В чем заключается сущность потребления экономической деятельности

Что представляет собой производственное потребление в экономике?

Содержание:

Потребление – это в экономике основное понятие, которое параллельно изучается многими другими социальными науками. Специалисты постоянно стараются выстроить некую взаимозависимость между доходами и процессом потребления. Для этого проводится моделирование специализированных функций зависимости, расчеты и прогнозирование. Существует несколько точек зрения на данный вопрос у различных ученых. Некоторые эксперты уверены, что потребление – это окончательное приобретение товара, услуги определенным гражданином. При этом к отдельной группе причисляются инвестиционные вложения фиксированных размеров, издержки на государственном уровне и промежуточное приобретение, и использование товаров.

По мнению других профессионалов, потребление – это в экономике определение гораздо более широкого спектра значений. Это вся экономическая деятельность, за исключением маркетинга, производства и проектирования. К потреблению они относят процесс переработки, удаления, применения, отбора и принятия товара или услуги.

Важно отметить, что доходы потребителей сказываются на объемах покупаемых товаров и структуре самого потребления. Рассмотрим простой, общественный пример на базе среднестатистической семьи. Средний класс и люди, имеющие небольшую прибыль, вынуждены экономить на продуктах питания, товарах первой необходимости. Они выбирают недорогой способ удовлетворить свою потребность в одежде, обуви, бытовой химии и прочем. Если семья имеет хороший заработок, она может позволить себе тратить больше денег на потребление качественных, натуральных продуктов, туристические поездки, одежду от ведущих производителей.

Уровень потребления материальных благ – это показатель уровня жизни в стране, в принципе. Он поддерживает баланс между функцией спроса и предложения. Чем выше уровень развития государства, тем больше хороших товаров потребляет население, тем выше качество жизни в стране. На сегодняшний день во многих странах отмечается резкий спад уровня расходов на личное потребление. Это связано с двумя главными причинами:

Что такое потребление в экономике, примеры потребления в экономике

Потребление – это процесс использования товаров, услуг человеком для удовлетворения собственных нужд. На экономическом уровне производственное потребление – это приобретение разнообразных благ, созданных заводами, производителями, компаниями, за определенную сумму денег, полученную в виде прибыли. В любом случае, чтобы удовлетворить свои потребности и получить благо, человек вынужден тратить свои сбережения. Потребительский процесс объединяет нескольких участников:

Предметы потребления – это в экономике все товары, которые можно купить на рынке, в магазинах или торговых центрах. В девятнадцатом веке знаменитый немецкий экономист Маркс разработал интересную теорию, которая разделила понятие потребления на две категории:

Что такое производство, распределение, обмен и потребление – обеспечение потребностей в товарах и услугах

Производство и воспроизводство – это разные процессы, которые являются частью единой цепи. Под воспроизводством понимают беспрерывное изготовление материального блага. Этот процесс циклический. После завершения работы над товаром сразу возобновляется работа над следующей единицей. Процесс воспроизводства включает в себя четыре этапа:

В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. c20b986fea2a92d1ce1a99d159a0558f472687c0. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности фото. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности-c20b986fea2a92d1ce1a99d159a0558f472687c0. картинка В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. картинка c20b986fea2a92d1ce1a99d159a0558f472687c0

Рассмотрим каждый этап подробно. На стадии распределения произведенная продукция разделяется на две группы: потребительскую и накопительную. Некоторый процент прибыли, если он не уходит в потребительский сектор, должен быть направлен на следующие статьи расходов:

На стадии обмена заключается сделка о бартере на взаимовыгодных условиях. То есть результаты труда могут обмениваться на другие блага. Другой вариант – товар приобретается за определенную сумму денег.

Конечное потребление – это что, удовлетворение потребностей человечества, обществознание

Бытовые нужды – это одно из направлений конечного потребления товаров. Человек вынужден приобретать продукты первой необходимости. Если рассматривать конечный процесс потребления в национальных масштабах, он указывает на общее количество продукции, которое способствует полноценному удовлетворению пожеланий общества в коллективном и индивидуальном плане.

Под конечным потреблением понимается использование продукции в целях, не имеющих отношения к производству. Это касается потребительских услуг, товаров, с помощью которых граждане государства удовлетворяют свои личные, коллективные или общественные потребности.

Конечное потребление включает в себя:

Источник

Экономическая деятельность предприятия: описание, сущность, цели и задачи

Развитие и становление финансовых рыночных отношений способствовали появлению разнообразных форм финансово-хозяйственной деятельности. Главными достоинствами малого и среднего бизнеса является оперативность, возможность в сжатые сроки адаптироваться к новым условиям рынка. Крупные предприятия и компании имеют свои плюсы: стабильность и возможность развиваться в ином направлении, охватывая при этом новые области рынка. Объединяет их наиболее привлекательная для всех экономическая деятельность – торговля.

В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. 26723. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности фото. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности-26723. картинка В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. картинка 26723

В России интерес к предпринимательской деятельности в последнее время явно возрос. Что ожидает человека, который пришёл воплощать свои идеи в бизнесе? По статистике, всего лишь 5% российских предпринимателей, которые изначально имели плодотворную идею, получили шанс вырасти и стать на ноги. В то же время 33-45% соискателей благополучия даже не вернут деньги, потраченные ими на первичную регистрацию предприятия. Оставшиеся 55-60% ведут тяжёлую борьбу за выживание. И неизвестно, будет ли считаться везением то обстоятельство, что они сразу не были поглощены бурной стихией рынка. Откроем секрет: правильно построенная организация экономической деятельности даёт шанс на благополучное развитие предприятия и достижение желаемого результата.

В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. 26724. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности фото. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности-26724. картинка В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. картинка 26724

Описание и структура экономической деятельности

Для начала давайте разберёмся, что такое экономическая деятельность. Это совокупность определённых действий в различных областях хозяйствования, направленных на удовлетворение потребностей посредством обмена или производства благами. Финансово-экономическая деятельность активно развивается тогда, когда ставит перед собой цель, имеет следствие в виде производства или обмена товарами, услугами, которые признаются полезными или редкими. Такая деятельность состоит из производства, распределения и потребления.

Эти понятия неразрывно связаны с людьми и их потребностями. Результат производства – появление продуктов, предназначенных для личного и производственного потребления. Это могут быть инвестиционные товары, которые возвращаются в производство для дальнейшего их использования, или потребительские вещи – одежда, услуги, продукты питания, жильё.

В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. 26725. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности фото. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности-26725. картинка В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. картинка 26725

Экономическая деятельность имеет три направления:

Виды деятельности

Существуют следующие виды предпринимательской (экономической) деятельности:

В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. 26726. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности фото. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности-26726. картинка В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. картинка 26726

Каждой из них присущи риски, которые порождаются факторами окружения:

Сущность экономической деятельности

Для того чтобы ответить на вопрос, какова сущность того или иного предприятия, необходимо определить, какую цель ставят собственники или учредители, создавая его. Если цель – получение прибыли, такая экономическая деятельность предприятия является коммерческой. Организации, которые не преследуют цели получения прибыли или распределения её между собой, являются некоммерческими.

В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. 26727. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности фото. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности-26727. картинка В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. картинка 26727

Для определения сущности хозяйственной деятельности также важно разделение ответственности собственника по обязательствам. Бывают:

Целевая установка фирмы

Предприниматель создаёт предприятие, которое занимает определённый сектор рыночной экономики. Такая компания представляет собой самостоятельную хозяйственную единицу некой формы собственности, которая объединяет экономические ресурсы для того, чтобы осуществлять коммерческую деятельность – производство товаров, оказание услуг третьим лицам. Это должно приносить финансовую выгоду – прибыль, которая и является целью сферы экономической деятельности.

До этапа создания предприятия цели должны быть уже сформулированы, определены способы и стадии их достижения. Существуют общие и специфические цели. К общим относится: оптимальная рентабельность и обеспечение устойчивого положения предприятия на рынке. Специфическими целями являются: рентабельность каждого из подразделений компании, поэтапное увеличение уровня продаж, внедрение новых продуктов и оптимизация отечественного продукта к иностранным требованиям для выхода на внешний рынок и так далее.

Получение дохода – основная цель экономической деятельности

Главная цель для любого предприятия – извлечь максимально возможную прибыль.

В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. 26728. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности фото. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности-26728. картинка В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. картинка 26728

Для этого оно и существует: занимается производством или продажей продукции, минимизирует издержки. Ошибочно полагать, что денежный эквивалент, полученный от реализации товара или каких-либо благ, является прибылью. Это валовой доход, выручка совокупная. Прибыль – это разница между совокупной выручкой и затратами на производство продукции или издержками.

Этапы формирования прибыли

Во-первых, она формируется при определении новой стоимости. Другими словами, в работу вкладываются средства, создаётся какой-то продукт, на который затрачено два ведущих фактора производства – капитал и труд. Возникает новая стоимость созданных благ – добавленная. Во-вторых, прибыль формируется и при реализации благ или товара. Без достижения этого этапа прибыль будет потенциальная, доход возможный, так как он ещё не реализован, поскольку блага не проданы и за них не получены денежные средства.

Задачи для достижения эффективного результата

Для достижения целей нужно провести анализ экономической деятельности сходных субъектов хозяйствования и определить следующие задачи:

Кроме того, бизнесмен обязан знать, как эффективно организовывать работу и производственный процесс, в каком размере оплачивать труд работников и персонала, чтобы производительность была оптимальна, за какую цену предлагать к продаже товары.

В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. 26729. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности фото. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности-26729. картинка В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. картинка 26729

Конечно, этот перечень неполный и может быть расширен с учётом специфики производства или деятельности предприятия.

Показатель, характеризующий успешность деятельности предприятия

Для определения успеха необходимо проанализировать два основных взаимосвязанных понятия:

По отдельности они не дают полной и объективной оценки деятельности предприятия.

В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. 26730. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности фото. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности-26730. картинка В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. картинка 26730

Для развития компании в условиях жёсткой конкуренции руководитель должен понимать, что каждая экономическая деятельность имеет индивидуальные показатели, которые зачастую нигде больше не применяются. К примеру, в сахарной промышленности большое значение имеет уменьшение издержек производства за счёт использования вторсырья или применения наиболее глубинной степени его переработки. Не существует универсального показателя экономической эффективности, который бы охватывал все сферы деятельности.

Источник

Потребление. Понятие, сущность и основные категории

В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности фото. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности фото. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности фото. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности фото. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности фото. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности фото. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Потребление – это средства, направленные населением на приобретение товаров и услуг.[1,9]

Потребление составляет жизненную основу существования общества. Именно в целях удовлетворения потребностей организуется производство материальных благ. При этом, чем больше развито общество, чем большее количество материальных благ и услуг поступает в потребление населения, тем больше повышается качество и уровень жизни. Уровень потребления зависит от многих составляющих, но прежде всего от доходов семьи. В зависимости от доходов население предъявляет больший или меньший спрос на товары и услуги. Таким образом, под потреблением мы понимаем ту сумму денег, которая тратится населением на приобретение материальных благ и услуг.

Главный фактор, который будет определять потребление – это личный располагаемый доход. В свою очередь, личный располагаемый доход делится на потребление и сбережение. Следовательно, кроме дохода на потребление влияют и налоги, рост цен, рост отчислений на социальное страхование, склонность к сбережению.

Очевидно, что потребление различных семей и социальных групп зависит от семейного бюджета, от степени необходимости и желательности тех или иных благ, платности или бесплатности. Но нет двух одинаковых по потреблению семей. Даже в семьях с одинаковым уровнем доходов структура расходов различна как по величине, так и по структуре. Большая часть в семьях с низкими доходами тратится на питание и одежду, а в рационе питания преобладают дешевые продукты. В семьях с высокими доходами расходы на питание тоже увеличиваются, но происходит это за счет приобретения более дорогих и качественных продуктов. Одновременно в этих семьях увеличивается потребление непродовольственных товаров длительного пользования, предметов роскоши, увеличиваются расходы на отдых.

Потребление представляет собой использование благ, товаров, услуг для удовлетворения потребностей. Потребление – заключительная фаза процесса воспроизводства, органически связанная с его другими фазами – производством, распределением, обменом. Связь с производством заключается в том, что производство без потребления потеряло бы всякий смысл, было бы бесцельно, в то же время без производства не было бы потребления. Конечной целью всякого производства является потребление.

Общий уровень потребления населения в той или иной стране определяется достигнутым уровнем развития производительных сил, степенью социальной ориентации экономики страны. Уровень потребления отдельных социальных слоев, групп, классов непосредственно зависит от распределения общественного продукта, что в конечном счете определяется собственностью на средства производства, а следовательно, и на созданный продукт. Дифференциация потребления определяется дифференциацией доходов, выражается в уровне и качестве потребляемых благ, структуре потребления.

Потребительские товары составляют примерно 2/3 «общественного пирога», остальная 1/3 – инвестиционные товары. Они предназначены для восполнения выбывающего реального капитала, говоря по-другому, расходуются на производственное потребление. Главным потребителем производимых благ являются домашние хозяйства, а инвестиционных товаров – предприятия (фирмы).[2,13]

В принципе потребление домашних хозяйств можно определить достаточно точно. Но здесь возникают свои трудности. Одни товары, например продукты питания, напитки, различные услуги, потребляются сразу. Другие, а именно товары длительного пользования – автомобили, мебель, жилища, – потребляются постепенно, в течение ряда лет, т.е. можно сказать, что они потребляются по частям. Потребление этих товаров исчисляют не по полной их стоимости, а по стоимости того количества услуг, который предоставляют товары длительного пользования за тот или иной отрезок времени, например за год.

Под потреблением (С) в экономической теории понимается общее количество товаров, купленных и потребленных в течении какого-то срока. Потребление это выражение общего потребительского, или платежеспособного, спроса. Установлено, что потребление движется в том же направлении, что и доход. Однако потребление зависит не только от дохода, но и от так называемой склонности к потреблению. Склонность к потреблению может быть средней и предельной.

В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. 640 1. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности фото. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности-640 1. картинка В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. картинка 640 1

Под средней склонностью к потреблению (APC) в экономической науке понимается «психологический фактор», отражающий желание людей покупать потребительские товары. Средняя склонность к потреблению выражается как отношение потребляемой части национального дохода (C) ко всему национальному доходу (Y), т.е.

В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. image002. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности фото. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности-image002. картинка В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. картинка image002или В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. image004. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности фото. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности-image004. картинка В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. картинка image004(1)

Предельная склонность к потреблению (МРС) выражает отношение изменения в потреблении к изменениям в доходе, т.е.:

В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. image006. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности фото. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности-image006. картинка В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. картинка image006(2)

Здесь отражена следующая функциональная зависимость: когда реальный доход общества увеличивается или уменьшается, его потребление будет увеличиваться или уменьшаться, но не с такой быстротой.

Размер потребительских расходов зависит от уровня дохода. Следовательно, МРС будет всегда меньше 1, так как доход больше потребления. Отсюда следуют выводы:

МРС = О, это когда приращение дохода не потребляется, а сберегается;

МРС = 1/2 означает, что увеличение дохода будет разделено между потреблением и сбережением поровну;

МРС = 1 означает, что приращение дохода полностью потребляется.

Рассмотрим зависимость между уровнем дохода и потреблением (рис.1).

ВНП (Доход)

В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. image008. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности фото. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности-image008. картинка В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. картинка image008

Рис 1.1.Зависимость между уровнем дохода и потреблением [3,9]

Анализ этой кривой показывает, что при Y1 потребители «живут в долг», т.е. за счет займов или прошлых сбережений.

Здесь можно сделать заключение, что чем больше склонность к потреблению, тем ближе линия потребления будет приближаться к линии 450.

Дж.М. Кейнс считал, что главным фактором, определяющим размер потребления, является располагаемый доход, т.е. доход после уплаты налогов. По мере роста дохода растет потребление. Возрастают расходы на более качественное, экологически чистое питание. Но наступает определенный предел в расходах даже на качественные продукты питания, поскольку потребности человека в еде можно удовлетворить достаточно быстро. Менее подвержены насыщению такие товары, как одежда, машины, развлечения, отдых, и расходы на их приобретение растут большими темпами. Несколько более постоянны затраты на жилье, его содержание и благоустройство, но и они имеют тенденцию с ростом доходов значительно увеличиваться. Т.е., сумма, которую общество затрачивает на потребление, очевидно, зависит:

1) частично от величины дохода,

2) частично от других сопутствующих объективных обстоятельств и

3) частично от субъективных потребностей и психологических склонностей и привычек отдельных членов общества, а также от принципов, на основании которых совокупный доход распределяется между участниками хозяйственного процесса (причем распределение это тоже может подвергнуться модификации в случае расширения производства). Каждому хозяйству приходится постоянно принимать решение, какую часть дохода израсходовать (потребить) сегодня, какую отложить на будущее – на случай непредвиденной ситуации, заболевания, инфляции, с целью накопить средства для приобретения дорогостоящей вещи. Одна часть расходуется на текущее потребление, другая – откладывается в виде сбережения.

Источник

Потребление как экономическая категория

Человеческие потребности как источник социально-экономической динамики. Использование благ, товаров и услуг для удовлетворения нужд в менеджменте, маркетинге и экономической психологии. Исследование государственной политики в области потребления.

РубрикаЭкономика и экономическая теория
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления23.03.2017
Размер файла27,2 K

В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. ba. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности фото. В чем заключается сущность потребления экономической деятельности-ba. картинка В чем заключается сущность потребления экономической деятельности. картинка ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Человеческие потребности как источник социально-экономической динамики

2. Сущность потребления

3. Потребление в экономической социологии

4. Потребление в менеджменте, маркетинге и экономической психологии

5. Модели потребления

6. Государственная политика в сфере потребления

Потребление является одной из базовых экономических категорий, при этом единого определения для того, что есть потребление не существует.

Когда мы говорим «потребление» мы подразумеваем потребление, осуществляемое потребителями (т.е. отдельными частными лицами, действующими с целью удовлетворения потребностей, семьями или иными группами частных лиц); производственное потребление товаров рассматривается отдельно и считается не потреблением, а использованием ресурсов в производстве.

Цель работы раскрыть сущность потребления как экономической категории, закономерности потребления, а также рассмотреть модели потребления.

1. Человеческие потребности как источник социально-экономической динамики

Материальные потребности отражают необходимость воспроизводства человека в его материально-физическом бытии как биологического существа и потому являются потребностями первого порядка (потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т. д.). Духовные, интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям второго порядка (удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей).

2. Сущность потребления

Потребление выступает как сложная экономическая категория, характеризуется целым набором понятий, отражающих наиболее существенные социально-экономические характеристики потребления.

В теории общественного воспроизводства потребление рассматривается в нескольких ипостасях:

1) как специфическая сфера общественного воспроизводства (существующая наряду со сферами производства, распределения и обмена и опосредованная процессами в данных сферах);

2) как завершающая стадия, или фаза общественного производства, на которой происходит уничтожение произведенного продукта (в данном случае значение имеет исследование взаимосвязи производства и потребления);

3) как специфический процесс, связанный с использованием произведенного общественного продукта для удовлетворения личных потребностей.

В организационном плане потребление домашних хозяйств представляет собой две подсистемы:

1) совокупность домашних и личных подсобных хозяйств, в рамках которых осуществляются индивидуализированные процессы потребления,

2) совокупность предприятий сферы обращения (предприятия торговли и общественного питания) и в основном предприятий сферы услуг, специализирующихся на удовлетворении определенных потребностей населения.

В экономической теории потребление трактуется также как деятельность, связанная с принятием решений в отношении покупки товаров и услуг, подчиняющаяся определенным закономерностям. В этом случае оперируют понятием «потребительское поведение».

Потребительское поведение подразумевает определенную технологию («технология потребительского поведения»), т.е. правила (алгоритм) решения конкретных задач субъектом потребления, предполагает субъективно определенные совокупность действий и образ мышления в процессе осуществления потребления. Выделяют такие этапы потребительского (покупательского) поведения, как осознание потребности, поиск и обработка информации, предпокупочная оценка вариантов, покупка, потребление, избавление.

Важные научное и практическое значение имеет классификация потребления в зависимости от вида потребляемых благ, субъекта потребления, по территориальному и другим признакам.

В зависимости от вида потребляемых благ потребление складывается из потребления товаров, имеющих вещную форму, и потребления услуг, реализуемого посредством отношений между людьми. Потребление материально-вещественных благ и потребление услуг имеют существенные различия. Наряду с понятиями «потребительские блага», для выражения товаров и услуг служит термин «потребительский комплекс». Это набор товаров и услуг, служащих удовлетворению какой-либо одной общей потребности. Выделяют такие потребительские комплексы, как «питание», «одежда», «санитарная и личная гигиена», «жилище», «домашнее хозяйство», «информация, культура, образование», «активный отдых», «передвижение».

3. Потребление в экономической социологии

Потребление является самостоятельным отраслью социологической науки («социология потребления»). Социология рассматривает потребление как социальный (а не только как экономический) процесс, расширяя представление о потреблении и снимая известную ограниченность экономического метода в его исследовании. С позиций социологов потребление выполняет также социальные функции (выражение социального статуса и статусной дифференциации) и обусловлено социальными (неэкономическими) факторами. Процесс принятия решения принимается не только на основе соотношения цены и качества продукта, но и с учетом социальных факторов (статуса, престижа, культуры). Влиянием социальных факторов объясняется существование нелинейной зависимости между потребительским спросом и уровнем доходов.

«эффект присоединения к большинству» (когда спрос на товар возрастает в связи с тем, что его покупают другие люди)

«эффект сноба» (когда человек, наоборот, не желает покупать продукты или услуги потому, что это делают окружающие)

«эффект Веблена» (когда привлекательность блага возрастает с ростом его цены, имеет место стремление к покупке более дорогих товаров). В данном случае речь идет о том, что товары используются не по своему прямому назначению, о нефункциональном спросе. В работе Т. Веблена «Теория праздного класса» статусная функция потребления характеризуется пренебрежением высшего класса к труду как непрестижной деятельности, являющейся свидетельством бедности, предпочтением занятий искусством, наукой, благотворительностью, а также выражается в покупке наиболее дорогих предметов или приобретением потребительских благ в объемах, превышающих личные потребности, в действиях, свидетельствующих о высокой платежеспособности.

Демонстративное потребление как средство поддержания социального статуса характерно не только для богатых (например, организация свадеб, похорон и других мероприятий на средства, превышающие экономические возможности семьи). Социологи рассматривают в качестве фактора потребления устойчивость предпочтений различных социальных групп (в зависимости от уровня экономического и культурного капитала) в отношении потребления денег и времени, обусловливающих формирование различных «стилей жизни» как совокупности практик потребления и проведения досуга. При этом потребительские практики, или стили жизни, наделяются специфическим смыслом. Социологи также обращают внимание на то, что потребление все больше выполняет символические функции, связанные с манипулированием знаками. Наряду с потребительной стоимостью и ценой формируется специфическая «знаковая стоимость», товар все больше распознается не по своим полезным свойствам, а по символическим качествам (торговые марки, брэнды, потребление товаров знаменитостями и т.п.) Манипулирование знаками и престижное потребление превращают потребление в процесс, не имеющий границ.

Также социологи рассматривают потребление как сферу инновационных практик, связанных с творческим процессом освоения вещи или услуги, с развитием новых социальных навыков, что обусловлено усложнением самих потребительских процессов (покупки и потребление требуют изучения рынка, выбора из многих альтернатив, освоения все более возрастающего числа функций и сервисов). Распространение потребительских инноваций представляется как ступенчатый процесс (идет от узких элитарных групп) к массовому покупателю. В рамках экономической социологии проводится идея о необходимости создания нормативной «модели необходимого потребления», которая должна обеспечивать защиту и воспроизводство определенной системы ценностей, традиций и образцов поведения на уровне функционирования домашних хозяйств как культурных и потребительских ячеек, передаваемых из поколения в поколение.

4. Потребление в менеджменте, маркетинге и экономической психологии

В маркетинге ведутся активные исследования потребительского рынка, специфики спроса различных социальных групп потребителей, удовлетворенности потребителей, а также разработки технологий управления спросом. В силу особой значимости для маркетинга исследование потребительского поведения оформилось в самостоятельную отрасль научного и практического знания, обозначаемое как «поведение потребителей». потребность благо удовлетворение надобность

Ученые оперируют моделью принятия потребительского решения, отражающей последовательность (основные этапы) принятия потребительского решения (осознание потребности, поиск информации, предпокупочная оценка вариантов, покупка, потребление, оценка по результатам потребления, избавление от покупки в случае неудовлетворенности или после потребления) и факторы, влияющие на процесс принятия потребительского решения на каждом из этапов.

В качестве факторов, влияющих на потребление, рассматриваются внешние, связанные с социальным окружением (культура, ценности, социальный статус, группы и групповые коммуникации, семья) и внутренние, связанные с личность потребителя, индивидуальными различиями потребителей (демографические характеристики, денежные, временные, интеллектуальные ресурсы, персональные ценности, стиль жизни, мотивация, установки).

В маркетинге широко используются как социологические методы и разработки в области экономической социологии (при исследовании социальной структуры потребителей и социальных факторов потребления), так и все большее значение приобретает исследование психологических аспектов потребительского поведения (психологии принятия решения потребителем и формирования потребительского знания, обработки и восприятия информации, обучения и изменения отношения потребителя), сегментирование рынка по психографическому критерию (а не только по демографическому критерию и критерию доходов). В этой связи широкое использование в маркетинге получают психологические методы. Складывается «психографика» как самостоятельное направление маркетинговых исследований индивидуальных особенностей потребления (потребительской мотивации, ценностных установок в потреблении, стилей жизни и др.).

Также в маркетинге оперируют понятием «потребительская логистика», которое характеризует «скорость и непринужденность, с которой потребители движутся в магазине и делают покупки, с момента входа в магазин и до момента покупки». В этой связи развитие получило такое направление маркетинга, имеющее отношение к технологии продвижения товаров, как «мерчандайзинг».

Наряду с психографическими исследованиями практическое значение для маркетинга имеют проводимые в рамках экономической психологии исследования реакции покупателей на цены (на их формат, на изменение и колебания цен). Самостоятельное значение имеет исследование психологии рекламы, также оформившееся в самостоятельную отрасль научного и прикладного знания.

5. Модели потребления

Также выделяют модели потребления групп населения по типам стратегий инвестирования ресурсов, иллюстрирующие адаптацию населения России к изменениям отношений собственности и системе рыночных отношений. Это: модель потребления семей, в которых хотя бы один из членов семьи работал в частном секторе экономики или имел собственный бизнес, и модель потребления семьи, занятой преимущественно в бюджетном секторе. Значение имеет разработка в экономической теории моделей потребления на различных стадиях жизненного цикла, учитывающих изменение ресурсного потенциала стадий жизненного цикла и потребностей семьи. В маркетинге широко используются такие модели, описывающие потребление молодых одиноких, молодых семей с детьми, пожилых. Перспективной представляется также разработка моделей потребления мужчин и женщин (по гендерному критерию), а также детей. Все большее значение в современных условиях приобретает моделирование потребления по социокультурному (уровень образования, потребительской культуры и др.) и психографическому (особенности личности, ценностные ориентации и др.) критериям. Это связано с формированием устойчивой тенденции индивидуализации потребления и роста разнообразия стилей потребления, обусловленной культурными факторами, несводимыми к различию положения в социально-классовой структуре.

6. Государственная политика в сфере потребления

Адаптация населения России к новым условиям хозяйствования потребовала от домохозяйств новой модели потребительской деятельности, что в свою очередь должно быть отражено в соответствующих направлениях и концепции потребительской политики государства. Политика государства в сфере потребления рассматривается в экономической теории в основном рамках социальной политики, «растворена» среди других мер и инструментов управления.

Государственная политика в области потребления может быть представлена следующими наиболее общими направлениями деятельности: 1.Законодательное регулирование потребления и защита прав потребителей 2.Государственные закупки товаров и услуг.

3.Стандартизация и сертификация продукции и услуг

4. Налогообложение в сфере потребления

5. Образование в сфере потребления и пропаганда образцов потребительского поведения

6. Развитие инфраструктуры потребления и общественных форм удовлетворения потребностей в товарах и услугах (обобществление потребления) и др.

Изучение феномена использования продукта в процессе удовлетворения потребностей как особого социального феномена становится актуальным для многих наук.

С экономической точки зрения потребитель, рассматриваемый как человек в рамках экономических отношений, выступает в качестве ищущего наиболее эффективные пути для удовлетворения собственных потребностей в условиях ограниченности ресурсов. Самого субъекта в таком случае можно охарактеризовать как «максимизатора полезности», то есть для получения наибольшей полезности потребитель должен так распределить свой денежный доход, чтобы последние денежные средства, израсходованные на каждый товар, приносили равную предельную полезность.

Интерес социологии к изначально рассматриваемой с экономической точки зрения категории «потребление» проявляется в исследовании таких аспектов потребления, как мода; образцы потребления; культура потребления в рамках определенного образа жизни; характер социальных отношений, воспроизводящихся и развивающихся в процессе потребления материальных, духовных и социальных благ, образующих благосостояние.

2. Ю.Е. Кривонос «Экономическая теория» Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.

3. МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ: Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера. Под общей ред. В.Е. Ланкина. : ТРТУ, 2012.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Показатели расходов населения и сущность потребления. Вычисление темпов изменения расходов и потребления товаров и услуг по Псковской области методом рядов динамики. Графический метод наглядного изображения изменения расходов и потребления продукции.

курсовая работа [410,5 K], добавлен 05.05.2015

Уровень и структура потребления материальных благ и услуг. Характеристика уровня жизни населения Хабаровского края. Определение понятия производственного и личного использования как применения совокупного продукта для удовлетворения потребностей людей.

курсовая работа [1,4 M], добавлен 22.11.2011

Обратная связь органов государственной экономической политики. Расчет кривой предложения и равновесной цены. Особенности сочетания целей украинской экономической политики. Сущность бюджетного дефицита. Шаги по выработке оптимальной экономической политики.

контрольная работа [37,5 K], добавлен 15.11.2010

Потребности как основа активности человека. Субъективный характер потребностей. Основные факторы производства. Процесс производства, распределения, обмена, потребления продукта, благ, услуг. Признаки точной и описательной наук в экономической науке.

презентация [1,8 M], добавлен 02.04.2017

Определение понятий «экономика», «ресурсы» и «потребности». Три главных вопроса экономики: что, как и для кого производить. Исследование экономических отношений, возникающих в процессах производства, распределения и потребления материальных благ и услуг.

презентация [613,2 K], добавлен 30.04.2015

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *