В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики

Принципы социальной педагогики

Принципы социальной педагогики имеют объективный характер: их особенность заключается в том, что если социальный педагог учитывает их требования, то вероятность получения им достаточно высокого результата очень велика. Изучение принципов социальной педагогики позволяет специалисту в процессе овладения профессией принять те рекомендации, которые должны стать для него естественными в практической работе (Л.В.Мардахаев).

Обобщенное представление о принципах развития современное социальной педагогики предложено А.В.Мудриком.

Принцип гуманистической направленности воспитания, который отдает приоритет общечеловеческим ценностям и приятию индивидуальности личности во всех ее проявлениях. Выражается в поддержке личности как субъекта собственного развития, помощи при самореализации в семье, в трудовом коллективе, государственных, социальных, правовых и общественных учреждениях. Гуманизм отношений личности и педагога проявляется во взаимопонимании и в сопереживании, в приятии друг друга. Социальный педагог должен помочь развивающейся личности самореализоваться, убедиться в собственной уникальности, стать ответственной за свою жизнь, но при этом исключены любые формы давления, конфликта, осуждения или принуждения.

Принцип природосообразности воспитания предполагает построение социально-педагогических теорий и практики на основе изучения задатков и способностей личности, содействия ее развитию. Принцип реализуется, прежде всего, в слитности естественных и социальных процессов, отвечающих общим законам развития природы и человека, в индивидуальном подходе к нему. Воспитание должно культивировать определенные этические установки по отношению к природе, планете и биосфере, а также природоохранное ресурсосберегающее мышление и поведение.

Принцип вариативности социального воспитания исходит из многообразия и мобильности потребностей и интересов личности и общества. Этот принцип предполагает, что условия для развития и духовно-ценностной ориентации человека планомерно создаются на федеральном, региональном и локальном уровнях: а) основываясь на общечеловеческих ценностях, б) учитывая этнические особенности, а также региональные, муниципальные и локальные условия, в) используя имеющиеся и создавая новые возможности для реализации личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательных организациях.

Принцип коллективности социального воспитания служит его организационным основанием. Это обусловлено тем, что социальное воспитание через различные коллективы дает растущему человеку социальный опыт взаимодействия с окружающими, может содействовать самопознанию, самоопределению, самореализации и самоутверждению, т.е. опыту адаптации и обособления в обществе.

Принцип аналогичности социального воспитания исходит из субъект-субъектногоподхода к воспитанию и предполагает, что духовно-ценностная ориентация развивающейся личности осуществляется в процессе обмена воспитателем и воспитуемым ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, социальными и пр.) различных мировых культур и конкретного общества, различных поколений и субкультур, между членами воспитательной организации, а также совместного продуцирования ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Эффективность обмену, продуцированию и освоению ценностей придают: диалогический характер взаимодействия с воспитуемым; содержательное насыщение жизнедеятельности обменом идей, норм, ценностей; стимулирование организацией вступления воспитанников в диалоги различного типа (для поддержания контакта, информационного, дискуссионного, исповедного).

Принцип незавершимости воспитания связан с незавершимостью развития личности на каждом возрастном этапе. Принцип требует признания каждого возрастного этапа не столько подготовкой к дальнейшей жизни, сколько самостоятельным и социально ценностным. Принцип предполагает, что в каждой развивающейся личности есть нечто незавершенное (незавершимое), существует потенциал к изменению и самоизменению. на любом возрастном этапе.

Основные категории социальной педагогики представлены наиболее общими и фундаментальными понятиями, отражающими её сущность и содержание. К ним относятся: социально-педагогическая деятельность, социальное развитие, социализация, социальная адаптация и дезадаптация, социальная реабилитация, социально-педагогическая коррекция, социальное воспитание, перевоспитание и др. Категорий раскрываются в соответствующих темах пособия, а также в глоссарии данного учебного пособия.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Общая характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования

В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики фото. В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики фото. В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики фото. В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики фото. В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики фото. В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики фото. В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Принципы социальной педагогики как практики. Они подразделя- ются на группы, обусловленные факторами, существенно влияющими на соответствующую деятельность, ее процесс и результат. Каждый из них, в свою очередь, зависит от закономерностей, из которых выстра- иваются соответствующие принципы. В социальной педагогике к таким факторам относятся: объектный, субъектный, средовый и тех- нологический.

А. Объектный фактор — это фактор, установленный лицом (груп- пой), в отношении которого осуществляется социально-педагогичес- кая деятельность. Она всегда носит адресный характер и во многом зависит от личности объекта, своеобразия группы. Наиболее важными принципами являются: природосообразность, индивидуальная обу- словленность и гуманизм.

Принцип природосообразности. Человек — природное существо и развивается по законам естественной и социальной природы. Это оз-

22 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики

начает, что при определенных условиях может иметь место соответст- вующая направленность и динамика развития и воспитания конкрет- ного человека.

Сущность принципа заключается в том, что отношение к человеку должно быть как к природному существу, а точнее, социально-при- родному. Его (человека) следует развивать, совершенствовать только с учетом его природных возможностей и не более. В противном слу- чае его можно только деформировать и даже разрушить. Принцип природосообразности диктует необходимость тщательного учета в процессе социально-педагогической работы общих законов развития природы, другими словами, естественных возможностей человека. Со- блюдение этих требований позволит наиболее полно использовать ин- дивидуальные природные задатки каждого ребенка в процессе их на- правленного, целесообразного и наиболее полного развития. Основ- ные требования — это:

— знать законы и закономерности развития и воспитания человека и уметь строить в соответствии с ними всю социально-педагогичес- кую работу;

— изучать и знать не только возрастные и половые индивидуаль- ные особенности, но и ближайшие и перспективные возможности че- ловека — объекта социально-педагогической работы;

— соотносить выбираемые цели социально-педагогической работы с задатками ребенка, средства их достижения — с его индивидуальны- ми возможностями;

— в работе с детьми, имеющими особые нужды, изучать особеннос- ти индивидуального, индивидуально-коррекционного и коррекцион- но-компенсаторного развития, создавая для каждого наиболее опти- мальные условия индивидуального самосовершенствования;

— в процессе социально-педагогической работы учитывать не только природосообразность развития и воспитания человека, но и возможности самой природы в реализации целей.

Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального под- хода). В основе принципа лежит принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. Че- ловек — это особый индивидуальный мир со своим содержанием, возможностями развития, воспитания и взаимодействия со средой жизнедеятельности. Отсюда следует, что в работе с конкретным че- ловеком необходим особый подход, способы и методики социально- педагогической деятельности, обеспечивающие наиболее полную ре- ализацию его индивидуального социального потенциала в развитии и воспитании. Сущность принципа заключается в том, что социаль- но-педагогическая деятельность ориентируется, строится и реализу-

Глава 2. Основные принципы социальной педагогики 23

ется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обуслов- ленности и в его интересах.

Реализация требований принципа личностного, индивидуального подхода обеспечивается учетом следующих рекомендаций:

— человека (группу) нужно хорошо узнать перед началом работы с ним (с ней). Этому способствует начальная (первичная) диагности- ка, стремление социального педагога наиболее полно понять индиви- дуальные особенности объекта. Особое значение имеет личный опыт специалиста, его способность при первой встрече максимально оце- нить своеобразие человека и строить свою деятельность с ним на ос- нове познаваемой индивидуальности;

В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики. 640 1. В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики фото. В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики-640 1. картинка В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики. картинка 640 1

— предусматривать особенности начального этапа работы с чело- веком, когда происходит адаптация и его, и социального педагога к процессу социально-педагогической деятельности и друг к другу;

— учитывать состояние объекта и динамику его изменения в про- цессе работы с ним. Уметь проявлять гибкость в этой работе с учетом изменяющегося состояния объекта и потребностей реализационной деятельности;

— стремиться создавать наиболее «комфортные» условия для че- ловека в процессе социально-педагогической работы с ним.

Принцип гуманизма. Слово «гуманизм», «гуманность» (от лат. hu- manus — человечный) означает систему взглядов, признающих цен- ность человека как личности, его право на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья. Этот принцип в социальной педагогике озна- чает приоритет социального значения человека, создание условий для защиты его прав, развития и воспитания, оказания ему помощи в самоопределении, интеграции в общество.

Основные требования принципа:

— развитие и воспитание направляется в интересах человека и должно способствовать его самосовершенствованию;

— воспитание должно ставить человека в определенные условия, которые наиболее соответствуют его индивидуальным возможностям и не допускают саморазрушения личности;

— гуманизм не должен подменяться гиперопекой, вседозволен- ностью;

— в процессе взаимодействия с ребенком надо обеспечить призна- ние его права быть самим собой, уважать его личное достоинство.

