В чем заключается суть бизнес проекта
Что такое бизнес-план: задачи, функции и структура?
Любой начинающий или действующий предприниматель должен уметь сформулировать и представить свой бизнес-проект и бизнес-план, соответствующий ему. Правильно составленный документ способен заинтересовать потенциального инвестора, так как отображает сильные стороны и перспективы бизнеса. Это и является залогом благополучного развития предприятия. Рассмотрим детальнее особенности бизнес-планирования, его функции и цели.
Определение бизнес-плана
Бизнес-план является документом, который помогает создавать бизнес, управлять им и проводить контроль над процессом. Он содержит сведения о предприятии, его деятельности и товаре, а также план открытия нового бизнеса или продвижения уже существующего. В нем перечислены цели, способы и сроки их достижения, возможные риски и преимущества над конкурентами.
Как выглядит бизнес-план компании? Он состоит из титульного листа и в среднем двух десятков страниц машинописного текста. В нем присутствует краткая и понятная характеристика будущего бизнеса. Вся информация должна быть написана простым и понятным языком.
Бизнес-план – это документ, который разрабатывается на длительный период (обычно 3-5 лет). Все операции, которые должны выполняться для достижения цели, разбиты по годам. Первый год также разбивают по месяцам. Структура документа может меняться со временем, чтобы адаптировать стратегию к новым условиям.
Для чего нужен бизнес-план?
Назначение бизнес-плана – представить новую бизнес-идею, ее перспективы, шансы и способы достижения цели, а также возможные риски и методы их преодоления. Текст документа объясняет необходимость в инвестициях, ссудах и кредитах, а также обосновывает гарантии погашения долга.
Бизнес-план организации имеет такие главные цели:
Выделяют следующие функции бизнес-плана:
Информация в бизнес-плане
На какие вопросы должен отвечать бизнес-план:
Виды планирования
Планирование бизнеса делится на три вида, в зависимости от сроков реализации:
В проекте отображаются качественные и количественные показатели. Качественные – это повышение авторитета предприятия, экология производства, культурное и моральное благополучие сотрудников. К количественным показателям относятся прибыль, увеличение товарооборота, изменение цен и другие.
Виды бизнес-планов в зависимости от целей
В зависимости от целей, бизнес-планы делятся на несколько видов:
Структура документа
Формирование бизнес-плана зависит от вида документа и должно отвечать основным правилам. Существует много методик написания, разработанных на международных инвестиционно-финансовых рынках. Наиболее распространенной является методика UNIDO.
Форма бизнес-плана по стандартам UNIDO:
Титульный лист | 1. Название проекта и организации 2. Юридический адрес 3. Информация о владельцах компании 4. Краткая характеристика 5. Цена 6. Дата |
Резюме | Сокращенное изложение сути бизнес-плана |
Сущность проекта | 1. Исходные условия 2. Характеристика товара 3. Оценка потребительского рынка и спроса на товар 4. Оценка предприятий-конкурентов 5. Преимущества над конкурентами |
Маркетинговый план | 1. Цели 2. Стратегия 3. Финансовое и материальное обеспечение маркетинга |
План производства | 1. Производитель товара 2. Объемы производства 3. Материальное обеспечение 4. Описание процесса производства |
План организации | 1. Форма собственности предприятия 2. Структура предприятия 3. Сотрудники и распределение обязанностей 4. Информация о партнерах 5. Данные о руководящем составе |
Финансовый план | 1. Соотношение доходов и расходов 2. Сведения об активах и пассивах 3. Стратегия финансирования 4. График самоокупаемости бизнеса 5. Оценка возможных рисков |
Приложение | Перечень документов, подтверждающих и иллюстрирующих сведения |
Основные требования к бизнес-плану
План бизнеса должен отвечать следующим требованиям:
Видео: Бизнес с нуля – как составить бизнес-план?
Что такое проекты в бизнесе?
Наиболее очевидным для современников началом проектной деятельности является создание пирамид и других величественных сооружений. Скорее всего, это не так, и проекты как явление возникли намного раньше. И их история – ровесница земной цивилизации. Сегодня видов проектной деятельности множество. Строительство и ремонт собственного дома, научные исследования, полеты в космос, государственная модернизация, образовательные программы, чемпионат мира по футболу 2018 года. Словом, не перечесть. Бизнес-проект – особая категория проектов, ими пользуются только коммерческие компании с целью будущего извлечения прибыли.
Сущность проектов в бизнесе
Проекты как средства решения задач бизнеса тесно связаны со стратегией компании. Итогом любой выработанной стратегии, выводимой на тактический уровень, является план стратегических мероприятий. На основе этого плана осуществляется разработка портфеля проектов предприятия. И только потом появляется возможность и необходимость в организации отдельных бизнес-проектов. Такова типовая логика перевода стратегии на уровень практической реализации.
В чем заключается сущность задачи, которую ставит руководство компании? Сущность понимания проекта определяют три момента, входящие в его определение.
Под бизнес-проектами понимается деятельность коммерческой организации с целью создания уникальных продуктов или услуг в условиях бюджетных и временных ограничений. Проекты в предпринимательском секторе носят черты бизнес-задач. То есть, преследуя конкретно поставленные цели, они служат достижению заданных результатов, прямо или косвенно направлены на получение прибыли в перспективе.
Практически все задачи бизнеса уникальны и делятся на две большие группы: циклически воспроизводимые задачи, относимые к разряду бизнес-процессов, и уникальные задачи – те самые проекты. Чем больше в компании наработан опыт осуществления тех или иных проектов, тем меньше уровень их уникальности, тем больше они тяготеют к процессам. Разработка бизнес-процессов как раз и дает результат, когда некогда уникальная задача входит в цикл.
Такое случается достаточно часто. Приведем пример. Создание и тиражирование филиальной сети выгоднее осуществлять на основе описанных бизнес-процессов «Открытие филиала компании». Однако можно с уверенностью утверждать, что фирма, принявшая стратегию развития филиальной сети, первые три филиала открывала в форме бизнес-проектов. И только когда создание всех трех подразделений было завершено, у руководства возникло желание снизить проектные бюджеты, описать наработанный опыт, и поставить процедуру на поток. На этом основании осуществляются разработка новой бизнес-модели и описание соответствующего процесса.
Виды и место проектов в компании
Мы уже отмечали, что сущность бизнес-проектов хорошо раскрывается через стратегическую модель реализации развития компании. Стратегия «спускается вниз» благодаря инструментам BSC до низовых процессов основного производства, проходя через срединную зону, именуемую «Программы и проекты развития». Внутри основного производства есть вариант развертывания так называемого «Проектного производства», которое является спецификой отдельных видов бизнеса. Представление об архитектуре такой трансляции стратегического плана поможет составить Пирамида реализации стратегии, предложенная вашему вниманию ниже.
Таким образом, выделяют две основных формы проектов в бизнесе: проекты развития и контрактные проекты (называют также проектным производством). Первая категория представляет более уникальные задачи развития. Для их решения задействуют совершенно разнородные ресурсы, задачи для которых на уровне портфеля не стоит. Напротив, важным является обеспечение каждого проекта достаточными ресурсами и внедрение его в структуры бизнеса (организационную, финансовую и информационную). Приведем несколько примеров таких проектов:
Сущность контрактных проектов определяется отраслью деятельности компании. Проектное производство представляют те компании, которые зарабатывают деньги, реализуя проекты как способы создания продукта. Они создают портфели заказов, планируют в их составе отдельные проекты. Таким фирмам-производителям важно управлять не отдельными проектами, а на уровне портфелей. Для них имеет серьезное значение, насколько спланированы и оптимизированы ресурсы – исполнители задач. Особенностью такой формы является однородность ресурсов, поскольку они носят производственный характер. Примерами можно назвать:
Управление бизнесовыми проектами
Следует сразу оговориться, что часто даже опытные бизнесмены путают понятия проект и бизнес-план. С этим следует разобраться, иначе потом возникнут сложности. Что из двух этих понятий «курица», а что «яйца»? Естественно, первичен проект, а бизнес-план вторичен.
Иными словами, составить бизнес-план возможно только после того, как проект по открытию нового бизнеса или нового направления деятельности запущен. Наоборот не получится. Результатом проекта является, например, новый бизнес, а результатом планирования – разработка документа «Бизнес-план» как обоснования запуска проекта для инвесторов и заказчика.
Составить бизнес-план означает выполнить этап процесса планирования, который входит в систему управления проектами. Что же еще входит в управление бизнес-проектами кроме планирования? Как система применения знаний, навыков, методов и технологий для выполнения уникальной задачи управление служит цели удовлетворения ожиданий участников проекта. Структура этой системы включает минимум семь компонентов.
Стоит заметить, что второй и третий пункты списка не рассматриваются в качестве отдельных процессов управления в руководстве PMBOK PMI. Тем не менее, подготовка устава и назначение project manager особенно в российских условиях – весьма важные позиции в реализации уникальной задачи развития. Взаимодействие процессов управления обладает достаточно сложной архитектурой связей, его work flow диаграмма представлена вашему вниманию ниже.
В данной диаграмме указаны пять основных групп процессов инициации, планирования, исполнения, контроля и закрытия. Структура связей между ними допускает различные интерпретации. И неважно, какого масштаба проект, он может быть небольшим, но его руководитель в любом случае столкнется с необходимостью в той или иной степени действовать согласно представленной модели. В противном случае, создание проекта как регламентированной и результативной задачи может потерпеть фиаско.
Критерии успеха project management зависят от трех ключевых параметров: содержания, ограничений и рисков проекта. Структура проекта определяется правильностью избранных целей, эффективной организацией управления, техническим и ресурсным обеспечением выполнения задачи. Чем масштабнее проект, чем он сложнее, тем выше значение управленческой составляющей и технико-ресурсного обеспечения. Две этих составляющих взаимно дополняют друг друга.
В настоящей статье нам удалось отграничить проекты в коммерческих организациях от других видов проектов и бизнес-планов. Тем самым развеяны бытующие в практике заблуждения. Мы рассмотрели основные сущностные моменты, понятия и содержания проектной задачи, подтвердили обязательность ее связи со стратегией фирмы как способа развития деятельности с заданной целевой установкой. Помимо сути проекта как такового кратко презентована система процессов управления в составе семи основных компонентов. Все это позволяет читателю настроиться на фундаментальные основы project management и с полученным базовым пониманием двигаться дальше.
Как составить бизнес-план
Инструкция и образец документа
Я эксперт по бизнес-планированию.
Вот о чем расскажу в статье:
Что такое бизнес-план
Это документ, в котором раскрывается перспектива развития предприятия или проекта с отражением основных этапов и всех существенных рисков.
В бизнес-плане содержатся:
Зачем нужен бизнес-план
На мой взгляд, это ошибка. Если действовать без плана, предварительной проработки ниши и проекта, то возрастает риск потерять деньги и даже прогореть.
Основные виды бизнес-планов
Есть 5 основных видов бизнес-планов: внутренние, или для себя, для инвесторов, для получения банковского кредита или господдержки и антикризисные.
Составление бизнес-плана для себя. Такие планы предназначены исключительно для внутреннего применения, поэтому обычно их оформляют в произвольной форме. Основная цель работы — понять и оценить перспективы и риски реализации проекта.
Составление бизнес-плана для инвесторов. Цель составления — привлечь внешнее финансирование на реализацию проекта.
Иностранные инвесторы, как правило, требуют, чтобы бизнес-план был оформлен по международным стандартам UNIDO — про них еще расскажу. Отечественные инвесторы редко просят использовать какие-то конкретные стандарты. Главное для них — понять и оценить:
Бизнес-планы для кредитования в банках. Форму документа и требования к бизнес-плану лучше уточнить у кредитного консультанта: в разных банках методические рекомендации отличаются.
Если готовите бизнес-план, чтобы обратиться сразу к нескольким кредиторам, то ориентируйтесь на международные стандарты UNIDO. Большинство банковских требований основаны именно на этих стандартах, так что получится более или менее универсальный документ. А при необходимости вы относительно легко адаптируете его к требованиям конкретного кредитора.
Советую заранее настроиться на длительную работу: скорее всего, бизнес-план придется корректировать — и не один раз. Рассмотрение кредитных сделок часто затягивается, а условия меняются на ходу. Приходится корректировать сроки реализации проекта, стоимость оборудования и сырья, отпускные цены, параметры кредита и другие показатели.
Бизнес-планы для получения господдержки. Есть множество государственных программ поддержки малого бизнеса. Например, для сельскохозяйственных товаропроизводителей, начинающих предпринимателей и безработных граждан, которые хотят открыть свое дело.
Антикризисные бизнес-планы разрабатываются для предприятий в тяжелом финансовом состоянии — предбанкротном или банкротном. Основная цель — объяснить кредиторам, как компания собирается выходить из кризиса, предложить варианты решения споров в судебном и досудебном порядке.
Самые известные стандарты бизнес-планирования
Подразделение ООН по промышленному развитию UNIDO разработало свои стандарты бизнес-планирования — они наиболее популярны в России. Но есть и другие стандарты, например от Европейского банка реконструкции и развития, международной аудиторской компании KPMG. Я подробно расскажу о стандартах UNIDO и кратко — про остальные.
Бизнес-план по стандартам UNIDO включает следующие разделы:
Резюме нужно, чтобы кратко донести самую важную информацию о проекте. Например, вы приносите бизнес-план очень занятому инвестору. Он открывает документ в самом начале, за несколько минут прочитывает резюме и уже примерно понимает суть и перспективы бизнеса, источники финансирования, необходимый размер инвестиций и сроки запуска. Последующие разделы просто более подробно раскрывают информацию из резюме.
Далее необходимо подробно описать компанию, которая организует проект. В это описание входит информация об отрасли, активах компании, системе управления и количестве сотрудников.
В следующем разделе надо рассказать о продукции и услугах, которые предлагает или будет предлагать компания. Если предприятие выпускает разные товары, то опишите каждый вид. Здесь же для наглядности стоит показать фотографии продукции.
Затем следует раздел про продажи и маркетинг, который содержит:
В разделе с планом производства нужно сделать анализ производственного процесса с описанием:
Дополнительно план производства может содержать полный расчет себестоимости продукции с указанием постоянных и переменных издержек, а также информацию о потребности в работниках и их квалификации.
В разделе с организационным планом прописываются сроки реализации проекта, структура управления, состав и квалификация руководства.
Следующий раздел — финансовый план. Он содержит финансовые расчеты, прогноз выручки и себестоимости реализации продукции. Здесь необходимо привести:
Далее нужно оценить эффективность проекта. Вот что следует указать в этом разделе:
Важный раздел — гарантии и риски компании. Здесь указывается информация, как и чем компания гарантирует возврат привлеченного финансирования. Также стоит подробно описать риски и форс-мажорные ситуации, которые способны повлиять на реализацию проекта.
И последний раздел — приложения, где размещают информацию, которая не вошла в другие разделы. Например, это могут быть громоздкие графики, таблицы, схемы, эскизы, диаграммы, рисунки и фотографии.
Бизнес-план по стандарту BFM Group. Стандарт разработала компания BFM Group, которая занимается бизнес-планированием и инвестиционным консалтингом. Фактически это просто расширенная версия требований UNIDO с акцентом на текущем анализе рыночного и финансового положения компании и внедряемого продукта.
Требования BFM Group к бизнес-планам делают упор на:
Бизнес-план по стандарту KPMG. KPMG входит в четверку крупнейших аудиторских компаний в мире. Помимо аудита компания занимается консалтингом, в том числе и бизнес-планированием.
В KPMG разработали стандарты планирования, которые популярны в мире, но не в России. Отличительная черта — акцент на подробном описании различных маркетинговых показателей с раскрытием финансовой информации о реализации проекта. А вот производственные и технические моменты раскрываются не так глубоко, как в других стандартах.
Как научиться составлять свою схему бизнес-плана
Разработку бизнес-плана можно разделить на 4 этапа: анализ рынка, сбор исходных данных, формирование финансовой модели и написание плана.
На этом этапе нужно изучить рынок, на котором собираетесь работать. Начинать проект без детальной аналитики — прямой путь к провалу. Вы вложите деньги, а потом может выясниться, что продукт никому не интересен. Например, у конкурентов он лучше или дешевле или под него нет покупателей — емкость рынка очень маленькая.
Изучение ситуации на рынке. Если вы планируете заходить на крупные рынки, то можете приобрести готовое маркетинговое исследование.
Если же вы собираетесь работать на локальном рынке или в какой-то узкой сфере, то найти готовое исследование вряд ли получится. Тогда стоит самостоятельно проанализировать рынок:
Недостающую информацию советую брать из экспертных оценок в СМИ, данных Росстата и других госорганов.
Если нет желания заниматься этим самостоятельно, закажите анализ в специализированной компании. Маркетинговое исследование, как правило, содержит следующую информацию:
Использование SWOT-анализа в бизнес-планировании
SWOT-анализ помогает понять, какие факторы внешней и внутренней среды влияют на компанию и что с этим делать.
SWOT — это аббревиатура, которая расшифровывается так:
Суть анализа в том, что все факторы, которые могут воздействовать на компанию, оцениваются и разбиваются по четырем группам: S, W, O и T. SWOT-анализ универсален, гибок и прост. Но есть и недостатки — субъективность оценок и отсутствие числовых показателей.
Определение сильных и слабых сторон своего проекта. Допустим, мы открываем фитнес-центр в небольшом городе с населением в 100 тысяч человек.
Вот мы провели исследования и выяснили, что наши сильные стороны:
Слабые стороны будут такими:
Определение возможностей и угроз. Допустим, к основным возможностям проекта мы отнесли:
Прежде чем садиться писать бизнес-план, нужно:
Это минимальный и неполный перечень информации, которая нужна для планирования. У каждого проекта свои нюансы и особенности, поэтому могут потребоваться дополнительные сведения. Например, если вы собираетесь заниматься импортом или экспортом, то стоит изучить таможенные ставки и условия работы с партнерами из разных стран.
Всегда есть соблазн действовать быстро и решительно, дескать, начнем, а там по ходу дела разберемся. Такой подход ведет к провалу — лучше не спешить. Запросите коммерческие предложения от поставщиков, пообщайтесь с инженерами, технологами, бухгалтерами, юристами и другими специалистами. На одном лишь выборе системы налогообложения можно сэкономить миллионы либо понести огромные убытки.
Для расчетов подойдет и обычный «Эксель», но это долго, муторно и легко ошибиться. Поэтому я пользуюсь специальными программами и сервисами, которые помогают детально просчитать весь проект.
Плюсы: просто и удобно пользоваться, есть даже бесплатные сервисы.
Минусы: вы берете кота в мешке — сложно предугадать, насколько точно будет считать купленная таблица. Например, мы нашли в ней несколько ошибок, написали разработчику, но он исправил только часть из них.
«Альт-Инвест Сумм» — программа, которая безошибочно считает финансовую модель. Она позволяет разрабатывать бизнес-планы по стандартам UNIDO, ведущих российских банков, институтов развития, например ФРП, ТОСЭР, ОЭЗ.
Минусы: цена и ориентированность разработчика на крупных корпоративных клиентов.
Если нужен бизнес-план под один конкретный проект, то приобретать такую программу невыгодно.
Project Expert создает практически любые отчеты с графиками и диаграммами и идеально подходит для построения финансовой модели проектов в сфере производства, торговли и услуг. А вот для сложных цикличных ниш вроде сельского хозяйства его функций не хватает. Тогда приходится дополнительно использовать «Эксель».
Общие требования к документу. В бизнес-план обязательно следует включить описание идеи, а также маркетинговый, организационный и финансовый разделы. В приложениях стоит разместить наглядный вспомогательный материал: графики, таблицы, диаграммы, фотографии объектов. Визуальные элементы привлекут внимание человека, который будет это читать, и помогут ему быстро вникнуть в суть проекта. Все остальные требования зависят от стандартов оформления документа.
Готовый пример бизнес-плана. Для примера я разработал бизнес-план условного фитнес-центра в небольшом городе. Все расчеты делал в Project Expert, а сам документ оформлял по стандартам UNIDO.
Этот образец можно использовать
как шаблон бизнес-плана
PDF, 689 КБ
Типичные ошибки при составлении бизнес-плана
Неправильное оформление. Если вы пишете план не для себя, а для банка, внешнего инвестора или государственных органов, то уточните требования к оформлению документа, составу и содержанию разделов. Иначе вам вернут его и попросят переделать.
Бизнес-план слишком громоздкий. Нормальный документ — это 25—40 страниц. Старайтесь писать лаконично и без воды, особенно когда план предназначен для внешнего инвестора. Иначе читатель устанет, пока доберется до сути.
Непроверенные или очень приблизительные данные в плане. Не стоит брать цифры с потолка, писать примерно и на глаз. Если документ предназначен для внешнего использования, то будьте готовы, что информацию проверят. Предприниматель может слегка приукрасить цифры, чтобы точно получить финансирование. Однако это опасно: если уличат в обмане, то добиться положительного решения по проекту будет куда сложнее.
Обещание резкого роста выручки или прибыли без четкого обоснования. Даже когда вы чувствуйте и верите, что бизнес взлетит, не стоит обещать сказочный рост. Исключение — если есть достоверные сведения, которые подтверждают оптимистичные прогнозы. Иначе человек, который будет изучать план, усомнится и решит, что проект не учитывает жизненных реалий.
Длинное описание всем известных и понятных услуг или продукции. Такие описания делают план водянистым, похожим на студенческий реферат, портят общее впечатление от него. Если оказываете стандартные услуги, сосредоточьтесь на раскрытии преимуществ, за счет которых планируете обойти конкурентов.
План не уделяет внимание конкурентам. Не стоит самонадеянно писать, что у проекта не будет конкурентов. Со стороны такой план покажется недостаточно проработанным или оторванным от реальности. Исключения из этого правила бывают редко — только если вы предлагаете рынку кардинально новый продукт или услугу.
Где взять готовый бизнес-план и стоит ли это делать
Вряд ли получится скачать чужой план из интернета и построить по нему бизнес: любой проект уникален — в каждом случае своя финансовая модель и нюансы, которые не учтены в готовых вариантах.
Но не скажу, что готовые планы совсем бесполезны. Их можно использовать:
Вот где можно скачать готовые бизнес-планы.
Агрегатор бизнес-планов. На этом сайте в открытом доступе представлены около 1000 готовых бизнес-планов. Проекты собраны с разных ресурсов и структурированы по рубрикам. Скачивать бизнес-планы можно бесплатно.
Использовать их для запуска реального бизнеса не стоит, но можно взять за основу и переработать под свой проект.
Я видел несколько бизнес-планов от РБК — они были детально проработаны, содержали развернутое маркетинговое исследование и финансовую модель в «Экселе».
Составлять бизнес-план самому или заказать у профессионалов
На рынке бизнес-планирования много исполнителей разной квалификации. Поэтому стоимость работ сильно варьируется: студент-фрилансер напишет план за три тысячи, а ведущая аудиторская компания может запросить даже несколько миллионов рублей. Выбирайте исполнителя в зависимости от ваших задач и бюджета. Для некоторых задач лучший исполнитель — это собственник или руководитель организации.
Когда стоит составлять бизнес-план самостоятельно. Если вы разрабатываете документ для себя или внешнего инвестора, то основу этой работы необходимо делать самостоятельно.
Бывает, что заказчик надеется только на внешних экспертов и ставит им задачу «нарисовать» план под привлечение финансирования. И практически всегда это снижает шансы на успех проекта — я лично сталкивался с подобными ситуациями, когда работал инвестиционным консультантом.
Инвесторам важно, чтобы их деньгами распоряжался тот, кто полностью погружен в свой проект. Если же бизнес-план приносит человек, который не просчитал каждую цифру, не оценил риски, не спрогнозировал денежные потоки, не изучил рынок, это чувствуется. Никакой эксперт не сможет так глубоко понять специфику проекта и все нюансы, как тот, кто его реализует.
Привлекать консалтинговые компании стоит только на финальном этапе, когда вы уже собрали всю информацию и осталось ее правильно упаковать и красиво подать.
Если же бизнес-план предназначен для внутренних целей, то тем более важно разработать его своими силами — хотя бы ради того, чтобы разобраться в собственном бизнесе.
Когда лучше заказать бизнес-план. Если план нужен для банков и институтов развития, советую обратиться в консалтинговую компанию, которая уже решала подобные задачи.
Требования к документу устанавливаются инструкциями банков и институтов развития. Разобраться в этих требованиях и регламентах сложно, а если сделать что-то не так, то бизнес-план отклонят по формальным причинам. Поэтому доверяйте эту работу только опытным разработчикам — иначе рискуете впустую потратить время.
Учитывайте, что специалист по бизнес-планированию не владеет всеми аспектами вашего бизнеса и вряд ли разберется сам. Поэтому наилучший результат дает совместная работа внешних консультантов и представителей заказчика.
Но в любом случае данные по инвестиционным вложениям и расходованиям государственного финансирования всегда предоставляет заказчик. Причем сведения должны быть реальными, ведь по расходам предстоит отчитываться.
При заказе обязательно обсудите с исполнителем вопрос доработок и сопровождения бизнес-плана до момента принятия. Допустим, вы покажете документ чиновникам, а они найдут там ошибки. Важно, чтобы исполнитель оставался с вами в постоянном контакте и оперативно вносил правки в документ.