В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику

Что такое налоговые льготы и какими они бывают

Налоговые льготы считаются инструментом для оздоровления экономики государства. Скидки предлагаются и физическим, и юридическим лицам. Первым они даются для сохранения материального благополучия, вторым – для создания стимула для ведения бизнеса. Льготы способствуют развитию производственных отраслей.

Что собой представляют налоговые льготы

Налоговая льгота – это, по сути, скидка на сумму налогов, предполагающуюся к уплате. Предоставляется она со следующими целями:

Весь перечень льгот перечислен в НК РФ. Некоторые из них оговорены местными нормативными актами.

Классификация

Предоставляемые уступки подразделяются по этим направлениям:

Разновидностей льгот очень много. Только по России их существует в количестве более 200 видов.

Налоговые изъятия

Изъятия позволяют вывести какой-либо объект из зоны обложения налогом. Перечень ситуаций, в которых проводится изъятие, оговорен в главе 25 НК РФ. Не облагаются поощрения, помощь, оказанная вследствие ущерба после ЧП. Все доходы, которые не подлежат обложению, перечислены в статье 217 НК РФ. Рассмотрим их подробнее:

Изъятие может быть постоянным. Подобная уступка также может выдаваться на какой-либо срок.

Налоговые скидки

Налоговые скидки предлагаются с целью снижения налогооблагаемой базы. Подразделяются они на эти типы:

Еще одна классификация:

К СВЕДЕНИЮ! Минимум, не облагаемый подоходным налогом, также будет являться скидкой.

Прочие виды льгот

Существует такая льгота, как освобождение. Представляет она собой непосредственное снижение взносов. То есть уступка предоставляется напрямую, а не косвенно. Подразделяется на эти виды:

Все рассмотренные льготы предоставляются в зависимости от конкретных обстоятельств.

Льготы в форме специальных режимов

Существуют специальные налоговые режимы, называемыми льготными. Полный их перечень оговорен статьей 18 НК РФ. В частности, это:

Рассмотрим особенности каждой из систем:

К СВЕДЕНИЮ! Льготы – это важнейший инструмент для стимулирования бизнеса. Уступки, как правило, предоставляются организациям, занимающимся социально полезной деятельностью. К примеру, льготы получают фирмы, предоставившие рабочие места инвалидам и пенсионерам. Уступки являются способом регулирования обстановки в предпринимательской среде. Так государство поощряет определенные формы деятельности. Предпринимателям становится выгодно, к примеру, осуществлять свою деятельность в сфере культуры.

Источник

В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику

В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику. posobiya po vremennoj netrudosposobnosti i v svyazi s materinstvom budut vyplachivatsya v bezzayavitelnom poryadke460. В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику фото. В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику-posobiya po vremennoj netrudosposobnosti i v svyazi s materinstvom budut vyplachivatsya v bezzayavitelnom poryadke460. картинка В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику. картинка posobiya po vremennoj netrudosposobnosti i v svyazi s materinstvom budut vyplachivatsya v bezzayavitelnom poryadke460

В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику. utverzhden poryadok opredeleniya granic. В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику фото. В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику-utverzhden poryadok opredeleniya granic. картинка В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику. картинка utverzhden poryadok opredeleniya granic

В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику. p1110798(1)(1). В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику фото. В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику-p1110798(1)(1). картинка В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику. картинка p1110798(1)(1)

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику. www garant ru files 8 7 381678 makovlevaee 90. В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику фото. В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику-www garant ru files 8 7 381678 makovlevaee 90. картинка В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику. картинка www garant ru files 8 7 381678 makovlevaee 90

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику. gor doc obzor. В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику фото. В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику-gor doc obzor. картинка В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику. картинка gor doc obzorОбзор документа

Письмо Минфина России от 12 июля 2017 г. № 23-05-07/44458 Об оценке эффективности налоговых льгот и преференций бюджетов бюджетной системы РФ

По вопросу оценки эффективности налоговых льгот и преференций бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Минфин России сообщает следующее.

В целях реализации системного подхода к оценке налоговых льгот и преференций Минфин России считает необходимым осуществлять оценку их эффективности в соответствии с широко распространённой в мировой практике концепцией налоговых расходов.

Под налоговыми и неналоговыми (в части таможенных платежей, страховых взносов и др.) расходами понимаются льготы или освобождения относительно «базовой» структуры налогов (и неналоговых доходов бюджетов бюджетной системы), ведущие к снижению объема собираемых налоговых и неналоговых доходов.

В этой связи Минфином России проведена работа по анализу, инвентаризации и систематизации информации по налоговым льготам, освобождениям и иным преференциям по налогам, сборам и иным платежам, установленным законодательством Российской Федерации. Подготовлена оценка фактических объемов налоговых и неналоговых расходов федерального бюджета за период 2014-2016 годов и оценка их прогнозного объема на период 2017-2020 годов, а также их предварительное распределение в разрезе государственных программ Российской Федерации.

В настоящее время Минфином России ведется работа по установлению системы оценки эффективности налоговых и неналоговых расходов федерального бюджета, аналогичный подход предлагается применять и на уровне субъектов Российской Федерации. В целях оценки эффективности налоговых и неналоговых расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Минфин России рекомендует следующие общие подходы.

Основным принципом распределения налоговых и неналоговых расходов по Программам является соответствие целей указанных расходов приоритетам и целям социально-экономического развития, определенным в Программах. Невозможность отнесения налоговых и неналоговых расходов к конкретной Программе, может свидетельствовать о недостаточной обоснованности, адресности и целесообразности соответствующих расходов. При этом налоговые и неналоговые расходы, которые соответствуют целям государственной (муниципальной) политики, не отнесенным к действующим Программам, относятся к непрограммным налоговым и неналоговым расходам. Отдельные статьи налоговых и неналоговых расходов могут соответствовать нескольким целям социально-экономического развития, отнесенным к разным Программам. В этом случае они распределяются пропорционально вкладу в соответствующие Программы.

Оценка эффективности налоговых и неналоговых расходов производится в два этапа.

На первом этапе производится оценка на предмет соответствия обязательным критериям целесообразности осуществления налоговых и неналоговых расходов (в случае отсутствия системы целеполагания следует принять необходимые изменения в действующие нормативно-правовые документы и определить конкретные цели налоговых и неналоговых расходов).

Обязательными критериями целесообразности осуществления налоговых и неналоговых расходов являются:

соответствие налоговых и неналоговых расходов (в том числе нераспределенных) целям и задачам Программ (их структурных элементов) или иным целям государственной (муниципальной) политики (в отношении непрограммных налоговых и неналоговых расходов);

соразмерные (низкие) издержки администрирования;

востребованность льготы, освобождения или иной преференции;

отсутствие значимых побочных отрицательных эффектов.

Невыполнение хотя бы одного из указанных критериев свидетельствует о недостаточной эффективности рассматриваемых налоговых и неналоговых расходов. В этом случае куратору надлежит рекомендовать рассматриваемую льготу, освобождение или иную преференцию к отмене либо сформулировать предложения по совершенствованию механизма действия льготы, освобождения или иной преференции.

На втором этапе при выполнении всех необходимых критериев целесообразности производится оценка на предмет соответствия критериям результативности налоговых и неналоговых расходов.

Оценка результативности производится на основании влияния льготы, освобождения или иной преференции на результаты реализации соответствующей Программы (ее структурных элементов) либо достижение целей государственной (муниципальной) политики, не отнесенных к действующим Программам (для налоговых и неналоговых расходов, отнесенных к непрограммным).

В качестве критерия результативности определяется как минимум один показатель (индикатор), на значение которого оказывает влияние рассматриваемая льгота, освобождение или иная преференция, и который непосредственным образом связан с показателями конечного результата реализации Программы (ее структурных элементов), либо результата достижения цели, определенной при предоставлении льготы, освобождения или иной преференции (для налоговых и неналоговых расходов, отнесенных к непрограммным или нераспределенным).

Например, в качестве показателей (индикаторов) могут выступать:

доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста (положительная динамика характеризует результативность налоговых льгот, освобождений и иных преференций организациям, использующим труд инвалидов);

удельный вес численности воспитанников частных дошкольных образовательных организаций в общей численности воспитанников дошкольных образовательных организаций (положительная динамика свидетельствует о результативности освобождения от НДС услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных программ).