Особые требования предъявляются при взаимодействии с детьми, нуждающимися в помощи. Сущность их заключается в том, чтобы, проявляя милосердие к ребенку, ставить его в достаточно жесткие, но жизненно необходимые условия, способствующие его наиболее полно- му и целесообразному развитию, воспитанию и самореализации.

24 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики

Б. Субъектный фактор — это фактор, обусловливающий своеобра- зие организации и осуществление социально-педагогической деятель- ности субъектом. Он важен при определении, кому следует поручить конкретную социально-педагогическую деятельность в зависимости от складывающейся ситуации и потребности (требований) в (к) ее результативности. Данный фактор важен и при оценке (анализе) про- цесса и (или) результата этой деятельности. Главными принципами, отсюда вытекающими, являются: личностная обусловленность и вза- имосвязь профессионализма и действенности социально-педагогичес- кой деятельности.

В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики. image015. В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики фото. В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики-image015. картинка В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики. картинка image015

Принцип личностной обусловленности. Именно личность специа- листа определяет отношение к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно работает. Он олицетворяет авторитет, доверие к со- циальному педагогу, его слову и работе. Собственно социально-педа- гогическая деятельность осуществляется человеком в его индивиду- альном стиле. В процессе ее происходит взаимодействие культур, волевых усилий, эмоциональных своеобразий объекта и субъекта. Одна и та же педагогическая деятельность, выполняемая одним и тем человеком, а тем более другими людьми отличается и воспринима- ется по-разному. Можно копировать деятельность, перенимать опыт, но нельзя стать таким же, как ее автор. Усвоенному обязательно будет не хватать обаяния исполнителя, его эмоциональности, волевой напо- ристости, искусства поведенческого и речевого воздействия и т.д.

Аналогичное явление можно наблюдать в актерской игре. Каза- лось бы, что это одно и то же воспроизведение, одна и та же среда — сцена, а результат чем-то да и отличается. Это отличие зависит от внутреннего и эмоционального состояния актера, его партнеров, вос- приятия актерской игры зрителями, ощущением этого восприятия и другими факторами.

Считается, что педагог, как и актер, должен уметь решать профес- сиональные задачи в любом состоянии. Однако это не так. Актер обычно перед спектаклем нуждается в направленном перевоплощении в образ героя. Он переодевается, гримируется, входит в роль, отреша- ясь от всех своих проблем, которые у него были до этого момента. Воспитатель такой возможности не имеет. Он призван мгновенно включаться в ситуацию, принимать решение и действовать. От его де- ятельности зависит направленность и интенсивность воспитательного воздействия.

Творческая деятельность педагога индивидуальна. Перенять опыт практической деятельности можно на уровне умения, но ее эффектив- ность и результативность будут другими. Они могут быть лучше или хуже. Результативность во многом определяется не только педагоги-

Глава 2. Основные принципы социальной педагогики 25

ческим мастерством педагога, но и его творческим подходом, своеоб- разием личности. Опытом можно овладеть, но обаянием, отношением к делу, индивидуальным стилем невозможно.

Принцип личностной обусловленности педагога подразумевает учет следующих рекомендаций:

— объект социально-педагогической деятельности, среда, решае- мые задачи требуют учета особенностей личности педагога, способно- го обеспечить результативность;

— в работе с человеком (группой) педагогу важно уметь настра- ивать себя на работу с ним (ней) и на прогнозируемый результат;

— в ситуации, когда педагог не обладает возможностями добиться прогнозируемого результата, необходимо либо помогать ему, либо его заменить;

— в педагогической деятельности важно оценивать особенности индивидуального стиля воспитательной работы, его достоинства и не- достатки, что является основой стимулирования самосовершенствова- ния педагога;

— овладение педагогическим опытом другого лица предусматрива- ет необходимость учета и своеобразия его личности, в какой степени его можно усвоить.

Принцип взаимосвязи профессионализма и эффективности соци- ально-педагогической деятельности социального педагога. Важность данного принципа не требует раскрытия. Известно, что чем выше про- фессионализм специалиста, тем он более способен выбирать опти- мальный вариант социально-педагогической деятельности и обеспе- чивать его квалифицированную реализацию. Принцип диктует необ- ходимость учитывать профессиональную подготовленность и накопленный опыт профессиональной деятельности социального ра- ботника. Его следует учитывать при:

— профессиональном отборе (в какой степени из претендента можно сформировать специалиста);

— организации работы с молодым специалистом;

— обеспечении прогнозируемого результата;

— повышении ответственности специалистов.

Профессиональная подготовленность определяется соответствую- щей компетентностью, умением и внутренней потребностью соци- ального работника реализовать ее в конкретных условиях и к опреде- ленному объекту.

Основные требования принципа:

— в зависимости от прогнозируемой цели социально-педагогичес- кой деятельности, условий ее осуществления, своеобразия объекта оп- ределяется субъект. На практике это требование далеко не всегда вы-

26 Раздел I. Научно-теоретические ocновны социальной педагогики

полнимо (в этом случае специалист, не имеющий опыта работы, не должен допускаться к ней);

— следует дифференцированно подходить к определению субъекта социально-педагогической деятельности;

— специалист, не имеющий опыта работы, нуждается в корректной помощи и поддержке в процессе его приобретения и профессиональ- ной самореализации;

— в работе со специалистами, имеющими опыт социально-педаго- гической деятельности, необходим индивидуальный подход, стимули- рующий ответственное отношение к профессиональной деятельности.

В. Средовый фактор — это фактор, обусловливающий влияние среды на объект и субъект социально-педагогической деятельности и ее результат. Он либо усиливает действенность практики социального педагога, либо ее ослабляет. Социальная педагогика рекомендует использовать позитивное влияние средовых факторов на процесс социально-педагогической деятельности либо нейтрализовать или су- щественно снизить их негативное влияние. Наиболее важными прин- ципами при этом являются: культуросообразность, социальная обу- словленность, средовая обусловленность.

Принцип кулътуросообразности. Человек как социальное существо развивается и формируется для жизни и самореализации в конкрет- ных условиях среды жизнедеятельности — в конкретной культуре. Вместе с культурой человек усваивает тот менталитет, который харак- терен для среды его жизнедеятельности.

Собственно принцип культуросообразности воспитания был сформулирован Дистервегом. Он обращал внимание на необходи- мость учета в воспитании места и времени, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить. Человек — продукт своего времени и его культуры.

Основные требования принципа:

— приобщать ребенка с самого раннего детства к национальной

— использовать в воспитательной деятельности своеобразие на- родного воспитания, возможности народной мудрости (языка, тради- ций, обычаев и пр.);

— начинать социальное воспитание с родного языка, активно включая народные песни, сказания, литературу и искусство. Культу- ры и языки других народов изучать на фоне родного языка и куль- туры;

— активно использовать культурное наследие прошлого, культур- ные достижения и возможности региона, духовные ценности мировой культуры.

Глава 2. Основные принципы социальной педагогики 27

Принцип социальной обусловленности. В его основе лежит влияние государственного устройства, политики и деятельность социальных институтов государства по их реализации в процессе формирования личности. Данный фактор имеет место при:

— организации социально-педагогической деятельности (любая деятельность осуществляется на определенном фоне);

— социально-педагогической экспертизе работы учреждения (в каждом государстве воспитание определяется и реализовывается в со- ответствии с его социально-педагогической политикой);

— социально-педагогической экспертизе технологии, ее соответст- вия требованиям учреждения;

— социально-педагогической оценке деятельности специалиста, с учетом его должностного назначения в соответствующем учреждении;

— экспертизе социально-педагогической деятельности партии, движения.

В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики. image017. В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики фото. В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики-image017. картинка В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики. картинка image017

Принцип средовой обусловленности. Он определяет индивидуального социального развития, воспитания человека от не- посредственной среды его жизнедеятельности. Среда В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики. image019. В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики фото. В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики-image019. картинка В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики. картинка image019как место, где человек реализует себя (это среда жизнедеятельности); либо место, где осуществляют консультационную работу с ним (на- пример, особо оборудованная комната в специализированном центре, домашняя обстановка, школа). Средовые факторы — это то, с чем вза- имодействует человек. В этом случае они выступают средством его развития, воспитания. Необходимость управлять факторами социаль- ного окружения человека, чтобы стимулировать через них его целена- правленное индивидуальное развитие, и лежит в основе принципа средовой обусловленности.

В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики. image021. В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики фото. В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики-image021. картинка В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики. картинка image021

Каждый фактор имеет собственное воспитательное воздействие (воспитательный потенциал), свои особенности, которые учитываться специалистом. Средовый фактор может стимулировать воспитательное воздействие, наполнять его определенным содержани- ем, нейтрализовывать и даже противодействовать ему. Основные тре- бования принципа:

— для каждого воспитательного мероприятия (воздействия) суще- ствует наиболее благоприятная, благоприятная (недостаточно благо- приятная), неблагоприятная среда;

— с учетом целей (замысла) социально-педагогической деятель- ности, особенностей субъекта и объекта определяются и средовые факторы, которые могли бы стимулировать процесс, обеспечивать наиболее полное их достижение;

— социальному работнику необходимо уметь прогнозировать вли- яние среды и стремиться наиболее полно использовать положитель-

28 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики

ные возможности, одновременно максимально снижая или нейтрали- зуя влияние негативных;

— факторы среды влияют на любого человека, но особенно сильно на растущего, впечатлительного, что требует более пристального вни- мания к ним в процессе профессиональной деятельности;

— факторы среды нередко являются средством воспитания ребен- ка, поэтому в работе с детьми необходимо умение прогнозировать ха- рактер ее влияния и целенаправленно использовать в процессе соци- ально-педагогической работы.

В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики. image023. В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики фото. В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики-image023. картинка В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики. картинка image023

Г. Технологический фактор — это фактор, определяющий законо- мерности собственно социально-педагогической деятельности. Он требует учета возможностей технологии непосредственной социаль- но-педагогической деятельности. По сути эти принципы

относятся к общей педагогике. В них в значительной степени отража- ются закономерности самой технологии воспитания: целенаправлен- ность, систематичность, комплексность, опора на положительное в личности, сознательность и активность и др.

Между всеми принципами существует тесная взаимосвязь и взаи- мообусловленность. Ни один из них, ни какая-либо группа еще не определяют эффективность социально-педагогической деятельности. Они лишь акцентируют внимание на одну или несколько сторон дея- тельности, выделяя наиболее важные требования, выполнение кото- рых обеспечивает ее эффективность. Чем больше принципов учиты- вается в социально-педагогической деятельности, тем больший результат можно получить.

Взаимосвязь принципов представляет определенную систему. Упущения, недооценка, пренебрежение к тем или иным из них, неиз- бежно ведет к снижению или непрогнозированности результатов со- циально-педагогической деятельности.

1. В чем заключается закономерный, объективный характер принципов социальной педагогики?

2. Каковы основные принципы социальной педагогики, обусловленные социаль- ностью личности?

3. Каковы основные принципы социальной педагогики, обусловленные социаль- ным фактором формирования и развития личности?

В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики. image025. В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики фото. В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики-image025. картинка В чем заключается закономерный объективный характер принципов социальной педагогики. картинка image025

4. Каковы основные принципы педагогики, обусловленные взаимо- связью личности, среды и воспитания?

5. В чем проявляется взаимосвязь принципов социальной педагогики и каково их влияние на цели, задачи, содержание и способы реализации?

6. Каковы основные рекомендации принципов социальной педагогики, которые не- обходимо учитывать социальному работнику в процессе практической деятельности?

Глава 2. Основные принципы социальной педагогики 29

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Принцип (на примере одного из принципов социальной педагогики) и реализа- ция его требований в социальной работе.

2. Основные рекомендации принципов социальной педагогики, которые необходи- мо учитывать социальному работнику в процессе практической деятельности.

1. Галагузова МЛ. Профессиональная подготовка социальных педагогов // Соци- альная работа. 1992. № 6.

2. Виеиаид М. Основные принципы и функции социальной работы и социальной педагогики // Социальная работа. 1992. № 6.

3. Никитин В.А. Понятие и принципы социальной педагогики. М., 1996.

4. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.

Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования

Профессиональная деятельность социального работника представ- ляет собой систему последовательных этапов — определенный про- цесс.

Здесь необходимо рассмотреть следующие проблемы:

1) понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса;

2) общая характеристика основных компонентов социально-педа- гогического процесса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *