В чем заключается своеобразие реализма
Что такое реализм?
Черты реализма
Исторически конкретное общество, события, эпоха
Жизнь показана наиболее приближенной к реальности
Реализм показывает влияние общества на духовный мир человека, формирование его характера
Типизация характера: создание типических характеров в типической остановке
Характеры и обстоятельства взаимодействуют друг с другом: характер не просто обусловлен обстоятельствами, но и сам оказывает на них воздействие
В произведениях реализма представлены глубокие конфликты. Жизнь отражается в драматических столкновениях
Действительность рассматривается в развитии. Реализм изображает не только уже сложившиеся формы социальных отношений и типы характеров, но и обнаруживает зарождающиеся
Реализм в литературе
Во Франции основы романтизма заложили романы Стендаля, Оноре де Бальзака, Гюстава Флобера. В Великобритании представителями реализма стали Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей и другие. В основном писатели-реалисты обличали свои произведения в формы очерков, романов, рассказов и повестей.
Само понятие «реализм» ввел русский литературный критик Павел Анненков еще в 1849 году, но общепринятым оно стало только в 1860-е.
Расцвет русского реализма наступил во второй половине XIX века, чему культура обязана А.Н. Островскому, Л.Н.Толстому и другим великим писателям и драматургам.
Уже в 1880-е годы под воздействием натурализма реализм как направление отходит на периферию литературы как в Европе, так и в России.
Реализм в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» считают первым русским реалистическим романом. В нем показана русская жизнь XIX века и особенности этой эпохи. В романе дается характеристика русскому дворянству: описываются их быт, интересы, нравы.
Персонажи романа типические. Личность Евгения Онегина раскрывается с помощью описаний его жизни, прошлого опыта. Очевидно, как его воспитание и петербургская светская жизнь повлияли на его характер и на то, как после он чувствовал себя в деревенской глуши.
Татьяна Ларина в романе также показана в той среде, в которой была воспитана: в деревне, в близости к няне, рядом с простодушными родителями.
Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается также Владимир Ленский и другие герои. Типизация их образов позволяет предсказать, как они будут вести себя в той или иной ситуации.
Критический реализм
В СССР в марксистском литературоведении под термином «критический реализм» понимали художественный метод, предшествующий социалистическому реализму. Это литературное направление сложилось в XIX веке.
Критический реализм, согласно идее марксизма, объясняет, каким образом обстоятельства жизни человека и его психология обусловлены социальной средой. Это проявляется в романах, в частности, Оноре де Бальзака или Джорджа Элиота.
Для обоснования критического реализма в России советские исследователи обращались к произведениям литературных критиков Виссариона Белинского, Николая Чернышевского и Николая Добролюбова.
Для русских критических реалистов (к ним относили Некрасова, Тургенева, Достоевского, Островского и других) было характерно изображение народа, страдающего под гнетом крепостничества и царизма, отмечали советские литературоведы.
Характерные черты критического реализма:
достоверное воспроизведение действительности
особый интерес к социальной тематике
субъективность в работах данного направления
стремление героев к правде и улучшению мира
Социалистический реализм
задача писателя «изображать действительность в ее революционном развитии»
«правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе соцреализма»
искусство должно быть доступно для восприятия широких народных масс, отражения их жизни и интересов
Отклонение от принципов соцреализма в СССР преследовалось: произведения иных направлений не печатались, автора могли исключить из союза писателей или художников, лишив возможности работать. За публикацию «антисоветских» произведений авторов нередко подвергали репрессиям.
Реализм в живописи
Своеобразие становления реализма в русской литературе
Реализм представляет собой направление в литературе и искусстве, правдиво и реалистично отображающее типичные черты действительности, в котором отсутствуют различные искажения и преувеличения. Данное направление следовало за романтизмом, и было предшественником символизма.
Это направление зародилось 30-х годах 19 века и достигло своего расцвета к его середине. Его последователи резко отрицали использование в литературных произведениях каких-либо изощренных приемов, мистических веяний и идеализации персонажей. Основной признак данного направления в литературе — художественное отображение реальной жизни с помощью обычных и хорошо знакомых читателей образов, которые для них являются частью их повседневной жизни (родственники, соседи или знакомые).
(Алексей Яковлевич Волосков «За чайным столом»)
Произведения писателей-реалистов отличаются жизнеутверждающим началом, даже если их сюжет характеризуется трагическим конфликтом. Одной из главных особенностей данного жанра является попытка авторов рассмотреть окружающую действительность в её развитии, обнаружить и описать новые психологические, общественные и социальные отношения.
Пришедший на смену романтизму, реализм имеет характерные признаки искусства, стремящегося найти правду и справедливость, желающего изменить мир в лучшую сторону. Главные герои в произведениях авторов-реалистов совершают свои открытия и умозаключения, после долгих раздумий и проведения глубокого самоанализа.
(Журавлев Фирс Сергеевич «Перед венцом»)
Критический реализм практически одновременно развивается в России и Европе (примерно 30-40-е года 19 столетия) и скоро выступает как ведущее направление в литературе и искусстве во всем мире.
Во Франции литературный реализм, прежде всего, связан с именами Бальзака и Стендаля, в России с Пушкиным и Гоголем, в Германии с именами Гейне и Бюхнера. Все они переживают в своем литературном творчестве неизбежное влияние романтизма, но постепенно отдаляются от него, отказываются от идеализации действительности и переходят к изображению более широкого социального фона, где и протекает жизнь главных героев.
Исторические предпосылки
После 1830 года произошло изменение духовного климата во многих странах Европы. Романтические мечты об идеальном мире сменились верой в торжество разума, способствующее развитию науки и технического прогресса. В мышлении людей возникают идеи позитивизма, направленные на сбор доказанных фактов для их дальнейшего анализа. Становление личности рассматривается с точки зрения общественных отношений.
Быстрое развитие науки, в том числе социальной, не могло не отразиться на литературе, которая прониклась духом правдивого отображения действительности, основанном на всем богатстве явлений в обществе и окружающем мире. Разнообразие человеческих типажей давало возможность представителям реализма делать героями своих произведений не только выдающихся личностей, но и «маленького человека».
Для понимания законов развития личности и общества рассматриваются те же принципы, что действуют в природе — механизмы естественного отбора. Когда окончательно сложилась буржуазная система, стало понятно, что каждая личность в ней относится к определенной классовой среде и такое романтическое понятие, как свобода, ограничено социальными рамками, поэтому в реализме даже при использовании психологических приемов романтизма человек вписывается в исторически достоверные жизненные условия.
Происхождение
Знаменитый ирландский драматург и романист Джордж Бернард Шоу (1856-1950), назвавший себя «пуританским реформатором, который использовал драму, чтобы критиковать викторианские институты», видел свою цель в улучшении общества путем создания социальной осведомленности с помощью этических тем и четкой характеристики. Б. Шоу предложил заменить в драме того времени «идеализм» «реализмом», опираясь на концепции норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828-1906), который, по словам Б. Шоу, представил реальную жизнь на сцене и ввел обсуждение в пьесы.
Джордж Бернард Шоу создал комедию идей, в которой сочетал тогдашние моральные проблемы с комическими, ироническими идейно-художественными мотивами и парадоксами. Оригинальность Б. Шоу заключается во введении дискуссии в драматическую игру в духе английской комедии. Персонажи отождествляются с конкретными идеями и социальными институтами, действующие лица – блестящие ораторы, но у них есть только жизнь ума, поскольку им не хватает человеческих чувств.
Этапы развития
Определение и признаки реализма не оставались неизменным, направление прошло несколько этапов развития. Обычно выделяют 3 главных:
Многие искусствоведы находят реалистические черты в отдаленных эпохах. Они обнаруживаются в произведениях, созданных в древности и в эпоху Средневековья, но формирование реализма в качестве художественной системы связано с важнейшими прогрессивными изменениями, произошедшими в эпоху Ренессанса (Возрождения). Впервые новые взгляды на жизнь человека, отвергнувшего церковные постулаты рабской покорности, были отражены в творчестве Ф. Петрарки, У. Шекспира, Ф. Рабле, М. Сервантеса.
После многовекового представления людей сосудами греха и призывов к смирению, искусство Возрождения превозносило личность как венец творения природы. Для этого периода реализма характерно использование масштабных образов и поэтизация способности человека на большие чувства. Излюбленным литературным приемом было противопоставление личности и реакционных сил.
Во время просветительского этапа в западной Европе литература сыграла немаловажную роль в возникновении готовности общества к буржуазно-демократическим преобразованиям. Просветительский реализм сложился в Европе к XVIII веку. Его представителями можно назвать Д. Дидро во Франции, Д. Дефо в Англии и Г. Лессинга в Германии. В литературе появились образы с демократичными взглядами:
Просветителям было свойственно оценивать общественные явления и поступки людей с точки зрения разумности и неразумности. Положительными героями выступали разумные личности, отрицательными — невежды и варвары. В реализме эпохи Просвещения часто допускалась условность, т. е. обстоятельства, в которые попадал герой литературного произведения, не были типичными. Его действия показывались не со стороны правдоподобия, а как это представлялось писателю.
Просвещение
В начале века, с образованием Министерства народного просвещения, в России впервые создается единая государственная система народного образования. Вся страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых предполагалось иметь университет. Было создано четыре типа учебных заведений. Начальное образование дети получали в одноклассных школах, которые создавались при церковных приходах (отсюда и их название — приходские), а также в двухгодичных уездных училищах (они создавались в уездных городах).
В приходских школах чтению, письму, арифметике и Закону Божию учились, как правило, дети крестьян; в уездных училищах начальное образование получали преимущественно дети купцов, мещан, мелких чиновников. Дворянские дети первоначальное образование обычно получали дома под руководством иностранцев — французов или немцев.
В губернских городах создавались средние учебные заведения — гимназии с четырехлетним сроком обучения — для детей дворян и чиновников. Окончание гимназии давало право поступления в высшие учебные заведения — университеты.
Кроме действовавшего с 1755 г. Московского, в первой четверти XIX в. были открыты Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский и Петербургский университеты. По уровню даваемых Знаний близко к университетам стояли лицеи — Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле.
Это были привилегированные учебные заведения, предназначенные исключительно для детей дворян, готовившие молодых людей к государственной службе.
Однако во второй четверти XIX в. по новому уставу учебных заведений каждый тип школы становился сословно обособленным. Так, приходские одноклассные школы предназначались для детей «самых низших состояний», трехклассные уездные училища — для детей «купцов, ремесленников и других городских обывателей». Для детей дворян, чиновников, крупных купцов были предназначены семилетние гимназии, окончание которых давало право поступления в университеты и другие высшие учебные заведения.
Формирование критического направления
К началу XIX века в истории Европы и России сложились такие условия, что авторам хотелось уже не только показывать высокие идеалы и просвещать мир, но и понять процессы, происходящие в действительности. Критический реализм значительно отличается от ренессансного и просветительского. Его формирование и начало развития связано с писателями:
Для критического реализма характерен новый взгляд на взаимоотношения между человеком и окружающей средой. Раскрытие характеров происходит на фоне социальных обстоятельств, при этом глубоко анализируется внутренний мир личности, что наделяет реалистические творения психологическими чертами.
Критический реализм как литературное направление сформировался практически одновременно в России и зарубежных странах между 20-ми и 40-ми годами XIX столетия и постепенно стал ведущим направлением мировой литературы.
Неореализм в литературе
Новые философско-эстетические и бытовые реалии рубежа XIX–XX веков поспособствовали видоизменению направления. Реализованное в два раза, это видоизменение приобрело название неореализм, которое обрело популярность в период XX века.
Неореализм
Неореализм в литературе состоит из многообразия течений, так как его представители имели различных художественный подход к изображению реальности, включающий в себя характерные черты реалистичного направления. В его основе лежит обращение к традициям классического реализма XIX века, а также к проблемам в социальной нравственной, философской и эстетической сферах действительности. Хорошим примером, содержащим в себе все эти черты, является произведение Г.Н. Владимова «Генерал и его армия», написанное в 1994 году.
Историзм и правдивость
Основой мировоззрения и художественным методом писателей-реалистов стал историзм. В прошлом они искали ответы на актуальные вопросы настоящего времени и осмысливали будущее воздействие современных событий на дальнейшее историческое развитие.
Критическое изображение действительности отразилось в правдивом описании жизненных условий, особенно их отрицательных проявлений и недостатков существующего мироустройства. Однако авторы не рассматривают действительность как бы в разрезе реальности, а показывают свое видение ее. Достоверность и точность в описании деталей иногда превалируют настолько, что по ним можно изучать эпоху, во время которой происходит действие реалистичного произведения.
Реализму не чужды и оптимистические идеалы — мечты о светлом будущем своей страны, сочувствие к представителям простого народа, вера в появление положительного героя и разум человека, поэтому в современном литературоведении понятие «критический реализм», введенное Н. Г. Чернышевским, заменяют на «классический реализм».
Личность и общество
Типичность характеров и обстоятельств выражается в достоверном описании социальной среды, в которой они появились и сформировались, но в то же время акцент делается на своеобразии героев. Изображаются и типичные общественные конфликты — лишнего человека или людей, опередивших свое время, и социума.
Взаимоотношения между личностью и обществом становятся основной темой реализма. Как правило, героями произведений реалистической литературы становятся незаурядные личности, не вписывающиеся в свое окружение и не удовлетворенные жизнью, но способные бросить вызов общественным устоям. Это не пафосные герои романтизма, а узнаваемые читателями их современники.
Личностные характеристики персонажей приобретают все большую глубину и многогранность. Описание их образа жизни и поступков, речь и мысли — все это служит для отображения внутреннего мира и переживаний героев. Реализм дает больше возможностей писателям для создания образов, обладающих сложной и противоречивой структурой личности. В то же время представители реализма неоднозначно относятся к своим персонажам, т. е. не показывают их исключительно как положительных или отрицательных.
Основными жанрами реализма сначала были рассказ, повесть и роман, но постепенно рамки расширились и появилось жанровое разнообразие, отразившееся в произведениях разных направленностей — лирических, сатирических, драматургических и других. Образность и точность литературного языка обогатилась элементами разговорной речи, а настоящая действительность могла изображаться с помощью вымысла и фантастики.
Изобразительное искусство
В изобразительном искусстве в первой половине XIX в. также происходит последовательная смена трех основных направлений: классицизм постепенно сменяется романтизмом, а затем уступает место реализму. Крупнейшими представителями классицизма были архитекторы А. Воронихин (Казанский собор в Петербурге), А. Захаров (Адмиралтейство), К. Росси (ансамбль Дворцовой площади и др.), О. Бове (ансамбль Театральной площади и Манеж в Москве), скульптор И. Мартос (памятник Минину и Пожарскому в Москве). Все эти памятники русского классицизма по праву входят в число мировых шедевров.
Казанский собор в Петербурге. Архитектор А. Н. Воронихин
Большой театр. Литография с оригинала И. Вивьена
Карл Павлович Брюллов
Хотя в первой половине XIX в. официальным стилем живописи продолжал оставаться классицизм, выражавшийся в преобладании религиозной и мифологической тематики, в портретах О. Кипренского и В. Тропинина, в живописи К. Брюллова, А. Иванова преобладает романтическая теплота и мягкость. Подлинным шедевром русской романтической живописи стало полотно Брюллова «Последний день Помпеи». Кисти О. Кипренского принадлежит лучший прижизненный портрет А. Пушкина. Написанный с натуры в 1827 г. по заказу А. Дельвига, лицейского товарища Пушкина, портрет этот не только исторически конкретен, но в нем чувствуется стремление художника дать собирательный образ идеальной творческой личности. Не случайно сам Пушкин, увидев этот портрет законченным, заметил:
Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит.
Александр Сергеевич Пушкин. Худ. О. Кипренский
Бытовые сельские идиллические картины А. Венецианова («На пашне», «Утро помещицы») стали шагом к развитию реалистической живописи, которую представлял П. Федотов («Свежий кавалер», «Сватовство майора»).
Представители реализма в России
По мнению литературоведов, основоположником реализма в России стал А. С. Пушкин, а первым произведением этого направления — роман в стихах «Евгений Онегин», где поэт сумел передать русский дух и по-новому изобразил героя. В повести «Станционный смотритель» впервые затронута проблема «маленького человека», обладающего потенциалом, обусловившим национальный характер. Самое полное отражение в повести «Капитанская дочка» получил историзм Пушкина. В ней автор:
Бытовые и философские сцены изобразил в свои баснях и сказках И. А. Крылов. В живых сценках, написанных им, отразились сословные и человеческие отношения того времени и сатирический взгляд на них автора. А. С. Грибоедов через описание типических характеров и обстоятельств выразил идеи, волновавшие образованное общество, в комедии «Горе от ума». Ее главный герой Александр Чацкий — предвестник появления в обществе лишних людей, которые не имеют возможности реализовать свои таланты в условиях николаевской России.
Достойным преемником Пушкина стал М. Ю. Лермонтов с созданным им образом Печорина в романе «Герой нашего времени». В судьбе этого персонажа автор отражает судьбы своих ровесников, но в отличие от Пушкина он делает это не через действия, а описывая внутренние метания героя.
Натуральная школа
В 40-х годах XIX века появился ряд писателей, творчеству которых было присуще неприятие социальной несправедливости, обличительная направленность, повышенное внимание к будничности. Представитель этой школы Н. В. Гоголь был убежден, что красоту жизни можно передать, только отрицая безобразную действительность. Писатель исследует бытовую основу жизни, и через ее черты показывает возникшие из нездоровой социальной среды ущербные характеры, твердо уверенные в своих достоинствах и праве.
Со второй половины XIX века начался качественно новый этап развития реализма. Авторы не только критически осмысливают действительность, но и ставят перед собой цель отыскать способы ее улучшения. К представителям подхода можно отнести Тургенева, Н. С. Лескова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова. Их творчеству свойственны тонкие психологические размышления и обширные философские обобщения.
Начало XX века
Особенности литературы начала XX столетия ярко заметны в романах А. И. Куприна и И. А. Бунина, создавших правдивую картину России. Они затрагивают такие аспекты, как преемственность поколений и историческое наследие, тему особенностей национальной истории, описывают русский характер и сравнивают гармоничный мир природы с жестоким миром общественных отношений.
В первом десятилетии XX века в связи с потребностью отразить процессы, происходящие в России, появилось особое течение — неореализм или обновленный реализм. Для него характерно желание возврата к народным деревенским ценностям и естественному ходу бытия, который способен обновить жизнь.
Советское время
Во времена социалистического реализма, характерного для советского периода, литература отличалась партийностью и изображением революционного развития действительности, в производственных романах пропагандировалась героика социалистического строительства.
Немало писателей, творивших в условиях цензуры, сохраняли внутреннюю свободу и применяли иносказательные методы в своих произведениях, например, писали антиутопии. Зачастую у них не было возможности печататься и их судьбы сложились трагично. Оттепель открыла миру поэтов-шестидесятников, а молодые писатели раскрывали тему важности сохранения человеческой души в условиях внутренней несвободы.
Для новейшей русской литературы характерны, с одной стороны, возврат к традициям русского классического реализма, а с другой — огромное разнообразие тем, стилей и жанров.
Основные жанры
В любом из направлений литературы, в том числе и в реалистичном, складывается определенная система жанров. Особое влияние на ее развитие оказали именно прозаические жанры реализма, вследствие того, что больше остальных подходили для более правильного художественного описания новых реалий, их отражения в литературе. Произведения этого направления подразделяется на следующие жанры.