В чем заключается сущность марксистских взглядов на социальную психологию
Развитие предпосылок социально-психологического знания в системе марксизма
Середина XIX в. была ознаменована созданием марксистского мировоззрения, и система обществоведения оказалась включенной в полемику между ним и буржуазными теориями общественного развития. В социологии эта полемика с марксизмом немедленно приняла открытый характер. Несколько по-иному складывалась ситуация в социальной психологии. Поскольку она в меньшей степени, чем социология, находилась под влиянием идеологии, непосредственная дискуссия с марксизмом здесь не была столь острой, хотя «встреча» социальной психологии с марксизмом, конечно, была неизбежной. В 1913 г. Дж. Болдуин назвал «Капитал» К. Маркса в числе тех работ, под воздействием которых произошел коренной переворот во взглядах на соотношение индивидуального и общественного сознания. Однако переворот этот не привел к восприятию идей марксизма профессиональной социальной психологией. Напротив, она встретила марксистские идеи враждебно. Неприятие методологических принципов марксизма привело многих авторов социально-психологических теорий к крайней вульгаризации, извращению идей марксизма. Сложились две самостоятельные традиции в развитии социально-психологического знания: одна, продолжающая линию выделения этой дисциплины из общей системы науки, и другая, формулирующая принципы социально-психологического знания внутри марксизма.
Развитие этой марксистской традиции в системе социальнопсихологического знания обладает рядом специфических черт. В определенных отношениях социальная психология выступает как общественная наука, что означает возможность непосредственного принятия ею фундаментальных теоретических положений марксизма относительно сущности общественных явлений, природы человека и общества. Марксистская традиция в данном случае может быть прослежена на том, как эти положения воплощаются в конкретное изучение отдельных социально-психологических феноменов. В других отношениях социальная психология, подобно естественным наукам, может принимать лишь общефилософские принципы марксизма. Проследить развитие марксистской теории здесь – значит исследовать лишь методологический арсенал социальной психологии, выявить, насколько сами принципы организации научного знания, предлагаемые марксизмом, реализуются в исследовательской практике.
Несомненно, что важнейшие теоретические основания социально-психологического знания могут быть найдены в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, а также Г.В. Плеханова, А.В. Луначарского, А. Грамши, А. Бебеля, А. Лабриолы и др. Речь идет здесь не только о разработке и изложении общей концепции общественного развития как исходного принципа для социальной психологии, но и о постановке более конкретных вопросов этой области знания, хотя бы и в общем плане.
Анализ социально-психологических явлений в системе марксизма осуществлялся на основе материалистического понимания истории. Это означало прежде всего, что сама социальная жизнь рассматривалась как обоснованная материальными условиями. Такой подход коренным образом отличался от интерпретаций влияния социальных факторов на развитие психики в других версиях традиционного социально-психологического подхода, хотя в принципе не противоречил их основной направленности. Так, со стороны социологии предложения о признании примата социального в отношениях индивида и общества исходили, например, из концепции Э. Дюркгейма. Однако даже в этом, наиболее «сильном» варианте «социальность» не была связана с идеей первичности материальных условий жизни общества. Место психологической стороны общественных явлений во всей системе отношений общества трактовалось в марксизме весьма специфично. Акцент был поставлен так, что роль этой психологической стороны ни в коем случае не отрицалась. Г.В. Плеханов отметил даже, что «для Маркса проблема истории была также психологической проблемой». Подчеркивался лишь факт детерминации этой психологической стороны более глубокими процессами материальной жизни людей.
Именно на этих принципах были раскрыты важнейшие закономерности социально-психологических явлений. Основной упор был сделан прежде всего на выявлении места общественной психологии классов и других социальных групп в системе общественного сознания. Она была интерпретирована как определенный уровень (низший по сравнению с идеологией) общественного сознания, который, однако, играет большую роль в общественном развитии. На основании этого определения была проанализирована общественная психология различных классов капиталистического общества. Вместе с тем изучалась структура массовых побуждений людей, таких, как общественные настроения, иллюзии, заблуждения. Это было важно в связи с анализом подлинных движущих сил исторического процесса. Особое место уделялось характеристике массового сознания в период больших исторических сдвигов, в частности тому, как взаимодействуют в этих ситуациях идеология и обыденное сознание масс. Как видно из этого краткого перечня, преимущественное развитие в марксизме получили проблемы, непосредственно включенные в разработку теории революционного процесса. Естественно, что постановка всех этих проблем была вплетена в общую ткань социальной теории марксизма и не выступала в виде готовых положений социальной психологии как особой научной дисциплины. Но само включение анализа психологической стороны социальных процессов в контекст общесоциологической теории могло быть использовано в социальной психологии как определенный методологический норматив. По существу это была попытка отыскать, включить «социальный контекст» в систему социально-психологического знания. Такие же принципиальные решения были найдены и для других разделов социальной психологии, связанных с изучением личности, микросреды ее формирования (того, что впоследствии стало именоваться проблемой малой группы), способов общения, механизмов социально-психологического воздействия. И в этих случаях речь, разумеется, шла не о конструировании специальных социально-психологических теорий или разработке конкретных методов исследования, а о формулировании философских оснований социально-психологического знания, которые могли быть использованы в качестве общей методологии социально-психологического исследования.
Естественно, что освоение конкретной наукой способов анализа, заданных философской программой, – дело добровольного выбора каждого исследователя, так же как усвоение профессиональными учеными – социальными психологами – определенного философского мировоззрения. В этом смысле право на выбор марксистской философской ориентации в социальной психологии не может быть оспорено. Хорошо известно, что и в западной традиции многие исследователи апеллируют к ряду положений Маркса при анализе социально-психологических явлений. Другое дело – принудительный диктат науке следовать одной, и только одной, идеологической доктрине, что произошло с социальной психологией в нашей стране (как, впрочем, и с другими науками). Еще болезненнее проблема прямого вплетения в ткань социально-психологических исследований положений, непосредственно разработанных в социально-политической системе марксизма. В каждом конкретном случае необходимо разграничение права социального психолога обращаться к любой, в том числе марксистской, философской ориентации при разработке собственного исследовательского подхода и навязывания ему идеологических (или политических) нормативов. При соблюдении этого условия нет необходимости отрицать возможность марксистской ориентации в социальной психологии.
Социологические взгляды Карла Маркса
Социологией называют науку, которая изучает массовое поведение людей, закономерность деятельности общества и отношения между индивидами. Кроме того, эта наука, раскрывает внутреннее строение общественной жизни и способы развития составляющих частей общества. А также прогнозирует будущее состояние и положение.
Социология, изучая отношения, опирается на психологию. А так как существование общества невозможно без политики, истории, искусства и рекламы, то действует совместно с методологией.
Учение Карла Маркса
В работах Маркса, немецкого философа, политического и общественного деятеля, учёного и писателя рассматриваются вопросы развития социологии, экономики и других сфер жизни общества. Опираясь на труды Гегеля, сформировал новую концепцию, связанную с диалектическим материализмом.
Учёный объяснил, что общество развивается, преодолевая ступени-этапы: сначала – низшая ступень, затем постепенное движение до высшего уровня. Для пояснения причин, вызывающих эти изменения, Марксом разработана теория, поясняющая механизм такого развития – исторический материализм. Общественная жизнь, основанная на материальных факторах, руководит общественным сознанием. Как взаимодействуют эти две стороны, так и развивается процесс.
Вторая цель учения, которую преследовал Маркс – установить, как взаимодействуют экономический базис и надстройка общества.
Постулаты марксистской социологии:
Как развивалась социология марксизма
Появление и развитие марксизма сильно повлияло на развитие социологии в XX веке, крупнейшего направления того времени. Соратник Маркса – Энгельс, для создания учения, выдвинул 3 традиционные науки: немецкую философию, французскую историю и английскую политэкономию. Марксу, который придерживается классической немецкой философии, принадлежит объективная теория развития общества с историческими фактами. Из английской политэкономии учёный взял такое понятие, как трудовая стоимость и её теория. Французские учёные труды помогли разобраться с понятиями классовой борьбы.
В результате переработки и объединения изученных учений по экономике, философии и социологии с другими теориями, создан труд, который назвали социологией марксизма. Это учение связано с выражением потребностей, необходимых рабочему классу. Подробно исследуя капиталистическое общество и сопоставляя предыдущие исторические факты, Маркс пришёл к выводу о неизбежности предстоящих изменений.
Положения марксизма
Марксистская социология пользуется диалектико-материалистическим методом. Это умение понимать окружающий мир с изменениями человеческого мышления, природными и общественными явлениями. С такими изменениями, на которые влияет борьба между внутренними взаимосвязанными противоположностями. Познать и изучить мир поможет реальность, а ни идея, ни способ мышления, а историческое движение.
Главный принцип социологии марксизма – детерминизм, который объясняет общественные явления и процессы причинно-следственной связью. Общество развивается благодаря производственным отношениям, а развитое общество – следующий этап в производстве.
Маркс определяет, что на социальную жизнь влияют предшествующие этапы истории развития общества и общественно-исторические законы.
На законы не влияет сознание и воля человека, поэтому общество развивается не под действием сознания, а жизнь руководит сознанием.
По Марксу и Энгельсу – социология, как наука, анализирует текущее бытие общества, а не рассматривает фантазийные представления. Учёные рассматривали общество как суммированные практические отношения, которые складываются между индивидами, связанными принадлежностью к роду. Чтобы правильно понять социологию, Маркс дал определения природе, труду, сущности человека и обществу.
Понятие человеческой сущности по учению Маркса
Определяя материалистические отличия животного и человека, специфику рода, Маркс определил человека как природное и общественное существо, реализующее собственное социальное и материальное благополучие деятельным отношением к природе и обществу. Выделение человека из мира животных началось с изготовления предметов, необходимых для жизни и существования.
Понятие труда
Труд – сознательная деятельность, когда человек присваивает полезные природные вещества, прилагая собственные силы. Благодаря взаимосвязям во время совместного труда, появилось общество.
Понятие природы
Маркс определил, что природное сообщество отличается от общества людей качествами, но эти единицы связаны друг с другом обменом веществ.
Обществом называются совместные отношения людей и природы. Взаимодействие по необходимости на основе экономических отношений называется социумом.
Понятие базиса и надстройки
Базисом называется сфера, где совместно производят материальные блага для общественного и личного существования.
Под производством Маркс рассматривает присвоение природного богатства с помощью целесообразных действий в социуме, что невозможно:
Когда субъект отделяется в процессе труда или не связан с результатом, это называется отчуждением. По мнению марксистской, социологии, человеческая природа требует творческого и свободного труда, что не допускается при капитализме. Эксплуататору, чуждому элементу в процессе чужой работы, принадлежат результаты труда и рабочие. Это называется частной собственностью, так же исследуемой социологией Маркса.
Материалистический подход Маркса к социологии
Труд и жизнь человека, наполненные содержанием и направлением, определяются обществом. Чтобы это понять, стоит разобраться в понятиях общественного бытия и общественного сознания. Под бытием понимают общественную практику людей в текущем жизненном процессе, которую отражает общественное сознание.
Маркс, изучая общество, опирался на 4 составные части. Это экономическая, политическая и духовная сферы.
Экономической сфере, с производственными отношениями, философ определил место главной, базисной. Без производительных сил не будет материальных и духовных благ. С производительными силами и производственными отношениями, где ядро – собственность, связаны изменения и развитие способов производства. Это ведёт к конфликтам и структурным изменениям общества, которое состоит из социальных классов и называется классовой борьбой.
В социальной сфере рассматривается, как взаимодействуют социальные группы и национальные общности, условия и жизнедеятельность.
Политической сфере определено рассматривать политические отношения между партиями, организациями, государственными и другими политическими институтами.
К духовной сфере относят науку с образованием, моралью, искусством и религией.
Маркс создал чёткую и стройную концепцию, которая объясняет развитие и функционирование общества людей с точки зрения хода истории и означенную конкретными этапами.
Общественно-экономические формации
Главное для человека в бытие – экономическое формирование и благополучие материальной жизни, тогда и в сознании не будет негативных моментов. Такие материалистически-экономические подходы к пониманию общества объяснены общественно-экономическими формациями (ОЭФ) на основе экономики (материальном производстве).
В развитии общества наступает тот этап, когда наличные производственные отношения противоречат материальным производительным силам. Далее наступает социальная революция с изменением производственных отношений и способов производства. Итог: при созревании новых производительных сил и при несоответствии старых производственных отношений, появляется новая общественно-экономическая формация.
Марксистская социология – теория, объясняющая социальное развитие общества. Роль теории в социологии определяется функционированием общества и поведением людей. На общественное сознание влияют материальные условия жизни с противоречиями и конфликтами при защите собственности. А сознание и мировоззрение человека, религиозные и моральные ценности снижаются, и отходят на второстепенные роли.
Типология формаций по Карлу Марксу
Измеряя этапы истории при развитии общества людей способом производства, Маркс установил ОЭФ в иерархическом порядке:
Заключение
Карл Маркс, как основатель социологии, определил, что решающая роль для функционирования и развития общества – экономика. А экономические интересы играют главную роль в обществе и в существовании некоторых индивидов. Исследуя политику и идеологию, семью и брак, учёный установил, что на эти сферы так же влияют экономические интересы. Кроме того, доказал, что без классовой борьбы невозможно выполнение материальных интересов.
Социология, наследие Карла Маркса – великое достижение человечества, к которому постоянно проявляется интерес, свидетельствуя о резервах, заложенных в социальных теориях учёного.
Марксистская социальная психология и ее методология.
ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ: ВОПРОСЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НИМ.
Предмет психологии религии.
Предметом «Психологии религии»является изучение психологических особенностей религиозных людей, отличающих их от людей нерелигиозных и реализующихся в их поведении.
Следует четко различать два вопроса: вопрос о существовании физиологических основ религиозных верований и переживаний, т.е. любых феноменов религиозного сознания, и вопрос о том, существуют ли физиологические структуры, центры или процессы, специфичные для верующих, т.е. существуют ли генетические, физиологические центры религиозной психики. Если на первый вопрос в полном согласии с материалистическими основами марксистской психологии мы отвечаем положительно, то научный ответ на второй вопрос может быть только отрицательным. Сейчас не только теоретически, но и экспериментально доказано, что никакие идеи, представления и верования не наследуются человеком генетически и, следовательно, нет никакого врожденного «религиозного инстинкта», «религиозного чувства» и т.п. Законы функционирования физиологических структур и процессов в коре головного мозга общи всем людям, независимо от их мировоззрения или отношения к религии, независимо от того, являются ли их представления о мире истинными или ложными.
Марксистская социальная психология и ее методология.
В психологии религии важное место занимает марксистская социальная психология. Советские исследователи указывают на три основных методологических принципа марксистской социальной психологии, которые, по их мнению, обеспечивают содержательный анализ человеческой психики и поведения людей.
Это, во-первых, специфическая интерпретация природы так называемых межличностных отношений — эмоционально окрашенных отношений между индивидами, которые возникают в процессе их непосредственного общения друг с другом (в англоязычной социальной психологии их называют «face to face relations»). Именно они были с самого начала излюбленным объектом исследования социальной психологии на Западе. При этом психологически-личностный их аспект (симпатия — антипатия, дружба — вражда и т.п.) рассматривался большинством западных социальных психологов в полном отрыве от объективных социальных (прежде всего экономических) отношений, в которых находятся исследуемые индивиды. Это вело, с одной стороны, к «психологизации» всех общественных отношений, к тому, что межличностные отношения рассматривались как первичные и определяющие, а с другой — к своеобразному «абстрактному эмпиризму», который хотя формально и исходил из эмпирически фиксируемых отношений конкретных индивидов, но, вырывая их из социального контекста, анализировал внеисторически и абстрактно.
С точки зрения марксистской социальной психологии межличностные отношения не существуют вне и помимо объективных социальных отношений, они являются своеобразной субъективно-психологической стороной (аспектом) последних. Следовательно, содержание межличностных отношений может быть научно понято, если они рассматриваются в единстве с экономическими и иными объективными социальными отношениями, с учетом социального положения индивидов, их интересов и потребностей.
Вторым методологическим принципом марксистской социальной психологии является изучение всех форм межличностных отношений и тех процессов, в которых они реализуются, применительно к реальной социальной группе. В немарксистской социальной психологии психологическое взаимодействие между индивидами рассматривается в большинстве случаев независимо от анализа социальных групп, в которые эти индивиды входят. Индивид, личность выступает в них обычно как некое «независимое переменное», которое лишь извне подвергается воздействию социальной группы. Если же исследуются феномены психологического воздействия группы на индивида (например, исследование так называемого конформизма), то в качестве экспериментальной группы берется случайно подобранная совокупность индивидов, а не связанная между собой общей деятельностью реальная социальная группа.
С позиций марксистской социальной психологии объектом исследования должны стать прежде всего реальные социальные группы, возникающие на базе существующих объективных социально-экономических отношений. Только в рамках таких социальных групп, включающих классы, сословия, профессиональные группы, этнические общности, можно выяснить важнейший для социальной психологии вопрос: почему у членов данной группы существуют именно эти, а не иные потребности, мотивы поведения, ценностные ориентации и социальные установки.
В-третьих, принципиально важным в рамках марксистской социальной психологии являются как рассмотрение межличностных отношений людей, так и характеристика групп, в которых они складываются, с точки зрения принципа деятельности. Введение этого принципа в психологию позволило понять личность одновременно и как объект и как субъект познания и социального действия. Что же касается социальной психологии, то принцип деятельности позволяет по-новому интерпретировать сущность реальной социальной группы (основу которой составляет совместная деятельность) и различные формы взаимодействия личности с группой и отдельных личностей между собой. Все групповые психологические процессы, традиционно изучаемые социальной психологией (коммуникация, интеракция, групповая сплоченность и т.п.), рассматриваются марксистской социальной психологией как процессы, опосредованные совместной деятельностью людей. Это позволяет в ходе изучения социально-психологических феноменов преодолеть формализм и «абстрактный эмпиризм», наполняет социальную психологию реальным жизненным содержанием, сближает ее с практикой.
Если резюмировать сказанное, то становится очевидным, что ключевой методологической проблемой, от решения которой зависит основное содержание социальной психологии, является проблема личности и общества.
Психологическая концепция К.Г. Юнга.
Рационализму и свободомыслию Фрейда Юнг противопоставил учение, в основе которого лежат откровенный иррационализм и фидеизм. Наиболее ярко эти методологические установки проявились в его концепции «коллективного бессознательного», которое, по его мнению, присутствует в психике каждого человека. «Коллективное бессознательное» содержит «архетипы» — некие символы, идеи и представления, свойственные якобы всему человеческому роду. К числу важнейших «архетипов» Юнг относил религиозные символы и образы, воскрешая тем самым идею врожденности религии. Он ратовал за сотрудничество психологии и теологии и, в отличие от Фрейда, подчеркивал необходимость веры в бога для психического здоровья человека.
Социофрейдизм Э. Фромма
Элементы биологизаторства характерны и для Эриха Фромма (1900–1980), самого видного представителя так называемого социофрейдизма. С точки зрения Фромма, необходимость религии (которую он понимает расширительно, как общую систему жизненной ориентации и почитания каких-либо объектов) коренится в «факте дихотомии человеческого существования»: с одной стороны, человек есть часть природы, а с другой — разум возвышает его над природой и в то же время лишает естественной целостности и единства. Человек вечно неудовлетворен собой и окружающим. Он стремится решить загадки своего существования, но экзистенциальные противоречия его бытия возобновляются вновь и вновь. Именно эти противоречия, прежде всего противоречие между разумом человека и его телесным бытием как природного существа, и лежат в основе существования религии63. Таким образом, у Фромма потребность в религии антропологизируется и даже отчасти биологизируется, она им выводится из дихотомии «разума и тела», свойственной якобы всем людям. Правда, сама религия здесь понимается весьма широко и неопределенно, однако объективно подобная концепция содействует упрочению реально существующей религии. Первоначально настороженное, а то и враждебное отношение богословов и других защитников религии к психоанализу, вызванное в значительной степени субъективным неприятием З.Фрейдом религии, сменилось сочувственным — а иногда и восторженным — отношением ко многим аспектам психоанализа. Последователь Фрейда Н.Браун, пытавшийся на основе психоаналитических идей о врожденных инстинктах объяснить ход человеческой истории, писал о близости учения Фрейда о «неврозе человечества» и учения христианства о первородном грехе.
ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ: ВОПРОСЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НИМ.
Предмет психологии религии.
Предметом «Психологии религии»является изучение психологических особенностей религиозных людей, отличающих их от людей нерелигиозных и реализующихся в их поведении.
Следует четко различать два вопроса: вопрос о существовании физиологических основ религиозных верований и переживаний, т.е. любых феноменов религиозного сознания, и вопрос о том, существуют ли физиологические структуры, центры или процессы, специфичные для верующих, т.е. существуют ли генетические, физиологические центры религиозной психики. Если на первый вопрос в полном согласии с материалистическими основами марксистской психологии мы отвечаем положительно, то научный ответ на второй вопрос может быть только отрицательным. Сейчас не только теоретически, но и экспериментально доказано, что никакие идеи, представления и верования не наследуются человеком генетически и, следовательно, нет никакого врожденного «религиозного инстинкта», «религиозного чувства» и т.п. Законы функционирования физиологических структур и процессов в коре головного мозга общи всем людям, независимо от их мировоззрения или отношения к религии, независимо от того, являются ли их представления о мире истинными или ложными.
Марксистская социальная психология и ее методология.
В психологии религии важное место занимает марксистская социальная психология. Советские исследователи указывают на три основных методологических принципа марксистской социальной психологии, которые, по их мнению, обеспечивают содержательный анализ человеческой психики и поведения людей.
Это, во-первых, специфическая интерпретация природы так называемых межличностных отношений — эмоционально окрашенных отношений между индивидами, которые возникают в процессе их непосредственного общения друг с другом (в англоязычной социальной психологии их называют «face to face relations»). Именно они были с самого начала излюбленным объектом исследования социальной психологии на Западе. При этом психологически-личностный их аспект (симпатия — антипатия, дружба — вражда и т.п.) рассматривался большинством западных социальных психологов в полном отрыве от объективных социальных (прежде всего экономических) отношений, в которых находятся исследуемые индивиды. Это вело, с одной стороны, к «психологизации» всех общественных отношений, к тому, что межличностные отношения рассматривались как первичные и определяющие, а с другой — к своеобразному «абстрактному эмпиризму», который хотя формально и исходил из эмпирически фиксируемых отношений конкретных индивидов, но, вырывая их из социального контекста, анализировал внеисторически и абстрактно.
С точки зрения марксистской социальной психологии межличностные отношения не существуют вне и помимо объективных социальных отношений, они являются своеобразной субъективно-психологической стороной (аспектом) последних. Следовательно, содержание межличностных отношений может быть научно понято, если они рассматриваются в единстве с экономическими и иными объективными социальными отношениями, с учетом социального положения индивидов, их интересов и потребностей.
Вторым методологическим принципом марксистской социальной психологии является изучение всех форм межличностных отношений и тех процессов, в которых они реализуются, применительно к реальной социальной группе. В немарксистской социальной психологии психологическое взаимодействие между индивидами рассматривается в большинстве случаев независимо от анализа социальных групп, в которые эти индивиды входят. Индивид, личность выступает в них обычно как некое «независимое переменное», которое лишь извне подвергается воздействию социальной группы. Если же исследуются феномены психологического воздействия группы на индивида (например, исследование так называемого конформизма), то в качестве экспериментальной группы берется случайно подобранная совокупность индивидов, а не связанная между собой общей деятельностью реальная социальная группа.
С позиций марксистской социальной психологии объектом исследования должны стать прежде всего реальные социальные группы, возникающие на базе существующих объективных социально-экономических отношений. Только в рамках таких социальных групп, включающих классы, сословия, профессиональные группы, этнические общности, можно выяснить важнейший для социальной психологии вопрос: почему у членов данной группы существуют именно эти, а не иные потребности, мотивы поведения, ценностные ориентации и социальные установки.
В-третьих, принципиально важным в рамках марксистской социальной психологии являются как рассмотрение межличностных отношений людей, так и характеристика групп, в которых они складываются, с точки зрения принципа деятельности. Введение этого принципа в психологию позволило понять личность одновременно и как объект и как субъект познания и социального действия. Что же касается социальной психологии, то принцип деятельности позволяет по-новому интерпретировать сущность реальной социальной группы (основу которой составляет совместная деятельность) и различные формы взаимодействия личности с группой и отдельных личностей между собой. Все групповые психологические процессы, традиционно изучаемые социальной психологией (коммуникация, интеракция, групповая сплоченность и т.п.), рассматриваются марксистской социальной психологией как процессы, опосредованные совместной деятельностью людей. Это позволяет в ходе изучения социально-психологических феноменов преодолеть формализм и «абстрактный эмпиризм», наполняет социальную психологию реальным жизненным содержанием, сближает ее с практикой.
Если резюмировать сказанное, то становится очевидным, что ключевой методологической проблемой, от решения которой зависит основное содержание социальной психологии, является проблема личности и общества.