В чем заключается сущность акустической обработки помещения
Акустическая подготовка помещения. Что это такое?
Можно ли улучшить качество звука в своей комнате, используя ту же аппаратуру и акустику? Как ни странно – можно! Но как? Нет ничего сложного – нужно провести некую работу, которая называется – акустическая подготовка помещения.
Как и что нужно сделать, чтобы довести акустическую доработку помещения до такого уровня, чтобы ваша акустика заиграла лучше, на удивление вам?
Акустическая подготовка помещения для прослушивания музыки – о чем это? Вообще – что это такое? Как провести процедуры по доработке помещения? Какие должны быть критерии? Что нужно сделать, чтобы улучшить звуковые характеристики помещения? Вот некоторые часто задаваемые в сети интернет вопросы, которые интересуют многих. Попробуем разобраться. Этому посвящена маленькая серия статей. Следите за обновлением или подпишитесь на новые статьи.
Всем доброго здравия!
Пролог.
Слышал такую историю, что в одном московском магазине, где продают аудиотехнику, закрыли специально подготовленную комнату для прослушивания покупаемой или выбираемой аппаратуры, акустики. Почему закрыли? Решили, что не стоит больше травмировать уши и мозг людей, которые пришли и готовы потратить большие деньги на “hi-fi” или “high end” технику.
Примерно так может выглядеть подготовленная комната для прослушивания стерео системы.
Случалось так, что послушав в этой комнате акустику, купив её и установив дома, счастливый обладатель дорогой и очень дорогой системы очень сильно расстраивался от услышанного. Часто возвращали купленное назад. После чего, магазин решил сделать комнату “от обратного”. Они сделали комнату практически не пригодную для прослушивания музыки.
Теперь, покупатель, послушав у себя дома новые колонки в своей комнате для приема гостей (зал, гостиная у всех они по разному называются) радовался – как замечательно они играют и как удачно случилось потратить много денег.
Ему и невдомек было, что резкое улучшение качества звука в своей гостиной от новых колонок – заслуга не дорогой акустики, а “плохой комнаты для прослушивания” в магазине.
То же самое мы можем испытать, прослушивая свои простые, не дорогие, старенькие колонки, даже не доработанные, если будем слушать их в специальном помещении, где была проведена акустическая подготовка.
Другой вопрос, что акустическая обработка помещений, для придания им неких свойств “специально подготовленной камеры” практически неприменима для домашних условий. Этого не допустят домочадцы, как минимум. В гостиной комнате мало кто решится на доработку, которая требуется при акустической подготовке помещения.
Но по любому, значительно улучшить звук самого помещения, в большинстве случаев – можно. Сделать это, можно попробовать, без каких-либо существенных затрат. Понадобится много терпения и руки из нужного места.
Попробуем разобрать основные принципы, которые смогут обеспечить отсутствие серьезного разочарования от старой акустики или вновь приобретенной, а так же – позволит услышать наши любимые мелодии и ритмы по новому.
Что такое – акустическая обработка помещения?
Как понять, что такое – “акустическая обработка помещения”, что это по сути? Это нужно понимать, как облицовка определенных частей помещения звукопоглощающими материалами. Размещение каких либо штучных поглотителей, размещенных в определенных местах, которые могут быть подвешены к потолку, стенам, углам помещения.
Такие “ловушки” значительно уменьшают, а в идеале – полностью исключают отраженные звуковые волны. Тем самым, снижается шум в зоне отраженных звуков, но этот эффект очень низок в “зоне прямого звука”.
Вообще, сущность акустической обработки помещения – это борьба за качество звука. Все предпринимаемые меры – это работы по снижению влияния самого помещения на звук в принципе.
Все помещения, комнаты “звучат” абсолютно по разному. У всех “своё” эхо, индивидуальные резонансы. Одни помещения создают “излишние” низы, искаженный бас. Другие комнаты на столько “звонкие”, что слушать какую бы то ни было музыку просто невозможно.
Три составляющие обработки.
Вся акустическая подготовка помещения для прослушивания музыки разбивается на три основных понятия.
Первая.
Самая слышимая всеми соседями и самая требовательная – басовая составляющая. Она очень критична к помещению, так как низкочастотный диапазон, ниже 45 Гц и часто – выше, очень легко вступает в резонанс с комнатой.
Отсюда появляются всем известные “буханья”. Вся низкочастотная составляющая начинает усиливаться и “вылазит” много всего нехорошего – теряется “разборчивость” звука, исчезает “прозрачность”, “уходит” локализация.
Упругий и четкий бас придает звуку некую “воздушность”. А когда он “мажется”, его становится не слышно, и получается совершенно противоположный эффект – густой и ватный звук, гул, который быстро утомляет слух.
“Плохой” бас очень легко резонирует не только с помещением, но и с мебелью, усиливается и ещё сильнее искажается. Потому, эта составляющая занимает почти всю шкалу составляющих обработки помещения. И все силы должны быть направлены именно сюда – погасить, минимизировать басовые резонансы помещения.
Вторая.
Вторая составляющая – высокочастотная часть звукового спектра. Высокие частоты распространяются гораздо активнее НЧ. Они отражаются и переотражаются от всего, что встречается им на пути. Иногда может доходить до ранних отражений и реверберации высоких частот. Об этом немного говорили здесь.
Появление систем многоканального звука сводит “на нет” заботу о точном позиционировании акустики, в частности ВЧ-динамиков. Когда со всех сторон “льется” звук, то уже не столь важно – где находится слушатель, в отличии от систем с двумя фронтальными колонками.
Но по любому, высокие частоты очень подвержены влиянию самого помещения, его готовности к прослушиванию музыки.
Третья.
И наконец – третья составляющая. Менее критичны к обустройству помещения и готовности к прослушиванию музыки – средние частоты. Но это не означает, что на этот момент не стоит обращать внимания.
Плохое акустическое оформление комнаты способно значительно снизить качество средних частот. Может практически пропасть “прозрачность” этого частотного диапазона. Проявятся искажения, которые будут резать слух “мазаным” голосом исполнителя, “цыканьем” и “шипящими звуками”.
На этом первая часть закончена. Во второй части обсудим – что и как можно сделать для улучшения качества звука своей акустики в комнате, какие материалы можно применить. И что конкретно можно сделать со своей комнатой, что бы акустика “заиграла” новыми красивыми звуками.
Как бы вторая часть из серии статей об акустической доработке помещения находится здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на новые статьи сайта и получайте свежие новости самыми первыми!
Будем рады вашему вниманию и комментариям.
Всего знать – не дано ни кому, потому многие учатся до конца своих дней, если им это интересно. Так и мы, стараемся познать и поделиться своими размышлениями.
Хотите поделиться своим опытом – напишите и мы обязательно примем меры к изучению вашего мнения и опыта. И вы сможете сделать это на нашем сайте! Не забывайте про Авторские права.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
АКУСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ПОМЕЩЕНИЯ
Один из самых частых вопросов, который мы слышим на прослушивании в нашем шоуруме Huge Sound, звучит так: «У вас идеально акустически подготовленное помещение. Будет ли ваша система звучать так же круто в обычной квартире?»
Прежде всего, необходима сама система, и прежде, чем говорить о комнате для прослушивания, давайте разберемся, что же вообще такое правильный характер звука! Слушателей музыки можно условно поделить на шесть категорий:
Прежде всего, необходимо уделить внимание такому электрическому параметру, как уровень чувствительности Акустических Систем (АС). Он определяет уровень громкости звучания при данной мощности усилителя. Уровень чувствительности АС — существенный фактор при определении того, насколько хорошо он будет работать при данной выходной мощности усилителя. Для создания громкого звука (100 дБ), АС с номинальным уровнем чувствительности 80 дБ потребуется 100 Вт. АС с уровнем чувствительности 95 дБ для создания такого же уровня звукового давления достаточно будет только 10 Вт. Снижение чувствительности на каждые 1,5 дБ для получения одинакового уровня звукового давления требует удвоения мощности усилителя.
Акустическая система должна быть согласована с остальными компонентами вашей системы как электрически, так и по характеру звучания тонального баланса. АС, хорошо работающая в составе одной системы, может оказаться неприемлемой для другой системы (или другого слушателя).
Еще одна ошибка заключается в использовании высококачественных АС с низкокачественными усилителями и плохими источниками сигнала CD/DVD/SACD или аналоговыми другими источниками. Высококачественные АС обладают гораздо более высокой информационной разрешающей способностью, чем аппараты более низкого качества. Они сразу выявляют все недостатки электроники и источника. Многие аудиофилы подключают прекрасные АС к посредственным усилителям и устаревшим источникам (цифровые CD 16BiT и винилы с устаревшими головами), тем самым, сводя на нет уникальные возможности своих акустических систем. Комплектуя аудио систему, обязательно согласуйте качество АС с качеством остальных компонентов.
Хорошая акустика должна иметь давление не менее 90 dB. ( по указывается на фирменной табличке, прикрепленной к задней панели акустики), что способствует хорошей насыщенности и детализированности воспроизведения. Прослушивайте брендовую (настоящую) акустическую систему не меньше часа. Убедитесь, что вы прослушиваете АС на той же высоте, что и дома, когда будете слушать музыку, сидя в кресле или на диване. Убедитесь, что аудио компоненты и источники сигнала, к которым подключены акустические системы, сравнимы по качеству с вашими компонентами. Можно легко потерять голову от восхитительного звучания в выставочном зале дилера, но испытать разочарование, подключив АС к собственным аудио компонентам, если они у вас более низкого класса. В идеале, необходимо подключать прослушиваемые акустические системы к усилителю той же мощности и одинакового характера звука, что и у вас дома, или к тому, который вы намерены приобрести в расчете на эту акустическую систему.
Обращайте внимание на тупой, медлительный и бубнящий звук баса. Одной из наиболее утомительных характеристик плохих акустических систем является окрашенный, рыхлый и не имеющий выраженного тона бас. В звучании басовых нот должна прослушиваться отчетливая высота, а не низкочастотное гудение «одной ноты» на фоне музыки. Мужская речь хорошо раскрывает окраску верхнего баса; в нем не должно быть чрезмерно акцентированного или неестественного «ящичного» звука.
Отдельные басовые ноты не должны звучать громче остальных. Прислушайтесь к соло рояля, в котором нисходящие и восходящие ряды нот играются ровно на левых, т. е. низких регистрах инструмента. Каждая нота должна быть ровной по тональности и громкости, четко артикулированной. Если звучание одной ноты отличается от остальных, это может быть признаком того, что у акустической системы проблемы с этой частотой.
Прислушайтесь к совместному звучанию малого барабана и бас-гитары. За звуками бас-гитары вы должны слышать динамичный басовый рисунок барабана. Барабан должен звучать ритмично, а не кататься слегка запаздывающим относительно бас-гитары. Акустическая система, воспроизводящая ритм недостаточно мощно, делает звучание вялым, даже медленным. Но если АС правильно передает ритмичность звучания, ваши ноги будут непроизвольно отбивать такт, вы услышите более «ритмичную» и вовлекающую музыку.
Наконец, акустические системы High-End или Hi-GH класса должны «растворяться» в звуковой сцене. Хорошая пара акустических систем развернет перед вами в пространстве музыку, не оставив и мысли о том, что звук исходит из двух ящиков, расположенных у противоположной стены комнаты. Певцы должны обрести точные, осязаемые образы и расположиться между акустическими системами (если они были записаны именно так). Звуковой образ инструмента должен занять определенное место на звуковой сцене, не смещаясь в одну или другую сторону, при переходе с одного регистра на другой. Звучание музыки должно быть открытым и прозрачным, а не туманным, мрачным или не прозрачным. В общем, АС должны «раствориться» в пространстве. Достигнуть такого эффекта в хороших АС возможно при установке их на одной линии по горизонтали, и идентично поворачивая их относительно своей центральной оси.
Некоторые часто задаваемые вопросы:
Большое влияние на окраску звука по тональному балансу оказывает усиленный сигнал, исходящий из усилителя, который складывается из комплектующих схематики данного аппарата. Парадокс, но грамотная схемотехника, конструктив, недорогие детали в усилителе могут дать более высокий результат, чем дорогие комплектующие в безграмотной схемотехнике и конструктиве (не все то золото, что блестит и дорого стоит).
Эскиз нашего нового шоурума, акустическая обработка которого проектировалась заранее.
Комплектуя системы нашим заказчикам, мы всегда готовы помочь им с оптимальной расстановкой компонентов в комнате, акустической коррекцией комнаты пассивными элементами, а также с полным проектированием под ключ специализированной комнаты прослушивания.
Для связи пишите на e-мейл hiendmusicru@gmail.com или звоните:
+7 (495) 798-84-62
+ 7 (499) 391-64-54
Подписывайтесь на наш инстаграм @huge_sound
Cмотрите видеоролики на нашем YouTube канале
И конечно, приходите в наш уникальный шоурум!
Запись на визит по телефонам:
+7 (495) 798-84-62
+ 7 (499) 391-64-54
Практические советы по акустической обработке помещений
Женская логика звука
Не так давно один известнейший московский салон hi-fi/high end отказался от комнаты для прослушивания в составе своей «территории», аргументировав это тем, что клиенты, прослушав системы в их идеальном зале и принеся покупку домой, зачастую, оказывались сильно удивлены — и требовали деньги обратно. Устав от бесконечных возвратов, студия решила проводить прослушивания в максимально тяжелых условиях, дабы пользователи уже получали сюрпризы от резкого улучшения качества в своей гостиной, а не сетовали на падения динамического диапазона и появление неприятной гулкости. Сама по себе акустическая обработка помещений для придания им свойств безэховой камеры неприменима для домашних условий — мало какой маньяк решится на создание подобной испещренной «иглами» комнаты даже в своем загородном коттедже (подобное оформление создается клиньями из штапельного стекловолокна, проклеенного смолами, длиной около метра и обтянутых акустически прозрачным волокном).
Тем не менее, серьезно улучшить звук большинства наших обычных городских комнат можно — причем, без существенных затрат средств, нужно лишь терпение и некоторая гибкость в подходе. Ниже мы попробуем остановиться на главных принципах этого — обеспечивающих, как минимум отсутствие серьезного разочарования от вновь приобретенной и тщательно прослушанной вещи. Ну, или, усмиряющих капризный женский нрав техники.
Главные составляющие
Борьба за качество звука дома зиждется на снижении влияния помещения на звук вообще. Комнаты «звучат», причем, все — по разному, с разной прорисовкой эха и резонансов. Именно они отвечают за более «яркий» звук спокойного в ином зале комплекта, бухание баса и другие неприятности. А основывается это все на влиянии на звуковой спектр — конкретно на три его составляющие.
Во-первых — басовая, самая требовательная к помещению, секция. Ноты ниже 45 Гц (а во многих случаях и выше) дают прорисовку резонансов комнаты — и вся «грязь» лезет наружу в образе «буханья», «удара по ушам», снижения разборчивости звука, нарушения прозрачности и локализации и еще кучи всего. Хороший бас дает резкое возрастание масштаба действия и воздушности — даже тогда, когда его «не слышно», плохой же играет ровно обратную роль — вы получите густой и ватный звук, не вызывающий ничего, кроме раздражения и утомления. Для понимания наличия резонансов в вашем доме, «неверующим» стоит взять на пару дней домой сабвуфер, играющий «все» (например, Genelec 7073A), да запустить с тестового диска сигналы в 20-22-25-30-35 Гц и выше. Почти все они дадут ощущение «рушащихся стен» — и совсем не от уровня звукового давления — а оттого, что комната будет ходить ходуном в буквальном смысле. Один известный киноман жаловался, что с приобретением нового саба на одном из боевиков его стеклопакеты просто треснули, а шкаф подвинулся на пять сантиметров! Можно себе представить, что за звук был в комнате — и что бухало сильнее — ездящий по полу деревянный сундук или взрывы кинодорожки. Поэтому, 80% звуковой обработки помещения предназначено для снижения влияния на басовую составляющую.
Во-вторых — высокочастотная секция. Стереофоническое позиционирование в избранной точке пространства стало не столь актуальным с изобретением многоканального звука, менее требовательного к размещению, но, все равно, высокие ноты сильно подвержены влиянию зала и во многом определяют общее впечатление от дорожки.
И, в-третьих, средние частоты — они менее критичны к залу, но, все равно, его плохое оформление может здорово снизить разрешение, прозрачность и уничтожить тембральные оттенки. Сбалансировав и минимизировав звук комнаты можно добиться характеристик, пусть и не достигающих безэховой камеры, но вполне приемлемых для большинства киноманов. Итак.
Ремонт, ремонт и еще раз ремонт
2. При этом, нарастите подиум для техники — высотой 10-12 см над уровнем основного пола (просто подняв стяжку в этой области еще на 10 см. и сделав далее все по вышеописанному алгоритму): переменная высота пола здорово поможет в борьбе с резонансами. Если есть возможность, сделайте высоту потолка, также, переменной.
4. Не увлекайтесь обработкой стен — не проверив поведение вашей системы в зале и излишне переглушив помещение можно получить печальные результаты — снижение уровня высоких частот. Мы рекомендуем использовать звукопоглощающие панели типа Soundlux только в том случае, если у вас очень капризные соседи, маленькие дети и т. п.
Их можно крепить прямо на выровненные и окрашенные стены с помощью металлических уголков и использовать для того, чтобы скрыть акустические провода. «Дырчатая» конструкция почти полностью избавит вас от резонансов и не даст звуку распространяться в стороны.
6. Дверь сделайте герметичной, из тяжелого деревянного или пластикового профиля, коробку закрепите максимально жестко. Окна — трехслойные стеклопакеты в герметичном пластиковом профиле.
7. Поместите в центр зала тяжелый мягкий диван и установите сабвуфер и систему. По большому счету, без наличия огрехов в звуке, вам никакая мебель сверх этого не понадобится. Не изменяя уровень в 0 Дб у каналов, несколько раз запустите ТНХ-лого с любого диска и определите то место в зале, в котором сосредоточивается наиболее сильный бас. При возможности разместите сабвуфер именно в этой точке пространства.
8. Разместите все каналы на примерно одинаковом расстоянии от точки прослушивания. Самым простым способом калибровки будет ТНХ-тест с любого сертифицированного диска, например, Star Wars II. Проигрывайте полнодиапазонную октаву и определяйте резонансные места в зале — так называемые «акустические зеркала» (если они, конечно, будут после такой обработки). На их месте повесьте легкие занавески из гофрированной бумаги, поставьте несколько больших и тяжелых мягких игрушек или пуфиков. Окна закройте тяжелыми шторами.
9. Под сабвуфером расположите гранитную или мраморную плиту на 20-30% превышающую его размер и толщиной 10 см, такие же плиты установите под колонками. Их легко заказать в мастерских по обработке камня.
На заметку ленивым
Дешевые приемы
Лучшее средство, чтобы сойти с ума
Опять мало? Тогда тема выходит за рамки данной статьи.
Что в итоге?
Этот путь многие проходят с тонкой переделкой зала в течение десятилетий, а некоторые решают одним ударом, за пару месяцев капитального ремонта. Так или иначе, место для маневра есть всегда — равно, как и возможности улучшения звука именно в вашей конкретной комнате. Надо лишь не бояться экспериментировать и не слишком держаться за внешнюю презентабельность. Увы, стойки заставленные техникой, если разобраться, тоже смотрятся не как итальянский гарнитур.
А расплатой за труды для вас будет то самое, ради чего и покупается новая техника — лучшая динамика, объемность, локализация… Спешите в магазин? Попробуйте сначала поработать над залом.
Звукоизоляция и акустическая обработка домашней студии
Содержание
Содержание
Звукоизоляция — решает проблемы проникновения звука из комнаты с аудиосистемой в другие помещения и наоборот.
Акустическая обработка — решает проблему с недостаточным рассеиванием звуковых волн, которое приводит к искажению звука, производимого акустической системой.
Звукоизоляция
Если домашняя студия занимает одну из комнат в многоквартирном доме, то работа на больших громкостях будет мешать соседям. В свою очередь, шаги соседей, скрипы, крики детей, уличный шум и другие неприятные звуки будут мешать работе на малых громкостях.
У каждого материала есть показатель поглощения звука (это вполне реальная физическая величина, называемая SRI — Sound Reduction Index), который зависит от толщины и самого материала. SRI кирпичной стены — примерно 45 дБ, а обычная дверь задерживает около 10 дБ.
Очевидное решение — увеличить толщину всего, что можно: стен, полов, потолков, дверей и окон. Большинство дорогих студий и вовсе строят еще одно помещение внутри уже имеющегося — «комнату в комнате». Так полностью убираются каналы передачи звука и вибраций от внутреннего помещения к наружному: используется плавающий пол на резиновой подстилке, стены отделяются друг от друга воздушной прослойкой и минеральной ватой, окна нередко отсутствуют.
В случае с домашней студией можно обить стены слоем минеральной ваты толщиной примерно 10 см, а вату прикрыть гипсокартоном или ковролином. Разумеется, не каждый решится на такой глобальный ремонт.
Тогда нужно выявить, какая стена хуже всего изолирует от посторонних звуков и приставить к ней длинный шкаф с одеждой или стеллаж. На пол можно постелить ковер с толстым ворсом. Потолок сделать навесным, пространство между ним и бетонной плитой заполнить минеральной ватой. Окна завесить толстыми занавесками в два слоя, установить хороший стеклопакет вместо старых рам. Наконец, устранить щели между дверью и дверной коробкой, а на саму дверь также прикрепить звукоизоляционный материал.
Все это поможет избавиться от внешних звуков и раздраженных соседей, но не избавит саму комнату от стоячих волн и резонансов. Эта задача решается акустической обработкой помещения.
Акустическая обработка
Смысл акустической обработки комнаты в том, чтобы избавиться от искажений неподготовленной комнаты, которые на слух определяются как неприятный гул или скрежет на определенных частотах, отсутствие детализации и общая мутность звучания.
В комнате с параллельными стенами неизбежно образуется акустический резонанс. Звуковая волна сотни раз в секунду отражается от одной стены к другой и появляется «стоячая волна».
Как же быть? Есть два основных подхода к акустической обработке помещения: поглощение и рассеивание. Для первого используются звукопоглощающие материалы — акустический поролон, минеральная вата, басовые ловушки и т.п. Для рассеивания — различного вида диффузоры, которые делают поверхность стен комнаты неоднородной. А профессиональные студии намеренно проектируют «неправильно»: с непараллельными стенами и угловатыми потолками.
Высокие и средние частоты
Проблемы с высокими частотами можно легко определить, встав в центр аппаратной комнаты и хлопнув в ладоши — в неподготовленном помещении будет четко различимо короткое эхо с неприятным металлическим окрасом. Очень часто эту проблему решают акустическим поролоном. Но обклеивать поролоном все вокруг не стоит — переглушенное «по верхам» помещение будет звучать неестественно, спад высоких приведет к выпячиванию средних и низких частот. В итоге комната перестанет звенеть, но начнет гудеть и бубнить.
Для борьбы как с высокими, так и со средними частотами нередко используют акустические панели. Такая панель представляет собой кусок звукопоглощающего материала определенной толщины, обернутый в рамку и затянутый декоративной тканью.
Толщина материала для поглощения определенной частоты вычисляется делением скорости звука (331 м/с) на частоту в Герцах. Например, длина звуковой волны на частоте 10 Кгц — 3,31 см. Значит, такую волну может полностью поглотить материал толщиной всего 3,5 см. Чем толще панель, тем ниже частота звука, которую панель может поглотить.
Акустическую панель можно приобрести в готовом виде или собрать самостоятельно — в сети достаточно инструкций. Несколько панелей в критических точках комнаты — позади, спереди и по бокам от мониторов — сделают работу со средними частотами намного комфортнее.
Низкие частоты
Труднее всего справится с низкими частотами. Если посчитать, длина волны частотой 100 Гц — 3,35 метра, акустическая панель такой толщины займет всю комнату. В то же время, именно басовая составляющая заставляет комнату гудеть, окна дрожать, а соседей — стучать по трубам.
Выявить проблемы с басом в комнате довольно просто: нужно запустить в DAW какой-нибудь синтезатор и сыграть гамму от самой нижней октавы. Ноты с проблемными частотами будут ощущаться громче или тише остальных.
Как бороться с басом? Больше всего он любит накапливаться в углах помещения. Поэтому по углам стоит разместить басовые ловушки — чаще всего это акустическая панель треугольной формы или конструкции типа диффузора Шредера.
Также басовые частоты отлично распространяются по твердым материалам. Если студийные мониторы размещены на стойках — бас легко перейдет по ним в пол и далее заставит гудеть всю комнату. Помогут специальные изоляционные подкладки под мониторы или — более радикальный вариант — подиум с резиновыми изоляционными ножками, на которые нужно поставить стойки или рабочий стол целиком, развязав тем самым источник звука с комнатой.
Практические советы для типичных ситуаций
Запись вокала
Диапазон мужского тенора — примерно 130–13000 Гц, женского — чуть выше. Даже самый глубокий бас редко содержит полезные частоты ниже 90 Гц. Поэтому для записи вокала понадобится самая минимальная акустическая обработка помещения, хотя можно обойтись и вовсе без нее.
Как правило, достаточно развесить пресловутый поролон «с пирамидками», чтобы избавиться от нежелательной реверберации. Можно также построить небольшую кабинку для записи вокала и обклеить ее поролоном. Самый примитивный вариант — установить микрофон в большом шкафу с одеждой. Нередко в продаже можно встретить акустические экраны для микрофонов, которые глушат вокал еще до того, как он распространится по всей комнате.
Запись акустических инструментов
Для этих целей понадобится минимальная обработка помещения, если только не планируется запись контрабасов, туб, валторн и других оркестровых инструментов с насыщенным басом. Нескольких акустических панелей, размещенных в критических местах комнаты, будет достаточно, чтобы избавиться от ненужной реверберации и среднечастотных резонансов. Внимание также стоит уделить звукоизоляции — особенно, если планируется запись медных духовых инструментов.
Прослушивание музыки
Одна из самых частых проблем с бытовыми аудиосистемами — это «раздутый бас». Нередко производители намеренно выпячивают низкие частоты в своих изделиях, чтобы больше «качало». Для того, чтобы соседи не стучали по трубе отопления во время работы такой аудиосистемы, нужно максимально изолировать помещение. Также необходимо развязать акустическую систему с комнатой — сделать специальную подставку или стойку на резиновых ножках.
Справится с избытком низких частот поможет мягкая мебель, а также полки и стеллажи, играющие роль диффузоров Шредера. Если этого недостаточно — можно поставить несколько басовых ловушек по углам. Пара акустических панелей на стенах улучшат детализацию средних и высоких частот. Для прослушивания музыки не нужно добиваться от помещения идеально ровной АЧХ — здесь лучше ориентироваться на собственный вкус.
Сведение музыки
Именно для сведения музыки требуется наиболее тщательная акустическая подготовка помещения. Нужно выровнять АЧХ комнаты и избавиться от резонансов. Пригодятся все советы, изложенные выше. Чтобы измерить получившийся результат, понадобится специальный микрофон с линейной АЧХ (например, Behringer ECM 8000) и бесплатная программа Room EQ Wizard.
Микрофон необходимо установить в том месте, где находится точка прослушивания при работе со звуком. По результатам измерений программа построит графики АЧХ и реверберации.