В чем заключается сущность движения по маршруту по азимутам ответ
4.2. Движение по азимутам
4.2. Движение по азимутам
Азимут – это угол, образуемый между направлением на какой-либо предмет местности и направлением на север. Азимуты отсчитываются от 0 до 360° по ходу часовой стрелки. Чтобы определить азимут на местности, надо:
– стать лицом в направлении предмета, на который требуется определить азимут;
– ориентировать компас, т. е. подвести его нулевое деление (или букву «C») под затемненный конец стрелки компаса;
– вращая компасную крышку, направить на предмет визирное приспособление;
– против указателя визирного приспособления, обращенного к предмету, прочесть величину азимута.
Чтобы определить на местности заданный азимут, надо:
– установить указатель визирного приспособления компаса точкой над делением, соответствующим величине заданного азимута;
– повернуть компас так, чтобы указатель визира находился впереди;
– поворачиваться самому вместе с компасом до тех пор, пока нулевая точка не совпадет с северным концом стрелки; направление указателя визира и будет направлением по заданному азимуту.
C помощью компаса можно определить угол между направлением на север (направлением магнитной стрелки компаса) и направлением на наблюдаемый предмет. Этот угол, измеренный по ходу часовой стрелки, называется магнитным азимутом. В войсковой разведке магнитным азимутом пользуются при целеуказании, определении и выдерживании направления движения и в других случаях. Для определения магнитного азимута на предмет (цель) с помощью компаса Андрианова он поднимается в горизонтальном положении с освобожденной магнитной стрелкой на высоту 10–12 см ниже уровня глаз, затем поворотом компаса под северный конец стрелки подводится нулевой штрих лимба, другой рукой, не сбивая положения стрелки и корпуса, поворачивается крышка с визирной линией (линией, проходящей через прорезь и мушку) в направлении на предмет (цель). Совмещение визирной линии с направлением на предмет (цель) достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на цель и обратно. Не рекомендуется поднимать для этой цели компас до уровня глаз, так как при этом сбивается ориентировка компаса (лимб и стрелка не видны) и точность измерения не повышается, а снижается. Оптимальная точность измерения азимутов с помощью компаса Андрианова 2–3°.
C помощью артиллерийского компаса азимут можно измерить несколько точнее. Для этого компас с откинутой на 45° зеркальной крышкой берется пальцами обеих рук за корпус снизу и поднимается до уровня глаз; по визирной линии, проходящей через центр компаса и прорезь в основании зеркальной крышки, компас направляется на цель; поворотом совмещается нулевой штрих лимба с северным концом стрелки и снимается отсчет угла на лимбе против визирной линии у основания крышки. Это и будет магнитный азимут на цель. Контроль ориентировки компаса осуществляется по отражению в зеркале крышки. Нахождение направлений по указанному азимуту с помощью компаса производится в обратном порядке. Сначала устанавливают на лимбе нужный азимут. Компас Андрианова ориентируют и примерно определяют указанное направление на местности; затем, повернувшись в том направлении и держа компас на уровне 10–12 см ниже глаз, точно ориентируют его и визируют на местности установленный магнитный азимут. Для того чтобы запомнить это направление на линии визирования, замечают удаленный ориентир, который в последующем не теряют из виду. Артиллерийский компас держат в руке на уровне глаз и поворачиваются, глядя в зеркало, до тех пор, пока северный конец магнитной стрелки не подойдет к нулевому отсчету лимба; затем на линии визирования замечают ориентир, направление на который и будет направлением установленного на лимбе магнитного азимута.
Движение по азимутам – способ выдерживания направления пути (маршрута) с помощью компаса или гирополукомпаса; он применяется при плохой видимости (ночью, в туман и т. п.) и на местности, бедной ориентирами (в лесу, пустыне и т. п.), а также при отсутствии карт на незнакомой местности. Данные, необходимые для движения по азимутам (магнитные азимуты направлений между точками поворота на маршруте и расстояния между ними), определяют по крупномасштабной карте. На ней определяют маршрут и точки поворотов у ориентиров, которые можно легко опознать на местности (перекрестки дорог, мосты, отдельные строения). Расстояния между ориентирами при движении днем пешим порядком не должны превышать 1–2 км, а при движении на машине и выдерживании направлении движения по гирополукомпасу – 6—10 км. Для движения ночью ориентиры по маршруту намечаются чаще.
Для движения по заданному азимуту надо:
– изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения и наметить маршрут, легко распознаваемый по местным предметам;
– начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех звеньев маршрута;
– определить на карте длину каждого звена маршрута в шагах (пара шагов в среднем равна 1,5 м);
– все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы или схематичного чертежа.
Придя на исходный пункт, следует:
– ориентироваться по компасу;
– установить указатель подвижного кольца компаса против отсчета, равного величине азимута первого звена маршрута (в нашем примере – 335°);
– плавно поворачивать компас до тех пор, пока нулевое деление не совпадет с северным концом стрелки, тогда визирное приспособление будет показывать направление движения по азимуту – 335°;
– в этом направлении выбрать какой-нибудь предмет и идти на него. Подойдя к предмету, нужно проверить ориентировку компаса и продолжить путь до первой поворотной точки;
– у первой поворотной точки нужно установить по компасу азимут на следующий поворотный пункт и двигаться на него так же, как из исходного пункта.
Дирекционные углы направлений на точки поворотов измеряются транспортиром, артиллерийским кругом или хордоугломером[2]. Измеренные дирекционные углы направлений переводят в магнитные азимуты по формуле
где Ам – магнитный азимут; а – дирекционный угол; ПН – поправка направления[3].
Данные, необходимые для движения по азимутам, оформляют на карте, специально составленной схеме маршрута или в таблице.
Таблица 8. Данные, необходимые для движения по азимутам
Движение по азимутам начинается с исходной точки, на которой с помощью компаса находят нужный азимут направления движения на местности. В направлении движения желательно выбрать и запомнить возможно более удаленный ориентир. В движении ведут отсчет пройденного расстояния (по спидометру, парами шагов, по времени). В случае если по прохождении заданного расстояния ориентира не окажется, в точке выхода оставляют знак или одного-двух разведчиков, а ориентир разыскивают в радиусе, равном 0,1 расстояния, пройденного от предыдущего ориентира. Для выдерживания направления в движении кроме периодического уточнения направления по компасу используются дополнительные ориентиры: звезды, направление ветра и другие вспомогательные признаки. Для движения по азимуту ночью нужно перед выходом (при подготовке к действиям) подержать компас на яркую электрическую лампу или солнце, чтобы зарядить светящиеся части. Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующих способов. При наличии видимости через препятствие:
– заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;
– обойти препятствие и продолжать движение от замеченного ориентира; ширину препятствия определить любым способом (на глаз, по известной угловой величине ориентира и т. д.) и прибавить к пройденному расстоянию.
Другой способ, применяемый при отсутствии видимости через препятствие, заключается в том, что обход совершается по прямым направлениям, азимуты и длина которых строго фиксируются для выхода на заданное направление.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
В чем заключается сущность движения по маршруту по азимутам ответ
Магнитный азимут. Определение направления движения по заданному маршруту. Движение по азимутам. Обход препятствий
Направление на предмет (цель) определяется и указывается величиной горизонтального угла между начальным направлением и направлением на предмет (цель) или магнитным азимутом. При этом за начальное может быть принято направление на одну из сторон горизонта или на хорошо видимый удаленный местный предмет (ориентир).
Магнитный азимут направления определяется с помощью компаса. При этом отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Затем, не меняя положения компаса, устанавливают визирное приспособление так, чтобы линия визирования через целик и мушку совпала с направлением на предмет. Отсчет шкалы против мушки соответствует величине определяемого магнитного азимута направления на местный предмет. Магнитный азимут на отдельное дерево равен 330°.
Определение магнитного азимут направления на отдельно стоящее дерево
Для определения направления на местности по заданному магнитному азимуту необходимо установить на шкале компаса против мушки отсчет, разный значению заданного магнитного азимута. Затем, отпустив тормоз магнитной стрелки, повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы северный конец стрелки установился против нулевого деления шкалы. После этого, не меняя положения компаса, заметить на местности по линии визирования через целик и мушку какой-нибудь удаленный ориентир. Направление на ориентир и будет определяемым направлением, соответствующим заданному азимуту.
Движение по азимутам
Сущность движения по азимутам заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами, и расстояний, определенных по карте. Направления движения выдерживают с помощью магнитного компаса, расстояния измеряют шагами или по спидометру машины.
Это основной способ движения на местности, бедной ориентирами, особенно ночью и при ограниченной видимости.
Для движения по азимутам необходимо заранее по карте определить исходные данные: магнитные азимуты направлений движения между точками поворота на маршруте и расстояния между ними, которые оформляют в виде схемы или выписывают в таблицу.
Схема движения по азимуту
Таблица данных для движения по азимутам (пример)
Номер и наименование ориентира
Магнитный азимут, град.
Организация и порядок движения по азимутам. Рассмотрим организацию и порядок движения по азимутам подразделения пешим порядком по маршруту.
При организации движения подразделения по азимутам назначается направляющий, который определяет по компасу и выдерживает направления движения. Кроме того, назначаются два человека, которые ведут счет парам шагов. Если расстояния на схеме (в таблице) указаны в метрах, их переводят в пары шагов с учетом величины шага.
На точке № 1 (сарай) указатель мушки компаса устанавливают на отсчет 20° и отпускают тормоз магнитной стрелки. Затем компас поворачивают в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Визирная линия через целик и мушку при таком положении компаса и будет определять направление на точку № 2 (курган). Чтобы выдержать в пути это направление, на линии визирования замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир, который используется для выдерживания направления движения.
Перед началом движения стрелку компаса ставят на тормоз. Движение совершают строго прямолинейно в направлении промежуточного ориентира, при этом ведут счет пар шагов. У промежуточного ориентира вновь определяют по компасу направление, магнитный азимут которого равен 20°, замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир и движутся к нему. Таким образом совершают движение, пока не будет пройдено 1230 м. Если курган будет виден еще до подхода к нему, последнюю часть участка проходят без промежуточных ориентиров.
На точке № 2 по компасу определяют направление, азимут которого равен 330°, замечают промежуточный ориентир и начинают движение, ведя счет парам шагов. Если промежуточных ориентиров на местности нет, например, в лесу, пустыне, степи, то направление движения выдерживают только по компасу. На точке № 3 определяют направление, азимут которого равен 25°, и движутся в этом направлении к перекрестку дорог (точка № 4), ведя счет парам шагов.
Из приведенного примера видно, что движение по азимутам совершается путем последовательного перехода от одного ориентира к другому.
Для выдерживания направлений движения используют также линейные ориентиры или следы от движения боевых машин (лыж).
Точность выхода к точкам поворота маршрута при движении по азимутам зависит от характера местности, условий видимости, ошибок в определении направлений, по компасу и измерении расстояний. Обычно отклонение от точки поворота, к которой надо было выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния, т. е. 100 м на каждый километр пройденного пути. Поэтому, если заданное расстояние пройдено, а намеченного ориентира не видно, его следует искать в пределах окружности, радиус которой равен 1/10 расстояния, пройденного от предыдущей точки поворота.
Обход препятствий. При движении по азимутам могут встречаться как естественные, так и искусственные препятствия (минные поля, лесные завалы и т. д.), которые легче обойти, чем преодолеть. Поэтому нужно уметь обходить препятствия, не теряя ориентировки.
Порядок обхода зависит от размеров и характера препятствия. Если противоположная сторона препятствия видна (рис. 13, а), то в точке А записывают количество пройденных пар шагов. Затем замечают ориентир (точку В) на противоположной стороне препятствия по направлению движения. Определяют расстояние до намеченного ориентира, переводят это расстояние в пары шагов и прибавляют к ранее измеренному по маршруту расстоянию до точки А. После этого обходят препятствие по его границе. В точке В по заданному азимуту находят нужное направление и продолжают движение к очередной точке поворота маршрута.
В некоторых случаях замеченный за препятствием ориентир (точка В) бывает трудно опознать при подходе к нему. Чтобы проконтролировать правильность выхода к ориентиру, в точке А оставляют какую-нибудь заметку, например ставят веху или делают затес на дереве. При выходе в точку В определяют величину магнитного азимута направления на точку А (обратный азимут), который отличается от азимута заданного направления движения на этом участке маршрута на 180. Провизировав на точку А по обратному азимуту и убедившись, что это направление точно совпадает с направлением на точку Л, продолжают движение.
Обход препятствий – противоположная сторона препятствия видна
Если противоположная сторона препятствия не видна, то при выходе в точку Л изучают местность и намечают сторону, по которой легче обойти препятствие. После этого по компасу определяют азимут направления вдоль границы препятствия (320°) и начинают движение, ведя счет парам шагов (142 п.ш.). При этом необходимо строго выдерживать прямолинейность движения.
Обход препятствий – противоположная сторона препятствия не видна
На левой границе препятствия в точке В (любая точка на местности) делают остановку и определяют направление движения по азимуту, соответствующему направлению основного маршрута (50°). По этому направлению движутся до выхода за препятствие (до точки С). В точке С определяют направление движения, параллельное линии АВ, т. е. обратный азимут направления АВ 140°. Двигаясь по направлению линии СД, отсчитывают количество пар шагов, равное измеренному по линии АВ, т. е. 142 пары шагов.
В точке Д определяют по азимуту направление движения, соответствующее направлению движения до выхода к препятствию (50°); к количеству пар шагов, измеренному до точки Л, прибавляют расстояние ВС (238 пар шагов) и продолжают движение к намеченной ранее точке поворота маршрута.
Подготовка данных для движения по маршруту (по азимутам)
Практическая организация и порядок движения по азимутам. Рассмотрим организацию и порядок движения по азимутам подразделения пешим порядком по маршруту.
На крупномасштабной топографической карте (1:25 000, 1:50 000) определяем маршрут движения. Определяем 3-5 точек корректировки маршрута.
Составляем схему маршрута как показано на рисунке.
Схема движения по азимуту
Составляем таблицу данных для движения по азимутам.
Таблица данных для движения по азимутам (пример)
В чем заключается сущность движения по маршруту по азимутам ответ
Движение по азимутам
Сущность движения по азимутам заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами, и расстояний, определенных по карте. При определении направления на местный предмет обычно пользуются магнитным азимутом.
Магнитным азимутом называется горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от северного направления магнитного меридиана до направления на предмет. Он имеет значения от 0°до 360°.
Для определения магнитного азимута на местный предмет с помощью компаса надо стать лицом к этому предмету и ориентировать компас. Затем, удерживая компас в ориентированном положении, установить визирное приспособление так, чтобы визирная линия прорезь–мушка совпала с направлением на местный предмет. В этом положении отсчет на лимбе против указателя у мушки покажет величину магнитного (прямого) азимута (направления) на местный предмет.
Магнитные азимуты:
на лиственное дерево – 56°; на фабричную трубу – 137°;
на ветряную мельницу – 244°; на ель – 323°
Обратный азимут – это направление от местного предмета на точку стояния. От прямого азимута он отличается на 180°. Для его определения нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если он меньше 180°, или вычесть 180°, если он больше 180°.
Для определения направления на местности по заданному магнитному азимуту необходимо установить указатель мушки на отсчет, равный значению заданного магнитного азимута, и ориентировать компас. Затем, удерживая компас в ориентированном положении, заметить на местности по визирной линии прорезь–мушка удаленный предмет (ориентир). Направление на этот предмет (ориентир) и будет искомым.
Работая с компасом, необходимо держать его на 10 см ниже уровня глаз в левой руке, локоть которой для устойчивости плотно прижать к боку.
Движение по азимутам.
Для движения по азимутам необходимо знать магнитные азимуты с каждого пункта на маршруте движения и расстояния между пунктами движения в парах шагов (для человека среднего роста пара шагов принимается за 1,5 м). При движении на машине рассояние измеряют по спидометру. Эти данные подготавливает командир и оформляет в виде таблицы или схемы маршрута движения.
Схема маршрута движения по азимутам (п.ш. – пара шагов)
Таблица для движения по азимутам
Участки пути | Магнитные азимуты, в градусах | Расстояние, в парах шагов | |
1 | Сарай–вышка | 80 | 610 |
2 | Вышка–курган | 88 | 580 |
3 | Курган–отдельное дерево | 78 | 850 |
При движении переходят от одного пункта к другому, выдерживая направление на ориентиры и ведя счет пар шагов. На исходном и поворотных пунктах по заданному азимуту с помощью компаса находят направление движения. В этом направлении выбирают и запоминают или более удаленный ориентир (вспомогательный), или ориентир, расположенный ближе к поворотному пункту маршрута движения (промежуточный). Если с промежуточного ориентира не виден поворотный пункт, то определяют следующий ориентир.
На открытой местности без ориентиров направление движения выдерживается по створу. На исходной точке по компасу определяют направление движения на следующую точку. Двигаясь в этом направлении, выставляют на некотором расстоянии один от другого какие-нибудь знаки. Периодически оглядываясь на них, следят за тем, чтобы направление дальнейшего движения совпадало с прямой линией, мысленно проведенной через оставленные позади знаки (следы собственного движения). Для контроля периодически проверяют направление движения по обратному азимуту и по небесным светилам. Достигнутые ориентиры постоянно сравнивают с заданными ориентирами, а при наличии карты (схемы) сличают с ней местность и маршрут движения. Если необходимо вернуться обратно по тому же пути, то пользуются прежней схемой маршрута, для чего предварительно переводят прямые азимуты в обратные.
Ночью в качестве промежуточных (вспомогательных) ориентиров используются силуэты местных предметов, светящиеся вдали точки и яркие звезды. Если такой возможности нет, то компас со свободно опущенной стрелкой все время держат перед собой в ориентированном положении, а за направление движения принимают прямую, проходящую через прорезь и мушку.
Для обхода препятствия (при наличии видимости) поступают таким образом: замечают ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия, определяют расстояние до него и прибавляют эту величину к длине пройденного пути; обходят препятствие и продолжают движение от выбранного ориентира, определив предварительно по компасу направление прерванного пути.