В чем заключается воспитательное воздействие при занятиях физической культурой
Воспитательное воздействие физической культуры и спорта
Физическая культура и спорт – действенное средство воспитания личности. В этом нас убеждают многочисленные примеры из практики спорта. Однако, к сожалению, имеются и негативные явления в поведении отдельных спортсменов различного ранга – от учащегося ДЮСШ до всемирно известных мастеров. Такие факты свидетельствуют о том, что занятия спортом не всегда правильно воспитывают молодежь. Главная причина здесь кроется не в самом спорте, а в личности спортивных наставников – тренеров и преподавателей физического воспитания, в их умении использовать спорт как средство воспитания. В качестве примера для начинающих тренеров можно привести работу заслуженного тренера СССР В. С. Растороцкого, который с помощью гимнастики воспитывал личность. Спортивные результаты, как он считает, не главное в работе со спортсменами. Поэтому тренеры и считают, что он больше педагог, чем тренер. В то же время по числу подготовленных им чемпионов мира и Олимпийских игр он стоит, как говорят в спорте, «на пьедестале».
Можно выделить два типа спортсменов: человек долга и человек-одиночка. Общее для них то, что они умеют побеждать себя и соперников. Но мотивы их спортивной борьбы и занятий спортом противоположны. Человек долга (Л. Турищева, В. Борзов, Ю. Власов и многие другие) руководствуется чувством ответственности перед тренером, коллективом, Родиной: Для человека-одиночки характерны отрицательные мотивы: злость, неприязнь к сопернику, граничащая с ненавистью; противопоставление себя окружающим; желание добиться победы любой ценой. И, что не менее важно, им подражают некоторые юные спортсмены.
Разделение спортсменов на такие типы – результат воспитательной работы тренера, а вернее, его упущений в работе со спортсменами. И это не случайно, ведь и среди тренеров выделяются такие же типы. Следовательно, спорт может оказывать самое различное влияние на формирование личности. Занятия спортом могут воспитать и целеустремленного коллективиста, и носителя индивидуалистической психологии, который использует спорт как сферу личной выгоды, наживы.
При каких же условиях спортивная деятельность становится воспитывающим фактором? Анализ психолого-педагогической литературы, а также многолетние наблюдения за спортсменами позволяют выделить следующее.
1 Занятия физической культурой и спортом должны носить общественно полезный характер. Занимающиеся обязаны осознавать, что результаты их спортивной деятельности имеют определенную общественную ценность, приносят пользу коллективу, стране. Занятия спортом – не только личное дело спортсмена, но и решение важной государственной задачи – подготовки людей к труду и защите Родины.
2 Главным результатом спортивной деятельности должен быть педагогический компонент, а не биологический. Спорт должен использоваться не просто для развития силы, а для разумного применения. С помощью физических упражнений должны развиваться интеллектуальные способности, нравственные качества, на основе которых совершенствуются волевые и физические качества.
3 Спортивная деятельность должна быть инициативной и творческой. В этом случае у занимающихся формируется самостоятельное принятие учебных задач за собственные, что будет способствовать формированию личности. Предъявляемые некоторыми тренерами такие требования, как «сказал, значит, делай», «я лучше знаю, что тебе надо делать и сколько» и т. п. не принесут должного воспитательного эффекта.
4 Занятия физической культурой и спортом должны быть интересными. Если у занимающихся сформирован глубокий и устойчивый интерес к спорту, то это уже залог его воспитательного воздействия. Любовь к спорту заставляет занимающихся отказываться от вредных привычек и воспитывать у себя многие положительные качества. Особенно важно сформировать интерес к спорту у начинающих спортсменов, так как их спортивная деятельность не всегда мотивируется осознанием ее общественной важности. Занятия спортом должны быть удовольствием и игрой, а не кропотливой трудоемкой работой, которая для начинающих спортсменов неинтересна.
5 Используемые в спортивной деятельности наказания не должны вызывать у занимающихся отвращения к спортивному наставнику и самой деятельности. Прежде чем применить какое-либо наказание, педагог должен точно знать, какова будет реакция его воспитанника. В противном случае могут возникнуть нежелательные последствия (неприязнь к педагогу, уход из коллектива, уход из спорта). Вряд ли будет уместным, и уж, конечно, не принесет положительного эффекта удаление занимающихся с занятия.
6 Воспитатель сам должен быть воспитан. Этот общеизвестный тезис педагогики имеет неоценимое значение в работе с юными спортсменами, которые буквально впитывают в себя черты характера, походку, манеру обращения и т. д. своего спортивного наставника. А тренеры и преподаватели физического воспитания зачастую это забывают. В спортивной практике сильно заметно, как воспитанники повторяют своего тренера в жизни. У них такое же поведение, отношение к товарищам, вещам и труду. Поэтому начинающий тренер должен это знать и стремиться к нравственному самосовершенствованию. Будучи сам воспитанным, он может потребовать соблюдения определенных норм поведения от своих воспитанников.
7 Только в сплоченном коллективе с высоко развитым общественным мнением могут сложиться благоприятные предпосылки для воспитания молодежи.
8 Многие цели воспитания в спортивной деятельности достигаются при условии учета возрастных особенностей личности.
При соблюдении перечисленных условий спортивная деятельность становится важным фактором в воспитании подрастающего поколения.
2.3. Воспитательное воздействие физической культуры и спорта
Физическая культура и спорт – действенное средство воспитания личности. В этом нас убеждают многочисленные примеры из практики спорта. Однако, к сожалению, имеются и негативные явления в поведении отдельных спортсменов различного ранга – от учащегося ДЮСШ до всемирно известных мастеров. Такие факты свидетельствуют о том, что занятия спортом не всегда правильно воспитывают молодежь. Главная причина здесь кроется не в самом спорте, а в личности спортивных наставников – тренеров и преподавателей физического воспитания, в их умении использовать спорт как средство воспитания. В качестве примера для начинающих тренеров можно привести работу заслуженного тренера СССР В. С. Растороцкого, который с помощью гимнастики воспитывал личность. Спортивные результаты, как он считает, не главное в работе со спортсменами. Поэтому тренеры и считают, что он больше педагог, чем тренер. В то же время по числу подготовленных им чемпионов мира и Олимпийских игр он стоит, как говорят в спорте, «на пьедестале».
Можно выделить два типа спортсменов: человек долга и человек-одиночка. Общее для них то, что они умеют побеждать себя и соперников. Но мотивы их спортивной борьбы и занятий спортом противоположны. Человек долга (Л. Турищева, В. Борзов, Ю. Власов и многие другие) руководствуется чувством ответственности перед тренером, коллективом, Родиной. Для человека-одиночки характерны отрицательные мотивы: злость, неприязнь к сопернику, граничащая с ненавистью; противопоставление себя окружающим; желание добиться победы любой ценой. И, что не менее важно, им подражают некоторые юные спортсмены.
Разделение спортсменов на такие типы – результат воспитательной работы тренера, а вернее, его упущений в работе со спортсменами. И это не случайно, ведь и среди тренеров выделяются такие же типы. Следовательно, спорт может оказывать самое различное влияние на формирование личности. Занятия спортом могут воспитать и целеустремленного коллективиста, и носителя индивидуалистической психологии, который использует спорт как сферу личной выгоды, наживы.
При каких же условиях физкультурно-спортивная деятельность становится воспитывающим фактором? Анализ психолого-педагогической литературы, а также многолетние наблюдения за спортсменами позволяют выделить следующие условия.
1. Занятия физической культурой и спортом должны носить общественно полезный характер. Занимающиеся обязаны осознавать, что результаты их спортивной деятельности имеют определенную общественную ценность, приносят пользу коллективу, стране. Занятия спортом – не только личное дело спортсмена, но и решение важной государственной задачи – подготовки людей к труду и защите Родины.
2. Главным результатом физкультурно-спортивной деятельности должен быть педагогический компонент, а не биологический. Физические упражнения должны использоваться не просто для развития силы, а для разумного их применения. С помощью физических упражнений должны развиваться интеллектуальные способности, нравственные качества, на основе которых совершенствуются волевые и физические качества.
3. Физкультурно-спортивная деятельность должна быть инициативной и творческой. В этом случае у занимающихся формируется самостоятельное принятие учебных задач за собственные, что будет способствовать формированию личности. Предъявляемые некоторыми педагогами, тренерами такие требования, как: «Я сказал, значит, делай», «я лучше знаю, что тебе надо делать и сколько» и т. п. – не принесут должного воспитательного эффекта.
4. Занятия физической культурой и спортом должны быть интересными. Если у занимающихся сформирован глубокий и устойчивый интерес к спорту, то это уже залог его воспитательного воздействия. Любовь к физическим упражнениям заставляет занимающихся отказываться от вредных привычек и воспитывать у себя многие положительные качества. Особенно важно сформировать интерес к физической культуре и спорту у младших школьников, так как их физкультурно-спортивная деятельность не всегда мотивируется осознанием ее общественной важности. Занятия физической культурой и спортом должны быть удовольствием и игрой, а не кропотливой трудоемкой работой, которая для начинающих спортсменов неинтересна.
5. Используемые в физкультурно-спортивной деятельности наказания не должны вызывать у занимающихся отвращения к спортивному наставнику и самой деятельности. Прежде чем применить какое-либо наказание, педагог должен точно знать, какова будет реакция его воспитанника. В противном случае могут возникнуть нежелательные последствия (неприязнь к педагогу, уход из коллектива, уход из спорта). Вряд ли принесет положительный эффект, например, удаление занимающихся с занятия.
6. Воспитатель сам должен быть воспитан. Этот общеизвестный тезис в педагогике имеет неоценимое значение в работе с юными спортсменами, которые буквально впитывают в себя черты характера, походку, манеру обращения и т. д. своего спортивного наставника. А тренеры и преподаватели физического воспитания зачастую это забывают. В спортивной практике сильно заметно, как воспитанники повторяют своего тренера в жизни. У них такое же поведение, отношение к товарищам, вещам и труду. Поэтому начинающий педагог, тренер должен это знать и стремиться к нравственному самосовершенствованию. Будучи сам воспитанным, он может потребовать соблюдения определенных норм поведения от своих воспитанников.
7. Только в сплоченном коллективе с высокоразвитым общественным мнением могут сложиться благоприятные предпосылки для воспитания молодежи.
8. Многие цели воспитания в физкультурно-спортивной деятельности достигаются при условии учета возрастных особенностей личности.
При соблюдении перечисленных условий физкультурно-спортивная деятельность становится важным фактором в воспитании подрастающего поколения.
Воспитательное воздействие физизической культуры и спорта
Для педагогов, имеющих отношение к сфере физической культуры и спорта, это означает серьезный пересмотр устоявшихся приоритетов в работе. Гуманистическая установка в ней (использование главной движущей силы развития личности – потребности в росте во всех аспектах понятия) становится ведущей для получения конкретных показателей физического и духовного развития занимающихся и достижения высокого спортивного результата.
Формирование духовных ценностей в сфере физической культуры и спорта происходит в обучении (при усвоении определенных знаний, умений и навыков) и в воспитании (при постижении практики отношения к окружающему миру), научно организованном и направленном на создание должной среды при условии управления разными видами деятельности воспитанников.
Воспитательная деятельность,или воспитательная работа,– традиционный вид педагогической деятельности. Она осуществляется в целостном педагогическом процессе, имеет общие с ним характеристики и свои отличия, придающие ей определенную направленность:
– специфичность цели – осуществление “социальной наследственности”, в ходе которой достигается максимальное развитие общественно ценной и неповторимой личности;
– двусторонность – совместные действия педагога и воспитанников на основе равенства позиций;
– многосторонность – педагогическое руководство развитием всей системы отношений воспитанников с окружающим миром;
– закрытость – принятие педагогом решений на основе “внутреннего” анализа педагогических ситуаций;
– личностный характер – обоснование деятельности личными качествами педагога, его отношением к окружающей действительности и ценностными ориентациями;
– ансамблевость – взаимодействие педагога с педагогическим коллективом для достижения конечной цели;
– творческий характер – соответствие результатов деятельности объективному критерию новизны;
– определенные трудности в учете результатов – временная отдаленность получения “продуктов” деятельности педагога.
Воспитательная деятельность строится как система: она состоит из множества компонентов, находящихся в определенных отношениях, связях друг с другом и образующих целостность.
Воспитательная система создается усилиями всех участников педагогического процесса: педагогами, воспитанниками, родителями и др. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их оптимальной реализации, организуется деятельность.
Воспитательная система проходит в своем развитии этапы становления, отработки, окончательного оформления и возможной перестройки в условиях “кризиса” системы. Успешность движения от одного этапа к другому зависит от характера управленческой деятельности, включающей в себя изучение и оценку эффективности воспитательной системы, технологию ее создания и совершенствования.
Система, в условиях которой находятся занимающиеся физической культурой и спортом, отвечает всем требованиям существующих воспитательных систем. Она обладает обязательным набором элементов (структурных компонентов), устойчивостью и стабильностью. Вместе с тем эта система имеет и свои особенности. Особенности связаны со спецификой предназначенности системы и касаются:
– объекта педагогического воздействия – воспитанников, находящихся в сфере физической культуры и спорта;
– предмета совместной деятельности – воспитанников, выступающих не только субъектами, но и объектами ее;
– воспитательных целей (в физической культуре – формирование всесторонне развитой личности воспитанника с оптимизацией ее физического развития; в спорте – формирование всесторонне развитой и социально-конкурентоспособной личности воспитанника, успешной в избранном виде спорта);
– средств педагогической коммуникации – речевых, неречевых и комбинированных сигналов, максимально способствующих эффективному взаимодействию педагога с воспитанниками.
В структуре воспитательной деятельности заключены общепедагогические компоненты, представляющие собой самостоятельные виды труда и составляющие их действия:
– гностический – научный поиск, восприятие и отбор информации педагогического характера;
– проектировочный – представление о педагогических задачах и стратегии их достижения;
– конструктивный – конструирование деятельности и активности воспитанников с учетом поставленных целей;
– коммуникативный – установление целесообразных отношений педагога с воспитанниками;
– организаторский – обеспечение слаженности работы педагога и воспитанников;
– рефлексивный – подведение итогов деятельности (анализ и оценка ее результатов).
Компоненты проявляются в работе педагогов всех специальностей. Их осуществление предполагает владение соответствующими умениями, позволяющими строить воспитательный процесс системно и технологично.
Многообразие умений в рамках современных концепций деятельности педагога описали Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.К. Маркова и др. В их модели включены группы умений, которые соответствуют функциям педагогической деятельности и применимы для воспитания. Умения охватывают различные сферы: постановку и предвосхищение цели и задач (умение видеть проблему, умение изучать ситуацию и др.), реализацию учебно-воспитательного процесса (умение учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанника, умение использовать обучающе-воспитывающие формы и др.), психолого-педагогическое обеспечение деятельности (умение находить применение возможностям воспитанника, умение отбирать коммуникативные средства и др.), оценивание педагогического труда (умение обнаруживать связи между целью и результатом деятельности, умение оценивать свой профессионализм и др.).
Формирование умений как основы профессиональной деятельности спортивного педагога – длительный процесс. Он идет на протяжении всей трудовой жизни, потому что подтверждать свою педагогическую компетентность специалисту приходится постоянно. Это напрямую связано с объективными преобразованиями, происходящими в функционировании педагогических систем.
Новые требования к уровню подготовки специалистов, изменения в объекте (занимающихся) учебно-воспитательного воздействия, современные образовательные технологии заставляют преодолевать сложившиеся стереотипы. В интенсивности этого процесса проявляется зрелость и одаренность спортивного педагога. Способные к педагогическому труду быстро осваивают новые программы и соответствующие им технологии. Малоспособные идут к цели медленно, профессионализму их учит опыт других.
Педагогическая деятельность во всех своих проявлениях (преподавание, воспитательная работа и др.) базируется на законах общения. От того каковы стилистические особенности этого общения, зависит эффективность всего учебно-воспитательного процесса, а значит, и развитие личности в целом.
Стили общения принято классифицировать. Применительно к педагогическому руководству используют понятие об авторитарном, демократическом и попустительском стилях. Впервые такую классификацию предложил немецко-американский психолог Курт Левин (1890-1947). Авторитарный стильпредусматривает жесткое управление, оправданное лишь при отдельных обстоятельствах и критических ситуациях. Попустительский (либеральный) стильоснован на самоустранении от ответственности за происходящее. Обобщенную характеристику демократического стиля общения определяют уважение (признание важности другого человека), неприкосновенность (понимание автономности индивидуального в личности) и признание (отношение к человеку как к данности). Предпочтительность демократического стиля в педагогической деятельности прослеживается и доказана на разных возрастных группах, начиная от детей и кончая взрослыми.
Обретение спортивным педагогом собственного стиля общения с воспитанниками – процесс сложный, тесно связанный с формированием его индивидуальности в целом. Верно найденный, он позволяет находить такие формы педагогического взаимодействия, которые способны решать многие педагогические задачи: обеспечивать общее продуктивное самочувствие, избегать конфликтных противоречий, оказывать адресное воспитательное влияние и др.
Успешность воспитания зависит от знания объекта педагогического воздействия. Основоположник научной педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) по этому поводу говорил так: если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна узнать его во всех отношениях.
Основным способом получения нужной педагогической информации является диагностика. Представляя собой совокупность педагогических средств, она помогает изучить личность воспитанника, обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход в процессе воспитания для более эффективной реализации его основных функций.
Специфика деятельности в сфере физической культуры и спорта обусловливает свой характер и способы получения профессиональной информации. Спортивному педагогу приходится пользоваться различными видами диагностики, владеть методами социологического, педагогического, психологического и отчасти медицинского исследований. Таким образом он получает сведения стратегического (о состоянии норм и отклонений в развитии личности конкретного воспитанника-коллектива), коррекционного (побуждающие вносить изменения в структуру, содержание, методы работы с воспитанником-коллективом) и прогностического (помогающие обнаруживать и выявлять тенденции развития личности воспитанника-коллектива) порядка. Они позволяют решать педагогические задачи на уровне практической преобразовательно-воспитательной деятельности, на научной основе проверять свои собственные находки и открытия.
Доклад на тему: «Воспитательная работа на уроках физической культуры. Из опыта работы.»
МБОУ Локотская средняя общеобразовательная школа №3
на тему: «Воспитательная работа на уроках физической культуры .
Урок физической культуры в школе является достаточно сложным
учебно-воспитательным процессом. Он является основной формой организации занятий по физическому образованию, воспитанию и развитию детей. Результаты педагогического процесса в физическом воспитании зависят от качества учебной и воспитательной работы проводимой на уроках.
Воспитание равнозначно понятию воспитательная работа.
Под физическим воспитанием понимается специально организованная и планомерно осуществляемая деятельность, сущность которой заключается в управлении физическим развитием и физическим образованием человека.
Задачами физического воспитания являются:
— Содействие правильному физическому развитию организма, укрепление здоровья, воспитание навыков и привычек, соблюдение личной гигиены.
— Вооружение специальными знаниями в области физической культуры.
-Формирование умения и навыков прикладного и спортивного характера.
-Обучение основным видам движений.
-Воспитание положительных чувств и переживаний, связанных с двигательной деятельностью, формированием интересов, желаний и потребностей к систематическим занятиям физическими упражнениями.
-Достижение возможного для каждой возрастной группы уровня развития физической культуры.
-Развитие и воспитание физических, моральных и волевых качеств, обеспечивающих полноценный характер двигательной деятельности.
Формами физического воспитания являются:
-занятия, проводимые по твёрдому расписанию с постоянным контингентом занимающихся;
-физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;
-внеклассные и внешкольные массово-физкультурные мероприятия.
Средствами физического воспитания являются:
-естественные воздействия природы.
Основные положения воспитательной работы предусматривают всестороннее развитие детей:
-формирование их личности в коллективе, жизнь и дела которого строятся на основе самоуправления;
-воспитательные воздействия на формирование морально-волевых качеств;
-доброжелательное отношение к юным талантам, способствующее развитию товарищеских взаимоотношений между ними.
Немаловажное значение в процессе воспитания учащихся имеет чувство коллективизма. Важно в процессе трудовой деятельности отмечать трудолюбие, заинтересованность в ходе общего дела, дисциплинированность, показав и отрицательные стороны.
Существует взаимосвязь физического воспитания с нравственным, умственным, трудовым и эстетическим воспитанием.
Эффективность нравственного воздействия определяется целенаправленной воспитательной работой и потому каждый урок физической культуры должен иметь цели и задачи, направленные не только на физическое совершенствование занимающихся, но и на нравственное воспитание их.
Большое значение в формировании благоприятного психологического климата на уроке имеет создание ситуаций, способствующих раскрытию эмоциональных ресурсов коллектива и усиливающих нравственное воздействие на занимающихся. Очень важно вызвать у них хорошее настроение желательно уже в начале урока. Подвижные и спортивные игры должны стать предметом особого внимания учителя и средством эффективного нравственного воспитания учащихся.
На уроках физической культуры воспитывается внимание, дисциплинированность, воля, аккуратность, бережное отношение к имуществу, а также чувство дружбы, товарищества, целеустремлённость, самостоятельность и настойчивость в преодолении трудностей. Воспитательные задачи должны решаться на каждом уроке.