В чем заключается важность огня в жизни человека
Значение огня в жизни человека
В чем заключается значение огня в жизни человека, Вы узнаете из этой статьи.
Значение огня в жизни человека
Огонь уже настолько вошел в нашу жизнь, что мы не представляем себя без него. А вот если задуматься, так глобально, то что нам дает огонь?
При помощью огня человек сможет согреться морозной зимой, или холодной ночью. Обогрев дома, жилища, какое бы оно не было – будь то пещера, чум или дом с печкой, всегда выполнялся при помощью огня. Трубы отопления, электро-обогрев, батареи, — это блага нашей цивилизации. А вот в каменном веке значение огня в жизни древнейших людей было неоцененным. Ведь он спасал жизни, давая тепло и отпугивая врагов.
2. Огонь — это сухая одежда
Будучи в тесной гармонии с природой, человек много своего свободного времени проводит под открытым небом. Если вдруг, польет дождь, тогда, логично, что одежда промокнет. Также контакт с водной средой, а именно озёрами, реками, морями, тоже может сделать нашу одежду мокрой. Остаться в такой одежде чревато простудой, причём очень сильной. Просушить одежду можно и на ветре, если на улице летняя пора или же при помощи огня, что более вероятно.
3. Огонь – это приготовленная пища
Сможете ли Вы, преодолев себя, съесть сырую или живую рыбу? А сырую птицу, например куропатку или курицу? Может и придётся скушать что-то в сыром виде в том случаи, если у Вас не будет огня. Поэтому он обеспечивает наличие вкусной еды.
4. Огонь – это свет
Помимо всего прочего огонь можно использовать как источник освещения в темноте.
5. Огонь – это надежная защита от хищников
Сложно представить животное, которое не боялось бы огня, особенно если взять горящую ветку и сунуть ее прямо в лицо зверю. Как правило, бегство будет моментальным.
6. Огонь – это сигнализатор
На протяжении истории человечества огонь часто использовался в качестве средства коммуникации. В темноте огонь видно вдали на несколько километров, а дым от огня виден далеко в светлое время суток. Было принято зажигать сигнальные огни, если нападал враг.
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали какое значение имеет огонь для человека.
Роль огня в жизни первобытного человека
Полтора миллиона лет назад человек смог подчинить себе огонь. Древний человек смог создать себя освещение, теплый дом, вкусную еду и защиту от хищников.
После длительного использования естественного огня, у человека появилась необходимость самостоятельной добычи этого ресурса, ведь природный огонь был доступен не всегда.
Трение являлось еще одним способом добычи огня. Люди быстро вращали между ладонями сухие ветви и палки, вставленные в древесное отверстие. Таким способом добычи пламени пользовались у народов Австралии, Океании, Индонезии, в племенах кукукуку и мбовамбов.
Таким образом огонь сыграл главенствующую роль в развитии человечества. Помимо того, что он стал источником света, тепла и защитой, также он отразился и на интеллектуальном развитии древних людей.
Роль огня в жизни современного человека
Свойства и значение огня
Разделы: Физика
Актуальность темы. Без огня невозможна жизнь на Земле. Мы видим огонь каждый день – плита, костер, печка и т.д. Он всюду – в домах и школах, на заводах и фабриках, в двигателях космических кораблей. Вечный Огонь горит на площади Славы, в храмах всегда горят свечи …
Все лето по телевизору показывали лесные пожары. Сгорело безвозвратно большое количество деревьев, которые давали нам воздух. Могли бы стать интересными книгами и нашими школьными тетрадями. Погибли животные. Сгорели целые деревни, люди остались без жилищ.
Интересный и загадочный этот огонь!
Для детей о пожарах и мерах безопасности написано достаточно много книг, в том числе литературных произведений (“Дядя степа” С. Михалкова, “Путаница” К. Чуковского, “Кошкин дом” С. Маршака и т.д.). Но такие источники, в которых описываются подробно и свойства огня, и его польза встречаются редко. Наша работа – это попытка восполнить такой пробел.
Цель работы: Исследование значения огня для человека.
Задачи. В этой работе мы изучаем свойства огня и отвечаем на вопрос: Что такое огонь? Также разбираемся, как эти свойства используют люди. Каким образом и почему огонь может помочь и навредить людям? (Приложение 1).
Мы использовали справочную литературу: словарь, энциклопедию, некоторые книги для взрослых, и информацию из сети Интернет.
1. Что такое огонь? Основные свойства огня
В детской энциклопедии есть такое определение огня и горения: “это химическая реакция, в которой одно из веществ настолько нагревается, что соединяется с кислородом воздуха”. [1, С.105] В толковом словаре русского языка читаем: “Огонь – горящие светящиеся газы высокой температуры” [3, С. 379]. После прочтения этой информации, автор данной работы так и не понял, что же такое огонь и решил дать такое ему определение, которое было бы понятно ученикам начальной школы. Для этого нужно выявить основные его свойства.
Основные свойства огня изучаем при помощи методов эксперимента (опытов) и наблюдения. Проделаем несколько опытов.
Примечание. Все опыты проводились в присутствии и с помощью взрослых, при этом были соблюдены правила безопасности: использовали негорящую поверхность (стеклянную доску) и приготовили кувшин с водой.
Опыт № 1. В темное время суток выключили в комнате свет. Стало темно, ничего не видно. Зажгли свечу, стали видны очертания предметов и людей.
Вывод: 1 свойство: Огонь излучает свет! (См.: Приложение, слайд 4)
Даже небольшое пламя свечи может освещать комнату. Вот почему в запасе у мамы всегда есть свечи – на случай отключения электричества.
Опыт № 2. Очень осторожно попробуем поднести руку к пламени свечи. На расстоянии 20 см становится очень тепло, ниже – из-за жжения опустить руку нельзя.
Вывод: 2 свойство: Огонь выделяет много тепла! (См.: Приложение, слайд 5).
Опыт № 3. Накроем горящую свечу стеклянной банкой. Через несколько секунд пламя гаснет. То же происходит и с газовой конфоркой. Для достоверности мы повторили опыт 3 раза. Результат всегда один – пламя прекращает гореть.
Вывод: 3 свойство: для того, чтобы огонь горел, нужен воздух, а точнее кислород, который он содержит. (См.: Приложение, слайд 6).
Итак, мы выяснили главные свойства огня и уже можем ответить на вопрос: что такое огонь?
Огонь – это такой процесс, при котором поглощается кислород и выделяется свет и тепло.
Продолжим изучение свойств огня.
1) Наблюдаем за пламенем свечи. Форма спокойного пламени, заостренная кверху похожа на конус. Если потихоньку подуть на пламя свечи, то форма меняется, оно отклоняется от потока воздуха. То же происходит, если поднести свечу к приоткрытому окну.
Вывод: форму пламени можно изменить при помощи потока воздуха. Это свойство используют при разжигании костра. (См.: Приложение, слайды 9,10,11).
2) Рассмотрим цвет пламени. Цвет не везде одинаков, пламя имеет слои: самый нижний слой голубоватого оттенка, затем светло-желтый слой, после него – самый верхний красновато-оранжевый. (См.: Приложение, слайд 13).
Но это еще не все о цвете.
Выводы: 1. Разные вещества и материалы горят с разным цветом пламени. Так вот как получается такой красивый фейерверк! 2. Значит можно определить, неизвестное вещество по цвету пламени, надо только поджечь (как один из способов).
Значит, температура в разных слоях пламени различная. Это подтверждается и опытом с поднесением к пламени руки. Мы помним, что сверху можно поднести руку только на 20 см. Если поднести палец к нижней части пламени, тепло чувствуется только на расстоянии 1 см.
Вывод: пламя имеет несколько слоев, отличающихся не только по цвету, но и температурой. В нижней части пламя самое холодное, а верхней – самое горячее. (См.: Приложение, слайд 20).
2. Значение огня: польза и вред
И это еще не весь список “добрых” дел огня.
Вывод: Огонь очень нужен людям. Он согревает, кормит и освещает. Современный человек использует огонь постоянно. Невозможно представить себе жизнь без огня.
Но огонь очень опасен! Его всегда нужно контролировать. Он способен и очень навредить. Речь идет о пожарах. Пожар – это когда огонь горит без желания человека и все разрушает.
Большой ущерб нашему государству и населению приносят пожары. Пожар – явление очень страшное, жестокое, враждебное всему живому. (См.: Приложение, слайд 26).
Пожар вреден тем, что: от пожаров гибнут люди и получают сильные ожоги, люди лишаются дома, от пожаров исчезают леса и гибнут все их обитатели: животные, птицы, пожар может уничтожить все, что человек создавал своим трудом.
Немного статистики. Только представьте, что ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров! Каждый час в огне погибает один человек, два получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший – ребенок.
Как они возникают? Из-за неосторожного обращения с огнем, недобросовестного отношения к мерам безопасности.
О пожарах, о бедах, которые приносит огонь написано много книг. В том числе детских. Почему же для детей написано много книг о пожарах? Мы думаем, что потому что пожары очень часто возникают по вине детей.
Хотим напомнить всем ребятам:
— Никогда не играйте с огнем!
— Разжигать огонь можно только в присутствии взрослых и под их присмотром.
— В местах разведения костров, другого использования огня должны быть под рукой средства тушения.
— Нельзя оставлять огонь без присмотра.
— Когда огонь уже не нужен, он должен быть хорошо потушен.
Таким образом, в результате проведенной работы мы дали понятное для детей определение огня: “Огонь – это такой процесс, при котором поглощается кислород и выделяется свет и тепло”.
А также выяснили: Пламя имеет определенную форму, несколько слоев, отличающихся не только по цвету, но и температурой. При этом форму пламени можно изменить при помощи потока воздуха. Знание этих свойств помогает людям использовать огонь более эффективно.
Разные вещества и материалы горят с разным цветом пламени. Значит можно определить, какое-то вещество по цвету пламени, надо только поджечь (как один из способов).
Вообще, огонь очень нужен людям, он согревает, кормит, освещает. Современный человек использует огонь постоянно. Невозможно представить себе жизнь без огня.
Но огонь очень опасен! Его всегда нужно контролировать, нельзя оставлять без присмотра. Он способен и очень навредить. Пожар – явление очень страшное, жестокое, враждебное всему живому.
Конечно, мы исследовали не всё о таком удивительном явлении как огонь. Поэтому в дальнейшем возможно исследовать такие вопросы: как люди научились разжигать огонь, каковы были первые способы? Какие вещества не горят и почему? Как делают фокусы с огнем? Также интересна тема “Огонь и оружие”.
Результаты данной работы можно использовать как вспомогательный материал на занятиях о мире вокруг нас (окружающему миру) в детском саду и начальной школе. Для детей интересующихся огнём такой материал будет полезен, потому что он наглядный и достаточно простой.
Презентация по окружающему миру на тему : «Роль огня в жизни человека».
Описание презентации по отдельным слайдам:
Роль огня в жизни человека
огонь Трудно представить жизнь человека без использования огня. Благодаря ему люди живут в комфортных условиях – в теплых домах, освещённых помещениях, питаются вкусной пищей и ежедневно пользуются предметами, созданными при помощи пламени.
Огонь в жизни первобытного человека 1,5 млн. лет назад человек смог подчинить себе огонь. Древний человек смог создать себе освещение, тёплый дом, вкусную еду и защиту от хищников. Укрощение огня человеком –длинный процесс. По легендам первый огонь, котором смог пользоваться человек, был небесный огонь. Птица Феникс, Прометей, Гефест, жар-птица – они были богами и существами, приносящими людям огонь. Человек обожествлял природные явления – молнию и извержение вулканов. Он добывал огонь, поджигая факелы от других, естественных возгораний. Первые попытки добычи огня дали человеку возможность согреваться в зимнюю пору, освещать территории в ночное время и обороняться от хищных животных. После долгого использования естественного огня, у человека появилась необходимость самостоятельной добычи этого ресурса, ведь природный огонь был доступен не всегда.
СПОСОБЫ ДОБЫЧИ ОГНЯ Первым способом добычи пламени стало высекание искры. Для этого процесса у людей были специальные приспособления из призматических камней, являвшимися огневищами. Человек бил по огневищам шероховатыми ножами, вызывая искру. Позже огонь добывался другим способом – использовали кремень и огниво. Воспламеняющимися искрами поджигали мох и пух. Трение являлось еще одним способом добычи огня. Люди быстро вращали между ладонями сухие ветви и палки, вставленные в древесное отверстие. Позже человек научился добывать огонь сверлением с помощью лучка. Воспламененным очагом можно было пользоваться 15 минут. От него люди поджигали тонкую бересту, сухой мох, паклю и опилки.
Огонь в жизни современного человека Жизнь современного человека невозможно представить без огня. Почти всё, чем пользуются люди основано на огне. Благодаря ему в домах тепло и светло. Человек ежедневно использует энергию огня в быту. Люди готовят, стирают, убирают. Свет, электричество, отопление и газ – всего этого не было бы без маленькой искры. На предприятиях также используется энергия огня. Для того, чтобы изготовить машину, самолет и обычную кастрюлю или вилку, необходим металл. Именно с помощью огня человек добывает его – плавит руду.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Презентацию на тему: «Роль огня в жизни человека » можно использовать на уроках окружающего мира, внеурочных занятиях ПроЭнергия, классных часах, при подготовке творческих проектов как в начальной школе, так и в среднем звене. В презентации рассказывается о том, какое значение имел огонь для древнего человека, имеет для современного человека, о способах добычи огня, о главной роли огня в развитии человека.
Номер материала: ДБ-1490043
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
В России зарегистрировали вакцину от коронавируса для подростков
Время чтения: 1 минута
Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки планирует учредить стипендию для студентов-философов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Огонь в жизни человека»
Татьяна Ратиёва
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Огонь в жизни человека»
Обучающие задачи: сообщать детям элементарные сведения об образе жизни человека в древности (древние люди жили в пещерах, затем научились добывать огонь, строить хижины). Знакомить с мифами, рассказывать о развитии труда человека, об изменении условий его быта. Углублять представления о свойствах и качествах различных материалов. Знакомить детей с социальной действительностью, рассказывать им о правилах пожарной безопасности, рассмотреть ситуации, когда огонь является помощником человека, а когда врагом.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к истории эволюции Земли, к изучению места человека в природном и социальном мире.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Красный петушок по жёрдочке бежит. (Огонь).
— За что же так разгневались боги? Прометей дал людям надежду и похитил для них божественный огонь. Он научил людей искусствам, дал им знания, обучил счёту, чтению и письму, познакомил людей с металлами, научил добывать их из недр земли и обрабатывать. Прометей приручил дикого быка и надел на него ярмо, чтобы люди могли пользоваться его силой, обрабатывая землю. Он построил первый корабль, открыл людям силу лекарств; научил их всему, что делает жизнь легче, радостнее, счастливее. Но это не понравилось Зевсу, за это он и наказал Прометея и приковал его к скале. Жгут Прометея палящие лучи солнца, хлещут дожди и град, проносятся над ним бури, падает снег.
Предложить детям ответить на вопрос: Прав ли был Прометей, когда забрал у всемогущего Зевса огонь и отдал его на землю людям? Почему вы так считаете? Расскажите, каким вам представился Прометей.
— Мы с вами знаем, что не всегда жизнь человека была такой, как сейчас. Вспомните, как жили древние люди. Как появилось первое открытие? Благодаря таким открытиям жизнь людей значительно улучшилась.
— А что же было важным открытием для человека? (ответы)
— Замечательным открытием было овладение огнём. Никто не знает точно, как это произошло, но, наверное, начало было таким.
— Ребята, как вы думаете, каким образом древний человек мог поддержать огонь? (ответы детей).
— Да, вероятнее всего, когда он принёс огонь в свою пещеру, то подложил в него сухие веточки и так стал поддерживать его постоянно.
— Как вы считаете, для чего нужен был огонь в пещере? (ответы).
— Верно, человек получил от огня свет, тепло. На огне можно было готовить пищу. Другие люди взяли из этого костра горящие поленья и тоже разожгли костёр в своей пещере.
— Представьте себе, что мы с вами стали древними людьми. Давайте попробуем, а действительно ли древний человек мог высекать камнями искры и от них зажигать костёр? (проводится экспериментирование).
Человек кормил огонь и огонь кормил человека. Далее показывает детям кусочек кирпича.
— Как вы думаете, почему так необходим огонь для изготовления этих предметов? (ответы).
— К сожалению, огонь может быть и врагом. Хоть огонь и старый друг человека, а следить за ним надо. Дай волю огню, он и дома съест, и лес, а на их месте только чёрный пепел останется. Дети рассказывают правила осторожного обращения с огнём.
Далее дети становятся в хоровод и поют:
Стоит прямо у ворот,
Колесо в руках несёт,
Красно солнышко зовёт.
По святой Руси везёт.
Разгорайся, Солнце красно,
Ты на свете не погасло.
«Живой» огонь горел двенадцать дней, до самых Святок. Считалось, что в эти дни к огню сходятся все двенадцать месяцев года.