В чем заключается сущность внутренней среды

Понятие, сущность внутренней среды

В чем заключается сущность внутренней среды. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем заключается сущность внутренней среды фото. В чем заключается сущность внутренней среды-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем заключается сущность внутренней среды. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea В чем заключается сущность внутренней среды. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем заключается сущность внутренней среды фото. В чем заключается сущность внутренней среды-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем заключается сущность внутренней среды. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f В чем заключается сущность внутренней среды. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем заключается сущность внутренней среды фото. В чем заключается сущность внутренней среды-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем заключается сущность внутренней среды. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 В чем заключается сущность внутренней среды. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем заключается сущность внутренней среды фото. В чем заключается сущность внутренней среды-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем заключается сущность внутренней среды. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

В чем заключается сущность внутренней среды. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем заключается сущность внутренней среды фото. В чем заключается сущность внутренней среды-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем заключается сущность внутренней среды. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

В чем заключается сущность внутренней среды. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем заключается сущность внутренней среды фото. В чем заключается сущность внутренней среды-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем заключается сущность внутренней среды. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Содержание

1. Теоретическое содержание внутренней среды организации в современных условиях

1.1 Понятие, сущность внутренней среды

1.2 Основные элементы внутренней среды организации

1.3 Значение внутренней среды в производственном потенциале организации

2. Особенности элементов внутренней среды ОАО «Оренбургуголь»

2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Оренбургуголь»

2.2 Анализ внутренней среды ОАО «Оренбургуголь»

2.3 Основные преимущества внутренней среды организации

3. Основные направления совершенствования деятельности ОАО «Оренбургуголь»

3.1 Мероприятия по совершенствованию организационной структуры ОАО «Оренбургуголь»

3.2 Мероприятия по повышению мотивации работников на улучшение качества труда на предприятии ОАО «Оренбургуголь»

Список используемой литературы

Введение

Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование предприятия и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним.

В структуре среды организации различают факторы внутренней и внешней среды.

Под внутренней средой понимается хозяйственный организм предприятия, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно сбытовой деятельности предприятия. Она заключает в себе тот потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени.

Когда речь идёт о внутренней среде предприятия, имеется в виду глобальная структура предприятия, охватывающая все производственные предприятия, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Информация о внутренней среде предприятия необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей.

Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности.

Выбранная тема курсовой работы является актуальной, так как анализ внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах деятельности организации, ее внутренних возможностях.

Предметом исследования курсовой работы является изучение влияния внутренней среды предприятия на качество хозяйственной деятельности предприятия в рыночной экономике.

Цель курсовой работы состоит в изучении внутренний среды предприятия его элементов на примере действующего предприятия ОАО «Оренбургуголь».

Достижение поставленной цели курсовой работы обусловило необходимость решения следующих задач:

1.Изучение теоретического материала по внутренней среде организации и составляющих её элементов.

2. Анализ внутренней среды действующего предприятия ОАО «Оренбургуголь»

3.Выявление сильных и слабых сторон этого предприятия.

4.Составление рекомендаций по улучшению отдельных элементов внутренней среды предприятия ОАО «Оренбургуголь»

Теорией стратегического менеджмента занимались и занимаются в настоящее время огромное число экономистов, такие как Ансофф И., Дойль П., Котлер Ф., Портер М., Градов А.П., Бережной В.И., Бережная Е.В., Выханский О.С., Наумов А.И. Большой вклад в изучение внутренней среды предприятия внесли так же работы М.Мэскона, З. Румянцевой, В Алешниковой, Д. Чупрова.

Теоретическое содержание внутренней среды организации в современных условиях

Понятие, сущность внутренней среды

Развитие менеджмента является результатом действия многих факторов, действующих как во внешнем окружении, так и внутри самой организации. Несмотря на все возрастающее значение внешних факторов, внутренние являются все же определяющими в функционировании и развитии организации.

В чем заключается сущность внутренней среды. 640 1. В чем заключается сущность внутренней среды фото. В чем заключается сущность внутренней среды-640 1. картинка В чем заключается сущность внутренней среды. картинка 640 1

Наиболее полное определение внутренней среды организации предложил российский ученый, академик О. С. Виханский: под внутренней средой понимают ту часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она показывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько элементов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация [6].

Так Дж. Пирсоном и Р. Робертсоном были выделены ключевые сферы внутренней среды, рекомендуемые для выявления источников силы и слабости организации: кадры, организация общего управления, производство, маркетинг, финансы и учет. Анализ этих факторов позволяет составить представление о внутренней среде организации ее сильных и слабых сторонах. [3]

Согласно О.С. Виханскому, внутренняя среда имеет несколько «срезов», состояние которых в совокупности определяет возможности (потенциал) организации. [6]

Кадровый срез внутренней среды: взаимодействие менеджеров и рабочих; наем, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.

Организационный срез: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.

В производственный срез входят: изготовление продукта; снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.

Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции: стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.

При рассмотрении внутренней среды необходимо учитывать, что организации представляют собой системы, созданные людьми, и поэтому существующая в организации внутренняя среда в основном является результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние факторы полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе.

Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми (то есть являются результатом управленческих решений менеджера).

Анализ среды организации – это процесс определения критически важных элементов внутренней и внешней среды, которые могут оказать влияние на способности предприятия в достижении свои целей [19].

Анализ среды выполняет ряд важных функций в деятельности предприятия:

— с точки зрения стратегического планирования улучшает учет наиболее важных факторов, влияющих на экономическую организацию и ее будущие;

— с точки зрения политики предприятия помогает ей создать о себе наиболее благоприятное впечатление;

— с точки зрения текущей деятельности обеспечивает информацией, необходимо для наилучшего выполнения рабочих функций.

Источник

Внутренняя среда организации. Сущность и её составляющие.

В чем заключается сущность внутренней среды. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем заключается сущность внутренней среды фото. В чем заключается сущность внутренней среды-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем заключается сущность внутренней среды. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea В чем заключается сущность внутренней среды. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем заключается сущность внутренней среды фото. В чем заключается сущность внутренней среды-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем заключается сущность внутренней среды. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f В чем заключается сущность внутренней среды. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем заключается сущность внутренней среды фото. В чем заключается сущность внутренней среды-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем заключается сущность внутренней среды. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 В чем заключается сущность внутренней среды. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем заключается сущность внутренней среды фото. В чем заключается сущность внутренней среды-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем заключается сущность внутренней среды. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

В чем заключается сущность внутренней среды. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем заключается сущность внутренней среды фото. В чем заключается сущность внутренней среды-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем заключается сущность внутренней среды. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

В чем заключается сущность внутренней среды. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем заключается сущность внутренней среды фото. В чем заключается сущность внутренней среды-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем заключается сущность внутренней среды. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Анализ внутренней среды организации имеет следующие значение для организации:

— информация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей;

— анализ внутренней среды позволяет уяснить цели и задачи организации;

— указывает на то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности.

Внутренняя среда организации — совокупность процессов, в результате которых организация преобразует имеющиеся ресурсы в товары, предлагаемые рынку. В составе внутренней среды можно выделить две части: ресурсную часть, операционную часть. Ресурсная часть организации — совокупность ресурсов, которыми организация располагает для осуществления своей деятельности. В состав ресурсной части входят менеджмент как ресурс, определяющий организацию процессов управления (менеджеры и их квалификация, методы и технология управления, информация, необходимая для принятия управленческих решений и т. п.), финансы как ресурс, определяющий возможности в приобретении необходимых ресурсов для своего развития, персонал как трудовой ресурс. Операционная часть организации — совокупность процессов, связанных с преобразованием исходных ресурсов в готовый товар. В состав операционной части включаются процессы, связанные с анализом состояния целевых рынков, процессы проведения научных исследований и разработки новых товаров (работ, услуг), процессы поставки производственных ресурсов, производства и сбыта продукции.

Подобная структура внутренней среды позволяет выделить состав объектов управления, но не дает ответа на вопрос о технологии управления. Для этого может быть использовано иное определение внутренней среды. Внутренняя среда — это ситуационные факторы внутри организации, на которые оказывают воздействие управленческие решения. Выделяют следующие элементы внутренней среды: производство, персонал, организация управления, маркетинг, финансы и учет.

Производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции предприятия; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов; контроль качества, издержки и качество териологии; патенты, торговые марки и т. п.

Персонал: структура, потенциал, квалификация; количественный составЛработников; производительность труда; текучесть кадров; стоимость рабочей силы; интересы и потребности работников.

Организация управления: организационная структура; система управления; уровень менеджмента; квалификация; способности и интересы высшего руководства; фирменная культура; престиж и имидж фирмы; организация системы коммуникаций.

Маркетинг: товары, произведенные фирмой; доля на рынке; возможность собирать необходимую информацию о рынках; каналы распределения и сбыта; маркетинговый бюджет и его исполнение; маркетинговые планы и программы; нововведения; имидж, репутация и качество товаров; стимулирование сбыта, реклама, ценообразование.

Финансы и учет: финансовая устойчивость и платежеспособность; прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам); собственные и заемные средства и их соотношение; эффективная система учета, в том числе учета издержек, формирования бюджета, планирования прибыли.

Для успешного развития организация должна постоянно выявлять имеющиеся и потенциальные возможности в отношении наиболее эффективного использования своих ресурсов (интеллектуальных, информационных, трудовых, материальных, финансовых и др.). Именно эти ресурсы составляют рыночный потенциал организации. Они всегда ограничены, неравномерно развиты как в количественном, так и в качественном отношении.

Главная задача организации состоит в реализации открывающихся во внешней среде благоприятных возможностей (шансов), путем выделения своих сильных сторон, и ограничении внешних угроз существованию и развитию организации, путем нейтрализации слабых сторон. Ее эффективное решение и определяет содержание менеджмента организации.

Источник

Внутренняя среда организации. Как она влияет на результаты вашего бизнеса? Что нужно об этом знать?

Эта статья является продолжением 2-х предыдущих статей.

Введение.
Системное мышление- одна из важнейших способностей руководителя, позволяющая видеть организацию, как комплекс взаимосвязанных элементов.

Мы привыкли считать, что любая организация производит и продает продукты. Менее привычно осознавать, что она также производит РЕЗУЛЬТАТЫ.

Результаты разнообразны и кому-то они нужны также, как товары и услуги.

Тех, кому нужны результаты, называют заинтересованными сторонами. Например, акционерам/собственникам нужны прибыль, стоимость бизнеса, доля рынка.

Клиентам нужны товары, услуги и соответствующее обслуживание.

Сотрудникам адекватный доход, соответствующий их вкладу, развитие, карьера, творческая работа и т.д.

Удовлетворение ожиданий заинтересованных сторон является одним из ключевых факторов устойчивого развития организации.

Это связано с тем, что каждая заинтересованная сторона обладает ресурсами, жизненно необходимыми для развития компании.

В частности, акционеры/собственники вкладывают капитал, клиенты дают рекомендации и возвращаются за покупками, сотрудники предлагают идеи для развития. Свои ресурсы они будут тем охотнее инвестировать в развитие компании, чем лучше удовлетворяются их ожидания.

Заинтересованных сторон много и для каждой компании свой набор. Однако есть базовый набор заинтересованных сторон, обязательный для любого бизнеса.

Чтобы управлять производством желаемых результатов, нужно хорошо знать как оно работает.

Поэтому вопрос к собственникам и топ-менеджерам организации: Знаете ли как устроено производство результатов в вашей компании?

Описание внутренней среды необходимо для понимания того, каким образом организация получает результаты, которые соответствуют или не соответствуют ожиданиям ключевых заинтересованных сторон.

Первый шаг в этом направлении – увидеть внутреннюю среду целиком, а не отдельные ее части. Ключевое слово – УВИДЕТЬ

В сериале «Метод» один из главных героев, приезжая на место преступления задавал всегда один и тот же вопрос своему стажеру: Что ты видишь? И сразу пресекал попытку начать отвечать – я думаю.

Суть подхода к описанию внутренней среды. Результаты, которые получает организация – следствие ее поведения. Поведение определяется организационным устройством, корпоративной культурой и стратегией.

Последовательность шагов по описанию внутренней среды.

Шаг 2. Описание наблюдаемого поведения сотрудников, которое объясняет итог сравнения желаемых и фактических результатов.

Шаг 4. Определение неформальных ценностей организации, влияющих на поведения и организационную модель.

Данный кейс составлен на основе материалов консалтингового проекта для производственного предприятия, выпускающего сложное электротехническое оборудование.

Выявление причин, снижающих способность организации достигать амбициозные цели.

Есть только краткосрочное прогнозирование темпов роста рынка по продукции завода (на 1-2 года), поэтому запаздываем с вводом новых мощностей

Отсутствие дерева целей и привязанной к ней системы мотивации

Отсутствие четкого взаимодействия между функциями, в т.ч. регламента

Большое количество разномасштабных контрактов: неумение их ранжировать по приоритетности (важности)

Допустим, топ-менеджмент решит, что эти причины существенно осложняют достижение новых целей и решит заняться изменениями внутренней среды.

С какими трудностями они столкнутся?

Ответ на этот вопрос они получили, проведя анализ, часть материалов которого представлена в этом кейсе.

Описание существующей внутренней среды.

Шаг 1.
Желаемые результаты для заинтересованных сторон и их сравнение с реальными результатами. (колонка «реализация» показывает % реализации данного ожидания)

Шаг 2. Поведение организации.

Наблюдаемое поведение, которое приводит к тому, что ожидания не реализованы.

Ожидания клиентов
(пример описания поведения для некоторых сформулированных ожиданий)

Срок подготовки предложения 7 дней (реализовано в 50% случаев)

Менеджер инициирует подготовку КП без собственной проработки вопроса

На совещаниях долго обсуждаются цена и сроки поставки

Скорость заключения контракта (70%) реализовано в 70% случаев)

Длительное согласование юристами

Юристы говорят, что у них много задач. Вы в очереди.

Срок исполнения контракта (реализовано в 30% случаев)

Контакты с поставщиками начинаются только после того, как контракт подписан клиентом

Ответ на технические проблемы в течении суток (20%) (реализовано в 20% случаев)

Специалисты коммерческого блока ищут тех, кто может ответить на вопросы клиента

Технические службы воспринимают эти запросы, как второстепенные

Ожидания сотрудников
(примеры поведения организации, которые могут объяснить невыполнение ожиданий сотрудников)

Менеджеры говорят, что нет нормативов, которые позволили бы установить справедливую оплату

Сотрудники пользуются льготами социального страхования не болея (надо копать картошку, пойду на больничный)

Рабочие пропускают занятия по смежным специальностям

Описание элементов организационного устройства, которые формируют такое поведение.

Сокращение персонала ОГК (Отдел главного конструктора) на 10 процентов

Прибыль и финансовые риски важнее объема продаж

Эффективность использования рабочего времени не контролируется

Кадровая политика направлена на снижение среднего возраста работников предприятия

В первую очередь требуется выполнение действий в соответствии с регламентом утвержденного бизнес-процесса. Выполнение показателей процесса менее значимо

Структурное подразделение входного контроля качества есть только «на бумаге»

Функциональные задачи и показатели для разных подразделений определены без учета соответствующих задач и показателей «соседних» подразделений

Информация о технических характеристиках стандартных изделий «разбросана» по разным подразделениям

Есть информация только по существующим клиентам относительно планов их развития

При оценке временных затрат на производство продукции используются устаревшие плановые нормы

В системе мотивации продавцов отсутствуют критерии оценки за скорость заключения контракта

Система взысканий\наказаний нацелена, в первую очередь, на выполнение действий, определенных разными регламентами

Существующая система вознаграждения ОГК (отдел главного конструктора) ориентирована на внутренние задачи подразделения

Рост объемов продаж и производства не увязан с кадровым планированием

Менеджеры ставят конкретные задачи, не обсуждая со своими сотрудниками целей завода и подразделения в целом

Время обучения не заложено в производственный процесс, поэтому проводится только в личное время сотрудника

Коммерсанты плохо владеют техническими аспектами продаж\закупок (знание продуктов)

Прогнозирование тенденций рынка проводится от случая к случаю. В основном для подготовки материалов к Совету директоров

Есть процесс обучения персонала без увязки с производственными планами и стратегией развития

o Получение заказа

o Планирование производства

o Обратная связь с потребителем

Внутренние ценности
То, чем руководствуется большинство сотрудников в своей повседневной деятельности кроме регламентов и распоряжений.

Как бы я не работал, на моем положении это не скажется

Никто лучше меня не сделает

Выложите мне все на блюдечке

Так было. Мы всегда так делаем

Честь мундира выше целей завода

Мы их кормим, они нам должны

Слишком много директоров

Пока не напишут, делать не буду

A. Описание внутренней среды было выполнено относительно тех результатов, которые не соответствовали ожиданиям, поэтому полученный срез носит негативный характер

B. Этот подход используется также по отношению к результатам, которые соответствуют ожиданиям. В этом случае получится позитивный срез внутренней среды.

D. Топ-менеджеры, отвечая на вопрос о причинах (вопрос 1), выделяют видимую часть проблем. Значительная часть решений, ориентированных на ликвидацию причин, так и остается «на бумаге». Корни видимых причин находятся в корпоративной культуре организации («неформальные ценности») и взаимодействии разных блоков организационного устройства

E. Классическое определение сильных и слабых сторон без детального описания внутренней среды организации позволяет выделить отдельные факторы без понимания их взаимосвязи.

F. Сильные и слабые стороны являются элементами внутренней среды и тесно связаны. В разных ситуациях внешней среды они могут легко меняться местами.

G. Выявление сильных и слабых сторон для задач позиционирования и выявления конкурентных преимуществ компании необходимо проводить после детального описания внутренней среды компании.

Для описания анализа внутренней среды были использованы элементы модели и подход, изложенный в книге Дэвида Хэнны «Лидерство на все времена».

Форматирование текста цитат БОЛЬШИМИ, полужирными шрифтами создаёт впечатление, что на меня орут.

Кому как, но мне читать такое неприятно

Жаль, что у Вас создалось впечатление, что на Вас орут.
Такой цели точно не было:)
Относительно использование понятия «чек-лист»
Мне непонятна связь его использования в связи с текстом статьи.
Что касается взаимосвязи, то она точно есть. И
топ-менеджмент, который принимал участие в этой работе ее увидел.
Другое дело, что «при беглом прочтении» ее трудно установить.
В любом случае спасибо за отклик!

Это история моего прошлого проекта: ошибок, выводов и опыта, который я применил при создании нового стартапа.

Источник

Понятие, сущность внутренней среды

Содержание

1. Теоретическое содержание внутренней среды организации в современных условиях

1.1 Понятие, сущность внутренней среды

1.2 Основные элементы внутренней среды организации

1.3 Значение внутренней среды в производственном потенциале организации

2. Особенности элементов внутренней среды ОАО «Оренбургуголь»

2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Оренбургуголь»

2.2 Анализ внутренней среды ОАО «Оренбургуголь»

2.3 Основные преимущества внутренней среды организации

3. Основные направления совершенствования деятельности ОАО «Оренбургуголь»

3.1 Мероприятия по совершенствованию организационной структуры ОАО «Оренбургуголь»

3.2 Мероприятия по повышению мотивации работников на улучшение качества труда на предприятии ОАО «Оренбургуголь»

Список используемой литературы

Введение

Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование предприятия и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним.

В структуре среды организации различают факторы внутренней и внешней среды.

Под внутренней средой понимается хозяйственный организм предприятия, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно сбытовой деятельности предприятия. Она заключает в себе тот потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени.

Когда речь идёт о внутренней среде предприятия, имеется в виду глобальная структура предприятия, охватывающая все производственные предприятия, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Информация о внутренней среде предприятия необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей.

Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности.

Выбранная тема курсовой работы является актуальной, так как анализ внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах деятельности организации, ее внутренних возможностях.

Предметом исследования курсовой работы является изучение влияния внутренней среды предприятия на качество хозяйственной деятельности предприятия в рыночной экономике.

Цель курсовой работы состоит в изучении внутренний среды предприятия его элементов на примере действующего предприятия ОАО «Оренбургуголь».

Достижение поставленной цели курсовой работы обусловило необходимость решения следующих задач:

1.Изучение теоретического материала по внутренней среде организации и составляющих её элементов.

2. Анализ внутренней среды действующего предприятия ОАО «Оренбургуголь»

3.Выявление сильных и слабых сторон этого предприятия.

4.Составление рекомендаций по улучшению отдельных элементов внутренней среды предприятия ОАО «Оренбургуголь»

Теорией стратегического менеджмента занимались и занимаются в настоящее время огромное число экономистов, такие как Ансофф И., Дойль П., Котлер Ф., Портер М., Градов А.П., Бережной В.И., Бережная Е.В., Выханский О.С., Наумов А.И. Большой вклад в изучение внутренней среды предприятия внесли так же работы М.Мэскона, З. Румянцевой, В Алешниковой, Д. Чупрова.

1. Теоретическое содержание внутренней среды организации в современных условиях

Понятие, сущность внутренней среды

Развитие менеджмента является результатом действия многих факторов, действующих как во внешнем окружении, так и внутри самой организации. Несмотря на все возрастающее значение внешних факторов, внутренние являются все же определяющими в функционировании и развитии организации.

Наиболее полное определение внутренней среды организации предложил российский ученый, академик О. С. Виханский: под внутренней средой понимают ту часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она показывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько элементов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация [6].

Так Дж. Пирсоном и Р. Робертсоном были выделены ключевые сферы внутренней среды, рекомендуемые для выявления источников силы и слабости организации: кадры, организация общего управления, производство, маркетинг, финансы и учет. Анализ этих факторов позволяет составить представление о внутренней среде организации ее сильных и слабых сторонах. [3]

Согласно О.С. Виханскому, внутренняя среда имеет несколько «срезов», состояние которых в совокупности определяет возможности (потенциал) организации. [6]

Кадровый срез внутренней среды: взаимодействие менеджеров и рабочих; наем, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.

Организационный срез: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.

В производственный срез входят: изготовление продукта; снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.

Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции: стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.

При рассмотрении внутренней среды необходимо учитывать, что организации представляют собой системы, созданные людьми, и поэтому существующая в организации внутренняя среда в основном является результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние факторы полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе.

Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми (то есть являются результатом управленческих решений менеджера).

Анализ среды организации – это процесс определения критически важных элементов внутренней и внешней среды, которые могут оказать влияние на способности предприятия в достижении свои целей [19].

Анализ среды выполняет ряд важных функций в деятельности предприятия:

— с точки зрения стратегического планирования улучшает учет наиболее важных факторов, влияющих на экономическую организацию и ее будущие;

— с точки зрения политики предприятия помогает ей создать о себе наиболее благоприятное впечатление;

— с точки зрения текущей деятельности обеспечивает информацией, необходимо для наилучшего выполнения рабочих функций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *