В чем заключается своеобразие периода когда в узбекистане функционировал однопалатный парламент
В чем заключается своеобразие периода когда в узбекистане функционировал однопалатный парламент
В годы независимости в Узбекистане были проведены глубокие политические реформы, направленные на укрепление независимости, построение демократического государства и гражданского общества. Для того чтобы осознать объем работы по коренному изменению политической жизни, нужно еще раз вспомнить, какое политическое наследие осталось от бывшего Союза, от старой деспотической системы.
Узбекистан в течение последних 130 лет испытывал колониальный гнет и находился в политической зависимости. Народ был лишен права самостоятельно определять свою судьбу, выбирать свой путь развития. Национальная государственность отрицалась, и страна, вопреки желанию и воле народа, была превращена в административно-территориальную единицу бывшего Союза. Народ был лишен права выбирать своего руководителя. Глава государства, члены правительства, руководители министерств и ведомств и даже областные руководители тоже назначались Центром и были полностью подчинены ему. Даже самые простые вопросы социально-экономической и культурной жизни тоже не решались без одобрения Центра, а те, кто пытался проявить самостоятельность в своей деятельности, подвергались преследованиям.
Бывший Союз представлял собой тоталитарную систему, фундамент которой опирался на командно-административные методы управления и идеологическое давление, а народ был превращен в бессловесную, подчиняющуюся толпу.
Независимость дала возможность народу взять собственную судьбу в свои руки, возродить национальную государственность, построить демократическое правовое государство, вести самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Независимость обеспечила свободный демократический выбор народом главы государства и представительных органов власти.
Благодаря возможностям, предоставленным независимостью, в нашей стране осуществляются глубокие, широкомасштабные политические реформы, которые служат интересам мира и обеспечения благосостояния человека, формированию открытого общества.
В своей работе «Узбекистан: свой путь обновления и прогресса» Президент Ислам Каримов так характеризует политический и государственный строй обновленного общества: «Необходимо сформировать национальную государственность на основе разделения полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти, в корне улучшить политическую систему общества, четко определить полномочия и задачи республиканской и местной власти, создать справедливое и гуманное законодательство». (И.А. Каримов. «Узбекистан: свой путь обновления и прогресса». Т.: «Узбекистан», 1992. Стр. 16)
Слово «парламент» (франц. раг1ег — «говорить») означает место официального разговора. Парламент является высшим представительным органом власти и осуществляет законодательную власть. Он состоит из определенного законом числа депутатов, избираемых гражданами на многопартийной основе по территориальным избирательным округам.
Развитие независимого Узбекистана начиналось в кругу законов, оставшихся по наследству от бывшей союзной системы. И поэтому Верховный Совет Узбекистана шел по пути создания новой законодательной системы, направленной на правовое закрепление независимости, осуществление демократических реформ, и шаг за шагом формировал ее. Верховный Совет впервые в истории нашей страны избрал Президента Узбекистана, разработал и принял Декларацию о суверенитете, конституционный закон об основах государственной независимости Узбекистана и другие важнейшие акты. В 1990-1994 гг. Верховный Совет принял около 200 законов и более 500 постановлений.
Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Законодательная палата
Олий Мажлиса
Республики Узбекистан
История парламента
История парламента как такового исчисляется веками. И на протяжении всех сменяющихся эпох последовательно меняется роль парламента, его суть обогащается новыми идеями, принципами, опытом организации и деятельности. Идеи парламентаризма, возникнув на рубеже первого тысячелетия в Риме, Англии и Испании и воплотившись в виде народных собраний, прошли затем несколько этапов практического становления, прежде чем обрели статус государственного форума.
Таким образом, парламент как институт государства прошел длительную историю. Главная тенденция развития парламентаризма заключается в том, что парламенты находятся в фокусе общественной жизни. Разумеется, каждое государство по-своему решает вопросы устройства и функционирования парламента, но это не исключает наличия общих признаков, которые учитываются в парламентской практике. В этой связи чрезвычайно важно обеспечить изучение опыта становления и развития парламентских институтов, понимания их роли и места в прошлом, проследить эволюцию их природы и сущности в настоящем, наметить перспективы развития в будущем.
В нем проявляются особенности исторического момента, общественного и государственного бытия каждой конкретной страны, национальных традиций, правовой культуры и политической воли народа. И, естественно, развитие общественной практики, ход исторического развития не могут не приводить и к изменению теоретических представлений о законодательном органе страны.
Однопалатный парламент 1991-2004 гг. и переход к двухпалатной парламентской системе
С обретением Узбекистаном государственной независимости 1 сентября 1991 года начался качественно новый этап развития национального парламента как одного из важнейших институтов государственной власти. Новейшая история национального парламентаризма общепризнанно подразделяется на три основных периода.
Первый период: 1991-1994 годы
Второй период: 1995-2004 годы
Третий период: с 2005 года по настоящее время.
Первый период: 1991-1994 гг.
Верховный Совет последнего созыва, который можно назвать парламентом переходного периода, принял Конституцию Республики Узбекистан, ставшую правовой основой создания принципиально новых органов государственного управления, строительства справедливого демократического общества с социально ориентированной рыночной экономикой. Парламент принял ряд законов, направленных на укрепление суверенитета молодого государства: «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан», «О выборах Президента Республики Узбекистан», «О государственном гербе Республики Узбекистан», «О государственном гимне Республики Узбекистан», «О государственном языке Республики Узбекистан», «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан», другие законодательные акты.
Шестнадцатая сессия Верховного Совета 23 сентября 1994 года приняла постановление о проведении первых выборов в Олий Мажлис Республики Узбекистан 25 декабря 1994 года.
По итогам выборов, прошедших в три тура (25 декабря 1994 года, 8 и 22 января 1995 года), был сформирован парламент в составе избранных 245 депутатов. Выборы проходили под флагом многопартийности.
Второй период: 1995-2004 гг.
В составе Олий Мажлиса второго созыва наряду с фракциями политических партий и депутатских групп функционировали 13 комитетов:
— Комитет по бюджету, банковским и финансовым вопросам;
— Комитет по вопросам реформирования экономики и предпринимательства;
— Комитет по вопросам науки, образования, культуры и спорта;
— Комитет по вопросам промышленности, строительства, транспорта и связи;
— Комитет по вопросам охраны окружающей среды и природы;
— Комитет по печати и информации;
— Комитет по социальным вопросам и занятости;
— Комитет по законодательству и судебно-правовым вопросам;
— Комитет по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан;
— Комитет по вопросам сельского и водного хозяйства и продовольствию;
— Комитет по международным делам и межпарламентским связям;
— Комитет по делам молодежи;
— Комитет по вопросам безопасности и обороны.
Также в парламенте работали 3 постоянные комиссии:
— Комиссия по Регламенту, этике и по обеспечению деятельности депутатов;
— Комиссия по проблемам семьи и женщин;
— Комиссия по нормативно-правовым терминам.
Однопалатный парламент позволил в условиях отсутствия правовой базы в новом государстве быстро, без задержек принять необходимое законодательство, стимулирующее ускоренное развитие страны и показал в этом плане свою динамичность. Законотворчество стало главным направлением работы депутатов. С 1995 по 2004 годы Олий Мажлис принял 240 законов, 778 постановлений, внес 1573 изменения и дополнения в действующие законодательные акты, ратифицировал более 130 международных договоров и соглашений. Высший законодательный орган страны стремился на данном этапе разработать и принять законы, способствующие укреплению государственного суверенитета, гражданского мира и социальной стабильности, углублению демократических, социально-экономических реформ в обществе. В результате парламент значительно расширил и укрепил правовую базу самостоятельного развития страны по пути демократии и прогресса. К примеру, в законах «О политических партиях», «О негосударственных некоммерческих организациях», «Об Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсмане)», «Об органах самоуправления граждан», других законодательных актах, принятых Олий Мажлисом первого созыва, получили дальнейшее развитие нормы, заложенные в Конституции Республики Узбекистан. Немаловажным на правлением деятельности однопалатного Олий Мажлиса явился парламентский контроль, в рамках которого Комитеты и комиссии Олий Мажлиса рассматривали ежегодно около 60 вопросов в порядке контроля за исполнением законодательных актов, конвенций, национальных программ.
Выборы в Законодательную палату Олий Мажлиса и переход к двухпалатному парламенту (декабрь 2004 г.-январь 2005 г.).
В результате конституционной реформы в связи с переходом к двухпалатному парламенту, на основании внесенных изменений в Конституцию Узбекистана, а также принятия основополагающих конституционных законов были про ведены выборы в Законодательную палату, которые состоялись в два тура. Для проведения выборов Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан сформировала 120 избирательных округов, поделенных на избирательные участки в соответствии с Законом «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан». Первый тур прошел 26 декабря 2004 года, по результатам которого были избраны 62 народных избранника, в ходе второго тура выборов, состоявшегося 9 января 2005 года, были избраны оставшиеся 58 депутатов Законодательной палаты, сформировавшие, таким образом, весь депутатский состав палаты. Выборы проходили в условиях участия кандидатов в депутаты, как от политических партий, функционирующих в Узбекистане, так и инициативных групп избирателей. На выборах участвовали следующие политические партии: Либерально-демократическая партия Узбекистана, Народно-демократическая партия Узбекистана, Национально-демократическая партия «Фидокорлар» (в июне 2000 года партия «Фидокорлар» объединилась с «Ватан тараккиёти»), Социал-демократическая партия «Адолат», а также Демократическая партия Узбекистана «Миллий тикланиш». По результатам выборов распределение мест в парламенте депутатов от вышеперечисленных партий и инициативных групп избирателей представлено в диаграмме ниже.
Третий период развития национального парламентаризма начался с совместного заседания Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса 28 января 2005 года, когда депутаты и сенаторы нового двухпалатного Олий Мажлиса фактически приступили к своей работе. На этом историческом форуме законодателей Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов выступил с программным докладом, в котором выдвинул концепцию демократизации и обновления общества, а также основные задачи реформирования и модернизации страны в 2005 году и долгосрочной перспективе.
Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан приняла Программу законотворческих работ на 2005-2009 годы, разработанную на основе приоритетных направлений и целевых задач реформирования и модернизации страны, выдвинутых главой государства.
Парламент Узбекистана: структура, статус, полномочия и спикер
Как и в любом другом государстве, в Узбекистане, небольшой среднеазиатской республике, тоже есть парламент. Принципы его формирования достаточно любопытны, и, прочитав статью, вы сможете в этом убедиться. А также узнать еще много интересного про Олий Мажлис (именно так он называется на узбекском языке).
Двухпалатный парламент
Вам будет интересно: Конституция Норвегии: прошлое и настоящее
Сенат
Согласно Конституции страны 100 сенаторов избираются по территориальному принципу: по шесть человек от каждой из 12 областей Узбекистана, а также от города Ташкента и единственной в республике автономии, Каракалпакстана. На оставшиеся 16 мест сенаторов назначает лично президент. При этом почетные должности зачастую занимают не политики, а деятели науки, культуры и искусства и даже особо отличившиеся передовики производства, как правило, известные всей стране. Если высшее должностное лицо государства вдруг выйдет в отставку, оно автоматически становится членом Сената до конца своих дней.
Председатель выбирается однажды, тайным голосованием, на весь срок полномочий верхней палаты и может быть смещен с поста, если за это вдруг проголосуют не менее двух третей состава Сената. Фактически он является вторым лицом в государстве, так как именно на председателя возлагаются полномочия президента Узбекистана, если тот по каким-то причинам не сможет исполнять свои функции.
Вот уже четыре года должность председателя занимает Нигматулла Тулкинович Юлдашев, бывший министр юстиции Узбекистана. Кстати, именно он после смерти Ислама Каримова, первого президента страны, несколько дней в сентябре 2016 года исполнял его обязанности.
Добавим, что по закону члену Сената не может быть меньше двадцати пяти лет. При этом хотя бы пять последних лет он должен постоянно проживать на территории страны.
Законодательное собрание
В настоящее время в нижней палате парламента Республики Узбекистан представлено пять партий: уже упомянутые «экологи» (15 мест), либеральные демократы (52), партия «Миллий тикланиш» (36), народные демократы (27) и партия «Адолат» (20). Действующий президент страны, Шавкат Миромонович Мирзиеев, был выдвинут на этот пост в 2016 году Либерально-демократической партией. Тем не менее в Законодательном собрании ей принадлежит только около трети мест, и о конституционном большинстве одной партии здесь говорить не приходится.
Главным лицом Законодательного собрания и, соответственно, спикером парламента Узбекистана с января 2015 года является Нурдинжон Муйдинханович Исмоилов.
Статус и основные функции парламента
Основные полномочия
В совместном ведению Сената и Законодательного собрания находятся внесение законодательных инициатив, в том числе и в Конституцию страны, вопросы внутренней и внешней политики, утверждение государственного бюджета.
Кроме того, только сенаторы могут избирать членов Конституционного и Верховного судов, назначать или снимать с должностей генерального прокурора, председателя СНБ и председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан.
Спикер
Председатель парламента Узбекистана Нурдинжон Исмоилов представляет Народно-демократическую партию. До избрания на этот пост он был советником президента по взаимодействию с Олий Мажлисом. Ему 60 лет, он родом из Наманганской области, имеет звание кандидата юридических наук. Каждый из пяти вице-спикеров представляет одну из фракций в парламенте.
Будущее парламента
Основная проблема развития парламентаризма в Узбекистане, как и в других государствах, где за ширмой демократии скрывается фактически тоталитарный режим, является, во-первых, отсутствие реального принципа выборности его состава, когда каждый депутат должен представлять интересы той или иной группы граждан, а во-вторых, несвобода каждого из членов парламента в принятии важных законов или назначении высших должностных лиц республики. Иными словами, практически все ключевые решения принимает узкий круг лиц, приближенных к президенту страны, а парламентарии лишь формально их подтверждают, выполняя декоративную функцию. Так было при Каримове, и мало что изменилось при нынешнем руководстве.
28 декабря 2018 года состоялось послание президента Мирзиеева парламенту Узбекистана. Шавкат Миромонович, помимо прочего, формально предложил несколько расширить функции Олий Мажлиса. Предлагается, например, чтобы депутаты рассматривали и утверждали (либо отклоняли, что крайне маловероятно) кандидатуру не только премьер-министра, но и всех членов кабинета. Еще одним изменением должно стать создание при парламенте отдельного Управления по госбюджету. По замыслу президента, оно должно формировать и контролировать исполнение бюджета на гораздо более высокопрофессиональном уровне, нежели сейчас. Мирзиеев предложил руководителям обеих палат обсудить с депутатами эти новшества.
В конце нынешнего года состоятся очередные выборы в Олий Мажлис. Депутатов опять изберут на пять лет, и можно искренне пожелать не чужому нам народу, чтобы среди парламентариев было по возможности больше тех, кто пришел туда не «отбывать номер», а по-настоящему заботиться об интересах своих граждан.
Опыт демократизации и модернизации общества в Узбекистане
Известно, что основные направления демократических преобразований и формирование гражданского общества определяются в зависимости от реальных потребностей и возможностей их осуществления.
Важнейшей составляющей построения в Узбекистане демократического и модернизированного обществас развитой рыночной экономикой становится и развитие самостоятельных, устойчивых, стабильных, мобильных, пользующихся поддержкой широких слоев населения и имеющих глубокие корни в народе многообразных институтов гражданского общества.
Сложившаяся веками практика самоуправления, отражающая традиции и культуру народа, придает свою специфику современным демократическим процессам. В Узбекистане, издревле существовала и по сей день сохранена такая уникальная форма социальной самоорганизации, как махалля. Для узбеков махалля означает нечто большее, чем понятие коллектива. Благодаря махалле сохранились особые принципы мотивации социального и экономического поведения коренного населения, уважения общественных ценностей, этики взаимоотношений, гарантирующей безусловное выполнение принятых на себя обязательств и ответственности перед обществом. Дух махалли сохранился в глубине души каждого жителя нашей республики. Именно наличие этого духа, крепость и надежность связей между людьми, семьями через существующий механизм самоорганизации граждан в форме махалли и послужили тем ключом, который позволил открыть таинства возрождения социально справедливой системы оказания помощи наиболее нуждающимся.
Состоящий из 250 депутатов, избираемых по территориальным одномандатным избирательным округам, новый парламент впервые на многопартийной основе был избран в начале 1995 года. Затем, исходя из опыта работы парламента, появления новых потребностей и возможностей, а, также учитывая опыт зарубежных стран, была проведена парламентская реформа, в результате демократических выборов в начале 2005 г. сформировался двухпалатный парламент – Олий Мажлис Республики Узбекистан.
Модель демократических реформ в Республике Узбекистан также исходит из необходимости приоритетным образом учитывать социальные, экономические и другие потребности человека и общества, задачи реформ в экономической сфере, в области государственного строительства, а также принимать во внимание наличие соответствующих возможностей, ресурсов. Это необходимо и для того, чтобы каждый гражданин Узбекистана мог развивать индивидуальность, удовлетворять законным путем гражданские потребности, осуществлять общественный контроль над деятельностью государственных органов и должностных лиц. Институты гражданского общества являются одними из эффективных механизмов взаимодействия граждан с обществом и государством. Главная ценность данного взаимодействия заключается в том, что их решение лежит в плоскости политико-правового взаимодействия, где гражданин и государство равноправны.
Форсирование процессов демократизации и шаблонное навязывание «иных стандартов» без учета национальных особенностей может губительно сказаться в развитии общества.
Демократические институты не могут быть созданы волевым решением, поскольку каждая страна должна разработать систему, которая больше подходит к ее условиям, менталитету народа и общей правовой и политической культуре населения. Причем этот путь должен органично увязываться с ходом развития системы общественных отношений в странах с «молодыми демократиями».
Мы знаем, что сегодня кардинально меняются характер, средства и методы достижения поставленных геополитических целей, с учетом специфики и реальной ситуации в каждой отдельной стране. Несмотря на быстроменяющуюся ситуацию в мире в эпоху глобализации, усиления влияния и мощи отдельных стран, резкого роста роли и значения международных правительственных и неправительственных организаций, нельзя пренебрегать объективным закономерностям построения демократического общества. В этом смысле, можно констатировать, что попытки экспорта демократии следует однозначно рассматривать как вмешательство во внутренние дела государства со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В целом, сегодня в Узбекистане заложены основы для дальнейшего развития общества, его демократизации и модернизации.
К сегодняшнему дню созданы предпосылки для политической активизации населения, осуществлены кардинальные изменения в сфере государственного строительства и управления. Проведено совершенствование и повышение общественной роли институтов гражданского общества. Важным фактором развития политического сознания, с учетом новых реалий государственного и общественного строительства, стало дальнейшее развитие институтов гражданского общества.
Хочется выделить то значение, которое придается росту авторитета и влияния неправительственных и общественных организаций, выражающих интересы различных общественных и социальных групп населения и являющихся основными институтами демократизации и модернизации общества.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Узбекистане продолжается поэтапный, последовательный процесс демократических реформ, который ознаменован усилением роли политических партий в дальнейшем созидательном преобразовании нашего общества. Одним основополагающим документом для преодоления трудностей на этом пути, несомненно, стал Конституционный закон Республики Узбекистан «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны».
Этот закон является еще одним важным шагом последовательного и поступательного продвижения нашей страны по пути строительства правового демократического государства и гражданского общества. Принцип поступательности и последовательности является отличительной особенностью подхода нашей страны к проведению реформ по обновлению жизни общества, развития демократии, построения рыночной экономики и духовного возрождения нашего народа.
Именно этим путем идет наше общество в реализации таких основополагающих принципов социального развития, как приверженность правам человека и принципам государственного суверенитета, высокая ответственность перед нынешним и будущими поколениями, опора на исторический опыт народа, верность идеалам демократии и социальной справедливости, признание приоритета общепризнанных норм международного права, обеспечение достойной жизни гражданам республики.
В чем заключается своеобразие периода когда в узбекистане функционировал однопалатный парламент
В период независимости Узбекистана однопалатный парламент республики принял 446 законов, 10 кодексов, 3 национальных программы и более тысячи постановлений, укрепляющих правовые основы построения нового общества.
Как видно из приведенных выше цифр, процесс законотворчества в парламенте республики шел ускоренными темпами. В первую очередь были разработаны и приняты самые необходимые законы, которых требовала сама жизнь. В результате быстро заполнился правовой вакуум, образовавшийся в первые дни независимости. Парламент республики функционировал в качестве надежного средства сохранения политического равновесия, мира и стабильности в обществе.
Сессия Олий Мажлиса принимает закон
Серию принятых законов можно разделить по их содержанию на пять направлений.
К первому направлению относятся законы об укреплении государственной независимости, о создании демократических правовых основ, об обновлении государственной системы управления.
• «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан», 31 августа 1991 г. 30 сентября 1991 г. был принят закон о придании ему статуса конституционного.
• «О Государственном флаге Республики Узбекистан», 18 ноября 1991 г.
• «О выборах Президента Республики Узбекистан», 18 ноября 1991 г.
• «О государственном гербе Республики Узбекистан», 2 июля 1992 г.
• «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» и «Об альтернативной службе», 3 июля 1992 г.
• «Конституция Республики Узбекистан», 8 декабря 1992 г.
• «О Государственном гимне Республики Узбекистан», 10 декабря 1992 г.
• «О Кабинете Министров Республики Узбекистан», 6 мая 1993 г.
• «Об охране государственных тайн», 7 мая 1993 г.
• «О Конституционном суде Республики Узбекистан», 2 сентября 1993 г.
• «Об органах самоуправления граждан», 2 сентября 1993 г.
• «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан», 28 декабря 1993 г.
• «О выборах в областные, районные и городские советы народных депутатов», 15 мая 1994 г.
• «О национальной безопасности», 24 апреля 1996 г. Август 1997 г.
• «О государственной границе Республики Узбекистан», 20 августа 1999 г.
• «О борьбе с терроризмом», 15 декабря 2000 г.
• «О прокуратуре», 9 декабря 1992 г. (новая редакция — 29 августа 2001 г.). В данном направлении был принят еще ряд законов.
• «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан», 28 декабря 1993 г.
Ко второму направлению относятся законы о правах и свободах человека и гражданина, политических партиях, общественных объединениях и средствах массовой информации.
• «Об общественных объединениях», 15 февраля 1991 г.
• «О гражданстве Республики Узбекистан», 3 июля 1992 г.
• «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», 2 июля 1992 г.
• «О гарантиях избирательных прав граждан», 5 мая 1994 г.
• «О статусе депутатов в Республике Узбекистан», 5 мая 1995 г.
• «Об обращениях граждан», 6 мая 1994 г.
• «Об обращении в суд с обжалованием действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», 30 августа 1995 г.
• Гражданский кодекс, 21 декабря 1995 г.
• Трудовой кодекс, 21 декабря 1995 г.
• «О политических партиях», 26 декабря 1996 г.
• «Об адвокатуре», 27 декабря 1996 г.
• «Об Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмане)», 24 апреля 1997 г.
• Семейный кодекс, 30 апреля 1998 г.
• «О свободе совести и религиозных организациях», 30 апреля 1998 г.
• Жилищный кодекс, 24 декабря 1998 г.
• «О гражданской обороне», 26 мая 2000 г.
• «О всенародном обсуждении законопроектов», 14 декабря 2000 г.
• «Об издательской деятельности», 2 августа 1996 г.
• «Об авторском праве и смежных правах», 2 августа 1996 г.
• «О гарантиях и свободе получения информации», 24 апреля 1997 г.
• «О защите профессиональной журналистской деятельности», 24 апреля 1997 г.
• «О средствах массовой информации», 26 декабря 1997 г. и др.
К третьему направлению относятся законы, касающиеся перехода к социально направленной рыночной экономике, формирования рыночных отношений, создания нового механизма собственности и ведения хозяйства.
• «О собственности» (внесены изменения и дополнения 7 мая 1993 г. и 23 сентября 1994 г.).
• «О предприятиях» (внесены изменения и дополнения 23 сентября 1994 г.).
• «О предпринимательстве» (внесены изменения и дополнения 7 мая 1993 г.).
• «О разгосударствлении и приватизации», 18 ноября 1991 г.
• «О приватизации государственного жилищного фонда», 7 мая 1993 г.
• «О ценных бумагах и биржевом фонде», 2 сентября 1993 г.
• «О банкротстве», 5 мая 1994 г.
• «О стимулировании и развитии частного предпринимательства», 21 апреля 1995 г.
• «О Центральном банке», 21 декабря 1995 г.
• «О банках и банковской деятельности», 23 апреля 1996 г.
• «Об акционерных обществах и о защите прав акционеров», 25 апреля 1996 г.
• «Об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках и о конкуренции», 27 декабря 1996 г.
• Налоговый кодекс, 24 апреля 1997 г.
• «О сельскохозяйственном товариществе», 30 апреля 1998 г.
• «О фермерском хозяйстве», 30 апреля 1998 г.
• «О земельном кадастре», 30 апреля 1998 г.
• «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов», 29 августа 1998 г.
• «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», 25 мая 2000 г.
• «О ширкатных хозяйствах», 6 декабря 2001 г.
• «О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг», 30 августа 2001 г. и др.
К четвертому направлению относятся законы, касающиеся вопросов реализации духовных и творческих возможностей людей, проблем культуры, образования и здравоохранения, социальной защиты населения.
• «Об основах государственного пенсионного обеспечения граждан», 2 сентября 1993 г.
• «О занятости населения», 30 апреля 1998 г. (новая редакция).
• «О социальной защите инвалидов».
• «Об основах молодежной политики государства»
• «О праздничных днях в Республике Узбекистан», 3 июля 1992 г.
• «О внедрении узбекского алфавита, основанного на латинской графике», 2 сентября 1993 г. (внесены изменения в мае 1995 г.).
• «Об образовании», 27 августа 1997 г.
• «О Национальной программе по подготовке кадров», 27 августа 1997 г.
• «Об охране здоровья граждан», 29 августа 1996 г.
• «О медикаментозных средствах и фармацевтической деятельности», 25 апреля 1997 г.
• «Об архивах», 15 апреля 1999 г.
• «Об охране культурного наследия и его использовании», 30 августа 2001 г. и др.
К пятому направлению относятся законы, касающиеся международных отношении, внешней политики и внешнеэкономической деятельности Узбекистана, взаимовыгодного сотрудничества с иностранными инвесторами.
• «О порядке назначения и отзыва глав дипломатических представительств Узбекистана в зарубежных странах», 2 июня 1992 г.
• «О присвоении дипломатических рангов дипломатическим работникам Республики Узбекистан», 3 июля 1992 г.
• «О внешнеэкономической политике»
• «О международных договорах Республики Узбекистан», 22 декабря 1995 г.
• «О свободных экономических зонах», 25 апреля 1996 г.
• «Об основных принципах внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан», 26 декабря 1996 г.
• «Об иностранных инвестициях», 30 апреля 1996 г.
• «О гарантиях прав иностранных инвесторов и о мерах их защиты», 30 апреля 1998 г. и др.
Данные законы способствуют утверждению принципов народовластия, верховенства закона, защиты прав и свобод человека. Новые законодательные акты были призваны, во-первых, ограничить господство административно-бюрократической системы в стране, во-вторых, возродить лучшие традиции национальной государственности, духовно-культурные ценности узбекского народа, в-третьих, соответствовать международно-правовым нормам и общепризнанным демократическим и гуманистическим ценностям. Таким образом, парламент республики утвердился в качестве надежной основы для сохранения политического равновесия, мира и стабильности в обществе.
Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter