В чем заключается взаимосвязь ощущения и восприятия

Ощущение и восприятие

В чем заключается взаимосвязь ощущения и восприятия. oshchushchenie i vospriyatie. В чем заключается взаимосвязь ощущения и восприятия фото. В чем заключается взаимосвязь ощущения и восприятия-oshchushchenie i vospriyatie. картинка В чем заключается взаимосвязь ощущения и восприятия. картинка oshchushchenie i vospriyatie

Психология занимается изучением различных психических явлений, состояний и процессов. С рождением каждый из нас познает мир на всех его уровнях при помощи органов чувств. Мы вдыхаем, осматриваем, осязаем, пробуем, осознаем и т.д. Психологи подразделяют эти процессы на восприятие и ощущение.

Ощущение и восприятие в психологии

Ощущение является первым этапом обработки информации. Выделяют пять основных видов ощущений: обоняние, слух, вкус, осязание и зрение. Без них сознательная жизнь просто невозможна. Субъект просто погрузился бы в сонное состояние. К примеру, ощущение позволяет узнать теплый предмет или холодный, яркий или тусклый, тяжелый или легкий и т.д. Все наши ощущения сиюминутны. Мы активно реагируем на происходящее вокруг, в результате чего у нас двигаются глазные зрачки, сужаются сосуды и напрягаются мышцы. Этот чувственный опыт позволяет получать знания об окружающем мире.

Чем отличается ощущение от восприятия?

Восприятие завершает картину и формирует целостный образ. Оно позволяет получить информацию о предметах и явлениях в целом, т.е. обрабатывает сумму ощущений и формирует результат. При этом восприятие включает информацию на основе прошлого опыта и даже представлений. Оно задействует мышление, внимание, память, моторную сферу, эмоции, особенности личности. К примеру, если мы держим в руке духи, смотрим на упаковку и вдыхаем аромат, целостное впечатление будет называться восприятием. В данном случае будут задействованы такие ощущения как зрение, обоняние и осязание.

Взаимосвязь ощущения и восприятия

В результате возникновения ощущения порождается какое-либо ощущение, например, яркость, сладость или громкость. Восприятие формирует в нашей голове полный образ, что состоит из пазлов ощущений. Для того, чтобы научиться хорошо воспринимать информацию, необходимо уметь осознавать, синтезировать и анализировать признаки материального объекта. Таким образом, отдельные воспринимаемые детали комбинируются в В чем заключается взаимосвязь ощущения и восприятия. oshchushchenie i vospriyatie psihologiya. В чем заключается взаимосвязь ощущения и восприятия фото. В чем заключается взаимосвязь ощущения и восприятия-oshchushchenie i vospriyatie psihologiya. картинка В чем заключается взаимосвязь ощущения и восприятия. картинка oshchushchenie i vospriyatie psihologiyaодно целое, что служит источником нашего опыта. Нарушение ощущений и восприятия заключается в пороге чувствительности. Он может быть пониженным или повышенным по отношению к норме. Лечением подобных явлений занимаются невропатологи.

Каждое живое существо наделено способностью ощущать от рождения. Но восприятием обладают только некоторые животные и люди. Способность воспринимать совершенствуется с течением времени. Это помогает нам лучше понимать те или иные процессы, поэтому важно работать над своим развитием и улучшать восприятие.

Источник

Ощущение и восприятие: чем отличаются друг от друга эти познавательные процессы?

Когда человек контактирует с внешней средой, происходит познавательный процесс. В это время задействуется внимание, память и такие психические функции, как ощущение и восприятие, которые имеют тесную связь, но при этом отличаются.

В чем заключается взаимосвязь ощущения и восприятия. shutterstock 1703008207. В чем заключается взаимосвязь ощущения и восприятия фото. В чем заключается взаимосвязь ощущения и восприятия-shutterstock 1703008207. картинка В чем заключается взаимосвязь ощущения и восприятия. картинка shutterstock 1703008207

Что такое ощущение и восприятие?

Ощущение — это оценка предметов и явлений, отображающаяся в сознании и воздействующая на органы чувств в данный момент. С помощью органов чувств мозг получает информацию об окружающем мире.

Процесс восприятия подразумевает отражение объединенных свойств предметов и явлений во время их влияния на органы чувств. При этом полученная информация объединяется с контекстом благодаря работе мозга.

Психология явлений

Благодаря ощущениям и восприятию человек имеет определенные представления об окружающем мире. Именно с их помощью каждый человек получает информацию о том, что происходит в мире. С помощью восприятия люди могут систематизировать информацию, вводя эти знания в единую психическую систему личности и закрепляя их посредством предметов или явлений.

Познавательный механизм помогает усваивать информацию об окружающим мире, создавая в голове некие ассоциативные связи. К примеру, человек может с легкостью представить, как волны бьются о скалы, или дождь барабанит по подоконнику. Стоит отметить, что процесс познания имеет субъективный характер, так как каждый человек чувствует и воспринимает мир по-разному. Это связано с индивидуальными особенностями склада ума, полученным опытом, чувствами.

Физиологическая составляющая

Ощущение — явление, которым обладают абсолютно все млекопитающие. Данный процесс происходит благодаря рецепторам, которые воспринимают раздражение. По этому критерию ощущение делится на такие виды:

Разница ощущения и восприятия

Разница между ощущением и восприятием состоит в том, что при ощущении человек получает информацию окружающего мира с помощью чувств, а при восприятии уже происходит интерпретация полученной информации в мозге, после чего происходит ее объединение с контекстом. То есть, когда человек смотрит что-то в телефоне, к нему поступает информация в мозг через глаза, а уже восприятие помогает человеку разобраться в том, что именно там изображено.

Если при ощущении человек испытывает отдельные чувства, то восприятие помогает создать некий образ. Кроме того, ощущения чаще всего вызываются автоматически и не требуют применения усилий, в то время, как восприятие предполагает некую активность индивида, чтобы исследовать предмет.

В области психологии существует множество примеров отличия двух понятий. Например, когда человек берет в руки банан, он может увидеть какого он цвета, ощутить его вкус, прочувствовать поверхность. При восприятии эти процессы объединяются, что способствует возникновению определенного образа в голове. Далее информация поступает в мозг и человек уже может говорить о том, что банан является сладким фруктом с определенным запахом и вкусом, а также гладким на ощупь. А если он в дальнейшем увидит другой банан, то свяжет с ним уже полученную информацию.

Для того чтобы восприятие, ощущение и другие функции работали отлично, необходимо постоянно тренировать мозг. Это легко делать с помощью тренажеров Викиум.

Источник

Ощущение и восприятие

В чем заключается взаимосвязь ощущения и восприятия. %D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5. В чем заключается взаимосвязь ощущения и восприятия фото. В чем заключается взаимосвязь ощущения и восприятия-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5. картинка В чем заключается взаимосвязь ощущения и восприятия. картинка %D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5

Каждый день мы переживаем огромное количество ощущений: чувствуем запахи, различаем цвета, температуру, яркость света и многое другое. Что это за особенность нашего организма и как при этом функционирует мозг? Чем ощущение отличается от восприятия? И зачем все это нужно знать? В этой статье мы ответим на эти вопросы.

Что такое ощущение

Ощущение (чувственный опыт) – это психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, влияющих на наши органы чувств. Если говорить проще, то это обнаружение телом внешней или внутренней стимуляции. Например, глаза обнаруживают световые волны, уши обнаруживают звуковые волны.

Процесс ощущения состоит из трех последовательных этапов:

Например, при прикосновении к мягкой ткани механорецепторы (сенсорные рецепторы на коже) отмечают, что ваша кожа была затронута. Затем эта сенсорная информация превращается в нейронную информацию при помощи процесса, называемого трансдукцией. Далее нейронная информация перемещается по нервным путям в соответствующую часть мозга, где ощущения воспринимаются как прикосновение к ткани.

Здесь стоит оговорить два момента. Первый: несмотря на то, что наше тело переживает ощущения 24 часа в сутки, ощущаем мы в конкретный момент лишь что-то одно (при помощи внимания). Через какое-то время можем вспомнить о других ощущениях, вызвав в памяти соответствующий им опыт. Второй: мы не супергерои, поэтому наш чувственный опыт не в состоянии уловить радиоволны, рентгеновские лучи или микроскопических паразитов, ползающих по нашей коже. Мы также не можем уловить все запахи вокруг или распробовать и осознать каждую специю в блюде. В этом плане собаки и другие животные значительно нас превосходят.

Многие психологи задавались вопросом «Как измерить интенсивность ощущения?». Ответ до сих пор не нашли, зато выявили пороги:

Существует несколько теорий, которые помогут нам лучше разобраться с понятием ощущения.

Теория обнаружения сигналов

Вы наверняка были в переполненном зале, где одновременно разговаривало множество людей. Подобные ситуации могут затруднить концентрацию внимания на каком-то одном стимуле, например, на беседе, которую вы ведете с другом.

Мы часто сталкиваемся с подобной сложной задачей: сосредоточить свое внимание на определенных вещах, в то же время пытаясь игнорировать поток информации, поступающей в органы чувств. Когда мы пытаемся противостоять этому, то сознательно принимаем решение о том, что важно для нас, а что является фоновым шумом. Эта концепция называется теорией обнаружения сигналов, потому что мы хотим фокусироваться на чем-то одном, игнорируя все остальное.

Сенсорная адаптация

Вы когда-нибудь задумывались, почему мы сразу замечаем какие-то запахи или звуки, а затем через время словно перестаем их замечать, и они отходят на задний план? Как только мы приспосабливаемся к духам или тиканью часов, то перестаем их распознавать. Этот процесс называется сенсорной адаптацией: наверное, логика эволюции здесь в том, что если стимул не меняется, то зачем нам его постоянно ощущать?

Зачем и как тренировать ощущения?

Если вы будете тренировать ощущения, то значительно прокачаете память. Как вы, возможно, знаете, лучше всего запоминается та информация, которая связана с органами чувств: например, английские слова нужно написать, сделать яркими, может даже «понюхать». А память, в свою очередь, тесно связана с творческим мышлением. Словом, осознанно ощущая, вы развиваете многие когнитивные навыки.

Есть одно простое, но очень эффективное упражнение. Суть его в том, чтобы выделять по пять минут на тренировку одного из чувств:

Вы можете спросить: «Почему в повседневной жизни не происходит тренировки ощущений?». Все дело в том, что мы не делаем это сознательно. Ощущение лишь тогда тренируются, если вы обратили на них внимание. Все остальное словно «пропускается мимо ушей».

Что такое восприятие

Теперь выясним, что такое восприятие и попытаемся понять, как и чем оно отличается от ощущения.

Восприятие (перцепция) – чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным. Если ощущение применяется для того, чтобы обнаружить звуковые волны, то восприятие использует мозг, чтобы интерпретировать звук гитары, например. То, как мы воспринимаем свое окружение – это то, что отличает нас от животных и друг от друга.

Чтобы рассмотреть феномен восприятия, нам нужно поговорить о теориях, которые либо напрямую, либо косвенно с ним связаны.

Принцип гештальта

Немецкое слово «гештальт» примерно переводится как «целое» или «форма», а гештальт-психологи полагают, что целое больше, чем сумма его частей. Согласно теории, чтобы интерпретировать то, что мы получаем при помощи наших чувств, мы пытаемся организовать эту информацию в определенные группы. Это позволяет интерпретировать информацию в будущем без ненужного повторения.

Например, когда вы видите одну точку, то воспринимаете ее как таковую, но когда видите пять точек вместе, то группируете их, говоря «ряд точек». Без такой тенденции наше восприятие этот же ряд будет рассматривать как «точка, точка, точка, точка, точка». При этом сам процесс обработки увеличится примерно в пять раз по времени, а также уменьшает перцептивную способность.

Сохранение постоянства восприятия

Представьте, что если бы каждый раз, когда объект меняется в восприятии, нам приходилось бы полностью его перерабатывать. Например, приближаясь к зданию, с каждым шагом вам приходилось бы переоценивать размер здания, потому что оно становилось больше.

К счастью, этого не происходит. Из-за нашей способности поддерживать постоянство в своем восприятии, мы примерно оцениваем высоту здания, независимо от того, как далеко от него находимся. Перцептивное постоянство относится к нашей способности видеть вещи по-другому, не переосмысливая свойства объекта. Обычно говорят о трех константах: размер, форма, яркость.

Постоянство размеров относится к нашей способности видеть объекты как поддерживающие один и тот же размер, даже на расстоянии. Это справедливо для всех наших чувств. Когда мы отходим от динамика, песня становится мягче. Мы понимаем это и воспринимаем звук примерно таким же громким.

Все видели круглую тарелку. Однако, когда мы смотрим на нее под углом, она больше напоминает эллипс. Постоянство формы позволяет нам воспринимать эту тарелку как круглую, хотя угол, с которого мы смотрим, как кажется, искажает форму.

Постоянство яркости относится к нашей способности распознавать, что цвет остается неизменным независимо от того, как он выглядит при разных уровнях. Эта темно-синяя рубашка, которую вы носили на пляже, внезапно «становится» черной, когда вы заходите в темное помещение. Без постоянства цвета мы будем постоянно переинтерпретировать цвет и будем поражены чудесным преобразованием, которое постоянно «происходит» с нашей одеждой.

Тренировка восприятия

Чтобы тренировать восприятие, нужно в первую очередь осознавать свои чувства и ощущения. А для этого лучше всего подойдет список вопросов. Выпишите их на лист бумаги и задавайте себе несколько раз в день:

Ответы на эти вопросы, которые вы будете давать каждый день, существенно изменят ваше отношение к восприятию, а значит, и прокачают его.

Разница между ощущением и восприятием

Это очень схожие понятия, которые, тем не менее, сильно отличаются. Поэтому давайте выясним, в чем именно.

У нас есть пять различных сенсорных органов (в классическом представлении): глаза, нос, уши, язык и кожа. Они ответственны за то, чтобы воспринимать стимулы вокруг. Сигналы, которые мы получаем из окружающей среды, называются ощущениями. Проще говоря, ощущения – это то, что воспринимают наши органы чувств и передают в мозг. Когда мозг получает стимул, он превращает его в чувства, вкус, звук, зрение и запах. В этой связи восприятие можно даже назвать шестым чувством: это то, как мы формируем мнение о чем-то, что происходит вокруг нас.

Восприятие – это абсолютно личный опыт, тогда как ощущения объективны. Нам может быть холодно (ощущение), но мы заставляем себя поверить в то, что нам тепло (восприятие). Восприятие – это концепция психологическая, ощущения – физиологическая.

У двух разных людей могут быть абсолютно противоположное восприятие при одинаковых ощущениях: вкус еды, восприятии шедевра искусства и так далее.

В этой связи хочется вынести один урок: от восприятия зависит ваш уровень счастья и успех в жизни. Не имеет значения, в каких жизненных обстоятельствах вы сейчас находитесь: научитесь воспринимать их так, чтобы они вызывали оптимизм, желание учиться и развиваться. Помните, что когда два человека смотрят сквозь решетку, то один видит грязь, а другой звезды. Мы биологические существа и сильно зависимы от условий жизни, но нам дала невероятная власть – изменять свое восприятие таким образом, чтобы в любой ситуации быть довольным жизнью и счастливым. А может и нарочно вызывать состояние неудовлетворенности, если это мотивирует нас стать лучше.

Источник

Ощущение и восприятие, их взаимосвязь, различие. Основные свойства образа восприятия.

Значение ощущений и их происхождение. Определение ощущения. Виды ощущений.

Ощущение — это отражение определенных свойств окружающего реального мира, которое возникает путем воздействия на органы чувств и возбуждения в головном мозге нервных центров. Так же как и некоторые другие психические процессы, такие как воображение и внимание, восприятие и память, ощущение относится к их познавательному виду.

Это наиболее простой психический процесс, который представляется в виде продукта переработки центральной нервной системой человека существенных раздражителей. Этот продукт бывает неосознаваемым и осознаваемым и влияет на поведение индивидуума.

Все живые существа, которые имеют нервную систему, владеют способностью ощущать. А представлять окружающий мир с помощью образов способен только человек, а также высшие животные. Ощущения отражают различные свойства среды, которая нас окружает. Их функциональная роль заключается в быстром и своевременном доведении сведений о состоянии внутренней и внешней среды до главного органа — центральной нервной системы человека, которая управляет его деятельностью.

Осуществляется этот психический процесс при помощи наших органов чувств, приспособленных с самого рождения к восприятию и переработке различных видов энергии, которые также выступают в форме раздражителей. Между тем как произошло воздействие раздражителя и тем когда появилось ощущение проходит определенный период времени, иными словами латентный период, когда преобразуется энергия воздействующих стимулов в определенные нервные импульсы. Результатом появления ощущения является чувство.

Классификация ощущений Ч. Шеррингтона:

Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности.

Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, мышц и т. д., называются внутренними рецепторами. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Следует также отметить, что интероцептивные ощущения весьма часто называют органическими.

Проприоцептивпые ощущения передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Описываемая группа ощущений включает ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое, ощущение.

Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини.

Третьей и самой большой группой ощущений являются экстероцептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы:

контактные и дистантные ощущения.

Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание. Дистантныеощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств, К таким ощущениям относятся слух и зрение. Следует отметить, что обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но ‘ в то же время молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происходит контакт обонятельного рецептора, несомненно принадлежат данному предмету. В этом и заключается двойственность положения, занимаемого обонянием в классификации ощущений.

22) Определение ощущения. Количественные характеристики ощущений. Закон Вебера-Фехнера. Адаптация и сенсибилизация.

Ощущение — это отражение определенных свойств окружающего реального мира, которое возникает путем воздействия на органы чувств и возбуждения в головном мозге нервных центров. Так же как и некоторые другие психические процессы, такие как воображение и внимание, восприятие и память, ощущение относится к их познавательному виду.

Примеры относительных порогов ощущений:
— изменение ощущения веса происходит при величине относительного порога, равного 0,02 = 1/50 (это значит, что для появления ощущения изменения веса необходимо исходный вес уменьшить или увеличить на 1/50 часть);
— изменение ощущения высоты звука происходит при пороге 0,003.

Величина порогов обусловлена рядом факторов:
— характером деятельности человека (дегустатору подвластна значительно ббльшая гамма запахов и вкусов, чем остальным людям);
— мотивами и интересами человека (заинтересованность в объекте повышает способность ощущать более слабые входные раздражители);
— возрастом (зрелые годы ухудшают возможности вкусового анализатора);
— уровнем гуманитарного образования и общей культуры (глаз «среднестатистического» японца различает больше оттенков цвета, чем глаз среднего человека мира).

С понятием порога тесно связано понятие «чувствительность». Если у какого-то человека при воздействии слабого раздражителя ощущение появляется раньше, чем у других, то говорят, что он обладает более высокой чувствительностью к раздражителям данной модальности. Различают абсолютную и относительную (разностную) чувствительность.

Абсолютная чувствительность АЧ вводится как величина, обратно пропорциональная абсолютному порогу АП ощущений: АЧ = 1/АП.

Закон Вебера — Фехнера — эмпирический психофизиологический закон, заключающийся в том, что интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности стимула.

В ряде экспериментов, начиная с 1834 года, Э. Вебер показал, что новый раздражитель, чтобы отличаться по ощущениям от предыдущего, должен отличаться от исходного на величину, пропорциональную исходному раздражителю. Так, чтобы два предмета воспринимались как различные по весу, их вес должен различаться на 1/30, для различения яркости двух источников света необходимо, чтобы их яркость отличалась на 1/100 и т. д.

На основе этих наблюдений Г. Фехнер в 1860 году сформулировал «основной психофизический закон», по которому сила ощущения p пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя S:

где S_0 — граничное значение интенсивности раздражителя: если S

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 4776 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Ощущение и восприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 08:45, контрольная работа

Краткое описание

Познавательные процессы – это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и социальной среды. Познавательная сфера личности это: ощущения,
восприятие, воображение, внимание, память, мышление (+творчество и иногда относят интеллект, хотя чаще его относят к способностям), речь.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольная работа по курсу ОП-2.docx

Раздел: «Познавательные процессы»

Тема: Ощущение и восприятие

Познавательные процессы – это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и социальной среды. Познавательная сфера личности это: ощущения,

восприятие, воображение, внимание, память, мышление (+творчество и иногда относят интеллект, хотя чаще его относят к способностям), речь.

Восприятие — это психический процесс, отражающий целостный образ предметов и явлений в сознании человека при их непосредственном воздействии на органы чувств. Суть этого процесса так же, как и процесса ощущения, состоит в отражении реально существующего мира. Понятия “ощущение” и “восприятие” тесно взаимосвязаны между собой.

Четкой границы между процессами нет – они взаимопереходят друг в друга. Однако между ними существуют коренные различия. Содержание ощущений не выходит за пределы элементарных форм отражения и заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего мира. Однако человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Возможно, повторимся, что восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. Но оно не сводится к простой сумме ощущений. Это нечто целое, куда входит и воспроизведенный прошлый опыт, и процессы осмысления того, что воспринимается, и др. психические процессы. Другими словами, восприятие отличается от ощущения тем, что это активный процесс, в результате которого формируется образ объекта. Основным отличием восприятия от ощущения является целостное отображение предмета через отражение всей совокупности его свойств.

Какие виды профессиональной деятельности предъявляют повышенные требования к зрительным, слуховым, осязательным, обонятельным, вкусовым и двигательным ощущениям. Поясните почему.

Такие виды профессий как: ювелиры, парикмахеры, художники-живописцы, косметологи, и водители предъявляют повышенные требования к зрительному процессу. Т.к сама профессия очень связана с отличным-чётким зрением.

Для такой профессии как парфюмер – без хорошего и чуткого обоняния не обойтись!

Основными процессами памяти являются: запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

При запоминании содержание памяти пополняется новой информацией, которая входит в уже существующие у человека системы ассоциативных связей. Под сохранением понимается удержание информации в течение определенного периода времени. Сохранение тесно связано с забыванием. По сути, это две стороны единого процесса: при неполном сохранении говорят о частичном забывании, и наоборот. Забывание проявляется в невозможности восстановить (или даже узнать) ранее известную информацию. Забывание может быть как кратковременным, когда через какое-то время нужный материал воспроизводится человеком, так и продолжительным.

Метод заучивания Эббингауза состоит в том, чтобы добиться полного усвоения испытуемым материала, который требуется заучить. Наиболее часто применяемым критерием усвоения является первое безошибочное воспроизведение материала или, при более строгом подходе, два безошибочных последовательных воспроизведения. В такой форме этот метод применяется исследователями и в настоящее время, однако его следовало бы называть методом последовательных воспроизведений, поскольку он состоит в многократном предъявлении в постоянном темпе определенного материала, чередующемся в период между двумя последовательными предъявлениями воспроизведением удержанных в памяти элементов.

В области памяти этот метод является адекватным при исследовании различных мнемических процессов, охватывающих длительный период времени и требующих строгих критериев научения. Однако здесь следует сделать два замечания: 1) этот метод ставит в более благоприятные условия субъектов, медленно обучающихся, ввиду того что для достижения критерия усвоения им требуется большее число проб по сравнению с быстро обучающимися субъектами, что дает первым возможность дополнительно повторить некоторые элементы материала; 2) применение его в коллективных условиях при наличии группы испытуемых поднимает иногда трудноразрешимые практические проблемы.

P.S. В психологии память называют мнемической деятельностью (по имени богини памяти и матери девяти муз Мнемозины; ей же древнегреческая мифология приписывает изобретение речи и света).

Проиллюстрируйте основные закономерности памяти

(1-2 примера на каждую закономерность)

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Иллюстрация на практике некоторых закономерностей памяти.

Практикум состоит из 7 работ:

Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах.

Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта. С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения.

Формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны. Мы рассмотрим лишь некоторые из них. Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т. е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев, образ древнеегипетского божества (человек с хвостом и звериной головой) и т. д Агглютинация широко используется в искусстве и техническом творчестве. Например, всем известны советы, которые давал Леонардо да Винчи молодым

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *