В чем заключается сущность движения по азимутам
В чем заключается сущность движения по азимутам
Движение по азимутам
Сущность движения по азимутам заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами, и расстояний, определенных по карте. При определении направления на местный предмет обычно пользуются магнитным азимутом.
Магнитным азимутом называется горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от северного направления магнитного меридиана до направления на предмет. Он имеет значения от 0°до 360°.
Для определения магнитного азимута на местный предмет с помощью компаса надо стать лицом к этому предмету и ориентировать компас. Затем, удерживая компас в ориентированном положении, установить визирное приспособление так, чтобы визирная линия прорезь–мушка совпала с направлением на местный предмет. В этом положении отсчет на лимбе против указателя у мушки покажет величину магнитного (прямого) азимута (направления) на местный предмет.
Магнитные азимуты:
на лиственное дерево – 56°; на фабричную трубу – 137°;
на ветряную мельницу – 244°; на ель – 323°
Обратный азимут – это направление от местного предмета на точку стояния. От прямого азимута он отличается на 180°. Для его определения нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если он меньше 180°, или вычесть 180°, если он больше 180°.
Для определения направления на местности по заданному магнитному азимуту необходимо установить указатель мушки на отсчет, равный значению заданного магнитного азимута, и ориентировать компас. Затем, удерживая компас в ориентированном положении, заметить на местности по визирной линии прорезь–мушка удаленный предмет (ориентир). Направление на этот предмет (ориентир) и будет искомым.
Работая с компасом, необходимо держать его на 10 см ниже уровня глаз в левой руке, локоть которой для устойчивости плотно прижать к боку.
Движение по азимутам.
Для движения по азимутам необходимо знать магнитные азимуты с каждого пункта на маршруте движения и расстояния между пунктами движения в парах шагов (для человека среднего роста пара шагов принимается за 1,5 м). При движении на машине рассояние измеряют по спидометру. Эти данные подготавливает командир и оформляет в виде таблицы или схемы маршрута движения.
Схема маршрута движения по азимутам (п.ш. – пара шагов)
Таблица для движения по азимутам
Участки пути | Магнитные азимуты, в градусах | Расстояние, в парах шагов | |
1 | Сарай–вышка | 80 | 610 |
2 | Вышка–курган | 88 | 580 |
3 | Курган–отдельное дерево | 78 | 850 |
При движении переходят от одного пункта к другому, выдерживая направление на ориентиры и ведя счет пар шагов. На исходном и поворотных пунктах по заданному азимуту с помощью компаса находят направление движения. В этом направлении выбирают и запоминают или более удаленный ориентир (вспомогательный), или ориентир, расположенный ближе к поворотному пункту маршрута движения (промежуточный). Если с промежуточного ориентира не виден поворотный пункт, то определяют следующий ориентир.
На открытой местности без ориентиров направление движения выдерживается по створу. На исходной точке по компасу определяют направление движения на следующую точку. Двигаясь в этом направлении, выставляют на некотором расстоянии один от другого какие-нибудь знаки. Периодически оглядываясь на них, следят за тем, чтобы направление дальнейшего движения совпадало с прямой линией, мысленно проведенной через оставленные позади знаки (следы собственного движения). Для контроля периодически проверяют направление движения по обратному азимуту и по небесным светилам. Достигнутые ориентиры постоянно сравнивают с заданными ориентирами, а при наличии карты (схемы) сличают с ней местность и маршрут движения. Если необходимо вернуться обратно по тому же пути, то пользуются прежней схемой маршрута, для чего предварительно переводят прямые азимуты в обратные.
Ночью в качестве промежуточных (вспомогательных) ориентиров используются силуэты местных предметов, светящиеся вдали точки и яркие звезды. Если такой возможности нет, то компас со свободно опущенной стрелкой все время держат перед собой в ориентированном положении, а за направление движения принимают прямую, проходящую через прорезь и мушку.
Для обхода препятствия (при наличии видимости) поступают таким образом: замечают ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия, определяют расстояние до него и прибавляют эту величину к длине пройденного пути; обходят препятствие и продолжают движение от выбранного ориентира, определив предварительно по компасу направление прерванного пути.
Сущность и порядок движения по азимутам в пешем порядке на открытой местности днем
Сущность движения по азимутам заключается в нахождении и выдерживании на местности заданных направлений и расстояний, точном выходе в назначенный пункт.
Данные, необходимые для движения по азимутам, подготавливаются по топографическим картам наиболее крупного масштаба.
Рис. 1 Подготовка данных для движения по азимутам
Подготовка данных для движения по азимутам включает:
— изучение местности по топографической карте;
— выбор маршрута движения и промежуточных ориентиров на его участках;
— определение магнитных азимутов направлений и расстояний между выбранными ориентирами;
— оформление данных на карте или составление схемы маршрута движения.
Движение по азимутам пешим порядком по заранее составленной схеме маршрута выполняется в следующей последовательности:
У исходного ориентира (№1) (рис. 1) с помощью компаса определяют азимут направления движения к ориентиру №2.В этом направлении выбирают какой-либо удаленный вспомогательный ориентир и начинают движение.
Дойдя до ориентира (№2), уточнив свое местоположение, вновь определяют по компасу направление движения до следующего ориентира (№3) и т.д.
Точность выхода к точкам поворота маршрута при движении по азимутам зависит от характера местности, условий видимости, ошибок определения направлении движения и измерения расстояния.
Обычно отклонение от точки поворота, к которой надо выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния, то есть 100 м на каждый километр пройденного пути.
Поэтому, если заданное расстояние пройдено, а намеченного ориентира не видно, его следует искать в пределах окружности, радиус которой равен 1/10 расстояния, пройденного от предыдущей точки поворота.
В некоторых случаях, например, при движении по азимутам зимой на лыжах, расстояния измеряют приближенно по времени и скорости движения. Чтобы избежать потери ориентировки из-за неточности измерения расстояний, на точках поворота надо выбирать хорошо видимые издали вспомогательные ориентиры.
Чтобы легче выдержать направление движения, кроме промежуточных часто используют вспомогательные ориентиры. Такими ориентирами служат обычно небесные светила: Солнце, Луна и яркие звезды. При пользовании ими необходимо примерно через 15 мин проверять азимут направления движения, так как небесные светила (кроме Полярной звезды) перемещаются по небосводу. Если долго двигаться в их направлении без контроля, можно значительно уклониться от маршрута.
Движение по азимутам, подготовка данных, порядок движения по азимутам, обход препятствий, особенности движения по азимутам на машине.
Движение по азимутам, это способ выдерживания намеченного пути, (маршрута) от одного пункта (ориентира) до другого по известным азимутам и расстояниям. В целом движение по азимутам применяется ночью. А также в лесу, пустыне, тундре и в других условиях, затрудняющих ориентирование по карте.
Движение по азимутам, подготовка данных, порядок движения по азимутам, обход препятствий, особенности движения по азимутам на машине.
На карте намечают маршрут движения с четкими ориентирами на поворотах. Измеряютдирекционный угол и длину каждого прямолинейного участка маршрута. Дирекционные углы переводят в магнитные азимуты, а расстояния — в пары шагов, если движение по азимутам будет совершаться в пешем порядке. Или в показания спидометра при совершении марша на машинах. Данные для движения по азимутам оформляют на карте. Если карты в пути не будет, то составляют схему маршрута или таблицу.
Схема маршрута для движения по азимутам.
Таблица маршрута для движения по азимутам.
Порядок движения по азимутам.
У исходного (первого) ориентира с помощьюкомпаса определяют по азимуту направление движения ко второму ориентиру. В этом направлении замечают какой-либо удаленный ориентир (вспомогательный). И начинают движение по азимутам. Дойдя до намеченного ориентира, вновь по компасу намечают направление движения до следующего промежуточного ориентира. И так продолжают движение до выхода ко второму ориентиру.
В таком же порядке, но уже по другому азимуту, продолжают движение по азимутам от второго ориентира к третьему и т. д. В пути, учитывая проходимые расстояния, отыскивают ориентиры на поворотахмаршрута и тем самым контролируют правильность движения. Для облегчения выдерживания направления следует использовать небесные светила и различные признаки:
Прямолинейность идущей колонны или собственного следа при движении на лыжах.
Направление ряби на песке.
Заструг на снегу.
Направление ветра и т. п.
По небеснымсветилам можно уверенно выдерживать направление движения. Уточняя его по компасу примерно через каждые 15 минут. Точность выхода к ориентиру зависит от точности определения направления движения и измерения расстояния. Отклонение от маршрута из-за погрешности определения направления по компасу обычно не превышает 5% пройденного пути. Если направление движения уточняется по компасу достаточно часто, то отклонение от маршрута будет порядка 3% пройденного расстояния.
Обход препятствий при движении по азимуту.
Если на маршруте имеются препятствия, то на карте намечают пути обхода и подготавливают для этого необходимые данные — азимуты и расстояния. Препятствия, не учтенные при подготовке данных для движения, обходят одним из следующих способов.
Первый способ.
Применяется, когда препятствие просматривается до конца. По направлению движения отмечают на противоположной стороне препятствия какой-либо ориентир. Затем обходятпрепятствие, находят замеченный ориентир и от него продолжают движение по азимутам в прежнем направлении. Ширину препятствия оценивают на глаз и добавляют ее к расстоянию, пройденному до препятствия.
Второй способ.
Препятствие, противоположная сторона которого не просматривается, обходят по направлениям, образующим прямоугольник или параллелограмм, азимуты и длины сторон которого определяют на местности. От точки А идут вдоль препятствия по выбранному направлению. В нашем примере по азимуту 280 градусов.
Пример обхода препятствия противоположная сторона которого не просматривается.
Пройдя до конца препятствия (до точки В) и измерив полученное расстояние (200 пар шагов), продолжают движение по заданному азимуту. В нашем примере по азимуту 45 градусов до точки С. От точки С выходят на основной маршрут по обратному азимуту направления АВ. В нашем примере по азимуту 100 градусов, отмерив в этом направлении 200 пар шагов (расстояние СД равное АВ). Здесь длину линии ВС прибавляют к расстоянию, пройденному от точки № 2 до точки А, и продолжают движение к точке № 3.
Особенности движения по азимутам на машине.
Направление движения, заданное магнитным азимутом, определяют по компасу, располагаясь не ближе 10 метров от автомобиля и 30—40 метров от танка. Заметив в данном направлении удаленный (вспомогательный) ориентир, ведут машину по направлению к нему и по спидометру отсчитывают расстояние до поворотного ориентира. Здесь останавливаютмашину, и эти действия повторяют снова.
При движении по азимутам на машине, когда ориентиров нет или они не видны, можно использовать компас. Применение магнитного компаса непосредственно в машине весьма ограниченно. Магнитная стрелка под влиянием магнитного поля машины отклоняется от направления магнитного меридиана. Величина этого отклонения (девиация компаса) непостоянна и зависит от металлической массымашины, ее электромагнитного поля, направления движения и числа оборотов двигателя. Поэтому пользоваться в машине компасом можно лишь после предварительного определения его поправки для данного направления движения.
Практически определяют не поправку, а отсчет азимута покомпасу с учетом поправки. Для этого устанавливают машину в заданном направлении, занимают место в ней по возможности дальше от аккумулятора и компасом измеряют магнитный азимут продольной оси машины. То есть азимут направления движения.
Начав движение по азимутам, нужно убедиться в устойчивости магнитной стрелки. Если она имеет большую амплитуду колебания, пользоваться компасом в машине не следует. При повороте маршрута все эти действия необходимо повторить. То есть определить поправку компаса для нового направления движения.
По материалам книги Справочник по военной топографии.
А. М. Говорухин, А. М. Куприн, А. Н. Коваленко, М. В. Гамезо.
https://fenix-life.ru
Выживание и безопасность.
Поиск гугл
Рубрики
Свежие записи
Популярность статей
Свежие комментарии
Азимут. Движение по азимуту.
Азимут.
Азимут — горизонтальный угол, измеренный по часовой стрелке от северного направления меридиана до направления на ориентир или до направления движения. Измеряется азимут в градусах от 0º до 360º.
Движение по азимуту предусматривает умение выдержать направление движения с помощью компаса и выход в намеченную точку.
Азимут определяется по карте или на местности после выбора направления движения или ориентира. Если маршрут состоит из нескольких отрезков различного направления, то азимут определяется для каждого отрезка.
Направления истинного и магнитного меридиана не совпадают, поскольку магнитный и географический полюсы находятся в разных точках. Это значит, что истинный и магнитный меридиан имеют разное направление — каждый на свой полюс. Угол между этими меридианами называется магнитным склонением.
Рис.2 Магнитное склонение и азимут
На компасе магнитное склонение выглядит как отклонение магнитной стрелки на определенный угол от истинного меридиана влево (западное магнитное склонение — принято считать отрицательным) или вправо (восточное магнитное склонение — принято считать положительным).
Если мы, поворачивая компас, совместим стрелку с северным направлением и измерим азимут — он будет магнитным.
Азимут. Личный опыт.
Движение по азимуту.
Движение по азимуту имеет свой предел точности. При измерениях на карте и пользовании компасом возникают неизбежные погрешности влияющие на точность направления движения и, в конечном итоге, на точность ориентирования на местности и выхода в пункт назначения и точность определения значения азимута.
Принято считать, что погрешность, в следствии ошибок, может достигать не менее 5º. При движении по азимуту такая погрешность дает отклонение в сторону на 100 метров на километр пройденного пути или 1 км на 10 км.
Существуют два способа уменьшения последствий этих ошибок.
Первый способ предполагает сведение погрешности к минимуму. Это достигается несколькими методами:
1. Метод движения по азимуту по промежуточным ориентирам. Он состоит в том, что весь переход разбивается на отрезки по ясно видимым ориентирам и азимут высчитывается на каждый отрезок. Таким образом мы будем двигаться от одного к другому ясно видимому ориентиру.
2. Метод движения по створам, когда направление проверяется по оставленным на пути вехам (воткнутым веткам), кучам снега, цепочке следов или лыжне. Оглядываясь назад проверяем прямолинейность движения, корректируем отклонения. Один из вариантов этого метода — наблюдение за впереди идущими и корректировка направления их движения. Отклонение впереди идущего заметить легче чем свое.
3. Обход небольших препятствий поочередно справа и слева. В этом случае погрешности в направлении взаимно нивелируются.
4. Метод контроля пройденного расстояния по времени при движении по азимуту или парами шагов (средняя длина шага человека составляет 0,7 м., длину своего шага можно уточнить). В этом случае меньше риск миновать пункт назначения.
5. Метод обхода препятствий с восстановлением прежнего направления. Если надо обойти, скажем, озеро начинаем движение вправо или влево по новому азимуту, замечая пройденное расстояние. Затем, двигаясь в основном направлении, обходим озеро, а на противоположном берегу возвращаемся по обратному азимуту на замеченное расстояние обхода. Далее продолжаем основное направление движения.
6. Метод подготовки схемы движения по азимуту и составления таблицы. Работа проводится до выхода на маршрут. Сначала составляется схема, определяются азимуты, измеряются расстояния которые и заносятся в таблицу.
Таков первый способ движения по азимуту. Он хорош для небольших маршрутов, а также для применения в учебных целях.
Движение по азимуту. Личный опыт.
На практике целесообразней и удобней применять второй способ движения по азимуту. Он характеризуется удобством движения и ориентирования.
В этом случае азимут воспринимается не как обязательная линия движения, а как общее направление.
К примеру, нам необходимо двигаться на северо-восток. Азимут 45º. Мы движемся на северо-восток, представляя себе где находится север, где восток, При этом, для удобства продвижения, мы можем отклониться в сторону, в последствии внеся поправку с учетом этого отклонения.
А если нам необходимо выйти к избушке на берегу реки то не обязательно ломиться через кусты и овраги по вычисленному азимуту. Удобней по дороге попутного направления выйти к реке выше или ниже по течению, а затем по берегу выйти к избушке.
При этом методе движения по азимуту целесообразно контролировать пройденное расстояние по времени движения и сопоставлять местность с картой.
Изучив карту мы будем знать, что через 10 километров справа от маршрута в двух километрах должно показаться озеро, а слева приметная излучина реки с островом. Это значит, что на следующей излучине нам надо повернуть вправо и дойти до высоты и т. д.
При движении по азимуту удобней использовать линейные ориентиры, которые легче заметить — реку, дорогу, увалы, долины.
Этот способ дает возможность выбирать удобные ориентиры и пути обхода препятствий. Он прост, удобен и практичен.