В чем заключается сущность прикладного компонента информационной культуры

Информационная культура: что это такое, примеры, виды, значение

В чем заключается сущность прикладного компонента информационной культуры. lazy placeholder. В чем заключается сущность прикладного компонента информационной культуры фото. В чем заключается сущность прикладного компонента информационной культуры-lazy placeholder. картинка В чем заключается сущность прикладного компонента информационной культуры. картинка lazy placeholder

Стремительный рост информационных ресурсов становится причиной повышения роли информационной культуры в жизни общества. Изучим, что означает данная категория, как она выражается, в чем ее важность сегодня в мире.

Что такое информационная культура?

Информационная культура — совокупность умений и навыков грамотного взаимодействия с информационными технологиями и данными, а так же умение воспользоваться необходимыми ресурсами и новейшими техническими средствами для получения информации, её обработки и систематизации.

В узком смысле под данной категорией понимается качество информационного общения людей, уровень развития информационной сферы жизни общества. Информационная культура включает себя познания наук, позволяющих добиться развития информационной составляющей, совершенствования и адаптации её к определенной сфере жизни.

Примеры информационной культуры

Для эффективного использования ежедневных потоков информации современному человеку жизненно важно овладеть информационной культурой. Для более углубленного понимания вопроса, рассмотрим примеры информационной культура. В частности, она может проявляться в:

Виды информационной культуры

Выделяются следующие виды информационной культуры:

Информационная культура — органический синтез информации и культуры. Обе категории можно рассматривать в качестве взаимно пересекающихся сфер, образующих пространство, которое можно назвать информационной культурой.

Овладение информационной культурой

В информационном обществе изучать информационную культуру нужно с раннего детства. В школах и институтах для этого обеспечивается максимальный доступ к информационным ресурсам, которые нужны для осуществления деятельности в изучаемой области. Качество учебы во многом зависит от степени освоенных навыков в сфере основных информационных технологий при решении традиционных задач выбранной сферы деятельности.

Информационная культура включает в себя познания наук, позволяющих развивать и адаптировать к определенному виду деятельности имеющуюся информацию.Обязательный атрибут информационной культуры – знание современных информационных технологий, умение использовать их для выполнения как однообразных действий как в автоматическом режиме, так и в нестандартных ситуациях.

Изучение информационной культурой помогает человеку по-настоящему осознать свое предназначение в данном мире. Эксперты придерживаются мнения, что для достижения высокого уровня информационной культуры не требуется делать акцент на запоминании информации. Важнее помогать создавать для информационного общества нового специалиста, владеющего определенными умениями: находить важную информацию, формировать критерии для анализа данных, правильно ими пользоваться.

Значение информационной культуры

Во время информационной деятельности люди улучшают культуру обращения с данными, способы их получения, обработки, хранения, оперативного предоставления. Большую значимость играет именно своевременная выдача информации. Сегодня различные сведения в обществе быстро становятся неактуальными. Они демонстрируют ускорение социальной жизни, развитие науки и промышленной сферы, техники, методов коммуникации. Ценная сегодня информация завтра может потерять свою значимость. Оперативное предоставление сведений позволяет увеличить их актуальность, важность на практике.

Развитие информационной культуры позволяет сформировать в обществе определенные группы людей, имеющих на духовном уровне единое понимание проблем, решением которых они занимаются. Информационная культура органически входит в жизнь общественности, позволяет ей выйти на качественно новый уровень, являясь основой для преобразования различных сфер жизни, добавляет совершенно новые черты в жизненные образы людей.

Информационная культура — это не только наличие различных познаний и умений работать с компьютером. Это информативная направленность человека, у которого есть мотивация использовать актуальные данные, изучать и запоминать их. Информационная культура – грань личностного развития.

Заключение

Информация и культура – два феномена, обладающих многими общими свойствами. Среди них глобальность, универсальность, представляющих собой существование связей с разными формами жизнедеятельности человека. Указанные две категории распространены в каждом направлении человеческой деятельности, придают ей креативный характер и многие другие черты. Существование информации и культуры подразумевает наличие между ними взаимной связи: осуществление культурных процессов происходит через информационные. И наоборот. Культура способна результативно повлиять на человека, общественность только через механизм сбора и распространения сведений о наличной среде, где она распространена, самой культуре.

Источник

В чем заключается сущность прикладного компонента информационной культуры

В последнее время возрос огромный интерес к понятию «информационная культура». Его распространение вызвано растущим влиянием научно-технического прогресса на общую культуру общества, развитие личности. Понятие «культура» употребляют в различных смыслах, ее можно рассматривать, например, как сочетание определенных знаний, умений, черт и навыков индивида.

Распространены обобщенные представления о том, что культура ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, моральной ответственностью, художественным вкусом. Перечень компонентов в контексте дефиниции вряд ли можно считать исчерпанным. Культура часто рассматривается как специальная система, совокупность духовных, нравственных и научных знаний и ценностей, создаваемых не отдельной личностью, а человечеством в целом в процессе общественно-исторической практики. Этот подход связан с толкованием культуры как определенной цивилизации, ступени материального и духовного общественного развития. В философском словаре под культурой понимается исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В философии выделено несколько уровней анализа культуры: культура общества, культура социальных групп и культура отдельного человека. «Культура имеет три масштаба в соответствии с философским различием онтологических уровней «общее — особенное — единичное»: культура как способ существования человека, макро- или микрогруппы, говоря языком социологов, культура отдельной личности (по формуле обыденной речи — культурный человек)».

В первоначальном значении понятие «культура» в переводе с латинского означало «возделывание почвы» (Каган М.С.), то есть изменения в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Понятие культуры в широком смысле как раз и охватывает сферу целесообразной деятельности людей, совокупность общественных предметов в отличие от предметов природы, не преобразованных человеческим трудом. Культура в глубокой своей сути является тем, что обеспечивает реализацию самой деятельности, т.е. способом ее осуществления. Культура представляется:

Понятие «культура» может употребляться в самых разных смыслах. Если в основу классификации видов культуры вложить содержательный или предметный признак, то можно говорить о физической, художественно-эстетической, экологической, политической культуре и т.д. В этом же ряду находится и информационная культура. Так как понятие «информация» несет большую смысловую нагрузку, то роль информационной культуры особая, в частности, она является исключительной в формировании содержания образования.

Вопросы становления и развития информационной культуры личности обучающегося, его информационной подготовки в вузе к работе со средствами информатизации занимают особое место в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. По их мнению, информационная культура личности предполагает формирование необходимых знаний, ценностных ориентации, умений и навыков в работе с информацией, овладение нормами и правилами поведения в информационной среде. Изучение литературных источников (Ю. С. Брановский, В. Я. Буторин, К. К. Колин, Э. П. Семенюк, Т. И. Шамова) показало, что категория «информационная культура» проанализирована в различных взаимосвязях с такими понятиями, вошедшими в научный аппарат педагогики, как «компьютерная грамотность», «компьютерная культура» и «информационная грамотность». Ключом к пониманию словосочетания «компьютерная грамотность» является слово «грамотность», которое современная отечественная педагогическая наука рассматривает как необходимую ступень и средство личностного становления человека. На самых разных этапах образования «грамотность» означает умение читать, писать и считать. С этой точки зрения, компьютерная грамотность — это умение читать и писать, считать и рисовать, искать информацию и работать с программами на персональном компьютере. Сегодня под компьютерной грамотностью понимаются: знания, касающиеся информационной техники и технологии, компьютеров, их потенциала, возможностей и границ использования, а также относящихся к ним основных экономических, социальных, культурных и нравственно-этических вопросов; совокупность умений и навыков использования компьютеров в своей деятельности:

В понятие «информационная грамотность личности» включено: компьютерная грамотность личности; знания об информационной среде, законах ее функционирования, некоторый объем метазнаний, т.е. знаний об информации; наличие информационных потребностей широкого диапазона; умение ориентироваться в информационных потоках; умения и навыки сохранения информации для повторного использования; развитость алгоритмического мышления личности. Компьютерная культура есть термин, охватывающий и регламентирующий полный комплекс аспектов работы человека с информационными технологиями и телекоммуникационными средствами. Выделим компоненты компьютерной культуры: знание методологии применения информационных и компьютерных технологий (ИКТ) в различных областях жизнедеятельности человека; понимание соответствующей терминологии, связанной с ИКТ; знание принципов устройства и работы компьютерной техники; знание конкретных примеров использования ИКТ; свободное владение навыками работы с компьютером в повседневной профессиональной деятельности; знание основ методов моделирования (математического, логического, дидактического и др.); понимание принципов, лежащих в основе функционирования телекоммуникационных сетей и умение ими пользоваться; умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью электронно-вычислительной техники и применять их в своей деятельности; умение грамотно сформулировать задачу, возникающую в своей деятельности и реализовывать на практике основные этапы ее решения — структуризация, алгоритмизация, программирование, реализация; соблюдение морально-этических и правовых норм применения ИКТ.

В связи с широким использованием телекоммуникаций в практической деятельности человека и расширением сферы применения информационных технологий появилась дефиниция «информационная культура». Содержание термина «информационная культура» гораздо шире, чем другие понятия. Оно точнее отражает взаимодействие отдельной личности с окружающими информационными средами и пространством. Информационная культура предполагает наличие у личности таких качеств, как: информационная грамотность, включающая: осознанную мотивацию личности, а это определенный стиль мышления, главной характеристикой которого являются — самостоятельность и креативность.

Существуют различные подходы к определению феномена «информационная культура». В научной и учебной литературе публикуется множество взглядов и порой противоположных. Однозначного и всеобъемлющего определения этому понятию исследователи не дают. Исторический подход к пониманию информационной культуры наиболее полно представлен в работах К. К. Колина, А. И. Ракитова, Э. П. Семенюка и др. В рамках этого подхода делается акцент на анализ генезиса информационной культуры, выявляется ее конкретно историческая и социальная обусловленность и, как результат, предпринимаются попытки формирования исторической модели информационной культуры, в которой и «должны сочетаться временной фактор и перечни компонентов информационной культуры». Первую информационную революцию связывают с появлением языка, с технологией устной речи, ее передачей, запоминанием, возможностью трансляции в пространстве и времени. Древняя дореволюционная информационная среда была соразмерна индивидуальному человеческому сознанию и отличалась невысокой скоростью распространения информации.

Письменность — вторая информационная революция, это изобретение позволило не только обеспечить сохранность уже накопленных человеческим обществом знаний, но и повысить достоверность этих знаний, создать условия для их широкого распространения. Кроме этого, появление документальных носителей информации расширило сферу общения, диапазон его форм и возможностей и создало предпосылки для возникновения нового этапа развития информационной культуры. Изобретение книгопечатания — одна из первых эффективных информационных технологий, приведшая к третьей информационной революции, которая радикально изменила производство (индустриальное общество), культуру и способ организации общественной и исторической деятельности. Произошел взрывообразный рост количества используемых в обществе информационных документов, а самое главное — началось и более широкое распространение информации, научных знаний и информационной культуры. Книгопечатание дало возможность собрать все достижения человеческой мысли предшествующих поколений и ускорить процесс получения знаний, позволило тиражировать тексты, одновременно и потребовало, в свою очередь большего распространения грамотности среди людей. Четвертая информационная революция, начавшаяся в XIX веке, связана с изобретением и последующим применением в практике электричества и таких средств коммуникации, как радио, телефон, телевизор. Эти средства означали грандиозный переворот с точки зрения скоростей передачи информации, объемов памяти и возможности накопления знаний. Этот этап информационной истории человечества привел к формированию новой личности с иным уровнем информированности и информационной культуры.

Переход к новому электронному этапу информационной истории человечества обеспечила пятая информационная революция, связанная с использованием в практике средств цифровой вычислительной техники. Особенно бурное развитие этот процесс получил в последние двадцать лет, когда были сконструированы и стали широко выпускаться промышленностью персональные ЭВМ. Произошел подлинный переворот в информационной сфере общества, что во многом изменило психологию и практику научной, педагогической и производственной деятельности людей. Информатизация общества сегодня оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. По мнению К. К. Колина, разворачивающийся на наших глазах процесс информатизации общества следует квалифицировать как новую социотехническую революцию, информационную основу которой составляет шестая информационная революция, результатом которой станет формирование на нашей планете новой цивилизации — информационного общества.

С точки зрения исторического подхода, содержание и характер информационной культуры меняются в условиях трансформации информационной среды жизни общества. Каждый новый этап совершенствования информационной культуры не отвергает составляющие информационной культуры предыдущих этапов, а включает их в себя как необходимые. На уровне общества информационная культура анализируется в работах М. Г. Вохрышевой, Э. П. Семенюка, А. П. Суханова и др. Информационная культура выступает в этом случае как способ «сглаживания противоречий социального характера посредством их информационного регулирования». Основными носителями информационной культуры выступают социальные группы и социальные институты.

С философских позиций (по А. П. Суханову) — информационная культура, как «достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения потребностей людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки и передачи информации». Технологический аспект понимания информационной культуры представлен в работах Э. П. Семенюка, К. К. Колина и др. Например, Э. П. Семенюк говорит о том, что информационная культура — это «степень развитости информационного взаимодействия и всех информационных отношений в обществе, мера совершенства в оперировании любой необходимой информацией». Проанализировав существующие определения дефиниции «информационная культура», пришли к тому, что наиболее разработанным аспектом при исследовании проблемы информационной культуры является ее рассмотрение на уровне личности.

Объясняется это тем, что культура не существует без человека, т.е. незаменимостью социокультурной роли личности. Современное общество часто называют информационным, так как роль и количество информации, циркулирующей в нем, стремительно возрастает, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распространения и использования. Информация легко и быстро достигает потребителей т.е заинтересованных в ней людей или организаций, и выдается в привычной для них форме.

На уровне личности информационная культура проявляется в информационной среде, которая позволяет решать проблемы доступа к знанию, полученному в любой момент и в любом месте. При этом пользователь информации выступает во взаимодействии с информационной средой не как безличный исполнитель некоторой социальной роли, а как личность со своим индивидуальным творческим выбором, способный к активной рефлексии над собственным процессом мышления. Составляющая информационной культуры личности является проблема постоянного и систематического самообразования, то есть «образование не на всю жизнь, а через всю жизнь», которая также очень актуальна в современном обществе. Самостоятельная познавательная деятельность позволяет постоянно повышать и совершенствовать человеческие квалификации и обогащать в течение всей жизни знания, вынесенные из образовательных учреждений. Сближению и взаимодействию способствуют формальные и неформальные виды образования, то есть появление универсальных социально-культурных институтов (библиотечные центры, альтернативные школы, инновационные учреждения).

Обобщая современные представления о составе информационной культуры, выделяется: культура поиска информации (поиск идей, а не рецептов); умение аналитической переработки информации (создание собственных баз даных); культура делового общения; толерантность; открытость другим культурам, способность к рефлексии; адекватная самооценка, знание этических норм использования информации. Значение информационной культуры в современном обществе велико, а особенно для молодежи, подросткового поколения. Информационная культура — это уверенность в себе, в завтрашнем дне; информированность, более успешная самореализация, развитие способности к самообразованию и коммуникации в современном мире, быть в центре событий, быть открытым для информации и повышать свой культурный, творческий уровень в целом.

Список литературы
1. У. Ш. Бегимкулов. Педагогик таълимни ахборотлаштириш: назария ва амалиёт: моногр. — Т: Фан, 2011. — 232 б.
2. Философский словарь / Под ред.
И. Т. Фролова. — М.: Республика, 2001. — 719 с.
3. П. С. Гуревич. Философия культуры: пособие для студ. гуманит. вузов — М.: АО «Аспект-Пресс», 1994. — 317 с.
4. М. С. Каган. Философия культуры — СПб.: Петрополис, 1996. — 415 с.
5. Н. Коряковцева. Информационная культура: технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами // Учит. газ. — 2004. — №49. — с. 49–50; вкладыш ИКТ. —  26. — с. 7.
6. Л. Н. Макарова. Компьютерная культура будущих специалистов в контексте их личностного развития. Педагогическая информатика. 2003. №3. с. 17.

Источник

В чем заключается сущность прикладного компонента информационной культуры

1. Выскажите ваше мнение по следующим вопросам:

Потому что информационная культура сейчас активно входит в жизнь общества. Это стремительно развивающаяся область культуры, как никогда актуальная для людей сейчас, поскольку общество сегодня можно характеризовать как информационно развитое.

По утверждению специалистов, временные рамки цикла обновления не только производственных, но и социальных технологий стремительно сокращаются и в будущем будут составлять шесть-восемь лет, опережая темпы смены поколений. Следовательно, для всех членов общества возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности. Человек должен уметь использовать все информационные ресурсы, которые накопило общество.

2. Прочитайте предложенные определения, как вы считаете, какие определения относятся к термину «культура», а какие – к термину «информационная культура»?

Это способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей, свободно ориентироваться в современном обществе, адаптироваться к нему.

Это совокупность достижений человечества в производственном, общественном, научном отношении.

Это информационная память народа на пути накопления индивидуального опыта и передачи индивиду в форме орудий, знаков и текстов.

Это степень удовлетворенности людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, поиска, хранения, переработки и представления информации, обеспечивающей целостное видение мира, предвидение последствий принимаемых решений.

3. Составьте сравнительную таблицу понятий «культура» и «информационная культура». Самостоятельно выделите еще 2 основания для сравнения.

Совокупность производственных, общественных и ду­ховных достижений людей.

способность общества эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять
для этих целей передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.

2. с точки зрения условий становления (что нужно, чтобы человек овладел культурой)

Овладение интеллектуальными, нравственными, этическими знаниями и законами.

Состоит в овладении определенными комплексом знаний, умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий.

3. в чем выражается…

выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях.

выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.

4. цель культуры (человек как…)

Человек как духовно-социальное существо

Человек со знаниями, умениями и навыками информационного самообеспечения

4. Ответьте на вопросы:

· Можно ли с уверенностью говорить, что культурный человек – это грамотный человек и наоборот, грамотный человек – это культурный человек?

Безусловно, культурный человек должен обладать и культурой речи, в частности, а весомой составляющей культуры речи является ее грамотность. Но только лишь грамотность речи не может быть показателем общей культурности человека.

· Существует ли взаимосвязь между понятием ‘информационная культура’ и ‘синдром информационной усталости’? Можно ли вообще говорить о соотношении этих понятий?

Мне кажется, связь существует, но можно ли соотносить эти понятия… «Синдром информационной усталости» возникает в результате «перегрузки» сознания человека излишком информации. Информационно культурный человек должен уметь выбирать для себя необходимую информацию, так же как культурный человек должен уметь отличать хорошие книги от «литературного попкорна». Однако, развитие нашего общества, его информатизация дало нам новую область культуры – информационную, но так же и новую болезнь – «синдром информационной усталости». Это бич времени, от которого никуда не деться, соразмерная плата, если хотите. Скорее это следствие общей информатизации общества, как и возникновение информационной культуры. В этом ключе, я думаю, можно говорить о связи этих понятий. Но утверждать, что одно является продуктом другого – не думаю.

· За какой временной интервал, и при каких условиях, можно овладеть умениями, позволяющими свободно и грамотно использовать разнообразные информационные потоки в своей профессиональной, образовательной и бытовой жизни?

На мой взгляд, здесь логично вспомнить о трех уровнях информационной культуры – базовом, профессиональном и высшем (логическом). Так вот, каждый из них необходим для использования информационных потоков в бытовой, образовательной и профессиональной жизни соответственно. Логично предположить, что наименьшее количество времени необходимо для освоения минимальных навыков, необходимых в бытовой жизни. Здесь в освоении культуры можно вполне обойтись своими силами. Для овладения навыками, необходимыми для образовательной деятельности, Вам понадобится больше времени, а так же помощь вашего преподавателя. Наибольшее количество времени понадобится для развития высшего уровня информационной культуры, необходимого для профессиональной деятельности.

5. Компоненты информационной культуры: самостоятельно заполните таблицу.

особый тип культуры информационного общества, это часть общей культуры: мира книг, газет и журналов, кинематографа, радио- и телевещания, Интернет-ресурсов, CD-ROMов, DVD. Всего того, что связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует, оказывает воздействие на оценки, мнения и поведение людей.

это система навыков мышления, позволяющая выражать имеющиеся мысли в ясной и отчетливой форме и приобретать новые мысли на основе одной только этой формы.

культура как огромная совокупность знаков – культурных кодов, в которых воплощается (кодируется) содержащаяся в ней

Информационная компетентность в области понятий и знаний

Грамотность в области информационно- коммуникационных технологий.

Это культура современного технологически

насыщенного общества. Это новое отношение

к окружающему нас миру, основанное на преобразовании и улучшении, а также совершенствовании среды обитания человека.

6. Решение ситуаций: определите, о каком компоненте информационной культуры идет речь в каждой из предложенных ситуаций (см. Приложение)

Ситуация 1: представлены компоненты аудиовизуальный, логический и понятийно-терминологический

Ситуация 2: отсутствие 2-х компонентов – логического и понятийно-терминологического

Ситуация 3: представлены компоненты логический и аудиовизуальный

Ситуация 4: представлены компоненты логический, технологический

Ситуация 5: представлен коммуникационный компонент

Ситуация 6: представлены компоненты логический и технологический

Ситуация 7: отсутствие логического компонента

Ситуация 8: понятийно-терминологический компонент

Ситуация 9: представлены аудиовизуальный, понятийно-терминологический и коммуникационный компоненты

Ситуация 10: представлены компоненты логический и коммуникационный

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *