В чем заключается сущность педагогического мастерства
Сущность педагогического мастерства
Учитель, несомненно, является стратегом и тактиком учебно-воспитательного процесса в силу своей профессиональной компетентности. Именно учитель-профессионал как субъект профессионально организованного процесса ставит цель, определяет задачи, осуществляет содержание, создаёт систему учебных и воспитательных средств, диагностирует и оценивает результат педагогической деятельности.
В современных условиях вариативного образования, когда назрела острая необходимость внедрения нетрадиционных идей, подходов, технологий, предоставленная педагогам свобода творчества связана с высочайшей ответственностью учителя перед обществом за судьбу развивающейся личности. В этой связи каждый учитель должен стремиться совершенствовать своё профессиональное мастерство.
В научно-педагогической литературе даются следующие определения понятию «педагогическое мастерство»:
1) синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса [7, С.334];
2) высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека [2, С.12];
3) синтез развитого психолого-педагогического мышления, системы педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые в сочетании с высокоразвитыми качествами личности педагога позволяют ему успешно решать учебно-воспитательные задачи [1, С.303].
Итак, анализ содержания данного термина с разных позиций показывает, что сущностный смысл педагогического мастерства раскрывается на пересечении таких понятий, как педагогическая культура, педагогическое искусство, педагогическое творчество.
Несомненно то, что педагогическое мастерство является важной стороной профессиональной культуры. Педагогическая культура – это профессиональная культура человека, занимающегося образовательной деятельностью, гармония высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса [2, С.25].
Педагогическое искусство рассматривается как синтез определённых профессиональных, деловых и личностных качеств, определяющих высокую эффективность педагогического процесса, результатом которого является совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений, навыков, соединённых с профессиональной увлечённостью, развитым педагогическим мышлением и интуицией.
Значимым компонентом педагогического искусства является педагогическое творчество, которое определяется как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в содержании, организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.
Нередко можно встретиться с мнением, что овладение педагогическим мастерством, этим сложным искусством – дело только времени и опыта. Во многом это действительно так. Вместе с тем, исследования отечественных ученых показали, что не только опытом и стажем работы определяется уровень педагогического мастерства учителя. Важно в процессе становления педагогического мастерства сформировать гуманистическую направленность и педагогическую культуру, приобрести необходимые знания и умения, развить способности и овладеть педагогической техникой, сформировать себя как творческую педагогическую индивидуальность. Так, И.А. Зязюн выделяет три этапа формирования педагогического мастерства:
1. Формирование идеала профессиональной деятельности.
2. Овладение педагогической техникой (умение в процессе учебно-воспитательной работы управлять собой, учениками, сотрудничать).
3. Профессиональное самовоспитание, саморазвитие.
Педагогическое мастерство формируется на основе опыта, творческого осмысления средств учебно-воспитательной работы. Оно находит выражение в следующих аспектах педагогической деятельности:
· применении системы эффективных методов решения профессиональных задач, владении педагогической технологией;
· единстве науки и искусства;
· исследовательском подходе к анализу учебно-воспитательных ситуаций;
· индивидуализации педагогического воздействия;
· умении общаться, соблюдая критерии педагогического такта;
· высокой мотивации труда и др.
Таким образом, чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса.
Компоненты педагогического мастерства
В педагогической науке сложилось несколько подходов к пониманию структуры педагогического мастерства. Одни учёные в мастерстве педагога выделяют четыре относительно самостоятельных элемента: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения; мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности; мастерство владения педагогической техникой. В реальной педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга (Коротов В.М.) [7, С.335].
И.А. Зязюн понимает под мастерством комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, к которым он относит следующие: 1) гуманистическую направленность деятельности учителя; 2) профессиональные знания; 3) педагогические способности; 4) педагогическую технику.
По мнению Анисимова В.В., Грохольской О.Г., Никандрова Н.Д. составляющими педагогического мастерства являются три компонента: психолого-педагогическая эрудиция; развитые профессиональные способности (профессиональная зоркость, оптимистическое прогнозирование, организаторские умения, мобильность, адекватность реакций, педагогическая интуиция); владение педагогической техникой (система приёмов личного воздействия преподавателя на учащихся) [1, С.302].
Л.А. Байкова и Л.К. Гребенкина полагают, что педагогическое мастерство с технологической точки зрения – это система, основными компонентами которой являются высокая общая и педагогическая культура, гуманистическая направленность, профессиональные качества, система профессиональных знаний и умений, педагогические способности [2, С.13] (Схема 1).
Гуманистическая направленность личности педагога, базируясь на гуманистических ценностных ориентациях (целях, идеалах, интересах), выражается в осознании значимости личности каждого ребёнка, стремлении и желании строить взаимоотношения с детьми на основе любви и уважения.
Важнейшей составляющей педагогического мастерства являются профессиональные знания и умения. Это философские, психолого-педагогические, социальные, специальные и дополнительные знания. Профессиональные знания учителя формируются на всех уровнях (методологическом, информационно-содержательном, методическом, технологическом, творческом) и становятся базой педагогического сознания и мышления, а психолого-педагогическая эрудиция – необходимой предпосылкой успешной работы учителя.
Велика роль профессиональных способностей учителя в его успешной деятельности. К наиболее значимым педагогическим способностям можно отнести следующие:
· дидактические способности, которые проявляются в умении учителя посредством специально организованного взаимодействия с учащимися формировать у них определённые знания, умения и навыки;
· коммуникативные способности позволяют устанавливать педагогически целесообразное взаимодействие, общение учителя с учениками;
· перцептивные способности, которые выражаются в умении педагога проникать во внутренний мир ученика, в глубоком понимании его психического и физического состояния;
· эмоциональные способности позволяют чувствовать, управлять своими эмоциями, владеть собой;
· экспрессивные способности связаны с умениями пользоваться различными выразительными средствами (интонацией, мимикой, жестами, пантомимикой и т.д.);
· организаторские способности обеспечивают грамотное планирование совместной деятельности, осуществление и контроль её хода и результатов, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся;
· конструктивные способности учителя, выражающиеся в умении проектировать образовательный процесс на основе знания и глубокого понимания его закономерностей и механизмов;
· научно-педагогические способности, характеризуют учителя как личность, склонную к исследовательской работе, способную к осуществлению опытно-экспериментальной деятельности;
· креативность и импровизацию, способность к творчеству, преобразованию педагогической действительности в целях развития, совершенствования ребёнка.
· гностические способности, связанные с усвоением новых знаний, приобретением умений, навыков, желанием трудиться творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт учителей.
В процессе становления педагогического мастерства важное значение имеет владение образовательными (диагностическими, информационными, дидактическими, диалоговыми, игровыми, рефлексивными) технологиями, проектированием и конструированием целостного педагогического процесса.
Уровень педагогического мастерства зависит от уровня технологической компетентности и определяется на основе следующих основных критериев: 1) целесообразности (по направленности); 2) творчества (по содержанию деятельности); 3) технологичности (по уровню педагогической техники); 4) оптимальности (по выбору эффективных средств); 5) продуктивности (по результату) [2, С.17]. Таким образом можно говорить о том, что чем выше технологическая компетентность учителя, тем выше уровень его педагогического мастерства.
Педагогическая техника
Особое место в структуре мастерства учителя занимает педагогическая техника.
Большое внимание педагогической технике как важнейшему компоненту педагогического мастерства уделял А.С. Макаренко. Великий педагог отмечал: «Я на опыте пришёл к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации…Такие “пустяки” стали решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть. Искусство постановки голоса, искусство тона, взгляда, поворота – всё это нужно, и без этого не может быть хорошего воспитания…» [4].
В статье «О моём опыте» А.С. Макаренко писал: «Можно и нужно развивать зрение, просто физическое зрение. Это необходимо для воспитателя. Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребёнка…Педагогическое мастерство заключается и в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом…Педагог не может не играть…Но ученику надо иногда продемонстрировать мучение души, а для этого нужно уметь играть. Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную внешность. Это не мёртвая игра, техника, а настоящее отражение тех процессов, которые имеются в нашей душе. А для ученика эти процессы передаются как гнев, негодование и т.д. Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует того, что нужно» [5].
В структуру педагогической техники входят три группы компонентов (Схема 2) [2, С.32]. К первой группе относятся умения педагога управлять собой: социально-перцептивные умения (внимание, наблюдательность, воображение); управление своими эмоциями и настроением (снятие излишнего психологического напряжения, создание творческого самочувствия); владение своим организмом (целесообразность и выразительность мимики, жестов, пантомимики); техника и культура речи (дыхание, постановка голоса, дикция, орфоэпия, логичность и выразительность речи). Вторая и третья группа компонентов педагогической техники связана с умениями управлять другими, воздействия на личность и коллектив (коммуникативные, организаторские умения, распределение времени, умения восприятия, принятия и понимания ребёнка, взаимодействия с ним, умение принимать решения, моделировать деятельность воспитанников с ориентацией на обучение, воспитание и развитие обучающихся).
Разработкой проблемы формирования артистизма и развития творческих способностей, актерско-сценических умений педагога занимались многие ученые: И.А. Зязюн, В.А. Кан-Калик, Ю.Л. Львова и др. Создатель знаменитой системы подготовки актёров К.С. Станиславский выявил основные элементы, необходимые для актёрского творчества: развитое воображение, внимание, эмпатию, рефлексию, подвижность, заразительность, выразительные способности, обаяние. Конечно, перечисленные умения также выступают важнейшей составляющей профессионального мастерства педагога.
В заключении ещё раз подчеркнём, что выполнение учителем своего высокого духовного назначения и гражданского долга неразрывно связано с формированием гуманистической направленности его личности и педагогической культуры, приобретением необходимых знаний и умений, развитием профессионально значимых способностей, овладением педагогической техникой.
Вопросы и задания для самоконтроля:
Педмастерство: сущность и составляющие
Доклад на тему «Сущность и составляющие педагогического мастерства» Арбузов Н. М.
Педагогическое мастерство – это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, независимо от стажа, но требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие обучаемых, включая их мировоззрение и способности.
Общие компоненты педагогического мастерства:
1. Личностные качества педагога: высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям, педагогические способности, терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, профессиональная педагогическая направленность.
2. Профессиональное знание, которое включает в себя знание преподаваемого предмета, его методы и методику, умение решать педагогические задачи. « Ученик должен видеть в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знание человека. Чем глубже знание, тем шире кругозор, всесторонняя научная образованность учителя, тем в большей мере он не только преподаватель, но и воспитатель. Хороший учитель – это … человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что человек без знания науки о воспитании работать с детьми не сможет. (В.А.Сухомлинский).
3. Профессиональная педагогическая техника – совокупность знаний, умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания.
Компоненты педагогической техники:
2. Умение воздействовать на личность и коллектив. Основой развития педагогического мастерства является сплав знаний и профессиональной направленности; условием успешности – педагогические способности; средством, придающим целостность профессиональной деятельности педагога – умения в области педагогической техники.
Уровни педагогического мастерства.
Основной функцией педагога является передача деятельности с целью развития личности, способной сохранять и развивать предметную область передаваемой деятельности. Главный критерий оценки педагога – это успешность его учеников в применении переданной им деятельности. Уровень педагогического мастерства определяется уровнем успешности учеников на соответствующем этапе их деятельности.
Педагогический процесс в общем виде можно разделить на пять основных технологических этапов:
1) понимание учениками деятельности. Результат этапа: знание о предметной области;
2_ усвоение учениками деятельности. Результат этапа: умения в предметной области;
3) применение учениками деятельности. Результат этапа: навыки в предметной области;
4) улучшение учениками известной деятельности. Результат этапа: новации в предметной области.
5) создание учениками новой деятельности. Результат этапа: открытия в предметной области.
Объединив в одну систему понятия «функция педагога», «главный критерий педагогической деятельности», «педагогические технологические этапы» мы получим уровни педагогического мастерства по отношению к ученикам:
1) успешность понимания учениками деятельности;
2) успешность усвоения учениками деятельности;
3) успешность применения учениками деятельности;
4) успешность улучшения деятельности;
5) успешность создания учениками новой деятельности.
Во-первых, это высокий авторитет педагога. Во-вторых, это владение психикой и приёмами общения, т.е. педагог должен быть хорошо подготовлен к практической психологии. И, наконец, третье условие – это накопленный опыт, это, то, что в обыденной практике называется «с начала-умением, а потом – мастерством.
Основы педагогического мастерства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность и значение педагогического мастерства
Педагогическое мастерство – это знание педагогического процесса и умение его оптимально организовывать и эффективно реализовывать.
Педагогическое мастерство вполне доступно для овладения каждому педагогу. Однако, для этого требуется интенсивная работа над собой, поскольку, мастерство педагога является совокупностью многих компонентов, включающих и личностное развитие педагога, его профессиональные качества, а также, оно находится под воздействием иных факторов педагогического процесса.
Рисунок 1. Педагогическое мастерство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По своему структурному устройству, педагогическое мастерство представляет собой совокупность следующих компонентов:
Готовые работы на аналогичную тему
Рисунок 2. Структура педагогического мастерства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стадии формирования педагогического мастерства
Мастерство педагога не является единожды сформированным и неизменным. Оно требует постоянного развития и саморазвития педагога.
Процесс формирования педагогического мастерства является длительным. Он сложен и подвержен воздействию большого количества факторов.
Мастерство педагога формируется в несколько стадий:
Педагогическая техника, как основной компонент педагогического мастерства
Педагогическая техника – это профессиональные навыки педагога, открывающие ему возможности видения и чувствования своих учеников.
Педагогическая техника является залогом педагогического мастерства. Если, у педагога имеется хорошая, развития техника преподавания, то он может ярко себя подать, выразить свое эмоциональное отношение к профессии, раскрыть во взаимодействии с учащимися все свои профессиональные и личностные качества, способствующие мастерскому исполнению своих профессиональных функций.
Если техника педагога хороша налажена, то у него остаются временные и иные ресурсы для реализации своего творческого потенциала в профессиональной деятельности.
Педагогическая техника способствует развитию личностных качеств педагога.
К основным особенностям педагогической техники, определяющей ее значимость в развитии педагогического мастерства, относятся следующие:
Понятие о педагогическом мастерстве и его место в деятельности учителя
ПЛАН
1. Понятие о педагогическом мастерстве. Содержание мастерства, пути его становления и реализации.
2. Секреты профессионального мастерства учителя.
3. Критерии педагогического мастерства.
Если заглянем в «Словарь русских слов» Е. Ожегова, то слово «мастер» трактуется как:
1) Руководитель отдельной специальной отрасли какого-нибудь производства, цеха (например, сменный мастер; мастер сборочного цеха);
2) Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной деятельности (например, скрипичный мастер, этот сапожник – хороший мастер);
3) Специалист, достигший высокого искусства в своем деле, (мастер искусств. Мастер спорта, мастер пчеловодства.). Человек, который умеет хорошо делать что-нибудь (например, мастер на выдумки, мастер рассказывать).
Невозможно наметить духовный мир личности без явления опытного педагога, который должен в совершенстве владеть умением воздействия на учащегося, формировать его потребности и убеждения, способности и практические навыки. Педагогическое мастерство- это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, цельно направить их на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование его мировоззренческих способностей, потребности в социально значимой деятельности.
Многообразие и сложность задач формирования нового человека делают проблемы педагогического мастерства особенно актуальными для современной теории и практики воспитания. Выдающийся русский ученый-педагог А.С. Макаренко говорил: «Никакой контроль, никакие программы абсолютно не в состоянии изменить того направления занятий, которые определяются составом лекторов».
К сожалению, нет определенных рецептов достижения педагогического мастерства, однако, современная концепция педагогического мастерства предполагает, прежде всего, создание условий для развития творческих способностей будущих специалистов, благодаря чему можно достичь научно-профессиональной педагогической подготовки.
Острый интерес к вопросам мастерства воспитания обусловил не только необходимость выявить оптимальные условия всестороннего развития детей, но и те трудности, которые ежедневно возникают в практике воспитателя. По некоторым статистическим данным учитель выполняет 258 видов работ только на подготовку к занятиям по новым программам. На проверку тетрадей у него уходит 4-5 часов времени. Организация самообслуживания, дежурство, внеклассные мероприятия занимают 10-12 часов в неделю. Педагог сталкивается с постоянно меняющимся миром своих учеников, с необходимостью мгновенно принимать решения, действовать. В научно-методическом плане эти трудности, как правило, созданы, с умением устанавливать контакт с детьми в любой деятельности: учебной, организаторской, трудовой, художественной, спортивной.
Часто спрашивают, не является ли феноменом педагог, который выходит за пределы системы средств и методов. И является ли мастерство той силой, эстетики которую следуют действительно искать в самой личности педагога? Почему использование одних и тех же педагогических средств и методов у одних воспитателей дает положительный результат, а у других противоположный?
Эти вопросы нельзя сбрасывать со счетов при определении сущности педагогического мастерства.
Мастерство педагога зависит от владения разнообразными теоретическими, психолого-педагогическими, социально-психологическими, философскими знаниями и выступает в роли своеобразного звена между теорией и практикой, т.е. между системой знаний и деятельности, которая ведет к преобразованию существующей деятельности. Одно из главных сторон мастерства в том и состоит, что человек путём накопления знаний и опыта оказывается способным разрешать возникшие противоречия между наличным запасом теоретических представлений и требований жизни.
Опыт мастеров педагогического труда показывает, что, чем выше мастерство педагога, тем острее потребность в приобретении дополнительных знаний, тем больше кажущейся неясности, которая уже перешагнула данный уровень педагогических знаний и стоит на грани перехода на более высокий уровень единства теорий и практики. Мастерский педагогический опыт, если он синтезирует объективные возможности, познавательные физические, художественные данного поколения, не может исчезнуть бесследно, не может не дать себя знать. Но опыт сам по себе не передаётся. Передаётся мысль, выведенная из опыта. И эта мысль даже в своем первоначальном виде как догадка, как предположение – представляет уже первичные теоретические знания, на основе которого может быть построена развернутая теоретическая концепция.
Стремясь достичь секретов профессионального мастерства, педагог, главным образом, совершенствует методы обучения и воспитания учащегося.
Именно с помощью методов и приемов учитель включает своих питомцев в определенные знания, умения, навыки, отношения поведения.
Однако замечено, что одни и те же методы применяемыми педагогами, рождают далеко неравнозначный качественный результат. Более того, некоторым из учителей даже пробированные методы не позволяют приблизиться к минимальному успеху. Учитель разочаровывается, сетует «Всё делал по методической разработке, а дети шумят, не слушают, не учат. Почему?». На желания школьников влияют не только методы, приемы и задания, подбираемые для них педагогом. Успешность работы учителя в значительной степени обуславливается его личностью, характером, взаимоотношениями с учащимся, его мастерством, что не всегда зримо прослеживается в педагогической деятельности. Педагоги-мастера постоянно обращают внимание на реакцию, которая вызвана их действиями у учащегося. Под благотворным воздействием учителей ученик испытывает радость познания в учении, чувствует, что он может учиться лучше.
У таких педагогов методы обучения и воспитания становятся как бы средством реализации запрограммированных качеств личности самого педагога, проводником к учащимся.
Педагогическая задача решается в реальной обстановке, в учебной группе и в сложной системе отношений и взаимоотношений учащихся, которые нужно учитывать, выбирая особые воздействия на воспитанников. Прежде всего, это модель проблемной ситуации. Она, как и любая задача имеет свою цель, условия и критерии для проверки степени эффективности ее решения. Педагог-мастер тем и различается, что он умеет принимать решения в незапрограммированных условиях. Педагогическую задачу мы рассматриваем, как умозаключение учителя в том, как, ему поступать в непредвиденных ситуациях. И проверяется ее успешное решение с помощью трех основных критериев:
1. Перевод учащегося в данное состояние.
2.Выбор единого, предпочтительного способа воздействия на ученика, очевидность оптимального выбора.
3. Осознание того, что педагогическая задача существует лишь до тех пор, пока педагог не решит ее.
Можно считать, что педагогическая задача основная клеточка педагогического мастерства, решение которой отражает уровень профессионализма педагога. Вся педагогическая деятельность состоит из цепи педагогических ситуаций. Они создаются как учителем, так и учениками, спонтанно или специально.
Педагогические способности проявляются в умении учителя прогнозировать поведение ученика на основе постоянно получаемой информации о нем, в умение анализировать со школьниками информацию, а также видеть способы продвижения учеников к заданному уровню обучения.
Знание предмета деятельности. Без сомнений учитель должен свободно и четко оперировать информацию, видеть связи в сложной структуре доказательно, уметь легко вводить учеников в область собственных знаний и нацеливать их на овладение ими.
Стремление к самообразованию. Стремление к самообразованию позволяет постоянно педагогу пополнять собственные знания, а, стало быть, творить. Это качество тесно связано с любознательностью учителя. Любознательность успешно проявляется в результатах труда педагога. Поэтому постоянная готовность учителя пополнять свои знания благотворно сказывается на его общей эрудиции и интеллектуальной собранности, его способностях в определённых отраслях. Педагог, прежде всего, должен любить своих учеников и никогда не должен судить и плохо думать о своем питомце. Педагог, который искусственно делит учащихся на «законченных», «перспективных», «трудных» и «обычных», может легко прозевать человека- личность, а значит не разглядеть в нём творческий потенциал. Однако любовь к детям, уважение важно сочетать с разумной требовательностью. Требовательность дисциплинирует ученика, заставляет задуматься над своим поведением, затормаживает отрицательные и стимулирует положительные поступки. В требованиях обязательно должно быть чувство меры. Иногда учитель нетерпеливым и раздражительным тоном требует от ученика невыполнимого или слишком трудного. В результате, у некоторых школьников рождается неуверенность в своих знаниях, способностях. Требуя чего-то от других, важно уметь поставить себя на его место, т.е. уметь определить меру требовательности.
Педагогу в любой ситуации необходимо отличаться выдержкой, терпением, объективностью и чуткостью, т.е. постоянно уметь контролировать свою деятельность и поведение в общении с учениками. Важное значение имеют такие качества учителей, как наблюдательность и находчивость, умение пользоваться голосом, дикцией, непосредственное эмоциональное влияние на ученика, а также предвидение последствий своих действий.
Мастерство учителя также проявляется в голосе, дикции, мимике, тоне, жесте. Неумение пользоваться голосом граничит с непригодностью к педагогической профессии. Чрезмерно громкий голос учителя влияет на нервное состояние ученика. Неожиданный раздражительный тон педагога нервирует и учащихся. Речь педагога должна быть доступной, выразительной, логически стройной.
Следует избегать многословия и монотонности в речи и голоса. Поэтому равномерный голос, как предупреждал С.Т. Шацкий, производит своеобразное гипнотическое влияния на учеников – ученики начинают дремать. К словам надо прикасаться как к музыкальному инструменту, умело и чувствительно. В словах надо искать душу, уметь выражать свою силу, волю. Наконец, немаловажное влияние на поведение ученика оказывает тон. Доброжелательное общение рождает между педагогом и школьником отношения взаимного доверия, что положительно сказывается на успешности их взаимного труда. Предвидеть последствия своих действий помогает учителю педагогическая прозорливость, она характеризуется умением осознать, определить возможные затруднения при встрече с учащимися, а также в процессе непосредственного общения с целью предупреждения, или нейтрализации нежелательных поступков ученика. Прозорливости всегда должна предшествовать обдуманность собственного поведения. Вдумчивый учитель, способен проникать во внутренний мир ученика, понимать, какой его ждет результат от тех или иных действий.
Названные качества педагога реализуются в неразделимом единстве. Все они в большей или меньшей степени проявляются в умении учителя общаться со своими учениками, устанавливать доброжелательные отношения между ними в повседневной жизни и работе. Педагог, который считает своей главной обязанностью лишь проведение урока или «выполнение» учебной программы, по существу, работает на холостом ходу. Никакие духовные нити не связывают его и учеников. В лучшем случае между ними устанавливаются в какой-то мере терпимые отношения.
Для анализа педагогического труда требуется знать показатели-критерии педагогического мастерства, которые помогают учителям-мастерам эффективно осуществлять педагогический процесс. Педагогическое мастерство всецело обеспечивается умственной самостоятельностью, которая означает владение весьма значительными умениями познавать реальную действительность, приобретать знания, творчески применять их в сложившейся и новой ситуации, т.е., умением анализировать, отражать и прогнозировать собственную деятельность.
Педагогическое мастерство обеспечивается наличием:
1. Психолого-педагогическим компонентом, входящих в психологическую структуру педагогической деятельности.
2. Соотнесённости психолого-педагогических компонентов с уровнями деятельности педагога-мастера.
3. Определённых уровней педагогических способностей.