В чем заключается своеобразие поэмы кому на руси жить хорошо
Идейно-художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
1. Проблематика произведения построена на соотнесении фольклорных образов и конкретных исторических реалий.
Проблема народного счастья — идейный центр произведения.
Образы семи мужиков-странников — символический образ России, тронувшейся с места (произведение не окончено).
2. В поэме отразились противоречия русской действительности в пореформенный период: а) Классовые противоречия (гл. «Помещик», «Последыш»), б) Противоречия в крестьянском сознании (с одной стороны народ — великий труженик, с другой — пьяная невежественная масса), в) Противоречия между высокой духовностью народа и невежеством, косностью, неграмотностью, забитостью крестьян (мечта Некрасова о том времени, когда мужик «Белинского и Гоголя с базара понесет»), г) Противоречия между силой, бунтарским духом народа и смирением, долготерпением, покорностью (образы Савелия — богатыря святорусского и Якова верного, холопа примерного).
3. Отражение революционно-демократических идей связано поэме с образом автора и народного заступника (Гриша Добросклонов). Позиция автора во многом отличается от позиции народа (см. предыдущий пункт). Образ Гриши Добросклонова имел своим прототипом Н. А. Добролюбова.
4. Отражение эволюции народного сознания связано с образами семи мужиков, которые постепенно приближаются к правде Гриши Добросклонова от правды попа, Ермилы Гирйна, Матрены Тимофеевны, Савелия. Некрасов не утверждает, что крестьяне восприняли эту правду, но это и не входило в задачи автора.
5. «Кому на Руси жить хорошо» — произведение критического реализма:
а) Историзм (отражение противоречий жизни крестьян в пореформенной России (см. выше),
б) Изображение типических характеров в типических обстоятельствах (собирательный образ семи мужиков, типические образы попа, помещика, крестьян),
в) Самобытные черты реализма Некрасова — использование фольклорных традиций, в которых он был последователем Лермонтова и Островского.
6. Жанровое своеобразие:
Некрасов использовал традиции народного эпоса, что позволяло ряду исследователей трактовать жанр «Кому на Руси жить хорошо» как эпопею (Пролог, путешествие мужиков по Руси, обобщенный народный взгляд на мир — семь мужиков).
Для поэмы характерно обильное использование жанров фольклора: а) Волшебная сказка (Пролог), б) Былина (традиции) — Савелий, богатырь святорусский, в) Песня — обрядовая (свадьба, уборка урожая, песни-плачи) и трудовая, г) Притча (Бабья притча), д) Легенда (О двух великих грешниках), е) Пословицы, поговорки, загадки.
Художественное своеобразие поэмы Кому на Руси жить хорошо
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является выдающимся произведением Некрасова. Писатель соединил в своем произведении все темы своего творчества и проблемы, которые он освещал в других своих произведениях. Поэма была написана примерно через год после того, как крестьяне получили личную свободу. Это повлияло на жанровые особенности поэмы и задачи, поставленные перед автором.
«Кому на Руси жить хорошо» описывается как социально-философская поэма. Это первое произведение такого рода. Социальность поэмы выражается в том, что автор посвятил произведение острым социальным проблемам, которые возникли после освобождения крестьянства. Лишенные земли, крестьяне были вынуждены либо брать в долг, либо копить средства в течение долгого времени. Все это повлекло ухудшение уровня жизни людей. Философская ориентированность поэмы выражена в том, что автор ставит перед собой вопрос кому действительно хорошо жить в России. Он пытается переосмыслить понятия о природе, свободе, жизни, труде.
Отличает художественное своеобразие поэмы и ее композиция. Она состоит из глав, каждая из которых может стать сюжетом отдельной истории. Однако, сюжетные линии не отделены друг от друга, а связаны общим мотивом — мотивом дороги, пути, поиска. Эта особенность позволяет литератору художественно воссоздать исторический путь русского народа от крепостничества до свободы.
На художественное своеобразие произведения повлиял и фольклор, на который опирается писатель. Некрасов хочет натурально воссоздать крестьянскую жизнь и быт, поэтому использует характерную лексику. Народные мотивы сохраняют единство в поэме. Некрасов прибегает к жанровым особенностям былин, притч, сказаний, частушек и всех других жанров народной литературы. Это произведение пронизано русским духом.
Также одной из особенностей поэмы «Кому на Руси жить хорошо» является тот факт, что Некрасов хочет, чтобы читатель также присоединился к творчеству, ведь любое фольклорное произведение изменялось в процессе передачи из уст в уста. Таким образом, это произведение требует активной творческой работы не только от писателя, но и от читателя. Только тогда можно будет понять посыл автора к читателям.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» очень сильно выделяется среди других произведений Некрасова, является итогом творческого пути литератора, уникальным и самобытным произведением.
2 вариант
Н. А. Некрасов является автором поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Она написана в 1862 году. В данный период на Руси отменили крепостное право. Однако данная реформа не улучшила положения крестьян. Они были вынуждены выкупать наделы, из-за чего они становились экономически зависимыми.
Некрасова волновала судьба русских людей. Когда он был маленький, он видел, какая нелегкая судьба у крестьян. Отец писателя жестоко с ними обходился. По этой причине все свое творчество Некрасов посвятил народу. Произведение «Кому на Руси жить хорошо» затрагивает вопросы людского счастья. В поэме автор показывает тяжелую жизнь простолюдинов: постоянный нелегкий труд, бунты, ожидание счастья, пьянство.
Рассматриваемая поэма отличается уникальной композицией и жанром написания. Автор в ней применяет устное народное творчество.
Центральным героем в поэме является русский народ. Все эпизоды происходят вокруг народа. Это является новшеством для русской литературы того времени. Поэма включает истории жизни нескольких героев. Каждая история является отдельным сюжетом. Все истории составляют единое целое, чтобы описать жизнь людей во время освобождения.
Семеро мужиков занимаются поиском, кому на Руси живется хорошо. Между собой они ведут споры о счастье. В процессе поиска того, кто действительно счастлив, они задаются вопросом об истинности счастья. И здесь автор доказывает, что главный его смысл заключается не в личном благополучии, а в благополучии окружающих.
Со временем мужики осознают основную суть счастья. У них формируется общее понятие об этом. Автор утверждает, что на Руси отсутствует счастливая жизнь. Более счастливым является тот, кого действительно признают в народных массах. По-настоящему счастлив тот, кто любит выполнять свое дело, тот, кто делает его для других, тот, кто является заступником народа. Ранее мужикам не был понятен смысл счастья. Со временем они понимают его и начинают ценить.
Рассматриваемое произведение является социально-философским. Она раскрывает образ российского народа. Народ в ней убогий и в то же время всесильный. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» актуальна и в наши дни. Прошло много времени, а люди до сих пор ищут счастье. Сегодня часто счастье приравнивают к материальным благам. Однако это неправильная точка зрения. Действительно счастлив тот, кто может дарить радость родным и близким, кто проявляет к ним заботу, у кого есть любимое занятие.
Сочинение 3
Стоит сказать о том, что данная великолепная поэма была создана Некрасовым тогда, когда жить ему оставалось совсем недолго. Интересным фактом является то, что автор не до конца написал свою работу, при этом она дошла до читателей в таком виде, что они полюбили ее, и она запомнилась им как великолепная и интересная история. Благодаря тому, что Некрасов описал пореформенную Русь правдиво и весьма развернуто, он рассказал о крестьянах, помещиках и духовных служащих. Стоит заметить, что писатель стремился показать также и жизнь самых обыкновенных и простых людей, из-за чего жанровое своеобразие получилось достаточно ярким и интересным.
Художественное своеобразие данного замечательного произведения представляет то, что автор хотел показать и раскрыть сюжет истории через призму простого, но довольно емкого повествования. Благодаря этому, в художественном своеобразии произведения нашли отражение такие приемы, как сравнение героев и их повадок с привычными чертами жизни простого народа, образы и характеры персонажей получались очень запоминающимися. Стоит сказать то, что благодаря пониманию писателем всей ситуации, которая складывалась на тот момент в его стране, он старался описывать все происходящее довольно живо, ярко и интересно. Также, рассказывая о грядущих переменах, автор высказывал личную точку зрения, благодаря которой читатели могли понять его суждения обо всем этом.
Для богатых людей подобные государственные перемены означали то, что они в скором времени потеряют свое могущество и влияние, и именно поэтому, старались создать что-то новое, или пытались высказывать свое недовольство. Нельзя сказать о том, что крестьяне были готовы к подобным переменам, так как они не привыкли жить самостоятельно. Принимать решение самим давалось этим людям крайне непросто, из-за чего многие крестьяне выбирали идти по предыдущему пути, и устраивались на службу к каким-нибудь людям. Стоит сказать, что автор хотел показать состояние страны, в которой он проживал. Она находилась в весьма неспокойном состоянии, и писателю крайне непросто было переживать подобный момент. Благодаря тому, что он чувствовал свою близость с народом, то старался максимально ярко, искренне и справедливо рассказать о всех тех переменах, которые ждали страну. Произведение получилось очень ярким, искренним и поучительным. Оно содержит в себе смысл того, что спокойное состояние в стране является залогом успешной жизни народа.
Также читают:
Картинка к сочинению Художественное своеобразие поэмы Кому на Руси жить хорошо
Популярные сегодня темы
Когда у человека нет общности со своим внутренним миром, то его собственные потребности становятся для него непонятными, пропадает адекватная оценка происходящих жизненных ситуаций.
В самом начале творческого пути у А.М.Горького возникало желание написать повести-воспоминания о своих детских годах. Сейчас трудно предположить, с чем связана такая идея. Одни исследователи творчества писателя предполагают
Роман-эпопея переполнен глубокими мыслями, анализом различных жизненных ситуаций, поиском себя и своего места в этом большом мире, разнообразными отношениями, благородством и пороками
Свой досуг мы чаще всего проводим за просмотром любимого фильма или телепередачи. У каждого свои интересы и предпочтения, именно поэтому существует множество различных телешоу
В 1852 году Лев Николаевич Толстой издал автобиографическую повесть «Детство». Обратим внимание на одного из персонажей произведения, а именно на Наталью Савишину, прислугу в доме Николеньки.
Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась Некрасовым на закате его жизни. Автор не успел завершить свой труд, но и в том виде, в котором поэма дошла до читателей, она поражает величием своего замысла. Читателю открывается жизнь пореформенной Руси во всех сферах – крестьянской, помещичьей, духовной. Стремление Некрасова как можно полнее изобразить уклад хорошо известной ему крестьянской жизни и определил художественное своеобразие «Кому на Руси жить хорошо».
Работа над поэмой продолжалась около 14 лет – и неудивительно, ведь Некрасову пришлось обработать огромное количество материала. В 1860-е годы население России находилось как раз в так называемом «эпопейном» состоянии – переломным моментом послужила отмена крепостного права. Старые традиции ломались и отходили в прошлое, а новое еще не успело возникнуть. И для того, чтобы изобразить это время во всей его полноте, требовалась смелость гения, который, по словам критика Белинского, видел в поэме «подвиг целой жизни своей».
Самое главное, что показывает в своей поэме Некрасов – это идейное своеобразие того времени. Несмотря на то, что отмена крепостного права была долгожданным событием, она не могла осуществиться в один момент. Зажиточная часть населения – помещики, духовенство, болезненно относилась к потере своих доходов и своей власти. Крестьяне же перед лицом перемен оказались растеряны. Кто-то из них стремился вернуться к старому, рабскому, но зато привычному укладу жизни, а большинство осталось столь же бесправным, как и до реформы. Русь представляла собою огромное взволнованное море, и Некрасову требовалось изобразить эту картину.
Для реализации своего замысла автор выбирает жанр поэмы-эпопеи, в которой проявляются как философские, так и социальные черты – и в этом тоже состоит особенность поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Жанр произведения определил сюжет и композицию поэмы. Традиционная для эпопеи форма путешествия оказалась очень удобной для Некрасова, потому что с ее помощью он сумел провести читателя по всей России. Художественное пространство поэмы расширялось автором практически безгранично – помимо навещенных странниками деревень в произведение вводятся рассказы персонажей о Питере, Астрахани, Киеве. Туда крестьяне ездили на заработки. Временное пространство также не ограничено изображением исключительно пореформенной Руси. Дед Савелий вспоминает русско-турецкую войну 1828 г., поп рассказывает мужиками о временах старообрядцев. Упоминаются разные исторические и полуисторические персонажи – Иван Сусанин, фельдмаршал Блюхер, разбойник Кудеяр. Так время и пространство в поэме становятся всеобъемлющими, позволяя показать Русь не в одну из минут ее жизни, а в широком временном срезе.
Еще одной особенностью поэмы становится ее фрагментарность. Семь странников объединяют между собою разрозненные части произведения, но их линия в поэме не главная. Здесь звучит масса голосов, перед читателем проходит не один десяток лиц. Каждый эпизод мог бы послужить сюжетом для отдельного текста, но все вместе они складываются в полную картину русской жизни.
Помимо жанрового своеобразия произведения, нельзя забывать и о специфике поэтики. Она также соотносится с жанром эпопеи: стремясь воссоздать неповторимую атмосферу крестьянской жизни, Некрасов опирается в основном на фольклорные мотивы. Отсюда вытекают особенности стиля поэмы – это причудливое сочетание литературной, разговорной речи и фольклорных элементов. Среди художественных средств, использованных в поэме, можно выделить большое количество эпитетов и сравнений, характерных для народного поэтического творчества. Также Некрасов вплетает в текст поэмы, как в прямом, так и в художественно трансформированном виде, отрывки из песенного фольклора – свадебные и похоронные песни, использует сюжеты былин и народных легенд, вводит в текст около семидесяти пословиц и загадок.
Связь поэмы с фольклором не ограничивается использованием в ней фольклорных элементов. Некрасов изменяет всю ритмическую организацию стиха. Свободный и гибкий язык поэмы, с легкостью включающий в себя весь диапазон народной речи – от задорных шуток до причитаний, назван исследователями «гениальной находкой Некрасова». Проведя огромную исследовательскую работу, автор смог использовать в речи поэмы особенности отдельных народных говоров: большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов, изменение окончаний слов на диалектные, напевность и мягкость народной речи. Нельзя забывать также и о специфическом народном юморе, которым так богата поэма.
Можно сделать вывод, что в «Кому на Руси жить хорошо» художественные особенности определены замыслом поэмы и не могут рассматриваться отдельно от него. Благодаря своему огромному таланту, а также кропотливой и длительной работе с материалом Некрасов сумел справиться с поставленной перед собой задачей и создал целостную картину пореформенной Руси.
Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Некрасов на протяжении всего творчества затрагивал проблемы общества, связанные с несправедливым положением крестьян. Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо» отличается от работ, которые он писал ранее. Это связано с тем, что произведение является итогом его литературного пути.
Замысел поэмы
Некрасов трудится над своим детищем 14 лет. Многие исследователи его творчества утверждают, что поэма так и осталась недописанной, потому что поэт не успел ее закончить, так как ушел из жизни.
Чтобы создать цельную картину пореформенной России, писателю пришлось переработать много материала, но в конечном итоге ему это удалось. Перед читателем предстает Русь после отмены крепостного права. Все старые устои сломлены, на их место должны прийти новые, но они попросту еще не успели возникнуть. Чтобы изобразить свою страну на перепутье, нужно было обладать силой и смелостью. К счастью, оказалось, что Некрасов наделен этими двумя чертами.
Главное, что он хотел показать в произведении — идейно-художественное своеобразие. Это отмена крепостного права, которая не произошла в один день. В поэме читатель наблюдает за последствиями этого решения, как оно отражается на различных слоях общества — обычных крестьянах, духовенстве, помещиках, дворянах.
Люди, которые имели власть, потеряли ее, а те, у кого появилась возможность заявить права, не знали, что с этим делать. Перед писателем предстала волнующая картина, которую нужно было достоверно изобразить.
Жанр произведения
Наиболее подходящим для воплощения замысла оказался жанр поэмы-эпопеи. Это уникальное жанровое своеобразие расцвело только в творчестве Некрасова. Оно воплощает лучшие черты от обычной стихотворной поэмы и эпопеи, описывающей судьбу целого народа:
В повествовании встречаются не только большие города, но и села. С помощью этого приема художественное пространство поэмы раскидывается далеко за пределы одного населения. Что касается времени, то в поэме изображается только пореформенная Россия. Но каждый из героев имеет свою судьбу, о которой он и рассказывает. Это позволяет увидеть страну задолго до отмены крепостного права.
Время и пространство становятся практически безграничными. Это позволяет увидеть Русь в широком временном срезе, а не в одном дне.
Композиция и язык
Когда поэма появилась в свете, то многие критики обратили внимание именно на композицию. Она необычна, поэтому то, в чем состоит своеобразие композиции этого произведения, стало предметом исследования многих ученых.
Сразу бросается фрагментарность «Кому на Руси жить хорошо». Все события, которые, если приглядеться, никак не связаны между собой, объединяются семью странниками. Создается впечатление, что главы не закончены, и это тоже Некрасов рисует намеренно. В этом состоит идейное своеобразие композиции
Странники — это символ дороги. Именно он является объединяющим для каждой части поэмы. По отдельности читатель видит, какая история судьбы складывается у кого-то из героев. Эта судьба могла бы стать отдельным сюжетом для романа или песни, но все вместе эти истории создают видение русского народа, каков его путь от рабства к свободе. Лишь в последней главе появляется Гриша Добросклонов — народный заступник. Его голос в поэме стремится дать волю всем людям, кто в ней нуждается.
Язык поэмы стилизован под фольклор. Некрасов совмещает несколько типов речей: бытовую, сказовую и поэтическую. Ему также удается внести в нее оценочный элемент. С помощью этого каждый из читателей видит авторскую точку зрения и его позицию. Стилистически произведение выстроено стройно, потому что все задачи, поставленные писателем, достигаются. Особенности языка в «Кому на Руси жить хорошо»:
За всеми этими характеристиками не стоит забывать, что текст Некрасова является именно авторским. Это происходит, потому что пересказать текст своими словами, добавляя что-то от себя, не получится.
Поэт создал уникальный сюжет, его мастерство позволило тонко вплести фольклорные черты, но текст произведения принято считать индивидуально-авторским.
Художественные особенности поэмы
В тексте встречается большое количество эпитетов и метафор, которые характерны для народного поэтического творчества. В полотно поэмы вплетены, как нити, отрывки из фольклорных песен свадебного и траурного характера.
Для повествования Некрасов пользуется средствами поэтики: текстами народных легенд, былинами, пословицами и поговорками, все это вписано в сюжет «Кому на Руси жить хорошо». Художественные особенности, которые встречаются в этой поэме оригинальны, это отмечает не один исследователь творчества Некрасова.
В повествовании читатель встречается с красочными описаниями народных праздников, сцены, в которых видит крестьян и их помещиков, хороводы, песни, пейзаж. Все наполнено настоящей русской душой и переплетается, создавая удивительное многоголосье в поэме.
Несмотря на все плюсы, исследователи отмечают и некоторую противоречивость в произведении. Хотя другие называют это достоинствами. Дело в том, что представители одного и того же сословия у Некрасова могут быть как положительными, так и отрицательными персонажами. С одной стороны, читатель видит крестьянский труд, труженика, который всеми способами пытается прокормить семью, а с другой, видит пьяницу, пропивающего последние гроши.
Это касается и духовности. Мораль у Некрасова тоже имеет несколько сторон. Наравне с изображением поисков правды встречается и полная неграмотность и невежественность со стороны второстепенных героев произведения. Автору удается заключить и охарактеризовать все несовместимое так, что это выглядит органично.
Своеобразие и особенности поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
История написания
Это одна из последних поэм Н. А. Некрасова. Ее создание происходило при уже очень серьезной болезни писателя — у него был диагностирован рак. Именно по этой причине произведение не окончено. Его по частичкам собрали родные автора и расставили все эпизоды в произвольном порядке, едва понимая, каково идейное изображение, особенности языка, противоречивость героев, жанровую композицию, как автор пытался обрисовать и охарактеризовать пейзаж, не понимая, в чем состоит своеобразие композиции этого произведения и как Некрасов умело пользуется эпитетами, создавая свою поэму, уже будучи сломленным смертельным заболеванием.
Писатель умирал в мучениях и все-таки ответил на вопрос, кому на Руси жить хорошо. Счастливцем был непосредственно поэт, поскольку преданно служил интересам обычных людей. Именно это поддерживало Некрасова в борьбе со смертельным заболеванием. Так, история произведения начинается вначале 60-х гг. XIX столетия, приблизительно в 1862 г. (крепостничество было отменено в 1861 г.), а первая глава написана в 1864 г.
Поэма издавалась фрагментами. Пролог опубликовали в январе в газете «Современник» в 1865 г. Через время выходят и остальные части. Все это время мастерство писателя беспощадно критиковалось и подвергалась цензуре. В 70-х гг. Некрасов пишет основные главы произведения: «Пир на весь мир», «Крестьянка», «Последыш».
Он хотел описать намного больше, однако из-за быстрого развития заболевания не смог. Он был убежден, что такой святой человек, как Добросклонов, поможет Родине, которая погрязла в несправедливости и бедности. Невзирая на жесткие нападки критиков, он отстаивал свое правое дело до самой кончины.
Жанровая направленность
Описывая художественные особенности «Кому на Руси жить хорошо?», нужно отметить, что Некрасов называл произведение «эпопеей жизни обычных крестьян», и это была точная формулировка: жанр произведения — эпическая поэма.
В основе этого сочинения не один род литературы, а несколько — это эпическая и лирическая составляющая:
Направление поэмы — реализм. Но писатель значительно увеличил эти границы, добавляя фольклорные и мистические элементы. Некрасов выбрал для произведения форму путешествия в качестве метафоры поиска смысла жизни, который пытается понять каждый читатель. Сюжет большинство биографов писателя сравнили со строением народного эпоса.
Структура поэмы
Николай Алексеевич дописывал поэму в ужасных муках, но все равно не смог завершить ее. Этим обусловлена беспорядочная композиция и большое количество ответвлений от сюжетной линии, поскольку книга восстанавливалась по черновикам его родными. Некрасов в последние дни уже не мог четко соблюдать изначальную концепцию своего шедевра.
Так, композиция сравнима только лишь с народным эпосом, она вырабатывалась вследствие творческого пути, а не заимствования какого-то знаменитого произведения:
Краткое содержание
Семеро мужиков встретились на дороге и начали спорить, кому на Руси жить хорошо. Смысл произведения заключается в том, что они пытаются отыскать ответ на вопрос в пути, общаясь с людьми различных сословий. Так, главные персонажи пошли погулять, чтобы разрешить спор, но только переругались между собой и затеяли драку.
Ночью в лесу во время битвы у птички из гнезда выпадает птенец, и один из мужиков подбирает малыша. Собеседники сели возле костра и стали мечтать, чтобы у них также выросли крылья, и они обзавелись всем, что требуется для своего похода в поисках истины.
Птица пеночка была волшебной и в качестве вознаграждения за птенца поведала, как отыскать скатерть-самобранку, именно она обеспечит людей одеждой и пищей. Мужики нашли ее и устроили праздник, а во время его они поклялись отыскать ответ на вопрос вместе, но пока ни с кем из родственников не встречаться и домой не идти.
По пути они встретили крестьянку, священника, нищих, циркового Петрушку, надорвавшегося работника, дворянина Гаврилу, божьего странника Ляпушкина, честного человека Ермолу Гирина, сумасшедшего Последыша, но никто из этих людей не был счастливым.
Со всеми из них связывается полная история страданий. Основная цель похода достигается только тогда, когда путешественники встретили семинариста Гришу Добросклонова, он был счастлив собственным самозабвенным служением отчизне. Добрыми песнями он пытается вселить в людей надежду, этим и завершается произведение. Писатель пытался продолжить поэму, но не смог и дал его персонажам возможность обрести веру в будущее страны.
Описание персонажей
О героях произведения можно уверенно сказать, что это законченная система образов, упорядочивающая и структурирующая поэму. К примеру, в книге подчеркивается единство семи мужиков. В них нет индивидуальности, характера, а выражены общие черты народного сознания.
Описание главных героев:
Главные герои в произведении многообразны и помогают полностью описать картинку быта и нравов той эпохи.
Тематика и проблематика
Главная тематика поэмы — свобода, которая столкнулась с проблемой того, что бывший крепостной не знает, что с этим делать и как адаптироваться к другим реальностям жизни.
Также писатель поднимает и другие проблемы:
Мораль поэмы состоит в том, что нужно работать во благо отчизны, не ругать страну, а помогать ей делом, поскольку словом помыкать очень просто, а по-настоящему что-то поменять сможет совершенно не каждый человек. Добросклонов песнями хотел объединить и сплотить общество, чтобы люди плечом к плечу могли встретить грядущие перемены.