В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор

Тестовая работа по литературе на тему «Н.В.Гоголь «Ревизор»

Тестовая работа по пьесе «Ревизор»

1. Кто из писателей «подарил» Н.В. Гоголю идею «Ревизора»?

А) В.А. Жуковский Б) А.С. Пушкин В) Н. Погодин Г) В.Г.Белинский

2. В чём заключается жанровое своеобразие пьесы?

А) отсутствует конфликт В) отсутствует любовная интрига

Б) в комедии нет черт комического Г) много говорящих фамилий

3. Главный герой комедии «Ревизор», наказывающий пороки и утверждающий положительные идеалы:

А) ревизор Б) городничий В) смех Г) судья Ляпкин-Тяпкин

4. Укажите место действия комедии «Ревизор».

А) Миргород Б) Москва В) уездный город Г) Санкт-Петербург

5. В каком эпизоде происходит развязка конфликта комедии «Ревизор»?

А) чтение письма В) известие о приезде настоящего ревизора

Б) отъезд Хлестакова Г) сцена взятки

А) заседатель Б) уездный лекарь В) городничий Г) Хлестаков

7. Кто брал взятки борзыми щенками?

А) Бобчинский Б) Ляпкин-Тяпкин В) Держиморда Г) Скозник-Дмухановский

8. Что объединяет Хлестакова и городничего?

А) желание казаться значительным лицом В) боязнь сплетен

Б) страх тюрьмы Г) любовь к картам

9. Когда чиновники узнали, что Хлестаков их обманул?

А) из письма Хлестакова приятелю В) приехал настоящий ревизор

Б) им рассказал Осип о своем хозяине Г) сообщил полицейский Держиморда

10. В качестве эпиграфа в пьесе «Ревизор» использована пословица:

А) По платью видят, кто таков идет.

Б) Говорит направо, а глядит налево.

В) На зеркало неча пенять, коли рожа крива.

Г) Береги честь смолоду.

11. Главный герой, наказывающий пороки и утверждающий положительные идеалы:

А) ревизор Б) городничий В) смех Г) Хлестаков

12. Почему Добчинский, человек не служащий, тоже боится Хлестакова-ревизора?

А) он участвовал в строительных махинациях

Б) поддался всеобщему настроению

В) из страха, как бы и его власть «по ошибке» не покарала

13. Кто первый сообщил о приезде ревизора?

А) Бобчинский и Добчинский В) Земляника

Б) городничий Г) слуга Осип

14. Глупость, пустота, фанфарство свойственны:

А) Ляпкину-Тяпкину Б) городничему В) Хлестакову Г) Землянике

15. Город, изображённый Гоголем – это …

А) уникальный, вобравший все пороки России В) карикатура на Вятку

Б) плод фантазии автора Г) типичный российский провинциальный город

16. Хлестаковщина – это:

А) стремление выдавать себя за персону более важную и значимую

Б) стремление модно одеваться

В) погоня за чинами

Г) погоня за богатством

17. Какой из видов комического жанра преимущественно использован в комедии?

А) юмор Б) сатира В) ирония Г) сарказм

18. Против какого социального слоя России направлена авторская сатира в «Ревизоре»?

А) чиновничество Б) мещанство В) купечество Г) крестьянство

19. К какому герою относится следующая авторская характеристика?

уже постаревший на службе человек… Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жёстки, как у всякого, начавшего тяжёлую службу с низших чинов…

А) Земляника В) Ляпкин-Тяпкин

Б) Сквозник-Дмухановский Г) Хлестаков

20. К какому герою относится следующая авторская характеристика?

несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове… Говорит и действует без всякого соображения.

А) Хлестаков Б) Бобчинский В) Земляника Г) Ляпкин-Тяпкин

21. К какому герою относится следующая авторская характеристика?

очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.

А) Добчинский В) Земляника

Б) Ляпкин-Тяпкин Г) Сквозник-Дмухановский

22. В.Г. Белинский писал: «Хлестаков является в комедии не сам собою, а совершенно случайно, мимоходом, и притом не самим собою, а ревизором. Но кто делает его ревизором? …» Как заканчивается цитата?

А) сплетня Б) любопытство чиновников В) страх городничего Г) глупость

Ключ проверки теста

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор. a loader. В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор фото. В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор-a loader. картинка В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор. картинка a loader

Номер материала: ДБ-1212987

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор. 12ca 000988a9 e32712b1. В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор фото. В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор-12ca 000988a9 e32712b1. картинка В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор. картинка 12ca 000988a9 e32712b1

В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор. placeholder. В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор фото. В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор-placeholder. картинка В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор. картинка placeholder

В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери

Время чтения: 2 минуты

В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор. placeholder. В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор фото. В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор-placeholder. картинка В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор. картинка placeholder

Кузнецова призвала разработать закон о психологической помощи

Время чтения: 1 минута

В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор. placeholder. В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор фото. В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор-placeholder. картинка В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор. картинка placeholder

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор. placeholder. В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор фото. В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор-placeholder. картинка В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор. картинка placeholder

ФИПИ опубликовал демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2022

Время чтения: 1 минута

В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор. placeholder. В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор фото. В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор-placeholder. картинка В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор. картинка placeholder

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор. placeholder. В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор фото. В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор-placeholder. картинка В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор. картинка placeholder

Минпросвещения РФ опубликовало методические рекомендации по проведению инклюзивных смен для детей с ОВЗ

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Жанровое своеобразие пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор»

План сочинения

1. Вступление. Гоголь‑драматург и традиция.

2. Основная часть. Жанровое своеобразие пьесы «Ревизор».

 Принцип трех единств в «Ревизоре».

 Движение пьесы и характеры.

 Наличие двух конфликтов в сюжете. Социальная проблематика.

 «Ревизор» как комедия положений.

 Реализм особого типа.

3. Заключение. Новаторство Гоголя.

Создавая «Ревизора», Гоголь стремился написать «высокую общественную комедию» в духе Аристофана. В комедиях Аристофана сочетаются «грубый комизм и гротеск с социальным пафосом, политической сатирой, литературной пародией. Часто в смешном виде изображаются «отцы города». Особое значение придается завязке конфликта: она должна появляться с первых реплик героев и немедленно вовлекать в действие всех персонажей…»[115]. Все эти черты присутствуют и в «Ревизоре». Кроме того, конечно же, Гоголь опирался и на традиции европейской и отечественной драматургии. Тип хвастуна и лгуна был разработан в комедиях Плавта, Шекспира, Мольера, Княжнина, Хмельницкого, Шаховского. Похожий сюжет уже был разработан Г. Квитко‑Основьяненко в его комедии «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе». Гоголь же создал совершенно оригинальный образ: его Хлестаков противостоит «комедийному плуту… как тип ненадувающего лжеца, не преследующего в игре определенной, заранее поставленной перед собою цели»[116]. Отметим также и жанровое своеобразие пьесы Гоголя: нарушение драматургом принципа трех единств, отсутствие в комедии любовной интриги и положительных героев, наличие двух интриг в сюжете, наличие элементов комедии положений и комедии характеров, фантасмагоричность стиля.

Попробуем рассмотреть жанровые особенности произведения более подробно. Посмотрим, насколько соблюдает писатель в «Ревизоре» традиционный драматургический принцип трех единств. В пьесе пять актов, действие сосредоточено вокруг Хлестакова и развивается очень четко, стройно. Гоголь стремится к большей концентрации сюжета, цельности действия, убирая все лишнее, замедляющее. Принцип единства действия, таким образом, сохранен. Гоголь лишь немного нарушает принцип единства времени и единства места: события пьесы развиваются в течение двух суток: в доме Городничего, затем в гостинице, потом – снова в доме Городничего.

В «Ревизоре» мы не видим положительных героев, характеры же всех действующих лиц даны уже сложившимися, определенными. Вместе с тем пьесе присущ психологизм. В.И. Немирович‑Данченко отмечает, что действие в комедии целиком основано на характерах, на психологии персонажей, а не на внешней интриге. Сценические толчки Гоголь находит не в «событиях, происходящих извне, – прием всех драматургов мира, – откуда эта бедная событиями жизнь небольшого русского городка может давать интересные внешние события? – Гоголь находит сценическое движение в неожиданностях, которые проявляются в самих характерах, в многогранности человеческой души, как бы примитивна она ни была»[117]. Отсюда – реалистичность мотивировок поступков героев и происходящих событий. Например, вот как мотивирует автор чтение Шпекиным письма Хлестакова в финале. Еще в первом действии мы узнаем, что этот персонаж – любитель читать чужие письма «больше из любопытства». Письмо же ревизора адресовано в «Почтамтскую улицу», из чего Шпекин заключил, что петербургский чиновник «нашел беспорядки по почтовой части». Таким образом, все сходится в развязке комедии.

В сюжете комедии отсутствует традиционная любовная линия. Флирт Хлестакова с женой и дочерью Городничего – это не что иное, как пародия на любовную интригу. Основной акцент в пьесе сделан на общественных отношениях. В основе сюжета лежат события социального характера, те явления быта, которые характеризуют наиболее существенные стороны современной автору России. Вместе с тем в пьесе нет обличительных инвектив, характерных для комедий Просвещения и классицизма. Только последняя реплика Городничего («Чему смеетесь? Над собой смеетесь!») напоминает нам о них. Также отметим наличие двух конфликтов в сюжете комедии – реального и фантастического, так называемой «миражной» интриги.

Пьесе «Ревизор» присущи черты комедии положений. Однако эти черты не имеют в произведении самостоятельного значения. В «Ревизоре» есть еще несколько сцен в духе водевиля, в традиции «грубой комики». Так, Городничий вместо шляпы собирается надеть бумажный футляр. Комично содержание записки, полученной Анной Андреевной от мужа. Она не может понять ее смысла: «Я ничего не понимаю, к чему же тут соленые огурцы и икра?» Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов, будучи на приеме у Хлестакова, от волнения закуривает сигару не с того конца и роняет ее. Городничий уверяет Хлесткаова, что «унтер‑офицерская вдова сама себя высекла». Квартальные, проявляя большое усердие в наведении порядка, пытаются поднять лежащую на полу бумажку и впопыхах толкают друг друга. Наконец, Бобчинский и Добчинский сталкиваются лбами, подходя к Анне Андреевне, чтобы поздравить ее с обручением дочери. Однако все эти моменты, как мы уже отмечали выше, не имеют самостоятельного значения в пьесе, которая построена как комедия характеров. Все эти забавные недоразумения скорее сопутствуют основному повествованию, но никогда не становятся самостоятельными источниками и причинами действия.

«Ревизор» – реалистическая пьеса. Однако это реализм особого рода, это так называемая «несмешная комедия», «смех сквозь слезы», «скука сквозь слезы». Мы не можем сопоставлять «Ревизор» с пьесами Чехова или Островского. Поэтика Гоголя – поэтика исключительного, странного. Но странное, абсурдное у Гоголя тонко вплетено не в сюжет, а в стиль. И тон этим странностям задает уже сон Городничего и его «персонажи» – крысы «необыкновенные», «неестественной» величины. Эта характеристика задает тон всей пьесе. В.Г. Белинский писал, что «сон городничего о крысах открывает цепь призраков, составляющих действительность комедии»[118]. И действие комедии на самом деле развивается странно. Городничий, видавший виды чиновник, вдруг оказывается обманут «сосулькой». «Сосулька» же пишет в Петербург письмо, в котором содержится много здравых замечаний о городских чиновниках. Сам автор рассматривал Хлестакова как «фантасмагорическое лицо, которое, как лживый олицетворенный обман, унеслось вместе с тройкою бог весть куда»[119]. Наконец, сама фигура невесть откуда взявшегося Жандарма в финале почти фантастична. Он повергает присутствующих в шок, заставляя их онеметь и окаменеть. Что же так напугало городское общество? Исследователи иногда сближают этого персонажа с гоголевским чертом, который у писателя тоже имел обыкновение появляться неожиданно. Именно в таком ракурсе, очевидно, рассматривал эту сцену К.С. Станиславский, полагавший, что в этот момент на сцене должна сгуститься тьма. В этом ракурсе мы можем говорить о последнем эпизоде как о сцене возмездия людям за их грехи.

Таким образом, отметим жанровое новаторство Гоголя, отказавшегося от внешне занимательного сюжета, любовной интриги, положительных героев. Свою задачу писатель видел в том, чтобы исследовать призрачную и абсурдную российскую действительность. И этой задаче было подчинено все течение пьесы.

Поэма «Мертвые души»

Сюжетно‑композиционная структура поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»

План сочинения

1. Вступление. Замысел автора.

2. Основная часть. Сюжетно‑композиционная структура поэмы.

 Двухчастная композиция. Экспозиция, завязка и развитие действия в первой части поэмы.

 Главы, описывающие помещиков, и их расположение.

 «Боковые ходы» и их роль в сюжете.

 Вторая часть поэмы. Развитие действия, кульминация, развязка.

 Композиционные вставки и лирические отступления.

 Художественное время и художественное пространство в поэме.

3. Заключение. Художественное своеобразие гоголевского сюжета.

Сюжет поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголю был подарен А.С. Пушкиным. И писатель нашел его подходящим для своего произведения. «После «Ревизора» я почувствовал, боле нежели когда‑либо прежде, потребность сочиненья полного, где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться. Пушкин находил, что сюжет «Мертвых душ» хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров», – писал Н. В. Гоголь[120]. И он блестяще реализован свой замысел.

Попробуем рассмотреть сюжетно‑композиционную структуру поэмы. Прежде всего отметим, что произведение делится на две части. Первая часть включает в себя экспозицию (описание губернского города), завязку (приезд Чичикова), развитие действия (посещение героем чиновников и помещиков).

Все главы (2–6), описывающие визиты Чичикова к помещикам, построены по одной композиционной схеме. Они включают в себя пейзаж, описание деревни, интерьер, подробный портрет героя, диалог с Чичиковым. В очередности появления образов помещиков в поэме также заключен особый смысл. Исследователи считают, что здесь Гоголь реализует принцип «убывающей виновности» персонажа. Первым в этой галерее появляется Манилов, фигура которого наиболее безжизненна, напоминает читателям застывшую статую. Коробочка, Ноздрев и Собакевич – каждый из них в определенном смысле уже «приближен к жизни». Последним на сцене появляется Плюшкин. Это единственный персонаж, кроме Чичикова, чью предысторию открывает нам автор. Но почему же Гоголь выделяет этого героя? Дело в том, что «Мертвые души» были задуманы писателем как большая эпопея, поэма, подобная «Божественной комедии» Данте. Первый том должен был (по мысли автора) соответствовать «Аду», второй – «Чистилищу», третий – «Раю». Гоголь планировал рассказать о постепенном восхождении героев от низших форм жизни к высшим. Чичиков рассматривался им как герой, способный обрести истину. И наряду с ним автор планировал сделать героем третьего тома и Плюшкина как персонажа, способного к нравственному возрождению. Именно потому Гоголь открывает читателям жизненную историю этого героя.

Во второй части «Мертвых душ» действие развивается стремительно и энергично, происходит множество событий. Вторая часть поэмы включает в себя развитие действия (подписание купчей, бал, увлечение Чичикова губернаторской дочкой), растянутую кульминацию (скандальную выходку Ноздрева на балу, приезд в город Коробочки, распространение слухов о Чичикове). Во второй части Гоголь дает нам предысторию героя (запоздалая экспозиция образа). Иногда исследователи считают эту запоздалую экспозицию пародией Гоголя на романтические сюжеты. Вторая часть поэмы в определенном смысле повторяет схему первой. Через повествования Коробочки, Манилова, Собакевича, Плюшкина, Ноздрева все визиты Чичикова кним повторяются вновь. Посещение чиновников также повторяется, но уже с гораздо менее удачным исходом. И эта повторяемость обрамляет центральное действие поэмы. Таким образом начинают и заканчивают действие городские сцены. Однако композиционное кольцо создает и сам главный герой поэмы. Чичиков у Гоголя приезжает в город N ниоткуда и уезжает в никуда, в бесконечность. Круг, таким образом, замыкается.

В поэме присутствуют композиционные вставки. Это «Повесть о капитане Копейкине», притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче», письмо незнакомки, адресованное Чичикову. Также повествование насыщено лирическими отступлениями, размышлениями автора о России, о русском народе, о быте, о типах писателей, о разнообразии человеческих характеров, о русском языке.

Отметим также особый принцип соединения художественного времени и художественного пространства в поэме. «Мертвые души» напоминают нам живописное полотно, основным фоном которого выступает атмосфера губернского города, где все статично, омертвело. На втором плане – усадьбы помещиков. Жизнь здесь также словно замирает. На первом плане вырисовывается фигура Чичикова. И он уже вносит в повествование определенный динамизм, энергию, определяя внешние события и провоцируя внутреннее движение в поэме.

Таким образом, в сюжете Гоголя большую роль играет фактор неожиданности и неизвестности. Читателям практически до конца первого тома не ясен исход интриги. Не совсем понятны и мотивы аферы героя. Однако в последней главе автор как будто приближает нас к разгадке и намерений, и характера Чичикова. История дела, таким образом, оборачивается историей характера. В этом своеобразие гоголевского сюжета.

Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 884 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Композиция «Ревизора» Гоголя, основные особенности комедии

Гоголь «Ревизор» план

Композиция «Ревизора» Гоголя, основные особенности комедии

Всякий сюжет строится по схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Гоголь нарушает стандартную схему. Он начинает с завязки. Первая фраза: «…к нам едет ревизор…» — и действие пьесы уже началось. Читатель моментально погружается в круговорот событий и лиц, поражённых этим сообщением. Потом из отдельных реплик, монологов и диалогов персонажей будут реконструированы события, которые происходили в городе до прибытия «ревизора», а также образ жизни главных чиновников — это экспозиция. Она помогает понять, почему они стали такими, какими мы их увидели.

Николай Васильевич Гоголь подает экспозицию после завязки, а не наоборот, потому что ему важно было сразу определить конфликт произведения, показать его источник — страх, и дать всему действию мощный толчок.

Кульминация пьесы Гоголя «Ревизор» — это сцена безудержного вранья Хлестакова в третьем действии. Он самозабвенно врёт, причём не намеренно. Хлестакова спровоцировали и его «понесло».

Развязка действия, как и завязка, неожиданная. Появляется почтмейстер с распечатанным письмом Хлестакова. Казалось бы, наступает развязка… Но неожиданно появляется жандарм с известием о настоящем ревизоре… Произведение заканчивается на самой высокой точке — «немой сцене», которая передает высшую степень потрясения персонажей… Это последний аккорд произведения, завершающий развитие его темы.

Со слов — «к нам едет ревизор» пьеса началась, закончилась она другими словами, но их смысл тот же — приехал ревизор. То есть, жизнь уездного города протекает в рамках «от ревизора до ревизора». Он единственный, на кого город обращает внимание.

Такова композиция «Ревизора» Гоголя.

Основные особенности произведения:

​Источник: Пивнюк Н.А., Гребницкая Н.М. Литература: Учебник для 8 класса. — К.: Грамота, 2008​

Николай Гоголь «Ревизор» план

1. Городничий сообщает о скором приезде ревизора.

2. Добчинский и Бобчинский сообщают о приезде ревизора.

3. Затруднительное положение Хлестакова. Приезд городничего к нему.

4. Городничий дает «ревизору» деньги и везет в свой дом.

5. Жена и дочь городничего знакомятся с Хлестаковым, который вдохновенно лжет о своем высоком положении в обществе.

6. Чиновники ходатайствуют о выполнении своих просьб. Хлестаков берет у них деньги.

7. Хлестаков пишет письмо своему приятелю Тряпичкину о произошедшем.

8. «Ревизор» принимает купцов, «занимает» деньги и у них.

9. Хлестаков делает предложение дочери городничего Марии Антоновне

10. Отьезд Хлестакова

11. Мечты городничего о счастливой жизни благодаря выгодному замужеству дочери.

12. Почтмейстер приносит признательное письмо Хлестакова.

13. Приезд настоящего ревизора.

Сочинения

Пьеса Ревизор Гоголя, анализ которой мы сегодня представим в нашем сочинении, одно из бессмертных произведений русской литературы. Будучи однажды сыгранной в Александринском театре, она стала популярной и по настоящее время персонажи живут на сценах как отечественного, так и зарубежного театров.

Ревизор: анализ

Написал Гоголь свою комедию Ревизор в 1835 году. Однако еще много раз в нее вносил поправки. В уже готовом виде, в котором она известна и нам, появилась пьеса в 1842 году. С того времени Ревизор собирает полные залы, а зритель с удовольствием приходит посмотреть на жизнь русского чиновничества, их порядки и нравы, которые установились в чиновничьих кругах. Что самое главное, поднятые в пьесе вопросы актуальны и сегодня. О чем же будет анализ произведения Гоголя Ревизор кратко?

В самом начале мы узнаем, что в некий город едет ревизор. Автор не дает название городу, а все потому, что в каждом городке по всей стране, ситуация одинакова. Эта новость всех ошеломила, ведь местные начальники давно потеряли страх и позабыли о своем долге и обязанностях. Они давно уже не занимаются облагораживанием города, не улучшают жизнь горожан, забирая все выделенные деньги в свой карман. А тут предстоит полная, да еще и тайная проверка. Городничий собирает чиновников и приказывает им всем создавать видимость благоустроенного города. И тут все начинается.

В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор. lazy placeholder. В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор фото. В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор-lazy placeholder. картинка В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор. картинка lazy placeholder

В город прибывает Хлестаков, которого все принимают за ревизора. Каждый чиновник хочет его подкупить и предлагает деньги. Сам персонаж комедии не понимает, почему к нему так снисходительны и попросту пользуется этим хорошим отношением. Хлестаков начинает подыгрывать чиновникам, войдя в роль и рассказывая небылицы. В конце комедии, по совету слуги Остапа, Хлестаков покидает город. Почтмейстер вскрывает письмо от Хлестакова, которое стало настоящим ударом для городничего. Ведь, как оказалось, приезд ревизора еще впереди.

1. Едет ревизор. 2. Городничий и его распоряжения по благоустройству города. 3. Хлестаков в городе, визит городничего. 4. Городничий предлагает деньги. 5. Хлестаков в гостях у городничего, где тот общается с женой и дочкой городничего, рассказывая истории. 6. Встречи Хлестакова с другими чиновниками, прием купцов. Хлестаков берет деньги со всех. 7. Главный герой делает предложение дочери городничего, сам же уезжает из города. 8. Мечты городничего об удачном браке дочери. 9. Письмо от Хлестакова. 10. Настоящий ревизор в городе.

Гоголь, Анализ произведения Ревизор, План

А какую оценку поставите вы?

Цитатный план «Ревизор»:

I. «Отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».

2. «Лекарств дорогих мы не употребляем».

3. «Берет взятки борзыми щенками».

4. Учителя «имеют очень странные поступки, натурально неразлучные с ученым званием».

5. «Нельзя ли всякое письмо… этак немножко… распечатать и прочесть».

6. «Мне бы только немножко этак в щелочку в дверь посмотреть».

7. «Он всем для порядка фонари под глазами ставит и правому, и виноватому».

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ревизор.
Год написания – 1835 год, последние правки в пьесу Н. В. Гоголь внёс в 1842 году – это окончательный вариант.

История создания – идею для сатирической пьесы подарил Гоголю А. С. Пушкин, который рассказал историю о П. П. Свиньине (издателе журнала “Отечественные записки”), которого приняли за высокопоставленное лицо, приехавшее с ревизией.

Тема – пороки общества, чиновничество и его беспредел, лицемерие, духовная бедность, общечеловеческая глупость.

Композиция – Кольцевая структура, отсутствие экспозиции, “психологичные” авторские ремарки.

Жанр – комедия социально-сатирической направленности.

Направление – реализм (типичность, свойственная 19 веку).

Модель русской общественной жизни в «Ревизоре»

В XVIII веке в сатирическом произведении изображалось какое-то отдельное место, где совершаются несправедливости, некий островок зла. За пределами его всё было правильно, всё было хорошо. И благие силы вмешиваются и наводят порядок. Например, как Правдин в «Недоросле» Фонвизина (рис. В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор. lazy placeholder. В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор фото. В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор-lazy placeholder. картинка В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор. картинка lazy placeholderберёт имение Простаковой в опеку.

Рис. 8. Д.И. Фонвизин (Источник)

В «Ревизоре» этого нет. На всём громадном пространстве, которое находится за пределами уездного города, порядки всё те же. Чиновники ничего другого и не ожидают, кроме того, что они привыкли ждать, что они привыкли видеть.

Ю.В. Манн (рис. 9) очень убедительно пишет о том, что такое ситуация «Ревизора» и как она разыграна Гоголем.

В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор. lazy placeholder. В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор фото. В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор-lazy placeholder. картинка В чем заключается жанровое своеобразие комедии ревизор. картинка lazy placeholder

Рис. 9. Ю.В. Манн (Источник)

Жизнь русского общества представлялась Гоголю жизнью раздробленной, в которой у каждого свои собственные маленькие интересы и нет ничего общего. Чтобы решить главную задачу, нужно найти общее чувство, которое способно объединить всех. И Гоголь нашёл это общее чувство – страх. Страх объединяет всех. Страх перед совершенно неизвестным, тайным ревизором.

Давно замечено, что в пьесе Гоголя нет положительного героя. Он сам скажет об этом спустя 6–7 лет после того, как пьеса была закончена, в своей другой пьесе «Театральный разъезд» после представления новой комедии». Это отличный комментарий к «Ревизору»:

«Смех – единственное честное лицо комедии».

А про город там сказано:

«Отовсюду, из разных углов России стеклись сюда исключения из правды, заблуждения и злоупотребления».

Но сама правда в «Ревизоре» не показана.

Гоголь писал Погодину в мае 1836 года:

«Столица щекотливо оскорбляется тем, что выведены нравы шести чиновников провинциальных. Что же сказала бы столица, если бы выведены были, хотя б слегка, её собственные нравы?»

Сатирические пьесы до «Ревизора» могли касаться гораздо более высоких сфер. Но это не значит, что такие более высокие сферы, упомянутые в пьесах, означали большую степень сатиры, большую степень разоблачения. Гоголь, не покушаясь на высшие должности российской бюрократии, говорит о шести провинциальных чиновниках, причём и проделки их, в общем-то, не бог весть какие опасные и страшные. Городничий (рис. 10) – взяточник, но так ли он уж опасен?

Рис. 10. Городничий (Источник)

Судья берёт взятки борзыми щенками. Земляника вместо того, чтобы кормить больных овсяным супом, варит для них капусту. Дело не в масштабе, дело в сути. А суть именно такова: это модель русской жизни, ничего другого быть не может. Это важно.

Изображение чиновников в «Ревизоре»

Читая диалог Сквозника-Дмухановского с Хлестаковым, читатель может удивиться: как такая ситуация вообще возможна?

Хлестаков (сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко). Да что ж делать? Я не виноват… Я, право, заплачу… Мне пришлют из деревни.

Бобчинский выглядывает из дверей.

Он больше виноват: говядину мне подаёт такую твёрдую, как бревно; а суп – он чёрт знает чего плеснул туда, я должен был выбросить его за окно. Он меня морит голодом по целым дням… Чай такой странный, воняет рыбой, а не чаем. За что ж я… Вот новость!

Городничий (робея). Извините, я, право, не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая. Привозят холмогорские купцы, люди трезвые и поведения хорошего. Я уж не знаю, откуда он берёт такую. А если что не так, то… Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.

Хлестаков.
Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть в тюрьму. Да какое вы имеете право? Да как вы смеете. Да вот я… Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я…
Н.В. Гоголь. «Ревизор»

Хлестаков явно чего-то боится, а городничий, опытный человек, не может понять, в чём дело. Почему так? Городничий охвачен идеей, которая возникла на почве страха, а страх заставляет мозг концентрироваться на чём-то, чтобы избежать опасности, которой он боится. У городничего есть идея, можно сказать, теория. И он под эту теорию подгоняет всю информацию, а лишнее, всё, что не подходит под эту теорию – отбрасывает. Хлестаков явно говорит, что боится, что его посадят в тюрьму, что его куда-то уведут. Он чувствует себя подавленным, а городничий всего этого не замечает, потому что он уже охвачен идеей: приехал ревизор.

Читатель верит тому, что происходит, хотя это всё кажется странным, ведь является гротеском.


вид художественной образности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.
Комичность всей ситуации именно в том, что такого не может быть, как и города, в котором все чиновники такие, как представил нам Гоголь. Тем не менее читатель верит изображаемому, потому что можно поверить тому, например, что человек может быть охвачен идеей и отбрасывает всё, что его убеждает в обратном. В литературе много таких примеров. Знаменитый французский писатель говорил, что в область иррационального рациональному нет входа: если человека охватила какая-то эмоция, очень трудно ему доказать противоположное.

А потом охвачен идеей Хлестаков. Хотя он глупый пустой человек, но умеет чувствовать ситуацию. Он действительно начинает верить тому, что говорит. Такие люди очень способные обманщики. Люди обман чувствуют по мимике, по интонациям, по выражению, когда не верят, что человек сам верит в то, что говорит. Хлестаков – безынерционный человек. Сначала он думает, как ему будет плохо без еды, а когда ему приносят еду, начинает возмущаться, что всего два блюда:

Хлестаков (один). Это скверно, однако ж, если он совсем ничего не даст есть. Так хочется, как ещё никогда не хотелось.

Хлестаков.
Ну, хозяин, хозяин… Я плевать на твоего хозяина! Что там такое?
Слуга.
Суп и жаркое.
Хлестаков.
Как, только два блюда?
Слуга.
Только-с.
Хлестаков.
Вот вздор какой! я этого не принимаю. Ты скажи ему: что это, в самом деле, такое. Этого мало.
Н.В. Гоголь. «Ревизор»

Такую безынерционность можно также назвать бессовестностью. У него нет внутреннего судьи, поэтому он почти верит, что отдаст эти деньги, говорит, что в долг берёт. И тогда ему становится легко. Он, конечно, понимает, что ничего никому не отдаст, но в этот момент он принял такую маску и легко играет выбранную роль. Такие люди легко берут в долг, им легко дают, потому что трудно не поверить в их искренность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *