов успешно реализовываются в классах, но к сожалению чаще всего без системно.

Закончить хочется притчей: « Четыре лягушки сидели на бревне и решили прыгнуть в воду, чтобы не сохнуть на солнце. Вопрос: сколько лягушек осталось на бревне?»…

В оригинале осталось 4 лягушки, потому что они только решили, но не прыгнули.

Источник

Материал для учителей «Воспитательный ресурс современного урока»

В чем заключается специфика воспитания на уроке. 20210413 vu tg sbscrb2. В чем заключается специфика воспитания на уроке фото. В чем заключается специфика воспитания на уроке-20210413 vu tg sbscrb2. картинка В чем заключается специфика воспитания на уроке. картинка 20210413 vu tg sbscrb2

В чем заключается специфика воспитания на уроке. empty avatar. В чем заключается специфика воспитания на уроке фото. В чем заключается специфика воспитания на уроке-empty avatar. картинка В чем заключается специфика воспитания на уроке. картинка empty avatar

Описание разработки

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Сама постановка задачи – воспитание ученика в процессе преподавания конкретного предмета – вряд ли нова, хотя и начала энергично обсуждаться в нашей педагогике только в последнее время.

Издавна известно:«Учитель, воспитай ученика!». Не «научи», что так естественно, а «воспитай»! Что же стоит за этим «воспитай»? Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Сегодня настало время рассматривать воспитательный, развивающий и дидактический потенциалы урока с позиций новых целей и нового содержания образования.

В соответствии с личностной парадигмой образования воспитательная цель при обучении любого предмета – воспитание ценностей личного отношения к изучаемым знаниям и извлечение учениками нравственных ценностей из их содержания. Воспитание в процессе обучения рассматривается как совместная деятельность учителя и ученика, направленная на развитие способностей придавать смысл знаниям.

При реализации воспитательной функции при изучении предметов первое, с чем приходится столкнуться учителю, – это выдвижение воспитательных задач к уроку. Большинство из учителей на этом этапе испытывают трудность. Что конкретно воспитывать?

Необходима диагностика уровня воспитанности ученика в отдельности и класса в целом, что позволяет сразу увидеть проблемные точки в воспитании и целенаправленно сформулировать воспитательные цели.

Также обязательно обсуждение с ребятами тех качеств личности, которые будут затрагиваться на уроках. Это необходимо для того, чтобы ребенок в этом процессе не был «слепым», а понимал, что хочет помочь воспитать в нем учитель и что необходимо ему самому. В этом случае ребенок будет анализировать свои поступки и действия осмысленно и учителю будет легче корректировать воспитательные задачи урока.

Круг воспитательных задач определен, далее идет самый сложный и ответственный этап в работе: как реализовать задуманное? При составлении плана урока важно продумывать виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами.

Проанализируем некоторые моменты урока с воспитательной точки зрения. Начало урока – это очень важный, так как на этом этапе происходит влияние на потребностно-мотивационную сферу, и успех урока чаще всего зависит от умелой организации начала урока.

Как можно начать урок, чтобы он нес воспитательный заряд? У каждого учителя имеется в работе немало-различных способов и приемов начать урок.

1. Например, «раскручивание формулировки темы». На доске записывается тема урока и учащимся предлагается вчитаться и высказать свои соображения. Обсуждение строится по принципу диалога «ученик – учитель», «ученик – ученик».

В результате решается сразу несколько педагогических задач:

во-первых, ученики сами выдвигают задачи урока, что позволяет воспитывать творческое мышление, смелость своих суждений, культуру речи; во-вторых, перед ними возникает проблема, которую им придется решать на уроке, что позволяет воспитывать критическое мышление, волевые качества;

в-третьих, ученики самостоятельно обозначают круг вопросов, которые требуют актуализации (на этом этапе происходит умственное воспитание, воспитание уверенности в своих силах);

в) четвертых, эти несколько минут рассуждений вслух мотивируют деятельность учащихся на уроке и создают рабочий настрой, тем самым развивается мотивационно-потребностная сфера. Поскольку при «раскручивании» формулировки темы на поверхность выходят чаще всего понятия, с которыми они уже встречались, то активное участие принимают в обсуждении как «сильные» и «средние» ученики, так и «слабые».

