В чем заключается жизненная философия платона каратаева

Философия жизни Платона Каратаева

Платон Каратаев, солдат Апшеронского полка, занимает особое место среди художественных персонажей романа «Война и мир». Общительный маленький человек с певучим голосом для всех находил ласковое слово, помогающее людям переносить в плену тяжелейшие страдания, любить жизнь даже в этих условиях, надеяться на лучшее: «. Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить».

Каратаев был, судя по его рассказам, «давнишним солдатом», не любившим, но честно исполнявшим солдатскую службу, в течение которой «ни разу бит не был».

Облик Каратаева выражает его крестьянскую сущность: «приятная улыбка и карие, нежные глаза были круглые. зубы его ярко-белые и крепкие, которые все выказывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он делал довольно часто), были все хороши и целы: ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости».

Рисуя портрет Каратаева, автор подчеркивает во всем его внешнем облике «олицетворение всего русского, доброго и круглого». Платон является своеобразным символом гармонически цельного человека. В цельности, непосредственности его натуры проявляется бессознательная жизнь народа: «Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная частица. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал».

Внимание автора особенно сосредоточено на внутреннем, душевном состоянии Платона Каратаева, не зависящем от внешних условий жизни: «Он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами».

Обе эти истории вызывают восторг и радость Каратаева, но обе они о смирении, о том, как человек притерпелся к жестокости и несправедливости.

Каратаев трудолюбив: «Он все умел делать не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, варил, шил, строгал, тачал сапоги». О службе в солдатах Платон говорил неохотно и вспоминал преимущественно о своей жизни в деревне. Он рассказывал, что за порубку в чужой роще его били, судили и отдали в солдаты: «Думали горе, ан радость!»
Однако пассивность Каратаева не означает его внутреннего безразличия к добру и злу.

Отсутствие открытого протеста, пассивность Каратаева объясняются его внутренней верой в то, что в жизни побеждают, в конце концов, добрые, справедливые силы, надо только терпеть, надеяться и верить. Его настроения и взгляды отражают психологию крепостного крестьянства, не умевшего отстаивать свои интересы, которое мирилось с вековой зависимостью от помещика.

Введение Платона Каратаева в действие эпопеи связано с тем, что Толстому важно было показать духовное возрождение Пьера под влиянием нравственных душевных качеств человека из народа. Толстой создает идеализированный образ Каратаева, построив его как олицетворение добра, любви, кротости и самоотречения. Эти душевные качества Каратаева в полной мере воспринимаются Пьером Безуховым, озаряя его духовный мир новой истиной.

Но «привязанностей, дружбы, любви, как понимал Пьер, Каратаев не имел никаких». Он жил среди людей, в сущности, одиноко, смиряясь с окружающим злом. В конце концов, это зло убило его: Каратаева пристрелили французские солдаты, когда он ослабел и не мог идти вместе со всеми пленными.

Источник

Философия жизни Платона Каратаева

С Платоном Каратаевым, солдатом Апшеронского полка, Пьер Безухов встречается в самый тяжелый момент своей жизни. Только что, избежав казни, он смотрел, как убивают других людей, и мир “превратился для Пьера в кучу бессмысленного сора”. “В нем уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую и в свою душу и в Бога”. Помогает герою выйти из этого кризиса “Платоша”.

Мало того, после знакомства с Платоном, после долгого общения с ним в плену Пьер навсегда обретает новое понимание вещей, уверенность, внутреннюю свободу.

И в эпилоге романа, по прошествии многих лет, Пьер Безухов будет проверять свои мысли, поступки, соотнося их с философией Каратаева. Так что же это за образ – Платон Каратаев?

Автор прежде всего показывает его “круглые, спорые движения”, в которых было “что-то приятное, успокоительное”. Это солдат, участвовавший во многих походах, но в плену “он отбросил от себя все… чуждое, солдатское” и “возвратился к крестьянскому, народному складу”.

В первых же словах, обращенных к Пьеру, звучат “ласка и простота”. “А много вы нужды увидали, барин? А. Э, соколик, не тужи…” Речь Платоши – певучая, пронизанная народными пословицами, присказками. Он говорит как бы не только от себя, но выражая мудрость народа: “Час терпеть, а век жить”, “Где суд, там и неправда”, “От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся”, “На болезнь плакаться – Бог смерти не даст” и т. д. Самые заветные свои мысли он высказывает в повествовании о купце, который невинно пострадал, оклеветанный и приговоренный к каторге за чужое преступление.

Через много лет он встречается с истинным убийцей, и в том пробуждается раскаянье. Глубокая христианская идея жизни по совести, смирения и веры в высшую справедливость, которая непременно восторжествует, – вот существо каратаевской, а значит, и народной философии. Именно поэтому Пьер, приобщившись к этому мировоззрению, начинает жить по-новому.

Главная мысль романа “Война и мир” – это мысль о единении людей доброй воли. И Платон Каратаев показан как человек, способный раствориться в общем деле, в мире. Для Толстого это душа патриархального мира, он представляет собою психологию и мысли всех простых людей. Они не раздумывают о смысле жизни, как Пьер и Андрей, они просто живут, их не пугает мысль о смерти, ибо они знают, что их “существованием распоряжается не простой произвол”, а справедливая высшая сила. “Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь”. “Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал”.

Вот то ощущение, к которому с таким трудом идут дворяне Толстого.

Суть натуры Каратаева – это любовь. Но также особенная – это не личное чувство привязанности к каким-то конкретным людям, ко всему вообще в мире: он любил товарищей, французов, любил Пьера, он любил всех животных.

Итак, образ Платона Каратаева символичен. Шар, в представлении древних, – символ завершенности, совершенства. И Платон “навсегда остался для Пьера непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды”.

Но в жизни совмещаются, имеют место множество типов людей. Одного сознания мало и для развитого человека, необходимо и непосредственное чувство. Толстой в своем романе показывает, как эти два начала дополняют друг друга: “Каждая личность носит в самой себе свои цели, и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным для человека целям общим”. И, только ощущая себя причастным к общей “роевой” жизни, человек может выполнять свои личные задачи, жить подлинной жизнью, в гармонии с самим собой и с миром.

Именно это открылось Пьеру в общении с ним.

Related posts:

Источник

Философия жизни Платона Каратаева (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)

«Война и мир» — широкое историческое полотно, где главным героем является народ. Композиция «Войны и мира «поражает своей сложностью и стойкостью. В романе развивается множество сюжетных линий. Они нередко пересекаются, сплетаются. Толстой прослеживает судьбы отдельных героев и судьбы целых семейств. Его героев связывают родственные, дружеские, любовные отношения; нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда. Толстой исторически правдиво создает образ народа-героя Отечественной войны. В массовых сценах, где участвуют солдаты, в репликах отдельных персонажей, в действиях простых людей прежде всего видно проявление той «теплоты патриотизма», которая воодушевляет всех солдат, партизан, лучших офицеров и генералов.

Платон Каратаев — русский солдат, встреченный Пьером Безуховым в балагане для пленных, где он прожил четыре недели с ним рядом. Каратаев, по словам писателя, «остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго».

Образ Платона Каратаева — один из ключевых образов романа, отразивший народную философию жизни.

Каратаев — крестьянин, оторванный от привычного жизненного уклада и по-мещенный в новые условия (армия и французский плен), в которых особенно ярко проявилась его духовность. Платон показан в основном через восприятие Пьера. С ним Пьер Безухов знакомится в плену. После того, как он стал свидетелем страшного события — расстрела пленных, Пьер Потерял веру в человека, в разумность его поступков. Он находится в подавленном состоянии. И именно встреча в бараке с Платоном вернула графа Безухова к жизни. «Рядом с ним сидел, согнувшись, какой-то маленький человек, присутствие которого Пьер заметил сначала по крепкому запаху пота, который отделялся от него при всяком его движении». Граф и мужик оказались в одинаковом положении: они пленные. И в этой ситуации необходимо остаться человеком, самим собой, необходимо выстоять и выжить. Именно такому выживанию учится Пьер у Каратаева.

Платон у Толстого — собирательный образ, так же, как и Тихон Щербатый. Не случайно, представляясь Пьеру, он называет себя во множественном числе: «Солдаты Апшеронского полка. Меня Платоном звать, Каратаевы прозвище». Но Платон Каратаев является полной противоположностью Тихона Щербатого. Если тот беспощаден к врагу, то Платон любит всех людей, в том числе французов. Если Тихон грубоват и юмор его сочетается с жестокостью, то Каратаев во всем хочет видеть «торжественное благообразие». Каратаев ощущает себя не отдельной личностью, а часть целого, частью народа: простых солдат, крестьянства. Его мудрость заключена в метких и емких пословицах и поговорках, за каждой из которых эпизод жизни Платона Каратаева. Например, «где суд, там и неправда». Он пострадал от несправедливого суда, и вынужден служить в армии. Однако Платон воспринимает любые повороты судьбы как должное, он готов приносить себя в жертву ради благополучия семьи.

Каратаев не принимает пессимистического взгляда Пьера, измученного фи-зическими страданиями: «да теперь все равно». Платон проповедует радостную веру в лучшее, в царство Божие, которое бесконечно. После знакомства с Каратаевым Пьер начинает по-другому относится к жизни, ко всему тому, что с ним произошло. Платон для него — это идеал для подражания. Платон Каратаев помог Пьеру восстановить чувство устойчивости миропорядка, в основе которого лежит любовь и взаимопонимание, помог избавиться от мучившего его страшного вопроса: «зачем?» Пьер ощутил радость освобождения от поисков цели и смысла жизни, ибо они только мешали ему почувствовать, что смысл жизни — в самой жизни, в осознании того, что везде, во всем, рядом с людьми есть Бог, который всех любит и без воли которого не спадет волос с головы человека. Именно в плену, благодаря Каратаеву, испытаниям и лишениям, Пьер вновь обрел веру в Бога, научился ценить саму жизнь. Философия Платона Каратаева — философия христианская. А религия помогает жить любому человеку, в каких бы тяжелых условиях он не оказался, какие бы серьезные испытания не выпали ему. Это народная мудрость, сформированная веками.

Возможно, как солдат Каратаев слабый: настоящий воин должен, как Тихон Щербатый, ненавидеть врага. И в то же время Каратаев патриот. Но как человек, личность, Платон очень сильный и мужественный. Как сказал о народе в романе Кутузов: «Чудесный, бесподобный народ!» Если бы в армии не было людей, готовых не только непримиримо бить врага, но и философски относиться к жизненным трудностям, находить в себе силы достойно преодолевать их, то я думаю, без таких солдат Кутузов вряд смог бы победить честолюбивого Наполеона.

бесподобный народ»

«Война и мир» — роман об истории и народе

Источник

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Сочинение на тему: Философия жизни Платона Каратаева.

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» − монументальное историческое произведение. Я думаю, гениальность этой книги заключается в том, что автор показал в нем народную жизнь во всех ипостасях. Толстой считал всех этих людей основными героями романа. Во всем видно, что эта тема ему не только нравится, она ему близка по духу. Именно поэтому получилось такое шикарное произведение, которым зачитывается уже не одно поколение.

Несмотря на то что Толстой описывает народную жизнь в целом, он много внимания уделяет отдельным героям, рассмотрению их бытия. Один из таких героев – Платон Каратаев, с которым читатель знакомится уже в 4 томе романа. Его образу посвящено не так много страниц, но во время их чтения успевает сложиться определенный образ: запоминающийся и значимый. Образ Платона Каратаева можно назвать собирательным, обобщающим. Этот прием неоднократно встречался и у других авторов. В данном случае Толстой воплотил в нем русский народ с его характерными чертами.

Автор считал, что наших соотечественников отличает безграничное терпение, покорность. Этими качествами и был наделен этот герой. Каратаев является олицетворением народной жизни. Во всем видно, что этот образ импонирует Толстому. Автор показывает отношение к нему других действующих лиц. В частности, Пьер считал его выражением правды, простоты.

Платон находится в единении с природой, с окружающим миром. Он испытывает особые чувства ко всем людям. Удивительно, но это относится даже к французам, у которых он побывал в плену. Иной человек озлобился бы, но не в этом случае. Его внешность была под стать внутренним качествам. Толстой изображает его круглолицым. Его голос нежный, певучий, ласковый.

Особо автор обращает внимание читателей на то, как изъясняется Каратаев. Он предпочитал общаться афоризмами, пословицами. В них отражена вся народная мудрость, накопленная веками. Платон не привык вмешиваться в жизнь других людей. Доходило даже до того, что он предпочитал сам страдать, причем безвинно. Он был верен правде. Этот герой не отличался особыми личными интересами, склонностями. Он объяснял это тем, что не видит смысла в существовании отдельной человеческой личности. Смысл жизни может быть лишь в общности интересов. Человек – это лишь частица целого. Даже к себе он обращается во множественном числе не из-за высокой самооценки, а из-за того, что олицетворяет себя с обществом и его интересами. Платон Каратаев был верующим человеком. Он призывает к соблюдению библейских законов, канонов.

Свою жизнь Платон Каратаев прожил достойно, выполнив воинский долг перед Родиной. За Россию он был готов и с жизнью расстаться. Сложно встретить бОльший патриотизм в ком-либо из героев, чем тот, который был заложен в нем. Он показывал правильное отношение к жизни, к Отечеству, к служению своим идеалам. После знакомства с ним даже Пьер изменил свою жизненную позицию и на многие вещи стал смотреть иначе. Однако Платон не был готов беспрекословно подчиняться судьбе, стать рабом сложившихся обстоятельств. Но его любовь к жизни, к людям не может оставить равнодушным ни читателей, ни остальных героев романа, которым посчастливилось познакомиться с ним.

Источник

Философия жизни Платона Каратаева (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”)

Мудр тот, кто знает не многое, а нужное
Эсхил
Мудрость человечества в терпимости
Бани
“Война и мир” – широкое историческое полотно, где главным героем является народ. И сам Л. Н. Толстой пишет об этом в своих дневниках: “Чтоб произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так… в “Войне и мире” я любил мысль народную”.

По мнению автора, именно народные массы творят историю, а не командование армией и не генералы.
Платон Каратаев – один из представителей русского крестьянства. С ним

Он находится в подавленном состоянии. И именно встреча в бараке с Платоном вернула графа Безухова к жизни. “Рядом с ним сидел, согнувшись, какой-то маленький человек, присутствие которого Пьер заметил сначала по крепкому запаху пота, который отделялся от него при всяком его движении”. Пьер наблюдает за тем, как Платон уверенными “круглыми” движениями разматывает бечевки на ногах. Граф и мужик оказались в одинаковом положении: они

И в этой ситуации необходимо остаться человеком, самим собой, необходимо выстоять и выжить. Именно такому выживанию учится Пьер у Каратаева.
Платон у Толстого – собирательный образ, так же, как и Тихон Щербатый. Не случайно, представляясь Пьеру, он называет себя во множественном числе: “Солдаты Апшеронского полка… Меня Платоном звать, Каратаевы прозвище”.

Каратаев ощущает себя не отдельной личностью, а часть целого, частью народа: простых солдат, крестьянства. Его мудрость заключена в метких и емких пословицах и поговорках, за каждой из которых эпизод жизни Платона Каратаева. Например, “где суд, там и неправда”.

Он пострадал от несправедливого суда, и вынужден служить в армии. Однако Платон воспринимает любые повороты судьбы как должное, он готов приносить себя в жертву ради благополучия семьи: “… думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех.

А у брата меньшого сам-пят ребят, – а у меня, глади, одна солдатка осталась…Рок головы ищет”.
Платон Каратаев любит каждого человека, каждое живое существо, весь мир. Не случайно он ласков с обычной бездомной собакой, по его философии, не только людей, но “и скота жалеть надо”.
Платон воспитан на христианских традициях, а религия призывает нас к терпению и послушанию, жить “не нашим умом, а божьим судом”. Поэтому он никогда не испытывал зла и обиды к людям. Раз уж так сложилась судьба, то нужно с честью выполнять свой воинский долг, защищать свою Родину: “Москва – она всем городам мать”. Платон – патриот, Россия для него – это родная мать, и ради нее можно и с жизнью расстаться.

Однако к врагам он не испытывает ненависти. Ведь войны ведут политики, императоры, при чем же здесь простой солдат? А пленным одинаково тяжело, какую бы из воющих сторон они не представляли.

Платон с удовольствием шьет рубахи для французов и любуется своей работой.
После знакомства с Каратаевым Пьер начинает по-другому относится к жизни, ко всему тому, что с ним произошло. Платон для него – это идеал для подражания. Не случайно у Пьера он ассоциируется с чем-то “круглым”.

Круглым – значит, законченным, сформировавшимся, не принимающим на веру других принципов, “вечным олицетворением духа простоты и правды”.
Конечно же, с жизненными принципами Платона Каратаева можно не согласиться. Не всегда нужно беспрекословно покоряться судьбе, быть рабом жизненных обстоятельств. Но что мне наиболее близко в образе Каратаева – это его любовь к жизни, к миру, ко всему человечеству.

Его философия – философия христианская. А религия помогает жить любому человеку, в каких бы тяжелых условиях он не оказался, какие бы серьезные испытания не выпали ему. Это народная мудрость, сформированная веками.
“Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал”.
Возможно, как солдат Каратаев слабый: настоящий воин должен, как Тихон Щербатый, ненавидеть врага. И в то же время Каратаев патриот. Но как человек, личность, Платон очень сильный и мужественный. Как сказал о народе в романе Кутузов: “Чудесный, бесподобный народ!” Я думаю, эти слова можно отнести к Платону Каратаеву и к его жизненным принципам.

Если бы в армии не было людей, готовых не только непримиримо бить врага, но и философски относиться к жизненным трудностям, находить в себе силы достойно преодолевать их, то я думаю, без таких солдат Кутузов вряд смог бы победить честолюбивого Наполеона.
На такие же жертвы шел русский народ и в нашей недавней истории, чтобы победить фашизм.

Related posts:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В чем заключается жизненная философия платона каратаева. patsan. В чем заключается жизненная философия платона каратаева фото. В чем заключается жизненная философия платона каратаева-patsan. картинка В чем заключается жизненная философия платона каратаева. картинка patsan
В чем заключается жизненная философия платона каратаева. thisstr. В чем заключается жизненная философия платона каратаева фото. В чем заключается жизненная философия платона каратаева-thisstr. картинка В чем заключается жизненная философия платона каратаева. картинка thisstr В чем заключается жизненная философия платона каратаева. spacer. В чем заключается жизненная философия платона каратаева фото. В чем заключается жизненная философия платона каратаева-spacer. картинка В чем заключается жизненная философия платона каратаева. картинка spacer