В чем заключается суть науки как вида человеческой деятельности
В чем заключается суть науки как вида человеческой деятельности
Подробное решение параграф § 13 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что такое наука, каковы её главные функции?
2. Каковы основные черты большой науки?
Основными чертами большой науки являются:
— универсальность (проверенные, обоснованные, систематизированные знания обо всём, что подвергается исследованию);
— безграничность наука не ограничена ни временем, ни пространством);
— дифференцирована (современная наука дифференцируется с каждым днём, в настоящее время насчитывается около 15 тыс. научных дисциплин).
3. Почему для развития науки необходимо сочетание индивидуального творчества и деятельности крупных научных коллективов?
4. Приведите примеры, характеризующие современное сближение науки с потребностями общества.
Современное общество нельзя вообразить без научных знаний. Практически каждый человек на сегодняшний день так или иначе касается науки в повседневной жизни: телевидение, интернет, бытовая техника и т.д. Наука подстраивается под потребности современного общества.
5. Почему наука является «локомотивом» научно-технического прогресса?
Науку можно назвать «локомотивом» научно-технического прогресса потому, что она является двигателем прогресса, т.к. наука продвигает за собой весь технический прогресс.
6. Каковы основные положения этики учёных?
Этика учёных, науки складывается на основе моральных ценностей, ориентации на высшее благо; профессионально-специфических научных норм; понимания свободы и социальной ответственности учёных в условиях возрастания роли науки во всех сферах жизни, в решении глобальных проблем.
7. В чём состоит взаимосвязь науки и образования?
8. Какова роль образования в современном обществе?
Роль образования в современном обществе очень велика, она заключается в том, что образование выступает важнейшим каналом социальной мобильности: хорошее образование и профессиональная подготовка помогают человеку достичь высоких социальных позиций и, напротив, недостаток образования может послужить сдерживающим фактором социального роста. Нельзя не отметить и того, что образование служит мощным средством самореализации личности, помогает раскрыть её способности и таланты.
В современном обществе с большим успехом преуспевают люди, которые вместе с основным образованием занимаются и самообразованием. Особенно актуальной проблема самообразования современного человека стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современные условия требует от человека постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации. Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения мастерства – это самообразование. Постоянное самообразование – вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не отстать от «поезда современности». Самой характерной особенностью профессиональной деятельности является ее подвижность, связанная с изменением информационных ресурсов и технологий и мы отчетливо осознаем, что прежние профессиональные умения и навыки быстро устаревают, требуются иные формы и методы работы, теоретические знания смежных наук и многое другое. Чтобы успеть за этими процессами, для человека возникает необходимость постоянно учиться.
1. Принято деление науки на фундаментальную и прикладную. В чём вы видите взаимозависимость и взаимосвязь этих наук? Правы ли учёные, считающие, что это членение носит условный характер?
В некоторых случаях деление действительно носит условный характер, так как чаще всего в затеваемых учеными исследованиях присутствуют и задачи, направленные на расширение и углубление знаний, и задачи, направленные на решение проблем.
2. Благодаря открытию антибиотиков были спасены жизни десятков миллионов людей. Но медицинская практика выявила и их отрицательное действие: уничтожаются не только вредные микробы, но и необходимые человеку микроорганизмы; одна болезнь сменяется другой, подчас не менее тяжкой. Перед биологией, химией встала задача создания новых препаратов. В результате были созданы пробиотики. Они вытесняют болезнетворные микроорганизмы, но не губят нормальную микрофлору. Проанализируйте приведённый факт, покажите на его примере действие названных в параграфе функций и особенностей науки.
Прогресс и наука не стоят на месте и появляются более усовершенствованные лекарства (социально-производственная функция науки).
3. Профилирование школ нередко понимается по-разному. Одна из точек зрения такова: профилирование должно быть жёстким, в старших классах необходимо полное размежевание на гуманитариев и естественников. Другая точка зрения: профилирование должно быть мягким; у гуманитариев должно в соответствующем объёме продолжаться преподавание и естественно-научных дисциплин, а у естественников — гуманитарных дисциплин. Обсудите обе точки зрения и аргументируйте своё мнение.
Современный мир диктует свои правила для развития успешного человека. И в первую очередь необходимо быть разносторонней личностью, поэтому важнее 2-я точка зрения. Современный человек должен разбираться не только в гуманитарных науках, но и в естественных.
Каждый конкретный этап в развитии техники есть отражение опредмеченных в ней знаний. Технические средства, исторически появившиеся до и вне строго сформулированных научных законов и закономерностей, не опровергают сказанного, поскольку и они отражают наличное знание – обыденное, эмпирическое, интуитивное.
Наука. Виды и функции науки.
Наука – это вид деятельности человека, заключающийся в сборе данных об окружающем мире, затем в их систематизации и анализе и, на основании вышеперечисленного, синтезе новых знаний. Также в сфере науки находится выдвижение гипотез и теорий, а также их дальнейшее подтверждение или опровержение с помощью экспериментов.
Потом он выбивал все больше полезных фактов о домашнем скоте, о звездах и луне, об устройстве телеги и шалаша; и появлялись новорожденные биология, астрономия, физика и архитектура, медицина и математика.
В современном виде науки стали различать после XVII века. До этого, как только их не называли – ремесло, писание, бытие, житие и прочие околонаучные термины. Да и сами науки больше представляли из себя разные виды техник и технологий. Главным двигателем развития науки являются научные и промышленные революции. Например, изобретение парового двигателя дало мощный толчок развитию наук в XVIII веке и вызвал первую научно-техническую революцию.
Классификация наук.
Попыток классифицировать науки было множество. Аристотель если не первым, то одним из первых, разделил науки на теоретические знания, практические знания и творческие. Современная классификация наук также делит их на три вида:
Функции науки.
Исследователи выделяют четыре социальных функции науки:
Говоря о науке, стоит еще упомянуть такой термин как «псевдонаука» (или «лженаука»).
Псевдонаука – это вид деятельности, изображающий научную деятельность, но ею не являющийся. Псевдонаука может возникнуть как:
Деятельность и понятия науки
Наука — это широкое понятие, которое включает в себя различные виды человеческой деятельности. Понятие науки это: биологи, рассматривающие бактерии с помощью микроскопов; химики, проводящие эксперименты по реакциям в лаборатории; астрономы, наблюдающие за галактиками через телескопы, физики, решающие уравнения на доске; геологи, изучающие распределение окаменелостей; астрофизики, наблюдающие за далекими галактиками; климатологи, анализирующие данные с метеозондов и много-много других аспектов деятельности.
По существу, понятие науки это форма накопленного знания через усилия человека в понимании Вселенной в которой мы живем.
В отличие от прошлого, когда только небольшое количество людей имело возможность работать учеными, современная наука развивается и продвигается многими исследователями из разных дисциплин. В то же время предпринимаются значительные усилия для ускорения результатов исследований.
Сущность науки
В то время как низшие животные только существуют в мире, человек пытается понять сущность или смысл происходящего.
Человек на основе интеллекта пытается научить себя многому, чтобы сделать жизнь более комфортной.
Благодаря научным исследованиям человек достиг концептуальной реконструкции мира, который становится все более широким, глубоким и точным. Мир дается человеку, он терпит или презирает его, но обогащается знаниями. Человек пользуется природой, подчиняя ее собственным животным и духовным потребностям, а также мечтам. Таким образом, человек создает мир артефактов и мир культуры.
Научное знание позволяет нам делать все виды вещей и создавать все виды вещей. Конечно, если мы делаем хорошие вещи, то это не только заслуга науки; это также заслуга морального выбора, который привел нас к хорошей работе. Научное знание-это сила, дающая возможность творить добро или зло, но оно не содержит инструкций о том, как им пользоваться.
Ценность науки — это удовольствие, называемое интеллектуальным наслаждением, которое люди получают от чтения, изучения и размышления о ней, а другие-от работы в ней. Это важный момент, который не учитывается хотя бы потому, что социальная ответственность человека зависит от влияния науки на общество, является ли это простое личное наслаждение ценностью для общества в целом.
Научный процесс познания
Процесс и научные понятия могут быть описаны как систематические ментальные представления о природном мире и занимают центральную роль. Они могут соответствовать наблюдаемым сущностям (млекопитающее или река), не наблюдаемым обычным способом сущностям (атом или ген), или они могут быть связаны с процессами (фотосинтез или адаптация).
Порядок процесса познания
Научный процесс начинается с постановки вопроса, разработки гипотезы и составления обоснованных прогнозов.
Далее следуют эксперименты, оценка данных, внесение корректировок и подтверждение результатов. Люди учатся и получают знания с помощью наблюдений и экспериментов.
Общие элементы научного процесса включают выявление, измерение и представление информации о причинах и следствиях.
Научный процесс важен, потому что он устраняет личные предубеждения и может изменить то, во что другие решают верить. Результаты должны быть наблюдаемыми, измеримыми и воспроизводимыми.
Методы исследований
Основные методы исследования включают, например, изучение научных публикаций исследователей, журналов и университетов, моделирование научного сотрудничества и цитирования, понимание инновационных процессов, классификация различных научных областей, прогнозирование будущей эволюции и развития науки.
Значимость метода исследований заключается в широком применении в процессе оценки многих научных предложений.
Индустриализация понятия науки привела к революции в доступности наборов данных, которые охватывают основные виды деятельности человека.
Понятие науки как таковое имеет значение, как правило, для определения научного воздействия, понимания научных проблем, картографирования научных полей и разработки индикаторов для лиц, принимающих решения.
Результаты исследований
В результате исследований ученые пытаются организовать объекты и явления в логическом порядке помогая людям усвоить сложность предмета или его место в списке иерархий.
Например, растения и животные организованы по царству, типу, классу, порядку, семейству, роду и виду.
Ученые также организуют различные компоненты в системы. Солнечная система, например, содержит Солнце, планеты, луны, карликовые планеты и кометы.
Попытки классифицировать науки
Понятие науки как деятельность и исследование относится и к социальной жизни. Исследования в социальной жизни применяются для улучшению нашей естественной и искусственной среды, изобретения и производства материальных и культурных ценностей, превращаясь в технологию.
Однако наука кажется нам самой ослепительной и удивительной из звезд культуры, когда мы рассматриваем ее как благо само по себе, это как деятельность, производящая новые идеи (научные исследования).
Попытки классифицировать науки происходили со времен античности. Со временем количество этих наук увеличивается, но их можно в зависимости от сферы, предмета и метода познания различать:
В последнее время время выделились формальные науки как математика, логика, кибернетика, информатика. Создание экспертной базы знаний — это долгосрочная инвестиция. Для того чтобы воспитать каждого ученого компетентным в данной области знаний, требуются долгие годы обучения и воспитания.
Цель науки
Таким образом, понятие науки направлено на то, чтобы сделать научно генерируемые знания и методы их производства более доступными, применимыми, прозрачными и отвечающими потребностям как ученых, так и общественности:
Наука постоянно обращается к различным людям, таким как ученые, политики, педагоги, бизнес, отраслевые новаторы и цивилизованное общество в процессе своего развития. Этот принцип разделяется инициативой ответственного исследования и инноваций, которые связаны с этическими, правовыми и социальными последствиями исследований.
Наука
Всего получено оценок: 16.
Всего получено оценок: 16.
Люди всегда стремились объяснить устройство мира, выявить законы его развития. В древности многие явления природы объяснялись вмешательством могущественных высших сил. Со временем сформировались науки, пытающиеся систематизировать полученные знания об окружающей действительности. Узнаем, что такое наука, какие функции она выполняет, какие виды наук бывают.
Понятие науки
Наука — это сфера человеческой деятельности, занимающаяся познанием окружающего мира и человека, систематизацией полученных сведений, объяснением происходящих процессов. Главной её целью является постижение истины.
В обществознании существует понятие научной картины мира. Так называется совокупность всех знаний, приобретённых человечеством за время развития.
Функции науки
Наука как сфера деятельности человека выполняет ряд функций. Рассмотрим наиболее важные из них.
Виды наук
В зависимости от направленности знаний, все науки делятся на несколько групп. Познакомимся с их определениями.
Существует классификация, в основе которой лежит деление наук на фундаментальные и прикладные.
Что мы узнали?
Наука — это сфера деятельности людей, основной целью которой является получение знаний о развитии мира и человека. Все науки делятся на естественные, гуманитарные, социальные и технические. Существует также разделение наук на фундаментальные и прикладные.
Тема 1. Особенности науки как вида человеческой деятельности
Организация научно-исследовательской и педагогической деятельности в области управления персоналом.
Тема 1. Особенности науки как вида человеческой деятельности
Понятие «наука», мировоззрение, виды и типы мировоззрения. Различие между донаучными формами и способами познания и научными. Алгоритм научного исследования. Требования к научной деятельности и к человеку, занимающимися ею. Роль науки в современном обществе.
Наука — важнейшая форма человеческого познания. Наука — это особый вид познавательной деятельности человека, направленный на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, человеке, обществе и самом познании, на основе которых происходит преобразование человеком действительности. Она оказывает все более зримое и существенное влияние на жизнь не только общества, но и отдельного человека.
Виды мировоззрения:
обыденное, источником которого является личный опыт или общественное мнение, связанные с повседневной деятельностью. Оно конкретно, доступно, просто, дает четкие и понятные ответы на повседневные вопросы;
религиозное, источником которого является некий авторитет, наделяемый доступом к сверхъестественному знанию. Оно целостно, отвечает на духовные вопросы, вопросы о смысле жизни;
научное, основанное на рационально обработанном опыте. Оно доказательно, четко и строго, но не решает жизненные проблемы человека;
философское, основанное на разуме, обращенном к самому себе. Оно доказательно, обоснованно, целостно, но труднодоступно.
Некоторые исследователи выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое, мифологическое и другие, а также различные частные и смешанные их типы.
Научное познание по сравнению с обыденным, художественным, философским и др. видами, имеет свои специфические особенности и представляет собой особую деятельность по получению нового знания. Специфика научного познания заключается в том, что это такая форма познавательной деятельности, важнейшей целью и результатом (продуктом) которой является выработка и совершенствование объективно-истинных знаний.
По сравнению с донаучнымнаучное знание как результат и цель научно-познавательной деятельности отличается такими специфическими характеристиками, как истинность, обоснованность, системность, направленность на отражение сущностных свойств изучаемых объектов, опережение наличной практики, особым профессионально-специальным языком.
Проблема отличиянаучного знания от ненаучного включает в качестве важного своего компонента вопрос о том, чем отличается научное знание от преднаучного (донаучного). До возникновения науки человек получал достаточно достоверные знания, используя их в практической деятельности. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии Донаучное знание характеризуется преобладанием метода наблюдения, накоплением житейских знаний и невысоким уровнем обобщения. Обращаясь непосредственно к поставленному вопросу, следует сказать, что преднаучные знания были вплетены в соответствующие мифологические и религиозные мировоззренческие образования. Таким образом, донаучные знания не были самостоятельным когнитивным образованием, они не были знанием в современном смысле слова, они не существовали вне религиозно-мифологического, магического комплекса.
В целом можно представить следующий алгоритм научного исследования, передающий логику и методологию постановки и решения задач. Его можно условно разбить на восемь этапов.
1.Определение основных целей исследования.
2.Описание проблемной ситуации.
3.Предварительный анализ проблемной ситуации.
4.Формулировка научной проблемы.
6.Сбор и классификация информации.
7.Разработка концепции (научной теории).
8.Проверка достоверности исследовательских результатов (верификация теории).
Всякое научное исследование, как, впрочем, и любая деятельность, начинается с постановки цели. Цели можно разделить на стратегические и оперативные. Достижение стратегических целей направлено на получение принципиально нового результата, ради которого данное исследование и проводится. Оперативные цели представляют собой закрепленные за конкретными исполнителями проектируемые действия, реализация которых в совокупности позволит привести к достижению стратегической цели. В отношении оперативных целей наибольшее значение имеют два требования:
♦ цель должна быть понятной для исполнителя;
♦ цель должна соответствовать профессиональному профилю и квалификации исполнителя.
Исходным условием в исследовании объектов социальных исследований является формулировка проблемной ситуации. Суть ее заключена в том, чтобы преодолеть критическое рассогласование между желаемым и реальным состоянием исследуемого объекта. Решение проблемной ситуации становится возможным благодаря формулированию критерия. Критерий — это количественно или качественно выраженный показатель степени достижения системой своих целей, предполагающий выбор конкретной альтернативы в структуре возможных целей.
Структурированными следует считать те проблемы, которые базируются на глубоком научном анализе, учитывающем воздействие множества факторов. Слабоструктурированные проблемы — это такие проблемы, в информационной базе которых находится значительное число неизвестных и плохо фиксируемых факторов, усиливающих состояние неопределенности в понимании соответствующих проблемных ситуаций. Максимальную неопределенность в понимании проблемных ситуаций демонстрируют неструктурированные проблемы, осознание которых происходит скорее по интуиции, чем на основе рационального расчета.
Целью предварительного анализа проблемной ситуации является выявление факторов, определяющих характер и динамику ее развития. Анализ осуществляется для диагностики лежащих в основе проблемной ситуации девиаций (отклонений от нормативных ожиданий) и определения возможных способов решения проблемы. Предварительный анализ позволяет определить наиболее ключевые моменты, способные привести проблемную ситуацию к тому или иному исходу, не всегда благоприятному для человека. В ходе анализа выявляются закономерности исследуемых процессов, устойчивые зависимости между различными факторами и составляющими проблемную ситуацию элементами.
Проведенный предварительный анализ является условием адекватной формулировки научной проблемы, назначение которой заключается в правильном подведении описанной проблемной ситуации под эффективную теорию. От того, насколько удачно сформулирована научная проблема и взята на вооружение исследовательская стратегия, основывающаяся на эффективной теории, зависит благоприятный исход в разрешении проблемной ситуации.
Формулируя научную проблему и вырабатывая методологические инструменты, направленные на ее последовательное решение, исследователь опирается либо на предписания базовой для этой проблемы теории, либо на аналог того, как эта проблема была разрешена ранее. Рабочим инструментом, позволяющим определить истинность или ложность принимаемых в этом процессе допущений, является научная гипотеза. Гипотезой можно назвать любое предположение, допущение, предписание или догадку, истинность которых остается неизвестной и которые служат для предварительного объяснения и предсказания новых явлений, событий и фактов.
Научные гипотезы — это теоретические предположения об ожидаемых нами взаимосвязях между различными фактами, служащие способом подтверждения или опровержения используемых для выдвижения этих предположений теорий.
Основными требованиями, предъявляемыми к научным гипотезам, являются:
♦ совместимость с существующим научным знанием;
♦ объяснительная или предсказательная сила;
Сбор и обработка данных осуществляется в соответствии с исследовательской программой, которая позволяет определить, какие факты необходимы для понимания сущности происходящих изменений. При сборе информации необходимо учитывать ее объем, характер и затраты на ее получение. Основными критериями при отборе информации выступают: содержание, степень детализации, уровень охвата, пространственно-временные характеристики и пр.
Формулировка концептуальной схемы (теории) является одним из завершающих этапов в процессе научного познания, когда разрабатываются новые цели и задачи, выдвигаются гипотезы, обобщается дополнительный массив информации. Благодаря разработанной концепции, осуществляется отбор выдвинутых ранее гипотез, подтверждается достоверность собранных фактов, углубляется понимание поставленной проблемы. Выстраивая теорию, исследователь стремится объяснить находящиеся в сфере его внимания процессы, направить в определенное русло ход дальнейших исследований, приближая тем самым достижение поставленной перед исследованием стратегической цели. Теория позволяет понять логику процесса, облечь его содержание в систему понятий, способных передать эту логику при помощи норм научной рациональности. Ошибочная теория (теория, не способная объяснить всех фактов, составляющих содержание исследуемого процесса), если даже и позволит достичь поставленной перед исследованием цели, вряд ли сможет оправдать понесенные для достижения этой цели затраты. Теории предоставляют возможность интерпретировать все раскрывающиеся в ходе развертывания процессов факты, упрощая объект исследования и вырабатывая правила проверки правильности учета фактов потенциальным наблюдателем.
К условиям научной деятельности можно отнести: финансовые, организационные, мотивационные, нормативно-правовые, информационные, научно-методические, кадровые и материально-технические условия.
Требования к научной деятельности и к человеку, занимающимися ею.
1. Научный работник должен четко ограничивать рамки своей деятельности и определять цели своей научной работы. Одним из главных качеств научного работника является способность сосредоточиться только на той проблеме, которой он занимается, а все остальные – «побочные» – использовать только в той мере и на том уровне, как они описаны в имеющейся на сегодняшний день научной литературе.
2. Научная работа строится «на плечах предшественников». Прежде чем приступать к любой научной работе по какой-либо проблеме, необходимо изучить в научной литературе, что было сделано в данной области предшественниками.
3. Научный работник должен освоить научную терминологию и строго выстроить свой понятийный аппарат.
4. Результат любой научной работы, любого исследования должен быть обязательно оформлен в «письменном» виде (печатном или электронном) – в виде научного отчета, научного доклада, реферата, статьи, книги и т.д.
Роль науки в современном обществе. XX век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине XX в. фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине XX в. большое распространение получила автоматизация.
Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. Наука была актуальна в древние времена, она актуальна и сегодня. И, несомненно, наука будет актуальна и в будущем. Возрастание роли знания в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.