Такой прием позволяет создать ситуацию успеха на уроке, реализует нравственное воспитание.

2. Урок можно начать с выполнения таких упражнений, которые выведут на возможность создать проблемную ситуацию. Какой воспитательный потенциал несет такой прием? Происходит умственное воспитание, воспитывается творческая самостоятельность, сила воли, трудолюбие, ответственность.

3. Урок можно начать с практической работы исследовательского характера. Проведение такой работы позволяет воспитывать критическое мышление, вызывает интерес, создает мотивы к изучению темы. Разные способы оценивания также оказывают положительное воздействие на ребенка и в плане успеха и в случае неудач.

В чем заключается специфика воспитания на уроке. 98693510 1417005170. В чем заключается специфика воспитания на уроке фото. В чем заключается специфика воспитания на уроке-98693510 1417005170. картинка В чем заключается специфика воспитания на уроке. картинка 98693510 1417005170

На уроках обязательно нужно применять разные подходы в оценивании. Например, после проведения контрольной работы можно составить с учениками «лестницу успехов». Этот прием очень эффективный, так как ребята, анализируя свои успехи и неудачи, проявляют такие качества, как критичность, взаимоуважение, учатся радоваться успехам других, вслух высказывают критику по отношению к себе и одноклассникам.

Наблюдение показало, что активность при этом на уроке увеличивается. В конце урока легко подвести итог и выставить соответствующую оценку в журнал. Этот прием позволяет воспитывать ответственность, честность, порядочность, взаимоуважение. Конечно, в течение урока обязательно должна присутствовать словесная оценка учителя – одобрительные реплики учителя, при некоторых видах деятельности оценивание со стороны одноклассников.

Этап рефлексии в конце урока или на промежуточных этапах должен присутствовать обязательно. Именно на этом этапе предоставляется возможность оценить урок вместе с ребятами с воспитательной точки зрения. Здесь присутствует анализ учителя, учеников и самоанализ. Делаются акценты на нравственных критериях, трудовых успехах или неудачах, затрагиваются аспекты умственного воспитания.

Любой урок несет огромный воспитательный потенциал, и поэтому на учителя возлагается большая ответственность – не навредить ребенку. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом, позволяет сделать материал актуальным, востребованным, интересным.

Воспитание подрастающего поколения – приоритетная задача современного образования в нашей стране. Одинаково опасен безнравственный профессионал и добродушный невежда, поэтому воспитание невозможно без знаний, они неразрывно связаны, как две стороны единого целого. Какими путями можно реализовать воспитательный потенциал урока?

Что должен сделать учитель, чтобы диалог на уроке состоялся? Назовём три основных направления реализации воспитательного потенциала урока:

отбор содержания материала;

совершенствование структуры урока;

Содержание урока, ориентированное только на знание, для учащихся нейтрально. Задача учителя состоит том, чтобы содержание воспринималось учащимися как определённая ценность: социальная, нравственная, эстетическая, экологическая и другие.

Какие условия для этого необходимы. Очень важно, чтобы урок проходил в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся.

Именно отношение ученика к тому или иному объекту или явлению определяет его поведение. Сознательное, ответственное отношение формируется в специально создаваемых воспитательных ситуациях, связанных с моральным выбором. Отличительная особенность подобных педагогических ситуаций – наличие полноценного диалога между учителем и учеником.

Передача знаний о мире и становление отношений к этому миру – два самых широких процесса, организуемые обществом и педагогами во имя подготовки молодого поколения к жизни в обществе.

Содержимое разработки

Воспитательный ресурс современного урока.

«Хорошее в человеке приходится всегда проектировать,

и педагог это обязан делать».

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Сама постановка задачи – воспитание ученика в процессе преподавания конкретного предмета – вряд ли нова, хотя и начала энергично обсуждаться в нашей педагогике только в последнее время. Издавна известно:«Учитель, воспитай ученика!». Не «научи», что так естественно, а «воспитай»! Что же стоит за этим «воспитай»? Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Сегодня настало время рассматривать воспитательный, развивающий и дидактический потенциалы урока с позиций новых целей и нового содержания образования. В соответствии с личностной парадигмой образования воспитательная цель при обучении любого предмета – воспитание ценностей личного отношения к изучаемым знаниям и извлечение учениками нравственных ценностей из их содержания. Воспитание в процессе обучения рассматривается как совместная деятельность учителя и ученика, направленная на развитие способностей придавать смысл знаниям. При реализации воспитательной функции при изучении предметов первое, с чем приходится столкнуться учителю, – это выдвижение воспитательных задач к уроку. Большинство из учителей на этом этапе испытывают трудность. Что конкретно воспитывать? Необходима диагностика уровня воспитанности ученика в отдельности и класса в целом, что позволяет сразу увидеть проблемные точки в воспитании и целенаправленно сформулировать воспитательные цели. Также обязательно обсуждение с ребятами тех качеств личности, которые будут затрагиваться на уроках. Это необходимо для того, чтобы ребенок в этом процессе не был «слепым», а понимал, что хочет помочь воспитать в нем учитель и что необходимо ему самому. В этом случае ребенок будет анализировать свои поступки и действия осмысленно и учителю будет легче корректировать воспитательные задачи урока. Круг воспитательных задач определен, далее идет самый сложный и ответственный этап в работе: как реализовать задуманное? При составлении плана урока важно продумывать виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами. Проанализируем некоторые моменты урока с воспитательной точки зрения. Начало урока – это очень важный, так как на этом этапе происходит влияние на потребностно-мотивационную сферу, и успех урока чаще всего зависит от умелой организации начала урока. Как можно начать урок, чтобы он нес воспитательный заряд? У каждого учителя имеется в работе немало-различных способов и приемов начать урок.1. Например, «раскручивание формулировки темы». На доске записывается тема урока и учащимся предлагается вчитаться и высказать свои соображения. Обсуждение строится по принципу диалога «ученик – учитель», «ученик – ученик». В результате решается сразу несколько педагогических задач: во-первых, ученики сами выдвигают задачи урока, что позволяет воспитывать творческое мышление, смелость своих суждений, культуру речи; во-вторых, перед ними возникает проблема, которую им придется решать на уроке, что позволяет воспитывать критическое мышление, волевые качества; в-третьих, ученики самостоятельно обозначают круг вопросов, которые требуют актуализации (на этом этапе происходит умственное воспитание, воспитание уверенности в своих силах); в)четвертых, эти несколько минут рассуждений вслух мотивируют деятельность учащихся на уроке и создают рабочий настрой, тем самым развивается мотивационно-потребностная сфера. Поскольку при «раскручивании» формулировки темы на поверхность выходят чаще всего понятия, с которыми они уже встречались, то активное участие принимают в обсуждении как «сильные» и «средние» ученики, так и «слабые». Такой прием позволяет создать ситуацию успеха на уроке, реализует нравственное воспитание.2. Урок можно начать с выполнения таких упражнений, которые выведут на возможность создать проблемную ситуацию. Какой воспитательный потенциал несет такой прием? Происходит умственное воспитание, воспитывается творческая самостоятельность, сила воли, трудолюбие, ответственность.3. Урок можно начать с практической работы исследовательского характера. Проведение такой работы позволяет воспитывать критическое мышление, вызывает интерес, создает мотивы к изучению темы. Разные способы оценивания также оказывают положительное воздействие на ребенка и в плане успеха и в случае неудач. На уроках обязательно нужно применять разные подходы в оценивании. Например, после проведения контрольной работы можно составить с учениками «лестницу успехов». Этот прием очень эффективный, так как ребята, анализируя свои успехи и неудачи, проявляют такие качества, как критичность, взаимоуважение, учатся радоваться успехам других, вслух высказывают критику по отношению к себе и одноклассникам Наблюдение показало, что активность при этом на уроке увеличивается. В конце урока легко подвести итог и выставить соответствующую оценку в журнал. Этот прием позволяет воспитывать ответственность, честность, порядочность, взаимоуважение. Конечно, в течение урока обязательно должна присутствовать словесная оценка учителя – одобрительные реплики учителя, при некоторых видах деятельности оценивание со стороны одноклассников. Этап рефлексии в конце урока или на промежуточных этапах должен присутствовать обязательно. Именно на этом этапе предоставляется возможность оценить урок вместе с ребятами с воспитательной точки зрения. Здесь присутствует анализ учителя, учеников и самоанализ. Делаются акценты на нравственных критериях, трудовых успехах или неудачах, затрагиваются аспекты умственного воспитания. Любой урок несет огромный воспитательный потенциал, и поэтому на учителя возлагается большая ответственность – не навредить ребенку. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом, позволяет сделать материал актуальным, востребованным, интересным. Воспитание подрастающего поколения – приоритетная задача современного образования в нашей стране. Одинаково опасен безнравственный профессионал и добродушный невежда, поэтому воспитание невозможно без знаний, они неразрывно связаны, как две стороны единого целого. Какими путями можно реализовать воспитательный потенциал урока? Что должен сделать учитель, чтобы диалог на уроке состоялся? Назовём три основных направления реализации воспитательного потенциала урока:

• отбор содержания материала;

• совершенствование структуры урока;

Важнейшим моментом в работе учителя является обращение внимания учеников на соотношение науки и нравственности. Следует брать примеры из истории науки, из окружающей жизни, из газетного, телевизионного материала, которые убеждали бы учащихся в том, что только полная отдача сил, служение науке дают возможность делать великие открытия, служащие гуманным идеалам человека. В процессе изучения предмета также необходимо побуждать учащихся к самообразованию, давать им необходимые советы – а это поможет воспитывать у них интерес к знаниям, повседневное трудолюбие, настойчивость, исполнительность, добросовестность.

Кем бы ни стали наши ученики после окончания школы, им всегда будут нужны знания, сообразительность, наблюдательность, хорошая память, острый глазомер, фантазия, внимательность, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять и обобщать факты. Умелое применение на уроке наглядности и технических средств отвечает современным требованиям процесса обучения и воспитания. Использование моделей и справочных таблиц воспитывает внимание ученика, экономит время урока, что позволят учителю управлять его познавательной деятельностью. Воспитывать такой подход к изучению предмета помогают творческие работы учащихся по определённой теме.

Для каждого учителя должно стать аксиомой, что никакими сверхсовременными методами нельзя достичь цели, если не научить ученика работать настойчиво и увлечённо. Одним из эффективных средств усиления воспитательной функции урока является проблемное обучение. Творческое мышление, самостоятельное решение проблемы – одно из основных условий превращения знаний в убеждение.

Воспитательное значение проблемного обучения раскрывается не столько в том, что ребята самостоятельно подходят к «открытию» новых фактов, сколько в привитии им особого стиля мышления, в усилении положительного влияния учителя наличность учащегося.

В процессе формирования гармонически развитой личности особое место занимает эстетическое воспитание, органически входящее в преподавание всех школьных дисциплин. Эстетическое воздействие на учащихся в немалой степени зависит от качества преподавания предмета. А именно: от умения безукоризненно, точно и ясно разъяснить содержание изучаемого материала, предложив продуманную систему вопросов и задач, организовать на уроке поиск рациональных путей их решения. Также важно добиваться от учащихся аккуратного выполнения любой работы: ведения тетрадей, подчеркивания орфограмм, членов предложения, вычерчивания графиков и др. Это воспитывает прилежность, внутреннюю собранность, усидчивость, вырабатывает умение любую работу доводить до совершенства. Педагог должен учить детей не только видеть прекрасное, но и создавать его.

