В чем заключается суть абстракции
Смысл абстрактной живописи
Я сам долгое время не понимал смысл абстрактной живописи. Что же привлекает меня в занятиях абстракцией? Что дает для меня? В чем суть абстрактной живописи?
Кто-то скажет, что ничего сложного в такой живописи нет. Любой может нанести на холст набор пятен и линий и создать абстрактную картину. И он будет прав. Абстрактный художник, когда пишет картину, то исходит изнутри и это не зависит от его художественного образования. Важна внутренняя наполненность, духовный мир играет роль, а не умение реалистично изображать предметы.
Можно не верить, что абстракция не уступает по значению классическому искусству. Что это один из важных этапов развития искусства, а не упадок.
Абстрактной живописи возникла, как новый этап в развитии человеческого познания. Ее можно сравнить с открытием теории относительности в физике. Наука перешла к отвлеченным понятиям. Художники стали изображать нечто не существующее, но влияющее на настроение. В 18-19 веке такое было невозможно. Старинные картины похожи на фотографии. Глаза зрителей не воспринимали отвлеченные изображения. Даже людей на карикатуре в 19 веке художники изображали максимально реалистично, так как глаза зрителей не воспринимали упрощенные изображения.
В 20 веке открыли новые факты о работе мозга. О том, что процессы, которые происходят в голове абстрактного художника, наиболее приближены к естественной природе творчества. Мозг в этот момент работает в режиме максимального погружения в подсознание. Появляется возможность проявить то, что скрыто внутри сознания.
Абстрактный экспрессионизм, единственный стиль в живописи, где художник изображает то, о чем еще ничего не знает. Он может создавать образы, о которых никогда до этого не додумался. То же самое касается поэзии. Поэт не знает к какому результату придет. Каким будет произведение? Слова и образы сами приходят в его голову. Смысл стихотворения бывает часто скрыт для автора.
Абстракционизм наиболее идентичен внутреннему миру. Никто другой не сможет повторить картину. Это отпечаток сознания.
Эмоции возникают на поверхности холста с первых секунд работы. Кисть послушно идет туда, куда ведет материал и краски, они управляют рукой. Тогда картина возникает непредсказуемо. Художник становится иногда наблюдателем. Лишь частично поправляя себя. Здесь уже проявляется опыт.
Истинная ценность абстрактной картины таится в глубине холста. Неограниченное множество изображений скрыто под слоями линий. Каждый раз можно увидеть нечто новое.
Абстракция © 2016 Илья Бек
IB 0416
Абстракция — что это такое и как абстрактное мышление (абстрагирование) помогает увидеть суть
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вспомните скучные уроки в школе или университете, на которых вам хотелось спать. Что в них было общего? Обилие научных понятий, общих тезисов (что это такое?) и размытых формулировок.
Вводный теоретический урок предполагает работу с абстракциями. Из-за них он такой обобщённый, как бы оторванный от предмета.
Что такое абстракция? Зачем она нужна? И как она связана с другими сложными понятиями: абстрагированием, абстрактным мышлением? В этой статье мы разберём все вопросы по полочкам. Поехали!
Абстракция и абстрагирование — это упрощение реальности
Абстракция – это мысль, которая родилась в процессе абстрагирования (процесса исключения и отделения несущественного в данный момент, чтобы увидеть главное). Разочарованный читатель, наверное, подумал: «Ну вот, опять нет чёткого определения, а только размытая фраза». Наберитесь терпения, до истины (что это?) осталось совсем чуть-чуть.
У слова «abstractio» три варианта перевода с латыни:
Это мыслительные операции, которые проводит мозг над объектами реального мира в процессе абстрагирования. И появляются абстракции.
Вот несколько примеров для понимания.
Чтобы этого не произошло, вы отвлекаетесь от несущественных сторон, свойств и связей объекта. Выбрасываете из головы слои атмосферы, химический состав и формируете общую мысль – «небо».
Так вот, «небо» — это и есть абстракция. Вы можете пойти дальше и выделить другие существенные признаки объекта: цвет, погоду, время суток. Тогда возникнут такие абстрактные понятия: «голубое небо», «пасмурное небо», «ночное небо».
Например, связи с банковским учреждением и работодателем. Разве вам интересно, какой длинный путь прошли титульные знаки перед тем, как оказались в вашем кошельке? Вряд ли. Важно то, что это деньги.
