В чем заключается средообразующая деятельность организмов
Суть понятия средообразующая деятельность организмов
Средообразующая деятельность – это термин, используемый для обозначения процесса, посредством которого конкретный организм изменяет свою среду обитания. Эти изменения могут быть либо физическим воздействием на окружающую среду, либо последствиями, которые возникают, когда организм покидает свою среду обитания. Примеры изменений включают в себя создание тени, строительство гнезд или нор. Эволюция через средообразующую деятельность может произойти в том случае, если изменения влияют на естественное давление отбора. Антропологи и биологи уже давно признали, что животные сильно изменяют свои местообитания, а люди в этом смысле доходят до крайностей. Сам термин был придуман в 1988 году Джоном Одлинг-Сми, биологом из Оксфорда, который пытался включить средообразующую деятельность организмов в эволюционный процесс.
При изменении своей окружающей среды, организмы влияют на давление отбора, действующее как на настоящее, так и на будущие поколения конкретного организма. Эти изменения создают целый ряд преимуществ для организма, хотя шансы на выживание могут не увеличиваться. Процесс можно назвать средообразующей деятельностью, если он удовлетворяет трем основным критериям. Во-первых, организм должен существенно изменить свою среду обитания. Во-вторых, модификации должны оказывать воздействие на давление отбора конкретного организма-реципиента. В-третьих, должен существовать эволюционный ответ, по крайней мере, у одного получателя, вызванный изменением окружающей среды.
Возможно этот процесс столь же важен для эволюции, как и естественный отбор. Предполагается, что, когда организм изменяет свою среду, эта модификация вызывает смещение характеров, которые необходимы для естественного отбора. Последствия средообразующей деятельности особенно заметны в ситуациях, когда изменения окружающей среды сохраняются в течение нескольких поколений. Эта ситуация называется экологическим наследованием, когда организмы не только наследуют гены от своих предков, но и измененную окружающую среду.
Средообразующая деятельность бобров
Бобров обычно называют инженерами экосистемы, и они поражают наше воображение своим строительством плотин, каналов и хаток. Бобры строят плотины на ручьях и реках, после чего они возводят свои убежища под названием хатки в искусственно созданном пруду. Они также создают каналы для перемещения строительных материалов, которые сложно транспортировать по суше. Пробелы между ветвями в своих строениях, бобры заполняют грязью и сорняками, пока плотина не наберет достаточно воды, чтобы окружить хатку. Бобровые плотины строятся как защита от хищников, таких как медведи, койоты и волки, а также для обеспечения легкого доступа к пище в зимнее время года. Бобры славятся своим трудолюбием, и работают даже ночью. Животные могут построить серию плотин по всей реке. В процессе строительства своих плотин они удаляют загрязняющие вещества и отложения в водоемах. Однако животные способствуют обезлесению и влияют на структуру корней, почвы и распределение воды.
Другие примеры средообразующей деятельности
Лимонные муравьи представляют собой еще один любопытный случай средообразующей деятельности организмов. Эти насекомые обустраивают свой дом в стволах амазонских деревьев Дуройя хирсута, которые наиболее распространены в Перу. Затем муравьи начинают убивать окружающие деревья, используя муравьиную кислоту, чтобы сохранить только деревья Дуройя. Муравьи являются единственными насекомыми, которые используют муравьиную кислоту в качестве гербицида. Они могут жить на больших полянах, называемых садами дьявола, чье биологическое разнообразие сильно ограничено по сравнению с окрестностями. Таким образом, деятельность муравьев изменяет экосистему леса.
Земляные черви являются еще одним хорошим примером средообразующей деятельности. Эти организмы обитают в почве, и когда они двигаются, то создают сеть туннелей. Такая деятельность смешивает и аэрирует почву, а также обеспечивает минерализацию питательных веществ и их последующее поглощение растительностью. Некоторые виды земляных червей перемещаются на поверхность земли для поиска пищи, так как органическое вещество там более питательно, и при этом они смешивают верхний слой с минеральной почвой. Эта смесь очень плодородна, и фермеры радуются присутствию червей на своих участках. Действия земляных червей также превращают большие куски органического вещества в богатый гумус. Они влияют на химический состав почвы, так как их отходы жизнедеятельности содержат следующие минералы: азот, калий и фосфаты. Изменения в химии почвы способствует повышению физической активности популяции организмов. Новая химическая структура почвы, вызванная действиями червей, также полезна для роста многих растений.
Воздействие на организмы
Организмы могут оказывать существенное влияние на окружающие их районы. Средообразующая деятельность может влиять на естественное давление отбора, которое в свою очередь воздействует на средообразующую деятельность. Одним из хороших примеров этого сценария является птица-кукушка. Эти птицы научились паразитировать на других птицах, откладывая яйца в гнезда других видов. Птица адаптировалась к этому, имея короткое время инкубации яиц. Необходимо, чтобы яйца быстро вылуплялись и птенец выталкивал яйца, принадлежащие другим видам, устраняя конкуренцию за внимание “родителей”. Далее птенец кукушки подражает звукам нескольких птенцов, чтобы “родители” возвращались с достаточным количеством пищи для целого выводка.
Средообразующая деятельность организмов может использоваться, чтобы помочь описать, как изменения, осуществляемые одной особью, могут влиять на эволюционный путь последующих поколений. Этот процесс также затрагивает те виды, которые непосредственно взаимодействуют с изменяющим среду обитания организмом. Исследования показали, что существа, находящиеся в измененной окружающей среде, могут переопределять внешние источники естественного отбора для создания других эволюционных путей. Эти пути могут привести к непредвиденным последствиям. Популяции, которые наследуют модифицированные среды обитания, могут либо продолжать развиваться, либо адаптироваться аналогично их предкам, не проявлять какой-либо заметной эволюционной реакции на естественный отбор в течение нескольких поколений или внезапно реагировать на новый измененный отбор.
Экология. 10 класс
Конспект урока
Урок 5. Среды жизни и средообразующая деятельность организмов
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— средообразующую роль организмов.
— анализировать различия сред жизни, их экологические особенности;
— выявлять лимитирующие факторы для организмов в каждой из сред жизни.
— приводить примеры организмов, населяющих различные среды жизни.
Среда обитания – это совокупность определённых абиотических и биотических условий, в которых обитает данный организм (организмы).
Факторы среды – отдельные элементы среды, на которые организм реагирует приспособительными реакциями.
Адаптация – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям внешней среды.
Лимитирующий фактор – экологический фактор, при выходе которого за границы максимума или минимума организму, или популяции грозит гибель.
Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Среда обитания – это совокупность определённых абиотических и биотических условий, в которых обитает данный организм. Отдельные элементы среды, на которые организм реагирует приспособительными реакциями, носят название факторов.
По преобладающему фактору или комплексу факторов, которые называются средообразующими, выделяют 4 среды жизни: водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную.
Водная среда наиболее однородна, мало изменяется в пространстве, нет четкой границы между отдельными экосистемами, амплитуды значений факторов невелики, присуща высокая плотность и вязкость. По способам адаптации, выделяют группы водных обитателей: планктон, нектон, бентос, пелагос, нейстон. Воздействие человека проявляется в уменьшении прозрачности, изменении химического состава и температуры воды, в результате чего снижается концентрация кислорода, уменьшается продуктивность, происходит смена видового состава.
Наземно-воздушная среда – наиболее сложная среда по свойствам и разнообразию. Для нее характерны низкая плотность воздуха, большие колебания температуры, высокая подвижность атмосферы. Лимитирующими факторами являются недостаток или избыток тепла и воды. Для организмов типичны механизмы адаптации к температурному фактору: физический, химический, поведенческий.
Почвенная среда имеет свойства как водной, так и наземно-воздушной среды. В почвах невелики колебания температур, есть поры, заполненных воздухом, мелкие организмы живут как гидробионты, существует вероятность дефицита кислорода. К специфическим свойствам относится плотное сложение. Почва — наиболее насыщенная живыми организмами часть биосферы. Лимитирующие факторы: недостаток тепла, недостаток или избыток влаги, реже недостаток кислорода или избыток углекислоты.
Живые организмы также могут выступать средой обитания.
Заголовок: Адаптация к условиям среды
Жираф (лат. Giraffa camelopardalis) – самое высокое наземное животное на нашей планете, его рост достигает 6 метров, причем 1/3 – это шея. Длинная шея является отличительной особенность жирафа, язык тоже очень длинный около 45 см. Это помогает жирафу добывать пищу и является результатом адаптации к условиям жизни. Весит взрослый жираф 1-2 тонны, причем 10 кг приходится на его сердце, а 250 кг – на шею. Интересно, что пятна на шкуре жирафа всегда уникальны, как отпечатки пальцев у человека. Шаг жирафа составляет более 4 метров, а бежать он может со скоростью до 50 км/ч, при этом в основном использует передние ноги. Почти всю жизнь жирафа проводят стоя, и спят они тоже стоя причем не более 10 минут за один раз. От 16 до 20 часов в день жирафы посвящают еде. Чтобы избежать борьбы за еду самцы и самки едят листья с разных частей дерева.
Пример разбора заданий тренировочного модуля. Минимум 2 примера.
Текст задания: Вычеркните неверные утверждения.
Наземно-воздушная среда является самой простой как по свойствам, так и по разнообразию. Для организмов наземно-воздушной среды типичны три механизма адаптации к температурному фактору: физический, химический, биологический, поведенческий.
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные).
Наземно-воздушная среда является самой простой как по свойствам, так и по разнообразию. Для организмов наземно-воздушной среды типичны три механизма адаптации к температурному фактору: физический, химический, биологический, поведенческий.
Презентация «Биосфера. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Биосфера. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. Учитель биологии Бояринцева С.В.
Задачи урока: Формировать понятия: биосфера, среды жизни; изучить влияние живых организмов на формирование биосферы; выявить функции живых веществ, закономерности развития биосферы.
В.И.Вернадский. Тем не менее, заслуга создания целостного учения о биосфере принадлежит русскому ученому В.И.Вернадскому, так как именно он развил представление о живом веществе как огромной геологической (биогеохимической) силе, преобразующей свою среду обитания. (1863-1945)
Биосфера — продукт эволюции Земли. Живое вещество играет огромную роль в развитии нашей планеты. К такому выводу пришел русский ученый В. И. Вернадский, исследовав состав и эволюцию земной коры. Биосферу можно сравнить с огромной машиной, работа которой зависит от одного решающего фактора — энергии: не будь ее, все немедленно остановилось бы. В биосфере роль основного источника энергии играет солнечное излучение. Между организмами и окружающей их неживой природой происходит непрерывный обмен веществ, и поэтому разные участки суши и моря отличаются друг от друга по физическим и химическим показателям.
Биосфера — продукт эволюции Земли. Ученые считают, что на Земле обитает около 2 млн видов живых организмов; каждый вид объединяет миллионы и миллиарды особей, определенным образом распределенных в пространстве. Каждый вид по-своему взаимодействует с окружающей средой. Деятельность живых организмов создает удивительное разнообразие окружающей нас природы. Это разнообразие служит гарантией сохранения жизни на Земле.
Четыре основных среды обитания: 1) водная среда; 2) наземно-воздушная среда; 3) почва; 4) среда, образуемая самими живыми организмами.
Наземно-воздушная среда Освоенна в ходе эволюции позже водной, более сложна и разнообразна, и ее населяют более высокоорганизованные живые организмы. Наиболее важным фактором жизни обитающих здесь организмов являются свойства и состав окружающих их воздушных масс.
Почва. это верхний слой суши, преобразованной в результате жизнедеятельности живых существ. Это важный и очень сложный компонент биосферы, тесно связанный с другими ее частями. Жизнь почвы необычайно богата. Некоторые организмы проводят в почве всю жизнь, другие — часть жизни.
Среда, образуемая самими живыми организмами. Тела многих организмов служат жизненной средой для других организмов. Очевидно, что условия жизни внутри другого организма характеризуются большим постоянством по сравнению с условиями внешней среды.
Средообразующая деятельность организмов. Живые организмы не только испытывают влияния со стороны окружающей их среды, но и сами активно влияют на среду своего обитания. В результате жизнедеятельности физические и химические свойства среды (газовый состав воздуха и воды, структура и свойства почвы и даже климат местности) могут заметно меняться.
Механическое воздействие. Строя норы, прокладывая ходы, животные сильно изменяют свойства грунта.
Механическое воздействие. Почва изменяется и под действием корней высших растений: она укрепляется, становясь менее подверженной разрушению потоками воды или ветром.
Механическое воздействие. Стада животных вытаптывают землю на пастбищах.
Механическое воздействие. Средообразующая деятельность бобров состоит в строительстве плотин, образовании ряда запруд и в зарегулировании стоков рек, которые становятся более устойчивыми. Водоемы бобров имеющие значительные площади засе-ляются различными животны-ми – птицами, околоводными позвоночными, рыбой и т.п.что существенно обогащают фауну.
Фильтрация. Живущие в толще воды мелкие рачки, личинки насекомых, моллюски, многие виды рыб имеют своеобразный тип питания, который называется фильтрацией. Пропуская через себя воду, эти животные непрерывно отцеживают из нее пищевые частицы, содержащиеся в твердых взвесях. Эту деятельность можно сравнить с работой гигантского фильтра, ведущего постоянную очистку природных вод.
Фильтрация. Одна перловица длиной 5—6 см при температуре 20 °С очищает до 16 л воды в сутки. Один квадратный метр морского мелководья, густо заселенный моллюсками мидиями, за сутки может очистить до 280 м3 воды.
Изменение физико-химических свойства среды. Наибольшая роль здесь принадлежит зеленым растениям, формирующим химический состав атмосферы. Фотосинтез — главный механизм поставки кислорода в атмосферу, тем самым он обеспечивает жизнь огромному количеству организмов, включая и человека.
Изменение физико-химических свойства среды. Наличие растительности способствует постоянному увлажнению воздуха. Растительный покров смягчает суточные колебания температуры поверхности земли (под пологом леса или травы), а также колебания влажности и порывы ветра, оказывает воздействие на структуру и химический состав почв. Все это создает определенный, комфортный микроклимат, оказывающий благотворное воздействие на обитающие здесь организмы.
Перемещение масс живыми организмами. Стаи морских рыб мигрируют на нерест вверх по рекам, перемещая против течения большие количества живого органического вещества.
Перемещение масс живыми организмами. Птицы, питающиеся морскими животными, месте с экскрементами возвращают на сушу те химические элементы, которые реки выносят с суши в море.
Перемещение масс живыми организмами. Растения поднимают снизу вверх из почвенного раствора в корни, стебли и листья огромные массы воды и растворенные в ней вещества.
Самостоятельная работа с учебником. Среда обитания Особенности среды Приспособлен-ность животных Приспособлен-ность растений
Домашнее задание: § 6.1, 6,2, отв. на вопр. Творческое задание: Написать минисочинение на тему «Что могло бы произойти с биосферой, если бы в один миг исчезли все живые организмы» 2) Презентация «Среда обитания»
Средообразующая деятельность организмов
Урок 46. Введение в общую биологию и экологию 9 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Средообразующая деятельность организмов»
Каждая среда обитания имеет свои особенности. Организмы, которые населяют их сумели каким-то образом к ним приспособиться.
Плотный шёрстный покров, наличие слоя подкожного жира до 10 см толщиной, помогает выживать белому медведю в условиях постоянного холода.
Удивительно, что медведи склонны скорее к перегреву, нежели чем к замерзанию. Они могут выдерживать отрицательную температуру до 80 градусов, тогда как тёплая погода отрицательно влияет на медведя. На подошвах ног белого медведя имеется жёсткая шерсть, чтобы не скользить по льду. Между пальцами есть плавательная перепонка. Крупные когти рассчитаны на то, чтобы удержать в лапах даже очень сильных животных, например, моржа.
Гадюка обыкновенная, так же, как и другие змеи и ящерицы во время зимних холодов прячутся в норах и впадают в спячку.
А вот древесная лягушка, которая обитает преимущественно на Аляске, не избегает холодов и не борется с ними. Когда температура воздуха опускается ниже нуля она замерзает, но не умирает.
Дело в том, что ещё до прихода зимы её печень запасается глюкозой. И когда лягушка начинает замерзать, печень выпускает в кровоток большое количество глюкозы, часть которой поступает в клетки тела лягушки и играет роль своеобразного антифриза, предотвращая их замерзание.
Карликовость тундровых растений помогает организмам использовать тепло приземного слоя и избегать влияния низких температур воздуха.
Активность в утренние, вечерние и ночные часы животных пустынь, позволяет им существовать в крайних условиях засухи.
Широкий клюв, лебедей, гусей и уток, имеет многочисленные пластинки, которые образуют цедилку. При помощи такого клюва гусеобразные птицы, за счёт быстрого движения челюстей промывают ил, вода вытекает, а во рту остаются моллюски, черви и личинки.
Летающие птицы приобрели определённые адаптации к полёту. В отличие от нелетающих птиц их перья имеют микроскопические крючки, которые сохраняют перо целостным и предоставляют ему необходимую для полёта прочность.
Абсолютно каждое животное и растение планеты приспособилось к определённым условиям обитания.
Среда влияет на животных или растения, а они в сою очередь каким-то образом влияют на среду.
Механическое воздействие организмов на среду
При строительстве нор, прокладки ходов, животные изменяют свойства грунта.
Сложные кладовые конструкции строит хомяк обыкновенный.
Самцы и самки строят норы по-разному. Самец строит входной туннель, жилую камеру, «уборную» и конечно же кладовые камеры, которая примыкает к жилой камере. В отличие от самца, самка строит несколько входных туннелей (до 8).
Это объясняется заботой о потомстве. Так вертикальные шахты служат её детёнышам укрытием для бегства. Также ходы действуют и как ловчие ямы для всякой мелкой живности.
Бобры строят настоящие плотины. Для чего они это делают? Дело в том они ведут полуводный образ жизни. А для благополучной жизни им важен постоянный уровень воды. Однако часто из-за засухи уровень воды в водоёме снижается, тогда бобры строят плотины, которые поднимают уровень.
Живут бобры в норах, которые роют сами или в хатках. Если позволяют условия – высокие берега, плотный грунт, то семья речных бобров селится в норе.
Хатка также строиться из различных крупных веток, веток поменьше, травы, глины и ила. Вход в хатку расположен снизу, поэтому бобры выходят сразу в воду. В просторной хатке спальня находится на самом верхнем ярусе, а «столовая» на самом нижнем.
Таким образом деятельность животных может иногда определять особенности ландшафта.
Во время строительства своих нор животные выбрасывают наружу почву, за счёт чего формируется микрорельеф, который перераспределяет осадки и изменяет растительный состав.
Дождевые черви разрыхляют и перемешивают слои почвы, затягивают вглубь растительные остатки, таким образом они улучшают условия для прорастания корней растений. Выделения из их кишечников представляют прочные органоминеральные комочки.
Большое их количество в почве резко улучшает её структуру и повышает плодородие. При высокой численности дождевые черви за год могут образовывать до 120 т таких комочков на 1 га.
Необыкновенные башни-термитники строят общественные насекомые ─ термиты.
В строительстве башен участвуют миллионы крошечных насекомых. Её высота может достигать 9 метров. При строительстве они использовали землю, слюну и собственный помет.
Эти насекомые обитают в тёплых странах, главным образом в тропических.
Термиты стараются не контактировать с воздухом, так как их кутикула очень тонка и не удерживает влагу. Если им необходимо пересечь открытое пространство, они строят туннели-убежища из спрессованной земли и экскрементов.
Термиты вместе с дождевыми червями и муравьями играют важнейшую роль в циркуляции почвенного вещества. Они способны увеличивать урожайность культур в регионах с сухим и жарким климатом (так, например, в Австралии они увеличивают урожай пшеницы на 36 %), где отсутствуют дождевые черви.
Как на суше, так и в воде происходят свои изменения за счёт её обитателей.
Как вы думаете почему вода остаётся прозрачной? Потому что ее населяют фильтрующие животные. Даже самые маленькие рачки, такие как дафнии способны отфильтровывать воду со скоростью от 1 до 10 мл в сутки. Зачем они это делают? Дело в том, что дафнии питаются путём фильтрации.
Своими грудными ножками они создают токи воды, за счёт чего бактерии и одноклеточные водоросли, которыми дафния питается, попадают на веера фильтрующих щетинок.
Суточное потребление пищи взрослой особи может достигать 600 % от веса её тела.
Постоянную очистку природных вод также осуществляют пластинчатожаберные моллюски, такие, как устрицы и мидии в морях.
Своими ресничками они подгоняют воду к ротовому отверстию и сортируют взвесь. При этом частицы, непригодные в пищу, формируются в комочки и осаждаются на дно.
А в пресных водах обитают двустворчатые моллюски перловица, беззубки. Их дыхание и питание так же происходят путём фильтрации воды.
Благодаря чему в жаберную полость перловицы поступает вода, которая несёт с собой растворенный кислород и различные органические вещества – питательные микроорганизмы и гниющие частицы растений.
Перловица длиной 5-6 см при температуре 20 °С очищает до 16 л воды в сутки.
Речные дрейссены ведут практически неподвижный образ жизни. Так же являются активными фильтраторами. Если их поселения многочисленны, то они начинают конкурировать за пищу с другими пресноводными двустворчатыми моллюсками.
Дрейссены выделяют фекалии, который содержат биогенные элементы (азот и фосфор), приводящие к вспышкам роста донных водорослей.
Толстолобик… процеживает воду через жаберный аппарат. Это крупная стайная рыба семейства карповых.
Таким образом в результате деятельности фильтраторов, происходит биологическое самоочищение водоёмов.
Способность организмов изменять среду обитания применяется в хозяйственной практике.
Для очистки воды на водоочистительных станциях строят специальные ёмкости, где содержат мелких фильтраторов.
Предприятия по переработке органических отходов, которые производят удобрения для внесения их в истощённые почвы, используют почвообразующую деятельность дождевых червей.
Более значимым воздействием организмов на среду является физико-химическое.
Такими способностями обладают чаще растения, чем животные. Растения способны формировать химический состав атмосферы.
Они формируют газовый состав воздуха. Примерно 510 тонн кислорода за год выделяется растениями за счёт процесса фотосинтеза.
Например, с 1 гектара кукурузного поля, происходит выделение 15 тонн свободного кислорода за год. Этого достаточно для того, чтобы 30 человек могли свободно дышать.
Благодаря поглощению и испарению воды, растения оказывают влияние на водный режим их местообитаний.
Растительность лесов способна снижать проникновение на земную поверхность солнечной радиации. Так как солнечная энергия поглощается растениями при фотосинтезе, а часть отражается от кроны деревьев.
Высокие травы, и листья деревьев создают влажный микроклимат, способный защитить землю от палящего солнца и иссушающих ветров.
Человек использует это в своих целях. Для защиты полей от иссушающих ветров и очистки воздуха в степных районах сажают лесополосы. А для очистки воздуха в городах создают парки и сады.
Корни деревьев скрепляют почву, удерживают её от сползания, а также не дают образоваться оврагам.
Почва леса содержит множество полезных организмов, которые являются фильтром, очищающим воду от химических и бактериологических загрязнений.
Гумус – это аморфный, обычно тёмноокрашенный материал биологического происхождения. В состав гумуса входят соединения, которые с трудом разлагаются микроорганизмами,-прежде всего это лигнин, а также жиры, воски, углеводы и белковые компоненты. То есть гумус содержит необходимые для растений питательные компоненты.
Из-за ходов муравьёв в глубь почвы проникают микробы и простейшие.
Таким образом живые организмы оказывают значительное влияние на состав и плодородие почв. Предотвращают их истощение, способствуют улучшению её химических свойств.
Живые организмы также способны изменять и физические свойства среды.
По законам физики неживое вещество перемещается на Земле только с верху вниз. Например, сверху вниз движутся реки, ледники, лавины, осыпи. Это определяется силой земного притяжения.
Но вот живые организмы могут осуществлять обратное перемещение – снизу-вверх.
Примером таких перемещений могут быть лососёвые рыбы.
Они обитают в Атлантическом и Тихом океанах, а также в пресных водах Северного полушария, в средних и северных широтах. Нерест эти рыбы осуществляют в пресных проточных водоёмах с каменистым дном – реках и ручьях.
Это вполне закономерно, поскольку предки лососеобразных были пресноводными.
Этот непростой путь лососи преодолевают против течения реки. Тем самым происходит перемещение большого количества органического вещества с океан в реки.
Реки своим течением выносят с суши в моря важные химические элементы, а птицы, например, такие как тёмная крачка и странствующий альбатрос, питаются морскими животными и возвращают эти химические вещества обратно на сушу.
Растения за счёт большого давления в 30 атмосфер способны поднимать воду и минеральные вещества снизу-вверх по сосудам ксилемы на большие высоты.
Таким образом, как животные, так и растения оказываются важнейшим звеном в круговороте химических элементов биосферы.