Воспитание бережливости, воспитание подлинных хозяев своей страны начинается в семье и продолжается в школе. Многое в успешном решении этой проблемы зависит от нас, учителей. Педагогическая культура современного урок включает в себя как культуру преподавания, так и культуру воспитательного воздействия. Формирование личности и характера школьником идёт в повседневности школьных будней на каждом уроке. И здесь не должно быть мелочей, неважных для учителя. Ни один поступок ребёнка не должен остаться не замеченным учителем, не должен не получить этической оценки. Ведь каждый поступок – это, может быть, будущая судьба. И учить детей быть счастливыми и нравственно здоровыми, вероятно, главная задача и трудность урока. Об этом учитель никогда не должен забывать. И постоянно самому учиться искусству воздействия на личность школьника, создания на уроке атмосферы взаимопонимания и сотрудничества

1. Сопоставляя положительные особенности нашей страны и стран изучаемого языка.

2. Заинтересовывая детей в общении с иностранцами через знакомство их с произведениями мировой детской литературы, фольклором, показывая, что сказки и легенды у нас очень похожи и системы ценностей не сильно отличаются у всех людей вне зависимости от страны проживания и веры.

3. Знакомя детей с традициями стран изучаемого языка и сопоставляя эти традиции с традициями родной страны, демонстрируя, что и иностранцам о наших традициях знать интересно.

Русский естествоиспытатель и энциклопедист, поэт, художник и историк Михаил Ломоносов учился в Германии: три года (1736 – 1739) в Марбургском университете, один год – во Фрайбергском университете (Саксония), в Горной академии. Вместе мы одержали победу над Наполеоном. Эта взаимосвязь и в Германии оставила много следов, которые мы сегодня вновь обнаруживаем и заботимся об их сохранении и многое-многое другое). Поэтому знание общей истории является необходимым для понимания взаимоотношений между странами

5. Подчеркивая, что Россия много веков является важным субъектом европейской культуры, политики и истории, помогая детям увидеть то интересное и уникальное, что нас окружает в повседневной жизни.

6. Обучая школьников умению представлять свою страну на изучаемом языке, чтобы любовь к своей стране была основана на знании конкретных фактов, умении их представить друзьям-иностранцам, понимании тесных исторических и культурных связей между нашими странами, осознании, что российская культура является глубоко-европейской по своей сути и что мировая культура принесла много положительного в культуру российскую (в плане музыки, живописи, и др. Творчеством Гёте и Шекспира сегодня в равной мере восхищаются российские и зарубежные учащиеся, студенты; российские школьники интересуются Моцартом, Бахом и Бетховеном, исполнение произведений Чайковского, Рахманинова и Шостаковича и сегодня влечёт огромное количество иностранных любителей музыки в концертные залы.

Наверное, вот таким образом, не навязывая мнений, а просто развивая у учеников интерес, показывая роль России в мировой истории, нашу общность с мировой культурой и в то же время уникальность, и можно воспитать патриотизм, в том числе и на уроках иностранного языка. Теперь, когда знание иностранного языка превращается из практически декоративного элемента высшего образования в одну из обязательных составляющих имиджа грамотного специалиста и, наконец, просто современного образованного человека, сама жизнь становится мощным стимулом к овладению хотя бы одним иностранным языком. Ориентация на коммуникативные цели обучения, формирование коммуникативной компетенции в единстве с навыками общения и воспитание уважения к традициям разных народов, насыщенность учебного процесса страноведческими и культурологическими материалами – таковы непременные характеристики уроков иностранного языка в нашей школе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *