В чем заключается сущность прагматической функции педагогического общения
Функции педагогического общения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие педагогического общения
Педагогическое общение – это профессиональное общение, осуществляемое педагогом с учащимися (воспитанниками) во время воспитательно-образовательного процесса и за его пределами.
Значимость педагогического общения заключается в том, что оно направлено на создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, оптимизацию педагогического процесса, установление положительных отношений между педагогом и детьми.
По своему содержанию педагогическое общение – это многоплановый процесс установления и развития коммуникации, взаимодействия и взаимопонимания между детьми и педагогом. Направление данного процесса зависит от цели и содержания совместной деятельности.
В рамках педагогического общения реализуются следующие стороны:
Таким образом, педагогическое общение должно быть организовано так, чтобы не быть тяжелым бременем для педагога и детей, а идти естественно и непринужденно.
Компоненты педагогического общения
Педагогическое общение состоит из следующих компонентов.
Когнитивный компонент – предусматривает:
Регулятивный компонент – представлен:
Готовые работы на аналогичную тему
Аффективный компонент – это эмоциональное состояние, которое характеризуется отношениями и переживаниями, которые возникают между партнерами по общению.
Духовный компонент – представлен совокупность интеллектуальных способностей и духовного состояния участников общения. Данный компонент включает в себя духовное понимание собеседника, проявление чувства такта, умение поддержать и при необходимости дать совет.
Основные функции педагогического общения
В силу своей многоликости педагогическое общение полифункционально. Выделяют следующие функции педагогического общения:
Функция «открытия» ребенка на общение направлена на создание комфортных условий общения детей в рамках образовательной организации. Условия необходимо создавать во всех видах деятельности (трудовой, учебной, игровой, исследовательской и т.д.). Это необходимо для того, чтобы ребенок мог проявить себя в детском коллективе, установиться как личность. Для реализации данной функции педагогами используются специальные операции в процессе педагогического общения:
Вербальный контакт – устанавливается посредством словесного общения с ребенком, в рамках которого, педагог выстраивает доверительные и уважительные взаимоотношения с детьми.
Визуальный контакт – устанавливается глазами. В процессе общения с ребенком педагогу необходимо смотреть на ребенка, показывая свою заинтересованность и эмоции от общения.
Тактильный контакт – устанавливается с использованием жестов, касаний, поглаживаний и т.п. Тем самым педагог показывает свое расположение к ребенку.
Понятие и функции педагогического общения
Тазаян Арменуи Анна
Понятие и функции педагогического общения
Понятие педагогического общения, его функции
Профессионально важные качества педагогического общения:
1. интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;
2. способность к эмпатии и пониманию людей;
3. гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро менять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студента;
4. умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
5. умение управлять собой, своими психическими состояниями, телом, голосом, мимикой, настроением, умение снимать мышечные зажимы;
6. способность к спонтанности (неподготовленной) коммуникации;
7. умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
8. хорошие вербальные способности;
9. владение искусством педагогических переживаний, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на студентов в требуемом направлении;
10. способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия.
Функции педагогического общения:
— познавательная, обозначающая объяснение окружающего мира;
— эмотивная, представляющая собой отношение говорящего к со-общаемому и собеседнику;
— воспитывающая, целенаправленно формирующая социально-полезные качества личности учащегося;
— регулятивная, побуждающая адресата к действию, координации деятельности путем общения;
— функция само актуализации, производящая процесс актуализации своих возможностей;
— коммуникативная, состоящая в передаче необходимого контента, в связи с чем, часто называется информационно-коммуникативной.
— интерактивная, функция регулирования коммуникации, ее назначение во взаимной корректировке действий при осуществлении совместной деятельности.
— перцептивная, относится к эмоциональной сфере человека и отвечает потребностям в изменении своего эмоционального состояния, в понимании состояния субъектов коммуникации.
в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности
Сложной, педагогически значимой проблемой педагогической психологии, психологии общения является проблема затруднений, или «барьеров» общения, с которыми человек сталкивается в деятельности, в общении.
Затруднение в общении и деятельности – это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимания текста (сообщения, непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т. д.
Статусно-позиционно-ролевая область затруднений. Эта область затруднений в общенииобусловлена целым рядом глубинных причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения, образовательной системы, региона, города и т. д. Такие затруднения в общении чаще всего возникают в условиях асимметрии статусов, позиций, в ситуациях нарушения прав и обязанностей конвенциональных ролей.
Возрастная область затруднений. Возрастные особенности партнеров общения также могут вызвать затруднения. Известно, что ребенок до школы предпочитает общение со взрослыми, до среднего подросткового возраста почти половина детей предпочитает общение со сверстниками. Это предпочтение доминирует у старшеклассников до окончания школы, когда вновь около трети юношей и девушек проявляют интерес к общению со взрослыми. Затруднения в общении с взрослым, с педагогом чаще всего возникают в связи с тем, что учащийся, особенно подросток, считает, что его внутренний мир непонятен взрослым, которые продолжают обращаться к нему все еще как к ребенку.
Область индивидуально-психологических затруднений. Индивидуально-психологические особенности партнеров общения (как учителя, так и учеников) чаще всего служат причиной коммуникативных затруднений. Это объясняется, во-первых, тем,что эти затруднения есть результат взаимосвязи и взаимодействия как минимум трех сил: индивидуально-психологических особенностей учителя (преподавателя, ученика (студента) и их принятия друг другом. Как отмечает Е. А. Климов, совпадение индивидуальных стилей деятельности, отражающих индивидуально-психологические особенности людей, есть одно из основных условий их незатрудненного общения. Во-вторых, затруднение в педагогическом общении может быть обусловлено сознательным отсутствием сдерживания педагогом своих индивидуально-психологических особенностей (раздражительность, излишняя эмоциональность, критичность, скептицизм и др., негативно влияющих на общение.
Педагогическое общение – профессиональная деят-ть преподавателя, как на уроке, так и вне его, направление на создание благоприятного психологического климата, это общение должно снимать негативные эмоции, вызывать радость постижения нового знания и стимулировать познавательную деят-ть учащихся.
Функции пед. общения:познание личности как педагога, так и уч-ка; обмен информацией, создание условий для развития положит. мотивации учебно-воспитательного процесса; организация деят-ти; обмен ролями (общение через роли, образование социального поля деят-ти личности и программирование у личности того или иного шаблона поведения; сопереживания – обеспечивают условия для понимания чувств др. ч-ка, для формирования способностей поддерживать точку зрения другого ч-ка; самоутверждение в общении проявляется в осознании учеником собственного личного «я» в ощущении личностной значимости и формировании адекватной самооценки учеников.
Взаимодействие между учеником и учителем,3 стиля: авторитарный (учителем единолично определяется деят-ть уч-ка либо колл-ва, указывается всё вплоть до мелочей, присваиваивание всякой инициативы детей,демократический (проявляется в опоре педагога на мнение ученика или коллектива, такой педагог старается поощрить любое проявление активности детей, развив. самоуправление. в коллективе,либеральный (анархический, педагог не вмешивается в жизнь колл-ва, не проявляет активности и формально относится к своим обязанностям, педагог устраняется от ответственности за происходящее).
Сообщение на педагогическом совете «Понятие об опасностях и опыте безопасного поведения» Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление.
Конспект урока математики во 2 классе «Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки таких треугольников» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Класс: 2 Г Тема. Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.
Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая» «Понятие точка и прямая» Воспитатель в игровой форме знакомит детей с точкой, видами линий (прямой, кривой). Дети получают представление.
Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! «Мастерство.
Новые формы общения с родителями Как выстроить гармоничные отношения с родителями? Мотивированные и вовлеченные родители помогут не просто достичь новых образовательных.
Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.
Социальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.
Сообщение. «Понятие и сущность педагогического общения»
Тема: Понятие и сущность педагогического общения
Цель: раскрыть понятие и сущность педагогического общения.
1. Общение как сущность педагогического взаимодействия
2. Педагогическое общение, его функции и содержание
3. Воспитание и обучение как педагогическое общение
Общение как сущность педагогического взаимодействия
В истории педагогики развитие представлений педагогов о воспитании шло от философского описания этого явления в направлении выделения его сущностных аспектов. Приведем примеры. Философское описание воспитания содержится в трудах мыслителей античности. Так, древнегреческий философ Платон понимал «под воспитанием то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином». Важность воспитания подчеркивали также Аристотель, Демокрит и др.
Часть философов и педагогов видели суть воспитания в формирующем воздействии, влиянии на личность ребенка, рассматривая его при этом как объект воспитания. Эта идея находит свое выражение и в современной трактовке воспитания как специально организованного педагогического воздействия на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом свойств и качеств.
В педагогических трудах встречается немало указаний на природосообразность воспитания. Еще Демокрит утверждал: «Природа и воспитание подобны». Эту мысль развивали также Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.
Ряд педагогов понимали воспитание как развитие природных задатков и способностей ребенка. Эту мысль, например, Л.Н. Толстой выразил так: «воспитание – это питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет».
Наиболее важными с точки зрения рассматриваемого вопроса являются такие аспекты в понимании сущности воспитания:
— воспитание как создание благоприятных условий для саморазвития личности;
— воспитание как организация совместной деятельности детей и взрослых по овладению культурой общества: знаниями, умениями, социальными и духовными отношения и ценностями;
— воспитание как духовное общение личностей, их духовное взаимообогащение (В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, и др.)
Принимая во внимание вышесказанное, попытаемся выяснить, что же является сущностью воспитания и обучения, а значит и педагогического процесса в целом.
Какова же сущность педагогического взаимодействия, а значит, и педагогического процесса в целом? Как философское понятие сущность какой-либо вещи или явления – это их смысл, то, что они представляют сами по себе в отличие от всех других вещей или явлений и при любых изменениях обстоятельств их существования. Сущность – это то общее, необходимое, определяющее, без чего предмет не может существовать, и от чего зависят все другие его стороны.
педагогическое взаимодействие не может осуществляться без общения. Именно благодаря общению процесс воспитания и обучения начинается с первых минут после рождения ребенка и продолжается всю жизнь. Именно в процессе общения индивида с людьми и с самим собой происходит процесс его социализации.
Понятие «общение» относится к числу межпредметных категорий. Общение изучают философия, психология, социология, педагогика. Эти науки рассматривают общение как один из видов человеческой деятельности. При этом подчеркивается, что общение есть специфическая деятельность, обеспечивающая все другие виды деятельности. Общение это и социальный процесс, так как оно обслуживает групповую (коллективную) деятельность и реализует общественные отношения. Часто общение сводят только к коммуникации – обмену информацией посредством языка или других знаковых средств. В этом узком понимании общение выступает в качестве средства воспитания и обучения или их составляющей.
В широком смысле общение – одна из форм взаимодействия социальных субъектов, процесс обмена рациональной и эмоционально-оценочной информацией, способами деятельности (умениями), а также результатами деятельности в виде материальных вещей и культурных ценностей.
Когда утверждают, что общение является сущностью педагогического процесса, то имеют в виду именно понятие «общение» в широком значении.
Во всех встречающихся в научной литературе трактовках понятия «общение» присутствует термин «взаимодействие». Уже это позволяет считать общение сущностной характеристикой педагогического взаимодействия.
В процессе общения происходит становление человеческой индивидуальности, формируется познавательная и эмоционально-волевая сфера, усваиваются конкретные виды социальной деятельности. Кроме того, общение одна из базовых человеческих потребностей. Психологи утверждают, что задатки к общению у человека врождены, но они должны быть развиты до уровня способности в процессе воспитания личности. Отсюда следует, что у разных людей разные способности к общению.
В структуре общения исследователи выделяют три взаимосвязанных компонента:
1) обмен информацией между субъектами общения (коммуникативная сторона общения);
2) обмен действиями, построение общей стратегии взаимодействия (интерактивная сторона общения);
3) восприятие, изучение, установление взаимопонимания, оценка партнерами по общению друг друга (перцептивная сторона общения).
Соответственно говорят о коммуникативной, интерактивной, перцептивной функциях общения.
Охарактеризованные выше стороны и функции общения характерны и для общения педагога с учащимися.
Педагогическое общение, его функции и содержание
Для обозначения процесса общения педагога с воспитанниками существует специальное понятие – «педагогическое общение». Для того чтобы педагогическая деятельность была эффективной, необходимо чтобы она строилась «по законам общения» (Н.В. Кузьмина).
Чем же отличается педагогическое общение от повседневного общения людей?
Педагогическое общение – это целенаправленное, специально-организованное взаимодействие педагога и воспитанников, включающее обмен информацией и действиями, а их также установление взаимопонимания между ними. В ходе этого взаимодействия осуществляется познание окружающего мира и самих себя, овладение определенными способами деятельности (умениями и навыками) и усвоение опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.
Функции педагогического общения являются развитием функций человеческого общения и обусловлены целями, структурой и содержанием педагогической деятельности. Перечислим и коротко охарактеризуем эти функции.
· Восприятие и понимание личности ученика педагогом. Это познание физических состояний и личностных качеств ученика, обеспечивающее понимание его индивидуальности, определение перспектив его развития.
· Информационная функция обеспечивает процесс познания, взаимопонимания, обмен материальными и духовными ценностями; формирует положительную мотивацию различных видов деятельности, в том числе самообразования; содействует развитию межличностных взаимоотношений в группе и т.д.
· Функция организации деятельности способствует формированию разнообразных умений личности, прежде всего организаторских, коммуникативных и др.; реализуется через участие учащихся в деятельности в роли организаторов или исполнителей.
· Нормативная функция обеспечивает усвоение нравственно-эстетической информации, моральных понятий и норм, правовых знаний и формирование соответствующих умений взаимодействия с окружающим миром.
· Регулятивная функция предусматривает осуществление контроля, коррекции деятельности и поведения учащихся.
· Функция обмена социальными ролями направлена на социализацию личности через смену социальных ролей; способствует формированию умений личности адекватно воспринимать и понимать других людей.
· Сопереживание есть уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности или группы. Данная функция способствует развитию эмоциональной чувствительности учащихся, формирует способность стать на позицию другого человека, воспитывает гуманность.
· Самоутверждение как функция общения обеспечивает ребенку веру в свои силы, осознание своего «Я», стимулирует его творческие способности, формирует адекватную самооценку, способствует его самоопределению в разных сферах жизнедеятельности. В процессе общения самоутверждение личности строится путем создания условий для ее реальных достижений.
Осознание вышеперечисленных функций педагогического общения учителем поможет ему построить такую модель общения, которая обеспечит решение поставленных учебно-воспитательных задач.
Воспитание и обучение как педагогическое общение
Процессы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны, имеют одну и ту же сущностную характеристику – педагогическое общение. Это позволяет рассматривать их как стороны единого педагогического процесса.
С учетом вышесказанного дадим определения воспитания и обучения, отражающие сущность этих сторон педагогического процесса.
Обучение – это специально организованное, целенаправленное общение учителя и учащихся, в процессе которого осуществляется: познание ими окружающего мира, самих себя и усвоение результатов этого познания (знаний); воспроизведение и овладение разнообразными видами деятельности (умениями и навыками); усвоение общественно-исторического опыта эмоционально-ценностных (оценочных) отношений к себе и окружающему миру.
Воспитание – это специально организованное, целенаправленное общение воспитателя и воспитанников, в процессе которого осуществляется: овладение опытом эмоционально-ценностных отношений к миру и себе (поиск, усвоение, переживание, создание социальных, нравственных, эстетических ценностей); овладение опытом разнообразных видов деятельности и усвоение соответствующих знаний.
Нетрудно заметить, что в процессе и воспитания, и обучения педагог и воспитанники осуществляют три основных вида активности человека: познавательную, ценностно-ориентационную и практическую деятельность. Это основное условие организации эффективного педагогического процесса. Вместе с тем, каждый из этих видов деятельно имеет разное значение в процессе обучения и воспитания. В воспитании на первый план выходит ценностно-ориентационная деятельность, в обучении – учебно-познавательная. Практическая деятельность – необходимый компонент и обучения, и воспитания.
Благодаря общению процесс воспитания и обучения начинается с первых минут после рождения ребенка и продолжается всю жизнь. Именно в процессе общения индивида с людьми и с самим собой происходит процесс его социализации.
Педагогическое общение – это целенаправленное, специально-организованное взаимодействие педагога и воспитанников, включающее обмен информацией и действиями, а их также установление взаимопонимания между ними. В ходе этого взаимодействия осуществляется познание окружающего мира и самих себя, овладение определенными способами деятельности (умениями и навыками) и усвоение опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.
Выделяют следующие функции педагогического общения:
· восприятие и понимание личности ученика педагогом;
· функция организации деятельности;
· функция обмена социальными ролями ;
Процессы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны, они входят в сущностную характеристику – педагогическое общение.
Сущность, функции и средства педагогического общения.
Общение как основа педагогической деятельности
Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
В общении выделяют 3 взаимосвязанных функций: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную (организация и регуляция совместной деятельности).
В зависимости от цели речь может быть развлекательной; информационной; воодушевляющей, обращенной к чувствам, эмоциям человека; убеждающей; призывающей к действиям.
Речь выражает отношение педагога к содержанию информации и к тому, с кем он общается, т.е. важна эмоциональная выразительность речи: интонация, темп, дикция, сила, паузы.
Дополняют речь, передают чувства и переживания педагога невербальные средства. Это бессловесные средства называются эмоциональным языком общения. Как важно для многих учащихся, когда на уроке при ответе на трудный вопрос учитель поддерживает их, кивая головой, ставит хорошую отметку улыбаясь.
Обмен знаниями, эмоциональными состояниями в процессе педагогического общения происходит в монологической и диалогической форме устной речи.
Монологическая форма речи используется педагогами для объяснения, изложения сложного материала. Эта форма требует от педагога соблюдения логики, убедительных доказательств, обобщений, использования всех возможностей речевого воздействия (яркие примеры, запоминающиеся сравнения и тд.).
Демократизация и гуманизация образовательного процесса в школе способствует распространению диалогической формы общения. Диалог – это попеременный обмен рациональной и эмоциональной информацией, переход инициативы от педагога к воспитаннику и обратно.
В диалоге для педагога профессионально важно умение формулировать вопросы.
Умение поставить вопрос, эмоционально выразить свои мысли – важная сторона коммуникации, но для учителя не менее значима и другая сторона – умение слушать.
Эффективность общения в педагогической деятельности во многом зависит от того, как педагог воспринимает, насколько знает воспитанников. Эта, перцептивная, функция общения очень важна.
Механизмом познания и понимания личностного своеобразия воспитанника является педагогическая эмпатия. Эмпатия – постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия. Педагогическая эмпатия проявляется в умении воспитателя мысленно поставить себя на место воспитанника, проникнуться его психическим состоянием, понять, сопереживать.
Если педагог и воспитанник адекватно отражают друг друга, то педагогическое общение строится на взаимопонимании. Понимание, принятие друг друга помогает согласовывать действия, проявлять взаимное уважение, чувствовать настроении, предупреждать конфликты, устанавливать положительные межличностные отношения.
Важной функцией общения является интерактивная функция (организация и регуляция совместной деятельности) – управление деятельность воспитанников.
2. Стадии педагогического общения и технология их реализации.
Педагогическое общение имеет динамику. Его стадии:
1. Моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к уроку или мероприятию (прогностический этап). Первая стадия связана с осуществлением своеобразного планирования коммуникативной структуры взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом.
2. Организация непосредственного взаимодействия(начальный период общения) – во время которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое преимущество в управлении общением.
3. Управление общением в педагогическом процессе, суть которой состоит в коммуникативном обеспечении применяемых методов воздействия. Основным условием управления общением является инициативность педагога.
3. Стили педагогического общения.
Каждый учитель по-разному организует взаимодействие с детьми.
Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.
В.А. Кан-Калик установил и охарактеризовал такие стили педагогического общения:
— Общение на основе увлеченности совместной деятельностью (отношения учителя к педагогической деятельности); В основе этого стиля лежит единство высокого профессионализма педагога и его отношения к педагогической деятельности в целом.
— стиль пед. общения на основе дружеского расположения. Но дружественность должна быть в меру; Дружеское расположение выступает стимулом развития взаимоотношений педагога и учащихся. Однако дружественность должна быть педагогически целесообразна.
— общение – устрашение; Этот стиль наиболее популярен у начинающих педагогов, которые не умеют организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
— общение – заигрывание – стремление завоевать ложный, дешевый авторитет у детей. Возникает, когда:
а) непонимание педагога стоящих перед ним ответственных пед. задач;
б) отсутствие навыков общения;
в) «боязнь» общения с классом и одновременно стремление наладить с ним контакт.
В процессе пед. творчества общительность выступает не только как личностное, но и как профессионально-личностное качество человека-педагога.
Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общение-дистанции часто порождают конфликтные отношения между учителем и учащимися. Ответственность за них всегда лежит на учителе. В связи с этим особого рассмотрения требует технология психологической коррекции общения, т.е. технология разрешения конфликтов.
Основными причинами конфликтов в общении являются ущемление чувства собственного достоинства партнера по общения; неподтверждение ролевых ожиданий; психологическая несовместимость. Методы угашения несовместимости: К прямым методам относятся такие, как поочередное изложение сути и причин столкновения (только факты без эмоций); высказывание претензий на группе, т.е. публично; применение административных санкций; разведение конфликтующих по разным классам, группам. Косвенные методы: выход чувств, авторитет третьего, обмен позициями, расширение духовного горизонта спорящих.
Другая классификация стилей педагогического общения включает демократический, авторитарный, либеральный.
Демократический стиль. Ученик как равноправный партнер в общении, коллега. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У таких учителей школьники чаще испытывают состояние спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Для таких учителей характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.
Авторитарный – ученик рассматривается как объект пед. воздействия. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Учащиеся теряют активность, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Главные методы воздействия – приказ, поучение. Для учителя характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость.