В чем заключается воспитательная функция семьи пример
В чем заключается воспитательная функция семьи пример
Воспитательная функция семьи относится к наиболее важнейшим из семейных функций. Она тесно связана с репродуктивной деятельностью семьи, поскольку супруги занимаются воспитанием детей, рожденных в своей семье (хотя это не жесткое правило, поскольку есть, например, приемные семьи, где воспитание получают неродные дети).
Воспитательная функция семьи заключается в обучении ребенка правилам поведения в обществе, прививания ему норм культуры и обычаев того социума, в котором он родился. Семья призвана обеспечить психологическую адаптацию ребенка к обществу ко времени своего взросления, когда он станет зрелым, сформировавшимся человеком. В семье закладываются фундаментальные, глубинные основы личности и формируется стиль поведения, речь и манеры.
Семья дает первичную социализацию индивиду, учит его жить среди людей. Но этими мерами не ограничивается ее воспитательная функция. Семья прививает ребенку основы определенных идейно-политических взглядов, мировоззренческих установок, в семье он познает и осваивает нравственные нормы, здесь же у него вырабатываются первичные навыки и образцы поведения, шлифуются индивидуальные нравственно-психологические черты и другие особенности личности.
Семья не только формирует психологическую сторону личности, в рамках семьи закладываются основы для физического здоровья и развития. Родители своим примером, демонстрируя ведение здорового (или нездорового) образа жизни, определенным образом ориентируют ребенка на конкретный стиль жизни и отношение к собственному телу и его физическому состоянию.
Воспитание осуществляется в процессе повседневного общения ребенка с членами семьи, родственниками и всеми людьми, с которыми семья поддерживает более или менее постоянные отношения. Такая первичная социализация служит своеобразным соединительным звеном между «малым» миром ребенка, где он получает свои первые впечатления от жизни, с «большим» миром, в который он переходит по мере созревания.
Во время учебы ребенка в школе, затем в среднем или высшем учебном заведении, а также во время работы на производстве воспитательная функция семьи никуда не уходит, воспитательное воздействие на юное поколение не прекращается. Человек, выросший в нормальной семье, получивший хорошее воспитание, уважающий своих родителей, в своих поступках, как правило, руководствуется не только мнением общества или друзей, но в значительной мере и мнением членов своей семьи. Это нередко помогает ему уберечь себя от опрометчивых поступков и неблаговидных действий.
Функции семьи (примеры)
Задание. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые четыре функции семьи.
Вариант ответа на данный вопрос:
1. Репродуктивная. В семье Ивановых родилась двойня. Этот пример иллюстрирует репродуктивную функцию семьи, то есть воспроизводство населения.
2. Рекреационная. Для семьи Толкачевых выдалась трудная неделя: дети уставали в школе, родители на работе. Отец решил, что на выходных они все вместе пойдут в аквапарк и отдохнут. Этот пример иллюстрирует рекреационную функцию семьи, то есть организация совместного досуга.
3. Социализации. В семье Левченко родители с детства объясняли ребенку, что хорошо, а что плохо, учили его общаться и вести себя в обществе. Благодаря этому ребенок усвоил социальные ценности и культурные нормы, тем самым интегрируясь в общество. Этот пример иллюстрирует функцию социализации, которую выполняет семья — один из главных институтов социализации.
4. Защитная. Ваню обижали в школе, постоянно отвлекали его на уроках. Его мама заметила, что после школы он приходит грустный и спросила у него, в чем дело. Ваня признался, что его одноклассники постоянно издеваются над ним. Мама Вани пришла в школу и разобралась с ситуацией. Теперь Ваню никто не обижал. Этот пример иллюстрирует защитную функцию семьи.
5. Эмоциональная. Лера не подготовилась к контрольной работе, поэтому плохо ее написала, и очень переживала из-за этого. Лера рассказала маме об этом, и она ее утешила, объяснила, что в этом нет ничего страшного и что в следующий раз она подготовится и хорошо напишет контрольную. Этот пример иллюстрирует эмоциональную функцию семьи, то есть оказание эмоциональной и психологической поддержки.
Воспитательные функции семьи
Семья – многослойное социальное образование и является предметом изучения разноплановых дисциплин. Социальный портрет современной семьи, прежде всего, характеризуется демографическими показателями: численностью, размером и составом семей, коэффициентами брачности, детности и разводимости, числом детей, проживающих в неполных семьях.
Семья сегодня испытывает дефицит компетентности по вопросам формирования у детей позитивных социальных, установок, по взаимодействию со специалистами при необходимости консультативной психолого-педагогической, специализированной медицинской и социально-правовой помощи. Одновременно педагоги, школьные психологи, социальные работники испытывают затруднения в работе с такими семьями, так как слабо разработано методическое обеспечение компетентного отношения к проблемному поведению детей.
Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.
На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержание ранее возникшие.
Воспитательная функции семьи
Воспитательная функция является одной из важнейших функций семьи. Даже самое хорошее дошкольное учреждение, а затем и школа не могут дать ребенку ту гамму чувств и широкий круг понятий о жизни, который дает семья.
Отношения родителей между собой, их отношения к детям, внутрисемейная атмосфера – все это уже само по себе воспитывает личность. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом и повзрослев, в трудовые коллективы.
Воспитать настоящего человека – непростое дело, оно требует и времени, и сил, и знаний, и определенных навыков, и высокой требовательности отца и матери к самим себе.
Между тем жизнь свидетельствует о том, что немало родителей по неопытности, по незнанию, по легкомыслию допускает серьезные, порой неисправимые ошибки в воспитании детей.
Семья являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:
· Демографический — структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; бездетная, однодетная, мало- или многодетная).
· Социально-культурный — образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.
· Социально-экономический — имущественные характеристики и занятость родителей на работе.
· Технико-гигиенический — условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Отношения родителей между собой, их отношения к детям, внутрисемейная атмосфера – все это уже само по себе воспитывает личность. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом и повзрослев, в трудовые коллективы.
Воспитать настоящего человека – непростое дело, оно требует и времени, и сил, и знаний, и определенных навыков, и высокой требовательности отца и матери к самим себе.
Между тем жизнь свидетельствует о том, что немало родителей по неопытности, по незнанию, по легкомыслию допускает серьезные, порой неисправимые ошибки в воспитании детей.
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма и интернационализма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент — специфика самого процесса семейного воспитания.
Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Сама естественная жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.
Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.
Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. А. С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком».
Выходит, воспитательная функция органически сливается с репродуктивной. Тесная взаимосвязь существует и между другими функциями.
Заключение
Воспитательная функция тесно связана с репродуктивной, когда речь идет о социальном воспроизводстве населения. Семья дает первичную социализацию индивиду, ребенку, учит его жить среди людей. Но этими мерами не ограничивается ее воспитательная функция. Семья прививает ребенку основы определенных идейно-политических взглядов, мировоззренческих установок, в семье он познает и осваивает нравственные нормы, здесь же у него вырабатываются первичные навыки и образцы поведения, шлифуются индивидуальные нравственно-психологические черты, особенности. Да и фундамент физического здоровья и развития закладывается в семье. Это происходит, прежде всего, благодаря воспитательной деятельности семьи, то есть целенаправленному воздействию на ребенка с целью привития ему определенных заранее заданных качеств с учетом требований общества. Воспитание осуществляется в процессе повседневного общения ребенка с членами семьи, родственниками, всеми людьми, с которыми семья поддерживает более или менее постоянные отношения. Такая первичная социализация служит как бы соединительным звеном между «малым» миром ребенка, где он получает свои первые впечатления от жизни, с «большим» миром, в который он переходит по мере созревания.
Список литературы
Воспитательные функции семьи: их характеристика и особенности
Семья оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, так как процесс воспитания – это процесс социализации, который можно регулировать.
Потребность в эмоциональных контактах
Данная функция связана с необходимостью ориентации в эмоциональных состояниях окружающих. Человек, как общественное существо, обладает специфической формой ориентирования – направленности на психологический портрет других людей.
Вместе с тем, имеется ввиду двусторонняя связь, благодаря которой человек начинает ощущать себя в качестве объекта заинтересованности, совместно с тем, что окружающие аналогичным с ним образом ощущают собственные эмоции.
Необходимость в созвучных эмоциональных контактах характерна каждому здоровому человеку, вне зависимости от его возраста, уровня образования, а также ценностных ориентиров.
Ребенок начинает выступать в качестве центра потребностей, а также единственного объекта для их удовлетворения.
Потребность в смысле жизни
Каждому человеку свойственны поиски смысла собственной жизни, не удовлетворяя данную потребность, функционирование человека на нормальном уровне становится невозможным. Также он перестает активизировать на максимальном уровне все индивидуальные способности.
Значительные сложности возникают в ситуации общения с ребенком в том случае, если для родителей воспитание начинает становиться единственной формой активности, в котором на их взгляд реализуется их потребность в смысле жизни. Зачастую в таких случаях, любые проявления ребенком самостоятельности отслеживаются родителями с особым усердием. Такая форма самопожертвования очевидно наносит ребенку непоправимый вред.
Потребность в достижении результатов
Связь воспитания и необходимости достижения результатов проявляется в том случае, если по определенным причинам у родителей не вышло в силу определенных обстоятельств, либо вследствие недостаточных способностей и настойчивости самим добиться определенных результатов.
Отец ребенка мечтал о профессии врача, однако это ему не удалось, и он хочет, чтобы ребенок, воплощая его мечту, стал врачом.
Мать хотела стать пианисткой, однако для этого не было необходимых условий, и теперь ее ребенок усиленно занимается музыкой.
Данные родительские поведенческие паттерны, на неосознаваемом для родителей уровне свидетельствует о проявлении эгоизма – то есть они хотят воспитывать ребенка по собственному образу и подобию, так как он является продолжением их жизни.
В подобных ситуациях у ребенка отсутствует необходимая ему независимость, а также происходит искажение восприятия собственных способностей и индивидуально-личностных качеств, которые формируются у него в течение жизни. Как правило, в данном случае, возможности, склонности и интересы ребенка, которые различны от запрограммированных родителями целей не принимаются во внимание.
Ребенок может находится в рамках не близких для него родительских ценностей и установок только для того, чтобы обеспечить для себя родительскую любовь и удовлетворение. Однако в данном случае он будет проходить ложный путь, который не соответствует его личностной индивидуальности и его способностям, что в результате нередко заканчивается полным провалом.
Однако ребенок может продемонстрировать протест против не близких для него родительских требований, вызывая этим большое родительское разочарование из-за их несбывшихся надежд, что может стать причиной глубоких конфликтов в межличностных отношениях между родителями и ребенком.
Функционирование определенной системы
В некоторые семьях итоговая цель воспитания «отстраняется» от личности ребенка и направляется не на его личность, а на осуществление родителями признаваемой и выбранной ими воспитательной системы. Как правило, такие родители являются весьма компетентными и эрудированными, уделяющими большое количество времени и внимания собственным детям.
После ознакомления с определенной воспитательной системой, которая является для них близкой из-за определенных постулатов, родители, доверяясь ей, весьма целеустремленно и педантично начинают к последовательной реализации всех ее положений.
Иногда даже можно проследить историю возникновения этих воспитательных целей, которые зачастую являются следствием модных тенденций в области воспитания.
Некоторые родители полагаются и следуют воспитательным положениям семьи Никитиных, в которых отстаивается необходимость наиболее раннего интеллектуального воспитания, либо идеи о том, что научиться плавать ребенок должен раньше, чем научиться ходить.
В некоторых семьях следуют идеям всепрощения, что, согласно позиции родителей, реализует эффективную воспитательную стратегию.
Без сомнений, каждая из этих воспитательных систем обладает собственными ценными находками, а также большое количество полезных и важных положений. Однако некоторым родителям свойственно следовать определенным идеям и воспитательным концепциям чрезмерно точно, без критического осмысления, не вникая в сущность того, что не ребенок создан для системы воспитания, а система воспитания создана для развития личности ребенка.
Примечательно, что родители, которые следуют реализации воспитательного процесса в стиле функционирования определенной системы обладают рядом схожих личностных качеств между собой, общей для них особенностью является определенная невнимательность к индивидуальности психологического облика собственного ребенка.
В заметках на тему «Характеристика моего ребенка» таким родителям свойственно, на неосознанном уровне описание не особенностей характера, вкусов и привычек собственных детей, сколько описание средств воспитания своего ребенка.
Средство развития черт личности
Родители могут выстраивать собственную систему воспитания таким образом, чтобы у его ребенка обязательно были сформированы определенные «ценные» качества.
Родители могут быть уверены в том, что их дети обязательно должны вырасти смелыми, добрыми и эрудированными.
В ситуациях, когда ценности и установки родителей вступают в противоречие либо возрастным возможностям ребенка, либо его индивидуально-психологическим особенностям, вопросы независимости личности ребенка становятся наиболее острыми.
Так, может казаться, что в случае, когда в качестве единственного, либо основного воспитательного мотива является потребность в эмоциональных контактах, либо потребность в достижениях, либо потребность в смысле жизни, процессы воспитания реализуются на укороченных дистанциях и ребенок может быть ограничен в собственной самостоятельности.
При этом, реализуя определенную систему воспитания, когда мотивы воспитания отстраняются непосредственно от личности ребенка и дистанция может быть любого уровня, такие положения определяются не столько личностными убеждениями родителей, либо индивидуально-личностными особенностями ребенка, сколько положениями о воспитании конкретной системы воспитания.
Вопросы независимости отчетливо проявляются и в этом случае, так как она выражается в виде отсутствия у ребенка свободы в области проявления характерных для него качеств.
Таким образом, сверхценные идеи и мотивы родителей в области воспитания в значительной мере препятствуют свободному развитию талантов, склонностей ребенка, а также делают развитие ребенка более сложным, нарушая, и в некоторых случаях искажая при этом гармонию развития.
Основные функции семьи
Что такое семья?
Семья — это малая социальная группа, ячейка общества, которая основана на браке и кровном родстве, а ее члены связаны общим бытом и ответственностью друг перед другом.
Есть и второе определение. Семья — это социальный институт, с помощью которого люди удовлетворяют важнейшие человеческие потребности.
В жизни каждой семьи есть несколько этапов. Разберем их в таблице.
Важно помнить, что у каждой семьи свой путь, и не обязательно она будет проходить через все этапы. К примеру, бывают бездетные пары, которых не коснется 2,3 и 4 ступени. О них мы поговорим чуть позже.
Какие функции выполняет семья?
Давайте разберемся, почему люди начали создавать семьи и какую пользу обществу приносят главные функции этого союза.
Человек формируется как личность
Репродуктивная (производственная) функция семьи
Родители воспроизводят население и удовлетворяют личное желание продолжить род
Хозяйственно-экономическая (бытовая) функция семьи
Члены семьи вместе ведут домашнее хозяйство, ухаживают за детьми и пожилыми родственниками, распределяют семейный бюджет
Функция первичного социального контроля (регулятивная)
Человек учится жить в обществе на примере родителей
Члены семьи морально поддерживают друг друга, помогают справиться с трудностями
Люди в семье получают одинаковый социальный статус в обществе по их национальности, религии и т. д.
Члены семьи защищают друг друга физически, морально и экономически
Человек перенимает нормы морали и нравственности от родителей
Досуговая функция семьи
Люди в семье проводят время вместе, могут иметь общие интересы
В браке люди удовлетворяют сексуальные потребности друг друга
Какими бывают семьи и отношения в них?
Как мы отмечали раньше, семьи бывают разные. Давайте разберемся в их видах и критериях, которые отличают эти малые социальные группы друг от друга.
Традиционная — решения принимает мужчина.
Эгалитарная — мужчина и женщина вместе принимают решения.
Распределение домашних обязанностей
Патриархальная — домашними обязанностями занимается женщина, но работает и ответственность за семью несет мужчина.
Матриархальная — домашними делами занимается мужчина, но работает и ответственность за семью несет женщина.
Эксплуататорская — работают оба супруга, но домашними делами занимается женщина.
Партнерская — домашние дела, работу и ответственность за семью супруги делят поровну.
Нуклеарная — состоит из супругов и их детей.
Расширенная — состоит из супругов, их детей и родственников, которые живут с ними.
Полигамная — у мужа есть несколько жен, либо у жены — несколько мужей.
Бездетная — у пары нет детей.
Малодетная — у супругов есть 1–2 ребенка.
Многодетная — у пары есть 3 и более детей.
Полная — у детей в семье есть оба родителя.
Неполная — у детей в семье есть только один родитель.
Авторитарная — родители — главный авторитет, дети обязаны выполнять их требования.
Либеральная — интересы одного члена семьи стоят выше интересов других людей и общества в целом.
Демократическая — дети и родители сотрудничают и договариваются.
Открытая — семья общается и проводит время с другими людьми, а не только между собой.
Закрытая — семья проводит досуг в своем внутреннем кругу.
Теперь давайте разберемся в отношениях семей разных типов. То, как люди будут ощущать себя в этом союзе, зависит от его психологического климата.
Психологический климат — это условия, которые возникают в семье и зависят от отношений между ее членами. Они влияют на психологическое самочувствие человека, а также сплачивает членов семьи, либо отталкивает их друг от друга.
Всего бывает 2 вида психологического климата — теплый и тяжелый. Разберем их все в таблице.
Виды психологического климата
Забота, внимание, сотрудничество
Семья наполнена любовью, ее члены доверяют, уважают и понимают друг друга
Безразличие, неуважение чужих границ, эгоизм
В семье напряженная атмосфера, частые конфликты, мало совместных положительных эмоций
Что такое семейный долг?
Семья — это не только опора, защита, но и ответственность людей друг перед другом. Для этого явления есть специальный термин — семейный долг. Разберемся в нем подробнее.
Семейный долг — это нравственные требования к людям внутри семьи и личные правила, которые ее члены договариваются соблюдать.
Виды семейного долга
Долг родителей перед обществом
Долг родителей перед детьми
Долг детей перед родителями
Заботиться о детях и создавать комфортные условия для их развития
Распределить между собой равные права и обязанности в воспитании детей, заботиться об их здоровье, психологическом развитии, защищать и материально обеспечивать до 18 лет
Во взрослом возрасте заботиться о родителях, их благополучии и семейном быте
Как развиваются современные семьи?
Со временем общество меняется, а вместе с ним — и представления людей о том, какой должна быть семья. В XXI веке наметились тенденции, которые меняют привычный взгляд на этот союз.
Положение женщин в семье меняется, т. к. растет их авторитет в обществе.
Традиционных или патриархальный семей становится все меньше.
На первый план выходят партнерские семьи, в которых супруги делят между собой обязанности, вместе принимают решения и поддерживают друг друга.
Разрушается многопоколенная (или расширенная) концепция семьи, когда все родственники живут под одной крышей.
Преобладают нуклеарные семьи, которые состоят из супругов и детей.
Понятия «брак» и «семья» становятся менее связаны. Многие люди годами живут вместе и воспитывают общих детей без штампа в паспорте.
Растет количество разводов, неполных семей и повторных браков.
Проверь себя
Давайте проверим, как хорошо вы усвоили материал об основных функциях семьи и других ее характеристиках. В этом блоке мы собрали 5 заданий, которые помогут узнать это.
Задание 1
Рассмотрим вымышленную ситуацию.
Михаил и Оксана не женаты, но живут вместе уже 10 лет и в строгости воспитывают общего ребенка — 5-летнего Сашу. В одной квартире с ними живет Антонина Васильевна — мать Оксаны. Сама Оксана занимается воспитанием сына, хозяйничает по дому и вечером подрабатывает мастером ногтевого сервиса. Михаил же работает таксистом и не помогает Оксане с домашними делами, потому что это, по его мнению, не мужское дело. Он зарабатывает меньше гражданской супруги, но все равно принимает все решения и считает себя главой семьи.
Подумайте и отнесите эту семью к какому-либо типу по категориям, которые мы изучили в статье. Предположите: какой психологический климат может царить в этом союзе? Аргументируйте свое мнение.
Задание 2
Ниже мы перечислили 5 утверждений об основных функциях семьи в жизни общества и других ее характеристиках. Разделите их на верные и неверные.
Тот или иной психологический климат — это результат отношений между членами семьи.
По количеству детей семьи делятся на 2 группы.
Родители обязаны содержать своего ребенка материально до 16 лет, пока он не найдет работу.
При рождении ребенок перенимает социальный статус своих родителей.
Все семьи проходят одинаковый жизненный цикл.
Задание 3
Еще раз перечитайте раздел о функциях и чертах современных семей. Подумайте, какие из них вы считаете положительными, а какие — отрицательными? Аргументируйте ответ.
Задание 4
Подумайте, почему в наши дни устарела расширенная модель семьи, которая была повсеместной в обществе раньше? Расскажите о своем отношении к этой тенденции.
Задание 5
Расскажите о своем отношении к понятию «семейный долг». Как к нему относятся в вашей семье?
Семья — не только часть жизни каждого человека, но и тема ряда вопросов на ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию. Если вы хотите подтянуть знания по этому предмету и получить больше баллов на экзамене, советуем позаниматься с грамотным наставником. Мы создали курсы по обществознанию, которые помогут заполнить пробелы, стать увереннее в себе и подготовиться к экзамену без стресса. Попробовать обучение на платформе Skysmart можно на бесплатном вводном уроке.