Оценке подлежит вклад соответствующего налогового (неналогового) расхода в изменение значения соответствующего показателя (индикатора) как разница между значением показателя с учетом наличия налогового (неналогового) расхода и в случае его отсутствия.

В целях проведения сравнительного анализа результативности налоговых и неналоговых расходов с альтернативными механизмами достижения поставленных целей и задач рассчитывается удельный эффект (прирост показателя (индикатора) в расчете на 1 рубль налоговых и неналоговых расходов и на 1 рубль прямых бюджетных расходов (для достижения того же эффекта) в случае применения альтернативных механизмов.

Указанные оценки могут быть осуществлены с использованием методов эконометрического и статистического анализа либо экспертным путем.

На основании оценки результативности делается вывод:

о значимости вклада налоговых и неналоговых расходов в достижение соответствующих показателей (индикаторов);

о наличии (отсутствии) более результативных (менее затратных) альтернативных механизмов достижения поставленных целей и задач.

По результатам оценки эффективности куратор формулирует общий вывод об эффективности соответствующих налоговых и неналоговых расходов и рекомендации по дальнейшему использованию соответствующих льгот, освобождений и иных преференций.

Результаты оценки эффективности налоговых и неналоговых расходов должны учитываться при оценке эффективности реализации соответствующих Программ.

Рекомендуемая структура методики оценки эффективности налоговых и неналоговых расходов.

— «Порядок оценки эффективности установленных (планируемых к установлению) налоговых и неналоговых расходов»;

— «Методика оценки эффективности налоговых и неналоговых расходов»;

— «Результаты оценки эффективности установленных (планируемых к установлению) налоговых и неналоговых расходов».

В разделе «Общие положения» предлагается:

установить определение налоговых и неналоговых расходов;

перечень налоговых и неналоговых расходов по видам и их распределение по государственным программам субъекта Российской Федерации (муниципальным программам);

установить ответственность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (муниципальных органов), курирующих соответствующую сферу деятельности за предоставление необходимой информации для проведения оценки эффективности налоговых и неналоговых расходов в разрезе категорий налогоплательщиков в уполномоченный орган (формы предоставления указанной информации, а также закрепление за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (муниципальными органами) категорий налогоплательщиков могут быть установлены в качестве приложения к методике оценки эффективности налоговых и неналоговых расходов).

В разделе «Порядок оценки эффективности установленных (планируемых к установлению) налоговых и неналоговых расходов» предлагается установить порядок и сроки предоставления необходимой информации для проведения оценки эффективности налоговых и неналоговых расходов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (муниципальными органами) в уполномоченный орган, а также установить сроки для направления соответствующих проектов нормативных правовых актов региона (муниципального образования) об установлении, продлении или отмене налоговых и неналоговых расходов в законодательный орган региона (представительный орган муниципального образования) и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (высшему должностному лицу муниципального образования).

В разделе «Методика оценки эффективности налоговых и неналоговых расходов» предлагается установить качественные и расчетные критерии оценки эффективности налоговых и неналоговых расходов, а также установить значения, при которых налоговые и неналоговые расходы признаются эффективными,

В разделе «Результаты оценки эффективности установленных (планируемых к установлению) налоговых и неналоговых расходов» предлагается установить форму отражения результатов оценки эффективности налоговых и неналоговых расходов по итогам определения качественных и расчетных критериев оценки эффективности налоговых и неналоговых расходов в виде таблицы и аналитической справки.

Обзор документа

Для реализации системного подхода к оценке налоговых льгот и преференций бюджетов Минфин России считает необходимым проводить оценку их эффективности в соответствии с широко распространенной в мировой практике концепцией налоговых расходов.

В настоящее время ведется работа по установлению системы оценки эффективности налоговых и неналоговых расходов федерального бюджета. Аналогичный подход предлагается применять и на уровне регионов.

В рамках оценки налоговых и неналоговых расходов формируется соответствующий перечень. затраты распределяются по программам, устанавливается их стоимостной объем. Рекомендована процедура оценки эффективности налоговых и неналоговых расходов.

Дана типовая структура нормативного правового акта региона (муниципального акта), утверждающая методику оценки эффективности налоговых и неналоговых расходов для установленных (планируемых к установлению) налоговых и неналоговых расходов. Это общие положения; порядок оценки эффективности установленных (планируемых к установлению) налоговых и неналоговых расходов; методика оценки эффективности налоговых и неналоговых расходов; результаты оценки эффективности установленных (планируемых к установлению) налоговых и неналоговых расходов.

Приведено рекомендуемое содержание разделов.

Источник

Налоговые льготы и их влияние на экономическое развитие

Автор: admin · Опубликовано 16.05.2016 · Обновлено 27.09.2017

В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику. lazy placeholder. В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику фото. В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику-lazy placeholder. картинка В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику. картинка lazy placeholder

Налоговые льготы и их влияние на экономическое развитие

Актуальным вопросом для экономической действительности страны является вопрос налоги в льгот, ведь регулирующая функция фискальной политики дискредитирована именно через отечественную практику их предоставления. Такое положение вещей постоянно вызывает теоретические дискуссии о целесообразности и действенности налоговых льгот. С одной стороны, снижение ставок налогообложения и предоставления одинаковых налоговых стимулов для инвестирования не решает проблемы обеспечения мобильности капитала в долгосрочной перспективе, а может только углубить конфликт между традиционными видами экономической деятельности и новой экономикой, для создания которых не хватает ресурсов.

С другой стороны, налоговые льготы при определенных условиях является действенным инструментом поддержки национальной конкурентоспособности и создание нового технологического ядра любой экономической системы, особенно трансформационной. При этом условиями эффективности предоставленных льгот является их жесткое целевое назначение, ограничения во времени и проведения постоянного комплексного мониторинга.

В условиях краткосрочного использования льготы отсутствует ее положительный эффект

А больший срок действия делает злоупотребления и потери эффективности. К тому же, льготы оказывают на субъектов хозяйствования определенный психологический эффект и повышают инвестиционную активность предприятий.

Основным противоречием предоставления налоговых льгот является использование данного средства государственного регулирования для поддержки убыточных предприятий. Официальные льготы, касающиеся как прямых, так и косвенных налогов, установлены в основном для отраслей и производств, стали убыточными и неконкурентоспособными (автомобильная, судостроительная, угольная, газовая промышленность, электроэнергетика и т. д.). Последнее противоречит провозглашенному курсу на инновационное обновление промышленности, тормозит инициативу добросовестных налогоплательщиков, а также ведет к неоправданному сокращению бюджетных поступлений.

В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику. lazy placeholder. В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику фото. В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику-lazy placeholder. картинка В чем заключается воздействие налоговых льгот на экономику. картинка lazy placeholder

Понятно, что льготы должны не только увеличивать прибыль предприятия, остающаяся в его распоряжении, но и стимулировать к реинвестирования прибыли и расширения производства

Поэтому актуальным вопросом остается необходимость целевого использования высвобожденных денежных ресурсов, например, на расширение деятельности, на улучшение технических и качественных характеристик продукции, на обновление основных средств и др. Кроме того, использование налоговых льгот в инновационной сфере необходимо в условиях обеспечения экономического роста страны на инновационной основе.

Несмотря на многочисленные проблемы вокруг налоговых льгот, целесообразно просмотр в ближайшее время на государственном уровне концепции их использования. С целью оптимизации взаимодействия государства и предпринимательского сектора, а также повышение ее эффективности. При этом уточнение перечня отечественных экономических приоритетов развития для определения сфер и отраслей экономики, применения налоговых льгот. В которых будет максимальный экономический или социальный эффект, и проведения анализа предоставленных налоговых стимулов с целью определения оправданности их существования. Это позволит нивелировать негативное отечественную практику их предоставления и создать преференции в сфере налогообложения для обеспечения устойчивого экономического роста.

Источник

«Налоговые льготы и преференции: их влияние на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

Рекомендации

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам 21 июня 2016 года провел заседание «круглого стола» на тему «Налоговые льготы и преференции: их влияние на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

В заседании «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, представители Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, представители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также эксперты.

Обсудив вопросы установления налоговых льгот и их влияния на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В Налоговом кодексе Российской Федерации льготы реализуются в нескольких формах: в виде пониженной ставки в размере 10% вместо стандартной ставки 18% по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС), например, при реализации социально значимых товаров, вплоть до ставки 0% — при экспорте товаров; в форме выведения товаров из объектов налогообложения, например, по налогу на добычу полезных ископаемых метана угольных пластов; освобождения от налогообложения, например, от акцизов ввоза подакцизных товаров в портовую экономическую зону с остальной территории Российской Федерации; путем уменьшения налоговой базы на определенный размер вычетов, например, по налогу на доходы физических лиц в размере 2,0 млн. рублей при приобретении или строительстве жилья.

По данным Счетной палаты Российской Федерации, в результате предоставления различного рода освобождений от уплаты налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации в 2014 году не поступило доходов на сумму более 6,7 трлн. рублей. Сумма предоставленных льгот (преференций) по НДС составила 5 867,6 млрд. рублей, налогу на добычу полезных ископаемых – 420,3 млрд. рублей, налогу на имущество организаций – 191,0 млрд. рублей, налогу на прибыль организаций – 179,5 млрд. рублей, земельному налогу – 55,4 млрд. рублей, налогу на имущество физических лиц – 24,3 млрд. рублей. При этом эта сумма возросла с 2011 года более, чем в 1,5 раза.

Доля выпадающих доходов от применения налоговых льгот к совокупным налоговым поступлениям консолидированного бюджета Российской Федерации с 2011 по 2013 годы увеличилась с 42,8% до 65,1%. В 2014 году она снизилась до 53,5%, что обусловлено в основном, увеличением объема поступления НДС в связи с сокращением сумм возмещенного НДС при одновременном сокращении объема предоставленных преференций по банковским и страховым операциям.

По данным статистической налоговой отчетности, основную долю в общем объеме выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот и преференций занимают освобождения от налогообложения банковских и страховых операций (79,4% в 2014 году). А наибольшее количество льгот и преференций предоставлено федеральным законодательством в 2014 году по налогу на прибыль организаций (108) и НДС (87).

По целям введения налоговые льготы можно разделить на экономические, бюджетные и социальные. Среди них можно выделить те, которые оказывают стимулирующее воздействие на развитие определенных видов деятельности, проектов, территорий и т. п. По данным Счетной палаты Российской Федерации, из 359 налоговых льгот и преференций по состоянию на 1 января 2015 года 152 оказывают влияние на развитие экономики. Имеют социальную направленность и (или) не оказывают стимулирующего воздействия на экономику 142 налоговые льготы.

Министерством экономического развития Российской Федерации давно разработана методика оценки эффективности налоговых льгот. Однако на настоящий момент эта методика еще не утверждена и, соответственно, не применяется. По мнению участников «круглого стола», необходимо ускорить работу в этом направлении.

Кроме того, в связи с отсутствием на федеральном уровне типовой методики оценки эффективности налоговых льгот, предоставленных федеральными законами, и типовых методических рекомендаций по оценке эффективности налоговых льгот субъекты Российской Федерации самостоятельно разрабатывают и применяют различные критерии оценки предоставляемых льгот, а также осуществляют оценку выпадающих доходов при планировании консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Налоговые льготы являются налоговыми расходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. По информации Минфина России, в 2016 году запланированы разработка и утверждение подходов к систематизации налоговых и неналоговых расходов, внедрению их полноценного учета в рамках бюджетного процесса, оценке эффективности и принятию решений об изменении системы существующих налоговых и неналоговых льгот по каждому направлению.

На сегодняшний день уже проведена работа по инвентаризации и систематизации информации по широкому спектру налоговых льгот, освобождений и сборов, а также их отнесению к государственным программам Российской Федерации. Проведенный анализ выявил ряд направлений, по которым необходимо продолжить работу по регулярному учету и оценке эффективности налоговых и неналоговых расходов, совершенствованию отчетности и их полноценному учету в рамках государственных программ.

Потребуется внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части государственных программ, а также в бюджетное, налоговое и таможенное законодательство, в частности:

— ввести понятие «налоговых и неналоговых расходов» в Бюджетный кодекс Российской Федерации;

— законодательно обеспечить учет налоговых и неналоговых расходов в государственных программах Российской Федерации;

— разработать и утвердить общие методические подходы к оценке эффективности налоговых и неналоговых льгот и условия их применения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

— провести оценку востребованности льгот и их влияния на экономический рост с целью принятия решения об их отмене или корректировке.

Участники «круглого стола» обращают внимание на то, что принятие законов о налоговых льготах и преференциях крайне редко сопровождается пояснительными записками с целями, критериями и сроками действия налоговых льгот и преференций, а также финансово-экономическими обоснованиями с указанием ожидаемого эффекта от их введения. Кроме того, ряд действующих налоговых льгот и преференций не были предусмотрены в проектах федеральных законов к первому чтению, а внесены в редакцию законопроектов ко второму чтению.

Так, например, при рассмотрении Федерального закона от 30 сентября 2013 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации» был введен ряд налоговых льгот и преференций, среди которых установлен понижающий коэффициент по налогу на добычу полезных ископаемых, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого, применяемого участником регионального инвестиционного проекта (внесен в редакцию законопроекта только ко второму чтению в Государственной Думе).

Таким образом, необходим более взвешенный подход и тщательное согласование позиций между субъектами законодательной инициативы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях при подготовке изменений федерального законодательства по вопросам совместного ведения Российской Федерацией и ее субъектов в части налоговых льгот.

Серьезной проблемой для консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации являются льготы по региональным и местным налогам, установленные федеральным законодательством. В 2014 году сумма указанных льгот, по данным Минфина России, составила 495,6 млрд. рублей (17,0% налоговых доходов региональных бюджетов). При этом следует иметь в виду, что в этих суммах не учитываются предусмотренные федеральным законодательством возможные изъятия из объектов налогообложения, с учетом которых объем льгот будет еще больше.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в своих постановлениях неоднократно поднимал вопрос о разработке механизма компенсации выпадающих доходов региональных и местных бюджетов от предоставления налоговых льгот, установленных федеральным законодательством, либо об отмене указанных льгот.

С 2013 года началась поэтапная отмена налоговых льгот в отношении имущества субъектов естественных монополий (железнодорожных путей, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи) с постепенным увеличением ставки с 0,4% в 2013 году до 2,2% в 2019 году. А в 2012 году по инициативе членов Совета Федерации был принят федеральный закон, согласно которому были отменены льготы по земельному налогу в отношении участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Однако и сейчас в Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрены федеральные льготы по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогу, что приводит к выпадающим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Участники «круглого стола» отмечают, что такое освобождение от налогообложения является поддержкой отдельных категорий налогоплательщиков за счёт региональных и местных бюджетов, которая осуществляется без целевого характера. В частности, речь идет о льготах по налогу на имущество учреждений уголовно-исполнительной системы, фармацевтических организаций, коллегий адвокатов и адвокатских бюро, автомобильных дорог общего пользования.

В настоящее время Правительством Российской Федерации принято решение о введении до 2018 года ограничений на установление федеральным законодательством новых налоговых льгот по региональным и местным налогам.

Учитывая вышеизложенное, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

рассмотреть вопрос о поэтапной отмене начиная с 2018 года налоговых льгот по региональным и местным налогам, установленных федеральным законодательством, либо компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов от предоставления таких льгот исходя из суммы выпадающих доходов на основании статистической налоговой отчетности за год, предшествующий году формирования проекта федерального бюджета;

— утвердить методику оценки эффективности налоговых льгот, разработанную Министерством экономического развития Российской Федерации;

— подготовить предложения по отмене неэффективных налоговых льгот, а также ввести мораторий на введение новых льгот после завершения работы по их инвентаризации и систематизации;

— разработать проект федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающий исключительное право законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации на установление льгот по региональным налогам и представительных органов муниципальных образований на установление льгот по местным налогам;

— рассмотреть вопрос о сокращении переходного периода применения пониженных ставок налога на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;

— внести предложения по введению ограничений на учет убытков участников консолидированных групп налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций;

— разработать механизм, стимулирующий субъекты Российской Федерации к росту собственного налогового потенциала;

— рассмотреть вопрос о замене налоговых льгот выделением дотаций из федерального бюджета.

2. Законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

проводить мониторинг эффективности действующих и планируемых к введению налоговых льгот и работу по оптимизации их количества.

3. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:

разработать проект федерального закона, уточняющий порядок и периодичность внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации;

внести изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающие обязательное рассмотрение проектов федеральных законов, устанавливающих (отменяющих) льготы по налогам и сборам, либо изменяющих налоговые ставки, на трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *