В чем заключается сущность воспитания и воспитательного процесса
Сущность процесса воспитания
Оксана Синенко
Сущность процесса воспитания
Теория воспитания это исторически сложившийся и оформившийся в 19 веке раздел педагогической науки. В настоящее время это раздел является относительно самостоятельным. Систематизирующим в теории воспитания является воспитание, оно уникально, не имеет аналогов ни в какой другой науке. Определение его не может быть одномерным и статичным, оно носит разноуровневый характер.
Современные учёные насчитывают около двухсот понятий этого определения, которые являются верными. Объясняется это его многозначностью, динамичностью, в зависимости от социально – педагогических условий, уровнем развития научного развития на данном историческом этапе.
Воспитание – целенаправленное создание условий для развития человека. (А. В. Мудрик)
Воспитание – управление процессом развития личности. (Х. Лейметс)
Воспитание – целенаправленное взаимодействие воспитателя и воспитуемого, направленное на упорядочивание влияний на личность и создание условий для ускорения процессов социализации. (В. А. Сластёнин)
Воспитаниеимеет ряд особенностей:
1. Это процесс диалектический, т. е. он непрерывно развивается, он динамичен, подвижен.
Используются такие понятия:
— современная воспитательная система;
— новые технологии воспитания;
— новые концепции воспитания;
— разработаны целевые комплексные программы воспитания (здоровье, учение, образ жизни).
2. Процесс целенаправленный (цель воспитания должна так реализовываться, чтобы она была близка и понятна воспитаннику).
3. Многосторонность процесса и многофакторность (в воспитании учувствует семья, школа, общество). Отдельные воспитатели, внешкольные учебные занятия. Однако в деятельности всех воспитателей нет согласованности единства.
4. Деятельность воспитателя и результата его воспитания обусловлены не только знанием теории, но и мастерством воспитателя.
5. Результаты воспитания не так явны, ощутимы, как в обучении, они мало заметны, имеют неопределенный (вариативный) характер, т. е. в одних и тех же условиях воспитания получаем разные результаты, т. к. на детей оказывают влияние субъективные факторы и индивидуальные различия учащихся. Такие как, социальный опыт и уровни подготовки учеников, отношение учащихся к воспитанию (от полного подчинения, до абсолютного неприятия). Воспитание длится всю жизнь.
6. Непрерывность воспитания. Его нельзя сводить от случая к случаю, т. к. навыки не укрепляются. Этот процесс должен быть систематичным. Воспитание процесс комплексный, т. е. цели, задачи и содержание должны реализовываться целостно, одновременно.
7. Особенность концентризма отражающегося в содержании воспитания, развития качеств личности происходит в течении всей жизни, но на каждом этапе по своему.
8. Двусторонний или активный характер. Закономерности воспитания:
— успех воспитания зависит от характера сложившихся отношений, если есть негативное отношение, то его нужно исправить;
— от правильной организации процесса воспитания;
— должно быть единство социальной практике и воспитания, недолжно быть несоответствия слова и дела. Когда дети усваивают правила поведения, они стремятся их проверять на практике;
— ребёнок должен быть не только объектом, но и субъектом воспитания, т. е. заниматься самовоспитанием;
— успех воспитания зависит от качества воспитательного воздействия. Чем содержательнее деятельность, тем разумнее и богаче общение и эффективность воспитания;
-эффект воспитания зависит от того, как мы воздействуем на «внутреннюю сферу» воспитанника (этикет, эмоции, опыт).
Движущими силами воспитания являются противоречия. Однако из основных противоречий между потребностями и возможностями является их удовлетворение. Эта рассогласованность побуждает человека действовать, заставляет двигаться вперёд.
В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной науки, поскольку понятие является многозначным и существует множество их классификаций.
Форма воспитательнойработы выполняет ряд функций:
Форма по сути организационна, обеспечивает реализацию цели, содержания, принципов и методов воспитания детей.
1. Беккер И. Л.Вопросы педагогики: Учебное пособие. – Пенза, 2000.
2. Подласый И. П. Педагогика. – П., 1996.
3. Сластёние В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И. Шиянов Е. И.Педагогика: Учебное пособие. – М. : Школа – Пресс, 2000.
Сущность игры, её характеристика Игра – уникальнейшее явление человеческого бытия. Способность играть – одна из отличительных характеристик живого организма. Однако только.
Индивидуализация процесса физического воспитания старших дошкольников с учетом их индивидуально-типологических особенностей Индивидуализация процесса физического воспитания старших дошкольников с учетом их индивидуально-типологических особенностей В последние.
Консультация для воспитателей «Сущность наблюдения как познавательной деятельности дошкольников» Сущность наблюдения как познавательной деятельности. Почти полвека назад известный отечественный исследователь Васильева А. И. достаточно.
Мониторинг образовательного процесса в ДОУ Развитие ребенка в дошкольный период — это сложный и многогранный процесс. Каждый день ребенок открывает перед собой новые границы окружающего.
Психологическая сущность, причины возникновения, симптомы кризиса трех лет. Советы родителям Тема «Психологическая сущность, причины возникновения, симптомы кризиса трех лет» Краткий обзор источников по теме: 1. Смирнова Е. О. Психология.
Сущность и факторы профессионального выгорания педагога Сообщение «Сущность и факторы профессионального выгорания педагога»Слайд 2 В последние годы интерес исследователей привлекает специфический.
Сущность понятия экологического воспитания в современной психолого-педагогической литературе В самом общем виде по экологическим воспитанием в настоящее время понимается процесс формирования у человека сознательного отношения к окружающей.
Консультация «Эстетическое воспитание старших дошкольников как феномен. Сущность и особенности» (На примере музыкального воспитания) Воспитание детей дошкольников в современных условиях регламентируется рядом важных документов. Это.
Особенности воспитательного процесса
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. Там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. В учебных пособиях по педагогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания – это организованное, целенаправленное руководство воспитанием детей в соответствии с целями, поставленными обществом. Уязвимость данного определения мы легко обнаруживаем, сопоставляя значения понятий «взаимодействие» и «руководство». Первое, как мы уже знаем, отражает сложнейшие отношения воспитателей и воспитуемых, отводя последним активную роль, а второе представляет их как пассивный объект педагогического руководства. В современном понимании процесс воспитания – это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего – это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.
Процесс воспитания – процесс многофакторный, в нем проявляются объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности.
Особенность воспитательного процесса проявляется и в том, что деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам.
Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между педагогическими проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив.
Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь.Клод Гельвеций писал: «Я продолжаю еще учиться; мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание». Школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью. Но даже при четкой организации воспитательного процессав школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для процесса воспитания характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.
Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность. Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Заблуждаются воспитатели, полагающие, что одно яркое «мероприятие» способно изменить поведение ученика. Необходима система работы, освещенная определенной целью. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.
Процесс воспитания – процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Мы уже знаем, что формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер. Это не исключает, что в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню сформированности не соответствуют развитию других качеств. Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.
Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться.Это обусловлено действиями названных выше субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.
Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем,что он идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие23.
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
Особенности планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС в разных возрастных группах «Особенности планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС в разных возрастных группах». В дошкольном образовании сегодня.
Особенности планирования воспитатель-образовательного процесса в условиях ФГОС Уважаемые коллеги, представляю Вам готовый информационный материал (презентацию и текстовый материал к ней, который может пригодиться как.
Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик. К ведущим направлениям инноваций.
Особенности организации образовательного процесса с детьми раннего возраста Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека. В этот период складываются ключевые качества: познавательная активность, речь,.
Особенности организации процесса подготовки к школе в детском саду Какие задачи решает процесс подготовки ребенка к школе? Подготовка к школе в детском саду — это содержательный, индивидуально ориентированный.
Особенности организации учебного процесса как контекста убеждающего воздействия Констатирующий этап исследования Исследования проходило на базе начальной школы. В исследование приняли участие дети младшего школьного.
Особенности воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе с учетом ФГОС Особенности воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе с учетом ФГОС Организация обучения и воспитания в разновозрастных.
Особенности воспитательного процесса В национальной доктрине образования Российской Федерации говорится, что стратегические цели образования неразрывно связаны с проблемами.
Особенности воспитательного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения К этой категории дошкольников относятся дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интелекте. У детей с нарушением.
В чем заключается сущность воспитания и воспитательного процесса
Сущность воспитания отражается в конкретном историческом процессе, который включает в себя отношения людей, их деятельность в обществе, именно благодаря ему осуществляется передача культурного опыта, знаний и трудовых умений и навыков. Назначение воспитания состоит во взаимодействии поколений, обогащении опыта последующих поколений.
Симонов, например, считает, что задача воспитания состоит в удовлетворении потребностей. Так, дети до 13-15 лет реализуют потребности в биологическом саморазвитии, а дети после 13-15 лет преобладает развитие социальных потребностей в самоутверждении, в самовыражении, в самосовершенствовании. Содержание деятельности детей в процессе воспитания обусловлено их изменяющимися потребностями, и поэтому вариативно, определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями. Развитие личности идет через деятельность, ставит ребенка перед проблемами его неподготовленности к этой деятельности. Решение противоречия совместно разделенная деятельность. Суть ее в соблюдении пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога. Эта деятельность помогает ребенку ощущать себя субъектом деятельности.
Знание закономерностей воспитания необходимая предпосылка успешной деятельности педагога.
Механизм идентификации: отождествление себя с образами окружающего мира. Реализуется через два процесса:
а) интериоризация принятие внутрь себя.
б) самопроекция выведение наружу, результат проекция, внешний образ
Переживание понимается как испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние или явление действительности, выступающее для него как явление собственной жизни. Чувства переживание своего отношения. Эмоции это форма выражения чувств. Педагог должен занимать определенную позицию по отношению к переживаниям детей, он может организовать этот процесс. И тогда драматизация процесс организации чувств через культурно заданные формы (театр, музей, встреча рассвета )
Переживание ведет к созданию нового образа.
Для вербализации необходим диалог
Диалог это соотнесение, выявление, актуализация двух или нескольких логик, задержка в точке удивления. Диалог культур, логик, голосов (Курганов). Внутренний диалог рефлексия анализ и осмысление своих действий.
Задача педагога : организовать диалог, стимулировать к обмену точками зрения.
Задачи педагога : предлагает культурные формы легализации инстинкта, увлекает, включает, задает выбор.
Позиция педагога: сопричастность, обращенная к ценностям, психотерапия.
а) самоограничения (если человеку кажется, что его достижения менее значительны, самоуважение понижается, даже прекращает деятельность)
Задача педагога : взаимопонимание, осознание ребенком, вера в успех, + подкрепление, такт.
б) интеллектуализация (человек переживает страх и тревогу, абстрактно рассуждая о ситуации, а не разрешает ее).
Рационализация изобретение логичных рассуждений для ложного объяснения своих психических состояний, неудовлетворение потребностей. Разочарование, тревога, неудача отсюда и агрессивность, раздражение.
Виды рационализации дискредитация цели, самодискредитация и самообман при выборе цели (переоценил себя), вариативность (говорит, что не имел выбора).
Методы и формы воспитания
Эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации. При возрастании количества воспитуемых качество воспитания снижается.
В педагогической литературе нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы.
Наиболее известна классификация по направлениям воспитательной работы: умственное, нравственное, этическое, эстетическое, трудовое, физическое.
Нравственное воспитание целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения ценностных отношений, высокого самосознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами гуманистической морали. Нравственное воспитание ориентировано на воспроизводство в формирующемся сознании общечеловеческих принципов. Любые знания, умения, навыки, которые приобретает человек, должны быть для него значимы, стать частью его мировоззрения. Социальное назначение знаний, которое состоит в применении их для блага общества, реализуется благодаря нравственному воспитанию.
В основе нравственного воспитания как усвоения общечеловеческих ценностей, непреходящих моральных норм и принципов, выработанных людьми в процессе исторического развития общества, лежит развитие осознанно-эмоционального отношения к ним, единство знания и переживания, нравственного смысла деятельности, поведения.
Сложно представить себе современного воспитанного человека, не умеющего много и плодотворно трудиться, не владеющего знаниями об окружающем его производстве, производственных отношениях и процессах,
применяемых орудиях труда. Трудовое начало воспитания важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне и гармонически развитой личности.
Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования.
Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, и как неотъемлемый компонент общего образования, в значительной мере центрирующий общеобразовательный учебный материал, и как столь же неотъемлемая часть физического и эстетического воспитания.
Благоприятное воздействие оказывает не любой, а лишь производительный труд, т.е. такой труд, в процессе которого создаются материальные ценности.
С организацией производительного труда школа испытывает большие трудности, причем эти трудности в связи с переходом на новые условия хозяйствования не только не снижаются, но увеличиваются. В школах продолжает преобладать утилитарный учебно-производительный труд. Часто это лишь формальный придаток к школьной учебе, средство искусственной профессионализации общего образования. Такой труд слишком слабо связан с целью всестороннего и гармонического развития личности, перспективными тенденциями современного производства, потребностями, интересами, запросами школьников. Воспитательное значение такого труда невелико. Кризис «трудовой подготовки» в школе стал глубоким и очевидным. Перестройка школы потребовала эффективного решения задач трудового воспитания.
Труд в школе, в том числе и познавательный, должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные и психофизиологические особенности школьников. Переосмысление назначения и характера школьного труда вызвало к жизни новые нестандартные подходы, включающие целый ряд альтернатив: от полного отказа от производственного и даже учебного труда школьников до организации школьных кооперативов, бизнес-структур, представляющих собой хозрасчетные предприятия, действующие по всем законам рыночных отношений. При этом внедряются новые технологии трудового воспитания, осуществляется дифференциация трудового образования, улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы.
Умственное воспитание это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка и взаимодействие с ним с целью развития его ума и формирования мировоззрения. Оно протекает как процесс овладения общеисторическим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, умениях, навыках. Под умственным развитием человека мы понимаем такую функцию мозга, которая заключается в адекватном отражении закономерностей и явлений окружающей жизни.
Ум это совокупность познавательных процессов, включающих в себя ощущения, восприятие, память, воображение, мышление. Он проявляется:
в объеме, характере и содержании знаний;
в динамичности умственной деятельности (быстром или медленном ее темпе);
в критичности (способность оценить результат);
способности к обобщениям (широте ума);
в творческом познании и стремлении к нему;
в способностях, в памяти, в характере основной деятельности, ее успешном осуществлении.
Средством умственного воспитания является обучение. Социальное назначение знаний это благо на пользу обществу.
Физическое воспитание неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите родины. Физическое воспитание также способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.
Систематическое физическое воспитание начинается с дошкольного возраста, физкультура обязательный предмет в школе. Существенным дополнением к урокам физкультуры служат разнообразные формы внеклассной и внешкольной работы.
Физическое воспитание тесно связано с другими составными частями воспитания и в единстве с ними решает задачу формирования всесторонне гармонически развитой личности.
Эмоциональное (эстетическое) воспитание один из базовых компонентов цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая активного включения в эстетическую деятельность.
Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, группах, студиях и т.п.
Эстетическое воспитание в современной школе еще не соответствует всем требованиям развития эмоциональной сферы, эстетического сознания личности. Современная концепция общего среднего образования и федеральная программа развития школы предполагают новые пути улучшения качества эстетического воспитания. Стройное здание эстетического воспитания, которое предстоит построить в школе, должно опираться на фундамент искусства. Школа не продвинется вперед на пути гуманизации до тех пор, пока предметы художественного цикла не займут достойного места в образовательном процессе, пока не пойдут от них лучи человеческой доброты и красоты, душевности и духовности на все остальные предметы, на всю жизнь школы.
Самовоспитание формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью. Это сознательная, целенаправленная деятельность человека, направленная на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных. Элементы самовоспитания присутствуют уже у дошкольников. Хотя в этом возрасте ребенок еще не может осмыслить свои личностные качества, но он уже в состоянии понять, что его поведение может вызвать как положительную, так и негативную реакцию со стороны взрослых.
Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок ориентируется преимущественно на оценки взрослых, то при переходе к подростковому возрасту усиливается влияние коллектива сверстников на его личностное развитие. Наиболее благоприятной для самовоспитания можно считать такую организацию коллектива, при которой каждый ребенок может найти свое место в общей деятельности сообразно своим индивидуальным особенностям и склонностям.
Потребность в самопознании, самоанализе, самооценке и самоконтроле наиболее отчетливо начинает проявляться в подростковом возрасте, когда решающую роль в поведении начинает играть самооценка. Однако из-за отсутствия достаточного социального опыта и психологической подготовки подростки не всегда способны понять мотивы своих собственных поступков и нуждаются в тактичной педагогической помощи взрослых. Уровень самовоспитания это результат воспитания личности.
Самое большое влияние на ребенка имеет его семья. Именно с семьёй должно идти осмысление целей и содержания воспитательной работы. Умелое стимулирование активности учащихся возможно только при совместной работе школы, семьи и общественности.
Педагогическое взаимодействие процесс совместной деятельности воспитателя и воспитанника в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка. Это одна из ключевых категорий педагогики, а также научный принцип, лежащий в основе воспитания.
Разработкой данной категории занимались В.И. Загвязинский, Л.В. Левшин, и др. Педагогическое взаимодействие сложнейший процесс, состоящий из ряда взаимодействий: дидактических; воспитательных; социально-педагогических.
Компенсирующее обучение это модель социальной среды общества, целью которой является создание целостной, общедоступной, адаптивной системы обучения, обеспечивающей детям с трудностями в обучении, проблемами в воспитании оптимальных педагогических условий. Основным подходом, используемым в рамках компенсирующего обучения, является антропологический подход, который реализуется через личностно-ориентированную педагогику и требует иной ценностной парадигмы задач, в которой на первое место выходят социальные, воспитательные задачи, а уже потом обучающие.
Для работы с трудными детьми необходимо знание специальных методов, приемов, значительных усилий и работы учителя.
Для творчески одаренных учащихся необходимы специальные учебные программы, а также специфическое содержание образования с большим числом предметов для максимального вовлечения ребенка в интеллектуальную деятельность. Кроме того, для этих детей требуются и более разнообразные формы проведения занятий: соревнования, конкурсы, диспуты, способствующие приобщению ребенка к различным сферам общественной жизни.
Учитель в работе с одаренным ребенком должен использовать индивидуальный подход в обучении и воспитании.
При проявлении у ребенка специальных способностей он должен получить возможность развивать их под руководством высококвалифицированного специалиста.
Педагогическое взаимодействие обусловлено и опосредовано учебно-воспитательной деятельностью, ее целями и задачами. Педагогическое взаимодействие проявляется в познавательной, трудовой, творческой деятельностях. Оно может рассматриваться и как процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником), и как интегральный (совокупность различных воспитательных форм воздействия в конкретном обществе
«Социализация это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому он принадлежит».
«Сущность социализации состоит в том, что формирует человека как потенциального члена общества, к которому он принадлежит» (А.В. Мудрик). Содержанием процесса социализации является овладение социально-ролевыми функциями. Социализация осуществляется в процессе двух видов деятельности социального обучения и социального воспитания. Таким образом, социализация это процесс и результат диалектически взаимосвязанных деятельностей социального воспитания и социального обучения с целью овладения социально-ролевыми функциями жизнедеятельности личности и ее самореализации в социуме.
© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет