В чем заключается важность речевой культуры для духовной жизни общества

Человек спрятан за своими словами: хочешь узнать человека — вслушайся в его речь.

Истинно, великому народу дан и вели­кий язык.

План

1. Значимость речевой культуры для духовной жиз­ни общества.

2. Понятие речевой культуры. Различные подходы к определению понятия «культура речи» в современ­ной лингвистике.

3. Предмет культуры речи как лингвистической дисциплины.

4. Культура языка и культура речи.

5. Типы речевой культуры.

В древнейших религиозно-философских учениях раз­ных народов красоте и правильности речи уделялось особое внимание. Так, Будда определил на пути к исти­не следующие шаги: правильное распознавание, пра­вильное мышление, правильная речь, правильное дей­ствие, правильная жизнь, правильный труд, правиль­ные воспоминания, правильная самодисциплина и пра­вильная концентрация. Случайно ли, что среди первых шагов к постижению истины стоят мышление и речь? Видимо, без соблюдения этих условий немысли­мо осуществление всех следующих шагов.

Христианская религия обожествляет речь. Еванге­лие от Иоанна начинается словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово это было Бог». По разумению апостола, великая мощь Учения Христа жила в Слове, с помощью которого осуществлялись не­обыкновенные деяния. Оставшись без Учителя, Иоанн и другие апостолы проповедовали Учение Божье среди язычников на всех континентах, на всех материках при бешеном сопротивлении власть имущих. Какой же силы и убедительности, мощи и красоты была их речь, если Словом своим они завоевывали целые континенты! И не с тех ли пор человек начал ощущать красоту и пра­вильность речи, этой важнейшей составляющей его ду­ховной жизни?!

Что же такое культура речи? Чтобы дать ответ на этот вопрос, следует, видимо, рассмотреть все точки зрения, существующие в лингвистике по этому поводу, и, проанализировав их, выбрать то определение, кото­рое наиболее емко позволит отразить сущность данного предмета.

Не удивительно, что в науке существует несколько толкований понятия «культура речи». Под культурой речи в современном языкознании понимают:

— учебную дисциплину, предметом которой явля­ется изучение различных типов норм современной языковой системы с целью целесообразного их ис­пользования в речи;

— совокупность всех качеств речи, свидетельству­ющих о коммуникативном ее совершенстве;

— раздел науки о языке, изучающий систему наи­более эффективных вербальных (словесных) средств общения;

— умение правильно говорить и писать;

— способность употреблять языковые средства в соответствии с целями общения;

— раздел филологической науки, изучающий ре­чевую жизнь общества в определенную эпоху и уста­навливающий на научной основе правила пользова­ния языком как основным средством общения лю­дей, орудием формирования и выражения мыслей;

— нормативность речи, ее соответствие требова­ниям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определенный исторический период;

— лингвистическую дисциплину, имеющую сво­им предметом языковую сторону речи в ее коммуни­кативном воздействии.

Как видим, само отношение к термину «культура речи» неоднозначно. Известные лингвисты, занимав­шиеся изучением проблем речевой культуры (В.В. Ви­ноградов, Л.В. Щерба, Г.О. Винокур, Б.Н. Головин, Л.И. Скворцов и др.), уточняли и детализировали и сам термин и подходы к его определению. Так, Г.О. Вино­кур полагал, что «понятие культуры речи можно толко­вать в двояком смысле, в зависимости от того, будем ли мы иметь в виду одну только правильную речь или же умелую и искусную». Таким образом, речь идет о двух уровнях или степенях владения речью. Л.И. Скворцов определяет культуру речи как «владение нормами уст­ного и письменного литературного языка, а также уме­ние использовать выразительные языковые средства в разных условиях в соответствии с целями и содержани­ем речи» и предлагает ввести две ступени освоения ли­тературного языка: низшую, ступень правильности речи, и высшую — ступень владения литературными норма­ми. Он полагает, что знание законов, существующих в языковой системе и определяющих произношение отдель­ных звуков и их сочетаний, образование слов с тем или иным значением, составление фраз и создание логически и структурно грамотных текстов, то есть речевых выс­казываний, — это, несомненно, речевая правильность, то есть культура речи. А умение выразить свою мысль в устной и письменной форме наиболее ярко, эмоциональ­но и в соответствии с замыслом — это искусство речи.

Как видим, в свои определения авторы вкладывают то, что, прежде всего, привлекает внимание исследова­теля: роль и место культуры речи в системе лингвис­тических знаний (раздел науки о языке, лингвисти­ческая дисциплина, раздел филологической науки), место в процессе обучения (учебная дисциплина, пред­мет), отношение к общеобязательным правилам (нор­мативность), отношение к языковой системе и спосо­бам ее функционирования (совокупность слов и ка­честв, умение их употреблять).

Различные мнения высказываются учеными и в рас­смотрении вопроса о возникновении данного учения. Некоторые лингвисты (и их большинство) считают, что корни этого учения имеют длительную и нелегкую ис­торию, зародившись в риторических традициях Древ­ней Греции и Древнего Рима. Другие (В.В. Соколова, В.И. Аннушкин, В.П. Мерозмак, М.В. Горбаневский) полагают, что термин нов, как молода и данная об­ласть науки о языке. По их мнению, эта наука, актив­но развивающаяся и оказывающая влияние на совре­менную культурно-речевую практику, появилась в 20-е годы 20 века вместо науки риторики. Мнения не бесспорны, но каждый из ученых приводит свои веские аргументы в защиту выдвинутых положений.

В последние годы в отечественной лингвистике опубликовано более 800 статей и монографий по воп­росам культуры речи. Первые же работы появились в начале 30-х годов, когда только начали заниматься изу­чением факторов, разрушающих нормы языка, и опи­санием языковой системы, где возможно возникновение речевых проблем. Культуру речи тогда называли нау­кой, изучающей речевую жизнь общества в определен­ную эпоху и устанавливающей на научной основе пра­вила пользования языком как основным средством об­щения людей, орудием формирования и выражения мыс­ли (Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова) и особым разделом науки о языке, «контуры которого неясны, а возможно­сти и методы только вырисовываются» (Б.Н. Головин), а также областью лингвистических знаний о совокупно­сти и системе коммуникативных качеств речи (А.В. Ка­линин). Академику В.В. Виноградову принадлежала мысль о существовании субъективно-вкусовой оценки, присущей времени и среде. Речь, по его мнению, долж­на была анализироваться не только с точки зрения нор­мы, но и в аспекте ее выразительности.

Суммируя вышеизложенное, культуру речи следу­ет понимать как совокупность умений и навыков ис­пользования в речи нормативно маркированных язы­ковых единиц, отобранных в соответствии с целями общения и изучаемых в особом разделе филологи­ческой науки.

Таким образом, мы вкладываем уже в само это по­нятие и необходимость освоения носителями языка си­стемы языковых норм, существующих на определен­ном этапе развития общества, и осознанный, целесо­образный выбор языковой единицы в процессе комму­никации, и обязательность знаний законов родного языка, фиксируемых особым разделом филологической науки — культурой речи.

Естественно, что культура речи как лингвистичес­кая дисциплина должна иметь своим предметом «язы­ковую сторону речи в ее коммуникативном воздействии». Суть принципа коммуникативного воздействия заклю­чается в том, что нормативной, правильной признает­ся единица, в наибольшей степени отвечающая требо­ваниям общения. Владеть речевой культурой — значит уметь в определенном контексте использовать нужное слово в соответствии с его лексическим значением, учи­тывать законы сочетаемости слов и их стилистическую отнесенность, понимать тончайшие отличия в значе­нии слова, знать фонетические особенности русских зву­ков и их сочетаний, уметь произносить слово в соот­ветствии с требованиями орфоэпии и акцентологии, то есть уметь осуществлять правильный и целесообразный выбор единицы речи в зависимости от цели и характе­ра высказывания.

Неоднозначность понимания термина «культура речи» приводит к появлению ряда проблем. В первую очередь, это связано с объемом информации, которую следует включать в определение (этот вопрос рассмот­рен нами выше), а во-вторых, это связано с подменой таких понятий, как «культура речи» и «культура язы­ка». И в соотношении данных понятий следует разоб­раться.

Речь — это форма существования языка, но совер­шенство всех коммуникативных качеств речи находит­ся в прямой зависимости от богатства языковой систе­мы и ее структуры. И если культуру речи можно пони­мать как культуру использования говорящими средств языка, то совершенствование коммуникативных качеств речи находится в прямой зависимости от богатства язы­ковой системы.

И в этом случае следует говорить о культуре языка как самостоятельной дисциплине, требующей дальней­шего исследования.

Культура языка предполагает:

— степень развитости его лексики, отточенность и вариативность значений слов;

— разнообразие в передаче смысловых оттенков фразы, сочность и яркость словосочетаний;

— возможности словообразовательных суффик­сов, четкость интонационно-мелодической структуры предложения.

Чем богаче система языка, тем больше возможно­стей варьировать, выбирать наиболее точное и объем­ное, что обеспечивает наилучшие условия коммуника­тивного воздействия. Культура языка проявляется в богатстве его лексического состава и фразеологическо­го фонда, в интонационно-мелодической гибкости, фо­нетической и графической достаточности, в возможно­стях смыслового варьирования, в структурной устой­чивости и проявлении языковых закономерностей, а также в стилистическом разнообразии. Язык народа — это его историческая память, воплощенная в букве, слове и фразе.

Вся тысячелетняя духовная культура народа, не­повторимая и своеобразная, вся история его движения по пути цивилизации, весь познавательный опыт, объем­ный и многообразный, все морально-этические, худо­жественно-эстетические, гуманистические идеалы и об­разы народа — в его языке. Русский язык в современ­ном обществе — четко организованная система, являющаяся барометром общественного развития, чутко ре­агирующая на любое изменение в составе языковых средств, регулирующая функции языковых средств на основе экономичного подхода к языковым процессам. Культура нашего языка очевидна. Русский язык не нуж­дается в защите, ему не грозит геноцид и забвение до тех пор, пока живы его носители. Русский язык нуж­дается не в защите, а в бережном и уважительном к себе отношении. Не случайно российская обществен­ность — деятели культуры, науки и просвещения, уче­ные — озабочены теми негативными явлениями, кото­рые грозят не столько языку, сколько его носителям. Так, рекламный язык, заполнивший наш эфир, в своих худших образцах есть не что иное, как бессмысленное языковое ответвление, которое представляет собой, по мнению О. Хлебцовой, «язык, ставший желчно-одно­ликим вариантом истинного языка», потому что он со­бирает все бестолковости в своеобразную систему: са­мая огнеопасная комедия, суперджинс, шедевральный хит, супердышащие подгузники. А что может означать на литературном языке: Попробуй удовольствие на вкус! Отрывайся по полной! Оттянись со вкусом! Сырный сыр, живой йогурт, еще фруктовее?! Приве­денные примеры свидетельствуют о том, что в опаснос­ти наша речевая культура.

Когда постоянно слышишь подобные слова и фра­зы, поистине хочется воскликнуть: «Неужели это тот великий язык, на котором созданы творения Пушкина и Толстого? До чего же мы упростили его! Как легко обесценили то, что составляет его основу и богатство! Не пора ли остановиться?!»

К сожалению, подмена художественных ценностей массовой псевдокультурой приводит к снижению рече­вой культуры и в средствах массовой информации, и в публичных выступлениях, и в художественной лите­ратуре, а следовательно, и в обычной жизни. Отсюда рождаются неверное сочетание лексических единиц (на­родная популярность, другая альтернатива, сервис­ное обслуживание, согласительный консенсус), исполь­зование в речи матерных слов, выбор ненормативных элементов, стилистически неоправданная сочетаемость (инфляция успеха, бегать по дистанциям), прими­тивные реакции (мирово, блеск, фантастика, круто, класс, клево), элементы речевой раскованности и воль­ности (блин, короче, чо, на фиг надо). Когда человек постоянно слышит подобные слова, словосочетания, фразы, у него притупляется языковое чутье, ему изме­няет вкус, снижается общий уровень его культуры и, прежде всего, культуры языковой. Более того, это не­благоприятно сказывается на его интеллекте, так как язык в своем речевом оформлении и есть собственно мышление. Не оттого неясна сказанная фраза, что сло­ва неточно подобраны, а оттого что мозг настоящих слов не знает.

В современной лингвистике и философии опреде­лены типы речевой культуру личности. И хотя не все в этой классификации бесспорно, тем не менее нельзя не согласиться, что подобная типология дол­жна существовать, так как отражает особенности ре­чевого развития современного человека. Выделяют три типа речевой культуры: элитарный, среднелитературный и литературно-разговорный. Незатрудненное использование соответствующего ситуации и целям общения функционального стиля и жанра речи, вла­дение всеми нормами языка свойственны носителям элитарного типа. Представители этого типа речевой культуры имеют привычку пополнять свои знания, использовать словари и авторитетные источники для самоконтроля. Наличие общей культуры человека при отсутствии потребности в расширении своих знаний и умений, излишняя самоуверенность и удовлетво­ренность интеллектуальным багажом, небольшой сло­варный запас, использование штампов, примитивных словечек и сленговых слов и выражений, владение не всеми функционально-стилистическими разновидно­стями характеризует среднелитературный тип рече­вой культуры.

Владение только средствами разговорной системы языка в любой ситуации общения, неумение использо­вать этические и коммуникативные нормы, неразличе­ние письменной и устной форм речи — литературно-разговорный тип речевой культуры. Третий тип рече­вой культуры выделяется не столько качествами речи, сколько характером ее использования.

Такое деление, конечно же, условно. Однако даже при этом условном делении четко определена цель са­мосовершенствования личности — стремление к эли­тарности при использовании богатств родного языка в процессе общения.

Внутренний мир человека проявляется в речи. Со­вершенствуя речь, данную нам природой, мы сможем совершенствовать и свой собственный внутренний мир. А знание языка и его особенностей откроет каждому доступ к сокровищам культуры. Слова И.Северянина: «Родиться русским — слишком мало. Им надо быть. Им надо стать» как раз о том, что путь каждого из нас к духовным ценностям и сокровищам своего на­рода лежит через овладение культурой и, в первую очередь, культурой речевой.

Русский язык и культура речи для педагогических колледжей

Соотнесите полученные по теме знания с содер­жанием предложнных схем, отражающих сущность основных теоретических положений.

Схема 1

— степень развитости и богатства лексики, фразеологии,

— потенциальные возможности синтаксиса,

— устойчивость и относительная свобода язы­ковых структур,

— отточенность семантики, смысловая вариа­тивность,

— фонетическая и графическая достаточность,

Источник

Роль культуры речи в жизни человека

В чем заключается важность речевой культуры для духовной жизни общества. noavatar profile. В чем заключается важность речевой культуры для духовной жизни общества фото. В чем заключается важность речевой культуры для духовной жизни общества-noavatar profile. картинка В чем заключается важность речевой культуры для духовной жизни общества. картинка noavatar profile

Роль культуры речи в жизни человека

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, и потому вся жизнь государства и общества без него немыслима.

Однако знать язык можно по-разному. Один человек, спотыкаясь на каждом слове, с трудом выражает мало-мальски сложную мысль. Другой в состоянии написать блестящую, убедительную статью. Хорошее знание русского языка для любого человека– это проявление уважения к государству и обществу, и национальность здесь значения не имеет.

Для общения с другими людьми крайне важно поддерживать культуру речи, которая в данном случае заключается в вежливости, внимательности, в умении поддержать любой разговор и поддержать собеседника.

Для выявления уровня устной речи младших школьников была проведена диагностика

При обследовании по методике раннего выявления дислексии (КорневА.Н.), из 15 первоклассников было выявлено 7 человек, испытывающих различные трудности при выполнении всех заданий.

применение методики раннего выявления дислексии, позволило выявить у детей с нарушениями различения, запоминания и воспроизведения временной последовательности вербальных стимулов (слова, цифры), звуковых ритмов, с неспособностью к автоматизации речевых рядов (времена года, дни недели), т.е. из 15 первоклассников семеро имеют нарушения сукцессивных функий.

По наблюдению Корнева А.Н. (1983г.) дефицит тех или иных сукцессивных функций встречается у 88% детей с дислексией. Значит, можно сказать о том, что эти дети имеют предрасположенность к нарушениям чтения – дислексии.

Выявленная группа детей в количестве семи человек оказалась неоднородной по своему составу. Трое детей показали более высокие результаты при выполнении заданий, четверо детей при выполнении заданий допустили большее количество ошибок и показали низкие результаты.

Данные эксперимента представлены в таблице и диаграммах.

Обозн. на диаграмме

В процессе проведенных исследований были получены следующие результаты.

Результаты тестов “Исследования интеллектуальной способности” выявили отклонения у детей в развитии психических процессов.

Дети, в большинстве случаев (см таблицу 1) предложенные фигуры находили быстро и правильно (высокий уровень 30% и средний уровень 67%). И только незначительное количество детей 13% не смогли отличить квадрат среди прямоугольников и фигур с искаженными прямым углом, а также квадрат, находящийся под другим углом зрения. Это говорит о том, что не у всех детей развито восприятие на должном уровне.

Способность концентрации и устойчивости внимания на высоком уровне у 20%, на среднем у 60% и на низком у 20%. Это говорит о том, что у детей рассеянное внимание, недостаточная его концентрация.

По результатам теста объем запоминания и воспроизведения заданных слов можно рассмотреть из протокола теста 2 детей (с высоким уровнем памяти и низким уровнем памяти) Здесь дана часть протокола.

Протокол теста “Запомни и назови”

По полученным результатам видно, что степень выраженности речевого недоразвития у детей различна. Уровень успешности у троих детей приближен к норме:

Уровень успешности еще у троих детей – низкий, указывает на наличие общего недоразвития речи.

Теперь, можно выяснить, какая из сторон речи детей нарушена в большей степени. Для этого подсчитаем баллы за задания из каждой серии и сравним результаты.

I Результаты исследования сенсомоторного уровня речи.

Сформированность звуко-слоговой структуры

Общее количество баллов

По данным результатам можно сделать вывод о том, что у детей в большей степени страдает фонематическое восприятие и сформированность слоговой структуры.

II Результаты исследования грамматического строя речи.

Составление предложений из слов

Добавление предлогов в предложение

Общее количество баллов

По результатам, полученным при исследовании можно сделать вывод о том, что большее затруднения дети испытывают при повторении предложений и при составлении предложений из слов и некоторые трудности при использовании предлогов.

III Результаты исследования словаря и навыков словообразования

Образование относительных прилагательных от существитель-ных

Образование количественных прилагательных от существительных

Образование притяжательных прилагательных от существительных

Общее количество баллов

По полученным данным видно, что у детей менее сформированы такие навыки словообразования:

образование относительных прилагательных от существительных

называние детенышей животных

образование притяжательных прилагательных от существительных

IV Результаты исследования связной речи /оценка по 30 балльной системе/

Лексико – грамматическое оформление

Самостоятель- ность выполнения

Баллы по 3 критериям

Составление рассказа по серии сюжетных картинок “Бобик”

Пересказ прослушанного текста “Горошина”

Анализируя данное исследования связной речи можно сказать о том, что у детей в наибольшей степени наблюдаются:

нарушения смысловой целостности высказывания.

Не один из семи первоклассников не набрал 30 баллов, что говорит об общем невысоком уровне развития связанной речи.

Таким образом, проведение обследования устной речи помогло выявить различные ее нарушения, а также те компоненты, которые не сформированы в большей степени. Суммируя все полученные данные, мы пришли к выводу, что у данной группы детей наиболее не сформированы фонематическое восприятие, звуко-слоговая структура слова, словарный запас, навыки словообразования и связанная речь, а страдает лексико-грамматический строй речи и звукопроизношение. Все нарушения речи имеют разную степень выраженности: у троих детей – ОНР III уровня, у одного – ФФН, у троих имеются нарушения речи по некоторым компонентам. Общим невысоким показателем обладает развитие связанной речи.

Именно культура речи делает общение более легким и свободным, ведь тогда появляется возможность высказать свое мнение, и при этом никого не обидеть и не задеть.

Для того, чтобы речь была по-настоящему культурной, она должны быть не только правильной, но и богатой, что во многом зависит от лексических знаний человека. Для этого необходимо постоянно пополнять свой словарный запас новыми словами, читать произведения разных стилистических и тематических направлений.

Можно сказать, что культура речи – это выражение любви и уважения к родному языку, который естественным образом связан с историей родной страны и ее духовным богатством.

И помимо главных компонентов культурной речи – грамотности и соблюдения общепринятых норм литературного языка – определяющее значение имеют и такие средства языка, как лексика, фонетика и стилистика.

Источник

Язык и духовная культура общества

В чем заключается важность речевой культуры для духовной жизни общества. 47aea82d2c269466dde4390688cc2148. В чем заключается важность речевой культуры для духовной жизни общества фото. В чем заключается важность речевой культуры для духовной жизни общества-47aea82d2c269466dde4390688cc2148. картинка В чем заключается важность речевой культуры для духовной жизни общества. картинка 47aea82d2c269466dde4390688cc2148

Дата публикации: 07.04.2014 2014-04-07

Статья просмотрена: 7903 раза

Библиографическое описание:

Фролова, Н. Н. Язык и духовная культура общества / Н. Н. Фролова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 232-235. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10093/ (дата обращения: 30.11.2021).

В статье изучается язык как воплощение всего спектра духовной жизни общества. Автор обосновывает, что язык является универсальным духовным отражением действительности, он соответствует структуре общества, стимулирует развитие национального бытия, формирует культуры.

Ключевые слова: язык, духовная культура, общество, личность, духовность.

Противоречивый процесс развития общественных отношений, рост роли субъектов этих отношений, человека, личности обусловливает необходимость поиска оптимальных путей функционирования, обогащение духовной жизни общества. Особенно важное значение социально-философское исследование этой проблемы приобретает в наше время. Объективными причинами, что актуализирует важность проблем духовной жизни общества и языковой культуры, выступает всестороннее возрождение культуры, духовности и их сближение с общечеловеческими проблемами на основе растущей интеграции жизни народов.

Изучение языка как духовного феномена, отражающего весь комплекс человеческого бытия, историческое и культурное развитие общества находит свое отражение в трудах таких ученых, как А. Вежбицкая [1], В. фон Гумбольдт [3], В. Карасик [4], Е. Кукушкина [5], А. Потебня [7].

Цель статьи состоит в исследовании отношения языка и духовной культуры общества.

По нашему мнению, главная задача, которая стоит перед современным обществом в сфере духовной жизни заключается в том, чтобы создать условия для наиболее полного освоения человеком многогранного потенциала духовности и культуры. Чрезвычайно важным является также создание условий для всесторонней самореализации духовно-культурного потенциала, сущностных сил человека, своего собственного духовного мировоззрения и мировосприятия.

Важно подчеркнуть, что духовная жизнь общества — это чрезвычайно широкое понятие, включающее в себя многогранные процессы, явления, связанные с духовной сферой жизнедеятельности людей; совокупность взглядов, идей, представлений, языка, чувств людей, процесс их производства, распространения, преобразования общественных, индивидуальных идей во внутренний мир человека. Духовная жизнь общества охватывает мир идеального (совокупность идей, взглядов, гипотез, теорий) вместе с его носителями — социальными субъектами — индивидами, народами, этносами. В этой связи уместно говорить о личной духовной жизни отдельного человека, его индивидуальном духовном мире, о духовной жизни того или иного социального субъекта — народа, этноса, о духовной жизни общества в целом. Основу духовной жизни составляет духовный мир человека — его духовные ценности, мировоззренческие ориентации. Вместе с тем, духовный мир отдельного человека, индивидуальности невозможен вне духовной жизни общества. Поэтому духовная жизнь — это всегда диалектическое единство индивидуального и общественного, которое функционирует как индивидуально-общественное.

В современных условиях духовного развития все больше актуализируется роль и значение формирования в общественном сознании моральных ценностей, которые существенным образом активизируют процессы моральной регуляции общественных отношений, культурно-нравственного развития человека, речевой культуры и прогресса общества в целом. В то же время многогранность ценностей духовной жизни, конкретной личности, коллектива значительным образом расширяет сферу применения моральных принципов во всех сферах жизнедеятельности общества, способствуя формированию высоких социально-нравственных качеств людей. Поэтому так важно в современных условиях, чтобы духовные ценности превращались в неотъемлемую черту духовной жизни человека, его морального облика, служили критерием оценки и регулятором поведения личности, его нравственной зрелости. Во всех сферах духовности общества сознания и нравственных отношениях, языковой культуре и моральной практике, чувствах, формировании ценностей и идеала — роль и значение духовных принципов и норм все больше растет.

Духовная культура как элемент духовной жизни, общественных, духовных отношений включает в себя определенную систему ценностей, знаний, языка, убеждений, мировоззренческих ориентаций, норм, традиций в органическом единстве с социальной гуманистически значимой деятельностью людей по освоению, творению бытия. Духовная культура создается деятельностью социальных субъектов и направлена на преобразование общественного бытия, развитие сущностных сил человека, в частности его духовности, их всестороннюю самореализацию; это не только сознание, но и социальная активность, преобразующая деятельность личности, которая измеряется объемом создаваемых ею духовных, социогуманистических ценностей. Такая культура свидетельствует о способности каждой личности к восприятию передового, прогрессивного в общественном бытии, так же как и к его распространению, созиданию в соответствии с творческими силами и способностями каждой индивидуальности; о готовности личности к самоотдаче, саморазвитию своей духовности как ради личного, так и ради всего общества.

Ценности духовной культуры представляет собой диалектическое единство национального и общечеловеческого. Она невозможна как без ценностей конкретной национальной культуры, так и без общенациональных ценностей, выработанных человечеством. Ценностное содержание духовной культуры может выступать движущей силой общественного прогресса только тогда, когда творческий потенциал такой культуры основывается на общей системе ценностей, выработанных человечеством на протяжении своей истории.

В этой связи, следует упомянуть о том, что в литературе выделяют определенные социальные функции духовной культуры. Среди основных таких функций — познавательная, коммуникативная, регулятивная, прогностическая, ценностно-ориентационная, которые органично взаимосвязаны между собой. Но, по мнению многих философов, культурологов, интегрирующей функцией духовной культуры является человекосозидательная функция.

Вместе с тем, можно сказать, что мера развития духовной культуры определяется мерой развития сущностных ценностей человека, многогранностью и многовариантностью форм самореализации его духовного потенциала, индивидуального самоутверждения. Повышение эффективности и действенности процесса формирования духовной культуры предполагает создание условий для самореализации богатства духовности человека, ведь основное содержание ценностей такой культуры заключается в их самовыражении и воспроизведении. Развитие духовной культуры невозможно без утверждения ее ценностей, в частности на личностном уровне, что дает возможность реализовать потенциал уникальности, неповторимости личности, ее духовности, значение которых в прогрессе общественного бытия постоянно растет.

Важно подчеркнуть, что общество представляет собой образование, в котором человеческая природа сочетается с духовной структурой, которая воплощена, развивается и функционирует в языке, наполняя его внутренним содержанием, глубинной таинственностью, возможностью одухотворять и познавать мир. В языке не только сосредотачивается все духовное, культурное, эстетическое, гносеологическое, информационное богатство общества, а и смоделирована сложная прагматика жизни, он содержит в себе весь спектр психологической мотивации поведения человека, является прогностической моделью как для индивидуума, так и для целого народа.

В целом же развитие и функционирование человеческого языка на удивление последовательно подтверждает синтез слова и духа, взаимопроникновение этих двух субстанций на уровне психологии, духовной жизни как отдельной личности, так и общества в целом. Собственно, история языка, его онтология, его природа подтверждает необходимость выделения связи языка и духовности в отдельную социально-философскую проблему, что рассматривает язык как духовную субстанцию и помогает выявить аспекты сакральности языка, показать их влияние на человека, глубже раскрыть их значение для духовной жизни, а также их функции и отображения окружающего мира.

Научная потребность в изучении и углублении духовной нагрузки языка продиктована, на наш взгляд, общей девальвацией языка как духовного источника человеческой жизни, как средства поклонения человеческим чувством, внутреннему миру человека, как главного фактора духовного сосуществования людей, их духовного контакта.

Особенно заметным является тот факт, что язык создает уникальные возможности для человека не только отражать мир, что его окружает, не только отражать его и себя самого на психологическом уровне, но и приближать его к себе, воплощать свои замыслы, свои намерения в действительность, подчинять его себе. Язык — это воплощение духовной власти человека над миром, он является инструментом одухотворения окружающей действительности, средством подтверждения пребывания человека на Земле. Язык детерминирует, моделирует всю практическую деятельность человека и в значительной степени определяет его поведение, характер, а, следовательно, играет весомую роль в повседневной человеческой жизни и обществе. Усиление значимости языка, глубокое осознание духовной стоимости слова, вне всяких сомнений улучшает моральный климат в обществе.

Роль языка как универсального духовного отражения действительности должна кардинально изменить языковую ситуацию в современном мире, которая требует полноценного функционирования языка во всех сферах жизни. Язык дан каждому социуму, и только родное слово воплощает весь спектр духовной жизни народа, полнокровно отражает мышление, чувства, модальность души, создает внутреннюю гармонию между физической и духовной природой общества, только оно соответствует психофизической структуре общества, стимулирует развитие национального бытия, формирует культуры.

Следует заметить, что проблему духовной онтологии языка наиболее полно и точно передал известный немецкий ученый Вильгельм фон Гумбольдт, который трактовал язык как отражение духа народа, как его движитель, как воплощение духовной энергии, духовной эволюции. Такое понимание следует из его философии культуры, в основе которой лежит тезис о переносе человеческого духа в процессе познания на мир, который нас окружает и за которым мы наблюдаем, вследствие чего происходит разнообразие гносеологических связей [3].

Конечно, мы не отождествляем духовную структуру общества и язык, потому что это невозможно в принципе. Наоборот, мы считаем, что духовная структура намного шире, глубже, что многое в человеческом мышлении, чувствовании, действиях есть таковым, что находится вне языке, что не отражается в слове (невербальный уровень), что никогда не доходит до языка, что не имеет нужды выражаться в языке, что прячется от него, что не может уместиться в языке, что не может быть адекватно отражено в языке.

Уникальность языка как идеальной системы вызвана, на наш взгляд, тем, что она развивается в духовной сфере, обслуживая рациональную и сенсорную деятельность человека. Автономность человеческого языка относительно мира, который он отражает, определяется потребностями интеллектуально-познавательной деятельности, которая направлена не только на создание идеального отображения окружающей действительности (то есть идеальной модели мира), а также — на освоение этой действительности, на прагматическое моделирование природных процессов, что необходимо в повседневной деятельности. Кроме того, язык — это не просто накопление информации о мире и человеке, а также — формирование интеллектуальной культуры, определенного образа поведения в отношении окружающей действительности.

Однако, не следует забывать, что человек создает культуру, а культура — человека. Человек реализуется в культуре мысли, культуре труда и культуре языка. Культура — это не только все то, что создано руками и умом человека, но и выработанный веками способ общественного поведения, что выражается в народных обычаях, верованиях, в отношении друг к другу, к труду, к языку. А язык — это не только средство общения, но и природный резервуар информации об окружающем мире, прежде всего о своем обществе.

Сегодня культура и язык оказываются объединенными в области духовных ценностей каждого человека и всего общества. Пожалуй, никто не будет отрицать, что в низкой культуре речи проявляются отчетливые признаки бездуховности. Языковая неграмотность, неумение написать элементарный текст, перевести его с одного языка на другой и наоборот почему-то перестали восприниматься негативно. А между тем, языковая культура — это надежная опора в выражении независимости мысли, развитости человеческих чувств, в воспитании деятельного, настоящего патриотизма. Культура языка предполагает выработку этических норм межнационального общения, которые характеризуют общую культуру нашего современника.

Как известно, общество вырабатывает определенные стандартные нормы социального поведения (в том числе и языкового), которые определяются представлениями о шаблонах поведения в конкретной ситуации. Чтобы функционировать как единое целое, как сложная социальная система, общество должно установить такие рамки поведения индивидов, в которых это поведение становится однообразным, стабильным, повторяющимся. Именно такими рамками и есть этикет — система правил внешней культуры человека, его поведения, приличия, хорошего тона и тому подобное. В обществе он функционирует в двух основных формах поведения: языковой и неязыковой. Как правило, эти формы поведения тесно между собой связаны и взаимозависимы.

Другими словами, если этикет, как установленный в обществе набор правил регулирует наше внешнее поведение в соответствии с социальными требованиями, то языковой этикет можно определить, как правила, регулирующие наше языковое поведение. С точки зрения специфики языкового этикета стоит сказать, что структура его сложилась у каждого общества на его собственной основе под влиянием разного рода психологических, социально-политических, культурологических факторов.

Считается, что языковой этикет является одной из важных характеристик поведения человека. Ибо без знания принятых в обществе форм этикета, без вербальных форм выражения вежливых отношений между людьми, индивид не может эффективно, с пользой для себя и окружающих осуществлять процесс общения.

Характерно, что человек — продукт социализации и, прежде всего, человек становится человеком через общение с другими людьми. Человечество знает немало примеров, когда ребенок, попадая в раннем возрасте в среду животных, выживает, но не становится человеком. Причина, как известно, заключается в отсутствии возможности подражать и, особенно, общаться с людьми. Итак, общение имеет огромное значение как для становления человека, так и для его дальнейшей жизни в обществе, потому что общение играет в нашей жизни определяющую роль.

Хотелось бы подчеркнуть, что культура человеческого общения — это часть общей нравственной культуры личности. Отсутствие культуры общения — свидетельство бездуховности человека. Еще мудрый Эзоп доказал, что наше слово — это и лучшее, что есть в распоряжении человека и худшее, чем он владеет. Сегодня проблема культуры общения приобретает как никогда большое значение. Происходит становление современных самостоятельных государств, интенсивно развиваются международные и межличностные связи с различными странами мира. Учитывая это, определяющей становится для современного общества проблема умения общаться как на официальном, деловом, так и на чисто бытовом уровнях.

Мыслители, писатели во все времена пытались раскрыть тайны человеческого языка, его роль не только как средства общения, но и как орудия формирования и выражения мысли, как основу духовности народа, как прочную и надежную опору самосознания личности, видения себя в социальном и культурном контексте, как импульс к творческому самовыражению человека не только в национальной культуре, но и в мировой цивилизации. Не случайно А. Потебня отмечал, что язык есть средство не выражать готовое мнение, а создавать его, он является не отражением мировоззрения, которое уже сложилось, а деятельность, что его составляет [7].

Это дает возможность утверждать, что образование, наука, искусство, театр, бытовая культура связаны с языковым воспитанием. Все сферы общественной жизни охвачены языком. Понятие материальной и духовной культуры формируются в языке, причем человек выступает не только субъектом, создающим эти понятия, но и объектом, на котором сказывается действие языкового мышления, в широком смысле — языковой культуры. Культура языка призвана оценивать уместность или неуместность, целесообразность использования различных средств языкового выражения. Она выступает тем чувствительным инструментом, что первым замечает новые явления в лексике, фразеологии, грамматике, подсказывает говорящим стилистическую окраску языковых форм, предупреждает о потере словом его информативного и эмоционального заряда.

Ослабление связей с культурой своего социума, потеря его языка, пренебрежение его обычаями негативно сказывается на самооценке поступков индивидуума, на его отношении к соотечественникам, к результатам коллективной и индивидуальной деятельности. Следовательно, духовная культура крепкими, хотя и невидимыми нитями связана с материальной культурой.

Очевидно, что если люди стремятся установить цивилизованные отношения между государствами, то недостаточно одних заявлений об этом. Нужно, прежде всего, быть цивилизованными людьми, а первым проявлением этого и есть культура общения. А потому семья, учебно-воспитательные и культурно-образовательные учреждения должны, формируя личность, развивать в ней такие морально-психологические качества как внимательность, отзывчивость, умение видеть моральную сторону своих и чужих действий и поступков, выдержка, владение собой, способность сдерживать негативные эмоции, умение общаться и слушать другого человека, предвидеть возможные последствия своих слов, действий, поступков.

Нам представляется, что культура и искусство общения — это не самоцель, а драгоценное достояние человека. Это средство духовного развития и совершенствования личности, которая стремится к ощущению собственного достоинства. Обретение человеком навыков культуры общения решит многие проблемы межличностных, межнациональных взаимоотношений, а также общества в целом.

Более того, язык — это лучшее средство взаимных отношений отдельных лиц между собой, средство их духовного объединения и взаимного влияния. Без языка нет народности, родной язык лучше всего отражает в себе мысли и чувства отдельного человека, общества, всего народа. В языке, его истории, развитии и выработке отражаются первые признаки проявления самостоятельной духовной жизни отдельного общества. Главные индивидуальные признаки социума — это его язык, литература, искусство, песни, устное творчество.

Подытоживая, можно сделать вывод, что духовная жизнь общества является чрезвычайно важным элементом его жизнедеятельности, от оптимального процесса развития которого зависит его общий прогресс. Основным непосредственным субъектом духовной жизни общества, в частности духовной культуры, является человек, личность. Вся система целенаправленной деятельности социальных субъектов должна быть направлена на создание всесторонних условий для самореализации духовного потенциала человека, языковой культуры, творческой самореализации его сущностных сил, разнообразных жизненных проявлений, выработки новых духовных ориентиров. Сегодня культура и язык оказываются объединенными в области духовных ценностей каждого человека и всего общества. Пожалуй, никто не будет отрицать, что в культуре языка проявляются отчетливые признаки духовности личности и общества.

1. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. — М.: Русские словари, 1996. — 416 с.

2. Вепрева И. Языковая рефлексия в постсоветскую епоху / И. Вепрева. — М.: Олма пресс, 2005. — 384 с.

3. Вильгельм фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию / Вильгельм фон Гумбольдт; [Пер. с нем. / Общ. ред. Г. В. Рамишвили; Послесл. А. В. Гулыги и В. А. Звегинцева]. — М.: «Прогресс», 2000. — 400 с.

4. Карасик В. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. Карасик. — Волгоград: Перемена, 2002. — 477 с.

5. Кукушкина Е. Познание, язык, культура / Е. Кукушкина. — М.: МГУ, 1984. — 263 с.

6. Маврина И. Социальность современного образования / И. Маврина. — Омск: Издательство ОмГПУ, 2000. — 182 с.

7. Потебня A. A. Мысль и язык / A. Потебня. — М.: Лабиринт, 1999. — 300 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *