В чем заключается суть посреднического предпринимательства
14. Посредническое предпринимательство
14. Посредническое предпринимательство
Посредническая деятельность заключается в том, чтобы получить прибыль, за оказание определенных услуг потребителю, в роли которого также могут выступать предприниматели.
Как правило, это упрощение операций купли-продажи, информационные услуги и т. д. Предприниматель как посредник сталкивается с решением следующих задач с целью привлечения клиентуры:
1) определение дефицита, потребностей определенных сегментов рынка и поиск способов их удовлетворения;
2) выявление сфер бизнеса, которые нуждаются в посреднических услугах различного вида.
Посредники – физические или юридические лица, которые могут заниматься предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, представляющие интересы производителя или потребителя, действующие от их имени и получающие от этого доход.
В экономической теории посредничество – это операция, проводящаяся в промежуток времени между выпуском продукции (оказанием услуги, выполнением работ) и доставкой ее к потребителю. В процессе ведения предпринимательской деятельности большинство предпринимателей используют услуги посредников при заключении сделок.
Торговая посредническая деятельность отличается от других разновидностей этой предпринимательской деятельности тем, что приобретает право собственности на товар, с которым работает. Самая многочисленная часть представляет розничную торговлю(продукция перепродается конечному потребителю) и оптовую (крайне редко имеет дело с конечным покупателем). Оптовики повышают эффективность торгового процесса. Мелкий производитель, у которого ограничены финансовые ресурсы, не может создать и обеспечить организацию грамотного маркетинга. Хорошие оптовые торговцы – с приличным стажем своей деятельности, с запасом специальных знаний и умений – имеют большое число деловых контактов в сфере розничной продажи. Оптовики располагают сформировавшейся клиентской базой, которая помогает производителю связаться с множеством мелких фирм-потребителей при сравнительно небольших затратах. Покупатель, как правило, получает больше гарантий от оптовика, чем от какого-то далекого производителя. Оптовик подбирает необходимые изделия и формирует необходимый товарный ассортимент, избавляя тем самым клиента от значительных хлопот. С оптовыми торговцами, в отличие от предприятий-производителей, можно договориться об уменьшении размера партий товаров или их дроблении. Оптовики осуществляют складирование товарных запасов, снижая тем самым соответствующие издержки поставщика и потребителя, выполняют более оперативную доставку товаров, находясь ближе к клиентам, чем предприятия-производители. Оптовики содействуют своим клиентам в предоставлении информации о деятельности конкурентов, о новых товарах, динамике цен и изменениях на рынке.
Читайте также
Спекуляция и предпринимательство
Спекуляция и предпринимательство Кейнс подразделяет все основания для расчета ожидаемого дохода на «действительные факты, которые мы можем знать более или менее определенно» и «будущие события, которые можно лишь предсказывать с большей или меньшей уверенностью». Ко
Глава2 Предпринимательство
Глава2 Предпринимательство Все слышали выражения: Повзрослел! Или — Наконец-то повзрослел! Или — Когда ты только повзрослеешь? Мы очень-очень к ним привыкли. Настолько привыкли, что даже не замечаем и уж тем более не вдумываемся. И используем их совсем поверхностно,
Глава II Предпринимательство
Глава II Предпринимательство Поскольку невозможно усвоить концепцию социализма, предварительно не разобравшись, в чем состоит сущность предпринимательства, данная глава будет посвящена этому понятию, а также характерным свойствам и основным элементам
11. Торговое предпринимательство
11. Торговое предпринимательство Характерной чертой торгового предпринима-тельстваслужат тесные экономические связи с оптовиками и розничными торговцами, потребителями товаров, работ, услуг.Торговое предпринимательство включает все виды деятельности, которые
12. Финансовое предпринимательство
12. Финансовое предпринимательство Сферой деятельности финансового предпринимательства являются обращение и обмен стоимостей. Финансовая деятельность связана с производственной и коммерческой, причем эти взаимосвязи постоянно углубляются. Однако финансовое
13. Страховое предпринимательство
13. Страховое предпринимательство Суть страхового предпринимательства заключается в том, что предприниматель гарантирует клиенту возмещение ущерба в соответствии с условиями, прописанными в договоре, не противоречащем действующему законодательству, в случае
2. Производственное предпринимательство
2. Производственное предпринимательство Производственное предпринимательство является одним из ведущих видов предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные ценности. Функция производства
3. Торговое предпринимательство
3. Торговое предпринимательство Производство неразрывно связано с предпринимательством сферы обращения – чтобы получить прибыль, произведенные товары необходимо продать или обменять на другие ресурсы. Поэтому самыми быстрыми темпами развивается именно торговое
4. Финансовое предпринимательство
4. Финансовое предпринимательство Сферой деятельности финансового предпринимательства являются обращение и обмен стоимостей. Финансовая деятельность связана с производственной и коммерческой, причем эти взаимосвязи постоянно углубляются. Однако финансовое
5. Страховое предпринимательство
5. Страховое предпринимательство Суть страхового предпринимательства заключается в том, что предприниматель гарантирует клиенту возмещение ущерба в соответствии с условиями, прописанными в договоре, не противоречащем действующему законодательству, в случае
6. Посредническое предпринимательство
6. Посредническое предпринимательство Посредническая деятельность заключается в том, чтобы получить прибыль, за оказание определенных услуг потребителю, в роли которого также могут выступать предприниматели. Как правило, это упрощение операций купли-продажи,
4. Индивидуальное предпринимательство
4. Индивидуальное предпринимательство Индивидуальное предпринимательство является самой простой формой организации предпринимательской деятельности, которая образуется с помощью семейной и индивидуальной собственности.Индивидуальное предпринимательство
§ 1 Коммерческое предпринимательство
§ 1 Коммерческое предпринимательство Кто является бизнесменомО бизнесмене (в буквальном смысле: деловом человеке) можно сказать прежде всего, что он является предпринимателем. Предпринимателем называют инициативного человека, который берет на себя ответственность за
Предпринимательство
Предпринимательство Предприимчивость необходима, чтобы начать новую игру, создать новые правила, разработать совершенно новую бизнес-модель.Все последние исследования подчеркивают важность опыта и (или) позиционного преимущества и для отдельных людей, и для компаний.
«Предпринимательство»
«Предпринимательство» Новые предприятия открываются сегодня в рекордных количествах. Предприниматели встречают со стороны делового сообщества гораздо б?льшее уважение и понимание, чем в недавнем прошлом. Многие американцы надеются когда-нибудь создать собственную
Предпринимательство
Предпринимательство На территориях фирм вроде Brooklyn Brine легко найти причину посмеяться. Компания продает традиционные соленья (я серьезно). Расположена в Бруклине. И ее работники свободно пользуются выражениями вроде «спаржа с лавандой», «стебли чеснока» и
Посреднический бизнес и примеры организации дела
Такой вид бизнеса, как посредничество, зародился еще в древности — посредники нужны были всем. Они выполняли очень важную работу и связывали между собой производителя и покупателя. Со временем посредники стали открывать свои лавки и предлагать свои услуги все более широкому кругу лиц. Безусловно, это достаточно сложный вид бизнеса, однако при этом он позволяет обеспечить своих владельцев высокой и стабильной прибылью. Так же важно учитывать и тот фактор, что в посредническом бизнесе очень высокая конкуренция. Ниже будут рассмотрены основные стратегии, как стать посредником, а так же некоторые идеи посреднического бизнеса.
Что такое посреднический бизнес
Допустим, у нас есть фирма-производитель мяса. У них есть свои фермы, на которых выращивается кура, свинья и прочая живность. Они же занимаются забоем скотины, ее фасовкой. Но вот искать самостоятельно магазины и прочее — для них это слишком сложный этап. Организация своего собственного отдела продаж слишком затратна. Поэтому они обращаются к посреднику, который купит большую партию мяса у производителя и продаст его нескольким магазинам поменьше.
Суть посредничества
Идея посредничества заключается в том, что один бизнес работает на другой бизнес, помогая ему на этапе донесения конечного продукта до конечного покупателя. При этом конечный покупатель точно так же может быть посредником. По сути своей, практически весь современный бизнес можно назвать посредничеством. Все работают ради своей выгоды и выгоды друг друга.
Примеры посреднического бизнеса
Для начала стоит остановиться на том, что большинство бизнес-идей можно описать как посредничество между поставщиком и покупателем. В отдельных случаях в качестве поставщика может выступать производитель, в других случаях — более крупный поставщик. Покупателем так же может быть физическое лицо, а может быть какой-то бизнес. Практически весь бизнес можно отнести к посредничеству, т.к. на определенном этапе деятельности предприниматель сталкивается с задачей купить у одного и продать другому. Исключение составляет разве что добывающая промышленность. Даже производство, например, смартфонов является посредничеством между производителем комплектующих и точками продаж этих смартфонов. Посреднические услуги в предпринимательстве давно завоевали свое место на рынке. Поэтому в качестве примеров посреднического бизнеса будут приведены те виды бизнеса, которые понятнее всего описывают саму суть посредничества и показывают, как стать посредником между продавцом и покупателем.
Посредничество в строительстве
Строительная сфера наполнена посредниками. Чаще всего их роль играют те, кто закупают товар у производителя и в дальнейшем продают его заказчику. Давайте разберем на понятном примере: допустим, у нас есть компания А, которая занимается производством освещения для промышленных объектов. Есть строительная компания Б, которой надо установить на строительной площадке освещение. И есть компания В, которая установкой освещения и занимается. Она и есть посредник в строительстве.
Это пример типовой организации, которая занимается посредничеством. Он в целом объясняет данное явление, а не дает инструкцию, как стать посредником в строительстве. При этом, надо понимать, что и строительная компания в данном примере является посредником для их клиента, который захотел построить какой-то объект.
Оптовая торговля
Вся суть оптовой торговли как раз и заключается в том, что оптовики являются посредниками между производителем и магазинами. Зачастую производителю слишком сложно заниматься продажей своего товара самостоятельно: все трудовые ресурсы брошены на сбор урожая, выращивание скота или производство. Содержать при этом целый отдел менеджеров, ведущими переговоры с мелкими магазинами, каждый из которых купит товара максимум на десять тысяч рублей, достаточно затратно. Особенно учитывая, что товара произведено на несколько миллионов. В таком случае, производитель обращается к посреднику (оптовику) и продает большую часть товара ему. Посредник уже ведет переговоры с мелкими магазинами за небольшой процент. Размер процента обычно небольшой, поэтому в оптовой торговли зачастую распространены случаи, когда ради прибыли предприятие наращивает объемы торговли (увеличиваются оборотные средства). Чем выше обороты у оптового предприятия, тем выше получается прибыль. Однако, необходимо забывать и о рентабельности. Ведение бухгалтерии в оптовой торговли — один из основополагающих факторов, влияющих на успех бизнеса, если Вы задумываетесь, как стать оптовым посредником.
Недвижимость
В сфере недвижимости тоже полно посредников — агентств недвижимости. Несмотря на то, что отношение к риелторам (особенно на территории стран СНГ) в целом негативное, зарабатывают они достаточно много. Занимаются риэлторы оформлением сделок между покупателем и продавцом недвижимости. За каждую сделку они берут определенный процент: это может быть установленная рента (часто встречается при продаже жилой недвижимости), а может быть и процент. Второй вариант чаще встречается при сделках с дорогой недвижимостью: промышленные объекты, жилые комплексы и прочее.
Заработать в этой сфере можно, однако нужно понимать все этапы процесса, который влияет на успех предприятия. В данном случае необходимо понимать, через что проходят покупатели жилья, какие этапы необходимо закрыть по ходу сделки. Понимать юридические аспекты. Лезть в сферу недвижимости без должной подготовки не следует — это слишком сложная задача.
Однако, если у Вас есть знания и необходимые навыки, то открытие своего агентства недвижимости — отличный способ заработать себе на хлеб, масло и много другое. При грамотном подходе и подборе сотрудников, Вы всегда можете рассчитывать на высокую прибыль. Как правило, прибыль распределяется следующим образом:
Подобная схема позволяет существовать и пребывать в достатке большинству агентств недвижимости в России и Украине.
Кадровые решения
Еще один интересный вид посредничества в бизнесе — кадровое агентство. Речь идет об оказании услуг для крупного бизнеса, которому не хочется, по объективным причинам, брать на себя работу по поиску и подбору кадров. Вместо них этим занимается кадровое агентство, которое публикует вакансии на всех известных сайтах, проводит отбор кандидатов, в отдельных случаях даже проводит интервью. И только потом кандидат проходит финальное собеседование в фирме, которая обратилась к услугам кадровиков.
Так же кадровые агентства могут работать и с непосредственно желающими получить работу. При появлении новых вакансий, кадровые агентства первым делом показывают их своим кандидатам, которые ищут работу. Только потом, если кандидат не желает присоединиться к фирме, кадровики выкладывают вакансию на профильных сайтах.
Учитывая, что большинство компаний в стране идут в сторону укрупнения и у них нет возможности подбирать всех сотрудников, создание бизнеса в этой сфере может оказаться очень выгодным и интересным предприятием, которое обеспечит высокую прибыль для владельцев. Основные затраты здесь пойдут на:
После открытия и рекламы бизнес очень быстро начнет приносить высокую прибыль. Что особенно важно, подобный бизнес можно быстро превратить в колл-центр, если прибыль кадрового агентства вдруг снизится.
Как развивать бизнес
Суть развития посреднического бизнеса заключается в том, чтобы увеличивать свою клиентуру. В отличие от производства, здесь необходимо концентрироваться именно на объемах продаж. При увеличении продаж растет и прибыль. Причем, что немаловажно, растет и рентабельность предприятия — доля прибыли в обороте может расти, хоть и незначительно. Здесь и кроется большинство подводных камней подобного бизнеса. Невозможно иметь низких прибылей, если у вас нет мощной и крупной структуры. А мощная и крупная структура требует огромных средств на ее содержание. То есть, если при производстве программного обеспечения, можете платить программистам и дизайнерам, которых в команде обычно не больше двадцати человек, то в случае с посредничеством Вам придется платить нескольким сотням сотрудников. При этом размер чистой прибыли что в первом, что во втором случаях, окажется примерно одинаковым. В то же время, бизнес по производству программного обеспечения можно закрыть за неделю, если он стал убыточным. На то, чтобы уволить несколько сотен человек, придется потратить несколько месяцев. А в отдельных случаях — и лет.
Этапы создания предприятия в сфере посредничества
Чтобы создать свой бизнес в сфере посредничества, необходимо пройти через стандартные этапы открытия бизнеса. Мы пройдемся через них чуть ниже, для начала надо определиться с тем, что Вы действительно готовы к подобной работе. Дело в том, что любой бизнес в данной сфере может очень быстро стать убыточным. Кроме того, Ваше личное влияние на процесс минимально и куда ниже, чем в сфере, например, производства. Дело в том, что Вы не можете контролировать цены поставщиков. Не можете Вы контролировать и свои личные цены — у Вас всегда будет высочайшая конкуренция, поэтому придется удерживать цены на уровне, который будет обеспечивать минимальную прибыль.
Более того, реальная прибыль появится только после того, как Ваш бизнес покажет стабильный рост и наберет необходимые обороты. Однако, безусловно, после прохождения всех тяжелых испытаний и лишений, прибыль может оказаться очень высокой, а Вы возможно встанете в руководстве крупного бизнеса. А мы, безусловно, именно к этому и стремимся.
Выбор сферы
Итак, начнем мы с выбора сферы деятельности. Лучше всего выбирать что-то близкое и знакомое. Для людей со строительным образованием и опытом работы в строительстве лучше всего подойдет именно эта сфера. Исходя из своих навыков и умений и стоит подбирать подходящую сферу деятельности. Нужно понимать, что несмотря на то, что Вы будете стоять в управлении компанией, Вам все равно придется принимать стратегические решения. Они будут связаны именно с продукцией, которую вы реализуете. И здесь уже не обойтись без знания и понимания матчасти. Если же каких-то специальных навыков нет, то лучше выбрать для себя какую-то простую и понятную сферу, в которой самое главное оперативность и умение считать. К примеру, оптовая торговля продовольственными товарами подойдет отлично.
Составление бизнес-плана
После того, как определились со сферой деятельности, самое время взяться за бизнес-план. Можно обратиться к профессиональным аналитикам, которые прекрасно в этом вопросе разбираются. Однако, если на это нет средств, то заняться подсчетами самостоятельно. Кроме того, самостоятельная работа позволит еще и на должном уровне ознакомиться к тем, каким бизнес должен быть в итоге. Вы будете понимать, к каким цифрам прибыли стремиться, как их добиться и на чем концентрировать свое внимание.
Регистрация
Составив бизнес-план и осознав, что бизнес вполне может быть выгодным, можно заняться и регистрацией. Большинство посредников в оптовой торговле работают как ИП — так проще вести бухгалтерию. Для желающих сразу же создавать крупные структуры, либо работать в сфере строительства или недвижимости, лучше зарегистрировать ООО. Это позволит работать с куда большими средствами и выбирать более удобные и гибкие системы налогообложения.
Можно пройти через этапы регистрации самостоятельно — сейчас это не сложно, плюс это полезный опыт. Если же у Вас нет на это времени, либо Вы и так знает весь процесс, то можно обратиться и к юристам. Услуга регистрации ООО или ИП доступна абсолютно для всех граждан России, как с юридической точки зрения, так и с финансовой.
Поиск клиентов и поставщиков
Закончив с юридическими моментами, можно заняться и анализом рынка для поиска потенциальных клиентов и поставщиков. Лучше всего обратиться к интернету. Если такой возможности нет, то можно по старинке собрать телефонные номера интересующих Вас контор и заняться самостоятельным обзвоном. В какой-то момент у Вас начнут появляться потенциальные клиенты, которые захотят воспользоваться Вашими услугами, либо купить Ваш товар. Вы должны понимать, что заработок на посредничестве напрямую зависит от Ваших клиентов.
К этому времени Вы должны уже быть знакомы с Вашими поставщиками и договориться с ними о стандартных ценах на продукцию. Цены могут регулироваться, однако в первую очередь стоит помнить именно о том, что от поставщиков зависят и Ваши цены.
Финальной задачей станет знакомство поставщика и покупателя. Не очное, конечно же. Покупатель не должен знать, по какой цене Вы покупаете товар, а поставщик не должен знать, по какой цене Вы его товар продаете. Иначе один захочет цену опустить, а другой наоборот поднять. Наладив этот процесс, можно обратиться и к другим моментам своей деятельности.
Организация рабочего процесса
Наконец, после начала торговли, Вам стоит озаботиться грамотной организацией рабочего процесса. В случае с оптовой торговлей это вопрос логистики вашей фирмы. В случае со строительством, это вопрос размещения рабочих. По ходу повседневной деятельности будет появляться масса подобных вопросов, требующих срочного решения. Ваша задача, как руководителя — эти вопросы решать. Со временем для каждой сферы можно будет нанять заместителей. Это позволит снять часть низовой работы со своих плеч и заняться стратегическим планированием и решением задач, которые никто, кроме вас, решить не в состоянии. К примеру, вопрос дальнейшего развития компании.
Маркетинговая стратегия
Если бизнес готов к росту, то стоит обратиться к его раскрутке. Это может быть помощь маркетингового агентства, либо наем собственного маркетолога. В любом случае, к вопросу развития стоит отнестись ответственно и выделить серьезный бюджет на рекламу бизнеса. Также стоит заранее подготовиться к тому, что бизнес потребует серьезных финансовых вложений.
Предпринимательство в России: сдерживающие факторы, страхи и другие интересные факты
Аналитический центр Университета «Синергия» представил результаты социологического исследования, в котором приняли участие более 144 000 действующих предпринимателей и тех, кто планирует открыть бизнес.
Большинство существующих предприятий, по данным исследования, функционирует менее 10 лет (84,7 % опрошенных), при этом доля организаций, которые были открыты в последние два года (38,8%), довольно значительна. Это свидетельствует о высокой мотивации на занятие предпринимательской деятельностью в России, считают аналитики.
В основном предприниматели характеризуют свой бизнес как растущий и развивающийся (41,6 %), хотя только 8,1 % знают, какие меры нужно предпринимать для стимуляции дальнейшего роста.
Каждый восьмой предприниматель (12 %) признался, что его бизнес сокращается, но лишь 0,9 % опрошенных знает, как выйти из сложного положения.
Факторы, сдерживающие развитие бизнеса
Основная причина — ограниченность финансов и капитала (42,6 %). Еще одна причина — отсутствие знаний и стратегии масштабирования бизнеса (40,5 %), что, как полагают эксперты, говорит о низком уровне предпринимательской грамотности.
Аналогичную картину аналитики отмечают среди начинающих и потенциальных предпринимателей. Большинство из них называют ключевой проблемой отсутствие стартового капитала (39,6 % среди начинающих и 47,6 % среди потенциальных предпринимателей).
Следующие по популярности барьеры для старта: неспособность выбрать нишу; непонимание, с чего начать; незнание, как привлечь первых клиентов и сформировать команду для работы.
Каких знаний не хватает предпринимателям
Исследование выявило направления, в которых людям, заинтересованным в бизнесе, не хватает знаний. У действующих предпринимателей это маркетинг и привлечение клиентов, увеличение дохода и масштабирование компании.
Те, кто только задумывается о создании бизнеса, заинтересованы в развитии знаний в области маркетинга и продаж, управления персоналом и финансовыми потоками.
Аналитики пришли к выводу, что уровень образования предпринимателей оказывает непосредственное влияние не только на развитие бизнеса, но и на уровень дохода бизнесменов.
Так, большинство действующих предпринимателей, как правило, имеют высшее образование (76,0 %). При этом каждый десятый бизнесмен с доходом от 10 млн руб. в месяц окончил аспирантуру.
Те же, кто получил среднее специальное или вовсе завершил свое образование обучением в школе, имеют средний достаток до 100 000 руб.
10 интересных выводов о предпринимательстве
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Понятие и особенности предпринимательского права
Ведение бизнеса невозможно без правовой грамотности предпринимателей. Хозяйствующие субъекты должны знать список своих прав и обязанностей, регламентирующих их деятельность нормативных документов. Эта информационная база понадобится для обеспечения правильного отражения операций в учете, соблюдения законности всех сделок. Без правового багажа знаний сложно самостоятельно разобраться в тонкостях взаимодействия с контролирующими органами и отстаивать свою позицию на разных уровнях.
Понятие и признаки предпринимательской деятельности
Предпринимательской деятельностью называют действия, направленные на извлечение прибыли из имеющихся в распоряжении ресурсов. Ресурсная база может быть сформирована из интеллектуальных способностей, имущественных активов. Предприниматель может создать свой бизнес-проект, основанный на оказании конкретных услуг или выполнении за вознаграждение работ.
ВАЖНО! Главные условия реализации предпринимательской деятельности – получение материальной выгоды, принятие рисков бизнеса и наличие официально присвоенного статуса коммерческой структуры или ИП. Для этого необходимо зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательства.
Гражданское право предлагает идентифицировать предпринимательскую деятельность по такому набору признаков:
СПРАВОЧНО! Убыточный бизнес также признается предпринимательской деятельностью. Такие проекты не могут приносить своим владельцам прибыль, но все этапы развития направлены на достижение точки безубыточности и постепенный выход на уровень получения прибылей и сверхприбылей.
Для предпринимательской деятельности характерно наличие риска. Риски могут быть разных видов:
Риски способны положительно или отрицательно влиять на процессы в бизнесе. К некоторым из них руководители предприятий и ИП могут применять меры превентивного воздействия. Но невозможно бороться с проявлениями внешних рисков, такими как изменения в законодательной базе, форс-мажорные ситуации природного или техногенного происхождения. Предприниматель может попытаться максимально обезопасить себя, используя инструменты страхового рынка. Дополнительная мера воздействия – оптимизация системы контроля и управления внутри бизнес-структуры.
К признакам предпринимательской деятельности относят профессионализм и пребывание в постоянном поиске ресурсов для развития бизнеса. Профессионализм подразумевает наличие опыта практического ведения коммерческой деятельности или хотя бы минимальной теоретической подготовки.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Профессионализм в качестве критерия идентификации предпринимательской деятельности применяется не ко всем направлениям хозяйствования. Этот критерий рассматривается среди основных при оценке работы лиц, занятых в проектах с условием обязательного лицензирования.
Для предпринимателей всех типов важно постоянно мониторить окружающую обстановку, анализировать конкурентную среду и соотносить свои показатели с данными прямых конкурирующих субъектов. Для поддержания высокой планки рентабельности приходится систематически подбирать новые ресурсы для развития проекта. Ресурсами, которые могут дать основу для выхода на более высокий уровень прибыльности, могут быть:
Источники предпринимательского права
Нормативно-правовое регулирование сферы предпринимательства осуществляется на уровне:
Для соблюдения рамок правового поля субъекты хозяйствования должны руководствоваться комплексом правовой документации. Процедура регистрации и финансовой деятельности, вопросы налогообложения раскрываются в Налоговом кодексе. Гражданский кодекс устанавливает правовой статус предпринимателей, обозначает круг их прав, функций, обязательств. Он оговаривает правила отнесения коммерсантов к той или иной категории бизнеса, устанавливает условия заключения сделок и порядок признания их действительности. Бюджетный кодекс регламентирует работу государственных структур и нюансы сотрудничества с ними коммерческих предприятий.
Ответственность за нарушение финансовой, налоговой дисциплины или правонарушения иного типа для предпринимателей предусматривается в КоАП и УК РФ. Если у субъекта хозяйствования имеются наемные работники, то необходимо тщательно изучить положения Трудового кодекса. Нарушение любого из его пунктов чревато внеплановой проверкой ряда контролирующих органов и назначением штрафных санкций с возможной приостановкой деятельности.
Перечень применяемых в деятельности предпринимателей федеральных законов зависит от направления бизнеса, формы хозяйствования и уровня конкуренции. Нормативные акты можно классифицировать по таким группам:
НА ЗАМЕТКУ! Миссия уточнения и более глубокого раскрытия общих норм в правовом поле возлагается на указы, постановления и приказы государственных органов и высокопоставленных чиновников.
Уточняющий характер для реализации учета в предпринимательстве носят положения о бухгалтерском учете (ПБУ). Они раскрывают детальную информацию о разных секторах учетных мероприятий, регулируют вопросы признания в учете активов, регламентируют процессы перемещения имущества, выбытия отдельных объектов. Их нормы полностью соотносятся с Законом «О бухгалтерском учете» и Налоговым кодексом.
Область бухгалтерского учета содержит внушительное число приказов ФНС, Правительства, Минфина, постановлений, писем и разъяснений. Указания могут касаться сразу комплекса вопросов или отдельно взятого частного случая. Многочисленность таких правовых актов в сфере бухгалтерского и налогового учета обусловлена сложностью всех процессов, наличием широкого набора специфических условий работы.
ВАЖНО! Предприниматели не могут игнорировать нормы, озвучиваемые в положениях, разъяснениях и постановлениях. Это элементы правового регулирования, на них при возникновении конфликтной ситуации будут опираться судебные органы.
На систему налогообложения влияют нормативные акты, издаваемые местными органами власти. Они распространяются на размер налоговых ставок по местным видам налогов, на систему организации отчетности по ним. Отраслевые стандарты и положения составляются для формирования инструкционного и методического материала. Эти сведения необходимы при разработке собственных форм первичной документации, оформлении локальных актов и регламентов (положение об охране труда, учетная политика предприятия и др.).
Понятие и виды хозяйственных правоотношений
Все субъекты предпринимательства в процессе своей деятельности вступают между собой в хозяйственные правоотношения. Это означает, что они взаимодействуют в рамках существующего правового поля, законодательная база создает критерии оценки действительности заключаемых сделок и правомочности реализации бизнес-проектов, регулирует разрешение коммерческих споров.
Структура хозяйственных правоотношений представлена комплексом прав участвующих лиц, набором их обязательств и норм поведения, правилами взаимодействия с контрагентами. Права могут носить абсолютный и относительный характер:
Для реализации функционала хозяйственных правоотношений характерно контактирование предпринимателей с государственными и муниципальными органами контроля и регулирования. Мониторинг и законодательная регламентация могут касаться таких объектов, как:
Необходимо различать разные виды хозяйственных правоотношений, которые регулируются отдельными законодательными актами:
ПРИМЕР! Абсолютные правоотношения неимущественного типа возникают, если предприниматель ведет бизнес в строгом соответствии с нормами законодательства: обеспечивает правильность документооборота, ведения учета и составления отчетности со своевременной их сдачей в контролирующие органы. Срыв срока подачи отчета или сбой в любом другом сегменте деятельности может быть идентифицирован в качестве правонарушения. Ситуация должна быть исправлена самостоятельно или под влиянием проверяющих структур.
Обязательственная разновидность правоотношений формируется при возникновении у одного из участников предпринимательской деятельности претензий по отношению к своему контрагенту. Требование может быть направлено на предоставление информации, передачу материальных ценностей или выполнение задекларированных в договоре работ.
Предпринимателям и владельцам коммерческих организаций при возникновении хозяйственных обязательств необходимо проводить комплексную оценку таких правоотношений. Анализ включает в себя:
Последний этап важен для определения правовой объективности предъявленных требований, законности претензий. Предприниматель при возникновении обязательств в процессе взаимодействия с другими субъектами хозяйствования должен рассматривать каждую сделку и требования как потенциальный источник правонарушения. Он должен на этапе проработки условий реализации договорных отношений обдумывать:
По составу участников правоотношений их деятельность может быть причислена к горизонтальному или вертикальному типу взаимодействия. При горизонтальных правоотношениях сделки заключаются между контрагентами. Основой их реализации являются закрепленные подписями договоры. Вертикальная система правоотношений в качестве одного из участников выдвигает контролирующий орган. Такие отношения характерны для предпринимателя и государственных структур, наделенных полномочиями контролировать деятельность бизнеса, оценивать степень ее соответствия правовым нормам.