В чем заключается значение ознакомления дошкольников с художественной литературой 2 варианта
Значение художественной литературы для речевого развития детей
Светлана Бадмаева
Значение художественной литературы для речевого развития детей
В условиях реализации ФГОС особое место в дошкольном образовании отведено роли художественной литературы в развитии речи дошкольников.
Наиболее важным этапом в развитии речи детей является дошкольный возраст, т. к. в этот период мозг ребенка и речевой аппарат наиболее пластичны, а значит, самое время заложить «фундамент» речевого развития дошкольника. Но, к сожалению, век технологий не стоит на месте и развитием ребенка занимается телевизор, компьютер и другие гаджеты, которые дают ребенку готовую пищу для размышления, не давая возможности фантазировать и делать «разминку для мозгов». Роль книги потеряла свою ценность, и мы хотим напомнить, что книга является неотъемлемой частью развития речи современного дошкольника. И это на сегодня одна из главных задач педагогов и родителей.
Об одной из общих задач развития речи детей Е. И.Тихеева писала: «Прежде всего, и главнейшим образом, надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочнению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение. Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоничное единение того и другого обусловливает ценность слова».
Цель – изучить и проанализировать значения художественной литературы для речевого развитие детей
— проанализировать роль художественной литературы в речевом развитии детей;
— изучить методику чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях;
— проанализировать особенности методики ознакомления с художественной литературой в разных возрастных группах.
1.1. Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.
Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе — усвоения языка.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений.
Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.
Прямое сопереживанием героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста – перевертыши, небылицы.
Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.
Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.
Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.
В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.
Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.
1.2. Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях
Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях. Хотелось бы кратко остановиться на методах ознакомления с художественной литературой.Ими являются:
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественными произведениями.
4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
Традиционно в методике развитияречи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.
Методика художественного чтения и рассказывания на занятиях.
1. чтение и рассказывание одного предложения.
2. чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.
3. Объединение произведений,принадлежащих к разным видам искусства:
a) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;
б)чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.
4.Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Гуси-Лебеди» сопровождается показом игрушек и действий с ними);
б) настольный театр (картонный или фанерный, например, по сказке «Три медведя»);
в) кукольный и теневой театр, фланелеграф;
г) слайды, диафильмы, кинофильмы, телепередачи.
5. Чтение как часть занятия по развитию речи:
а) оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о чтении стихов, загадывание загадок);
б) чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).
В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.
Подготовка к занятию включает следующие моменты:
— обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение, с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также, выбор методов работы с книгой;
— определение программного содержания – литературной и воспитательной задач;
-подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).
С этой целью требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков.
Далее идет работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции.
В предварительную работу входит подготовка детей. Прежде всего, подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путем организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций.
Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значение тех слов, без понимания которых становится неясным основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей.Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов; употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой; вопрос к детям о значении слова и др.
Методика проведения занятий по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части. В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.
Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, четкой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.
Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.
Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.
В конце занятия возможно повторное чтение произведения (если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.
Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип – показ иллюстраций не должен нарушать целостного восприятия текста.
Книгу с картинками можно дать за несколько дней до чтения, чтобы вызвать интерес к тексту, либо картинки рассматриваются, организованно после чтения. Если книга разделена на небольшие главы, иллюстрации рассматривают после каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста. Это не нарушит единства впечатления.
Одним из приемов, углубляющих понимание содержания и выразительных средств, является повторное чтение. Небольшие по объему произведения повторяются после первичного чтения, большие требуют какого-то времени для осмысливания. Далее возможно чтение только отдельных, наиболее значимых частей. Повторное чтение всего этого материала целесообразно провести через какой-то отрезок времени. Чтение стихов, потешек, коротких рассказов повторяется чаще.
Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки по многу раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст. Знакомые произведения могут быть включены в другие занятия по развитию речи, в литературные и развлечения.
Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературойиспользуются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми:
— выразительное чтение воспитателя;
— беседа о прочитанном;
— объяснение незнакомых слов.
Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются смелость, чувство гордости и восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким. Чтение этих книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмыслить отношение к героям, добивается понимания главной цели. При правильной постановке вопросов у ребенка возникает желание подражать нравственным поступкам героев. Разговор следует вести о поступках персонажей, а не о поведении детей группы. Само произведение силой художественного образа окажет большое воздействие, чем любое морализирование.
Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.
Юлия Кокурина
Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.
Значение художественной литературы в развитии
детей дошкольного возраста.
В наш век информационных технологий, изменилось отношение людей к книгам, пропал интерес к чтению. Люди отдают предпочтение просмотру телевизионных передач, кино, компьютеру, планшетам, сотовым телефонам, забывая о любимых в детстве книгах, которые пылятся на полке. Можно отметить, что одной из проблем в нашем обществе, является приобщение ребенка к чтению. По многим исследованиям доказано, что уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерным играм, игровым приставкам. Наши школьники не любят и не хотят читать. А если разобраться, то во время чтения человек развивается, совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, усваивает и использует опыт предшественников, учится думать, анализировать, сопоставлять и делать выводы.
Художественная литература, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Художественная литература в поэтических образах открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, она делает эмоции более насыщенными, развивает воображение и дает ребенку прекрасные образцы литературного языка.
Очень важно вовремя воспитывать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя». Ребенок дошкольник еще не умеет сам правильно воспринимать литературные произведения, элементы художественной выразительности, данное умение надо развивать и воспитывать. В соответствии с этим важно формировать у детей способность слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Развитие этих навыков у ребенка будет благотворно сказываться на формировании своей образной, яркой, красочной и грамматически правильной речи.
Кто поможет ребенку заинтересоваться миром художественной литературы? Родители и работники дошкольных учреждений – они являются первыми проводниками ребенка в мир книги. В детских садах воспитатели начинают приобщать детей к художественной литературе, развивают интерес к чтению, ведет работу с родителями, рекомендует книги, которые желательно читать детям дома.
Дети дошкольного возраста не читатели, а слушатели, поэтому педагог владеющий навыками выразительного чтения приобретает особое значение при ознакомлении детей с художественными произведениями. Перед педагогом стоят важные задачи,а именно: каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, завлечь слушателя эмоциональным отношением к прочитанному (к чувствам, к поступкам, к лирическим переживаниям героев).
Таким образом, социологические исследования в нашей стране и за рубежом, выявили следующие проблемы в приобщение детей к художественной литературе,а именно:
-у младших школьников и подростков заметно снизился интерес к чтению
-в свободное время дети мало читают, отдавая предпочтение просмотру телевизора, прослушиванию звукозаписей, игре в компьютерные игры
-изменение подлинной детской литературы
-исчезновение традиции совместного семейного чтения взрослого с ребенком.
Актуальность данной проблемы очевидна. Воспитывая читателя в ребенке, взрослый сам должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, которые рекомендуются для чтения детям дошкольного возраста, уметь увлекательно вести беседу с малышами и помогать им при анализе произведения. Начинать такую работу необходимо с раннего возраста.
Существует огромное количество методов и форм по приобщению к чтению и ознакомлению детей с книгой. Перечислю следующие методы работы по приобщению детей к чтению:
1. Словестные (чтение художественной литературы, беседы по прочитанному, заучивание наизусть, пересказ произведения, выразительное чтение)
2. Практические (игры-драматизации, дидактические игры, элементы инсценировки, театрализованная деятельность, отображение прочитанного в изобразительной деятельности- лепка, рисование, аппликация)
3. Наглядные (показ иллюстраций, картинок, игрушек, просмотр видеороликов, фильмов, оформление выставок, использование разных видов таетра)
Так же существуют и следующие формы работы как с детьми, так и с родителями.Форы работы с детьми подразумевают:
-занятия (по ознакомлению с художественной литературой, фольклером, по ознакомлению с биографией писателей, с историей возникновения бумаги, книги, письменности, по развитию речи)
-культурно-досуговая деятельность, а именно экскурсии в библиотеку ДОУ, оформление тематических выстовок, макетов, организация «Больницы для книги», проведение недели детской книги, игровая деятельность.
Работа с родителями заключается в проведении родительских собраний, индивидуальных консультаций, семинаров-практикумов, участие родителей в проектной деятельности, в литературных конкурсах, в оформлении выставок, макетов.
Таким образом, проводя работу по приобщению детей к художественной литературе, работая в системе с детьми и с родителями, можно добиться повышение у детей речевого, познавательного и психофизиологического уровня развития, также создавая предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения, помочь ребенку войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.
Развитие интереса к произведениям художественной литературы у детей дошкольного возраста «Развитие интереса к произведениям художественной литературы у детей дошкольного возраста» Рекомендации для родителей Художественная литература.
Проект «Информационная защищенность детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы» 1. Введение. Осмысливая сегодняшний день нашего общества, нельзя обойти вниманием вопрос воспитания ребенка посредством приобщения его к.
Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы. Вступление: Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает.
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь.
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет посредством художественной литературы Аннотация к компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности воспитателя Елецких М. В. СЛАЙД 1 Вашему вниманию.
Значение предметно-пространственной среды в развитии детей младшего дошкольного возраста Среда для ребенка является носителем информации, которая может способствовать, а может и препятствовать развитию ребенка. Действия ребенка.
Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста На протяжении всего дошкольного возраста, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается.
Значимость художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста Значимость художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста В условиях реализации ФГОС особое место в дошкольном образовании.
Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой
Елена Никифорова
Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой
ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра дошкольного образования
«Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой»
Выполнила: Никифорова Елена Валентиновна
слушатель 3 группы
по профессиональной переподготовки
«Дошкольная педагогика и психология»
Консультант: Ардинцева Светлана Васильевна
старший преподаватель кафедры ДО
г. Ставрополь, 2016 г.
1. Содержание работы по ознакомлению с художественной литературой в ДОО в условиях введения ФГОС ДО 4
2. Принципы подбора произведений для круга детского чтения 4
3. Условия ознакомления детей с художественной литературой 5
4. Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой 6
Заключение 8 Список используемой литературы 9
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитие речи детей.
Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Огромное её воспитательное, познавательное и эстетическое значение.
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга, напротив дает возможность домыслить, до фантазировать. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Таким образом, чтение художественной литературы можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников, таких как телевидение. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.
Целью данной работы является ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой.
— Проанализировать роль художественной литературы в жизни ребенка дошкольного возраста;
— Определить влияние художественной литературы на развитие образной речи детей.
— Рассмотреть методику чтения художественной литературы;
— Выявить особенности методики по ознакомлению с художественной литературой.
1. Содержание работы по ознакомлению с художественной литературой в ДОО в условиях введения ФГОС ДО
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры.
В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению президентом Владимиром Владимировичем Путиным подписан Указ от 12.06.2014 N 426 о проведении в 2015 году в Российской Федерации Года литературы.
Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции.
Данное направление представлено в Федеральных государственных стандартах дошкольногообразования в двух образовательных областях:
— речевое развитие включает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
— художественно-эстетическое развитие предполагает восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
2. Принципы подбора произведений для круга детского чтения
Очень важно, какие книги мы подбираем для наших малышей, насколько они разнообразны по жанру, по оформлению. Книжки не должны восприниматься только как развлечение или только как обучение. Мир художественной литературы очень богат и многогранен, в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре. Правильным отбором книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребёнка, на формирование его духовных ценностей.
Дети стремятся подражать героям, которые им симпатичны. И очень важно, чтобы дети выбирали положительных героев. Так как, проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к их духовному и нравственному опыту. Книга должна раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, мужества, сострадания и честности. Посредством литературных произведений формируется правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам. Книги, созданные для детей, формируют у ребёнка нравственное отношение к действительности, несут целую программу позитивных форм поведения, в которых это отношение проявляется и выражается.
Отбор книг для детского чтения должен осуществляться по определенным принципам:
Психологические принципы. Необходим учет возрастных особенностей детей. Возрастные особенности: быстрая утомляемость, слабая концентрация внимания и сложность его переключения, недостаточный объем памяти, отсутствие личного опыта.
Педагогические принципы. Воспитательная ценность произведения, его доступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета.
Литературоведческие принципы. Наличие всех видов литературы: проза, поэзия, драма.
Историко-литературные принципы. Наличие в домашней библиотеке произведений русской литературы и литературы народов мира.
Существуют критерии отбора книг для детского чтения:
Произведения должны быть проникнуты гуманистическими идеями, несущими вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого.
Литературадолжна быть адаптирована для детского чтения: книга сокращается, объем текста уменьшается, старые, вышедшие из употребления слова заменяются новыми, понятными современному человеку.
3. Условия ознакомления детей с художественной литературой
В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается литературный центр, это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.К устройству уголка предъявляется ряд требований:
-Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума.
-Хорошая освещенность в дневное и вечернее время.
-Эстетичность оформления – литературный центр должен быть уютным, привлекательный.
В литературном центре должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции картин.
В младших группах литературный центр организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользоваться книгой и часто они используют ее как игрушку. В литературном центре должны быть 3 – 4 книги, отдельные картинки, тематические альбомы. Книги должны быть с небольшим количеством текста, яркими иллюстрациями. Воспитатель приучает детей к самостоятельному пользованию книгой, рассматривает иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рвать, не мять, не рисовать).
В средней группе литературный центр организуется с самого начала года с участием детей. На полочках-витринах 4 – 5 книг, материал для ремонта (бумага, клей, ножницы и др., разные виды театра, диафильмы, магнитофон с аудиокассетами, коллекция скороговорок и чистоговорок. Требования к книгам те же. В литературном центре можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений. Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращать внимание на последовательность событий. Проводятся беседы о книгах. У детей формируются навыки обращения с книгой.
В старшей и подготовительной группах содержание становится более разносторонним. Количество книг на витрине увеличивается до 8 – 10 дети могут самостоятельно пользоваться библиотечкой. Сюда входят русские народные сказки, и сказки народов мира, детские журналы, произведения русских классиков, произведения о природе, познавательная литература, карты, атласы, энциклопедии. Кроме чтения и рассказывания используются также такие формы работы, как беседы о книгах, организуются выставки, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.
4. Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой
Читая детям художественные произведения на занятиях по развитию речи, воспитатель использует разнообразные методы,приемы и средства такие как: Словесный- чтение произведений, вопросы к детям по содержанию произведений, пересказ произведения, заучивание наизусть стихотворения, потешки и т. п. Выразительное чтение художественной литературы, беседа по произведению, прослушивание грамзаписи
Практический- игры-драматизации, дидактические игры, театрализованные игры, элементы инсценировки
Наглядный- показ иллюстрации, движение пальцами, руками, показ схемы, составление алгоритма, просмотр видеофильмов, диафильмов, оформление выставки, книжного уголка
Более эффективным, является практический метод, а именно театрализованная деятельность, т. к. она способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые. Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.
С целью ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру,любви и интереса к книге используются следующие формы работы:
— оформление уголков чтения в группах детского сада.
– оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Для их лучшей организации должен быть составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки
— занятия по ознакомлению с биографиями писателей.
— создание «Книжкиной больницы» в группах, поможет привить детям бережное отношение к книге.
— выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. В их оформлении могут принять участие дети всех возрастов и их родители. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки.
– создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами. Презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях.
— празднование именин произведения.
— посещение занятий в районной библиотеке.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Известно, что ребенок проявляет интерес к той или иной книге, если она ему интересна.
Подводя итог, можно отметить – художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.
Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.
Список используемой литературы
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1990.
3. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б. Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М. : Айрис – Пресс, 2012.
4. Логинова В. И., Максаков А. И., Попова М. И., Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2014., 223с.
5. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М. : Издательство Центр ВЛАДОС, 2014.
«Валеологическое воспитание детей средствами художественной литературой» «Валеологическое воспитание детей по средствам художественной литературе» В последнее время уровень здоровья детей стал значительно снижаться.
Конспект НОД в средней группе «Ознакомление с художественной литературой по творчеству А. Л. Барто» Интеграция: познание, социализация, физическое развитие, здоровье, безопасность. Цель. Закрепить знания детей о творчестве А. Л. Барто. Задачи.
Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительного к школе возраста с художественной литературой Тема: Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Слепая лошадь». Цель: духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы.
Конспект занятия по ознакомлению детей среднего возраста с художественной литературой «Волшебный сундучок» Задачи:1. Продолжать знакомить детей с литературным жанром- сказка. 2. Закрепить умение узнавать и называть героев знакомых сказок. 3. Подводить.
Ознакомление дошкольников с художественной литературой (фотоотчет) Наши воспитанники подготовительной группы, уже владеют всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, без труда.
Ознакомление с художественной литературой. Чтение сказки К. Чуковского «Цыпленок» Цель: познакомить детей с литературным произведением К. Чуковского «Цыпленок» Задачи: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми,.
Ознакомление с художественной литературой с помощью мнемотаблицы «О зверях домашних и диких» Тематическая неделя: «Животные» Тема совместной деятельности педагога и детей: «О зверях домашних и сказочных» Возраст: средний дошкольный.
Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой В связи с тем, что наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном.
Ознакомление с художественной литературой «В гостях у сказки» Цель: Учить детей подготовительной группы хорошо ориентироваться в мире сказок. Задачи: Образовательные: Помогать детям объяснять основные.