В чем заключается задача анатомии как науки
Предмет и задачи анатомии, ее место в ряду других биологических
I. Общие теоретические вопросы.
Анатомия, представляет собой один из разделов морфологии, связана общностью научных интересов с рядом других наук, например с гистологией, цитологией, молекулярной биологией, эмбриологий, сравнительной анатомии, антропологий и др.
2. Методы анатомического исследования.Анатомия располагает большим выбором различных методов исследования строения чел-го тела. Выбор метода зависит от задачи исследования. Старейший метод препарирования (рассечения), применяется при изучении внешнего строения и топографии крупных образований. Метод инъекции часто сочетается с рентгенографией, если инъецированная масса задерживает рентгеновские лучи; с просветлением, когда объект после специальной обработки делается прозрачным, а инъецированные сосуды или протоки делаются контрастным, непрозрачным. Расположение к.-л. органа по отношению к др анатомическим образованиям исследуют на распилах замороженного тела, получившие название пироговские срезы. Гистотопографический метод – срезы толщиной неск-ко мкм обработанные гистологическими красителями. По серии гистологических срезов и гистотопограмм можно восстановить изучаемое образование на рисунке или объемно, такое действие представляет собой графическую или пластическую реконструкцию. Для решения ряда анатомических задач применяются гистологические и гистохимические методы, когда объект исследования м.б. обнаружен при увеличениях, позволяющих производить микроскопию. При сканирующей электронной микроскопии получается объемное изображение объекта исследования при малых и больших увеличениях.
3. Основные методологические принципы анатомии: единство организма и Среды, целостность организма, единство строения и функции в индивидуальном и историческом развитии и т.д.Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функции каждого органа и системы органов. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций и строения.
Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом.
Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие, а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).
Задача анатомии — изучение строения тела человека с помощью описательного метода по системам (систематический подход) и его формы с учетом функций органов (функциональный подход). При этом во внимание принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека — индивидуума (индивидуальный подход). Одновременно анатомия стремится выяснить причины и факторы, влияющие на человеческий организм, определяющие его строение (причинный, каузальный подход). Анализируя особенности строения тела человека, исследуя каждый орган (аналитический подход), анатомия изучает целостный организм, подходя к нему синтетически. Поэтому анатомия — не только наука аналитическая, но и синтетическая.
б) постнатальный – делится от рождения до смерти индивида.
В момент зачатия мужская половая клетка – сперматозоид проникает в женскую – яйцеклетку, в результате чего возникает оплодотворенное яйцо – зигота. Она подвергается клеточному делению – дроблению, при котором из одного оплодотворенного яйца образуется множество мелких клеток – бластомеров, формирующих многоклеточную бастулу. Следующая стадия развития – гаструляция – путем деления и дальнейшего перемещения клеток происходит обособление внутреннего зародышевого листка, из которого развивается энтодерма, наружного зародышего листа, идущего на построение эктодермы, мезодермы и хорды, желточного и амниотического пузырьков. Эти пузырьки дают начало внеэмбриональным органам. В конце гаструляции в зародыше можно увидеть осевой комплекс зачатков.
Следующая стадия развития – обособление тела зародыша и формирование зачатков органов.
Последняя стадия эмбриогенеза начинается анатомическое формирование органов и гистологическая дифференцировка составляющих их тканей. Процессы органогенеза рассматриваются при описании отдельных систем органов.
Тело продолжает развиваться, и после рождения человека: растет, изменяется строение и форма органов, их положение и взаимоотношение. Изучение закономерностей анатомического изменения человеческого организма после рождения относится к возрастной анатомии, являющейся одним из направлении анатомии. Существуют индивидуальные различия в строении, форме, положении органов у людей одной и той же возрастной группы. Это обусловлено двумя процессами. С одной стороны, индивидуальные особенности строения тела связаны с тем, что процесс внутриутробного развития протекает по-разному у различных особей в отношении как уровней закладки, скорости развития органов, так и времени их формирования. С другой стороны, индивидуальные различия в строении тела обусловлены влиянием процессов развития органов после рождения, которые зависят от условий жизни данного человека.
5. Понятие об органе, системе органов, аппарате. Организм как целостная система.Орган – целостное образование, имеющее определенные, присущие только ему форму, строение, функцию, развитие и положение в организме. Система органов – совокупность однородных органов, сходных по своему общему строению, функции и развитию. Аппарат органов – функциональное объединения разнородных органов.
Организм – живая биологическая целостная система, обладающая способностью к самовоспроизведению, саморазвитию и самоуправлению. Это обеспечивается: структурным соединением всех частей организма; связью всех частей организма при помощи жидкостей и нервной системы; единством вегетативных и анимальных процессов в организме; единством психического и соматического.
6. Оси и плоскости в анатомии. Линии и области, условно проводимые на поверхности тела, их значение для определения проекций органов на кожные покровы (примеры).Три плоскости: 1) сагиттальная (срединная плоскость) – вертикальная плоскость, посредством которой мы мысленно рассекаем тело в направлении пронизывающей его стрелы спереди назад и вдоль тела, деля таким образом тела на 2 симметричные половины – правую и левую; 2) фронтальная – вертикальная плоскость, под прямым углом к сагиттальной, параллельной лбу, деля тело на передний и задний отделы; 3) горизонтальная – горизонтальная, проходит под прямым углом к сагиттальной и фронтальной плоскостям, делит тело на верхний и нижний отделы.
Обозначение положения отдельных точек: медиальный – то, что располагается ближе к срединой линии; латеральный – то, что лежит дальше от срединной плоскости. Проксимальный – то, что лежит ближе к месту начала конечности у туловища, дистальный – то, что лежит дальше.
Для ориентирования на поверхности груди пользуются проведением вертикальных линий: передняя срединная линия, грудинная линия, среднеключичная (сосковая) линия, окологрудинная линия, передняя подмышечная линия, средняя и задняя подмышечные линии, лопаточная линия.
Живот с помощью двух горизонтальных и двух вертикальных линий делят на 9 областей: надчревье, подреберье, пупочная область и боковая область живота (чревье), лобковая и паховые области (подчревье). Области спины: позвоночная, лопаточная, подлопаточная и дельтовидная.
7. Индивидуальная изменчивость органов. Понятие о вариантах нормы в строении органов и организма в целом. Типы телосложения. Аномалии. Выделяют 3 типа телосложения: 1) долихоморфный – выше среднего роста, относительно короткое туловище, малая окружность груди, средние или узкие плечи, длинные нижние конечности, малый угол наклона таза; 2) брахиморфный – средний или ниже среднего рост, относительно длинное туловище, большая окружность груди, относительно широкие плечи, короткие нижние конечности, большой угол наклона таза; 3) мезоморфный – средний, промежуточный тип телосложения.
Норма – равновесие, достигаемое благодаря определенным морфологическим и функциональным особенностям организма, а соответствующее ему строение тела – нормальное. Т.к. различные факторы внешней и внутренней среды влияют на организм, то строение его отдельных органов и систем варьирует, но эта вариабельность в норме не нарушает установившегося равновесия со средой.
Аномалия – это отклонения от нормы, выраженные в различной степени, т.ж. имеется разновидность, одни являются результатом неправильного развития и не отражаются на функциях, другие сопровождаются расстройством функций организма или отдельных органов или приводят к его полной нежизнеспособности.
8. Краткий очерк истории анатомии. Краткий очерк истории анатомии.Анатомия является одной из древнейших наук. Материальные памятники культуры человека свидетельствует об очень раннем появлении анатомических сведений.Большое влияние на развитие медицины и анатомии оказали ученые Др. Греции. Древним грекам принадлежит заслуга создания анатомической терминологии. Выдающимися представителями греческой медицины и анатомии были Гиппократ, Аристотель и Герофил.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – великий древнегреческий мыслитель. Оставил многочисленные труды: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных» и др.
Герофил (в 340 г. до н.э.) – Он объединил существование анатомические сведения и описал неизвестные для него желудочки мозга и его оболочки, сосудистые сплетения, венозные пазухи твердой оболочки головного мозга, двенадцатиперстную кишку, предстательную железу, семенные пузырьки и др.
В 17 веке в анатомии было сделано несколько крупных открытий. В 1628 г. В.Гарвей (1578-1657) описал большой и малый круг кровообращения, а также основные его законы, положив начало функциональному направлению в анатомии. Г.Азелли описал лимфатические сосуды кишечника, И.Ван Горн обнаружил грудной лимфатический проток, М.Мальпиги открыл кровеносные капилляры.
Лекция «Анатомия как наука»
Предмет, цели и задачи анатомии.
Анатомия, представляет собой один из разделов морфологии, связана общностью научных интересов с рядом других наук, например с гистологией, цитологией, молекулярной биологией, эмбриологий, сравнительной анатомии, антропологий и др.
2. Методы анатомического исследования. Анатомия располагает большим выбором различных методов исследования строения чел-го тела. Выбор метода зависит от задачи исследования. Старейший метод препарирования (рассечения), применяется при изучении внешнего строения и топографии крупных образований. Метод инъекции часто сочетается с рентгенографией, если инъецированная масса задерживает рентгеновские лучи; с просветлением, когда объект после специальной обработки делается прозрачным, а инъецированные сосуды или протоки делаются контрастным, непрозрачным. Расположение к.-л. органа по отношению к др анатомическим образованиям исследуют на распилах замороженного тела, получившие название пироговские срезы. Гистотопографический метод – срезы толщиной неск-ко мкм обработанные гистологическими красителями. По серии гистологических срезов и гистотопограмм можно восстановить изучаемое образование на рисунке или объемно, такое действие представляет собой графическую или пластическую реконструкцию. Для решения ряда анатомических задач применяются гистологические и гистохимические методы, когда объект исследования м.б. обнаружен при увеличениях, позволяющих производить микроскопию. При сканирующей электронной микроскопии получается объемное изображение объекта исследования при малых и больших увеличениях.
3. Основные методологические принципы анатомии: единство организма и Среды, целостность организма, единство строения и функции в индивидуальном и историческом развитии и т.д. Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функции каждого органа и системы органов. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций и строения.
Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом.
Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие, а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).
Задача анатомии — изучение строения тела человека с помощью описательного метода по системам (систематический подход) и его формы с учетом функций органов (функциональный подход). При этом во внимание принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека — индивидуума (индивидуальный подход). Одновременно анатомия стремится выяснить причины и факторы, влияющие на человеческий организм, определяющие его строение (причинный, каузальный подход). Анализируя особенности строения тела человека, исследуя каждый орган (аналитический подход), анатомия изучает целостный организм, подходя к нему синтетически. Поэтому анатомия — не только наука аналитическая, но и синтетическая.
б) постнатальный – делится от рождения до смерти индивида.
В момент зачатия мужская половая клетка – сперматозоид проникает в женскую – яйцеклетку, в результате чего возникает оплодотворенное яйцо – зигота. Она подвергается клеточному делению – дроблению, при котором из одного оплодотворенного яйца образуется множество мелких клеток – бластомеров, формирующих многоклеточную бастулу. Следующая стадия развития – гаструляция – путем деления и дальнейшего перемещения клеток происходит обособление внутреннего зародышевого листка, из которого развивается энтодерма, наружного зародышего листа, идущего на построение эктодермы, мезодермы и хорды, желточного и амниотического пузырьков. Эти пузырьки дают начало внеэмбриональным органам. В конце гаструляции в зародыше можно увидеть осевой комплекс зачатков.
Следующая стадия развития – обособление тела зародыша и формирование зачатков органов.
Последняя стадия эмбриогенеза начинается анатомическое формирование органов и гистологическая дифференцировка составляющих их тканей. Процессы органогенеза рассматриваются при описании отдельных систем органов.
Тело продолжает развиваться, и после рождения человека: растет, изменяется строение и форма органов, их положение и взаимоотношение. Изучение закономерностей анатомического изменения человеческого организма после рождения относится к возрастной анатомии, являющейся одним из направлении анатомии. Существуют индивидуальные различия в строении, форме, положении органов у людей одной и той же возрастной группы. Это обусловлено двумя процессами. С одной стороны, индивидуальные особенности строения тела связаны с тем, что процесс внутриутробного развития протекает по-разному у различных особей в отношении как уровней закладки, скорости развития органов, так и времени их формирования. С другой стороны, индивидуальные различия в строении тела обусловлены влиянием процессов развития органов после рождения, которые зависят от условий жизни данного человека.
5. Понятие об органе, системе органов, аппарате. Организм как целостная система. Орган – целостное образование, имеющее определенные, присущие только ему форму, строение, функцию, развитие и положение в организме. Система органов – совокупность однородных органов, сходных по своему общему строению, функции и развитию. Аппарат органов – функциональное объединения разнородных органов.
Организм – живая биологическая целостная система, обладающая способностью к самовоспроизведению, саморазвитию и самоуправлению. Это обеспечивается: структурным соединением всех частей организма; связью всех частей организма при помощи жидкостей и нервной системы; единством вегетативных и анимальных процессов в организме; единством психического и соматического.
6. Оси и плоскости в анатомии. Линии и области, условно проводимые на поверхности тела, их значение для определения проекций органов на кожные покровы (примеры). Три плоскости: 1) сагиттальная (срединная плоскость) – вертикальная плоскость, посредством которой мы мысленно рассекаем тело в направлении пронизывающей его стрелы спереди назад и вдоль тела, деля таким образом тела на 2 симметричные половины – правую и левую; 2) фронтальная – вертикальная плоскость, под прямым углом к сагиттальной, параллельной лбу, деля тело на передний и задний отделы; 3) горизонтальная – горизонтальная, проходит под прямым углом к сагиттальной и фронтальной плоскостям, делит тело на верхний и нижний отделы.
Обозначение положения отдельных точек: медиальный – то, что располагается ближе к срединой линии; латеральный – то, что лежит дальше от срединной плоскости. Проксимальный – то, что лежит ближе к месту начала конечности у туловища, дистальный – то, что лежит дальше.
Для ориентирования на поверхности груди пользуются проведением вертикальных линий: передняя срединная линия, грудинная линия, среднеключичная (сосковая) линия, окологрудинная линия, передняя подмышечная линия, средняя и задняя подмышечные линии, лопаточная линия.
Живот с помощью двух горизонтальных и двух вертикальных линий делят на 9 областей: надчревье, подреберье, пупочная область и боковая область живота (чревье), лобковая и паховые области (подчревье). Области спины: позвоночная, лопаточная, подлопаточная и дельтовидная.
7. Индивидуальная изменчивость органов. Понятие о вариантах нормы в строении органов и организма в целом. Типы телосложения. Аномалии. Выделяют 3 типа телосложения: 1) долихоморфный – выше среднего роста, относительно короткое туловище, малая окружность груди, средние или узкие плечи, длинные нижние конечности, малый угол наклона таза; 2) брахиморфный – средний или ниже среднего рост, относительно длинное туловище, большая окружность груди, относительно широкие плечи, короткие нижние конечности, большой угол наклона таза; 3) мезоморфный – средний, промежуточный тип телосложения.
Норма – равновесие, достигаемое благодаря определенным морфологическим и функциональным особенностям организма, а соответствующее ему строение тела – нормальное. Т.к. различные факторы внешней и внутренней среды влияют на организм, то строение его отдельных органов и систем варьирует, но эта вариабельность в норме не нарушает установившегося равновесия со средой.
Аномалия – это отклонения от нормы, выраженные в различной степени, т.ж. имеется разновидность, одни являются результатом неправильного развития и не отражаются на функциях, другие сопровождаются расстройством функций организма или отдельных органов или приводят к его полной нежизнеспособности.
8. Краткий очерк истории анатомии. Краткий очерк истории анатомии. Анатомия является одной из древнейших наук. Материальные памятники культуры человека свидетельствует об очень раннем появлении анатомических сведений.Большое влияние на развитие медицины и анатомии оказали ученые Др. Греции. Древним грекам принадлежит заслуга создания анатомической терминологии. Выдающимися представителями греческой медицины и анатомии были Гиппократ, Аристотель и Герофил.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – великий древнегреческий мыслитель. Оставил многочисленные труды: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных» и др.
Герофил (в 340 г. до н.э.) – Он объединил существование анатомические сведения и описал неизвестные для него желудочки мозга и его оболочки, сосудистые сплетения, венозные пазухи твердой оболочки головного мозга, двенадцатиперстную кишку, предстательную железу, семенные пузырьки и др.
В 17 веке в анатомии было сделано несколько крупных открытий. В 1628 г. В.Гарвей (1578-1657) описал большой и малый круг кровообращения, а также основные его законы, положив начало функциональному направлению в анатомии. Г.Азелли описал лимфатические сосуды кишечника, И.Ван Горн обнаружил грудной лимфатический проток, М.Мальпиги открыл кровеносные капилляры.
Лекция. Введение в анатомию.
Лекция № 1 Тема: Введение в анатомию
Предмет, цели и задачи анатомии.
Классификация анатомических наук. Современные принципы изучения анатомии.
Методы изучения анатомии человека.
Краткий исторический очерк развития анатомии.
1. Предмет, цели и задачи анатомии.
Современная анатомия стремится не только описывать факты, но и обобщать их, выяснять не только как устроен организм, но и почему он имеет такое строение. Для ответа на этот вопрос она исследует как внутренние, так и внешние связи организма.
Известно, что все в природе взаимосвязано. Также и живой организм человека является целостной системой. Поэтому анатомия изучает организм не как простую механическую сумму составляющих его частей, не зависимую от окружающей его среды, а как целое, находящееся в единстве с условиями существования.
Анатомия изучает не только строение современного взрослого человека, но и исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии. С этой целью:
• учитываются индивидуальные и половые различия формы, строения и положения тела, составляющих его органов, а также их топографических взаимоотношений.
Для всех позвоночных, в том числе и человека, характерно множество общих признаков строения. Главнейшими принципами или законами, проявляющимися в строении тела человека, являются следующие:
части тела на сегменты (метамеры). Человек, пройдя длительный путь эволюции, сохранил метамерное строение не во всем теле, а только в туловище.
ЗАДА ЧИ СОВРЕМЕННОЙ AHA ТОМИИ:
1.Описание строения, формы, положения органов и их взаимоотношений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей человеческого организма.
2.Изучение взаимозависимостей строения и формы органов с их функциями.
3.Выяснение закономерностей конституции тела в целом и составляющих его частей.
Изучение анатомии в системе высшего физкультурного образования определяется следующими факторами:
во-первых, анатомия, как одна из фундаментальных морфологических наук, имеет общеобразовательное, мировоззренческое и воспитательное значение;
во-вторых, анатомия закладывает фундамент для изучения других медико-биологических и спортивных дисциплин;
в-третьих, анатомия имеет прикладное значение для студентов и тренеров.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ АНАТОМИЧЕСКИХ НАУК Принципы изучения анатомии
Все биологические науки делятся на две большие группы:
Среди морфологических наук выделяют микроскопические, к которым относятся гистология и цитология; а также макроскопические науки, к которым относится анатомия.
Анатомию подразделяют на нормальную, изучающую здоровый организм, и патологическую, изучающую структурные изменения в организме, возникающие в результате болезни.
В свою очередь, нормальная анатомия подразделяется на:
• Топографическую анатомию — исследует пространственные взаимоотношения органов в различных областях тела. Она имеет прикладное значение, особенно в хирургии (Н.И. Пирогов, 1810-1881).
• Пластическую анатомию — излагает сведения о статике и динамике внешних форм тела человека. Внутреннее строение организма рассматривается только для понимания внешних форм тела. Пластическая анатомия служит изобразительному искусству (И.В.Буяльский, 1789-1866; Леонардо да Винчи, 1452-1519).
В конце XX в. возникли и развиваются новые направления в анатомии—экологическая анатомия, лучевая анатомия или анатомия живого человека (с использование методов ядерно-магнитного резонанса, ультразвуковой эхолокации, томографии и т.п.)
Современные принципы изучения анатомии человека
Форма и строение человеческого тела изучается:
Во всем их многообразии (диалектический принцип);
Неразрывно с функцией (принцип связи структуры и функции);
В связи с развитием:
А) индивидуальным (в онтогенезе); Б) эволюционным (в филогенезе).
4. В связи с практикой (принцип связи теории и практики)
5. В историческом аспекте (с учетом развития человеческого
3. Методы изучения анатомии человека
В анатомии применяют различные методы, которые можно разделить на 3 группы:
только на трупном материале;
как на трупном материале, так и на живом организме;
только на живом организме.
Методы исследования на трупном материале
• Метод инъекций (Ф. Рюши, В.М. Шумлянский) — заполнение
сосудов или протоков окрашенными затвердевающими массами
(свинцовый сурик, китайская тушь на желатине, железный сурик, газовая
сажа на мыльном спирте) с дальнейшим препарированием и
просветлением (глицерин, касторовое масло, ксилол).
• Метод распила замороженных трупов (И.В. Буялъский, НИ. Пирогов) показывает взаимоотношение органов между собой (основоположник Н.И.Пирогов). Это так называемая ледяная анатомия или скульптурный метод.
Методы исследования как на трупе, так и на живом материале
• Метод макро-мшрокопического исследования (В.П. Воробьев).
Этот метод начал использоваться с момента открытия оптических
линз. Он позволяет изучать структурные образования с помощью лупы на пограничном уровне: орган-ткань.
• Метод проекционной и сканирующей электронной микроскопии
— дает изображение клетки и ее субклеточных компонентов (ядра,
комплекса Гольджи, лизосом, митохондрий и т.д.)
Методы исследования на живом организме
Новейшие методы рентгеновского исследования:
А) электрорентгенография получает изображение мягких тканей
Б) томография позволяет получить изображение органа в заданной
В) компьютерная томография позволяет суммировать изображения множества томограмм, создавая объемное изображение объекта;
Г) рентгеноденситометрия позволяет прижизненно определить количество минеральных солей в костях.
В клинике наряду с соматоскопией производят ощупывание (пальпация), выстукивание (перкуссия), выслушивание (аускультация) отдельных областей тела.
3.Соматометрический метод (антропометрический) — заключается в измерении размеров человеческого тела и отдельных его частей, жирового, костного и мышечного компонентов, определении физического развития. Этот метод приобретает все большее значение в спортивном отборе, при контроле за тренировочным процессом и т.п.
4.Метод анатомического анализа положений и движений тела спортсмена (М.Ф.Иваницкий) лежит в основе динамической морфологии.
6. Метод ультразвуковой эхолокации — основан на различной пропускной способности ультразвука органами и тканями. Метод позволяет определить прижизненные размеры органов, их взаимоотношения, недоступные прямому изучению.
7. Метод эндоскопии трубчатых органов ( органов дыхательной, пищеварительной систем и т.д.).
8.Метод меченых атомов (радиометрия)-въедете веществ(радионуклиды Р, Тс (технеций-фосфат), содержащих малое количество какого-либо радиоактивного элемента. По его содержанию в том или ином органе определяют его массу и функциональную активность.
Таким образом, в настоящее время строение человеческого организма изучается на разных уровнях:
на уровне систем органов (системном);
на уровне отдельных органов (органном);
на уровне тканей (тканевом);
на уровне клеток (клеточном);
на уровне молекул (молекулярном).
Следовательно, анатомия тесно связана с рядом биологических наук, таких как гистология, эмбриология, цитология и др.
4. Краткий исторический очерк развития анатомии.
стороны реакционных властей и особенно церкви.
Истоки анатомии уходят глубоко в древность. У древних людей сведения о строении животных и человека складывались из случайных наблюдений при жертвоприношениях, на охоте, во время приготовления пищи и т.д.
Определенную роль в развитии анатомии сыграли успехи, достигнутые в Древнем Египте в связи с культом бальзамирования трупов. Ценные данные в области анатомии были получены в Античной Греции. Там под влиянием материализма Демокрита и диалектики Гераклита, высказавшего знаменитое положение «все течет», формируется материалистический взгляд на строение человеческого тела. Древним грекам принадлежит заслуга создания анатомической терминологии.
Выдающимися представителями греческой медицины и анатомии были Гиппократ, Аристотель и Герофил.
Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) описал некоторые кости черепа, соединения их посредством швов, развитие цыпленка, образование алантоиса. Он считал, что основу строения организма составляют четыре «сока»: кровь, слизь, желчь и черная желчь. Темперамент человека как одно из проявлений его душевной деятельности обусловлен состоянием соков тела, т.е. материи. В этом был материализм Гиппократа.
Герофил (род в 304 г. до н.э.) выделял анатомию как самостоятельную науку; описал оболочки мозга, венозные пазухи, желудочки мозга и сосудистые сплетения, двенадцатиперстную кишку, простату (предстательную железу) и др.
Вопросы функциональной анатомии применительно к спортивной практике, создал оригинальный курс динамической анатомии, заложил научные основы спортивной морфологии.
Таким образом, анатомическая наука в нашей стране характеризуется стремлением рассматривать организм как морфологическое и функциональное целое, связанное с условиями окружающей среды.
Вопросы для самоконтроля
1. Что изучает анатомия как наука. Сформулируйте цели и задачи
современной анатомии.
2. Представьте классификацию анатомических наук, их
особенности и взаимосвязи.
Назовите основные принципы изучения анатомии человека.
Перечислите методы анатомических исследований.
Дайте характеристику методам исследования анатомии на трупном материале.
Охарактеризуйте основные методы исследования анатомии на живом организме.
Охарактеризуйте основные исторические вехи развития анатомии в Европе (Гиппократ, К.Гален, Леонардо да Винчи, А. Везалий и др.
Опишите развитие отечественной анатомии (А.П. Протасов, М.И. Шеин, Н.И. Пирогов, П.Ф. Лесгафг, В.Н. Тонкое, М.Ф. Иваницкий и др.).