В чем заключается жанровое своеобразие поэмы медный всадник
Жанровое своеобразие поэмы “Медный всадник” Пушкина А. С
История народа принадлежит Поэту.
А. С. Пушкин
“Медный всадник” (1833) – лиро-эпическая поэма, однако Пушкин, который очень хорошо разбирался в признаках литературных жанров, назвал ее “Петербургская повесть”. Можно предположить, что подзаголовок “Медного всадника” является не определением жанра, а указанием на “истинность происшествия”. Именно в таком значении употреблял термин “a tale” (повесть) Дж. Г. Байрон в отношении своих поэм.
Определение “петербургская” должно было подчеркнуть местный колорит
Социальная идея поэмы заключается как раз в том, что “маленький человек” беззащитен перед людьми, перед властью, перед природой; государству до него самого и его проблем нет дела. “Строитель чудотворный” (II) не подумал о счастье бедного Евгения и Параши, поэтому все его чудо-деяния немногого стоят в глазах “маленького человека”, который грозит Медному всаднику будущими карами: “Ужо тебе. ” (II). Данная поэма является также философским произведением, потому что в ней решается общая проблема взаимоотношения государства и отдельной личности. Осмысление этой философской проблемы дано автором также на примере жизни Евгения.
Таким образом, получается, что две идеи (социальная и философская) тесно переплетаются в поэме, что придает произведению художественную цельность.
У Пушкина образ Евгения становится символом личности, а идея самодержавной государственной власти воплощена в образе второго главного героя поэмы – Петра Великого, представленного в виде знаменитого памятника – Медного всадника. Только в прологе поэмы появляется царь: Петр показан как выдающийся государственный муж, думающий о пользе и процветании своей державы, то есть, как бы теперь сказали, о геополитических интересах России:
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе, (вступление)
А в первой и второй частях поэмы великий реформатор изображается в виде Медного всадника, то есть уже как символ самодержавного государства.
Лирическое содержание поэмы, то есть авторское отношение к героям и событиям, выражается обычными (например, лексикой) и необычными средствами (особой интонацией). Пушкин подчеркивает сочувствие Евгению многозначным словом “бедный” (в словаре отмечены следующие значения: небогатый, несчастный, простой, смиренный); сложное отношение к Петру – многозначным словом “кумир” (статуя языческого божества-идола; предмет обожания, восторженного поклонения). Оба эти слова употребляются в тексте поэмы в нерасчлененном значении, что углубляет авторскую оценку: “бедный, бедный мой Евгений” (II), “безумец бедный” (II); “кумир на бронзовом коне” (I, II). Иногда голоса автора и его героя-“маленького человека” сливаются так, что трудно различить, кому принадлежат слова:
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе! (II)
Кроме того, в поэме Пушкин использует приемы различных художественных стилей: одический (торжественный, возвышенный) и идиллический (умиротворенный, интимный). Вступление – гимн Петру, основавшему дивный город, ода великому человеку, на столетия определившему судьбу России. Здесь поэт избегает обыденных выражений, предпочитает старославянские слова и формы:
На берегу пустынных волн
Стоял Он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко…(вступление)
Рассуждения Евгения о своей жизни – идиллия, показывающая обычную жизнь простого человека, его мечты о личном счастье. В этом случае язык прост, часто употребляются разговорные выражения: “жизнь куда легка” (I), “оно и тяжело, конечно” (I), “препоручу хозяйство” (I).
Одический стиль снова появляется в кульминационной сцене поэмы – при объяснении сумасшедшего Евгения с Медным всадником:
Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навел
На лик державца полумира.
Стеснилась грудь его. Чело
К решетке хладной прилегло…(II)
Точно выбранная стилевая манера подчеркивает значение этой сцены, где “маленький человек” на равных говорит с “грозным царем” и пророчит ему возмездие.
Итак, “Медный всадник” – лиро-эпическая поэма. После торжественного вступления (похвалы Петру и его творению – Петербургу) читатель вправе ожидать классическую героическую поэму, но поэт обманывает эти ожидания. Он нарушает все правила поэтики героической поэмы: вместо значимого в истории нации события – частный случай (наводнение в Петербурге), вместо образцового героя – ничтожный чиновник, вместо ясного нравственного урока – нарочитое отсутствие морали, вместо однородных “звучных стихов” – смешение оды и идиллии.
Таким образом, Пушкин создал лиро-эпическую поэму нового (реалистического) типа, отличную от классицистической героической поэмы.
Явная сниженность главного события и главного героя не мешает автору выразить в поэме глубокие социальные и философские идеи. Пушкин дал свое понимание современного российского государственного устройства, роли государства в человеческой жизни вообще. Вывод поэта неутешителен: государство противопоставлено личности. Медный всадник равнодушно отвернулся от забот маленького, но живого человека:
И. обрашен к нему спиною.
В неколебимой вышине.
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне. (I)
Поэму пронизывает сочувствие “маленькому человеку”. Автор рисует Евгения и Парашу как простых, но чувствительных людей, ни в чем не повинных и не способных пережить разлуку. Их идиллическое описание контрастирует с трагической реальностью, в которой “маленький человек” обречен на гибель.
В таком взгляде на героев проявился гуманизм поэта.
Related posts:
Идейно-художественное своеобразие поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»
Разделы: Литература
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
“Медный всадник” (1833) – лиро-эпическая поэма, однако А.С. Пушкин, который очень хорошо разбирался в признаках литературных жанров, назвал ее “Петербургская повесть”. Можно предположить, что подзаголовок “Медного всадника” является не определением жанра, а указанием на “истинность происшествия”. Именно в таком значении употреблял термин “atale” (повесть) Дж.Байрон в отношении своих поэм. Определение “петербургская” должно было подчеркнуть местный колорит сюжета. В соответствии с подзаголовком торжественное вступление поэмы заканчивается так:
Была ужасная пора,
Об ней свежо воспоминанье…
Об ней, друзья мои, для вас
Начну сейчас повествованье.
2. Идея поэмы.
Эпическая часть поэмы поднимает серьезные социально-философские проблемы. В ней автор рассказывает о “маленьком человеке”, мелком чиновнике Евгении, описывает его мечты, заботы и его жизненную трагедию. Именно поэтому данное произведение является социально значимым: поэт поднимает в нем важную проблему отношения общества к “маленькому человеку”.
Социальная
государству до него самого и его проблем нет дела. “Строитель чудотворный” не подумал о счастье бедного Евгения и Параши, поэтому все его деяния немногого стоят в глазах “маленького человека”, который грозит Медному всаднику будущими карами: “Ужо тебе. ”.
3. Главные герои поэмы “Медный всадник”.
Главные герои
Евгений | Петр Первый |
Медный всадник символ самодержавного государства | “маленький человек” символ личности |
У А.С. Пушкина образ Евгения становится символом личности, а идея самодержавной государственной власти воплощена в образе второго главного героя поэмы – Петра Великого, представленного в виде знаменитого памятника – Медного всадника. Только в прологе поэмы появляется царь: Петр показан как выдающийся государственный муж, думающий о пользе и процветании своей державы:
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам
И запируем на просторе.
А в первой и второй частях поэмы великий реформатор изображается в виде Медного всадника, то есть уже как символ самодержавного государства.
Сочувствие Евгению А.С. Пушкин подчеркивает многозначным словом “бедный” (в словаре отмечены следующие значения: небогатый, несчастный, простой, смиренный); сложное отношение к Петру – многозначным словом “кумир” (статуя языческого божества-идола; предмет обожания, восторженного поклонения).
4. Образ Петра Первого в творчестве А.С. Пушкина.
До поэмы “Медный всадник” Пушкин несколько раз обращался к образу царя-реформатора: в поэме “Полтава” (1829), в неоконченном романе “Арап Петра Великого” (1830), в материалах к “Истории Петра Великого”. На протяжении всего творчества поэт по-разному оценивал деятельность Петра.
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен.
Он весь, как божия гроза.
Петр изображен как деятельный государь, “свыше вдохновленный”, который знает, что нужно для его державы.
Поэма заканчивается строками, где поэт признает чрезвычайные заслуги Петра перед Россией и в военной, и в политической, и в административной, и в культурной областях. Современная Россия, по мнению Пушкина, является прежде всего творением Петра Великого:
В гражданстве северной державы,
В ее воинственной судьбе,
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал её предназначенье.
Нет! Он с подданным мирится;
Виноватому вину
Отпуская, веселится;
Кружку пенит с ним одну;
И в чело его целует,
Светел сердцем и лицом;
И прощенье торжествует,
Как победу над врагом.
Уже в первой части поэмы Петр превращается в “горделивого истукана”. Медный всадник изображен как существо высшее, он на своем бронзовом коне возвышается над стихиями, и волны, которые встают вокруг памятника, как горы, ничего не могут с ним сделать
Над возмущённою Невою
Стоит с простёртою рукою
Кумир на бронзовом коне.
Во второй части, описывающей бунт человека, Медный всадник назван властелином Судьбы, который своей роковой волей направляет жизнь целого народа. Из-за великодержавных планов царя рухнуло счастье и жизнь Евгения. Поэтому безумный Евгений упрекает Медного всадника и даже грозит ему кулаком: в душе безумца рождается протест против насилия чужой воли над его судьбой.
Петр в поэме становится символом бездушного Российского государства, попирающего права “маленького человека”.
Поскольку поэма является наиболее поздним крупным произведением о Петре, можно сделать вывод, что Пушкин пришел к многостороннему взгляду на личность Петра, в котором соединяются и уважение, и резко критическое отношение.
5. Жанровое своеобразие поэмы А.С. Пушкина.
Черты классической героической поэмы | Поэма “Медный всадник” |
1. Торжественное вступление, похвалы главному герою. | 1. Торжественное вступление – похвалы Петру и его творению – Петербургу. |
2. Значимое событие в истории нации. | 2. Частный случай – наводнение в Петербурге. |
3. Образцовый герой. | 3. Ничтожный чиновник, “маленький человек”. |
4. Явственный нравственный урок. | 4. Отсутствие морали. |
5. Однородные “звучные стихи”. | 5. Смешение оды и идиллии. |
Вывод: Пушкин создал лиро-эпическую поэму нового (реалистического) типа, отличную от классицистической героической поэмы.
6. Итоги урока.
Явная сниженность главного события и главного героя не мешает автору выразить в поэме глубокие социальные и философские идеи. Пушкин дал свое понимание современного российского государственного устройства, роли государства в человеческой жизни вообще. Вывод поэта неутешителен: государство противопоставлено личности. Медный всадник равнодушно отвернулся от забот маленького, но живого человека:
И, обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущённою Невою
Стоит с простёртою рукою
Кумир на бронзовом коне.
Поэму пронизывает сочувствие “маленькому человеку”. Автор рисует Евгения и Парашу как простых, но чувствительных людей, ни в чем не повинных и не способных пережить разлуку. Их идиллическое описание контрастирует с трагической реальностью, в которой “маленький человек” обречен на гибель. В таком взгляде на героев проявился гуманизм поэта.
7. Домашнее задание.
Письменно ответьте на вопрос: “Как вы думаете, бунт сошедшего с ума Евгения, угрожающего кумиру на бронзовом коне (“Ужо тебе. ”) может привести к каким-либо положительным для героя изменениям или это бунт бессмысленный и наказуемый?” Свой ответ аргументируйте.
Жанровое своеобразие поэмы «Медный всадник» Пушкина А.С.
«Медный всадник» — произведение А.С Пушкина, написанное в 1833 году. Произведение несёт в себе большой философский смысл, социальный и исторический подтекст. Поэма подвергалась нападкам со стороны властей, и не была допущена к печати. Лишь после трагической гибели великого поэта, с некоторыми изменениями, введёнными близким ему Жуковским, «Медный всадник» появился в журнале «Современник».
Общепринято, что это произведение Пушкина является лиро-эпической поэмой. Но сам поэт, отлично разбирающийся в литературных жанрах, назвал её «Петербургская повесть». Можно сделать предположение, что с помощью такого подзаголовка произведения «Медный всадник», Пушкин не указывает на жанр, но показывает на то, что данное нам происшествие действительно реально.
Исследователи сходятся во мнении, что произведение представляет собой комбинацию нескольких жанров. И ведь действительно, «Медный всадник» предстает перед читателем то, как героическая поэма о великом и могучем царе-преобразователе, то как рассказ с чертами реализма, о проблемах и неудачах, которыми обременен «маленький человек», нищий чиновник. Всё житьё-бытьё этого типичного, среднестатистического чинуши описано в поэме. Таким образом, наблюдается синтез героической поэмы с реалистичным рассказом.
Исследователем-пушкинистом Д. Благим поэма была охарактеризована как парадокс в отношении жанровой принадлежности, он писал о произведении как о лирико-драматической повести в стихах с эпопеей, быте совместном с историей, величественном и ужасающим с обыденным.
Это рассказ являет нам особенность пушкинского стиля, художественное своеобразие, его произведению нет равных, оно единственное в своем роде. Кто еще как он мог соединить в одном произведении прозу, поэзию, новеллу и оду, которые вместе будут составлять одно неразъединимое целое? Стиль поэмы «Медный всадник» поистине многогранен, он написан в высоком торжественном стиле, так же и в прозаически-разговорном. Читая «Медный всадник» мы видим, что у Пушкина очень хорошо получилось соединить вместе различные жанры, которые в гармонии ужились в одном произведении.
Вариант 2
В 1824 году в Санкт-Петербурге случилось самое разрушительное по своей силе наводнение, которое принесло разорение и горе великому и прекрасному городу: разрушило здания, стерло дома, унесло много жизней… Этому историческому событию Александр Сергеевич Пушкин посвятил свое произведение: «Медный всадник»; которое увидело свет лишь после смерти великого поэта. Автор рассказал читателю о судьбе обычного жителя города, «мелкого чиновника», который во время стихийного бедствия потерял свою невесту и сошел с ума. Однажды он забрел на то место, где стоит памятник Петра 1, изображенного на коне, и гневно обвинил его в своей беде. Внезапно всадник ожил и стал преследовать Евгения (так звали главного героя). Вскоре, его нашли мертвым возле разрушенного дома, где погибла под водой возлюбленная…
Раскрывая тему «маленького человека», его мечты, заботы и проблемы, до которых нет никакого дела государству и правителю, поскольку «великие думы» Петра не были обращены на простого человека, Пушкин использует все богатство русского языка и стилистическое разнообразие. Знакомя с Евгением, он использует простой, лирический стиль. Великого царя Петра 1 и его деяния восхваляет торжественной одой. Такой контраст стилей изложения делает произведение ярким, новаторским и звучит гармонично, целостно, продолжая основную социально-философскую тему.
Прекрасный город Петербург был построен по приказу царя, чтобы «В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море.». Писатель воспевает «вторую столицу», реку Неву, расположенную возле него, белые ночи…Однако Петербург построили несмотря на опасную близость финского залива и реки, что и привело к ужасной гибели многих людей во время наводнения. Именно поэтому, главный герой обрушивает свой гнев на памятник «чудотворного строителя». Связь истории и вымысла, общего и частного в произведении придает ему художественное своеобразие, где существует одновременно «ода» и «новелла», «поэзия» и «проза».
По этой причине многие исследователи писали о смешении нескольких жанров в «Медном всаднике». Однако, сам Пушкин, назвал свое творение «Петербургской повестью», имея в виду то, что в основе заложено подлинное историческое событие. И все же, это великое произведение по сути своей относится к стихотворной поэме, но с реалистическим направлением, во главе которой рассказана трагическая судьба ничем не примечательного обычного человека.
«Медный всадник»: краткое содержание
Поэма «Медный всадник», краткое содержание которой известно каждому школьнику, — это не просто вершина стихотворного искусства, но и содержательные размышления о государственности, нравственности и роли правителя в жизни населения.
Несомненно, Александр Сергеевич Пушкин, гений которого известен и за рубежом, умело воплотил в жизнь образ легендарного Петра Первого, отобразил тогдашнее настроение людей:
Вступление
Ищете краткий пересказ? «Медный всадник» начинается с описания экспозиции: на берегу Невы стоит государь Петр Великий и думает о том, какое будущее ждет это место. Тяжелое настроение передают детализированные пейзажи:
Композиция и конфликт
Композиция поэмы состоит из следующих частей:
При всей неоднородности поэмы она все же остается целостным произведением, благодаря чему текст легко воспринимается читателем.
Основной конфликт, который становится доминантой сюжета, неординарен и драматичен: он происходит между императором, великим реформатором России, который жил задолго до описываемых событий, и самым обычным жителем Санкт-Петербурга, бедным и неизвестным чиновником, «маленьким человеком». У каждого из них своя «правда»: правитель преследует глобальные цели, он хочет «в Европу прорубить окно», укрепить флот и оборону страны, а также построить прекрасный город, подобный тем, которые он видел за границей; «правда» Евгения заключается в планах и мечтах рядового человека – устроить жизнь, жениться на любимой девушке и жить с ней в благополучии.
Нельзя однозначно сказать, кто из них двоих прав. Петр I не мог не построить город в тех местах, откуда могла быть угроза со стороны соседнего государства; однако судьбы обычных людей не менее важны, чем государственные планы. «Правда» простого жителя Санкт-Петербурга, живого и чувствующего, так же важна, как и «правда» власти, «кумира», мертвой статуи. Обе эти позиции ограничены, и их конфликт неразрешим.
Жанр, направление, размер
«Медный всадник» — историческая поэма, как принято считать, хотя сам автор в подзаголовке обозначил его как «Петербургская повесть». Один из исследователей творчества Пушкина Д. Благой писал, что в произведении присутствует смесь героической эпопеи и лирико-драматической «мещанской» повести в стихах. В тех частях, где описывается Петр I и его деятельность, чувствуются торжественность и восторженность, присущие такому жанру, как ода.
Поэма написана четырехстопным ямбом (к нему Пушкин нередко обращался в своей поэзии) и состоит из лирического вступления, которое может идти в качестве отдельного произведения, и двух повествующих сюжет частей. Эпилог не выделяется, но за него можно считать последние строки, где рассказывается о смерти главного героя.
«Медный всадник» можно отнести к такому направлению в искусстве, как реализм. В 30-е годы, когда писалась поэма, в России как раз происходило становление реализма в русской литературе. Герой реалистического произведения кажется типичным представителем своей эпохи, его образ упрощен и обобщен. Евгений, герой «Медного всадника», показан заурядным жителем Петербурга XIX века, «маленьким человеком». Пушкин описывал его как человека, «каких много». Кроме этого, он обращается к конкретным историческим фактам в конкретном городе. Можно легко найти на карте места, которые указываются в поэме. Конфликт заключается в противостоянии интересов государства и интересов рядового жителя. Между тем, в нем есть черты, присущие романтизму: столкновение разных точек зрения, которые описывает Пушкин, неразрешимо. Конфликт двойственен, нельзя однозначно указать, чья позиция (в данном случае, Евгения, простого человека, или Петра I, владыки России) правильная. Вдобавок, само видение Евгения является элементом фантастического, что тоже можно отнести к романтическим чертам.
Однако вступление «Медного всадника» имеет черты классицистического направления. В первую очередь, в центре внимания находится прославление великого императора и его деятельности; Пушкин использует возвышенную лексику при описании Санкт-Петербурга, которая должна зарождать в читателях восторг, гордость, волнение.
Чему учит
Пушкин не дает четких моральных выводов. Он позволяет читателю самостоятельно выбрать сторону конфликта, порой очень сложного и неразрешимого. Чью позицию он выбрал сам, сложно сказать, ведь он признает достижения деятельности Петра I, в чем-то его оправдывая, но вместе с тем осуждает его равнодушие к своим поданным.
Тем не менее, гуманистическая мысль становится очевидной. Автор детально описывает ужасы наводнения, страх и отчаяние людей, их бедность и беспомощность, пытаясь вызвать у читателя сострадание к простому народу. Его мораль сводится к тому, что никакие достижения не смогут оправдать безразличия большого человека по отношению к маленькому. Ведь все хорошее и грандиозное делается для людей, а не для того, чтобы «прорубить окно» или «закрепиться на Балтийском море».
«Медный всадник»: анализ произведения
«Медный всадник»: о чем это произведение, каков его жанр и что пытался сказать в повествовании автор? Чтобы найти ответы на эти вопросы, внимательно изучите следующее:
«Медный всадник»: история создания
Поэма «Медный всадник», история создания которой связана с непростыми временами в жизни Пушкина, отразила антигуманную природу российской государственности. Держава переживала внутренний раскол. В России возникли два лагеря: одни всячески превозносили Петра Первого, а другие искренне считали, что в его натуре есть что-то нечистое и бесовское.
История создания поэмы Пушкина: YouTube / MyBook
Охваченный всеобщими настроениями, Александр Сергеевич отбыл в 1833 году в поместье жены Болдино. Произведение «Медный всадник» Пушкин написал в том же сезоне, завершив произведением болдинский период творчества. Поэма — квинтэссенция размышлений автора о политике, самодержавии и государственности в целом.
Поэма начинается с лирического вступления, в котором Пушкин воспевает Санкт-Петербург – место, где происходит действие произведения – и деятельность его основателя, Петра I. Но основные события разворачиваются в жизни простого человека — Евгения.
Автор плавно переходит к жизнеописанию главного героя. Евгений, мелкий чиновник, бедный и ничем не примечательный, мечтает о счастливой семье. Он думает о Параше, своей возлюбленной, на которой он хочет жениться и с которой хочет встретить старость. Но случается катастрофа: Нева разбушевалась и затопила город. Под ее волнами погибает Параша – читатели так и не встречаются с ней в сюжете.
Евгений пытается добраться до ее бедного домика, где она жила с матерью, но его снесло чудовищным течением. В один миг герой теряет цель своей жизни. Картина пустыря, где раньше жила возлюбленная, морально ломает Евгения, и он бредет по улицам Петербурга. Так начинается его новая жизнь: он ни к чему больше не стремится, каждый день вспоминает о тех страшных событиях роковой ночи, блуждая по столице.
Однажды герой доходит до статуи Петра I, и им овладевает ярость. Он кидает на памятник «дикие взоры» и упрекает за строительство Петербурга. Но неожиданно Евгений стремглав убегает – ему показалось, что Медный всадник ожил и начал за ним гнаться. Всю ночь молодой человек пытался оторваться от преследования, но везде он слышал цоканье тяжелых копыт. После этой встречи Евгений чувствовал смятенье рядом тем местом, где стоит памятник. В конце читатель узнает о смерти героя: к одному из островков прибило пустой ветхий домик, который, видимо, принадлежал Параше, ведь на его пороге нашли «хладный труп» Евгения.