В чем заключается всеобщность социального обеспечения
Всеобщность и гарантированность социального обеспечения
Всеобщность социального обеспечения выражается в том, что Конституция РФ устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении объективных социально-значимых обстоятельств (социальных рисков) получать определенные виды социальных выплат или услуг и не ограничивает ее по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и другими условиями.
На равных основаниях с гражданами РФ право на социальное обеспечение имеют постоянно проживающие в России иностранные граждане и лица без гражданства, если международным договором или федеральным законом не предусмотрено иное. Постоянно проживающими считаются лица, получившие в установленном законом порядке вид на жительство.
Иностранные граждане, временно находящиеся на территории России, имеют право на социальное обеспечение при наличии соответствующих международных договоров. Беженцам предоставляются лишь отдельные виды обеспечения.
Принцип всеобщности служит базой для реализации права на медицинскую помощь и лечение, на государственную помощь в содержании и воспитании детей.
Но принцип всеобщности нельзя понимать как безусловное право на выплаты, медицинские или социальные услуги. Законодательство определяет условия их предоставления. В частности, право на трудовую пенсию по старости возникает только у лиц, достигших пенсионного возраста при наличии установленного страхового стажа.
При анализе принципа всеобщности большое значение имеет вопрос о круге лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию.
В советский период государственное социальное страхование распространялось только на рабочих и служащих, работавших по трудовому договору, и не охватывало лиц, выполнявших работы и услуги по гражданско-правовым договорам. Поэтому они не имели права на пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам и др.
В статье 1 ФЗ от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» говорится, что обязательное социальное страхование предназначено для компенсации или минимизации «последствий изменения материального и(или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными. и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков…».
Обязательное социальное страхование распространяется не только на наемных работников, но и на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иные категории граждан при условии уплаты ими или за них страховых взносов на соответствующие виды обязательного социального страхования. Так, индивидуальные предприниматели и адвокаты не подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов и др. Но они могут зарегистрироваться в территориальных отделениях ПФР и ФСС, уплачивать взносы в добровольном порядке и в этом случае будут иметь право на указанные пособия. Лица, выполняющие работы или оказывающие услуги по гражданско-правовым договорам, могут быть застрахованы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с указанным договором (ст.5 ФЗ от 24.07.1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). Граждане РФ, работающие за границей, могут добровольно уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование и, таким образом, приобрести право на трудовую пенсию (ст. 29 ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»).
Работа по приведению законодательства в соответствие с принципом всеобщности ведется постоянно.
В частности, федеральные законы от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» не предусматривают возможности приостановления выплаты назначенной пенсии лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, что допускалось прежним законодательством.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. №11-П в стаж профессиональной деятельности должны засчитываться периоды педагогической, лечебной и творческой деятельности, проходившей не только в государственных или муниципальных учреждениях, как это установлено в ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», но и в частных организациях. Необходимые изменения должны быть внесены в Списки соответствующих учреждений (организаций).
Федеральным законом от 03.06.2006 г. №77 во исполнение Определения Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 г. № 231 установлено право отцов инвалидов с детства, воспитавших их до восьмилетнего возраста без матери, на досрочное трудовую пенсию. Ранее такое право имели только матери.
Еще одним примером развития данного принципа может служить совершенствование системы государственных пособий гражданам, имеющим детей. С 1995 г. право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком (рожденным, усыновленным, принятым под опеку) до достижения им возраста полутора лет имеют не только матери, но и отцы, бабушки, дедушки и другие родственники или опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и подлежащие государственному социальному страхованию.
Принцип всеобщности является базовым и при реализации права на государственную социальную помощь малоимущими лицами. Но при этом во внимание принимается уровень индивидуального дохода или среднедушевого дохода семьи
Порядок социального обеспечения неработающих граждан определяется федеральными законами о конкретных видах пенсий, пособий и услу г. Так, в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» право на пособие по безработице имеют и граждане, ранее не работавшие и впервые ищущие работу.
Право социального обеспечения в России
Принцип всеобщности социального обеспечения
Всеобщность социального обеспечения в соответствии с конституционными нормами (ч. 2 ст. 19 и ч. 1 ст. 39) можно определить как равную для каждого возможность получать социальное обеспечение при наступлении обстоятельств, определенных в законе, независимо от паю, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Всеобщность как отраслевой принцип представляет собой преломленное нормами права социального обеспечения отражение общеправового конституционного принципа равенства всех граждан.
Позиция B.C. Аракчеева представляется недостаточно обоснованной, поскольку представление социального обеспечения одним, не ограничивает права других. Право на социальное обеспечение распространяется на всех, а законодательство ставит условия, при которых предоставляются те или иные виды социального обеспечения. По российскому законодательству право на отдельные виды социального обеспечения поставлено в зависимость не только от материального положения получателя, но и от его участия в трудовой или общественно-полезной деятельности, уплаты страховых взносов и других обстоятельств.
Необходимо отметить, что в праве социального обеспечения особый правовой статус имеют беженцы и вынужденные переселенцы. В соответствии с Законом РФ от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» и Законом РФ от 19 февраля 1993 г. №4530-1 «О вынужденных переселенцах» эти лица имеют право на получение социальных пособий.
Всеобщность прослеживается во всех институтах права социального обеспечения. В пенсионном обеспечении принцип воплощается наиболее полно. Всеобщность пенсионного обеспечения соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. В настоящее время любой человек, постоянно проживающий на территории Российской Федерации, обеспечивается пенсией при условии, что он достиг пенсионного возраста, установленного законом, либо признан инвалидом, либо потерял кормильца, на иждивении которого состоял, либо при наличии установленной выслуги лет или специального трудового стажа.
Наряду с трудовыми пенсиями, назначаемыми лицам, застрахованным по обязательному пенсионному страхованию, каждый независимо от его трудовой деятельности имеет право на социальную пенсию. Этот вид пенсий был введен 1 января 2002 г. Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Всеобщность социального обеспечения проявляется и в законодательстве, регулирующем оказание медицинской помощи и лечения. Статья 41 Конституции РФ, ст. 1, 7, 8 Закона РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», ст. 17, 18 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 указывают, что в рамках программ обязательного медицинского страхования медицинская и лекарственная помощь предоставляется всем гражданам РФ. Лица без гражданства и иностранцы, постоянно проживающие в России, имеют такие же права и обязанности как российские граждане.
2. Всеобщность социального обеспечения
На равных основаниях с гражданами РФ право на социальное обеспечение имеют постоянно проживающие в России иностранные граждане и лица без гражданства, если международным договором или федеральным законом не предусмотрено иное. Постоянно проживающими считаются лица, получившие в установленном законом порядке вид на жительство.
Иностранные граждане, временно находящиеся на территории России, имеют право на социальное обеспечение при наличии соответствующих международных договоров. Беженцам предоставляются лишь отдельные виды обеспечения.
Принцип всеобщности служит базой для реализации права на медицинскую помощь и лечение, на государственную помощь в содержании и воспитании детей.
Но принцип всеобщности нельзя понимать как безусловное право на выплаты, медицинские или социальные услуги. Законодательство определяет условия их предоставления. В частности, право на трудовую пенсию по старости возникает только у лиц, достигших пенсионного возраста при наличии установленного страхового стажа.
При анализе принципа всеобщности большое значение имеет вопрос о круге лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию.
В советский период государственное социальное страхование распространялось только на рабочих и служащих, работавших по трудовому договору, и не охватывало лиц, выполнявших работы и услуги по гражданско-правовым договорам.
В статье 1 ФЗ от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» говорится, что обязательное социальное страхование предназначено для компенсации или минимизации «последствий изменения материального и(или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными. и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков…».
Обязательное социальное страхование распространяется не только на наемных работников, но и на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иные категории граждан при условии уплаты ими или за них страховых взносов на соответствующие виды обязательного социального страхования. Так, индивидуальные предприниматели и адвокаты не подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов и др. Но они могут зарегистрироваться в территориальных отделениях ПФР и ФСС, уплачивать взносы в добровольном порядке и в этом случае будут иметь право на указанные пособия. Лица, выполняющие работы или оказывающие услуги по гражданско-правовым договорам, могут быть застрахованы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с указанным договором (ст.5 ФЗ от 24.07.1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). Граждане РФ, работающие за границей, могут добровольно уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование и, таким образом, приобрести право на трудовую пенсию (ст. 29 ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»).
Работа по приведению законодательства в соответствие с принципом всеобщности ведется постоянно.
В частности, федеральные законы от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15.12.2001 г.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. №11-П в стаж профессиональной деятельности должны засчитываться периоды педагогической, лечебной и творческой деятельности, проходившей не только в государственных или муниципальных учреждениях, как это установлено в ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», но и в частных организациях. Необходимые изменения должны быть внесены в Списки соответствующих учреждений (организаций).
Федеральным законом от 03.06.2006 г. №77 во исполнение Определения Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 г. № 231 установлено право отцов инвалидов с детства, воспитавших их до восьмилетнего возраста без матери, на досрочное трудовую пенсию. Ранее такое право имели только матери.
Еще одним примером развития данного принципа может служить совершенствование системы государственных пособий гражданам, имеющим детей. С 1995 г. право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком (рожденным, усыновленным, принятым под опеку) до достижения им возраста полутора лет имеют не только матери, но и отцы, бабушки, дедушки и другие родственники или опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и подлежащие государственному социальному страхованию.
Принцип всеобщности является базовым и при реализации права на государственную социальную помощь малоимущими лицами. Но при этом во внимание принимается уровень индивидуального дохода или среднедушевого дохода семьи
Порядок социального обеспечения неработающих граждан определяется федеральными законами о конкретных видах пенсий, пособий и услу г. Так, в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» право на пособие по безработице имеют и граждане, ранее не работавшие и впервые ищущие работу.
Отраслевые принципы
Основополагающие идеи, руководящие начала системы социального обеспечения, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство права социального обеспечения, а с другой – указывают основные тенденции ее развития (т.е. отраслевые принципы), отражены в законодательстве о социальном обеспечении и прежде всего в Конституции РФ.
Так, в ст. 17, 18, 19, 38, 39, 41 Конституции РФ закрепляется принцип всеобщности социального обеспечения, в ст. 7, 38, 39, 41 – принцип всесторонности и многообразия его видов. Принцип социального обеспечения за счет государственных и общественных средств отражен в ст. 7, 41. Принцип социального обеспечения в размерах, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан, вытекает из содержания ст. 7 Конституции РФ.
Принцип всеобщности социального обеспечения
Конституция РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1, устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др.
В целом право на социальное обеспечение по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех.
Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они предоставляются. Этому не противоречит то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т.д.
Наиболее полно принцип всеобщности воплощен в пенсионном обеспечении. В настоящее время в России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком, и оно реализовано в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права.
Всеобщность социального обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей. Согласно ст. 38, 39 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей. Руководствуясь данной конституционной нормой, был принят Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Согласно преамбуле данного Федерального закона устанавливается единая система государственных пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
В соответствии с российским законодательством каждая семья независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения.
Принцип всеобщности обеспечения закреплен в законодательстве о медицинской помощи и лечении (ст. 41 Конституции РФ, ст. 17, 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Φ3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). В пределах федеральной и территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинская помощь и лечение предоставляются всем гражданам Российской Федерации, при определенных условиях – иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам.
В чем заключается всеобщность социального обеспечения
Конституция Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
В целом право на социальное обеспечение по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они предоставляются. Этому не противоречит то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т.д.
Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. впервые предусмотрел наряду с трудовыми пенсиями (по старости, инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца) право на социальную пенсию любому гражданину, независимо от его трудовой деятельности, ставшему нетрудоспособным в силу старости, наступления инвалидностиС 1 января 2002 г. социальные пенсии назначаются по Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»..
По ранее действовавшему законодательству нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на пенсию в связи с трудовой деятельностью, назначалось ежемесячное пособие при условии, если они не имели источника средств к существованию и родственников, обязанных по закону их содержать. Решение о предоставлении пособия сопровождалось проверкой материального и семейного положения человека.
В настоящее время в России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком, и оно реализовано. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права.
Всеобщность социального обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей Согласно ст. 38, 39 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей. Руководствуясь данной конституционной нормой, Государственная Дума 19 мая 1995 г. приняла Федеральный закон « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Согласно преамбуле Закона устанавливается единая система государственных пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
В соответствии с российским законодательством каждая семья независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения.