В чем заключается сущность балльной оценки
Метод балльных оценок
Методика и результаты определения степени согласованности индивидуальных оценок студентами сложности понимания отдельных учебных дисциплин. Оценка их содержания и преподавания. Построение групповых и индивидуальных шкал таких оценок по психологии.
Рубрика | Психология |
Вид | отчет по практике |
Язык | русский |
Дата добавления | 20.09.2019 |
Размер файла | 274,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Метод балльных оценок
Для студентов психологов очевидна необходимость использования измерении? в исследовании когнитивных процессов, где уже сформулирован целыи? ряд общих законов, но не менее важны измерения при изучении и оценивании эмоциональной, мотивационнои? и смысловои? сфер личности.
Значение числовых оценок важно прежде всего тем, что они позволяют применять математические методы к данным эмпирических исследовании?, а затем формулировать количественные законы, являющиеся неотъемлемои? частью любои? науки. В прикладных областях это дает возможность получения надежных оценок и прогнозов.
Во многих высших учебных заведениях преподаватели для совершенствования учебного процесса проводят исследования, где студенты оценивают те дисциплины, которые проходили у них по учебному плану. Оценивание может быть по разным аспектам, связанными с данными дисциплинами, например, насколько сложен был данный предмет, какова успешность усвоения информации, успешности формирования мотивации студентов преподавателями и т.д. Полученная информация может быть в дальнейшем использована как самими преподавателями для работы над методикой обучения, либо при составлении общего учебного плана.
Важно упомянуть, что данная информация будет иметь место, если она будет отражать общее мнение студентов. Поэтому одна из задач, возникающих при проведении подобных исследований, заключается в том, чтобы определить степень согласованности оценок, даваемых разными студентами. Если оценки студентов являются достаточно высоко согласованными, то это означает, что они действительно отражают их общее мнение.
В данном исследовании требовалось применить некоторые процедуры, наиболее распространенные в современном шкалировании. В отечественной литературе они получили общее название метода балльных оценок, хотя, как будет видно из излагаемого материала, они не ограничиваются только числовыми оценками стимулов.
Из всех методов психологических измерении, в которых используются оценочные суждения человека, процедура шкалирования, основанная на балльных оценках, наиболее популярна в силу своей простоты.
Наиболее распространенные разновидности метода балльных оценок делятся на пять больших классов: класс числовых методов, графических и шкалирование с использованием стандартов, кумулятивных и методов вынужденного выбора (Гилфорд).
Все эти классы связаны с распределением объектов (стимулов) либо вдоль непрерывного континуума, либо в виде упорядоченных дискретных категорий. Все методы похожи тем, что конечным результатом является приписывание чисел стимулам в соответствии с порядком их распределения по континууму, а различаются они либо процедурой распределения стимула, либо способом различения стимулов и количеством вспомогательных операций, необходимых испытуемому. Существуют и некоторые другие аспекты, по которым они различаются.
В методе балльных оценок принято различать: графические шкалы, числовое шкалирование и также шкалирование по стандартной шкале.
Наиболее распространенным типом шкалы балльных оценок является графическая шкала. Графическая шкала может быть расположена горизонтально или вертикально. Обработка данных при использовании графических шкал фактически сводится к переводу графических отметок испытуемых в последовательныи? ряд чисел-баллов по специальному трафарету или с помощью обычнои? линеи?ки. Если на графическои? шкале (или на трафарете) изображены числовые метки, то этот процесс упрощается.
В данном исследовании мы использовали числовое шкалирование. В числовом методе построения шкалы балльных оценок испытуемому дается последовательность определенных чисел (баллов или рангов) и он приписывает каждому стимулу соответствующее число из ряда.
Также следует сказать, что, как и в любом другом методе, в методе балльных оценок также могут встретиться ошибки (недостатки):
1) Ошибки «смягчения» суждений.
Испытуемые имеют тенденцию оценировать то, что они хорошо знают или то, что чаще встречается выше, чем следует. Решить данную проблему можно расширив шкалу.
2) Ошибка центрации.
Испытуемый дает реже обращает внимания на крайние утверждения и реже дает ответ относитльно них, тем самым смещая оцениваемые объекты-стимулы в направлении к середине всей группы.
3) Влияние контекста.
Ошибка влияние контекста на сужения испытуемого. Данную ошибку исследовали многие авторы. И каждый из низ искал, как можно решить ее.
Если человек произвел хорошее впечатление, то впоследствии люди будут ему «приписывать» другие хоршие качеств, которых на самом деле может и не быть.
5) Логическая ошибка в балльной шкале.
Ошибка, связанная с нарушением логической правильности умозаключений.
Ошибочность обусловлена каким-либо логическим недочётом в доказательстве, что делает доказательство в целом неверным.
6) Ошибка контраста.
Тенденция испытуемого переоценивать других людей в противоположном направлении по сравнению с собой. В книге дается пример: испытуемые, которые сами очень аккуратны, имеют тенденцию оценивать других как менее аккуратных, чем они есть на самом деле. Данная ошибка связана с наличием у испытуемого каких-либо собственных личностных установок.
1) Определить степень согласованности индивидуальных оценок студентов сложности для их понимания отдельных учебных дисциплин по психологии.
2) Построение групповых и индивидуальных шкал этих оценок.
1) Оценки студентов сложности преподаваемых им учебных дисциплин по психологии являются согласованными.
2) Основными факторами, влияющими на оценки студентов учебных дисциплин как более сложных, являются особенности их содержания и преподавания.
Испытуемые: студенты 3 курса МГУ им.Ломоносова, факультет психологии, количество: 16 человек, возраст: от 19 до 24, пол: женский (15), мужской (1).
Условия: исследование проводилось в большом, хорошо освещенном кабинете, за столом все испытуемые располагались друг напротив друга, однако, имелась возможность пересесть для удобства и большей конфиденциальности.
Процедура проведения испытания: испытуемым предлагается оценить сложность учебных дисциплин, преподаваемых на психологическом факультете. Второй этап испытания проводится, если не опровергается или подтверждается гипотеза №1. Он заключается в том, чтобы поставить знак там, где, по их мнению, отмечена причина той или иной их успеваемости. Эти варианты предполагают соблюдение основных инструкций, которые будут описаны ниже.
Инструкция №2: ответьте на вопрос: «Какой из трех факторов (особенности содержания учебной дисциплины/особенности преподавания учебной дисциплины/другой фактор) в наибольшей степени повлиял на Ваши оценки по данной учебной дисциплине в колонке «собственные ответы» напротив каждой выбранной Вами дисциплины поставьте знак (+)».
Стимульный материал: Написанный в столбцах «Учебные дисциплины» таблицы 1 список из десяти учебных дисциплин по психологии, пройденных студентами за два предшествующих года обучения.
Характер ответов: Исходя из полученных инструкций, от участников испытания не требуется развернутых ответов на какие-либо поставленные вопросы. Им необходимо
использовать соответствующую цифру от 1 до 10, в зависимости от характера их оценки сложности дисциплины.
В таблице предполагаемых причин сложности предмета необходимо знаком (+) отметить свой предполагаемый ответ.
Оборудование и материалы:
Для проведения этого исследования студенты должны заранее приготовить протокол в виде таблицы 3 и таблицы 1, образец которой помещен в приложении.
Для проведения второй части исследования студенты должны подготовить протокол виде таблицы 4.
Для обработки результатов в обоих исследованиях используется программа SPSS.
(Из-за неудобства переноса при печати, заголовок «Результаты и их обработка» и таблица с данными перенесена полностью на следующую страницу)
Методы балльной оценки.
Для многих решений характерна необходимость выбора из нескольких альтернатив. Этот выбор подразумевает, что отдельные альтернативы оцениваются по одинаковым критериям и одинаковым способом. Метод балльной оценки является эффективным способом отбора альтернатив, заключается в том, что выбор производится на базе специально отобранных значимых критериев, взвешенных в соответствии с их значением. Метод применяется, прежде всего, в ситуациях, когда оценка и выбор альтернатив должны производиться на базе многих целевых критериев с различным весом.
Вначале необходимо провести выбор критериев оценки, наиболее важных для данной ситуации. Набор критериев должен отражать весь перечень факторов, определяющих успех реализации альтернатив. Далее, как правило, следует взвешивание критериев, присвоение им весов в соответствии с их значением для принимаемого решения. В дальнейшем альтернативы оцениваются по набору критериев. Оценка производится с помощью шкалы, имеющей от 3 до 10 значений (на практике обычно от 5 до 7). Экстремальные значения шкалы обозначаются, к примеру, словами «очень сильно» и «очень слабо». Общая оценка альтернативы производится путем суммирования оценок по отдельным критериям, умноженным на вес соответствующих критериев. В конце выбирается альтернатива с наибольшим суммарным оценочным значением. Она представляет лучшее решение в заданной ситуации.
Наглядный пример применения метода приведен на рис. 9 (оценка различных автомобилей). Вначале приведены все наиболее существенные характеристики автомобилей. Для каждой характеристики определен относительный вес, отражающий влияние характеристик на привлекательность автомобиля. На базе субъективных представлений принимающего решение в дальнейшем определяются коэффициенты показывающие степень реализации критериев по каждому автомобилю. Произведение весов и коэффициентов образует индексы. Далее индексные значения суммируются для каждого автомобиля. Сумма позволяет определить лучшую альтернативу. Однако сумма баллов имеет смысл лишь в сравнении с другими альтернативами. Для наглядности и большей сравнимости альтернатив можно представить результаты в форме профиля.
Характеристики, влияющие на принятие решения (1)
Относительный вес характеристик (2)
Коэффициент (3)
0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0
Индекс (2)х(3)
Автомобиль 1 (A1) Автомобиль 2 (А2)
Рис.9. Пример матрицы балльной оценки
Метод балльной оценки гибок, применяется во многих областях и для оценки многих объектов. В области маркетинга метод применяется, например, для сравнения идей продуктов, сбытовых систем и рекламных носителей.
Недостатки метода, а именно субъективность выбора и взвешивания критериев, а также оценки альтернатив могут быть смягчены путем привлечения к процессу оценки многих людей. Ценную помощь в объективизации результатов метода может оказать метапланирование.
Как уже отмечалось при разборе метода балльной оценки, для ситуаций принятия решения характерна необходимость выбора из многих альтернатив. Тот факт, что не все альтернативы имеют одинаковое значение с точки зрения влияния на общий результат, обусловливает зависимость качества решения от выявления важнейших факторов и нахождения возможностей влияния на них. Метод, с помощью которого отдельные элементы классифицируются и наглядно представляются по степени их важности для определенной проблемы, называется АВС- анализом.
Исторически происхождение метода связано с решением снабженческих проблем, а именно с необходимостью концентрации усилий на тех продуктах, которые имеют наибольший вес в общей стоимости сырья и материалов.
В принципе АВС- анализ имеет очень широкую область применения, поскольку в соответствии с исследуемыми величинами (например, товары, клиенты) классификации могут быть подвергнуты самые разные области.
АВС- анализ опирается на гипотезу о том, что в реальности нередко 20% элементов обеспечивают около 80% результата. Эта гипотеза основывается на так называемом принципе Парето, который был, выдвинут итальянским экономистом Парето (1848-1923) и утверждает, что в пределах заданной группы или совокупности отдельные объекты имеют гораздо большее значение, чем-то, которое соответствует их доле в численности этой группы.
Примером АВС-анализа может послужить установление приоритетов выполнения управленческих задач. Важнейшие задачи (А-группа), которыми менеджер занимается каждый день, занимают около 15% его общего рабочего времени. Их ценность, в смысле вклада в достижение целей, находится в пределах 65%. Задачи средней значимости (В-группа) занимают около 20% времени и имеют долю в результате также около 20%. Малозначимые задачи требуют, напротив, около 65% времени и обеспечивают лишь примерно 15% достижения целей. Графически связь между объемом задач и значимостью (ценностью) задач с выделением групп А, В, С представлена на рис.10.
Рис.10. ABC-анализ выполняемых задач
Опираясь на пример использования АВС- анализа для исследования распределения времени менеджера, можно выделить следующие этапы:
а) составление перечня всех задач, которые необходимо выполнить в течение определенного времени (неделя, день);
б) упорядочение задач по их значимости и важности (в последовательности убывания значимости);
в) присвоение каждой задаче номера;
д) проверка распределения времени на предмет соответствия важности задач: 65% времени для А-группы; 20% времени для В-группы; 15% времени для С-группы.
е) проведение корректирующих мероприятий с целью последовательной ориентации на А-задачи.
ж) проверка В-задач и С-задач на возможность делегирования.
АВС- анализ является эффективным методом выделения из множества влияющих факторов и элементов тех, которые имеют особое значение для достижения поставленных целей и поэтому должны обладать высоким приоритетом.
Решающее преимущество АВС- анализа заключается в простоте применения, метод позволяет быстро сделать выводы, способствующие уменьшению перегрузки менеджера деталями и обеспечивающие лучший обзор проблемной области. С помощью АВС- анализа реализуется возможность последовательной ориентации на принцип Парето, концентрирующий деятельность на важнейших аспектах проблемы. Деятельность концентрируется на решении важнейших задач, в результате появляется возможность целенаправленного уменьшения затрат на остальные сферы.
Слабое место АВС- анализа заключается в поиске объективных критериев оценки элементов, критериев, которые имеют решающее значение для достижения результата. Данная проблема решается относительно просто для количественно измеримых факторов (есть объективные меры, которые можно использовать для сравнения). Для качественных критериев (например, качество производственной программы) характерны существенно большие требования к принимающему решение.
3.2.3. Портфельный анализ.
Основная идея портфельного анализа происходит из области финансового менеджмента и связана с разработанной Марковицем в 50-х годах теорией эффективного портфеля ценных бумаг, анализирующей инвестиции в ценные бумаги с точки зрения доходности и риска. Основная идея заключается в том, что отдельные виды инвестиций оцениваются не по доходности и риску отдельно, а по совокупности этих факторов. Этот метод финансового анализа с начала 70-х годов получил широкое применение в области стратегического планирования, особенно в сфере планирования предпринимательства и маркетинга. По аналогии с вложением финансовых средств в портфель ценных бумаг вся деятельность предприятия рассматривается как портфель, состоящий из различных стратегических бизнес-единиц (СБЕ), причем, как и при анализе финансового портфеля, основным предметом оценки является равновесное состояние производственной программы предприятия).
Построение модели портфельного анализа базируется на трех основных параметрах: оцениваемые характеристики, их деление и объекты исследования.
Рис.11. Базовый вид модели портфельного анализа.
Объект исследования размещаются в системе координат. Диаметр отражающего объект круга отражает его относительное значение по сравнению с другими объектами.
Неоспоримое преимущество портфельного анализа заключается в простоте, наглядности и выразительности. В то же время, упрощенное применение этого метода может привести к опасному сужению поля анализа, особенно в области стратегического анализа. Двухмерность метода ведет к недопустимому сокращению стратегических альтернатив до двух ключевых факторов (в матрице Boston Consulting Group), которые должны достаточно точно отражать стратегическое положение СБЕ.
При агрегировании многих влияющих факторов в рамках мультифакторного анализа (например, в матрице Маккинси) до одной характеристики возникаю напротив, методические проблемы, поскольку многие качественные и количественные критерии объединяются через оценку их относительной значимости и существующего уровня. Хотя мультифакторный анализ более соответствует цели метода, его эффективность снижается в результате проблем агрегирования. Кроме того, присущая методу псевдоточность оценки характеристик влечет за собой ряд опасностей при анализе шансов и риска. Метод подкупает своей кажущейся точностью, которой на самом деле нет, поскольку выявление и анализ основных характерней происходит в условиях неопределенности. Тем не менее, портфельный анализ является важным подспорьем при структурировании стратегических проблем.
3.2.4. «Дерево решений».
Многие проблемные ситуации связаны не с одним решением, а предполагают зависимости от сложности наличие многих вытекающих друг из друга и связанных между собой решений. При такой многоступенчатой форме процесса принятия решения говорят о последовательности, или о «цепочке», решений.
Для систематизации и обеспечения наглядности многоступенчатого принятия решений особенно полезным оказывается метод «дерева решений», при котором анализируемая проблема представляется в форме дерева. «Дерево решений» является формальным описанием проблемы и само по себе изначально не содержит никакого решения. Ветви «дерева» представляют различные альтернативы выбора и ситуации среды, разветвления отражают возможные результаты действий, каждому из которых приписывается определенная вероятность возникновения.
Метод «дерева решений» происходит из области исследования операций, где он применяется для оптимизации решений. Оптимизация обеспечивается, прежде всего, за счет однозначно определяемых вероятностей возникновения каждой альтернативы. Кроме этого, метод «дерева решений» имеет и другие области применения, прежде всего как поддерживающая функция цепочки принятия решений. Эффективность метода в этой области обеспечивается, прежде всего, за счет структурирования и наглядности многоступенчатых процессов принятия решения. В силу последнего обстоятельства сфера применения метода весьма широка.
Основные сферы применения метода касаются многоступенчатых решений, и в последние годы метод все активнее используется в планировании НИОКР, инвестиций и финансов, снабжения, складского хозяйства и маркетинга.
Существование множества данных и альтернатив обусловливает необходимость выбора действительно существенных для решения альтернатив. Процесс селекции альтернатив требует постоянного сравнения затрат на получение информации, необходимой для оптимизации решения, с. затратами, требующимися для получения и обработки этой информации. При использовании метода «дерева решений» следует особо учитывать, что любая дополнительная информация может уменьшить наглядность результатов анализа.
Важной чертой этого метода является сочетание и смена так называемых «разветвлений решения» и «разветвлений ожидания». «Разветвления ожидания» характеризуют возможные сценарии развития ситуации, причем каждому сценарию присваивается определенная вероятность. От первого разветвления решения отходят всегда минимум два новых разветвления, представляющих различные альтернативы действий. Все разветвления одного уровня характеризуют различные состояния среды к определенному моменту времени. Каждая альтернатива действий характеризуется стоимостью реализации. На вершине «дерева» рассчитывается ожидаемый доход по всей соответствующей линии. Путем обратного расчета можно определить лучшую альтернативу действий.
Принцип применения метода можно пояснить на следующем примере (рис. 12). Решение касается строительства фабрики, которая может иметь или относительно большую, или малую мощность. Для выбора альтернативы учитывается прибыль, которую можно получить при том или ином варианте.
Рис.12. Применение метода «дерева решений».
Существенное преимущество метода заключается в том, что он побуждает менеджера к систематизации имеющихся альтернатив решения. Это особенно важно для комплексных проблемных ситуаций, поскольку обеспечивает более структурированное и наглядное общее решение проблемы. При необходимости выбора альтернатив менеджер должен интенсивно проработать проблему, в результате чего возникает лучшее ее понимание.
Балльно-рейтинговая система — что это и с чем её «едят»?
Тамара Коновалова
А ты готов перейти на новый формат? Ведь это система, в которой отсутствует традиционное оценивание студентов по пятибалльной шкале. Вместо этого в процессе учебы студент получает баллы за работу на семинарах, за посещение, за ведение конспектов и т.д
Продолжим знакомиться с понятиями, с которыми вам придется столкнуться, когда вы станете студентами.
Сегодня хочу рассказать о БРС – балльно-рейтинговой системе.
Что это? В чём её суть? В каких университетах применяется? Какие плюсы и минусы имеет эта система? Ответы на данные вопросы вы узнаете в этой статье.
Что такое балльно-рейтинговая система?
Балльно-рейтинговая система представляет собой систему оценки качества освоения образовательной программы студентом в сравнении с другими учащимися.
В чем суть?
Суть балльно-рейтинговой системы заключается в определении успешности и качества освоения дисциплины через определенные показатели.
Другими словами, это система, в которой отсутствует традиционное оценивание студентов по пятибалльной шкале.
Вместо этого в процессе учебы студент получает баллы за работу на семинарах, за посещение, за ведение конспектов и т.д (в сумме не более 40 баллов*). В конце каждого семестра все баллы суммируются между собой и прибавляются к баллам, полученным студентом на экзамене (максимально можно получить 60 баллов) и уже после этого переводятся в оценку по следующей схеме*:
86 – 100 баллов – «5»
70 – 85 баллов – «4»
51 – 69 баллов – «3»
Если по итогу студент набирает меньше 51 балла, то считается, что он не освоил дисциплину.
*- данная схема, так же как и деление 100 баллов на «40 – за семестр, 60 за экзамен» может незначительно отличаться в зависимости от вуза.
В каких университетах применяется?
Балльно-рейтинговая система применяется в таких вузах, как ВШЭ, РУДН, РЭУ, Финансовый Университет, МФЮА, МПГУ, СПБГЭУ, УРФУ, КФУ, ЮФУ и др. Точную информацию о том, применяется ли балльно-рейтинговая система в выбранном вами учебном заведении, вы всегда можете найти на сайте самого вуза.
Какие плюсы и минусы имеет балльно-рейтинговая система?
Минусы:
Хотя одной из целей БРС и является ликвидация субъективности при оценивании студентов, все равно, если нет чётких критериев того, как должен оцениваться тот или иной вид работы, преподаватель устанавливает их так, как считает нужным. Более того, нередко преподаватели учитывают баллы студентов лишь формально, ставя оценку в конце семестра «на глазок».
Я, как человек, который совсем недавно ушел от привычной школьной системы и стал учиться по балльно-рейтинговой, могу сказать, что мне гораздо труднее было написать о минусах БРС, чем о плюсах.
А это значит, что все-таки учиться, получая баллы, а не оценки, немного проще. Ведь ты всегда знаешь: всё зависит только от тебя, ты можешь немного «похалявить» в течение семестра, но тогда на экзамене станет сложнее, потому что будешь знать, что до желаемой оценки тебе не хватает немало баллов, а это добавляет волнения (я лично была свидетелем несчастной сцены,к когда одногруппникам не хватило 3-5 баллов до четверки и они «слетели» со стипендии»). Так что в этой системе уж точно всё в ваших руках!
Теперь, увидев на сайте понравившегося вам вуза информацию о том, что в нем применяется балльно-рейтинговая система, вы будете знать о ней чуточку больше и будете предполагать, что вас ждет!
- Аллергия на клейковину что нельзя
- Как клюет лещ на поплавок