В чем заключается суть представлений о материи как субстанции в философии

В чем заключается суть представлений о материи как субстанции в философии

Глава 1. Философия о бытии, материи, пространстве и времени
(Онтологические основы философского учения)

Бытие — совокупность всего сущего, единство форм и спо­собов существования. Категория бытия отражает реальность такой, какой она предстает человеку в практической деятель­ности.

Какие виды бытия существуют?

В философии различают бытие как объективную и субъек­тивную реальности.

Объективная реальность — это все то, что существует вне и независимо от сознания, все то, что составляет неживую и живую природу, включая человека и общество.

Субъективная реальность — это сознание, мышление, ду­ховный мир человека. Она находит свое выражение в чувствах, образах, фантазиях, идеях, гипотезах, теориях и т.д. Эти два вида бытия не полярные противоположности, они взаимосвя­заны. Субъективная реальность отражает объективную реаль­ность и, в свою очередь, оказывает влияние на нее.

Какие уровни бытия выделяются в философии?

В философии различают актуальное (действительное) и по­тенциальное (возможное) бытие.

Актуальное бытие — это действительное бытие в данном пространственно-временном интервале, это все то, что суще­ствует в данный момент. В актуальном бытии выделяют, преж­де всего, бытие естественных вещей и процессов.

Актуальное бытие содержит в себе массу нереализованных возможностей — это потенциальное бытие, которое может в зависимости от условий стать или не стать актуальным.

Какие формы бытия существуют?

В философии различают природное и социальное бытие.

Какие концепции бытия существуют?

В философской мысли сложились три основных концепции бытия. В материалистической концепции под бытием пони­мают конкретную реальность. В объективно-идеалистической концепции бытие представлено в виде объективно существую­щих идей. В субъективно-идеалистической концепции бытие связывается с чувствами и представлениями субъекта: реально лишь то, что я чувствую.

Что такое субстанция?

Первоначально субстанция понималась как вещество, из которого состоят все вещи.

Субстанция в обычном понимании — синоним материи и ве­щества. В философии — это нечто неизменное, устойчивое — в противоположность тем свойствам и состояниям, которые ме­няются. Субстанция — это сущность, лежащая в основе всего.

В философии субстанция трактуется по-разному, в соответ­ствии с разным видением мира. В монистическом учении осно­вой всего существующего признается одно начало. Различают материалистический монизм, в котором основой, началом мира считается материя; идеалисты считают дух, идею единым на­чалом всех явлений.

Наряду с монистическими толкованиями в философии су­ществуют дуалистические взгляды. Дуализм исходит из того, что в основе мира лежат два начала — материальное и ду­ховное. Плюрализм выводил многообразие мира из множества начал.

Материя — это вещество. В материализме материя понима­ется как основа всей действительности.

Понятие материи возникло в то время, когда древнегрече­ские мыслители пытались объяснить единство мира.

Материалисты рассматривают материю, прежде всего, как субстанцию, благодаря которой строятся все отношения и из­менения в мире, в том числе и в сознании. Материя не суще­ствует вне и независимо от вещей, их свойств и отношений, а только в них, через них.

Каким образом человек может познать материю?

Материя существует в бесчисленном множестве конкрет­ных форм, и познать ее можно только через познание отдель­ных материальных объектов. Чем глубже человек проникает в структуру конкретных материальных систем и процессов, тем ближе он подходит к пониманию сути материи.

Какую структуру имеет материя?

Еще в философии Демокрита зародилась идея о иерархи­ческом строения материи, то есть материя — не сплошное, однородное целое, она структурно организована, и эту струк­турную организацию можно обнаружить в любом ее элементе. Материю можно разделить на три сферы: неживую, живую и социально-организованную. Каждая сфера — самостоятельная область материального мира. При детальном рассмотрении в каждой из сфер можно выделить определенные уровни органи­зации материи. Например, социально-организованную сферу можно разделить на государство, этнос, социальные группы, человека.

Каким образом существует материя?

Длительное время считалось, что материя — некое застыв­шее образование, из которого возникают вещи. В ходе разви­тия философской мысли материя стала восприниматься как движущее начало.

Какие формы движения материи существуют?

Формы движения материи многообразны. Некогда Аристотель выделил 6 видов: возникновение, уничтожение, антипатия и т.д. Бэкон называл уже 19 видов движения материи, среди них колебание, инерция, антипатия, колебание и т.д. Ф. Энгельс выделил 5 взаимосвязанных форм движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и со­циальное движение.

Что является началом всякого превращения?

Основой и началом всякого превращения является самодви­жение материи, без чего она была бы мертва. Самодвижение является импульсом любых изменений и жизни вообще.

Как понимают пространство и время в философии?

В философии сложились два подхода в толковании простран­ства и времени — субстанциональный (от лат. «сущность») и реляционный (от лат. «относительный»).

Субстанциональный подход в общем виде был сформулиро­ван еще Демокритом, он получил свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона. Согласно этой концепции существует абсолютно пустое про­странство, которое непрерывно по своей природе. Благодаря пустоте в пространстве осуществляется движение материаль­ных тел. Пространство и время — это нечто постоянное, не­изменное, они составляют абсолютную систему отсчета, в ко­торой распределены тела, движение которых осуществляется благодаря внешне привнесенному действию (идея «божествен­ного первотолчка»).

Что такое реляционный подход?

Такой подход наметился еще в трудах Аристотеля, его раз­вивали Декарт и Лейбниц, и в дальнейшем он получил на­звание реляционного подхода. Его сторонники подчеркивали относительный характер пространства и времени. Лейбниц, например, называл пространство «порядком существования», а время — «порядком последовательностей».

Что понимают под пространством и временем в диалектическом материализме?

Пространство и время в диалектическом материализме вос­принимаются как системы взаимосвязей процессов и явлений, способ существования объективного мира.

Пространство — форма существования вещей, их структур­ность и протяженность.

Время — форма протекания всех механических, органиче­ских и психических процессов. Время характеризует взаимо­действие объектов, смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.

Какие свойства пространства и времени выделяются в философии?

Реальное пространство и время обладают метрическими и топологическими свойствами. Метрические свойства пространства — трехмерность, непрерывность; метрическое свойство времени — одномерность. Топологические свойства выражают качественный аспект пространства и времени. Для простран­ства это гомогенность (однородность), изотропность (одинако­вость свойств) и кривизна; для времени — однородность.

Можно сказать, что пространство и время характеризует свойства разномерного бытия.

Источник

Появление субстанции в философии

Понимание субстанции – ключевой вопрос философии. Субстанция в философии рассматривается как материя, из которой создано все во Вселенной. Она неизменна, и существует сама по себе. Она определяет себя, и не нуждается в воздействии внешней силы. Это – объективная реальность, принимающая конкретные формы и олицетворяющая ее единство.

Проблемы определения

В чем заключается суть представлений о материи как субстанции в философии. 1 26. В чем заключается суть представлений о материи как субстанции в философии фото. В чем заключается суть представлений о материи как субстанции в философии-1 26. картинка В чем заключается суть представлений о материи как субстанции в философии. картинка 1 26

Четкое определение субстанции – неразрешенная проблема в философии. Найти одно определение для этого понятия невозможно. Поскольку она – единое первичное начало всего мироздания, то ее невозможно разделить на отдельные элементы. Из нее состоят все предметы, включающие материальные (физические тела) и нематериальные (душа, чувства, мысли).

Чтобы определить субстанцию, необходимо выделить общие черты предметов и прийти к атрибуту – принципу работы субстанции. Один из философских подходов предлагает рассматривать атрибуты, как иерархичную систему, каждый из элементов которой влияет на субстанцию независимо друг от друга.

История возникновения понятия

Субстанция – одно из первых определений, возникших в философии. Оно обозначает сущность – то, что лежит в основе мироздания.

В современной философии субстанция – универсальное определение.

Разные периоды развития философской мысли

В переводе с латинского термин «субстанция» буквально обозначает: основа, сущность. В философии она – ключевая категория мышления. Ее используют как обозначение всего сущего, единого начала. Субстрат в философии – близкое к субстанции понятие. Оно обозначает материал – то, из чего все сделано. Оно одновременно означает первооснову всего, единство и однообразие всех предметов, явлений и процессов.

Согласно конкретной концепции, уже в античной философии выделяли несколько классификаций первоосновы. Фалес, Гераклит и Демокрит под первоосновой понимают материю, как стихию: огонь, воду, землю и воздух, а также атомы. Пифагор и Платон в качестве субстанции называют нематериальные определения: дух, мысли. По Декарту, в основе всего лежит дуализм: мыслящая и материальная. Лейбниц и Поппер допускают плюрализм – множественность.

Представители милетской школы, Анаксимандр и Анаксимен, были основоположниками становления философского подхода к поиску ответов на вопросы бытия. Анаксимандру принадлежит идея о бесконечности миров. Вещество, из которого состоит Вселенная, он называл айпероном. Согласно Анаксимандру, целое изменяться не может, но его отдельные части изменяются. Анаксимен полагал, что первоначало всего воздух – бесконечная легкая материя, влияющая на процессы, происходящие с вещами.

Аристотель, создатель научного подхода в философии, называл субстанцию основой, неотделимой от каждой вещи. Он разработал концепцию строения мира, в которой были отдельные категории, подчиняющиеся иерархии.

В упрощенном виде в концепции было три категории:

По Аристотелю, форма предмета определяет его сущность. Впоследствии из этой идеи развилась потребность разделить первоначало на телесное и духовное.

Фома Аквинский разделял все сущее на субстанцию и акциденцию. Под акциденцией он понимал физические признаки: вес, размер, форму. Они определяют субстанцию – внутреннюю сущность предмета.

В философии понятие субстанции рассматривали с двух точек зрения. Бэкон считал, что субстанция связана с формой конкретный вещей, она – основа бытия. Декарт трактовал ее как исключительно метафизическое явление. Отдельный вид– душа, ей наделен только человек, и он, в отличие от животных, приближен к Богу. Бог – основная субстанция (духовная), а все остальное – материальное, созданное им.

Спиноза объяснял взаимоотношение частей вещества на основе пантеистического монизма. Мышление и протяженность в его представлении являются не отдельными видами субстанции, а двумя атрибутами единой субстанции. Лейбниц продолжил его идею, но он рассматривал Бога не как часть телесного мира, а как отдельную, возвышающуюся над ним, категорию.

В чем заключается суть представлений о материи как субстанции в философии. 2 27. В чем заключается суть представлений о материи как субстанции в философии фото. В чем заключается суть представлений о материи как субстанции в философии-2 27. картинка В чем заключается суть представлений о материи как субстанции в философии. картинка 2 27

Кант рассматривал субстанцию через гносеологический анализ. Он полагал, что она – нечто, способное внутренне изменятся. Философии необходимо понятие субстанции для объяснения явлений, поэтому ее нельзя удалить из научно-теоретического подхода. Западная философия относится к этому понятию в философии негативно: оно рассматривается как лишний элемент, который проник в науку как ненужный способ удвоения мира.

Материя в философии

Наблюдая за окружающим миром, философы с удивлением отмечали некоторые закономерности во всех без исключения процессах. Они обнаружили, что некоторые свойства вещей не изменяются, а процессы постоянно повторяются. Возможность вещей сохранять свою основу философы назвали первоматерией. У представителей разных школ были свои взгляды на природу, но они сходились во мнении, что все вещества состоят из неоднородной материи. Уже в V веке до н. э. появилась теория, предполагающая существование атомов.

В XIX веке теория об атомах находила все больше подтверждений. Благодаря развитию физики стало возможным наглядное доказательство существования микрочастиц. Было выяснено, что атом имеет свое собственной строение: электроны. Изучение атомов подтолкнуло философию к поиску новых путей познания структуры материи.

Мнения философов разделились. Одни считали, что к материальному можно отнести то, что осязаемо. Но некоторые явления невозможно воспринимать через органы чувств. Появилось новое определение материи, как вещества без физических свойств. Кто-то представлял ее как совокупность электронов, кто-то — как комплекс ощущений или энергию.

Неуничтожаемость – главный атрибут материи. Материя изменяется, но она не исчезает бесследно и не уменьшается. Когда она приходит в движение, энергия накапливается, и переходит в другое состояние. Любой объект существует только во взаимосвязи с другими объектами. Каждый элемент материи оказывает влияние на другие. Он имеет свои причины действия и приводит к следствию.

Разные взгляды на материю послужили разделению философов на идеалистов и материалистов. Первые полагают, что мир происходит из духовного начала, вторые опираются на материальное, как единственное проявление окружающего мира.

Структура материи

Строение материи прерывистое и неоднородное. Ее частицы имеют разную величину и структуру. В состав материи входят:

В строении материи есть противостояние. Все ее частицы обладают волновыми свойствами. Каждое волновое поле – совокупность частиц.

Структурные уровни материи:

Помимо материи, из которой состоят космические тела, существует диффузная материя. Она состоит из разобщенных атомов и облаков газа. Космические тела, обладающие большей плотностью, свободно перемещаются в диффузной материи.

Зарождение жизни в Космосе произошло в результате усложнения материи. Постепенно вещества, находящиеся на молекулярном уровне развития, привели к образованию простейших органических соединений. Они усложнялись, пока не перешли на биологический уровень – доклеточную форму существования белка. Из белка сформировались клетки, которые распространились по всей поверхности Земли. Одноклеточные организмы эволюционировали, преобразовывались в многоклеточных животных. Вершиной эволюции является человек – высший примат.

В чем заключается суть представлений о материи как субстанции в философии. 3 21. В чем заключается суть представлений о материи как субстанции в философии фото. В чем заключается суть представлений о материи как субстанции в философии-3 21. картинка В чем заключается суть представлений о материи как субстанции в философии. картинка 3 21

Ученые допускают существование еще одного уровня развития материи – космической цивилизации. Интеллектуально, она равна человеческой или превосходит ее. Поиск возможности для контактов с внеземными цивилизациями – задача современной науки.

Источник

Понимание материи как субстанции

Социально организованная материя как высшая форма развития жизни. Понятие материи в материалистической философии, понимание материи как субстанции. Ретроспектива философских определений материи. Атрибутивная характеристика материи как субстанции.

РубрикаФилософия
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления26.07.2010
Размер файла33,6 K

В чем заключается суть представлений о материи как субстанции в философии. ba. В чем заключается суть представлений о материи как субстанции в философии фото. В чем заключается суть представлений о материи как субстанции в философии-ba. картинка В чем заключается суть представлений о материи как субстанции в философии. картинка ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Окружающий человека материальный мир представляет бесконечное множество предметов и явлений, обладающих самыми pазнообpазными свойствами. Несмотря на различия всем им присущи два важнейших признака:


1) все они существуют независимо от сознания человека;


2) способны воздействовать на человека, отражаться нашим сознанием.


Издавна люди пытались найти объяснение многообразию и причудливости мира. Теория эволюции остается самым плодотворным продуктом биологической мысли за все время ее существования.


1. ПОНИМАНИЕ МАТЕРИИ КАК СУБСТАНЦИИ


В материалистической философии материя определяется как субстанция (основа) всех вещей и явлений в мире; этот взгляд противостоит религиозно-идеалистическому пониманию мира, принимающему в качестве субстанции божественную волю, абсолютных дух, человеческое сознание, которое отрывается от мозга, подвергается абсолютизации и обожествлению. Вместе с тем, в марксистской философии материальная субстанция часто понималась как первоматерия, сводилась к первичным и бесструктурным элементам, которые отождествлялись с неделимыми атомами.


Понятие субстанции в этом смысле оказывается эквивалентно также понятию всеобщего материального субстрата различных процессов и явлений в мире.


Современной науке известны следующие типы материальных систем и соответствующие им структурные уровни материи: элементарные частицы и поля (электромагнитное, гравитационное и т.д.), атомы, молекулы, микроскопические тела различных размеров, геологические системы, Земля и другие планеты, звезды, внутригалактические системы (диффузные туманности, звездные скопления и др.), Галактика, система галактик, Метагалактика (границы и структуры которой пока еще не установлены).


Отличительной особенностью целостной системы является несводимость ее качества к простой сумме качеств составляющих ее элементов.


Применительно к трем основным сферам объективной действительности эти уровни выглядят следующим образом:

Большие социальные группы (классы, нации)

Государство (гражданское общество)

7. Мегауровень (планеты, звездопланетные системы, галактики)

Человечество в целом

8. Метауровень (метагалактики)

Связи по “горизонтали “- это связи координации между однопорядковыми элементами. Они носят коррелирующий характер: ни одна часть системы не может измениться без того, что бы изменились другие части.

Вертикальная структура включает в себя уровни организации системы, а также их иерархию.

Таким образом, в науке выделяются три уровня строения материи:

И хотя на этих уровнях действуют свои специфические закономерности, микро-, макро- и мегамиры теснейшим образом взаимосвязаны.

2.РЕТРОСПЕКТИВА ФИЛОСОФСКИХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ МАТЕРИИ

В материалистической философии также существуют разные представления о материи. Правда, для всех философов-материалистов характерно признание за материей ее объективного, независимого от сознания (ощущений) существования.

Взгляд на материю как на бесчисленное множество атомов, без каких-либо заметных изменений, сохранялся в различных школах философского материализма вплоть до начала ХХ века. Отождествление материи с веществом (и с неделимыми атомами в его основе) был характерен и для французских материалистов XVIII века, и для Л. Фейербаха. Интересно, что и Ф. Энгельс, основываясь на позициях атомистического материализма, вместе с тем в ответе на вопрос: существует ли материя как таковая, писал, что реально существует материя лишь в виде конкретных форм, объектов и не существует материи как бесструктурной первоматерии, не изменяемой формы всех форм. Наиболее глубокие революционные изменения происходили в конце XIX и начале XX века в естествознании, особенно в физике. Они были столь фундаментальны, что породили не только кризис физики, но очень серьезно затронули и ее философские основания. К числу важнейших открытий, подорвавших основы механической картины мира, относились, в частности, обнаружение рентгеновских лучей (1895 г.), радиоактивности урана (1896 г., А. Беккерель, Л. Кюри, М. Складовская- Кюри), электрона (1897 г., Д. Томсон). К 1903 г., отметим, были достигнуты значительные результаты в исследовании радиоактивности: получило определенное обоснование ее объяснение как спонтанного распада атомов, была доказана превращаемость химических элементов. М. Планком была создана теория квантов, энергии микрообъектов, А. Эйнштейн раскрыл количественную связь между массой тел и энергией связи их атомов.

Тезис о том, что в связи с новыми открытиями физики материя исчезла, был правомерно оспорен В.И. Лениным, защищавшим философский материализм. Характеризуя подлинный смысл выражения «материя исчезла», В.И. Ленин показывает, что исчезает не материя, а тот предел, до которого мы знали материю, что то исчезновение материи, о котором говорят некоторые ученые и философы, не имеет отношения к философскому представлению о материи, ибо нельзя смешивать философское понятие (термин) материя с естественнонаучными представлениями о материальном мире. С развитием естествознания происходит смена одного научного представления о мире (материи) другим, более глубоким и основательным. Однако такая смена конкретных научных представлений не может опровергнуть смысл и значение философского понятия (категории) «материя», которая служит для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях и существующей независимо от них.

Чтобы понять, какой смысл вкладывали некоторые физики в слова «материя исчезла», нужно учесть следующее. Атомистическое мировоззрение утверждалось в естествознании долго и трудно. При этом под атомом (в духе Демокрита) понималась абсолютно неделимая (не имеюшая частей) элементарная частица. Точка зрения, согласно которой материя состоит из атомов, которые рассматривались в качестве некоей «неизменной сущности вещей», к концу XIX века разделялась большинством естествоиспытателей, в том числе и физиков. Поэтому открытия, свидетельствовавшие о сложности атомов (в частности, радиоактивности как их спонтанного распада), были истолкованы некоторыми учеными как «распад», «исчезновение» материи. На этой основе и делались выводы о крахе материализма и ориентированной на него науки.

Заканчивая рассмотрение анализа В.И. Лениным кризиса физики, обратим внимание на следующее. Его положение о том, что » единственное «свойство» материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью » иногда воспринимается как указание на то, что, согласно материалистической диалектике, материя обладает лишь указанным единственным свойством. Но это не так: речь здесь идет лишь о том, что единственное «свойство» материи, с непризнанием которого связан философский идеализм,- это объективность. Поэтому здесь уместно еще раз подчеркнуть недопустимость отождествления диалектико-материалистической категории «материя» с естественнонаучными представлениями о ее строении и свойствах. Непонимание этого большинством ученых (стоявших в основном на позициях стихийного материализма) на рубеже XIX-XX веков и было одной из основных причин кризиса естествознания.

Рассматривая проблемы, связанные с кризисом естествознания на рубеже XIX-XX вв., обратим внимание на то, что кризисные ситуации возникали в нем и раньше, заканчиваясь революционным переходом на новый, более глубокий уровень познания. Принципиальные трудности возникали всякий раз, когда наука, углубляя анализ сущности явлений, выявляла противоречие, объяснить которое существующая теория не могла. Необходимость его снятия и обуславливала интенсивную разработку новой теории, новой научной картины мира. (Диалектика, напомним, рассматривает противоречие как источник развития).

3. АТРИБУТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИИ КАК СУБСТАНЦИИ

Основными свойствами пространства являются: протяженность, однородность, изотропность (равноправность всех возможных направлений), трехмерность, и специфические свойства времени: длительность, однородность (равноправие всех моментов), одномерность, необратимость.

электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц;

гравитационную форму движения;

сильное (ядерное) взаимодействие;

слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);

химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов);

биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность и т. д.;

социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе).

Изучение проблем, связанных с философским анализом материи и её свойств является необходимым условием формирования мировоззрения личности, независимо от того, окажется ли оно, в конечном счете, материалистическим или идеалистическим.

В свете изложенного достаточно очевидно, что очень важна роль определения понятия материи, понимания последней как неисчерпаемой для построения научной картины мира, решения проблемы реальности и познаваемости объектов и явлений микро- и мегамира.

Архипцев Ф.Т. Материя как философская категория. М.,1963.

Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. М. Общество “Знание” Россиии, 1997.

Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений, 2 том. /Под ред. Фpолова И.Т. М., 1989.

Журнал «Вопросы философии», № 3, 1994 г.

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения Т.1,20,23/ М., Госполитиздат 1955.

Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. М., 1980.

Миp философии. Книга для чтения, 1 часть. М.,1991.

Основы марксистско-ленинской философии, Материя, 1980.

Современная философия: словарь и хрестоматия. «Феникс», Ростов-на-Дону, 1995г.

Философия. Учебник для высших учебных заведений. «Феникс», Ростов-на-Дону, 1995г.

Философия: теория и методология: Учебное пособие под ред. М. Галкина, МЭСИ, 1991.

Философское понимание мира: Учебное пособие под ред. В.В. Терентьева, МИИТ, 1994.

Подобные документы

Исследование развития взглядов на субстанцию в истории философии. Философское понимание материи. Диалектико-материалистическое учение о субстанции. Система философского материализма. Материальная и идеальная субстанция. Соотношение материи и сознания.

реферат [37,9 K], добавлен 01.12.2014

Понятие материи как фундаментального понятия философии и естествознания. История возникновения и развития данного понятия. Религиозно-идеалистическое понимание материи в древнегреческой философии. Ленинское понимание и определение сущности материи.

реферат [17,3 K], добавлен 22.11.2009

Субстанция как объективная реальность. Идея субстанции в античной философии. Рационалистические воззрения Декарта о субстанции с позиций дуализма. Гносеологическое осмысление понятия «субстанция». Философское понимание материи, система ее организации.

контрольная работа [23,1 K], добавлен 18.08.2009

Понимание материи как объективной реальности. Материя в истории философии. Уровни организации неживой природы. Строение материи на биологическом и социальном уровнях. Философская категория материи и ее фундаментальная роль в понимании мира и человека.

реферат [132,5 K], добавлен 06.05.2012

Сознание как наивысшая форма существования материи. Причины овеществления материи. Процесс самопознания духовной субстанции. Роль процесса самопознания материи в развитии человеческого общества. Частная собственность, естественнонаучная суть государства.

книга [112,7 K], добавлен 20.02.2010

Развитие философского понимания категории субстанции в истории философии. Философия Спинозы, гегелевское распределение категорий. Радикальное различие в трактовке субстанции материализма и идеализма. Структура первичной субстанции для материи в философии.

курсовая работа [39,3 K], добавлен 26.01.2012

Комплексный анализ формирования и эволюции философского понятия материи. Общая характеристика структуры материи, изучение систематизации и оценка общих составляющих вопросов системности материи. Философские вопросы материального единства мира и природы.

курсовая работа [39,0 K], добавлен 08.01.2012

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *