В чем заключается суть мониторинга поверхности

Понятие, задачи и виды мониторинга земель

В чем заключается суть мониторинга поверхности. 748b9fa35890398cc9d30d3e2591d7a6. В чем заключается суть мониторинга поверхности фото. В чем заключается суть мониторинга поверхности-748b9fa35890398cc9d30d3e2591d7a6. картинка В чем заключается суть мониторинга поверхности. картинка 748b9fa35890398cc9d30d3e2591d7a6

Рубрика: Сельское хозяйство

Статья просмотрена: 51755 раз

Библиографическое описание:

Дамдын, О. С. Понятие, задачи и виды мониторинга земель / О. С. Дамдын. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 1 (36). — Т. 2. — С. 165-166. — URL: https://moluch.ru/archive/36/4146/ (дата обращения: 01.12.2021).

Принятие эффективных управленческих решений по соблюдению земельного законодательства зависит в первую очередь от наличия точных научно обоснованных данных о качественном состоянии земель и происходящих в них изменениях. Источником получения таких данных является мониторинг земель.

Мониторинг земель – система наблюдений за состоянием земель для своевременного выявления различных изменений, их оценки, а также предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Мониторинг — преимущественно техническая и информационно-аналитическая работа, связанная с применением технических средств контроля за состоянием земель, взятием проб почв и проведением почвенно-геоботанических обследований, анализов и измерений химического и биологического состава почв, их физического состояния. Можно сказать, что мониторинг это одновременно мера предупредительного, текущего и последующего контроля.

Мониторинг имеют право осуществлять только государственные органы управления земельным фондом РФ, порядок осуществления устанавливается Правительством РФ. Мониторинг земель является составной частью мониторинга состояния окружающей природной среды, входит в Единую государственную систему экологического мониторинга (ЕГСЭМ 1 ) и проводится в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

Суть мониторинга заключается в слежении за динамикой процессов происходящих в почвах, в целях выявления причин и источников негативных изменений, принятия научно обоснованных решений по совершенствованию земельного законодательства, внесению необходимых корректировок в правовой режим земель и порядок землепользования.

Мониторинг ведется на всей территории РФ по отношению к любым земельным участкам независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования, что, в свою очередь, означает, что сотрудники государственной службы мониторинга имеют право проводить необходимые замеры и обследования там и тогда когда это предусмотрено, а собственники и землепользователи не имеют права препятствовать этим действиям.

Государственный мониторинг в зависимости от целей наблюдения и территориального охвата может быть:


федеральным, охватывающим всю территорию РФ;

региональным, охватывающим территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами;

локальным (местным), ведущимся на объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов земельных участков.

Предметом мониторинга является целостный земельный фонд РФ независимо от форм собственности на землю и их целевого назначения.

Объектом мониторинга являются все земли в стране вне зависимости от форм собственности на земли, их целевого назначения и характера использования.

Мониторинг земель осуществляется отдельно применительно к землям сельскохозяйственного назначения, землям населенных пунктов и поселений, землям промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения и т. д.

Согласно п. 2 ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации ведение государственного мониторинга земель направлено на выполнение следующих задач:


своевременное выявление изменений состояния земельных ресурсов, оценка уже происшедших изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении либо об устранении последствий негативных процессов, происходящих в почвенном слое земель. В целях ее осуществления органы проводят систематические наблюдения за состоянием водной и ветровой эрозии почвенного слоя земель, вероятностью потери гумуса либо ухудшения структуры, за загрязнением земель пестицидами, другими токсичными веществами, за состоянием береговой линии рек, морей, водохранилищ, за уровнем загрязнения земель свалками, местами захоронения опасных радиоактивных отходов, автомобильными стоянками и т. д;

информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за рациональным использованием и охраной земельных ресурсов, землеустройства, а также осуществлением иных функций государственного и муниципального управления землями, обеспечение контроля за рациональным использованием и охраной земель;

обеспечение населения Российской Федерации информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель. Пользование данными, полученными государственными органами по мониторингу земель, представляется возможным как для граждан, так и для юридических лиц, международных организаций. В целях осуществления последних двух задач государственного мониторинга земель применяются различные способы собирания необходимой информации.

Получение информации при осуществлении мониторинга может производиться с использованием:


дистанционного зондирования (съемка и наблюдение с космических аппаратов, самолетов);

сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарны и иных участков, межевых знаков;

наземных съемок, наблюдений и обследований;

соответствующих фондов данных.

В содержание мониторинга земель входит выполнение наблюдений по нескольким направлениям: изучаются процессы, связанные с изменением плодородия почв (опустынивание, развитие эрозии, потеря гумуса, заболачивание, засоление), зарастанием сельскохозяйственных земель сорняками и кустарником, загрязнением земель пестицидами, тяжелыми металлами и другими веществами. Также наблюдение ведется за процессами образования оврагов, оползней и другими природными явлениями, состоянием земель, занятых хозяйственными объектами, включая места захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов.

Все приемы, средства и методы осуществления мониторинга земель подразделяются в зависимости от сроков и периодичности их проведения на три вида:


базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга) осуществляются впервые на той или иной территории и носят общий характер;

периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период — раз в три года и более) осуществляются впервые на той или иной территории и носят общий характер;

оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент) фиксируют все текущие изменения состояния земельных ресурсов.

Данные мониторинга применяют для вынесения решений о возможном размещении того или иного объекта, определении разрешенных видов землепользования, то есть служат предупреждению такого землепользования, которое способно привести к ухудшению земель. Мониторинг также фиксирует отклонения от разрешенного поведения, выявляя правонарушения, связанные с загрязнением, заражением и иными видами деградации земель и его данные, в этом случае, служат доказательством при привлечении нарушителей к ответственности.

Данные полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются, накапливаются и передаются на вечное хранение в государственный фонд, а также ежегодно обобщаются и используются для подготовки ежегодного Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, который ежегодно предоставляет служба земельного кадастра РФ.

Краткий курс по земельному праву: учеб. пособие/ Г.С. Антосевич. – М. Издательство «Окей-книга», 2008. – 123 с.

1 Помимо мониторинга земель в ЕГСЭМ входит мониторинг состояния других природных объектов, осуществляемый различными федеральными министерствами и ведомствами. Общее руководство ЕГСЭМ выполняет МПР России.

Источник

Мониторинг – специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза. Это более точное определение.

Мониторинг может быть классифицирован по ряду оснований. В зависимости от оснований, можно выделить несколько видов мониторинга :

Динамический , когда в качестве основания для экспертизы служат данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя. Это самый простой способ, который может служить аналогом экспериментального плана временных серий. Для относительно простых систем, локального мониторинга (цен, доходов населения и пр.) этого подхода может оказаться достаточно. В данном случае, на первом месте в целях мониторинга стоит предупреждение о возможной опасности, а выяснение причин носят вторичный характер, в силу того, что причины достаточно прозрачны.

Конкурентный , когда в качестве основания для экспертизы выбираются результаты идентичного обследования других систем. В данном случае, мониторинг становится аналогом плана с множественными сериями испытаний. Изучение двух или нескольких подсистем большей системы проводится параллельно, одним инструментарием, в одно и тоже время, что дает основание делать вывод о величине эффекта на той или иной подсистеме. Кроме этого такой подход дает возможность оценить величину опасности, ее критичность.

Сравнительный , когда в качестве основания для экспертизы, выбираются результаты идентичного обследования одной или двух систем более высокого уровня. Такой случай носит специфический для мониторинга характер, и не рассматривается при планировании экспериментов. Он заключается в том, что данные по системе сравниваются с результатами, полученными для системы более высокого уровня.

Комплексный , когда используется несколько оснований для экспертизы. В данном случае я не рассматриваю мониторинг, который реализуется единичными измерениями, считая динамичность определяющим признаком мониторинга, хотя, в литературе можно найти примеры применения названия мониторинг к единственным испытаниям. В этом случае мониторинг вырождается в исследование по плану единичного случая, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Информационный – структуризация, накопление и распространение информации. Не предусматривает специально организованного изучения.

Базовый (фоновый) – выявление новых проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемы на уровне управления. За объектом мониторинга организуется слежение с помощью периодичного измерения показателей (индикаторов), которые достаточно полно его определяют.

Проблемный – выяснение закономерностей, процессов, опасностей, тех проблем, которые известны и насущны с точки зрения управления. Этот вид мониторинга может быть разбит на две составляющих, в зависимости от видов управленческих задач.

Проблемный функционирования – представляет собой базовый мониторинг локального характера, посвященный одной задаче или одной проблеме. Реализация этого мониторинга не ограничена по времени.

Проблемный развития – текущие задачи развития и предмет изучения этого мониторинга существует некоторое время.

Следует отметить, что мониторинг стал самостоятельным направлением управленческой деятельности, где происходит интеграция измерений, исследований, эксперимента, информатики и управления. Мониторинговая система приобрела комплексный, целостный характер.

Государственный мониторинг земель – система наблюдений за состоянием земель. Мониторинг земель выполняет базовую, связующую роль всех иных мониторингов и кадастров природных ресурсов. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в РФ. Мониторинг земель включает непрерывное наблюдение за использованием земель в соответствии с категориями и целевым назначением земель. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством РФ.

Цели мониторинга земель – выявление изменений состояния земель, их оценка, прогноз, предотвращение и устранение последствий негативных процессов, выработка рекомендаций, совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель.

Задачами мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2) информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Принципы ведения мониторинга земель:

1) достоверность и точность данных, соответствие их фактическому состоянию и использованию земельных ресурсов;

2)единство методов и технологий, согласованность ведения мониторинга земель; экономичность и эффективность;

3)взаимная совместимость и сопоставимость разнородных данных;

4)централизованное руководство по единой методике в масштабе РФ;

5)наглядность и доступность сведений, за исключением сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну.

Содержание мониторинга земель – систематическое наблюдение за состоянием земель, выявление изменений и оценка: состояния землепользований; плодородия почв, зарастания сельскохозяйственных угодий, загрязнения земель; состояния береговых линий водоемов, гидротехнических сооружений; образования оврагов, оползней, селевых потоков и других явлений; состояния земель поселений, объектов неф-те– и газодобычи, очистных сооружений, свалок, складов горючесмазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, захоронения промышленных отходов. Виды мониторинга земель. В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Методы ведения мониторинга земель:

1) натуральные наблюдения (экспедиционные, стационарные, комплексные, фоновые, дистанционные);

2) автоматизированная система мониторинга земель (информационно-поисковая система, система обработки данных, система комплексной интерпретации данных, прогнозно-диагностическая система и система управления);

3) договорные формы на выполнение проектных и изыскательских работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу земель.

2. МОНИТОРИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В УПРАВЛЕНИИ: МЕТОДИКО-ИНСТРУМЕНТАРНЫЙ АСПЕКТ

2.1. Понятие, сущность и цели мониторинга

Таблица 2.1
Основные виды мониторинга по областям применения

Глобальный (фоновый) мониторинг

Система контроля за общепланетарными изменениями в биосфере, которые связаны с деятельностью человека, обеспечивающая наблюдение, контроль и прогноз возможных изменений в отношении биосферы как среды для всего человечества и ее изменений, вызванных деятельностью общества

Мониторинг окружающей среды

Регулярные, выполняемые по единообразной заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить изменения их со стояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности

Систем апериодических медико-физиологических обследований лиц, подверженных воздействию вредных веществ с целью защиты их здоровья и профилактики заболеваний, а также комплекс методов, обеспечивающих «постоянное» слежение за жизненно важными функциями организма, за состоянием пациента

Комплекс мер по предупредительному надзору и текущему лабораторному контролю за уровнями содержания вредных факторов в окружающей среде с последующим сопоставлением с гигиеническими нормативами, а также оценка их влияния на здоровье населения

Мониторинг качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения

Система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей природной среды, источников антропогенных воздействий и своевременного выявления тенденций изменения экосистем для обеспечения принятия решений в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов

Вид социологического исследования, при котором сбор социальной информации осуществляется систематически с использованием сходной методики, выборки и инструментария исследования

Наименование мониторинга

Система организационных, социальных, медицинских, санитарно-эпидемиологических, научно-технических, методологических и иных мероприятий, направленных на организацию наблюдения за состоянием санитарно-эпидемиологического благополучия населения, на оценку и прогнозирование изменений, установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека

Мониторинг в образовании

Система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития

Последовательный процесс: измерения информации о состоянии оцениваемого объекта; передачи информации по каналу связи с перекодированием и преобразованием в новые формы представления; декодирования и анализа переданной информации локальными или системно-аналитическими средствами; использование результатов анализа в системах подготовки принятия решений

Мониторинг в строительстве

Получение информации о статических и динамических характеристиках объекта строительства, технологических процессов и средств строительства, технологических процессов и средств строительного производства с последующей ее обработкой для подготовки и принятия организационно-управленческого решения

Мониторинг СМИ является одним из самых эффективных инструментов информирования и принятия решений для руководителей, специалистов по маркетингу, PR

Наименование мониторинга

Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики

Система, осуществляемая на постоянной основе, деятельность по обобщению и систематизации информации необходимой для оценки, анализа и прогноза состояния и динамики законодательства и практики его применения с целью выявления его соответствия планируемому результату правового регулирования, а также ожиданиям участников законодательного процесса, должностных лиц исполнительных, судебных и иных органов всех уровней власти, институтов гражданского общества, граждан

Мониторинг общественного мнения населения

Проводится для получения оперативной информации о мнении горожан по актуальным вопросам общественной и экономической жизни города, работе органов государственной власти и местного самоуправления на территории

Системная совокупность регулярно повторяющихся исследований с целью предоставления научно-информационной помощи заинтересованным организациям в реализации социальных программ, соответствующих социокультурным характеристикам и особенностям массового сознания различных поколений населения

Наиболее широко в видовом смысле представлен мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг), некоторые виды которого приведены в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Виды экологического мониторинга

Наименование мониторинга

Мониторинг атмосферного воздуха

Система наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях эффективного управления в области пользования, воспроизводства, охраны, защиты лесов и повышения их экологических функций

Также большое разнообразие видов мониторинга наблюдается в области экономики (табл. 2.3).

Таблица 2.3
Виды экономического мониторинга

Наименование мониторинга

Региональный социально-экономический мониторинг

Система наблюдения, оценки и прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории

«Нормативно-правовой комплекс превентивных мероприятий, направленных на недопущение использования финансовой системы для легализации (отмывания) теневых доходов и капиталов»

Мониторинг финансового состояния кредитных структур

Отслеживание изменений финансовых показателей и коэффициентов кредитного учреждения за исследуемый период для подтверждения устойчивости или корректировки лимита риска, установленного для анализируемого учреждения, и определения сильных и слабых сторон контрагента, который одновременно может выступать в качестве конкурента на рынке банковских продуктов и услуг

Наименование мониторинга

Система контроля за ходом погашения ссуды и выплатой процентов по ней, то есть в периодический анализ кредитного досье заемщика, пересмотр кредитного портфеля банка, оценка состояния ссуд и проведение аудиторских проверок

Система, осуществляемая Банком России с участием его территориальных подразделений, позволяющая дать анализ и прогноз важнейших тенденций развития экономики региона с учетом финансового положения предприятий

Любой мониторинг состоит из следующих семи основных этапов:
1. Выявление источников получения информации.
2. Определение методов получения информации.
3. Определение критериев измерения.
4. Сбор информации.
5. Выбор и использование методов обработки информации.
6. Анализ результатов измерения.
7. Документирование и представление результатов исследования высшему руководству.
По мнению старшего преподавателя кафедры управления и экономики ИРО Мокшеева В.А., к мониторингу должны предъявляться определенные требования, которые можно сформулировать в виде следующих принципов:
1. Объективность информации. Процесс должен опираться на объективные данные, запрашиваемые данные должны быть максимально формализованы и легко проверены.
2. Сравнимость данных. Это требование обусловлено тем, что отслеживание результатов функционирования системы предполагает не только констатацию ее состояния, но и изучение изменений, которые в ней происходят. Возможность сравнения появляется только тогда, когда изучается один и тот же объект на основе одинаковых эмпирических показателей.
3. Адекватность. Данный принцип предполагает изучение системы с учетом изменяющихся внешних условий (на соответствие им).
4. Прогностичность. Получение данных, позволяющих прогнозировать будущее системы, возможные изменения в путях достижения поставленных целей. Этот принцип предполагает оценку возможных тенденций.
5. Принцип целевого назначения. Он предполагает получение необходимой и достаточной информации, исходя из обозначенной цели осуществляемой деятельности.
Также сюда следует добавить принцип демократичности, подразумевающий признание права на непосредственное участие в мониторинге всех заинтересованных лиц, и принцип превентности, что означает, что мониторинг должен проводиться до принятия управленческого решения.
Только использование всех перечисленных выше принципов в совокупности может дать качественный результат.
Также для достоверности результатов мониторинга необходимо соблюдение ряда существенных факторов. В статье «Теоретическо-методологические основы мониторинга качества профессиональной подготовки» в качестве важных условий эффективности мониторинга учитываются следующие факторы:

Рис. 2.1. Классификация инструментов социального мониторинга
Анкетирование проводится с использованием заранее разработанных анкет, т.е. наборов вопросов, на которые в письменной форме должны быть получены ответы от респондентов, т.е. лиц, отобранных для участия в опросе. Данный инструмент является наиболее распространенным средством сбора первичных данных, т.к. отличается гибкостью и универсальностью. Анкеты могут содержать закрытые и открытые вопросы. Закрытые вопросы включают в себя перечень возможных ответов и требуют выбора одного из них. Открытые вопросы позволяют респонденту отвечать своими словами. Ответы, полученные на закрытые вопросы, легче поддаются интерпретации и сведению в таблицы для последующего анализа. По мнению Ф. Котлера, именно открытые вопросы часто позволяют получить интересную информацию.
Различают следующие виды анкетирования:
1. По способу общения между исследователем и опрашиваемым:

Мокшеев В.А. Современные подходы к организации системы мониторинга в образовании. (http://www.depedu.yar.ru:8101/megaproj/pron_workings/schooll_mon/moksheev.html).

В социально-экономических системах контролю подвергается деятельность отдельных людей, их профессиональных и пространственных сообществ, организаций и государств. В коммерческой организации могут контролироваться процесс продаж, поступления денежных средств, конечные результаты деятельности, работа отдельных сотрудников. В государстве контролируются уровень жизни населения, его динамика, достижение поставленных целей развития, поступления в бюджет, использование государственных средств. В университетах контролируются выполнение учебных планов, соответствие учебного процесса государственным стандартам, результаты промежуточных и выпускных экзаменов, конечные результаты деятельности (где и кем работают выпускники, насколько они успешны).

В процессе развития любой системы происходят отклонения от желаемой и прогнозируемой траектории. Это может быть следствием ошибок в ранее принятых решениях, однако зачастую отклонения вызываются объективными и плохо прогнозируемыми причинами, многие из которых достоверно оценить бывает невозможно. Возрастание количества сценариев развития организации из-за внешнего влияния порождено глобализацией, расширением численности контрагентов, партнеров и конкурентов, усиливающейся неравномерностью развития отраслей, государств и территорий.

Воспроизводимая во внутренней среде организации неопределенность обусловлена также противоречивым характером поведения людей. Их действия предсказуемы лишь частично, они активно ищут и зачастую находят способы действий, наиболее предпочтительные для них лично. В этих условиях конечные результаты могут не совпадать с предъявляемыми к ним требованиями, противоречить общим целям и задачам организации. Поэтому минимальный контроль объективно требуется для упорядочения жизнедеятельности людей во всех сферах и проявлениях.

Принципиальная схема процесса контроля представлена на рис. 10.1.

Процесс контроля начинается с установления целей. Затем следует стадия выработки стандартов, оценочных показателей и размеров допустимых отклонений. Далее выработанные стандарты доводятся до сотрудников и организуется процесс измерения оценочных показателей. После сравнения оценочных показателей со стандартами процесс контроля разветвляется: либо значимые отклонения отсутствуют и тогда на этом заканчивается данный цикл контроля, либо зафиксированы значимые отклонения. В случае если в процессе измерения происходит отклонение от стандартов, то процесс контроля опять ветвится. Далее либо производятся корректирующие воздействия и устраняются отклонения, либо пересматриваются стандарты. В любом случае цикл контроля затем повторяется вновь.

Коренным признаком контроля, выделяющим его среди других функций управления, является активное использование обратной связи. Именно обратная связь оказывает существенное воздействие на элементы и процессы всего цикла управления.

Сущность и механизмы обратной связи раскрываются на нижеприведенной схеме (рис. 10.2).

В чем заключается суть мониторинга поверхности. image017. В чем заключается суть мониторинга поверхности фото. В чем заключается суть мониторинга поверхности-image017. картинка В чем заключается суть мониторинга поверхности. картинка image017

В ходе многовековой эволюции контроль сформировался как широкая область практики, направление исследований, а также специализация в сфере образования. Это обусловило статус контроля как значимого в системе менеджмента. Научное обоснование его закономерностей, тенденций, а также инноваций вызвало необходимость организации систематической подготовки кадров, развития законодательства, стандартизации и других мер, которые в совокупности являются условиями повышения его результативности.

В управлении основными объектами контроля являются деятельность предприятий, организаций, органов власти и управления, общественных союзов и ассоциаций и т.п., а его предметом — процессы и конечные результаты, т.е. их качественные, количественные, пространственные и временные характеристики, содержащиеся в соответствующих программах и планах, а также стандартах, нормах и правилах.

Виды контроля разнообразны и многочисленны, структурировать их возможно по различным основаниям, в том числе: по целям и задачам, сферам деятельности, объектам и субъектам, временным горизонтам, методам проведения и т.п.

В экономике страны, в се регионах и отдельных организациях основными предметами контроля являются потоки, оборот и кругооборот вещества, энергии и информации, интенсивность их применения, результативность институциональных преобразований, эффективность методов менеджмента и многие другие.

В экономической сфере контролю подвергаются такие показатели, как производительность труда, эффективность использования средств, степень удовлетворенности потребителей произведенными в организации товарами или услугами, соблюдение стандартов и т.п. Это служит для оценки предыдущей деятельности и позволяет наметить отправные точки для планирования будущих действий.

В социальной сфере контролю подвергаются: уровень и качество жизни; демографические процессы в целом по стране, в субъектах федерации, в городах и территориальных агломерациях; динамика индекса человеческого развития и его составляющих; воспроизводство интеллектуального капитала; ситуация и векторы развития в здравоохранении, образовании, культуре; и др.

Наиболее общие принципы контроля:

Мониторинг может быть классифицирован по ряду оснований. В зависимости от оснований, можно выделить несколько видов мониторинга, которые приведены ниже.

Динамический, когда в качестве основания для экспертизы служат данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя. Это самый простой способ, который может служить аналогом экспериментального плана временных серий. Для относительно простых систем, локального мониторинга (цен, доходов населения и пр.) этого подхода может оказаться достаточно. В данном случае, на первом месте в целях мониторинга стоит предупреждение о возможной опасности, а выяснение причин носят вторичный характер, в силу того, что причины достаточно прозрачны.

Конкурентный, когда в качестве основания для экспертизы выбираются результаты идентичного обследования других систем. В данном случае, мониторинг становится аналогом плана с множественными сериями испытаний. Изучение двух или нескольких подсистем большей системы проводится параллельно, одним инструментарием, в одно и тоже время, что дает основание делать вывод о величине эффекта на той или иной подсистеме. Кроме этого такой подход дает возможность оценить величину опасности, ее критичность.

Сравнительный, когда в качестве основания для экспертизы, выбираются результаты идентичного обследования одной или двух систем более высокого уровня. Такой случай носит специфический для мониторинга характер, и не рассматривается при планировании экспериментов. Он заключается в том, что данные по системе сравниваются с результатами, полученными для системы более высокого уровня.

Комплексный, когда используется несколько оснований для экспертизы. В данном случае я не рассматриваю мониторинг, который реализуется единичными измерениями, считая динамичность определяющим признаком мониторинга, хотя, в литературе можно найти примеры применения названия мониторинг к единственным испытаниям. В этом случае мониторинг вырождается в исследование по плану единичного случая, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Применительно к социальным системам, можно выделить три вида мониторинга в зависимости от его целей.

Также можно выделить следующие виды мониторинга:

1. Реализация программ. Данный вид мониторинга направлен на сбор информации об основных ресурсах и продуктах программы.

2. Анализ качества предоставленных услуг. Данный вид мониторинга направлен на сбор информации о качестве, предоставляемых услуг с использованием «обратной связи».

3. Финансовый менеджмент. Финансовый мониторинга используется для отслеживания направлений использования ресурсов и результатов, получаемых при использовании ресурсов.

5. Определение степени удовлетворенности клиентов. Данный вид мониторинга тесно связан с мониторингом качества услуг. Инструментами данного вида мониторинга являются различные опросы, интервью и.т.д.

При проведении мониторинга программы необходимо отслеживать следующие элементы:

1. использование ресурсов (соответствие потраченных ресурсов плану)

2. процесс выполнения программы (соответствие содержания и сроков мероприятий графику выполнения работ, соблюдение технологий, методов, процедур):

3. результаты проведения программы (на сколько достигаются поставленные цели):

4. влияние проведения программы (как проведение программы влияет на ситуацию, в чем заключается ее влияние).

Таким образом, в процессе мониторинга важна методика обработки и анализа информации, а также определение лиц, которые получат данную информацию. Также следует отметить, что мониторинг стал самостоятельным направлением управленческой деятельности, где происходит интеграция измерений, исследований, эксперимента, информатики и управления. Мониторинговая система приобрела комплексный, целостный характер.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наименование мониторинга