В чем заключается воспитательная функция
Воспитательная функция
Вы будете перенаправлены на Автор24
Воспитывающий характер обучения
Обучение носит воспитывающий характер. Между воспитанием и обучением существует тесная взаимосвязь, которая является объективной закономерностью.
При этом воспитание в обучении реализуется под влиянием внешних факторов, таких как семья, микросреда и других. Это превращает воспитание в более сложный процесс.
Воспитательная функция обучения заключается в том, что в процессе обучения закладываются нравственные, эстетические представления, формируется система взглядов на мир, обретается способность придерживаться определенных норм поведения в обществе и законов. Именно в процессе обучающей деятельности формируются потребности человеческой личности, мотивы социального поведения и деятельности, мировоззрение, ценности.
Факторы воспитания в процессе обучения
Основным воспитывающим фактором обучения является содержание образования.
При этом учебные предметы обладают разным воспитательным потенциалом. У эстетических и гуманитарных дисциплин он значительно выше. Предметное содержание данных областей имеет больше возможностей для формирования личности. Следует отметить, что автоматического воспитания эти предметы, как и другие не несут.
Содержание обучающего материала может по-разному восприниматься учениками. Это обусловлено имеющимся уровнем воспитанности, социальной, психологической и педагогической ситуации обучения, особенностями коллектива, а также выбором времени и места обучения. Содержание предметов естественнонаучного цикла способствует формированию мировоззрения, цельной картины мира в сознании детей и выработке на основании этого взглядов на жизнь.
Второй фактор воспитания в процессе обучения – это характер общения педагога и учеников, психологический климат в коллективе, взаимодействие всех участников обучения, принятый стиль руководства познавательной деятельностью учеников.
Готовые работы на аналогичную тему
В современной педагогике наиболее эффективным стилем общения педагога признается демократический стиль, соединяющий в себе гуманное и уважительное отношение к ученикам, предоставление им определенной доли самостоятельности, привлечение их к непосредственной организации обучения.
При этом демократический стиль отводит учителю руководящую роль в процессе обучения. Для реализации воспитательной функции обучения педагогу необходимо не просто знать об объективной связи обучения и воспитания, а отбирать и анализировать учебный материал с позиции его воспитательного потенциала, строить процесс обучения и общения так, чтобы он стимулировал личностное восприятие информации обучающимися, вызывал их активное оценочное отношение к материалу, формировал их интересы и потребности. Процесс обучения для реализации воспитательной функции педагогу необходимо специально проанализировать и проработать его во всех компонентах.
Особенности воспитания в процессе обучения
Следует отметить, что воспитание осуществляется не только в образовательном учреждении. Поэтому не следует полностью подчинять процесс обучения воспитательным целям. Следует создавать условия для благоприятного формирования личности ребенка, оставив при этом ему право и самостоятельность в анализе окружающей действительности и в выборе системы взглядов. Многие направления в педагогике придерживаются мнения, что школа должна только давать информацию, а не формировать взглядов учащихся. Отчасти это утопичная позиция, так как любая система обучения формирует личность учащегося прямо или косвенно.
Не только воспитание зависит от обучения, но здесь имеется и обратная зависимость. Она выражается в том, что обучение невозможно без наличия определенного уровня воспитанности, наличия навыков общения, желания учиться, принятия учащимися общественных этических норм.
Воспитательная функция обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность и педагогическое значение воспитательной функции обучения
Воспитательная функция обучения – это ориентация учебно-воспитательного процесса на формирование духовно-нравственных качеств личности, эстетических норм поведения и системы мировоззрения, а также развитие способности следовать основным моральным нормам поведения и нести ответственность за свои действия и поступки.
Процесс обучения, помимо своего основного целевого назначения – формирование системы знаний и навыков в различных направлениях деятельности, характеризуется также, воспитательной направленностью. Процесс воспитания находится в неразрывной связи с процессом обучения. При этом, воспитание относится к сложным, трудоемким направлениям педагогической деятельности, подверженным воздействию внешней среды и, испытывающий воздействие ее факторов.
В процессе обучения, происходит воспитание личностных потребностей в различных направлениях деятельности, формируются мотивы общественного поведения, деятельности и поступков, развиваются представления о ценностях и складываются ценностные ориентации, идеология, убеждения, мировоззрение.
Содержание процесса обучения представляет собой его воспитывающий фактор. Однако, каждая учебная дисциплина наделена разными воспитательными возможностями. Содержание гуманитарных дисциплин обладает более расширенными воспитательными возможностями. Это связано с тем, что литература, музыка, история, рисование способствуют привитию художественного вкуса, любви к прекрасному, почитанию искусства. Это развивает эстетические качества личности, формирует ее чувственную и эмоциональную сторону. Что касается естественно-научных дисциплин, то они помогают сформировать представления об устройстве мира, развить идеологию, гражданскую позицию и жизненные взгляды.
Методы, применяемые в ходе обучения, оказывают не менее значимое воспитательное воздействие. Они позволяют сформировать навыки построения коммуникативных связей, создать комфортные условия для развития психологических аспектов личности, развития познавательной активности.
Готовые работы на аналогичную тему
Воспитательная функция педагога в процессе обучения
Процесс обучения характеризуется двусторонней связью между его субъектами – педагогом и учащимися. Каждый из них выполняет свою функциональную роль в процессе обучения и воспитания.
Педагогу отводится главная миссия в выборе содержания обучения, его методов и форм организации, средств и технологий воспитательного воздействия. Педагог передает знания учащимся, которые составляют основу их убеждений и идеологии, формируя ценностные ориентации личности, направленность ее деятельности, поведений и поступков в различных областях жизнедеятельности.
В задачу педагога входит перевод знаний в форме убеждений личности, посредством тщательного раскрытия их научной сущности и показа их соответствия реалиям жизни. Педагог должен показать учащимся, что знания, по своей сути, правдивы и отражают естественные жизненные процессы и явления.
Педагог осуществляет перевод научных знаний в духовный, нравственный, мировоззренческий аспект, что развить их воспитательные возможности и укрепить воспитательный потенциал. Также, педагог должен связать знания с научно-технической деятельностью, отождествляя их необходимость для развития прогресса общества, технологическим развитием производства, чтобы помочь учащимися в профессиональном становлении, выборе будущей линии поведения.
Чтобы сформировать пути выбора профессиональной карьеры, педагоги проводят ознакомление учащихся с фундаментальными основами, которые состоят из знаний о современных профессиях.
Только, посредством организации оптимального педагогического процесса и создания условий для его эффективного протекания, педагог может развить воспитательное воздействие научных знаний и придать им нравственное значение. Для этих целей, знания применяются для ознакомления ребенка с эстетическим устройством мира, усвоения системы человеческих ценностей и жизненных ориентиров. Дети изучают основные эстетические категории, знакомятся с понятием прекрасного и ужасного, трагического, драматического, комического. Педагог должен обладать развитым эстетическим чувством, чтобы умело и успешно преподнести учащимся эстетическое содержания научных знаний и всего учебно-воспитательного процесса.
Педагог должен обладать навыками преподнесения различных фактов, разделов научного знания, исторических фактов и ценностей в таком виде и форме, чтобы заинтересовать учащихся, увлечь их и заставить осознать значимость и важность добытого знания.
В процессе усвоения знаний, педагог помогает детям развить мыслительные процессы, а, следовательно, и все психические. Знания помогают сформировать навыки функционального мышления, которое в процессе обучения помогает детям проводить сравнительные характеристики объектов, процессов и явлений, сопоставлять их и анализировать их эффективность. В следствие чего, происходит не просто формирование системы знаний и навыков, но и происходит воспитание духовной стороны личности, формирование ее основных психических и нравственных качеств.
Взаимосвязь между ведущими функциями процесса обучения
В процессе образовательной деятельности функциональная роль обучения сводится к выполнению им трех основных функций:
Эти функции неразрывно связаны и функционирует в единстве. Характер их единства является диалектическим.
Практическая реализация образовательной функции происходит посредством:
Данные положения определяют перечень требований, предъявляемых к процессу обучения, его организации и способам проведения.
Воспитательная функция — Связь между образовательной, развивающей и воспитательной функциями обучения
Процесс обучения носит также и воспитывающий характер. Педагогическая наука считает, что связь между воспитанием и обучением является объективной закономерностью, также как связь между обучением и развитием. Однако воспитание в процессе обучения осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда и пр.), что делает воспитание более сложным процессом. Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.
Воспитывающим фактором обучения является прежде всего содержание образования, хотя не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал. У гуманитарных и эстетических дисциплин он выше: преподавание музыки, литературы, истории, психологии, художественной культуры в силу предметного содержания этих областей представляет больше возможностей для формирования личности. Однако нельзя утверждать об автоматизме воспитания на этих предметах. Содержание учебного материала может вызывать неожиданные, противоположные замыслу реакции учеников. Это зависит от уже имеющегося уровня воспитанности, социально-психологической, педагогической ситуации обучения, от особенностей класса, места и времени обучения и пр. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла наряду с гуманитарными предметами в большей мере способствует формированию мировоззрения, единой картины мира в сознании учащихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.
Вторым фактором воспитания в процессе обучения, если не считать систему методов преподавания, тоже в известной мере влияющую на формирование учащихся, является характер общения учителя и школьников, психологический климат в классе, взаимодействие участников процесса обучения, стиль руководства учителем познавательной деятельностью учеников. Современная педагогика считает, что оптимальным стилем общения учителя является демократический стиль, который соединяет в себе гуманное, уважительное отношение к учащимся, предоставляет им известную самостоятельность, привлекает их к организации процесса обучения. С другой стороны, демократический стиль обязывает учителя осуществлять руководящую роль и деятельность в процессе обучения.
Следовательно, для реализации воспитательной функции обучения учителю недостаточно знать об объективном характере связи обучения и воспитания. Чтобы оказывать формирующее воздействие на учащихся в обучении, учитель должен, во-первых, анализировать и отбирать учебный материал с точки зрения его воспитательного потенциала, во-вторых, так строить процесс обучения, чтобы стимулировать личностное восприятие учебной информации учениками, вызывать их активное оценочное отношение к изучаемому, формировать их интересы, потребности, гуманистическую направленность. Для реализации воспитательной функции процесс обучения должен быть специально проанализирован и разработан учителем во всех его компонентах.
Надо, однако, помнить, что воспитание учащихся осуществляется не только в школе и не заканчивается в ней. Поэтому не рекомендуется полностью подчинить процесс обучения целям воспитания. Необходимо создавать условия для благоприятного формирования школьников, оставив им право, свободу и самостоятельность в анализе действительности и выборе системы взглядов. Не случайно некоторые направления в педагогике (например, экзистенциализм) считают, что школа не должна формировать взглядов учащихся, а только давать информацию для их свободного выбора. Думается, что это утопия: как уже было сказано, любая система обучения прямо или косвенно формирует личность ученика.
Следует также иметь в виду, что не только воспитание зависит от обучения, но и наоборот: без определенного уровня воспитанности, желания ученика учиться, наличия элементарных навыков поведения и общения, принятия учащимися этических норм общества невозможно обучение. Подтверждением этому служит отсев педагогически запущенных учеников из школы.
Связь между образовательной, развивающей и воспитательной функциями обучения
Итак, педагогической наукой выделены три функции обучения. Они находятся в сложно переплетающихся связях, взаимообусловленности: одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно условием активизации первопричины. В этом выражается диалектический характер их единства.
Функции обучения реализуются на практике, во-первых, комплексом задач урока, включающих в себя задачи образования, воспитания и развития школьников; во-вторых, таким содержанием деятельности учителя и учащихся, которое бы обеспечило реализацию всех трех видов задач с учетом того, что на каждом этапе урока какие-то из них будут решаться в большей или меньшей мере; в-третьих, единство этих функций осуществляется сочетанием разнообразных методов, форм и средств обучения; в-четвертых, в процессе контроля и самоконтроля за ходом обучения и при анализе его результатов одновременно оцениваются ход осуществления всех трех функций, а не одной из них (Ю.К. Бабанский). Этим определяется ряд требований к обучению, выполнение которых, согласно современной дидактике, делает его более успешным и качественно новым.
Воспитательная функция фольклора
Задачи и функции воспитательной работы классного руководителя
Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
Сейчас имеется несколько типов классного руководства:
— учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;
— классный руководитель, преподающий отдельную школьную дисциплину, то есть имеющий минимальную учебную нагрузку. Их также называют классными дамами, кураторами (лат.: попечитель, лицо, которому поручено наблюдение за какой-либо работой);
— классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель);
— в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также тьютера (лат.: защитник, покровитель, опекун). Тьютер может иметь минимальную учебную нагрузку.
В последнее время классного руководителя все чаще именуют классным воспитателем.
Функции, права и обязанности классного руководителя при всех версиях названия этой должности примерно одинаковы.
Поскольку деятельность школы регламентируется ее Уставом, то деятельность классного руководителя тоже основывается на этом документе.
Цель деятельности классного руководителя — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
— формирование и развитие коллектива класса;
— создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
— формирование здорового образа жизни;
— организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
— защита прав и интересов обучающихся;
— организация системной работы с обучающимися в классе;
— гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
— формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
— организация социально-значимой творческой деятельности обучающихся.
Функции процесса обучения
Процесс обучения направлен на осуществление ряда функций:
• развивающей.
Образовательная функция обучения – направлена на формирование знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности.
• Знание – это процесс понимания и сохранения в памяти учебной информации в виде фактов, понятий, правил, формул, теорий и т.д., а так же последующее их воспроизведение.
В процессе обучения, все полученные учащимися научные знания должны стать их достоянием, войти в структуры жизненного опыта. Реализация данной функции способствует обеспечению полноты, осознанности, систематичности полученных знаний, их действенности и прочности. Важным является то, что одновременно с получаемыми учащимися знаниями по основам наук и видами деятельности, необходимо овладеть способами из осознанного применения и оперирования, с целью решения разнообразных жизненных ситуаций.
• Умение – это способность оперировать полученными знаниями, выполнять с их помощью операции или действия.
По своей природе умения – это владение различными способами применения знаний в практической деятельности. Умение позволяет использовать полученные ранее знания при выполнении заданий, упражнений, решения различных ситуаций, а также в решении практических жизненных задач.
• Навык – это доведенное до автоматизма и совершенства умение, посредством выполнения однотипных задач и упражнений, выполнение которого не требует от исполнителя сознательной деятельности.
Навыки необходимы для того, чтобы полноценно и качественно занимается различными видами деятельности, не задумываясь над выполнением элементарных действий. Пример навыка – это письмо, чтение и т.п.
Воспитательная функция обучения – направлена на формирование у учащихся научного мировоззрения, понимания законов природы, мышления, нравственных и эстетических представлений, а также овладение правилами и нормами поведения в обществе.
Во время обучения формируются такие качества личности учащегося как социальное поведение, ценностные ориентации, мотивы деятельности и т.д. Основные воспитательные возможности в процессе обучения заложены в учебном материале.
В общем же каждый учебный предмет имеет определенный воспитательный потенциал. Это связано в первую очередь с тем, что процессы обучения и воспитания взаимосвязаны между собой. То есть при обучении происходит становление и развитие личности, воспитание в ней определенных качеств, необходимых для полноценного члена общества.
Аналогично и в процессе воспитания осуществляется обучение учащегося, воспитание у него различных личностных качеств. Все учебные дисциплины способствуют формированию и расширению мировоззрения учащегося, его кругозора, представление об общей картине мира, на основании чего вырабатывается личностная основа взглядов на собственную жизнедеятельность.
Воспитательное воздействие на ребенка в процессе обучения, так же оказывает личность педагога, сверстников, ближайшего окружения, психологический климат в коллективе. Таким образом, обучение всегда воспитывает, но не всегда в нужном направлении и не автоматически. Именно поэтому функция воспитания должна быть организована и реализована педагогом, исходя из поставленных учебных задач. Развивающая функция обучения Одновременно с образовательной и воспитательной функцией обучения, немаловажное значение имеет развивающая функция.
Развивающая функция обучения – направлена на полноценное и всестороннее развитие личности учащегося. Развитие осуществляется во всех направлениях — речевое, мышление, сенсорная и двигательная сферы личности, эмоционально-волевая область и т.д.
Эффективно организованный процесс обучения автоматически влечет за собой процесс развития учащегося. Способствуют развитию содержание процесса обучения, используемые педагогом методы, средства и формы обучения. Несмотря на то, что правильно организованный процесс обучения всегда влечет за собой развитие, реализация данной функции будет успешнее в случае специальной направленности на развитие учащихся. Развивающая функция подразумевает, что в процессе обучения, представляемый педагогом учебный материал постепенно усложняется, тем самым осуществляется не только усвоение новой информации, но развитие личности учащихся.
Таким образом, для того, чтобы обучение было целенаправленно развивающим необходимо постоянное осознанное усложнение содержания учебного материала. В настоящее время существует множество технологий, успешно реализующих развивающую функцию обучения.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения
СОДЕРЖАНИЕ
2. Функции процесса обучения:……………………………………..4
2.1 Образовательная функция………………………………. 5
2.2 Воспитательная функция…………………………………6
2.3 Развивающая функция…………………………………….7
3. Связь между образовательной, развивающей и воспитательной функциями обучения…………………………………………………………7
5. Список использованной литературы……………………………..12
1. Введение
Обучение как общественное явление есть целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение младшим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Оно обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. В этом заключается его объективное назначение в обществе.
Цель реферативного исследования: изучить ведущие функции процесса обучения в современном педагогическом процессе и рассмотреть связь между функциями процесса обучения.
Актуальность и цель исследования позволили сформулировать задачи:
2. Проанализировать связь между образовательной, развивающей и воспитательной функциями обучения в педагогическом процессе.
2. Функции процесса обучения.
2.1 Образовательная функция.Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике.
Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Это требует такой организации процесса обучения, чтобы из содержания учебного предмета, отражающего соответствующую область научного знания, не выпадали элементы, важные для понимания основных идей и существенных причинно-следственных связей, чтобы в общей системе знаний не образовывались незаполненные пустоты. Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и прокладывало бы путь к освоению последующего.
Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших, как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.
Умение, как умелое действие, направляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, т.е. автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.
Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организацией самостоятельной работы, конспектирования и др.
2.2 Воспитательная функция. Воспитывающий характер обучения – отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных, этических и других понятий, норм и требований.
Обучение воспитывает всегда, но не автоматически, и не всегда в нужном направлении. Поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного предмета, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих её успешность.
3. Связь между образовательной, развивающей и воспитательной функциями обучения
Итак, выделенные педагогической наукой три функции обучения, находятся в сложно переплетающихся связях, взаимообусловленности: одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно условием активизации первопричины. В этом выражается диалектический характер их единства. Функции обучения реализуются на практике, во-первых, комплексом задач урока, включающих в себя задачи образования, воспитания и развития школьников; во-вторых, таким содержанием деятельности учителя и учащихся, которое бы обеспечило реализацию всех трех видов задач с учетом того, что на каждом этапе урока какие-то из них будут решаться в большей или меньшей мере; в-третьих, единство этих функций осуществляется сочетанием разнообразных методов, форм и средств обучения; в-четвертых, в процессе контроля и самоконтроля за ходом обучения и при анализе его результатов одновременно оцениваются ход осуществления всех трех функций, а не одной из них (Ю.К. Бабанский). Этим определяется ряд требований к обучению, выполнение которых, согласно современной дидактике, делает его более успешным и качественно новым.
Для понимания роли обучения как средства образования, воспитания и развития человека важнейшее значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических навыков и умений творческой деятельности. Обучение оказывает более широкое влияние на личность. Дело в том, что знания, как предмет усвоения, имеют три взаимосвязанные стороны: теоретическую (факты, теоретические идеи и понятия); практическую (навыки и умения применения знаний в различных жизненных ситуациях); мировоззренческо-нравственную (заключенные в знаниях мировоззренческие и нравственные идеи). Это означает, что в процессе обучения одновременно происходит обогащение личности новыми научными знаниями определенного образовательного уровня, развитие ее интеллектуальных и творческих способностей, а также формирование мировоззрения и нравственной культуры.
Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения реализуются в единстве, что позволяет говорить о них как о принципе педагогической деятельности, который требует специальных усилий педагогов, чтобы его обеспечить. В этом случае обучающая деятельность педагога должна быть спроектирована и осуществлена так, чтобы ее содержательная и процессуальная стороны, реализуемые в преподавании и учении, выполняли функции, определяемые потребностями личности, общества и государства. Как известно, в состав содержания образования кроме традиционно предусмотренных знаний, умений и навыков включаются также и элементы, отражающие опыт творческой деятельности и опыт личностного отношения к системе общественных ценностей. Все эти элементы передаются учащимся именно в процессе обучения. Передавая опыт эмоционально-ценностного отношения, педагог реализует воспитывающую функцию обучения. Именно в ходе обучения можно целенаправленно формировать определенные качества личности ученика. Это может осуществляться, например, путем включения в учебный материал проблем, вызывающих у учащихся затруднения, преодоление которых способствует становлению и развитию соответствующих черт их характера.
Однако применения только учебных средств недостаточно для формирования поведения ученика в реальных жизненных ситуациях. Если образовательная функция опосредована множеством заранее запланированных, в известной мере, искусственных учебных ситуаций, то воспитательная имеет реальное, жизненное содержание. Вот почему специально проводимая воспитательная работа нужна потому, что путем обучения передаются не сама определенная деятельность и формы отношений, а их идеальная модель, общие принципы, нормы. Реализация воспитательной функции в обучении придает ему своеобразное качество, обозначаемое в педагогической литературе понятием «воспитывающее обучение». При этом под ним понимается такое обучение, при котором достигается органичная связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу.
Взаимосвязь обучения и воспитания с точки зрения организации педагогической деятельности определяется тем, что в воспитании главное приобретение воспитанниками личного жизненного опыта. В связи с этим существуют разные трактовки различий между обучением и воспитанием, предполагающие и разные пути объединения их в единый процесс. Согласно одной точке зрения, обучение обслуживает познавательную деятельность и играет ведущую роль в формировании мировоззрения, а воспитание (в узком смысле) направлено главным образом на организацию трудовой, общественной и другой деятельности и формирует нормы нравственности и права. Другая позиция исходит из определения воспитания (в широком смысле) как целенаправленной, специально проектируемой и организуемой деятельности по приобщению человека к жизни общества.
Двумя составляющими этой деятельности являются обучение как деятельность по передаче социального опыта обучающими посредством преподавания и его усвоение обучающимися в ходе учения, и воспитание (в узком смысле) как деятельность по непосредственному включению обучаемых и воспитуемых в жизнь. В педагогической действительности эти виды деятельности сливаются. Однако обеспечить такое единство можно только путем специально организованного учебного процесса. Это же касается и реализации развивающей функции, придающей учебному процессу специфическое качество «развивающего обучения», которое ориентирует педагогическую теорию и практику на совершенствование физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей. Для реализации рассмотренных функций обучения у педагогов и учеников должна быть сформирована соответствующая потребность, в основе которой находится мотив учебной деятельности (учения).
4. Заключение.
Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения (учебный процесс). Современная дидактика подчеркивает, что задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Обучение комплексно влияет на личность, несмотря на то что образовательная функция более всего специфична для этого процесса. Заметим, что грани между образованием, воспитанием и развитием в их узком смысле весьма относительны и некоторые аспекты их взаимно перекрещиваются.
Все функции обучения нельзя представлять себе как параллельно осуществляемые, неперекрещивающиеся линии в потоке влияний учебного процесса. Все они находятся в сложно переплетающихся связях: одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно условием активизации первопричины.
Аналогично функциям элементы учебного процесса надо рассматривать в закономерной взаимосвязи. Цель обучения определяет его содержание. Цель и содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм стимулирования и организации обучения. По ходу обучения необходим текущий контроль и регулирование процесса. Наконец, все компоненты процесса обучения в своей совокупности обеспечивают определенный результат.
В зависимости от специфики задач обучения, возможностей учеников, уровня их отношения к учению те или иные компоненты процесса будут применяться в большей или меньшей степени, а порой и вообще отсутствовать. Таким образом, необходимо творчески подходить к проектированию процесса обучения, не допускать шаблонного, независимо от конкретной ситуации, их применения.
5. Список литературы.
2. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. – 464с.
3. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов/ Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.; Под ред. Ю. К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., Просвещение, 1988. – 479 с.
4. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. Н. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М.: Школа- Пресс, 1997. – 512с.
5. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник: Книга1: Общие основы. Процесс обучения. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 576 с.