Таким образом, вы постоянно занимаетесь абстрагированием и порождаете абстракции. Без этого процесса голова бы просто лопнула от мыслей.
Тогда почему так трудно высидеть на скучных лекциях?
Абстрактные понятия — это высшая форма абстракции
Обобщать можно не только объекты реального мира, но и сами абстракции. Так формируются абстракции высокого порядка – абстрактные понятия. Ими оперируют фундаментальные и точные науки, чтобы описывать сложные закономерности.
Рассмотрим упрощённый пример того, как рождается абстрактное понятие.
На землю выпали атмосферные осадки из кристалликов льда. Это снег. Небо полностью закрыто облаками. Небо и снег белые. На улице белизна.
«Белизна» — это абстрактное понятие. Попробуйте его обобщить. Не получится. Другие примеры абстрактных понятий: истина, справедливость, время, вещество, информация.
От простой абстракции до её высшей формы иногда проходит так много мыслительных этапов, что абстрактное понятие оказывается сильно оторванным от реальности и сложным для восприятия.
Поэтому так трудно слушать теоретические лекции преподавателя.
Виды абстракций
Абстрагирование – это мыслительный процесс, который преследует определённую цель. Вычленить какой-то существенный признак, получить общую картину явления или выработать идеальную схему.
В зависимости от цели абстрагирования выделяют три вида абстракций.
Цель – получить общую картину явления. Для этого вы отвлекаетесь от частных признаков. Пример обобщающей абстракции – это математические уравнения. Они решаются по определённым правилам. Нет смысла мысленно «дробить» математические уравнения на цифры, плюс, минус, знак равенства, переменную.
Цель – выработать идеализированную схему объекта, отбросив несущественные реальные атрибуты. Идеализация – это метод познания, без которого не обходятся точные и естественные науки. Вспомните пресловутого «сферического коня в вакууме».
В реальности нет изолированных точек, прямых линий, времени. В отрыве от конкретного объекта их нельзя потрогать, измерить. Это абстракции, которые используются в математике и физике для описания закономерностей реальных явлений.
Что такое абстрактное мышление
Если абстрагирование – это процесс выработки абстракций, то абстрактное мышление – это оперирование ими.
Строгий экзаменатор критикует молодого человека, отвечающего слишком пространно: «Давайте ближе к предмету билета».
Почему студент так бросается умными фразами? Чтобы скрыть пробелы в знаниях, а то и полное их отсутствие. И в этом кроется суть абстрактного мышления.
Знания человека о реальном мире не являются полными, исчерпывающими, конкретными. Но ему нужно как-то ориентироваться среди неизвестных явлений и вещей, поэтому он мыслит абстрактно.
Если бы не было понятия времени, то как бы люди договаривались о встречах? Как бы учёные описывали новые галактики, не имея представления о форме, расстоянии, скорости, веществах? А как бы без общих понятий взаимодействовали науки?
Абстрактное мышление – это форма познания, которая позволяет выйти из интеллектуального тупика, хотя бы на обобщённом уровне описать неизвестные явления. С его помощью строят догадки и видят проблему с разных углов.
Вы стали свидетелем семейной ссоры. Вашему другу на телефон звонит жена, плачет, кричит, ругается. Какие выводы делает мозг?
Краткое резюме
Итак, если говорить совсем уж простым языком, то термин, вынесенный в заголовок этой статьи, представляет из себя общую мысль, которая приближает нас к сути объекта (явления).
Абстракция – это посредник между человеком и сложным миром с его тайнами, законами.
Глупо противопоставлять конкретные понятия абстрактным, потому что без последних невозможен сам процесс познания.
Автор статьи: Наталья Белоусова
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (8)
Спасибо за развернутую и крайне понятную подачу материала, выручили!
Автор статьи явно молодец.
Абстрактное мышление может быть очень полезно при решении любых задач, причем как теоретических, так и практических. Жаль только, что в школах и других учебных заведениях толком не учат правильным и эффективным методикам.
Мы можем мыслить абстрактно, чтоб объяснить для себя некоторые неосязаемые категории, однако дальше этого, навыки мышления идут редко.
Это всё здорово, но вот когда так называемый художник выплескивает на полотно свои абстрактные идеи, вот тут не по себе становится. Одно дело создание абстракции для решения задач, совсем же другое, когда абстракция создается ради самой абстракции или для подтверждения бредовых идей.
Кратко об абстракциях
Бывает так что проект заходит в тупик, и дальнейшее его развитие становится невозможным. Не редко причиной такого провала становится неудачная архитектура, заложенная в начале разработки. Или приходится наблюдать споры о том какой из «двух стульев» лучше, а может даже участвовать и искренне не понимать, как оппонент может так думать!?
Тогда попробуем не много разобраться в абстракциях, откуда они берутся и что с ними делать.
Согласно Википедии Абстракция – это теоретическое обобщение как результат абстрагирования. В свою очередь абстрагирование – это отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта (предмета или явления) с целью выделения их существенных, закономерных признаков.
Из определения можно сделать вывод, что абстракцией может быть только осмысленное. При этом восприятие является лишь проекцией реального мира. Получается, что все размышления о реальном, являются размышлениями о наших моделях реального.
Абстракции формируют иерархии, и могут отождествляться как с частными сущностями, так и объединять схожие сущности в более высокоуровневые абстракции.
Абстракции в сознании
Кроме призмы восприятия, наши модели подвергаются ещё одному искажению: реальные сущности чрезвычайно сложны и имеют разные аспекты и параметры. При размышлении или разговоре о чём-то, всегда существует контекст, в котором существует модель. Причём иногда бывает так, что у собеседников этот контекст разный. И в довершение, наличие или отсутствие опыта (глобального) приводит к ещё большему изменению наших моделей в соответствие с этим опытом. В итоге у двух разных людей может быть очень разное восприятие одних и тех же сущностей реального мира.
Выходит, что каждый человек постоянно имеет дело с абстракциями, осталось научиться их явно видеть и управлять. Можно выдвинуть тезис, что программный код — это симуляция мышления, основанная на формализованных абстракциях. Поэтому, на мой взгляд, разработка ПО — это один из лучших тренажёров для прокачки абстрактного мышления.
Абстракции в разработке
Программные интерфейсы — это, пожалуй, самая явная формализованная абстракция. Отсекается все лишнее и остаётся только «что оно делает» без «как оно делает».
Реализуя интерфейс, мы создаём более реальную модель поведения или взаимодействия, которая уже может ответить на вопрос «как». Комбинируя интерфейсы между собой, мы можем создать общую архитектуру кода. При должном умении и сноровке архитектура, созданная таким образом, в будущем будет сохранять свою структуру. В то время как реализации составных интерфейсов могут изменяться до неузнаваемости.
Такая архитектура упрощает некоторые моменты в работе. Модульное тестирование сводится к написанию тестовых реализаций «соседних» абстракций и тестовых методов, сравнивающих вход и выход. Изоляция модулей позволяет безопасно проводить рефакторинг. Более того, если рефакторинг прошёл неудачно и всё сломалось, то откатывать придётся всего один модуль. Достаточно абстрагированный модуль может использоваться для схожих, но разных задач. При этом одна плохая реализация не будет влиять на работу других – изоляция говнокода.
Есть модуль для обработки входных данных, есть несколько вариантов их получения: из базы данных; из файла; по http. Решить эту задачу можно, выделив общий интерфейс для получения данных и сделав по реализации для каждого канала и канал данных для тестирования. Теперь один обработчик с помощью параметра «канал данных» может решать несколько схожих задач. А если выяснится, что одна из реализаций кривая, то её можно будет переделать на затрагивая другие модули.
Абстракций больше не надо
Не бывает идеальных решений, так же и с абстракциями не всё так гладко. Во-первых, абстракции субъективны, они могут вызывать споры о том, где начинается одна и начинается другая. Также существует проблема чрезмерного абстрагирования, когда под каждый вид и тональность чиха создаётся своя абстракция. Во-вторых, это подход повышает сложность кода, добавляя новые сущности, и новые уровни иерархии. Я уверен, что найдутся ещё недостатки этого подхода, часть из них будет субъективными, часть ситуационной, но будут и
Во всём должен быть баланс. Для себя я вывел следующую памятку.
Итого
Абстракции — это инструмент, встроенный в наше сознание, как и любой другой они имеют свои плюсы и минусы, но знание альтернатив только помогает находить лучший путь.
Что такое абстрактное мышление: как и зачем его развивать
Что такое абстрактное мышление
Абстрактное мышление — это мышление об объектах, принципах и идеях, которых нет в физическом мире. С помощью абстрактного мышления мы связываем разные явления между собой и выстраиваем их в общую картину, чтобы использовать полученные выводы на практике.
При абстрактном мышлении объекты заменяют символами, метафорами и аналогиями. Например, чтобы понять неопределенные понятия свободы, счастья или любви — вещей, которых не существуют физических. По-другому такое мышление называют обобщенным: когда перед нами нет четкого набора знаний или данных, мы предполагаем, догадываемся и делаем общие выводы.
Абстрактное мышление помогает отойти от границ и четких определений и мыслить шире существующих понятий.
При конкретном мышлении мы оперируем существующими предметами: деревом, столом или человеком. При абстрактном — используем общие термины, например «неопределенная переменная X». Абстрактное мышление помогает обобщать и комбинировать информацию, которую мы собираем на уровне чувств, и устанавливать ее связь с окружающим миром.
Пример из жизни. Представим, что создаем проект с нуля. Конкретное мышление поможет составить план действий, смету и расписать конкретные инструменты, которые пригодятся в работе. Абстрактное мышление будет отвечать за творческую сторону вопроса. Поможет объяснить инвестору зачем такой проект нужен людям и как он пригодится в будущем. В большинстве случаев человеку следует пользоваться сразу двумя типами мышления и менять их в зависимости от поставленной цели.
Зачем нужно абстрактное мышление
Абстрактное мышление развивает творческую сторону человека. Креативность нужна людям любых профессий. Она помогает придумывать новые идеи, проекты, искать неожиданные инструменты для выполнения сложных или повседневных задач. Креативный подход улучшает общее качество жизни человека и повышает его эффективность. Абстрактное мышление считают продвинутым навыком.
Люди, которые умеют мыслить абстрактно:
Объясним абстрактное мышление через юмор. Комики наблюдают за собой и окружающим миром, собирают, анализируют информацию и превращают ее в стендапы и миниатюры. Их шутки часто строятся на неочевидных связях, подмеченных при помощи абстрактного мышления. Люди других профессий могут пользоваться этим инструментом, чтобы привносить в свою работу идеи из смежных или далеких областей.
Человек, который использует абстрактное мышление, оперирует набранными знаниями и складывает их в определенную систему. Например, применяет забытые навыки из детства во взрослой жизни, слушает исторические подкасты и внедряет новые знания в технической профессии. Грубо говоря — совмещает несовместимое и получает из этого выгоду.
Формы абстрактного мышления
Абстрактное мышление состоит из понятия, суждения и умозаключения. Когда человек начинает мыслить абстрактно, он последовательно проходит через все три формы и в результате приходит к общему выводу.
Понятие. Помогает объединять общие свойства предметов или явлений. Свойства могут различаться по предназначению, но принадлежать к одному кластеру вещей. Например, хрущевка, дуплекс, высотка и таунхаус. Все они относятся к зданиям, но в некоторых живут люди, в других расположены офисы, в третьих — открывают кафе.
Суждение. Это мысль, которая утверждает что-либо о предмете. Суждение бывает правдивым или ложным, простым или сложным. Например, утверждение «Дом стоит на поверхности» — будет простым. Сложный вариант — «Дом стоит на поверхности, потому что у него есть фундамент». Оба утверждения — правдивые.
Суждения становятся ложными, когда мы руководствуемся личным интересом или собственными доводами, а не объективной действительностью. Пример такого суждения — «Дом стоит на поверхности, потому что его держат черепахи».
Умозаключение. Это мысль, которая сформировалась из нескольких суждений. Умозаключение состоит из предпосылки, вывода и заключения. Предпосылка — это суждение о понятии. Вывод состоит из логических размышлений о суждении с добавлением мыслей о других суждениях. Заключение становится результатом абстрактного мышления. Например:
«В доме есть окна» + «В доме нет сквозняка» → «В окнах дома нет щелей»
Как развить абстрактное мышление
Швейцарский психолог Жан Пиаже утверждал [1], что абстрактное мышление формируется в человеке в самую последнюю очередь — в возрасте от 11 до 16 лет. У одаренных детей раньше. При этом часть абстрактного мышления доступна детям, даже если они не могут выстраивать сложные логические цепочки. Например, такие дети делают абстрактные выводы о добре и зле на основе сказок.
Часть психологов утверждают, что абстрактное мышление — не естественная стадия развития. Абстрактное мышление не относится к основным способностям человека, а формируется на почве набранных знаний, опыта и окружающей культуры. При этом абстрактное мышление возможно развить и во взрослом возрасте. Такая работа улучшит креативность и творческую сторону сознания.
Вот несколько способов развить абстрактное мышление.
Решайте головоломки. Пазлы и логические задачи помогут найти неожиданные решения.
Исследуйте оптические иллюзии. Смотрите на вещи под разными ракурсами.
Импровизируйте. Запишитесь в импровизационный театр или создайте такой в кругу друзей. Импровизация развивает воображение и помогает мыслить абстрактно.
Делайте поделки. Исследование PNAS [2] доказывает, что декоративно-прикладное искусство развивает креативность у людей из инженерных, математических и технологических областей.
Если у вас есть дети, займитесь поделками вместе. Например, сделайте гоночные болиды из пластиковых бутылок и катушек от ниток. Посмотрите, как организовать такое обучение дома:
Играйте со словесными оборотами. Метафоры, сравнения и аналогии стимулируют абстрактное мышление. Подумайте, как называть предметы по-другому. Например, вместо зеленой стены представьте стену цвета кактуса или мха.
Придумывайте ассоциации. Начните с одного слова и по цепочке выстраивайте линию ассоциаций с каждым последующим. Здание → дом → уют → семья → счастье. Упражнение укрепит умение искать неожиданные связи между предметами и понятиями.
Когда абстрактное мышление не поможет
Чрезмерно развитое абстрактное мышление может привести к негативным последствиям. Творческие люди часто говорят о своих проблемах с ментальным здоровьем, а люди с сильно развитым конкретным мышлением считают подобные высказывания напускными.
Человек с развитым воображением может представлять худшие сценарии развития событий или катастроф, усугубив свое психическое состояние. Или обобщать предметы, между которыми нет связей. Например, считать себя неудачником после одного незначительного промаха. Абстрактное мышление может усилить беспокойство [3], симптомы депрессии или обсессивно-компульсивного расстройства.
Чтобы избежать подобных последствий оставайтесь в балансе между абстрактным и конкретным мышлением. Такой подход поможет смотреть на мир творчески, но при этом оставаться в рамках реальности и не подрывать психологическое состояние.
Что еще почитать об абстрактном мышлении
Книги о развитии абстрактного мышления:
В чем смысл метода абстрагирования?
Иногда так нужно понять суть и не обращать внимания на мелочи, но отбросить всё лишнее непросто. Поможет в этом метод абстрагирования.
Что это такое?
Что такое метод абстрагирования? Это мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами или отношения явления или вещей в отвлечении от их самих, а также выявление одного из свойств в отвлечении ото всех остальных.
Кроме того, такое понятие может означать взгляд на явление, предмет, ситуацию или личность как бы с отстранённой точки восприятия, то есть отвлечение от конкретики и мелочей и общую оценку. Таким образом, абстрагирование позволяет выделить важное и не обращать внимания на детали или же обобщить что-то и не учитывать конкретные отдельные составляющие.
Зачем нужно делать это?
Примеры использования метода абстрагирования встречаются в нашей жизни повсеместно и помогают нам определять цели и достигать их. Например, абстрагироваться можно на работе, когда нужно решить какую-то важную задачу. Выделив всё самое основное, отбросив мелочи и не обращая внимания на раздражители и отвлекающие факторы, можно легко справиться со своими обязанностями.
Также абстрагирование пригодится в учёбе, когда нужно изучить какую-то конкретную тему и не отвлекаться на изученные ранее или понять суть предмета, не учитывая его характеристики.
Метод поможет и при решении повседневных бытовых проблем. Так, если вам нужно вымыть полы и пропылесосить, не стоит отвлекаться на другие дела (стирка, наведение порядка в шкафах), к ним вы вернётесь позже. Сосредоточившись на одной задаче, можно выполнить её эффективно и быстро.
Основные цели
Основными целями абстрагирования являются следующие:
Как научиться абстрагироваться?
Познание абстрагирования – довольно сложный и весьма продолжительный процесс, требующий усилий. И всё же научиться абстрагироваться можно. Вот что для этого следует делать:
Пусть этот метод поможет вам видеть суть вопроса и решать самые сложные задачи.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов