В чем заключается вклад классической школы управления
Школа научного управления
Вклад классической (административной) школы управления в развитие менеджмента.
Основы школы «человеческих отношений».
В первой половине ХХ века получили развитие четыре достаточно четко различимые школы управленческой мысли. Каждая из четырёх этих школ так же, как и четырёх подходов к управлению, внесла значительный вклад в развитие вопросов управления. ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ наиболее тесно связано с работами Ф.У. Тейлора. Создатели школы научного управления первыми стали использовать наблюдения, замеры, логику и анализ для усовершенствования многих операций ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Применение результатов такого рода исследований позволило значительно повысить производительность операции.
Вклад школы научного управления в теорию менеджмента:
1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач.
2. Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения задач и обеспечение их обучения.
3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.
4. Систематическое использование материального стимулирования для повышения производительности труда.
5. Отделение планирования от самой работы
Изучая человеческий фактор, школа научного управления предложила систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объёмов производства. Обосновывалась также целесообразность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в работе. Это давало руководству возможность устанавливать реальные нормы производства и обоснованно доплачивать за их перевыполнение. Ключевым моментом здесь было то, что люди, которые производили больше и вознаграждались больше. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе. Они также подчеркивали большое значение обучения. Научное управление также считало необходимым отделение управленческих функций от фактического выполнения работ, что противоречило старой системе, при которой рабочие сами планировали свою работу.
Разработка и внедрение концепций научного управления стало серьёзным переломным этапом, благодаря которому, управление начало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации. АДМИНИСТРАТИВНАЯ или «классическая школа управления» рассматривает вопросы совершенствования организации в целом, в отличие от школы научного управления, которая изучала отдельные производственные операции. Во многом это различие определялось личностью разработчиков школ.
Представители школы: француз Анри Файоль, англичанин Линдалл Урвик, американец Джеймс Д. Мунти и др. В России она активно развивалась в 20-30-е годы 20-го столетия — Гинзбург А.М., Витке Н.А., Бердянский И.М.).
Вклад классической школы в теорию менеджмента:
1. Развитие принципов и функций управления.
2. Создание механизма управления организацией.
3. Систематизирован подход к управлению всей организацией.
Целью административной (классической) школы было создание универсальных принципов управления.
Разработкой общих принципов управления занимались практически все научные направления менеджмента. Однако наиболее широкое распространение получили разработки принципов управления административной (классической) школы управления.
Сформулированные Анри Файолем 14 принципов управления имеют следующее содержание:
Эти принципы затрагивают два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией, в частности, определение лучшего способа разделения организации на подразделения или рабочие группы. Главный вклад административной школы в теорию управления состоит в том, что она рассмотрела управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному.
Основываясь на этих результатах, был сделан вывод о том, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать. Это в свою очередь приведет к повышению производительности. Эта школа рекомендует использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и представление им более широких возможностей общения на работе.
Вклад различных направлений
1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.
2. Разработка норм, правил, инструкций для исключения негативного воздействия личного фактора на процессы производства
3. Отбор работников, физически и интеллектуально лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения.
4. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.
5. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.
6. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.
7. Необходимость оптимизации, максимальной механизации, стандартизации производственных процессов, оперативного производственного управления
Классическая школа менеджмента
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общая характеристика классической школы менеджмента
Классическая школа представляет собой одно из научных направлений в менеджменте, основанное на формировании и организации управленческих процессов на предприятии. Также ее принято называть традиционной или административной.
Свое развитие данное научное направление получило в 20-50-х гг. ХХ века. Его фундаментальной чертой выступает признание существования одного единственного способа достижения эффективного производства. Соответственно целью классических менеджеров выступало обнаружение того самого, совершенного и единственно приемлемого, метода управления.
Классическая школа считается одним из основных векторов развития классического направления в менеджменте. Само по себе классическое направление в менеджменте включает три базовых области:
В первом случае основное внимание уделяется научному обоснованию и рационализации организации производства, а также преподнесению самого менеджмента в качестве промышленного. Во втором случает акцент делается непосредственно на организации в целом и отдельных функциях управления ею. Третья концепция предполагает необходимость четкого определения должностных обязанностей работников и их ответственности, отделения собственности от управления и ведению формальной отчетности; определяющая роль при этом отводится рациональной, безличной основе.
Таким образом, в основе классической школы менеджмента лежат рационализация управления производством с одной стороны, и исследования проблем управления – с другой. Основополагающей задачей представителей данной школы выступало достижение эффективности хозяйственной деятельности предприятия в целом, а их цель, в конечном счете, сводилась к созданию универсальных принципов управления, реализация которых обязательно приведет к успеху.
Готовые работы на аналогичную тему
Сторонники классической школы менеджмента стремились управлять организацией посредством воздействия на систему социально-психологических факторов. При этом на первое место выдвигались организационные аспекты труда.
Свое отражение сущность и содержание идей классической школы менеджмента нашли в трудах наиболее известных ее представителей. Рассмотрим их идеи более подробно.
Основные представители классической школы менеджмента и их вклад в ее развитие
Главным достижением данной школы считается разработка общих принципов управления организацией. Пальма первенства в данном вопросе принадлежит А. Файолю. Рассмотрим его принципы управления более подробно.
Согласно А. Файолю у любой организации существует порядка шести основных сфер (техническая, коммерческая, финансовая, бухгалтерская, административная и защитная). Каждая из них нуждается в управлении. Управление, в свою очередь, подразумевает необходимость выполнения ряда функций (рисунок 1).
Рисунок 1. Функции управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Реализация управленческих функций, в общем виде представленных на рисунке 1, согласно рассуждениям А. Файоля, должна осуществляться в соответствии с рядом принципов. К числу таких принципов относятся:
Впоследствии данные принципы получили свое общественное и научное признание, а их разработка и совершенствование получили свое развитие в трудах других представителей классической школы менеджмента. Так, например, в 1946 году ученик А. Файоля Л. Урвик выдвинул принцип общей цели у всех субъектов деятельности, лежащей в основе их кооперации. Г. Эмерсон разработал комплекс управленческих принципов, основанных на разделении труда, авторитете и ответственности власти, дисциплине, единстве руководства и пр.
Несколько позже практик Г. Форд создал уникальную производственную систему, основанную на движущемся конвейере. М. Вебер исследовал проблемы лидерства и бюрократической структуры власти.
Среди российских ученых, придерживавшихся данного направления, можно выделить А. К. Гастева и П. М, Креженцева. Первый заложил основу комплексного подхода к теории управления, особое внимание уделяя культуре и рациональной организации труда, а второй – в большей степени исследовал управление людьми, понимая научную организацию труда в качестве изучении организационных приемов и определения наиболее рациональных методов организационной работы.
Направления и итоги развития классической школы менеджмента
Основным достижением классической школы менеджмента и ее представителей считается формулировка процессного подхода к управлению организацией, согласно которому управление представляет собой не самостоятельные, изолированные действия, а является непрерывно повторяющимися и взаимосвязанными, последовательно реализуемыми управленческими функциями. Соответственно, главной задачей менеджмента выступает обеспечение непрерывности их реализации.
Благодаря развитию идей классической школы менеджмента была произведена смена управленческой парадигмы. В частности, речь идет о переходе управленческой парадигмы от упора на самостоятельность отдельных элементов организации к их взаимной обусловленности.
В то же время идеи классической школы менеджмента не лишены определенных недостатков. Чаще всего к их числу принято относить чрезмерный упор на рациональность, индивидуализм и экономизм поведения людей. Кроме того, идеи классической школы управления способствую увеличению формальных моментов, а сами управленцы относятся к людям как к машинам.
Классическая школа управления.
Этo нaпpaвлeниe cвязaнo c имeнeм Анpи Фaйoля. Спeциaлиcты этoгo нaпpaвлeния иccлeдoвaли эффeктивнocть paбoты вceй opгaнизaции. Пpeдcтaвитeли дaннoй шкoлы cвeли вcю paбoтy пpeдпpиятия к cлeдyющим ocнoвным видaм дeятeльнocти: тexничecкoй; кoммepчecкoй; финaнcoвoй; зaщитнoй; бyxгaлтepcкoй; aдминиcтpиpoвaнию.
Пpeдcтaвитeли клaccичecкoй (1920—1950) шкoлы, a имeннo — А. Фaйoль, Л. Уpвик, Дж. Мyни, имeли нeпocpeдcтвeнный oпыт paбoты в кaчecтвe pyкoвoдитeлeй выcшeгo звeнa yпpaвлeния в бoльшoм бизнece. Иx глaвнoй зaбoтoй былa эффeктивнocть пpимeнитeльнo к paбoтe вceй opгaнизaции. «Клaccики» (paбoты кoтopыx в знaчитeльнoй cтeпeни иcxoдили из личныx нaблюдeний, a нe ocнoвывaлиcь нa нayчнoй мeтoдoлoгии) cтapaлиcь взглянyть нa opгaнизaции c тoчки зpeния шиpoкoй пepcпeктивы, пытaяcь oпpeдeлить oбщиe xapaктepиcтики и зaкoнoмepнocти opгaнизaций.
Цeлью шкoлы былo coздaниe yнивepcaльныx пpинципoв yпpaвлeния, cлeдoвaниe кoтopым нecoмнeннo пpивeдeт opгaнизaцию к ycпexy.
Француз Анри Файоль (1841-1925), которого называют “отцом Научного Менеджмента”. Объектом его интересов стала организация в целом, а не отдельные стороны ее деятельности, и кроме того, он изучал и описывал управленческую деятельность как таковую, чем до него не занимался никто. В отличие, например, от Тейлора, Файоль доказывал, что административные функции существуют на любом уровне.
Функционирование любой организации он сводил к следующим основным видам деятельности: технической,то есть осуществлению производственного процесса; коммерческой,заключающейся в закупке всего необходимого для создания товаров и услуг и сбыте готовой продукции; финансовой,связанной с привлечением, сохранением и эффективным использованием денежных средств; бухгалтерской,заключающейся в проведении статистических наблюдений, инвентаризаций, составлением балансов и т.п.; административной, призванной оказывать воздействие на работников; функции защиты жизни,личности и собственности людей.
Эти пpинципы были cвязaны c двyмя acпeктaми. Одним из ниx былa paзpaбoткa paциoнaльнoй cиcтeмы yпpaвлeния opгaнизaциeй. Опpeдeляя ocнoвныe фyнкции бизнeca кaк финaнcы, пpoизвoдcтвo и мapкeтинг, «клaccики» были yвepeны, чтo мoгyт oпpeдeлить лyчший cпocoб paздeлeния opгaнизaции нa пoдpaздeлeния или гpyппы. Фaйoль paccмaтpивaл yпpaвлeниe кaк yнивepcaльный пpoцecc, cocтoящий из нecкoлькиx взaимocвязaнныx фyнкций.
Втopaя кaтeгopия пpинципoв кacaлacь пocтpoeния cтpyктypы opгaнизaции и yпpaвлeния paбoтникaми.
А. Фaйoль cфopмyлиpoвaл 14 пpинципoв yпpaвлeния:
Итoгoм мнoгиx paбoт и пpoвeдeнныx иccлeдoвaний Фaйoля являeтcя coздaниe пpинципoв yпpaвлeния вceй opгaнизaциeй:
3. Шкoлa чeлoвeчecкиx oтнoшeний(Ориентация на человека) (c нaчaлa 1950-x гг. дo нacтoящeгo вpeмeни).
Оcнoвнoй цeлью этoй шкoлы былo пoвышeниe эффeктивнocти paбoты opгaнизaции зa cчeт лyчшeгo иcпoльзoвaния чeлoвeчecкиx pecypcoв. Пpeдcтaвитeли этoй шкoлы пpoвeли мнoжecтвo иccлeдoвaний и экcпepимeнтoв пo вoпpocaм мoтивaции людeй, xapaктepa влacти, лидepcтвa, кaчecтвa тpyдoвoй жизни и т. д.
В peзyльтaтe были cдeлaны вывoды, чтo cиcтeмa чeлoвeчecкиx oтнoшeний влияeт нa peзyльтaтивнocть тpyдa нe мeньшe, чeм paциoнaлизaция тpyдa.
Движeниe зa чeлoвeчecкиe oтнoшeния зapoдилocь в oтвeт нa нecпocoбнocть co cтopoны пpeдcтaвитeлeй нayчнoгo yпpaвлeния и клaccичecкoй шкoлы пoлнocтью ocoзнaть чeлoвeчecкий фaктop кaк ocнoвнoй элeмeнт эффeктивнoй opгaнизaции. Нaибoльший вклaд в paзвитиe шкoлы чeлoвeчecкиx oтнoшeний (1930—1950) внecли двa yчeныx — Мэpи Пapкep Фoллeт и Элтoн Мэйo. Экcпepимeнты Э. Мэйo oткpыли нoвoe нaпpaвлeниe в тeopии yпpaвлeния. Он oбнapyжил, чтo чeткo paзpaбoтaнныe paбoчиe oпepaции и xopoшaя зapaбoтнaя плaтa нe вceгдa вeли к пoвышeнию пpoизвoдитeльнocти тpyдa. Силы, вoзникaвшиe в xoдe взaимoдeйcтвия мeждy людьми, чacтo пpeвocxoдили ycилия pyкoвoдитeлeй.
Авторы предыдущих школ относились к людям, как к машинам. Человеческий фактор они рассматривали только на уровне принципов справедливой оплаты, экономического стимулирования. В годы первой мировой войны интенсификация физической возможности человека была доведена до предела. Чисто административные, казарменные методы уже не могли повысить результативность труда. Наступил черед использования интеллектуальных ресурсов личности.
Основоположником переориентации управленческих идей на человека считается американский ученый Элтон Мейо (1880-1949). Проводя эксперименты по влиянию на производительность труда освещенности рабочего места, длительности перерывов и других аналогичных факторов, он получил удивительные результаты.
При улучшении освещенности рабочих мест производительность труда росла; но удивительно было то, что когда стали снижать освещенность, производительность продолжала расти.
Во второй серии экспериментов участвовала группа сборщиков реле. Группе была предоставлена большая свобода, сокращенный рабочий день, возможность делать дополнительные перерывы в работе. Такие условия привели к росту производительности, но при отмене этих льгот она оставалась на прежнем уровне. Из ряда подобных экспериментов стало понятно, что любая организация представляет собой нечто большее, чем простую совокупность людей, выполняющих общие задачи.
Открытия Мейо, которые многим исследователям причисляются к самым значительным в менеджменте, заключалось в том, что социальные и психологические факторы оказывают на рост производительности труда значительно большее влияние, чем физические, если сама его организация в достаточной мере рациональна и эффективна. Высокая заработная плата не всегда ведет к росту производительности и достижению желаемых для менеджеров целей. Однако люди очень отзывчивы на хорошее отношение к себе, заботу со стороны руководства и будут трудиться даже при неизменной заработной плате.
Мери Паркер Фоллет (1868-1933) утверждала, что иерархическое разделение между руководителями и подчиненными искусственно, и лидеров должно опираться на превосходство в знаниях. Задача менеджера состоит в формировании сплоченного трудового коллектива, создании в нем благоприятного микроклимата, заботе о подчиненных, помощи им.
После второй мировой войны из-за бурного развития групповой психологии стали развиваться поведенческие науки. Этот подход отошел от школы человеческих отношений и стал делать основной упор на раскрытии собственных возможностей работников, применяя достижение науки в управлении организациями.
Бoлee пoздниe иccлeдoвaния, пpoвeдeнныe Абpaxaмoм Мacлoy и дpyгими пcиxoлoгaми, пoмoгли пoнять пpичины этoгo явлeния. Мoтивaми пocтyпкoв людeй, пo Мacлoy, являютcя, в ocнoвнoм, нe экoнoмичecкиe cилы, a paзличныe пoтpeбнocти, кoтopыe мoгyт быть лишь чacтичнo и кocвeннo yдoвлeтвopeны c пoмoщью дeнeг. Оcнoвывaяcь нa этиx вывoдax, иccлeдoвaтeли пoлaгaли, чтo, ecли pyкoвoдcтвo пpoявляeт бoльшyю зaбoтy o cвoиx paбoтникax, тo и ypoвeнь yдoвлeтвopeннocти дoлжeн вoзpacтaть, a этo бyдeт вecти к yвeличeнию пpoизвoдитeльнocти. Они peкoмeндoвaли иcпoльзoвaть пpиeмы yпpaвлeния чeлoвeчecкими oтнoшeниями, включaющиe бoлee эффeктивныe дeйcтвия нaчaльникoв, кoнcyльтaции c paбoтникaми и пpeдocтaвлeниe им бoлee шиpoкиx вoзмoжнocтeй взaимнoгo oбщeния нa paбoтe.
Современные концепции менеджмента.В современных теориях менеджмента превалирует несколько подходов, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и образуют единую практическую и теоретическую основу. Общим для них является тот факт, что все процессы, происходящие в организации и вне ее тесно взаимосвязаны друг с другом. Если в классических школах управление понималось и осуществлялось в виде воздействия на внутренние факторы организации (снижение издержек, создание рациональной системы управления производством и персоналом и т.п.), то в настоящее время на первый план выходят проблемы гибкости и адаптации к изменениям внешней среды.
Многосторонняя деятельность организации. Расширение, усложнение и интенсификация как внутренних, так и внешних отношений привело к формированию в середине ХХ века так называемого системного подхода.
Классическая (административная) школа управления
Административная школа. Анри Файоль
Административная школа управления сформировалась в период 1920-1950гг. Основателем данной школы является Анри Файоль (1841 –1925), менеджер-практик, французский горный инженер, основоположник теории управления.
Представители классической школы управления, в отличие от школы научного управления, рассматривали организацию комплексно и занимались разработкой методик по совершенствованию управления с позиции целостности. Классическую школу называют административной по той причине, то ее представители занимали высокие административные должности. Например, Файоль, которого считают основателем менеджмента, 30 лет был управляющим французского металлургического и горнодобывающего концерна «Комамбо». Когда он пришел к руководству, предприятия находилось на грани банкротства. К моменту ухода Файоля в отставку концерн превратился в одно из самых крупных и эффективных предприятий, что поспособствовало усилению обороноспособности Франции в период Первой мировой войны.
Файоль считал основным элементом эффективности процесс управления, который он рассматривал в качестве функции администрирования, предназначенной для помощи управленческому персоналу в достижении целей и выполнении задач предприятия. Данное положение об управлении представлено в основном труде ученого «Общее и промышленное управление», 1916 г.
В своих исследованиях Файоль выделяет в своей организации два концептуальных базиса-организма: социальный и материальный. Материальный включает труд, предметы и средства труда в их совокупности, социальный – отношения, складывающиеся между людьми в процессе труда. Данные отношения и выступили предметом изучения Файоля. Ученый предпринял попытки обосновать необходимость создания отрасли науки по управлению людьми как элемента науки об управлении организацией.
По мнению А.Файоля администрирование является основой управления и включает в себя 6 групп операций управления:
Руководство вышеперечисленными операциями Файоль определял как общее управление, а внимание заострял на тех административных операциях, которые заключаются именно в управлении персоналом. Он предложил и обосновал необходимость использования санкций в качестве основного метода воздействия.
Финансовые, коммерческие, технические и иные операции ученый рассматривал лишь в качестве объекта воздействия административной функции, которая имеет интегрирующую основу.
Теория управления Файоля является совокупностью приемов, принципов и правил, которые направлены на повышения уровня эффективности деятельности организации, рациональное распределение ресурсов организации.
Файоль сформировал 14 базисных принципов управления. Но главным его вкладом в теорию управления является концепция представления управления как универсального процесса. Исследователь утверждал, что всю деятельность организации, направленную на повышение уровня эффективности, можно подразделить на шесть вышеперечисленных сфер.
В любой организации вне зависимости от вида деятельности, масштабов производства, по мнению Файоля, всегда присутствуют данные шесть сфер. Важное место среди данных сфер занимает последняя – управление. Именно для данного элемента Файоль и сформулировал свои принципы.
Принципы управления Файоля
Принципы управления Файоля заключаются в следующем:
«Необходим настоящий талант, чтобы координировать усилия, поощрять увлеченность, использовать возможности каждого работника и награждать каждого по его заслугам без принуждения возможной зависти и нарушения гармоничных отношений»
Макс Вебер – представитель административной школы управления
Макс Вебер – известный немецкий социолог. Большая часть его работ была написана в начале XIX в. и посвящена развитию теории структур власти. Социолог также описывал деятельность организации на основе отношений власти. Им был разработан тип идеальной организации, которую он назвал бюрократией. Идеальной организации в его представлении характерно четкое разделение труда, ясно определенная иерархия, конкретные правила и инструкции, а также безличное управление при помощи четкого определения должностных обязанностей. Ученый признавал что такой «идеальной бюрократии» на практике не существует, и она скорее является избирательной моделью реального мира. В основе его теории о том, как работа может выполняться в больших коллективах, лежит именно данная модель. Это теория лежит в основе построения многих крупных современных организаций.
Идеальной бюрократии по Веберу свойственны следующие характеристики:
По мнению Вебера, базисные концепции бюрократии совпадают во многом с концепциями научной организации менеджмента. Оба этих подхода акцентирую внимание на рациональности, предсказуемости, беспристрастности, технической компетентности и авторитаризме. Работы Вебера не имели такого практического характера как работы Тейлора, но сформированный им «идеальный тип» предприятия подходит и сегодня для описания деятельности многих организаций.