В чем заключается суть феноменологической парадигмы коммуникации тест
В чем заключается особенность феноменологической парадигмы?
A.Исследование феноменов общественной жизни на микроуровне.
B. На первый план здесь выдвигается проблема человеческого сознания (способы осмысления мира и событий в нем происходящих).
C. Исследование феноменов общественной жизни на макроуровне.
D. На первый план выдвигается исследование феномена социальных институтов.
45. Кто из российских социологов является основателем плюралистической многофакторной концепции социального развития?
A.П. Сорокин.
B.М. Ковалевский.
C. Н. Кондратьев.
D.Л. Петражицкий.
A. Э. Мэйо.
B.Л. Гумплович.
C.К. Маркс.
D. П. Сорокин.
A.Совокупность отношений между различными институтами, группами и общностями людей.
B. Процесс производства духовных ценностей.
C.Борьба политических партий.
D.Процесс производства материальных ценностей.
На основе какого критерия законы социологии делятся на динамические и статистические?
A.По степени общности.
B. По характеру и способу проявления.
C. По степени регулирования межличностных отношений.
D. По степени конкретности.
Что изучает политическая социология?
A.Соперничество между политическими элитами за власть.
B. Формирование и деятельность политических партий.
C. Социальные действия и социальные отношения в политической сфере, деятельность социальных и этнических групп, индивидов в отношении к власти.
D. Политическую систему, политические отношения, политические институты, политические нормы и ценности.
Как называется отрасль в социологии, которая изучает взаимодействие человека с окружающей средой, с учетом природных и социальных факторов, социальных процессов и их результатов?
A.Социология средств массовой коммуникации.
B. Социология экономики.
C. Инвайронменталистская социология.
D. Практическая социология.
Как кратко охарактеризовать философскую доктрину, представителем которой можно считать О. Конта?
A.Объективный идеализм.
B. Атомизм.
C. Позитивизм.
D. Субъективный идеализм.
Г. Спенсер считал, что в основе жизни общества лежат определенные законы.
A.Специфические только для общества.
B. Экономические.
C. Биологические.
D. Космические.
Когда действия людей принимают характер социального (по М. Веберу)?
A.Когда они носят индивидуальный характер.
B. В любом случае человеческие действия носят социальный характер.
C. Когда оно носит осознанный характер и воздействует на других людей.
D. Когда их действия оказывают большое влияние на развитие общества.
54. К. Маркс считал, что экономическая организация каждой формации определяется:
A.Характером власти.
B. Наличием класса эксплуататоров и класса эксплуатируемых.
C. Способом производства.
D. Степенью развития гражданского общества.
Кто является основателем «символического интеракционизма» в социологии?
A.Дж. Мид.
B. Г. Спенсер.
C.О. Конт.
D. М. Вебер.
Какое направление в социологии признает природные условия решающим фактором общественного развития?
A.Функционализм.
B. Позитивизм.
C. Геологическое.
D. Географическое.
57. Определите условие, не входящее в ряд требований функционального анализа Р. Мертона:
A.Функциональная необходимость.
B. Функциональная мобильность.
C. Функциональное единство.
D. Функциональная универсальность.
Кто является автором социологической доктрины «человеческих отношений»?
A.Э. Мэйо.
B. М. Вебер.
C.К. Маркс.
D. Ф.Тейлор.
Назовите немецкого социолога, создателя формальной социологии.
A. Р.Дарендорф.
B. Ю. Хабермас.
C. Г. Зиммель.
D. М. Вебер.
Назовите немецкого социолога, который является одним из основателей социологии знания и познания, автором социологической теории идеологии.
A.Н.Луман.
B.Ю. Хабермас.
C. Г. Зиммель.
D. К. Мангейм.
Какова роль символов в социуме согласно парадигме символического интеракционизма?
Дайте краткую характеристику понятия «социологический номинализм».
A.Социологическая концепция, признающая человека и его социальные действия единственной основой социального.
B. Социологическая парадигма, утверждающая, что все взаимодействия между людьми основываются на определённых социальных символах.
C. Социологическая теория среднего уровня, которая изучает возникновение самоорганизующихся общественных структур.
D. Интерпретивная парадигма, которая утверждает, что социальный мир конструируется изнутри самими индивидами.
Выберите выражение, которое характеризует понятие «этнометодология».
А.Социологическая концепция, признающая человека и его социальные действия единственной основой социального.
B. Принцип социальной иерархии, которая выстраивается в соответствии с социальной значимостью элементов общества.
C. Социологическая теория среднего уровня, которая изучает возникновение самоорганизующихся общественных структур.
D. Интерпретивная парадигма, которая утверждает, что социальный мир конструируется изнутри самими индивидами.
Назовите автора теории структурации.
A.Э. Гидденс.
B. Л. Уорд.
C. Г. Тард.
D. Г. Лебон.
К какому течению западной социально-философской мысли можно отнести Франкфуртскую школу?
A.Неолиберализму.
B. Неоконсерватизму.
C. Необихевиоризму.
D. Неомарксизму.
Назовите немецкого социолога, создателя «формальной социологии».
Феноменологическая традиция: коммуникация как проживание иного опыта
Феноменологическое понимание диалога — это не теория, навязанная сверху по каким-то автократическим соображениям, но демонстрация коммуникативного процесса, каким он предстает в жизненном опыте. (Pilotta and Mikunas, 1990.P.81)
Коммуникация предполагает непонимание; я самым жестким образом поставлен в ситуацию коммуникации с другим, когда осознаю, что кто-то подошел ко мне, но не понимаю зачем и не вполне понимаю, что он, она или некто говорит. (Craig, 1996.Р. 225)
В феноменологической традиции, относящейся в основном к XX в., идущей от Гуссерля и феноменологов экзистенциального и герменевтического направления и включающей таких разных мыслителей, как Мартин Бубер Ганс-Георг Гадамер и Карл Роджерс, коммуникация рассматривается диалог, проживание иного опыта. Коммуникация, понимаемая таким образом, объясняет взаимосвязь тождества и различий в доверительных человеческих отношениях и совершенствует коммуникативные практики, делающие возможными и сохраняющие подобные отношения.
Подлинная (authentic) коммуникация, или диалог, основана на опыте прямого, неопосредованного контакта с другими людьми. Коммуникативное понимание начинаетсяв дорефлексивном опыте, исходящем из нашего телесного существования в общем жизненном мире. Если оставить в стороне дуализм духа и тела, субъекта и объекта, как призывают феноменологи, то можно увидеть, что прямой, неопосредованный контакт с другими представляет собой самый реальный и крайне необходимый опыт, хотя он может быть скоротечным, легко переходящим в какую-либо форму неаутентичности.
Например, если я почувствовал на себе чей-то холодный или сердитый взгляд, вначале я переживаю этот взгляд как направленное на меня прямое выражение холодности или гнева другого человека, а не как внешний знак внутреннего душевного состояния этого другого, который может быть истолкован разными способами (см. Pilotta and Mickunas, 1990. P. 111-114). Переживая таким образом отношение другого ко мне, я напрямую ощущаю наше сходство и наше различие, не только другого как другого для меня, но и себя самого как другого для него.
Следовательно, феноменология подвергает сомнению положение семиотики о том, что межсубъектное понимание может быть передано только с помощью знаков (Stewart, 1995, 1996), так же, как и положение риторики о том, что коммуникация предполагает искусное или стратегическое использование знаков. Хотя «диалог не является простой случайностью» (за исключением мимолетных опытов), он в то же время не может быть и «запланирован, объявлен или определен чьей-то волей» (Anderson, Cissna and Arnett, 1994). Мое переживание гнева другого человека может быть подтверждено в диалоге, который сделает более глубоким наше взаимопонимание, но никакое сознательное усилие с моей стороны не может гарантировать успешный результат опыта, который, при нормальном ходе событий, вероятнее всего отдалит нас. Среди парадоксов коммуникации, которые выявляет феноменология, один связан с тем, что сознательное стремление к цели, какими бы благими ни были чьи-то намерения, уничтожает диалог, поскольку личные цели и стратегии оказываются барьером на пути непосредственного ощущения себя и другого. Проблемы коммуникации, с точки зрения феноменологической традиции, возникают из необходимости и в то не время объективно существующей сложности (вероятно, даже практически невозможности) постоянно поддерживать доверительную коммуникацию между людьми.
Феноменологическая традиция, несмотря на загадочный язык, к которому она часто прибегает, может вызвать доверие простых людей благодаря риторической апелляции к разделяемым многими взглядам, что мы можем и должны относиться друг к другу как к личностям (Я — Ты), а не как к вещам (Я — Это); что важно признавать и уважать различия, учиться у других, и искать общее, избегать поляризации и стратегической нечестности в человеческих отношениях. У всех нас есть опыт встреч с другими людьми, когда нам казалось, что мы пережили мгновенное понимание без слов. Мы знаем, а феноменологи разными способами подтверждают это, что честность — лучшая политика, что отношения взаимной поддержки существ но важны для нравственного развития личности и что человеческие отношения, которые вызывают наибольшее удовлетворение, характеризуются взаимностью и отказом от доминирования.
Феноменология, однако, не только убедительна, но также интересна практической точки зрения, поскольку считает диалог идеальной формой коммуникации, хотя демонстрирует неизбежную трудность поддержания диалога. Она подвергает сомнению нашу привычную веру в надежность методов, используемых для достижения хорошей коммуникации. Она проблематизирует такие естественные, с точки зрения здравого смысла, разграничения, как, например, между умом и телом, фактами и ценностями, слова ми и вещами.
Феноменология разделяет стремление риторической теории к поиску общего у людей с разными взглядами и исходное положение семиотики о том, что глубинные проблемы коммуникации связаны с межсубъектным пониманием. Тем не менее, феноменология резко расходится с риторикой вопросу подлинного (аутентичного) как противоположного искусственному и столь же радикально с семиотикой по проблеме связи между языком и значением. С точки зрения риторики, феноменология выглядит безнадежно наивной или беспомощно идеалистичной в решении практических дилемм, с которыми коммуникаторы могут столкнуться в реальности, в то время риторика, с феноменологической точки зрения, может казаться чрезмерно циничной или пессимистичной в представлении о потенциале аутентичного человеческого контакта. Если риторика и феноменология объединяются, в результате, как правило, возникает антириторическая риторика, в которой убеждение и стратегическое действие заменены диалогом и открытостью по отношению к другому (например, Brent, 1996; Foss and Giriffin, 1995) или герменевтическая риторика, в которой уменьшаются роли теории и метода в коммуникативной практике (Gadamer 1981, Leff, 1996).
Методы феноменологической социологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Истоки феноменологической парадигмы
Основы идеи в рамках феноменологической парадигмы заключаются в том, что она направлена на глубокий анализ и исследование социальных феноменов, касающихся не особых социальных процессов и явлений, а повседневности, жизненного мира человека, с которым он сталкивается и сосуществует в процессе своей ежедневной жизнедеятельности. Авторы отмечают, что мир – это объективное образование, но он начинает иметь ценность для человека только тогда, когда сама личность осознает мир и его устройство. Только тогда он из объективного превращается во внутренний субъективный мир, где каждый человек по-своему интерпретирует все процессы и явления.
Согласно исследователям-феноменологам, социальные феномены и их особенности, которые проявляются в повседневной жизни и деятельности человека, по сути, не такие, какими они кажутся с первого взгляда. Чтобы изучить их природу и специфику, необходимо проникнуть в истоки их возникновения, понять причину тех или иных действий, спрогнозировать возможные последствия. Чтобы преодолеть иллюзии в отношении какого-либо объекта или явления, а также побороть «ложное сознание», необходимо раскрыть скрытые функции феноменов человеческой реальности, потому что только так откроется их истинное предназначение и сущность.
Корнями феноменологическая социология уходит еще в исследования Э. Гуссерля. Его учение о «жизненном мире» человека – это субъективная видимость, предшествующая непосредственно объективному пониманию и осознанию социальной действительности. Именно сознание – это основа конкретных жизненных реалий, и если человек понимает, где и в какое время он находится, то он также адекватно может оценить возможные проблемы, которые нуждаются в разрешении, дабы не перейти на новый, конфликтологический этап.
Последователем Гуссерля стал А. Щюц. Он перенял у него идеи так называемого «субъективного упорядочивания» людьми объективного социального мира. Также Щюц отметил взаимосвязь научных теорий с понятием жизненного мира. Он видел в этом основу принципиально новой социологической парадигмы, которая позволит в будущем более глубоко и детально проанализировать и понять природу социальных феноменов, которые конструируются руками человека. Но, в отличие от Гуссерля, Щюц предполагает, что не научные основания определяют жизненный мир человека, а наоборот: жизненный мир каждого решает, каких взглядов будет придерживаться человек в своих умозаключениях и выводах.
Готовые работы на аналогичную тему
Методы феноменологической парадигмы
Основной задачей феноменологической социологии, по мнению Щюца, является:
Этот мир – ни что иное, как опыт человека в его повседневной жизни. В нем укладывается вся сеть коммуникаций человека, этапы его социализации, интересы, образование и трудовая деятельность, отношение к различным социальным институтам, политическим событиям и многому другому. Интерсубъективный мир каждого человека уникален, что делает человека настоящей личностью, индивидуальностью, со своими особыми интересами и потребностями, которые он удовлетворяет в повседневной жизни.
Поскольку интерсубъективный мир – это основа феноменологической социологии, то и методы ее напрямую зависят от исследований данной области. Основная задача феноменологической социологии – получить упорядоченное знание о всем комплексе объектов, которые принимают участие в интерсубъективном мире, и событий, которые происходят внутри интерсубъективного мира. Все вместе составляет опыт человека, его обыденное сознание. Основой жизнедеятельности выступают коммуникации, поскольку человек – существо социальное, и оно не может существовать без других людей. Не вступая в социальные связи, человек не имеет возможности реализовывать свой потенциал, обмениваться знаниями и получать новый социальный опыт. К тому же, без социума человек не может выполнять свои социальные роли, не выполняет свойственные его статусу и роли действия и не проявляет никакого поведения.
Один из ключевых методов, о котором мы хотели бы упомянуть – это критический анализ социологического позитивизма. Каждый феноменологический социолог критиковал принципы социологического позитивизма. Среди них были:
Они считали, что социальный объективизм не зависит от человеческого сознания, а также то, что отношение к индивиду проявляется как к несуществующей части социальных процессов.
Феноменологический метод – это целый комплекс связанных между собой принципов, а также единство процедур сущностного исследования первичного опыта человека. Данный опыт называют феноменом, поскольку у каждого он свой: человек, руководствуясь своими привычками, воспитанием и ценностями сам определяет, как выстраивать свою жизнь, каким путем идти. Это касается абсолютно каждого элемента сферы его интерсубъективного мира.
Данный метод, по мнению Гуссерля, осуществляется исключительно в рефлексии сознания на свою собственную «жизнь». Мы можем понять, чем руководствуется человек, лишь приняв на себя его роль, на какое-то время стать им самим. Лишь в этом случае мы можем объяснить стиль поведения, мотивации другого человека, понять, чем он живет, и что именно побудило его совершать те или иные действия. Также немаловажно полностью отключить свои эмоции, не позволять своему настроению и субъективной оценке интерпретировать поведение другого так, как хочется нам. Стоит просто помнить, что все мы – очень разные, и из такого многообразия и складывается наше общество, разностороннее, мультикультурное. В данном случае, в некоторой степени необходимо стать толерантным к человеку, даже если мы исследуем поведение опасного преступника, душевнобольного или ребенка с отклонениями в психике, девиантным поведением.
Феноменологическая парадигма в социологии образования
Феноменологическая парадигма. Теоретическим фундаментом данной
парадигмы является феноменология Э. Гуссерля. Эта парадигма включает в
себя понимающую социологию (А. Щютц), символический интеракционизм
(Дж. Мид, Ч. Кули, Томас), этнометодологию, социальную конструкцию ре-
альности (П. Бергер и Т. Лукман), обоснованную теорию (А. Страус и Дж.
Корбин). Главное в рамках феноменологической парадигмы – описать фено-
мены (чувственный опыт, воображение и т.д.). Феномены, или «жизненный
мир» (мир практической деятельности или первоначальный опыт), – это то,
что предшествует всякому познанию, предмет изучения всех вариантов фе-
номенологической социологии. Цель феноменологии – выяснить смысл этого
жизненного мира, который каждый участник конструирует сам и восприни-
мает этот мир по-своему. Это восприятие одних частей реальности может
в основном разделяться с другими членами общества, а других – может за-
метно отличаться. Эта субъективная реальность может существенно меняться
под влиянием внешних условий. Жизненный мир познать можно лишь с по-
мощью интерсубъективности (внутренне присущей сознанию социальности).
Такой подход позволяет, во-первых, увидеть объективный мир как общий для
всех; во-вторых, понять, что этот мир переживается другими участниками так
же, как и данным (конкретным) субъектом; в-третьих, другие участники
в этот объективный мир входят как элементы биографических ситуаций кон-
кретного участника. Феноменология направлена на восстановление человече-
ской субъективности, которая как внутренняя ситуация поможет поддержать
порядок и согласие в обществе. Феноменология, по мнению социологов, по-
зволяет преодолеть раскол между жизненным миром и миром науки [1, 6, 10].
Методической основой феноменологической парадигмы являются качествен-
ные методы. Качественные методы, используемые в рамках феноменологиче-
ской парадигмы, не являются дополнением количественным и не противо-
поставляются им. Выбор метода определяется целями и задачами исследова-
ния, а также глубиной изучения проблемы.
Применяя феноменологическую парадигму в рамках социологии образо-
вания, можно изучать внутренний мир участников образовательного процес-
са: мотивы, ценности, потребности, цели, интересы субъектов этого процесса.
Для более глубокого анализа жизненный мир можно и нужно структуриро- вать по разным основаниям. В феноменологии используют пять таких осно-
ваний: устойчивость форм личного опыта и иерархия специфических форм
личного опыта, особая временная перспектива, пространственное «слоение»
жизненного мира, специфические черты специальности, жизненно-мирные
Все это позволяет характеризовать внутренний мир образования, его ре-
лятивность, случайность, неопределенность. Для того чтобы понять, что сто-
ит за событием, необходимо учитывать такие параметры, как время, место,
которые обусловливают жизненный мир, статус каждого участника образова-
Символический интеракционизм акцентирует внимание исследователей
на межличностные отношения между различными участниками образова-
тельного процесса: преподавателями и преподавателями, учащимися и пре-
подавателями, учащимися и учащимися. Эти межличностные отношения
складываются в конкретных ситуациях в контексте символического взаимо-
действия и проявляются в поступках, ролях, статусах субъектов образова-
Этнометодология исследует процедуры и методы конструирования по-
вседневности участниками взаимодействия.
«Понимающая социология» интересуется явлениями исключительно из-
нутри, то есть субъективными элементами познания: интересами, мотивами,
ценностями субъекта, которые включены в социальное познание.
В рамках феноменологической парадигмы можно исследовать следую-
1. Образование как субъектный и интерсубъективный жизненный мир.
2. Типы знаний учащихся и преподавателей друг о друге. Эти знания мо-
гут быть стереотипными (основанными на априорных оценках внешнего ви-
да, одежды, прически, стиля поведения, эмоциональных характеристик, речи
и т.д.); опытными (то есть полученными в процессе взаимодействия и пере-
шедшими в стереотипы); неопределенными. Знания учащихся и преподавате-
лей друг о друге могут выражаться в номинациях и категоризации учащихся
и преподавателей, наклеивание ярлыков (плохой – хороший, «дрессировщи-
ки», «развлекатели», преподаватели-«романтики», «подлизы»).
3. Образовательное пространство: авторитарное, диалоговое.
4. Эффективность различных форм образовательного дискурса: устной
(уроки, лекции, семинары и т.д.) и письменной (учебники, учебные пособия,
задачники, хрестоматии и т.д.).
5. Типология стратегий обучения [5].
6. Роль информационных технологий в образовании: изменение природы
педагогического дискурса, перемещение традиционных (бумажных) материа-
лов в онлайновую среду, появление киберстудентов и виртуальных академи- ческих степеней, альтернативы традиционным стилям «мел и тряпка»
и «мудрец за кафедрой», ориентации на не столько классические знания,
сколько на научение навыкам профессиональной работы, тактике принятия
решений, методов работы в команде, эффективность новых специальных
форм обучения. «Кейсовая» методика: анализ и обсуждение предыдущего
опыта, конкретной ситуации описанной в индивидуальном методическом ма-
7. Актуальность и значимость «визуальной грамотности», а именно: учат
ли новые информационные технологии: переосмыслению процесса обучения,
ориентируют ли они на построение в масштабах учебного заведения интел-
лектуальной обучающей системы, информационная база которой включала
бы знания и методический опыт преподавателей применительно не только
к конкретным учебным дисциплинам, но и связям между ними [4]; влияют ли
новые информационные технологии на изменение отношения между челове-
ком и знанием (освобождение от подчинения пространству и времени, со-
вершенствование учебного процесса путем доступа к оригинальным мате-
риалам, создание открытого учебного пространства).
8. Типы подходов преподавателей к учащимся, стратегии их умиротво-
9. Жизненные стратегии участников образовательного процесса, содер-
жание этих стратегий, источники мотивации, структура мотивации, сравни-
тельный контекст мотивации, каналы и фильтры прохождения.
10. Характер и степень включенности участников образовательного про-
цесса в группу; поведенческо-деятельностная среда, коммуникативно-рефе-
11. Анализ труднодоступных участков образовательной среды (напри-
мер, неформальной организации учебных заведений), где через участие в об-
щении происходит индивидуализация и самореализация субъектов образова-
12. Отчуждение. Изучение этого явления в образовательном процессе
позволяет выявить эффективность методов обучения.
13. Возможности феноменологического подхода в изучении общих для
образования проблем: неравенства, модернизации, воспроизводства и т.д.