В чем заключается сущность системного подхода к определению туризма
Системный подход в определении туризма
Методические рекомендации по выполнению комплексной курсовой работы для студентов по направлению 080200 «Менеджмент» профиль: «Производственный менеджмент» заочной формы обучения
Издательство ЧИПС, Челябинск, ул.
Драчева Е. Л.
Основные понятия международного туризма как системы
Представлена классификация видов международного туризма по таким признакам, как цель путешествия, тип предложения, тип заказчика, способ передвижения, способ организации поездки, возраст путешественников. Рассмотрены: рекреационный, экскурсионный, деловой, специализированный, приключенческий, оздоровительный, экзотический, экологический и другие виды туризма.
Анализируются субъекты международного туризма. Рассматриваются туристские потребности, мотивы и цели путешествий.
Системный подход в определении туризма
В современной научной отечественной и зарубежной литературе существует достаточно большое количество подходов в определении понятия «туризм». Все их можно объединить по различным признакам в несколько групп:
— туризм как особая форма передвижения людей по маршруту с целью посещения конкретного объекта или удовлетворения специализированного интереса и возвращения к месту постоянного жительства;
— туризм как движение (перемещение) людей, их нахождение вне постоянного места жительства и временное пребывание в объекте интереса (поездки);
— туризм как особая форма развития личности, реализуемая через его социально-гуманитарные функции (воспитательную, образовательную, оздоровительную и спортивную);
— туризм как популярная форма организации отдыха, проведения досуга;
— туризм как отрасль хозяйства по обслуживанию людей, находящихся временно вне места постоянного жительства («промышленный» подход в определении туризма);
— туризм как явление, выходящее за пределы традиционного представления, ассоциированного исключительно с отдыхом. (На конференции ВТО по статистике путешествий и туризма, проходившей в 1991 г. в Оттаве (Канада) в качестве концепции был выбран аспект спроса, и ²туризм² получил определение: ²деятельность лиц, путешествующих и осуществляющих пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, на период не более одного года подряд с целью отдыха, деловыми и прочими целями².);
— туризм как “временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания” по определению Федерального Закона “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”, принятого 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ.
Анализируя понятие «туризм» с использованием системного подхода, можно выделить концепцию профессора Мейсенского университета (г. Окленд) Лейпера. Он рассматривает туризм как систему, состоящую из следующих основных элементов:
1) географический компонент;
3) туристская индустрия.
При этом географический компонент включает в себя три основных составляющих:
· регион, порождающий туристов;
· регион туристской дестинации (рис.1.1).
Рассмотрим несколько подробнее данную схему.
Регион, порождающий туристов, представляет не что иное, как место, откуда туристы начинают свое путешествие, и где они его заканчивают. Ключевыми вопросами изучения данного элемента являются характерные факторы, которые стимулируют спрос на туризм, и которые включают географическое расположение таких мест, их социально-экономические и демографические характеристики. Совершенно естественно, что основные маркетинговые операции индустрии туризма осуществляются именно здесь.
В регионе, порождающем туристов, постоянно идет процесс мотивации (и стимуляции) потенциальных потребителей к путешествиям. Люди читают книги о разных странах, смотрят журналы, рекламную информацию (например, проспекты о курортах), телевидение, общаются со знакомыми и родственниками, наконец, принимают определенное решение и отправляются в путешествие.
Направляясь к цели своего путешествия, туристы на некоторое время (от нескольких часов до нескольких дней) могут остановиться в так называемом «транзитном регионе». Это, прежде всего, место пересадки с одного транспортного средства на другое (например, с самолета на автобус, который доставляет к цели путешествия), поэтому транспортное обслуживание здесь играет главную роль. Одной из функций транзитного региона также является предоставление туристам услуг предприятиями общественного питания (ресторанов, кафе, и т.д.). Однако туристы могут остановиться здесь и на несколько дней с целью осмотра достопримечательностей, если данная территория таковыми обладает и они представляют определенный интерес.
Само слово «дестинация» произошло от латинского «местонахождение». В зарубежной литературе существует два подхода к определению понятия «дестинация». В рамках первого подхода дестинация описывается как территория, имеющая определенные географические границы (Лейпер).
Таким образом, дестинация (место назначения) привлекает путешественников для временного пребывания, т.к. она обладает такими характерными особенностями, которых нет в странах их проживания. Индустрия туризма этих мест занимается расселением (размещением), организацией питания, отдыха и развлечений, розничной продажей товаров туристского спроса и сувениров и т.п.
Вместе с тем, не любая территория может быть отнесена к дестинации. Для того, чтобы место (территория) могло называться дестинацией, оно должно отвечать следующим основным требованиям:
1) наличие определенного набора услуг, необходимых для принятия туристов. Причем, это должен быть именно тот набор услуг и такого качества, которое турист ожидает, приобретая предлагаемый ему туристский продукт. К нему, в первую очередь, относятся:
· доставка (транспорт) до дестинации и обратно. В настоящее время требования потребителя к качеству обслуживания и комфортности перевозки увеличиваются, и выполнение их должно быть обязательным;
· возможность переночевать (наличие отелей, кемпингов, дачных домиков и т.д.) и поесть (рестораны, кафе, бары и т.д.) с соответствующим уровнем обслуживания.
2) наличие достопримечательностей, которые могли бы заинтересовать туристов. Именно здесь возникает конкуренция между дестинациями. Чем интересней место с точки зрения возможностей увидеть и узнать больше нового, отдохнуть и развлечься, тем выше его рейтинг среди конкурентов и, соответственно, тем больше оно посещается туристами.
3) наличие информационных систем, которые являются необходимым «инструментом» продвижения продукта на туристском рынке. Прежде всего, это возможность доступа к информации систем компьютерного резервирования и бронирования.
С точки зрения посещаемости первичная дестинация должна привлекать туристов на достаточно длительное время. Привлекательность вторичной дестинации для туристов ниже и, следовательно, ее главная задача состоит в привлечении большего количества туристов, но на краткое время.
Следует отметить еще одно важное обстоятельство. Первичная дестинация всегда характеризуется определенным местоположением территории (например, Дисней Лэнд), а вторичная должна обязательно удачно располагаться по отношению к транспортным коммуникациям.
Основные понятия международного туризма как системы
Основные понятия международного туризма как системы
Представлена классификация видов международного туризма по таким признакам, как цель путешествия, тип предложения, тип заказчика, способ передвижения, способ организации поездки, возраст путешественников. Рассмотрены: рекреационный, экскурсионный, деловой, специализированный, приключенческий, оздоровительный, экзотический, экологический и другие виды туризма.
Анализируются субъекты международного туризма. Рассматриваются туристские потребности, мотивы и цели путешествий.
1.1. Системный подход в определении туризма
В современной научной отечественной и зарубежной литературе существует достаточно большое количество подходов в определении понятия «туризм». Все их можно объединить по различным признакам в несколько групп:
— туризм как особая форма передвижения людей по маршруту с целью посещения конкретного объекта или удовлетворения специализированного интереса и возвращения к месту постоянного жительства;
— туризм как движение (перемещение) людей, их нахождение вне постоянного места жительства и временное пребывание в объекте интереса (поездки);
— туризм как особая форма развития личности, реализуемая через его социально-гуманитарные функции (воспитательную, образовательную, оздоровительную и спортивную);
— туризм как популярная форма организации отдыха, проведения досуга;
— туризм как отрасль хозяйства по обслуживанию людей, находящихся временно вне места постоянного жительства («промышленный» подход в определении туризма);
— туризм как явление, выходящее за пределы традиционного представления, ассоциированного исключительно с отдыхом. (На конференции ВТО по статистике путешествий и туризма, проходившей в 1991 г. в Оттаве (Канада) в качестве концепции был выбран аспект спроса, и ²туризм² получил определение: ²деятельность лиц, путешествующих и осуществляющих пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, на период не более одного года подряд с целью отдыха, деловыми и прочими целями².);
Анализируя понятие «туризм» с использованием системного подхода, можно выделить концепцию профессора Мейсенского университета (г. Окленд) Лейпера. Он рассматривает туризм как систему, состоящую из следующих основных элементов:
1) географический компонент;
3) туристская индустрия.
При этом географический компонент включает в себя три основных составляющих:
· регион, порождающий туристов;
· регион туристской дестинации (рис.1.1).
Рассмотрим несколько подробнее данную схему.
Регион, порождающий туристов, представляет не что иное, как место, откуда туристы начинают свое путешествие, и где они его заканчивают. Ключевыми вопросами изучения данного элемента являются характерные факторы, которые стимулируют спрос на туризм, и которые включают географическое расположение таких мест, их социально-экономические и демографические характеристики. Совершенно естественно, что основные маркетинговые операции индустрии туризма осуществляются именно здесь.
В регионе, порождающем туристов, постоянно идет процесс мотивации (и стимуляции) потенциальных потребителей к путешествиям. Люди читают книги о разных странах, смотрят журналы, рекламную информацию (например, проспекты о курортах), телевидение, общаются со знакомыми и родственниками, наконец, принимают определенное решение и отправляются в путешествие.
Направляясь к цели своего путешествия, туристы на некоторое время (от нескольких часов до нескольких дней) могут остановиться в так называемом «транзитном регионе». Это, прежде всего, место пересадки с одного транспортного средства на другое (например, с самолета на автобус, который доставляет к цели путешествия), поэтому транспортное обслуживание здесь играет главную роль. Одной из функций транзитного региона также является предоставление туристам услуг предприятиями общественного питания (ресторанов, кафе, и т. д.). Однако туристы могут остановиться здесь и на несколько дней с целью осмотра достопримечательностей, если данная территория таковыми обладает и они представляют определенный интерес.
Само слово «дестинация» произошло от латинского «местонахождение». В зарубежной литературе существует два подхода к определению понятия «дестинация». В рамках первого подхода дестинация описывается как территория, имеющая определенные географические границы (Лейпер).
Таким образом, дестинация (место назначения) привлекает путешественников для временного пребывания, т. к. она обладает такими характерными особенностями, которых нет в странах их проживания. Индустрия туризма этих мест занимается расселением (размещением), организацией питания, отдыха и развлечений, розничной продажей товаров туристского спроса и сувениров и т. п.
Вместе с тем, не любая территория может быть отнесена к дестинации. Для того, чтобы место (территория) могло называться дестинацией, оно должно отвечать следующим основным требованиям:
1) наличие определенного набора услуг, необходимых для принятия туристов. Причем, это должен быть именно тот набор услуг и такого качества, которое турист ожидает, приобретая предлагаемый ему туристский продукт. К нему, в первую очередь, относятся:
· доставка (транспорт) до дестинации и обратно. В настоящее время требования потребителя к качеству обслуживания и комфортности перевозки увеличиваются, и выполнение их должно быть обязательным;
· возможность переночевать (наличие отелей, кемпингов, дачных домиков и т. д.) и поесть (рестораны, кафе, бары и т. д.) с соответствующим уровнем обслуживания.
2) наличие достопримечательностей, которые могли бы заинтересовать туристов. Именно здесь возникает конкуренция между дестинациями. Чем интересней место с точки зрения возможностей увидеть и узнать больше нового, отдохнуть и развлечься, тем выше его рейтинг среди конкурентов и, соответственно, тем больше оно посещается туристами.
3) наличие информационных систем, которые являются необходимым «инструментом» продвижения продукта на туристском рынке. Прежде всего, это возможность доступа к информации систем компьютерного резервирования и бронирования.
С точки зрения посещаемости первичная дестинация должна привлекать туристов на достаточно длительное время. Привлекательность вторичной дестинации для туристов ниже и, следовательно, ее главная задача состоит в привлечении большего количества туристов, но на краткое время.
Следует отметить еще одно важное обстоятельство. Первичная дестинация всегда характеризуется определенным местоположением территории (например, Дисней Лэнд), а вторичная должна обязательно удачно располагаться по отношению к транспортным коммуникациям.
1.2. Категории туризма
а) для целей изучения туризма: анализ феномена туризма первоначально требует определить, что этот феномен охватывает;
б) для целей статистики: чтобы измерить феномен туризма, его надо определить с наибольшей точностью.
Одно из первоначальных и, по-видимому, наиболее точных определений туризма было дано профессорами Бернского университета Гунзикером и Крапфом, которое позже было принято Международной Ассоциацией научных экспертов туризма. Ученые считали, что туризм можно определить как ряд явлений и взаимоотношений, возникающих в результате путешествия, пока оно не приводит к постоянному пребыванию и не связано с получением какой-либо выгоды (прибыли).
Со временем эта первоначальная концепция туризма расширилась и стала включать различные виды деловых путешествий, которые не приводят к постоянному пребыванию и не включают извлечение прибыли в стране пребывания, поэтому их экономическое значение остается тем же. Т. е. туризм охватывает ²деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями² (ВТО).
Среди прочих характеристик туризма пять должны быть определены концептуально:
б) различные формы туризма включают два базовых элемента: путешествие (перемещение) в туристский пункт назначения и остановка в этом пункте назначения, которая включает удовлетворение потребностей в размещении, питании и т. п.;
в) путешествие означает выезд из страны (региона, места проживания), где турист постоянно проживает;
г) движение туристов к различным туристским пунктам назначения является временным, что означает, что туристы вернутся к местам постоянного проживания через несколько дней, недель или месяцев;
д) люди посещают туристские места с различными целями, которые не включают постоянное проживание и извлечение прибыли (деловую активность).
Временный характер туризма отличает его от миграции. Миграция включает передвижение населения и постоянное проживание на том месте, куда оно мигрирует. Туризм же отличается коротким сроком путешествия и включает сезонные и временные передвижения населения к пунктам назначения, удовлетворяющим их требованиям.
Для более полного определения туризма Всемирная туристская организация предложила ввести следующую классификацию по типам туризма: внутренний, въездной и выездной туризм. Основным критерием данных определений является пересечение государственных границ. Причем данную классификацию можно применять как для страны, так и для каждого конкретного региона[1] (дестинации).
Внутренний туризм включает жителей какой-либо страны (региона), путешествующих по своей стране (региону). Эта форма туризма не приносит стране валюту, хотя и влияет на развитие экономики, воздействуя на перераспределение доходов между регионами страны. Одним из условий для развития этого вида туризма является наличие необходимых средств приема и обслуживания туристов. Другим условием является соответствующий уровень развития внутренней инфраструктуры (транспорт, дороги и т. п.) страны.
Выездной туризм – выезд и путешествие жителей какой-либо страны (региона) по другой стране (региону).
Въездной туризм – прибытие и путешествие по какой-либо стране (региону) лиц, не являющихся ее жителями (жителями региона). Въездной туризм с точки зрения получения доходов характеризуется как активный, так как создает приток иностранной валюты, а выездной туризм как пассивный, при котором валюта вывозится из страны. В большинстве стран въездной туризм является приоритетным направлением развития туристской (и национальной) экономики.
При рассмотрении экономики туризма конкретной страны (региона), направлений ее развития и повышения эффективности функционирования необходимо рассматривать такие понятия, как национальный, международный туризм и туризм в пределах данной страны (региона). С точки зрения приведенной классификации к национальному туризму относится внутренний и выездной туризм, к международному туризму – въездной и выездной. Туризм в пределах данной страны (региона) охватывает как граждан данной страны (внутренний туризм), так и приезжающих из других стран и регионов (въездной туризм). С точки зрения повышения доходов страны (региона) он является наиболее привлекательным. Развитие этого направления туристской деятельности позволяет, с одной стороны, увеличить приток валюты в страну (регион), а с другой, денежные средства граждан, проживающих в данной стране (регионе), остаются в ее пределах и оказываются вовлеченными в развитие экономики данной страны (региона). Кроме того, внутренний туризм выполняет такую экономически важную функцию, как сглаживание уровней доходов в данном государстве (регионе). Экономический смысл функции сглаживания заключается в том, что осуществляется перераспределение более высоких доходов граждан из промышленно развитых регионов в экономически слаборазвитые регионы, где доходы граждан значительно ниже. Но эти регионы располагают, как правило, более богатыми природными ресурсами (сельскохозяйственные регионы). На рисунке 1.2. схематично представлены типы туризма.
Необходимо отметить, что часть дохода, который индивидуальный посетитель выделяет для туристских целей, расходуется в пункте назначения, а другая расходуется при организации и во время путешествия для достижения этого пункта назначения.
Для определения туризма, прежде всего, необходимо сформулировать следующие основные понятия и постулаты:
в) для сферы гостеприимства туризм в основном выступает как позитивный фактор, а также как фактор, открывающий новые рабочие места и увеличивающий доходы региона. Однако туризм может оказать и негативное воздействие на окружающую среду;
г) туризм рассматривается национальными администрациями как фактор развития экономики, нередко без учета возможных негативных результатов (прямой и косвенный ущерб).
Учитывая сказанное, туристская деятельность может быть определена как ряд явлений и взаимоотношений, являющихся результатом взаимодействия туристов, туристских предприятий, сферы гостеприимства, администрации в процессе привлечения, размещения и обслуживания посетителей.
На рисунке 1.3 представлены основные компоненты, составляющие туризм.
Если попытаться обозреть все многообразие видов туризма и оценить то влияние, которое он оказывает на разные секторы экономики, можно понять, почему так трудно сформулировать исчерпывающее определение туризму. Каждое определение, которое было дано туризму в разных изданиях, основано на решении конкретных проблем и связано с конкретной ситуацией. Необходимо отметить, что недостатки в определениях туризма связаны со специфичностью этой индустрии.
1.3. Субъекты международного туризма
Основой (субъектами) туризма являются люди, которые удовлетворяют свои потребности и желания в сфере туризма. Поэтому масштабы туристской экономики будут зависеть от наличия большого количества людей, у которых в перспективе имеются одинаковые потребности и желания – осуществить туристское путешествие.
По определению ВТО термин ²посетитель² означает любое лицо, которое путешествует в какое-либо место, находящееся за пределами его обычной среды, на срок, не превышающий 12 месяцев подряд, и главной целью поездки которого не является занятие деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте.
Определение охватывает две основные категории лиц:
На рисунке 1.4 схематично представлены все приведенные выше определения.
включены в туристическую статистику
не включены в туристическую статистику
граждане иностранных государств
поводы для визитов
Посещение друзей или родственников
Отпуск
Рис. 1.4. Путешественники, посетители, туристы, экскурсанты
1.4. Туристские потребности: мотивы и цели путешествий
Понимание мотивации людей, собирающихся в путешествие, является важным фактором для организаторов путешествий (по большей части турагенств и туроператоров). Например, потребности путешествующих бизнесменов в сервисе и размещении будут кардинальным образом отличаться от запросов тех людей, которые путешествуют с целью отдыха и развлечений.
В настоящее время люди путешествуют по своей стране или по зарубежным странам по многим различным причинам. Однако всегда имеется одна причина, которую можно выделить в качестве главной цели поездки, которую будем называть мотивами туризма.
Под термином «мотивы туризма» понимаются все те психологические и физические потребности, которые заставляют людей думать о месте назначения с туристской целью (о дестинации), которые смогут удовлетворить их туристские потребности и желания. На рисунке 1.5 показаны причинно-следственная связь мотивов и поведения туриста.
Существует множество мотивов туризма, которые определяют разнообразные формы туризма. Мотивы туризма различаются в каждой конкретной дестинации по своей интенсивности. Интенсивность можно выразить отношением количества посещений по данной мотивации к общему числу посещений туристами конкретной местности.
,
где Кинт – коэффициент интенсивности посещения дестинации;
Qi – число посетителей, прибывших в данную дестинацию по i – ой мотивации;
Q – общее число прибывших посетителей в данную дестинацию ().
Интенсивность мотивов туризма обычно определяется по окончании пребывания туриста в данной местности, при этом желательно определить также количество и качество полученного туристского опыта. Результаты подобных исследований очень важны для страны или области, где эти туристы находятся, особенно для улучшения туристской политики и определения перспективных направлений развития данной территории как дестинации.
Рассмотрим основные виды мотивов туризма.
а) Природные и климатические мотивации.
Природные и климатические мотивы туризма являются зачастую определяющими для туристов. Такими элементами, например, являются природные факторы. К ним относятся солнце, воздух, вода, растительность, горы и т. д. Все они играют существенную роль в развитии определенных видов туризма и особенно морского, спортивного, горного туризма и т. д. Необходимо заметить, что природные и климатические элементы относятся к психологическим и биологическим потребностям населения урбанизированных областей, которые ищут в туризме отдых, развлечения и смену окружения.
б) Культурные мотивы туризма.
К этой категории мотивов туризма принадлежат все те элементы, которые охватывают все культурное наследие страны, предлагаемое туристам для обозрения. К таким элементам относятся исторические места, археологические памятники, музеи, картинные галереи, народное искусство и т. д. Следует заметить, что культурные мотивы туризма имеют ограниченное влияние на сегодняшних клиентов и особенно тех, кто занимается массовым туризмом.
в) Экономические мотивы туризма.
К этой категории мотивов туризма принадлежат все те экономические факторы, которые охватывают стоимость жизни, как в местах проживания, так и в местах пребывания туристов, стоимость путешествия и т. д.
г) Психологические мотивы туризма.
К этой категории принадлежат все внутренние мотивы туристов, посещающих места назначения. Эти мотивы обусловлены психологическими потребностями, которые испытывают туристы. Относительно немногие туристы путешествуют в дальние места назначения во второй раз, исключая случаи, если при этом присутствуют сентиментальные причины или сильный экономический мотив туризма. Необходимо заметить, что по мере увеличения доходов частных лиц психологические мотивы туризма оказывают большее влияние на выбор новых туристских мест назначения. На рис. 1.6 показаны основные мотивы туризма.
Кроме вышеперечисленных основных видов мотивов туризма можно найти еще более специализированные формы. Очень важно увидеть их, так как это приведет к образованию лучшей туристской политики и будет способствовать развитию экономики туризма в данных туристских местах назначения. Нет такого продукта, который можно продвинуть на рынке, если он не был создан в соответствии со специфическими запросами его потребителей.
Это правило применяется также и к индустрии туризма, где продвижение продуктов и услуг зависит от понимания мотивов, которыми руководствуются туристы, посещая определенные туристские регионы.
К сожалению, в области массового туризма наблюдается стремление туроператоров только к получению максимальной величины прибыли. Нередко их мало волнует, что турист заинтересован удовлетворять свои потребности и желания более экономичным путем. Очевидно, что туроператоры для увеличения своей прибыли в будущем будут стараться еще сильнее влиять на формирование спроса туристов.
ВТО рекомендует, в зависимости от главной цели, подразделять поездки на следующие группы:
· досуг, рекреация и отдых
· посещение знакомых и родственников
· деловые и профессиональные цели
Мотивации путешествий и связанные с мотивацией их цели целесообразно рассматривать применительно к указанным рубрикам. Заметим, что эти категории тесно связаны с понятием рынка туризма, исследованию деталей которого будет посвящена отдельная глава настоящего учебника.
Рынок туризма как система отношений, связывающая большое количество производителей турпродукции с существующими и потенциальными покупателями, способными и имеющими желание купить продукцию, имеющую отношение к специфической туристской мотивации.
На рисунке 1.7 представлена общая структура туристского рынка как системы.
Туристский рынок представляет собой сложную систему, каждый отдельный продукт или услуга формируется из отдельных компонентов, например, услуг перевозчиков, проживания, питания и т. п. Причем входящие в туристский продукт виды компонентов могут быть взаимозаменяемы, как и туристский продукт в целом. Например, в туристский пакет можно включить гостиницы разной категорийности, или предложить туристу аналогичный тур, но разные варианты доставки к месту назначения (самолетом, поездом или автобусом). Такое свойство взаимозаменяемости называется субституцией. Субституция в наибольшей степени характерна для основных услуг туристского рынка: видов транспорта, размещения, питания, развлечений. Таким образом, можно говорить о том, что туристский рынок в полной мере обладает свойством субституции.
С экономической точки зрения субституция влияет на перераспределение доходов, которое происходит между производителями туристских товаров и услуг. Примером могут служить те последствия, которые повлекло за собой развитие новых видов туризма, например, автотуризма. С одной стороны, использование туристами личного транспорта для перемещений сократило доходы транспортных кампаний и традиционных средств размещения, а с другой – увеличило доходы нетрадиционных средств размещения. Более того, стали активно строиться кемпинги, мотели и другие средства размещения, учитывающие особенности автотуризма. В то же время, доходы традиционных средств размещения уменьшились за счет перераспределения занимаемой ими доли рынка.
Другой важной особенностью туристского рынка является его комплиментарность. Это означает, что туристские товары и услуги обладают свойством взаимодополняемости. Комплиментарность туристского рынка характеризуется тем, что приобретение одних услуг часто ведет к необходимости приобретения целого комплекса других товаров и услуг. Например, такая туристская услуга, как автобусная перевозка, требует использования дополнительных продуктов, таких как бензин, масла и т. п. Это приводит к существенному расширению тех затрат, которые входят в туристские товары и услуги, а также к перераспределению доходов между различными производителями туристских услуг и производителями взаимосвязанных с ними товаров и услуг.
В зависимости от того, в каком состоянии находится туристский рынок, существуют и различные его формы. В ряде случаев туристский рынок может быть уже сформированным, т. е. круг производителей и потребителей уже в основном очерчен (определен). Такой рынок еще иногда называют ²захваченный².
Например, население какой-то страны имеет ограниченный доход и поэтому вынуждено проводить свободное время или отпуск в ее пределах, так как находит это для себя более доступным. В ряде стран свободный выезд за рубеж затруднен, и потому для населения не остается никакой другой альтернативы, как заниматься внутренним туризмом. Но даже в этих случаях люди имеют возможность выбора места или способа проведения отпуска, а потому каждая дестинация и оператор тура должны предпринимать усилия к тому, чтобы привлечь покупателей или преодолеть конкуренцию.
В других случаях рынок приходится создавать, необходимо формировать спрос на туристскую продукцию.
Существуют различные критерии (показатели) по которым классифицируются туристские рынки. Например, с точки зрения количественной характеристики потребителей турпродукта, можно выделить три вида рынков туризма:
1. Массовый рынок туризма
2. Популярный рынок туризма
3. Индивидуальный рынок туризма
К первому виду относится основная масса туристов, путешествующих, в основном, большими группами. Этот вид путешествий получил наибольшее распространение на Западе в силу сравнительной дешевизны и простоты их организации. Туристы «пакетных туров» довольствуются стандартным набором услуг и развлечений, предусмотренных программой тура и полностью заранее оплаченных. «Пакетные туры» составляют основную массу предлагаемых к продаже туров.
Популярный туристский рынок имеет дело со сравнительно небольшим количеством туристов, путешествующих в составе небольших групп, но по более дорогим «инклюзив-турам», в которых предусмотрен более высокий уровень сервиса и размещение в дорогих гостиницах, причем некоторые виды услуг туристы /по их желанию/ дополнительно оплачивают в ходе путешествия. Этот вид туров предполагает большую свободу выбора, но и стоимость его выше по сравнению с «пакетным туром».
Наконец, туристы, путешествующие в одиночку самостоятельно планируют свой маршрут, сами делают все необходимые заказы на транспортное обслуживание и размещение в гостиницах. Эти туры наиболее привлекательны для состоятельных людей, а также для тех, кто собирается совместить свой отдых с бизнесом или каким-либо другим занятием, что не позволяет им заранее определиться со сроками возвращения и, таким образом, оплатить заранее весь тур.
Маршруты. Протяженность путешествий, предпринимаемых туристами из различных стран, непрерывно возрастает. Некоторые люди склонны проводить свободное время постоянно в одних и тех же местах (иногда останавливаясь в тех же самых отелях, гостевых домах и кемпингах), а другие предпочитают менять места в поисках новых впечатлений. В последнее время во многих странах существенно снизилась популярность традиционного способа проведения свободного времени в своих странах. Международный туризм получает все большее развитие несмотря на экономические ограничения, транспортные и иные проблемы. Туроператоры, предлагающие «пакетные» туры по умеренным ценам, в значительной степени способствовали такому изменению отношения к туризму, но они должны постоянно искать новые маршруты, дестинации, внимательно следить за изменениями спроса туристов.
Популяризации и процветанию мест, посещаемых туристами, способствуют следующие факторы:
• развлечения и услуги в местах назначения
• доступность для туристов мест назначения, включая способ доставки и удаленность места.
Достопримечательности. Достопримечательности воздействует на чувства человека и могут являться мотивом (целью) путешествия.
Перечень достопримечательностей достаточно большой, и он непрерывно пополняется и изменяется. Тем не менее, существует следующая классификация достопримечательностей:
Достопримечательности местности могут быть обусловлены:
2. Рукотворными достопримечательностями, такими как места отдыха, парки, зоопарки, сафари-парки, бассейны с морскими животными, исторические памятники и здания, строения, представляющие архитектурный интерес.
Успех многих посещаемых туристами мест был достигнут благодаря сочетанию природных и рукотворных достопримечательностей, например, обширные золотые песчаные пляжи Кипра сами по себе являются достопримечательностью, но сравнительно мало туристов посещало бы эти места, не будь там прекрасно оборудованных зон отдыха и развлечений. Достопримечательности можно также подразделить:
Доступность мест назначения является важнейшим фактором, особенно в предвидении массового туризма. Для большинства путешественников фактическое время на переезд к месту назначения и обратно, является бесполезной и пустой его тратой, которая может усугубляться различными дорожными задержками, вызванными заторами и забастовками, неблагоприятными погодными условиями и т. д. при использовании любых видов транспорта. Большое значение имеет хорошо налаженное и регулярное движение транспорта туда и обратно по разумным ценам, поэтому расстояние до достопримечательного места и время, затрачиваемое на переезд, являются предметом размышления туриста при принятии решения о предпринимаемом путешествии.
Говоря о доступности места, не следует оставлять без внимания вопросы, связанные с оформлением виз и другими иммиграционными процедурами. Если это связано с длительной и утомительной процедурой получения въездной туристской визы, скорее всего, такая поездка потеряет свою привлекательность. Кроме того, о своем печальном опыте они расскажут другим, когда возвратятся домой, что также будет удерживать туристов от поездки в такую «недружественную» страну. Таким образом, плохая реклама не способствует развитию туризма в гостевой стране.
Итак, для поощрения туристов в принятии ими решения посетить какое-либо достопримечательное место, необходимо создать соответствующие удобства и комфорт, адекватные их желаниям отдохнуть, развлечься и обеспечить свою безопасность.
1.5. Классификация видов международного туризма
Необходимость выделения среди огромного разнообразия путешествий определенных классификационных групп состоит в том, что определенный вид туризма во многом определяет набор услуг по туру, ценообразование, характер деятельности организатора поездки, специфику принимающего региона, работу по маркетингу и многие другие параметры, представляющие ключевые позиции деятельности по управлению туристским бизнесом.
Наиболее распространенными признаками, по которым проводится классификация видов международного туризма, являются цель путешествия, тип предложения, тип заказчика, способ передвижения, способ организации поездки и возраст путешественников (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1. Классификация видов международного туризма
1. Цель путешествия
отдых и рекреация (Leisure & Recreation)*
лечебный (Health Treatment)
деловой (Business & Incentive)**
комплексное обслуживание (Package tour)
все включено (All-inclusive)
клубный отдых (Club Holidays)
особое внимание (VIP)
корпоративный (corporate, commercial)
4. Способ передвижения
морской круиз (Sea cruise)
речной круиз (River cruise)
5. Способ организации поездки
6. Возраст путешественников
для людей пожилого возраста (senior)
*) к отдыху и рекреационному туризму относятся различные разновидности туризма с целью отдыха, знакомства с достопримечательностями (Excursions), занятий спортом (Skiing, Diving, Fishing), совершения походов (Activity & Adventure), экзотический отдых (Exotic Travel), тематические поездки (Theme Trips, based around cultural themes in arts, history, archaeology, etc.)
**) к деловому туризму относится конгрессный (Conference Travel), поездка с целью проведения деловых переговоров, участия в семинарах и с другими профессиональными целями(Business Talks, etc.), шоп-туры.
Классификация по типу предложения
Групповой (Group) и индивидуальный иностранный (FIT) туризм. В туристском бизнесе существует ряд терминов, по которым профессионалы понимают друг друга с полуслова. Наиболее широко употребляемыми терминами являются FIT и Group. Аббревиатура FIT означает Foreign Independent Traveler, буквально «иностранный независимый путешественник», в русской терминологии – «турист-индивидуал», который выбирает график и маршрут путешествия по своему усмотрению.
Турист-индивидуал может воспользоваться услугами турагентства, но может и самостоятельно организовать свое путешествие, например, через Интернет.
Групповое путешествие может состояться только при условии набора заранее обусловленного количества участников в группе. Групповые туры организуются профессионалами турбизнеса по заранее проработанному маршруту и программе с фиксированным графиком движения и предварительным бронированием мест в средствах размещения и на транспорте.
Отели, рестораны, транспортные и другие предприятия (поставщики) предлагают свои услуги по отдельным тарифам для групповых туристов и туристов-индивидуалов. Индивидуальное путешествие, как правило, обходится дороже по сравнению с групповым (в расчете на одного туриста).
Комплексное обслуживание (Package tour) является основным типом предложения услуг для группового туризма. Турист приобретает турпакет, который представляет собой набор услуг, включенных в стоимость тура. Стоимость турпакета бывает, как правило, ниже, чем суммовая стоимость отдельных услуг, входящих в турпакет. Групповой турпакет оформляется групповым ваучером, в обмен на который группа туристов получает комплексное обслуживание, включая авиаперевозку, трансфер, размещение в гостинице, питание в ресторане, экскурсионное обслуживание и другие услуги.
В турпакет могут входить услуги гида-переводчика по всему маршруту, что особенно популярно среди молодежных и школьных групп, а также среди туристов третьего возраста. Профессиональные гиды-переводчики проводят экскурсии, дают информацию по пути следования туристов, помогают решать все организационные вопросы группового обслуживания, проявляют заботу и оказывают внимание всем членам группы, дают пояснения относительно того, что видят туристы во время путешествия.
Особого внимания требует предложение комплексного туристского обслуживания для особо важных персон (VIP), которое предполагает повышенный уровень сервиса (и повышенную цену). Это может быть, например, прохождение аэропортовых, пограничных и таможенных формальностей в особом помещении с повышенной комфортностью, трансфер на лимузине, торжественная встреча в отеле, размещение в президентском номере, организация встреч и церемоний и т. д.
Клубный отдых (Club Holidays) предлагается отдельными организационными структурами, которые располагают собственными средствами размещения и территориями, оборудованными для активного отдыха и развлечений членов клуба.
Классификация по способу организации поездки
Организованный туризм – это путешествия индивидуалов или групп туристов, организованные туристической фирмой. Организованные туристы приобретают право на тур путем покупки турпакета с различным набором услуг у туроператора или его агента.
Классификация по цели путешествия
В соответствии с классификацией по цели путешествия, предлагаемой ВТО, учет международных посетителей ведется по следующим основным группам:
2. посещение знакомых и родственников
3. деловые и профессиональные цели
5. религия и паломничество
Подробно правила ведения статистики по международному туризму рассмотрены в рекомендациях Всемирной Туристской Организации («WTO. Recommendations on Tourism Statistics». Madrid. 1993).
Статистические данные, публикуемые в самом популярном ежегодном статистическом сборнике ВТО «Compendium of Tourism Statistics» (11), представляющем информацию о туризме в 204 странах мира, содержат сведения по трем основным группам:
* деловые и профессиональные цели
Каждая страна-член ВТО обязана представлять на регулярной основе статистические сведения о состоянии туризма по согласованным позициям, строго соблюдая Рекомендации ВТО. Вместе с тем, статистические органы вправе вести более подробный учет в пределах собственной национальной территории в зависимости от местных особенностей и традиций. Так, в Российской Федерации ведется учет отдельно по странам Дальнего Зарубежья и по странам СНГ.
Рекреационный туризм.
Наибольшим сегментом международного туризма являются поездки с целью отдыха и рекреации составляют 60% мирового объема международного туризма.
Рекреационный туризм: туризм с основной целью отдыха, лечения и другими оздоровительными целями. Понятие рекреация (восстановление) охватывает все виды отдыха, в том числе санаторно-курортное лечение.
К концу двадцатого столетия понятие «рекреация» приобрело новые оттенки, цели стали более разнообразными. Сами туристы, особенно те, кто путешествует регулярно и часто, относятся к отдыху более предприимчиво, стремясь получить максимум удовольствий и разнообразить свой досуг активными занятиями. Организаторы путешествий также стремятся к новшествам, чтобы придать отличительные свойства своему предложению и выделиться среди конкурентов.
Для путешествия с целью рекреации выбираются самые красивые места. На земле существует немало мест, где сама природа предстает перед туристами как произведение искусства. Будь то могучий Ниагарский водопад в Северной Америке, озеро Байкал в Сибири или живописные фьорды в Норвегии. Каждое из таких мест вызывает неиссякаемое желание людей увидеть это чудо своими глазами.
Бережное отношение к природе и сохранение ее для будущих поколений занимает центральное место в политике государств, стремящихся развивать туристический сектор экономики. В Канаде, например, большое внимание уделяется созданию национальных парков. Некоторые из них связаны с историческими событиями или жизнью выдающихся исторических и государственных деятелей, другие служат исключительно цели сохранения природы и создания «тихих уголков», где нынешние и грядущее поколения могут отдохнуть от городского шума и насладиться природой в ее первозданном виде.
К услугам гостей национальных парков имеются специально разработанные маршруты, по которым можно пройти в сопровождении экскурсовода или совершить самостоятельную прогулку, воспользовавшись туристским путеводителем. Туристы приезжают в национальные парки, чтобы увидеть густой лес, живописные озера, горные речки и ледники, понаблюдать за жизнью птиц и диких зверей в их естественном окружении, полюбоваться красотой дикорастущих цветов, подышать целебным лесным воздухом.
В рекреационном туризме одним из главных оздоровительных методов является климатотерапия. Благоприятное воздействие климатотерапии на организм определяется такими факторами, как положением местности над уровнем моря, степенью удаленности от моря, атмосферным давлением, температурой воздуха, циркуляцией и влажностью воздуха, количеством осадков, интенсивностью солнечного излучения и т. д. Основные направления климатотерапии: гелиотерапия, аэротерапия и талассотерапия.
На курортах, применяющих талассотерапию, обычно пользуются подогретой водой, если природная морская вода не достаточно теплая. Но если планировать путешествие в обычное место отдыха на морском побережье, необходимо иметь в виду разницу температуры воздуха и воды. Вода прогревается медленнее, чем суша, поэтому весной, когда средняя температура воздуха достигает 20 градусов тепла, вода в море все еще холодная- не выше 15 градусов, и купаться в море небезопасно для здоровья. Осенью, наоборот, воздух скорее охлаждается, а морская вода продолжает сохранять летнее тепло. В Тунисе, например, вода в марте гораздо холоднее, чем в октябре.
Под благоприятным воздействием окружающей природы, в результате процесса общения и непосредственного контакта с естественными природными благами происходит оздоровление в самом человеческом организме, улучшается его эмоционально-психическое состояние. Осмотр памятников человеческой культуры обогащает человеческий интеллект, знакомство с нравами и традициями других народов способствует взаимопроникновению культур и развитию взаимопонимания между нациями.
Рекреационный туризм предлагает большое разнообразие спортивных занятий и развлечений для заполнения досуга, в него по некоторым основаниям включаются такие виды туризма, как экскурсионный, водный, альпинистский, приключенческий, охотничий, рыболовный, развлекательный, спортивный, экзотический, экологический и др.
Экскурсионный туризм является одним из наиболее популярных видов познавательного туризма. Он совершается с целью ознакомления с туристскими достопримечательностями (памятниками истории, архитектуры, искусства и т. п.). В нашей стране в до перестроечные времена познавательные туры составляли основу советского выездного туризма. Поездки, как правило, совершались в туристских группах с комплексным обслуживанием в сопровождении гида-переводчика и по спланированной программе, где указывались все достопримечательности, которые предстояло посетить во время заграничного путешествия.
К началу третьего тысячелетия экскурсионный туризм претерпел изменения. Регулярные групповые экскурсионные туры считаются своего рода визитной карточкой серьезного туроператора. Но в настоящее время в российском выездном туризме предложить и реализовать гарантированные выезды по экскурсионным турам могут лишь единичные компании. Поездки за границу все в большей степени приобретают черты скорее индивидуального, чем группового путешествия, экскурсии в полном объеме уже не планируются заранее, туристы на месте самостоятельно решают, куда отправиться и что посмотреть.
Специализированный туризм. В отличие от обычных отдыхающих, путешествующие данной категории имеют определенную цель, и их пребывание обычно фокусируется на этой цели, будь то участие в спортивных состязаниях, наблюдение за птицами или животными, участие в конных маршрутах, посещение ряда мест, связанных с определенным историческим событием или личностью, и т. д. Организация этого вида туризма требует высокой квалификации туроператора. Обычно, такие группы сопровождает специалист по интересующему туристов вопросу, который имеет глубокие знания по данному предмету и может давать пояснения во время путешествия.
В специализированном туризме различают еще и сегмент, объединенный желанием остановиться в необычном средстве размещения, таком, например, как ферма здоровья, или крестьянский дом. Исследования, проведенные по этому сегменту, показали более высокий уровень образования, более высокий уровень личных доходов, высокое социальное положение участников (управляющие, уникальные специалисты и профессионалы высокого класса).
Образовательный туризм. Путешествия с целью обучения, повышения квалификации являются сравнительно новыми в международном туризме. Наиболее популярны поездки, ставящие задачу изучения языка, особенно в Великобританию и другие англоязычные страны.
Спортивный туризм. Главная задача этих туров – обеспечить возможности туристам заниматься выбранным видом спорта. Спортивные туры подразделяются на два вида: активный и пассивный. В первом случае основой являются занятия каким-либо видом спорта, во втором – интерес к спорту, например, посещение соревнований.
Приключенческий туризм является своеобразным видом отдыха и обеспечивает не только пребывание туристов в привлекательном для них месте, но и занятие необычным видом деятельности. Приключенческий туризм подразделяется на несколько видов:
1. Походные экспедиции;
2. Сафари-туры (охота, рыбалка, ловля бабочек и т. д.)
3. Морские и речные путешествия (яхтинг).
Специфической чертой такого туризма является получение различных лицензий (охота, рыбалка, ввоз трофеев), а также обеспечение безопасности, что требует высококвалифицированных инструкторов. Данный вид туризма имеет довольно высокую стоимость, и его можно отнести к разряду элитарного отдыха.
Экзотический туризм. Этот вид туризма связан с путушествиями в экзотические страны, на острова в Тихом и Атлантическом океане, либо с путешествиями на необычном транспортном средстве или в экзотическое место. В последние годы появились туры, поражающие своей необычностью. Самым невероятным и дорогим туром пока является полет в космос. После полета первого туриста Дениса Тито на российском космическом корабле путешествие в космос уже не кажется далекой мечтой. В настоящее время уже сформирован список желающих совершить короткое космическое путешествие на российском космическом аппарате «Буран», готовых заплатить за это экзотическое путешествие 100 тыс. долларов.
Примером экзотического туризма является путешествие в Арктику на комфортабельных ледоколах с сауной, бассейном, конференцзалами. Ледокол снабжен катерами и вертолетами для экскурсий. Много желающих познакомиться с подводным миром и попутешествовать на субмарине. В Германии у туристов – любителей экзотики пользуется популярностью бывшая тюремная камера, где можно ощутить себя арестантом.
Экологический туризм, или как его принято сокращенно называть экотуризм, привлекает к себе пристальное внимание в последние годы. Для жителей Европы и Америки путешествие по охраняемым природным территориям стало одним из распространенных видов отдыха. Главное отличие данного вида туризма состоит в том, что в фокусе путешествия находится природное окружение и туристы стремятся не нанести ущерб природным комплексам, содействовать охране природы и улучшать благосостояние местного населения. Экотуризм призван создавать экономические стимулы для сохранения окружающей среды. Это широкий спектр путешествий – от небольших познавательных туров для школьников до регулярных туристских программ в национальных парках и заповедниках. Получаемые доходы от этого вида туризма частично можно направлять на природоохранные мероприятия.
Социальный туризм – это путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды. Целью социального туризма является не извлечение прибыли, а поддержка людей с низким уровнем дохода для реализации их права на отдых.
Туризм с деловыми и профессиональными целями.
Исследования туристского рынка свидетельствуют о том, что отдыхающие туристы посвящают свой досуг осмотру достопримечательностей и развлечениям, они как правило посещают разные страны и не привязаны к одному месту. Расходы отдыхающих туристов более умеренные по сравнению с деловыми туристами. Туристы, приезжающие с деловыми целями, проводят основное время в заседаниях или деловых встречах, имеют жесткую программу и деловой график встреч и мероприятий. Они часто посещают один и тот же город, с которым связаны их деловые интересы, останавливаются в дорогих гостиницах, пользуются заказным транспортом, специально оборудованными помещениями для деловых встреч, для них организуются торжественные мероприятия и приемы.
В целом деловые туристы отличаются более высоким уровнем расходов по сравнению с отдыхающими туристами. Это обстоятельство привлекает профессиональных организаторов туризма. Многие страны и города стремятся создать условия для приема деловых путешественников. С этой целью в США, например, строятся конгресс-центры, и прилегающие к ним городские территории преобразуются в парковые зоны, чтобы создать максимальные удобства для деловых гостей.
Одним из наиболее распространенных видов делового туризма является конгрессный туризм (Conference Travel). В русской версии его принято называть научным туризмом. Целью конгрессного туризма является проведение научно-практических семинаров, конференций, съездов. Тематика конференций включает самый широкий спектр современных проблем естествознания, философии, теологии, медицины, истории, экономики и других областей знания. Нередко конференции, посвященные определенной теме, проходят из года в год в одно и то же время и в одном и том же месте.
Иногда деловой туризм несет в себе элементы рекреационного или познавательного туризма, особенно, если с участниками конгрессов приезжают их жены, для них готовится экскурсионная программа. В свободное от заседаний время и сами участники имеют возможность съездить на экскурсию или воспользоваться рекреационными благами. Вот уже 32 года в швейцарский горнолыжный курорт Давос съезжаются высокие гости (члены правительства, крупнейшие ученые, бизнесмены, журналисты) на Всемирный экономический форум. Участники Давосского форума встречаются не только на заседаниях и пресс-конференциях, но и в непринужденной обстановке на горнолыжных склонах. Это помогает установить хорошие личные контакты, способствует укреплению взаимопонимания между бизнесменами, учеными и государственными деятелями.
К деловому туризму относится также и поощрительный туризм. Заказчиками поощрительного туризма являются крупные корпорации, оплачивающие групповые поездки для особо отличившихся своих сотрудников с целью стимулирования их труда.
Сумма доходов от делового туризма превосходит доходы от туризма с целью отдыха почти в два раза в расчете на одного туриста. Эти данные свидетельствуют о большой экономической выгоде для организаций, занимающихся обслуживанием деловых туристов.
В корпоративном туризме клиентами турфирмы являются юридические лица, либо доверенные лица компаний, имеющие именные корпоративные карточки. Как правило, они представляют собой солидные корпорации, имеющие деловые интересы во многих точках нашей планеты, что влечет за собой необходимость совершать деловые поездки на регулярной основе. Турфирмы, специализирующиеся на обслуживании корпоративных клиентов, стремятся завоевать их доверие и предоставить максимально удобные условия и приоритетное обслуживание, которое обычно оговаривается в двустороннем контракте. У корпоративных клиентов особые требования к скорости и качеству предоставления услуг. В конкурентной борьбе за корпоративного клиента побеждают наиболее технологичные, высококвалифицированные и осведомленные турфирмы, способные быстро и гибко реагировать на малейшие нюансы в изменении вкусов и предпочтений своих требовательных клиентов.
Следует отметить, что корпоративный туризм в Россию стал развиваться особенно активно с началом перестройки российской экономики. В это время западный бизнес направил в нашу страну немало своих представителей с целью выяснения реальных условий ведения бизнеса в России и установления деловых контактов. Это подхлестнуло интерес западных туристических компаний к быстрому освоению рынка российского въездного туризма. Однако здесь с ними стали конкурировать и наши российские турфирмы, более осведомленные в отечественном турбизнесе. Среди них можно назвать такие компании, как «Нико-Тур», «Тримор» и другие.
Повышенные требования корпоративных клиентов к скорости и качеству передачи информации предъявляют особые требования к применению в работе фирмы современных компьютерных технологий. Все большее значение для поддержания конкурентоспособности турфирмы имеют глобальные компьютерные сети.
В настоящее время по всему миру в офисах турагенств и авиакомпаний, установлено около 600 тысяч терминалов глобальных систем бронирования ГСБ. Через них можно не только купить билет на самолет, но и заказать гостиницу, тур, билет в местную оперу и т. п.
Преимущество работы в ГСБ состоит не только в колоссальных возможностях получения подтверждения заказа туристских услуг, но и в том, что это происходит в режиме реального времени, что сводит к минимально короткому время исполнения заказа.
Из действующих на международном рынке Глобальных систем бронирования в России в настоящее время популярны Amadeus, Worldspan и Galileo. Подробнее эти вопросы освещены в главе 15.
Классификация путешествий с прочими целями
Посещение друзей или родственников (VFR). Как показывает туристская статистика, этот вид путешествий представляет собой большой сегмент международного туризма. Очень часто поездки с целью встречи с родными носят повторный характер, а по продолжительности пребывания они превышают рекреационные и деловые поездки. Например, в Англию постоянно приезжают гости из арабских стран, из Индии и Пакистана для того, чтобы посетить друзей и родственников арабов-индусов, выехавших в Англию на постоянное место жительства. В Россию и Украину приезжают члены семей со славянскими корнями из Канады и США.
Данный сегмент туристского рынка относят еще к этническому или ностальгическому туризму. Этот вид туризма основан на потребности людей в посещении родственников, мест рождения и проживания близких и занимает важное место в международном туристическом обмене. Обычно, по работе с этим сегментом рынка специализируется несколько турфирм.
Религиозный (паломнический) туризм в настоящее время пользуется спросом и популярностью. Выделяется несколько видов:
1. паломничество (посещение святых мест для поклонения реликвиям);
2. познавательные поездки (знакомство с религиозными памятниками, историей религии и т. п.);
3. научные поездки (поездки историков и других специалистов, занимающихся вопросами религии, и др.).
Классификация по способу передвижения
В зависимости от способа передвижения и выбранного вида транспорта можно выделить такие виды туризма, как авиационный, железнодорожный, автотуризм, автобусный, водный, пеший, велосипедный и др.
Какой бы вид транспорта ни избрал путешественник, необходимым условиям сегодняшнего дня является обеспечение безопасности и комфорта путешествия. Показателем безопасности путешествия является аварийность (число аварий в год по видам транспорта) и показатель личной безопасности, исчисляемый количеством погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 100.000 населения. В России в 1999 г. он составил 20,4, в то время как в большинстве стран с высокой степенью использования автотранспорта он составляет от 5 до 15. В Швеции, например, он равен 6,1.
Для России этот вид транспорта является перспективным, при условии, что наши дороги будут постепенно приближаться к международному стандарту.
Автобусы. Специальные туристские автобусы с обзорными стеклами, с комфортными откидывающимися креслами, кондиционером, баром, туалетной кабиной, музыкальным сопровождением, микрофоном, телевизором. Позволяет добраться туда, куда не ходят поезда и не летают самолеты. Автобусный парк и его состояние является определяющим показателем качества наземного обслуживания.
Круизные путешествия. Для круизного путешествия используется особый тип транспорта, главная цель которого не просто служить транспортным средством, перевозящим пассажиров из одного порта в другой, но и быть местом размещения (ночлега) и питания, достойной, если не самой лучшей, частью турпродукта. Современные круизные суда имеют следующее оборудование для туристов: тренажерный зал, бассейн, кинотеатр, видео-салон, дискотеку, магазины, рестораны и бары, концертные залы. На некоторых судах имеются конференц-залы с оборудованием для синхронного перевода, позволяющие проводить деловые встречи и научные конференции. Одним из больших достоинств круизных судов является питание. Стабилизаторы уменьшают отрицательное воздействие качки на организм человека. На многих судах имеются обширные гаражные помещения, позволяющие путешествовать по морю вместе со своим автомобилем и пользоваться им во время стоянки в портах разных стран.
Контрольные вопросы к разделу.
1. Основные понятия туриндустрии: турист, туризм.
2. Классификация туризма, основные особенности классов.
3. Что такое дестинация
4. Охарактеризуйте понятия «первичная» и «вторичная» дестинация
5. Основные мотивы и цели туризма
6. Что такое интенсивность мотивов туризма и как она измеряется?
7. Классификация поездок рекомендуемая ВТО
8. Субституция и комплиментарность в туризме
9. Объясните, почему при обсуждении предмета международного туризма необходимо пользоваться едиными дефинициями?
10. Назовите основные классификационные группы международных посетителей согласно Рекомендациям ВТО
11. По каким признакам проводится классификация международного туризма?
12. Назовите наиболее массовые виды международного туризма. Дайте им сравнительную характеристику.
13. Приведите пример оздоровительных методов рекреационного туризма. Какие природно-климатические ресурсы требуются для их осуществления?
14. Что такое аквапарк? Расскажите об известных вам аквапарках.
15. Какие виды делового туризма вам известны? Что требуется для их организации?
16. Что такое этнический туризм? Приведите примеры.
Рекомендуемая литература.
1. Александрова и территориальная организация международного туризма. М., 1996.
2. Сенин международного туризма. М., 1999.
4. Гуляев туристской деятельности. М., 1996.
5. Кабушкин туризма. Учебное пособие. Минск, 2001.
6. «Туризм в России». Госкомстат России, М., 2000
7. Уокер Дж. Р. «Введение в гостеприимство». М., «Юнити», 1999
8. «Compendium of Tourism Statistics» WTO, Madrid. 1999.
9. «Global Tourism Forecasts to the Year 2000 and beyond». WTO, Madrid, 1995
10.International Tourism: A Global Perspective. WTO, Madrid, 1999
McIntosh R. W., Goeldner Ch. R. Tourism: principles, practices, philosophies. New York, 1995
[1] Термин регион может относиться либо к району в пределах какой-либо страны, либо к группе стран.