В чем заключается суть общения педагогического общения

Педагогическое общение. Основные принципы и правила педагогического общения. Этическая защита в педагогическом общении

В чем заключается суть общения педагогического общения. fa22196de1c7acebbfc6155af5ee9332. В чем заключается суть общения педагогического общения фото. В чем заключается суть общения педагогического общения-fa22196de1c7acebbfc6155af5ee9332. картинка В чем заключается суть общения педагогического общения. картинка fa22196de1c7acebbfc6155af5ee9332 Наталья Горлова
Педагогическое общение. Основные принципы и правила педагогического общения. Этическая защита в педагогическом общении

ОБЩЕНИЕ.

Данное понятие психологи определяют как: Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности (Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского)

Процесс, который может выступать в одно и тоже время и как взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей к друг к другу, и их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания» (Педагогическое речеведенье / словарь-справочник).

Основные Функции педагогического общения:

Информационная (передача информации вербальными невербальным способами)

Социально-перцептивная (умение педагога воспринимать и слушать ученика)

Самопрезентативная (презентация внутреннего мира педагога и воспитанника)

Интерактивная (обмен опытом, идеями, умение отстаивать свои идеи, доказывать свою точку зрения)

Аффективная (эмоциональная стимуляция, психологический комфорт, контроль аффекта).

Функции способствующие общению

«Соучастие» ребенку в процессе общения – данная функция призвана поддержать ученика в его стремлении к общению;

Моральные Принципы Педагогического общения

-принцип ненасилия (право ученика быть тем, что он есть);

-принцип паритетности взаимоотношений;

-принцип уважения труда познания ученика;

-принцип уважения неудач и слез ребенка;

-принцип уважения тяжелой работы роста;

-принцип уважения самобытности ученика;

-принцип безусловной любви воспитателя к воспитаннику;

-принцип оптимальной требовательности и уважения;

-принцип опоры на положительное в ребенке;

-принцип компромиссности спорных решений;

Основа общения (Чувства)

Эмпатия; Симпатия; Антипатия.

Стиль общения, есть совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воздействия на учащихся (В. С. Грехнев).

Виды Стиля и его характерные особенности

Активно- положительный (эмоционально-положительная направленность;

Ситуативный (эмоциональная нестабильность, чередования дружелюбия и враждебности);

Пассивно- положительный (общая положительная направленность в манере поведения и речевых высказываниях, но присуща некоторая замкнутость, сухость, категоричность, официальность,

Активно- отрицательный (явно выраженная эмоционально- негативная направленность, часто делает замечания, наказывает, резок, раздражителен);

Пассивно- отрицательный (не столь явно проявляет негативное отношение к воспитанникам, эмоционально вял, безучастен, равнодушен к успехам и неудачам воспитанников);

Диктат (строгая дисциплина, требования порядка и учебных успехов);

Нейтралитет (невмешательство) – свободное общение с учениками на интеллектуально-познавательном уровне, увлеченность педагогом своим предметом, эрудированность,

Опека (забота о воспитанниках, доходящая до навязчивости, боязнь дать ученикам любую самостоятельность, постоянный контакт с родителями);

Конфронтация (скрытая неприязнь к воспитанникам. постоянное недовольство работой по предмету; в общении – пренебрежительно – деловой тон,

Сотрудничество (соучастие во всех делах, интерес педагога к воспитанникам, оптимизм и взаимное доверие в общении).

Формирование педагогического стиля общения

-изучение своих личностных особенностей ;

-установление недостатков в личностном общении;

-работа по преодолению стеснительности, скованности, негативных наслоений в стиле общения;

-овладение элементами педагогического общения на основе собственных индивидуальных особенностей ;

-реальная педагогическая деятельность общения с воспитанниками – индивидуальный стиль общения.

Основные Правила Педагогического общения

-Проявление такта и уважения;

-Умение определять по внешнему виду состояние ребенка;

-Выслушивать внимательно, с уважением;

-Управление мимикой жестами.

Этическая защита в педагогическом общении

Реализация педагогической защиты и ее функции

1. Сохранение педагогом собственного достоинства в общении;

2. Корректирование поведения воспитанника;

3. Сохранение достоинства ученика, нарушившего этические нормы поведения в общении.

Способы педагогической защиты (по Щурковой Н. Е.)

1.«Вопрос на воспроизведение»- способ защиты, состоящий в том, чтобы приостановить начавшееся общение на низком уровне, принижающее достоинство человека.

4.«Ссылка на личностные особенности» – способ доступный для педагога с сильным характером. Состоит в отстаивании каких-либо личностных качеств.

5.«Оправдание поведения»- способ, возвышающий воспитанника в данной ситуации, подчёркивающий признание его достоинств и тем самым влияющий на изменение его низкого поведения.

Источник

Особенности педагогического общения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Техника педагогического общения

Педагогическое общение — это процесс общения во время обучения и воспитания, направленный на развитие личности учащихся и оптимизацию педагогического процесса. Помимо обмена информацией, педагогическое общение заключается во взаимном восприятии педагогом и обучающимися друг друга.

Педагогическое общение помогает скорректировать настроение учащегося, его отношение к людям, явлениям, предметам. Оно развивает мышление ребенка, обогащает его знания, изменяет духовную деятельность.

Техника педагогического общения основана на таких коммуникативных умениях, как:

Основа эффективного педагогического общения – педагогический такт. Наличие педагогического такта помогает сохранять уважение к личности обучающихся в самых противоречивых и сложных ситуациях. Такт подразумевает соблюдение правил вежливости и приличия в общении, чувства меры в действиях педагога.

Факторы педагогического общения

Повысить продуктивность педагогического общения можно, соблюдая следующие правила:

Деструктивными и негативными факторами педагогического общения являются:

Готовые работы на аналогичную тему

К деструктивным ошибкам педагога относятся: неумение выслушивать, пренебрежение мнением воспитанников, категоричность мнения, необъективность оценки, морализирование, придирки, оскорбление, резкость интонаций, скованность или натянутость отношений, отсутствующий взгляд, агрессивность по отношению к воспитанникам, нелогичность или нелепость поведения, невнимательность к достижениям учеников.

Особенности педагогического общения

В педагогическом процессе очень важно эмоционально-личностное воздействие собеседников друг на друга. Организатором педагогического общения выступает, как правило, преподаватель. Высокая культура профессионального опыта позволяет преподавателю полностью контролировать свои эмоции, направлять свои усилия на формирование благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном процессе. Коммуникативная деятельность представляет основу педагогического труда, выступая одновременно главным профессиональным орудием педагога.

Педагогическое общение представляет собой многоплановый процесс установления и развития контактов, взаимодействия и взаимопонимания между педагогом и воспитанниками, которое возникает в результате реализации целей и содержанием педагогической деятельности.

Общение в педагогической работе выступает, как: средство решения учебно-воспитательных задач; социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса; способ организации отношений между субъектами педагогической деятельности, которые обеспечивают успешность воспитания и обучения.

Для педагогического общения, помимо традиционных функций, характерны специальные функции: обмен информацией, познание личности, организация и управление совместной деятельности, обмен ролями, самоутверждение, сопереживание. Информационная функция педагогического общения обеспечивает процесс обмена духовными и материальными ценностями, формирует условия для положительной мотивации педагогической деятельности.

Педагогическое общение образует социальное поле деятельности, через разные социальные роли программирует необходимый шаблон социального поведения. Педагоги в учебно-воспитательный процесс вводят личностно-ролевую форму. Они подключают воспитанников к ведению элементов занятий, помогают им побывать как в роли организатора, так и в роли исполнителя.

В задачи педагога входит содействие ощущению личностной значимости учащегося, осознанию каждым воспитанником своего «я», формированию адекватной самооценки личности, а также уровня ее притязаний. В своей деятельности педагог должен выступать как источник информации, как организатор взаимоотношений и организатор коллективной деятельности.

Оптимальное педагогическое общение создает эффективные условия для развития творческого характера познавательной деятельности и учебной мотивации, для верного формирования их личности; обеспечивает управление в учебном коллективе социально-психологическими процессами; гарантирует благоприятный эмоциональный климат процесса обучения (препятствует появлению «психологических барьеров»); позволяет максимально применять в образовательно-воспитательном процессе особенности личности педагога.

Источник

Педагогическое общение, его нюансы и необходимость

Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности педагогического общения

Педагогическое общение – это специфическое профессиональное взаимодействие педагога с коллегами, родителями и детьми во время педагогического процесса и за его пределами.

Общение является одним из важнейших элементов педагогического процесса, без него невозможно достигнуть воспитательных и обучающих целей.

Педагогическое общение направлено на становление личности ребенка, его развитие в рамках воспитательно-образовательного процесса, создание комфортной психологической атмосфере в классе (группе) и сплочение детского коллектива.

Осуществление педагогического общения возможно посредством вербальных, визуальных и тактильных средств.

Педагогическое общение направлено на создание эффективных условий реализации педагогического процесса.

Таким образом, педагогическое общение является основной формой реализации воспитательно-образовательного процесса.

Продуктивность педагогического процесса определяется целями и ценностью общения.

Основной целью педагогического общения выступает передача профессионального и общественного опыта от педагога к детям, в виде знаний, умений и навыков.

В процессе общения происходит становление личности, развитие индивидуальностей и способностей ребенка, но совершенствование личности педагога.

Педагогическое общение выполняет ряд функций, определяющих его значимость и специфику:

Готовые работы на аналогичную тему

Качество педагогического общения определяется в первую очередь реализацией специфической обучающей функцией, которая включает в себя и воспитательный элемент. Это связано с тем, что исходной позицией организации педагогического общения является развивающий и воспитывающий характер обучения. Обучающая функция является ведущей, но при этом она не самодовлеющая. Это процесс естественного и многостороннего взаимодействия педагога на учащихся.

Высшей ценностью педагогического общения являются честь и достоинство педагога и детей. Кроме того, педагогическое общение должно ориентироваться на этические ценности и нормы морали.

Направленность педагогического процесса

Особенность педагогического общения в первую очередь проявляется в его направленности. Оно направлено на процесс взаимодействия и непосредственно на детей, с целью их личностного развития, становления и освоения учебных знаний. В силу этого направленность педагогического процесса тройственна:

В то же время педагогическое общение характеризуется тройной направленностью на субъекты педагогического процесса: социальной, предметной и личностной. Это связано с тем, что педагог, работая с одним ребенком, всегда ориентируется на успехи других детей, тем самым он фронтально воздействует в целом на всю группу (класс).

Таким образом, одной из особенностей педагогического общения, являются совокупные характеристики его направленности.

Педагогическое общение отражает специфику характера взаимодействия педагога и ребенка. При этом большое значение в организации общения придается личности педагога. От того как он организует процесс общения, выстраивает взаимоотношения с детьми, зависит эффективность взаимодействия. Основное влияние оказывают следующие личностные характеристики педагога:

Основные стороны педагогического общения

В педагогике принято выделять следующие стороны педагогического общения.

Перцептивный аспект педагогического общения, характеризуется взаимным восприятием и пониманием друг друга участниками педагогического процесса. Перцептивный компонент педагогического общения опосредован своеобразием ролей участников диалога. В педагогическом процессе осуществляется формирование личности учащегося, которое проходит ряд последовательных этапов, предшествующих оформлению зрелого сознания и мировоззрения.

Коммуникативный аспект, направлен на обмен информацией между участниками педагогического процесса. Данный компонент во многом обусловлен характером взаимоотношений между педагогом и детьми, их ролями в общении. Вначале педагогического процесса дети имеют небольшой багаж знаний, основным носителем опыта, заложенного в образовательную программу, является педагог. Со временем дети овладевают всё большим массивом знаний и становятся более активными участниками учебного диалога, вносят значительный вклад в коммуникативный обмен.

Интерактивный аспект, предусматривает осуществление совместной деятельности в рамках педагогического процесса, его непосредственными участниками.

Педагог выступает в качестве организатора совместной с детьми деятельности, посредством общения он управляет деятельностью и направляет работу детей. Интерактивный аспект реализуется во всех видах совместной деятельности (учебная, трудовая, исследовательская и т.д.)

Источник

Педагогическое общение

Эффективность педагогического общения напрямую зависит от степени удовлетворенности, которую испытывает каждый из участников в условиях реализации актуальных потребностей.

Стили педагогического общения

Факторами, влияющими на развитие личности учащегося, выступают стили педагогического общения.

Стиль педагогического общения и руководства определяют приемы и методы воздействия воспитательного характера, которые проявляются в наборе ожиданий и требований соответствующего поведения воспитанников. Стиль воплощается в формах организации деятельности, а также общения детей, имея определенные способы в реализации отношений к детям. Традиционно выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили педагогического общения.

Демократический стиль педагогического общения

Самым эффективным, а также оптимальным является демократический стиль взаимодействия. Он отмечается характерным широким контактом с воспитанниками, проявлением уважения и доверия, при котором педагог старается наладить эмоциональное взаимодействие с ребенком, не подавляет личность наказанием и строгостью; общение с детьми отмечается положительными оценками.

Демократичный педагог нуждается в потребности обратной связи от воспитанников, а именно того, как они воспринимают формы совместной деятельности, умеют ли признавать свои ошибки. Работа такого педагога нацелена на стимуляцию умственной активности и мотивацию в достижении познавательной деятельности. В группах воспитателей, где общение выстроено на демократических тенденциях, отмечаются соответствующие условия для развития детских взаимоотношений, а также эмоционального положительного климата группы.

Демократический стиль педагогического общения создает дружественное взаимопонимание между воспитанниками и педагогом, вызывает у детей только положительные эмоции, развивает уверенность в себе, а также позволяет понять ценности в сотрудничестве совместной деятельности.

Авторитарный стиль педагогического общения

Авторитарные педагоги, напротив, отмечаются ярко выраженными установками, избирательностью по отношению к воспитанникам. Такие педагоги зачастую применяют запреты, а также ограничения в отношении детей, чрезмерно злоупотребляют отрицательными оценками.

Авторитарный стиль педагогического общения ведет к конфликтности, а также недоброжелательности в отношениях, тем самым создавая неблагоприятные условия в воспитании дошкольников. Авторитарность педагога зачастую выступает следствием недостатка уровня психологической культуры, а также стремлением ускорить темп в развитии воспитанников, вопреки индивидуальным особенностям.

Зачастую педагоги используют авторитарные приемы из благих намерений, поскольку убеждены, что ломая детей, а также добиваясь максимальных результатов, можно скорее достичь желаемых целей. Выраженный авторитарный стиль педагога ставит его в позицию отчуждения от воспитанников, поскольку каждый ребенок начинает испытывать состояние тревоги и незащищенности, неуверенности и напряжения. Такое происходит из-за недооценивая развития у детей инициативности, самостоятельности, преувеличения недисциплинированности, лени и безответственности.

Либеральный стиль педагогического общения

Для данного стиля характерны безответственность, безынициативность, непоследовательность в принимаемых действиях и решениях, отсутствие решительности в трудных ситуациях.

Либеральный педагог забывает о прежних требованиях и спустя определенное время предъявляет противоположные им. Зачастую такой педагог пускает дело на самотек и переоценивает возможности детей. Он не проверяет, насколько выполнили его требования, а оценка воспитанников либеральным воспитателем напрямую зависит от настроения: хорошее настроение – преобладание положительных оценок, плохое – негативные оценки. Такое поведение способно привести к падению в глазах детей авторитета педагога.

Либеральный воспитатель пытается сохранить хорошие отношения, не портит ни с кем отношения, в поведении доброжелателен и ласков. Всегда воспринимает воспитанников как самостоятельных, инициативных, общительных, правдивых.

Стили педагогического общения, являясь характеристиками индивида, не являются врожденными качествами, а воспитываются и формируются в процессе педагогической практики на основе осознания основных законов формирования и развития системы человеческих отношений. Но к тому или иному стилю формирования общения располагают личностные определенные характеристики.

Люди самолюбивые, самоуверенные, агрессивные и неуравновешенные склонны к авторитарному стилю. К демократическому стилю склонны личности с адекватной самооценкой, уравновешенные, доброжелательные, чуткие и внимательные к людям. В жизни в «чистом» виде каждый из стилей встречается редко. На практике зачастую каждый отдельный педагог проявляет «смешанный стиль» взаимодействия с воспитанниками.

Смешанный стиль отмечается преобладанием двух стилей: демократического и авторитарного или демократического и либерального. Изредка сочетаются черты либерального и авторитарного стиля.

В настоящее время большое значение отводится психологическим знаниям в установлении межличностных контактов, а также налаживании взаимоотношений педагога с учащимися.

Психолого-педагогическое общение включает в себя взаимодействие учителя-воспитателя с учащимися, коллегами, родителями, а также с представителями органов управления общественности и образованием, осуществляемое по профессиональной деятельности. Спецификой психолого-педагогического общения выступает психологическая компетентность педагога в области социальной и дифференциальной психологии при взаимодействии с детьми.

Структура педагогического общения

В структуре педагогического общения выделяют следующие этапы:

1. Прогностический этап (моделирование педагогом будущего общения (педагог очерчивает контуры взаимодействия: планирует, а также прогнозирует структуру, содержание, средства общения. Решающим значением в этом процессе выступает целевая установка учителя. Ему следует позаботиться о привлечении учащихся к взаимодействию, создать творческую атмосферу, а также открыть мир индивидуальности ребенка).

2. Коммуникативная атака (ее сутью выступает завоевание инициативы, а также налаживании делового и эмоционального контакта); педагогу важно овладеть техникой вхождения во взаимодействие и приемами динамического влияния:

— заражение (целью которого выступает эмоциональный, подсознательный отклик во взаимодействии на основе сопереживания с ними, несет невербальный характер);

— внушение (сознательное заражение мотивациями с помощью речевого воздействия);

— убеждение (аргументированное, осознанное и мотивированное влияние на систему взглядов индивида);

— подражание (подразумевает усвоение форм поведения другого человека, в основе которой лежит сознательная и подсознательная идентификация себя с ней).

3. Управление общением нацелено на сознательную и целенаправленную организацию взаимодействия. Очень важно создать атмосферу доброжелательности, в которой ученик свободно проявит свое Я, получит положительные эмоции от общения. Педагог в свою очередь должен проявить интерес к ученикам, активно воспринимать информацию от них, давать возможность высказывать свои суждения, передавать ученикам свой оптимизм, а также уверенность в успехе и намечать пути к достижению целей.

4. Анализ общения (сопоставление целей, средств с результатами взаимодействия, а также моделирования дальнейшего общения).

Перцептивный компонент педагогического общения нацелен на изучение, восприятие, понимание и оценивание партнёрами по общению друг друга. Личность педагога, его профессиональные и индивидуально-психологические качества являются важным условием, которые определяют характер диалога. К важным профессиональным качествам педагога относят умение давать адекватную оценку индивидуальным особенностям учащихся, их интересам, склонностям, настроениям. Только выстраиваемый с этим учетом педагогический процесс способен быть эффективным.

Коммуникативный компонент педагогического общения обуславливается характером взаимоотношения участников диалога.

Ранние этапы педагогического взаимодействия с ребенком отмечаются отсутствием потенциала равноправного участника при обмене информацией, т.к. ребенок не имеет для этого достаточных знаний. Педагог является носителем человеческого опыта, заложенного в образовательную программу знаний. Но это не означает, что коммуникация педагога на ранних этапах выступает односторонним процессом. В настоящее время недостаточно просто давать ученикам сообщение информации. Необходимо активизировать собственные усилия учащихся по усвоению знаний.

Особенную важность приобретают активные методы обучения, которые стимулируют самостоятельное нахождение детьми необходимой информации, а также ее дальнейшее использование в разнообразных условиях. Овладев большим массивом данных и развив способности оперировать ими, ученики превращаются в равноправных участников учебного диалога, внося значительный вклад в коммуникации.

Функции педагогического общения

Педагогическое общение рассматривают как установление межличностных близких отношений, основанных на степени общности интересов, мыслей, чувств; установление дружественной, доброжелательной атмосферы между объектом и субъектом, обеспечивающей максимально эффективный процесс воспитания и обучения, психического и интеллектуального развития человека, сохраняющего неповторимость и индивидуальность личностных особенностей.

Педагогическое общение многогранно, где каждая грань отмечается контекстом взаимодействия.

Функции педагогического общения делятся на обозначающую, познавательную, эмотивную, фасилитативную, регулятивную, функции самоактуализации.

За заинтересованность в успехе учащегося, а также поддержание благожелательного контакта и атмосферы отвечает общение, что способствует самоактуализации и развитию в дальнейшем ученика.

Понимание личности учащегося учителем формирует атмосферу заинтересованного к нему отношения, а также доброжелательности, способствует в определении перспектив развития личности и их регуляции.

Функцию понимания и восприятия личности ученика педагогом следует рассматривать как важнейшую.

Информационная функция отвечает за психологический реальный контакт с учащимися, развивает процесс познания, дает обмен духовными и материальными ценностями, создает взаимопонимание, формирует познавательный поиск решений, положительную мотивацию в достижении успехов в учебе и самовоспитании, в становлении личности, устраняет психологические барьеры, устанавливает межличностные отношения в коллективе.

Информационная функция отвечает за организацию группового, индивидуального, коллективного общения. Индивидуальное общение способствует познанию личности, а также воздействию на ее сознание, поведение, а также на ее коррекцию и изменение.

Педагогическое общение должно иметь ориентир на достоинство человека и большое значение в продуктивном общении играют такие этические ценности как: откровенность, честность, доверие, бескорыстие, милосердие, забота, благодарность, верность слову.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *