В чем заключается значение русской литературы
Значение литературы в жизни человека
Литература – это огромное хранилище духовно-нравственных ценностей.
Казалось бы, каждый из нас давно знаком с понятием «литература». Но насколько литература многосложна и многозначна, мы, порой, даже не задумываемся. А ведь литература – это явление грандиозное, она создана гением человека, является плодом его ума.
Какова роль, значение литературы в жизни человека?
Литература – это средство познания мира, она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо», указывает на истоки общечеловеческих конфликтов.
Литература помогает нам увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её.
Литература – это мощный источник воспитания духа, личности. Посредством раскрытия художественных образов литература даёт нам понятия о добре и зле, правде и кривде, истине и лжи. Никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на ум человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ. И в этом сила и значимость литературы.
В литературе есть очень важное понятие — «текст». Правильная работа над текстом лучших мастеров слова, литераторов имеет огромное значение. Она расширяет кругозор человека, приучает к вдумчивому чтению, к пониманию тех идей, которые посредством образов выражает автор. Грамотная работа над текстом обогащает лексику человека, развивает умение владеть литературным языком и различными художественными приёмами.
Литература указывает нам пути самосовершенствования.
О русской литературе замолвите слово. Среди достоинств русской литературы есть одно, быть может, самое ценное. Это её постоянное стремление сеять «разумное, доброе, вечное», её настойчивый порыв к свету и правде. Русская литература никогда не замыкалась в области чисто художественных интересов. Её творцы всегда были не только художниками, описывающими явления и события, но и учителями жизни, защитниками «униженных и оскорбленных», борцами против жестокости и несправедливости, приверженцами истины и веры.
Русская литература чрезвычайно богата как положительными, так и отрицательными образами. Наблюдая за ними, читатель имеет возможность пережить всю гамму чувств – от негодования и отвращения ко всему низкому, грубому, лживому, до глубокого восхищения, преклонения перед истинно благородным, мужественным, честным.
Литература стирает границы времени. Она знакомит нас с духом той или иной эпохи, с жизнью той или иной общественной среды – от царя Николая до учителя гимназии Беликова, от помещицы Затрапезной до бедной крестьянки – матери солдатской.
Раскрытие художественных образов является главной частью литературного чтения, его основой. Всякий художественный образ, как известно, является в одно и то же время и отражением действительности и выражениям идеологии писателя. Мало просто ознакомиться с литературным произведением. Надо попытаться проникнуть в тайны замысла, знать предысторию создания сочинения.
Литература развивает разум и чувства. Она – наш учитель, наставник, проводник. Проводник в мир реального и нереального. Способность выражать мысли в слове есть отличительная черта человека. Слова есть зеркало, в котором ясно отражается степень духовного развития. Всё то, что входит в нашу душу извне, отпечатывается в наших чувствах, мыслях, и в самом способе их выражения.
В творениях одного писателя мы встречаем смеющиеся картины, живописные изображения: это потому, что дух его воспитывался на лоне природы, там, где она щедрой рукой рассыпает дары свои.
Другой воспевает на лире своей битвы и сражения, ужасы, печальные явления страждущей жизни: это оттого, что душа творца знала много стонов.
В произведениях третьего природа человеческая является в самом жалком противоречии с идеей прекрасного: потому, что, с одной стороны, — зло, вечно враждующее с благом, с другой – неверие в высокое назначение человека, ожесточили владеющего пером.
Литература многогранна, её создатели очень разные. Литература взрослела вместе с Пушкиным и Лермонтовым, Гоголем и Чеховым, Блоком и Ахматовой. Она развивается и сейчас. Её идеи продолжают жить и бороться на нашей планете, они помогают избавить мир от скверны, жестокости, ничтожности.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Мировое значение русской литературы
На главных этапах своего развития Р. л. создавала идейно-художественные ценности неоспоримо мирового уровня и по широте постановки социально-нравственных проблем, и по новизне эстетических решений. Но долгое время произведения русской классики были отделены от читающей публики зарубежных стран (кроме славянских) языковым барьером. Они попадали за границу в несовершенных переводах. В течение 1‑й половины XIX в. творчество Пушкина, Лермонтова, Гоголя могло быть оценено по достоинству сравнительно небольшим кругом иностранных знатоков. Широкая международная популярность русского критического реализма начинается в последнюю треть XIX в. Исторические предпосылки, в силу которых Р. л. стала оказывать все более заметное влияние на мировой литературный процесс, определены Лениным: история поставила перед российским освободительным движением задачи всемирной важности именно в связи с этим Ленин в 1902 писал и « о том всемирном значении, которое приобретает теперь русская литература» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 25).
Исторической вехой в международных судьбах Р. л. стал первый французский перевод «Войны и мира» Л. Толстого (1879), успех которого был отчасти подготовлен многолетней деятельностью Тургенева как пропагандиста Р. л. на Западе. В 1886 вышла во Франции книга Э. М. Де Вогюэ «Русский роман», в которой выдвинут тезис о превосходстве мастеров русской прозы над их западными литературными собратьями. «Я убежден, писал Вогюэ, что влияние великих русских писателей будет спасительным для нашего истощенного искусства».
Начиная со 2‑й половины 80‑х гг. XIX в. книги Л. Толстого, Достоевского, а также Тургенева, Гончарова, Гоголя и др. переводились на иностранные языки. Призыв Вогюэ учиться у русских писателей был поддержан видными критиками в других странах (Мэтью Арнолд в Англии, У. Д. Хоуэлс в США). Оценка Р. л. у многих зарубежных критиков, при всей восторженности, оставалась односторонней: в анализе книг Л. Толстого и Достоевского христианско-гуманистические мотивы, «религия человеческого страдания» выдвигались на первый план, а революционно-демократическая Р. л. и критика нередко вовсе игнорировались. В противовес этому Маркс и Энгельс в последние годы жизни проявляли активный интерес к Р. л. в ее острых социальных аспектах не только к Пушкину, но и к Чернышевскому, Добролюбову, Салтыкову-Щедрину (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Об искусстве, т. 1, 1967, с. 53147). О социальной проблематике Р. л., о ее народности, идейном богатстве писали впоследствии видные деятели зарубежного революционного движения Р. Люксембург, Ф. Меринг, А. Грамши. Уже к концу XIX в. Р. л. вошла в духовный обиход крупнейших писателей разных стран, вызвала отклики в творчестве Э. Золя, Г. Гауптмана, Т. Харди. Зарубежные писатели, пришедшие в литературу на пороге XX в., формировались как художники в атмосфере всеобщего внимания к Р. л., споров о ней, осмысления ее достижений. Р. л. в первую очередь творчество Л. Толстого, а также Достоевского, Тургенева, позднее Чехова стала одним из важнейших факторов творческого развития мастеров западного критического реализма XX в. А. Франса, Р. Роллана, Дж. Голсуорси, Б. Шоу, Г. Уэллса, Т. и Г. Маннов, Т. Драйзера, Э. Синклера, Э. Хемингуэя и многие др. Влияние Л. Толстого еще при его жизни широко захватило страны Востока Японию, Китай, Индию (Ганди вступил с ним в переписку в 1909). Впоследствии творчество Л. Толстого способствовало становлению таких индийских писателей, как Р. Тагор, Премчанд. В XX в. по мере пробуждения национального самосознания народов Востока возрастало их внимание к Р. л. Примером может служить интерес классика китайской литературы Лу Синя к творчеству Л. Толстого, Чехова, Горького.
Р. л. ставила коренные вопросы русской жизни в связи с историческим опытом всего человечества. Она побуждала своих зарубежных читателей размышлять об ответственности отдельной личности, о нравственном долге человека, вместе с тем о долге деятелей культуры перед народом, обществом. Влияние Р. л. содействовало развитию реализма вширь (рост социального диапазона, демократизация тематики) и вглубь (проникновение в тайны психологии, «диалектика души»), давало своим литературным современникам и наследникам за рубежом опору для новаторских поисков на реалистическом пути, помогало противостоять эстетским, декадентским влияниям. 1-я мировая война 1914 1918, начало всеобщего кризиса капитализма, Октябрьская революция и связанные с ней классовые бои в разных странах мира все это обострило интерес мировой литературной общественности к Р. л. и стимулировало резкие процессы дифференциации в отношении к ней различных общественно-политических сил. Вместе с тем международный авторитет русской классической литературы благодаря Октябрьской революции неизмеримо вырос в свете великого социалистического переворота подвиг Р. л. предстал в новом, героическом аспекте.
У западных писателей-реалистов при общем глубоком уважении к русской классической литературе в целом тяготение к отдельным русским классикам нередко принимает индивидуализированный, избирательный характер. Если Роллан, Т. Манн, Драйзер, Шоу, а вслед за ними Р. Мартен дю Гар, Л. Фейхтвангер решительно отдавали предпочтение Л. Толстому, то Ш. Андерсон, У. Фолкнер, Л. Франк, Ф. Мориак как и в наши дни Г. Белль, А. Моравиа, Абэ Кобо склонны ориентироваться скорее на Достоевского. В то время как Л. Толстой покоряет эпическим величием, могучим духовным здоровьем, дающим опору для противостояния силам буржуазного распада, Достоевский помогает распознавать и выявлять болезни века.
На рубеже столетий в мировую литературу вошел М. Горький, который еще до 1917 начал оказывать могучее революционизирующее воздействие на общественное сознание и на литературное развитие в разных странах прежде всего как художник слова, но вместе с тем и как общественный деятель, публицист, организатор сил прогрессивной культуры. Его заслуги сумели оценить не только писатели-революционеры, близкие ему по духу (А. Барбюс, И. Р. Бехер, Ю. Фучик), но и крупные мастера реалистической, демократической литературы Запада. В развитии поэзии XX в. велика роль Маяковского как первооткрывателя, новатора. Передовых зарубежных поэтов привлекало в его деятельности не только его искусство, но и впервые найденные им новые формы связей с читательскими массами. Опыт Маяковского разнообразно претворился в произведениях Назыма Хикмета, П. Неруды, И. Бехера, Л. Арагона, В. Броневского, С. К. Неймана и других выдающихся поэтов современного мира.
Русская советская литература с первых лет Советской власти проникает в страны капиталистического лагеря, преодолевая барьеры незнания и враждебности. Наиболее широким признанием за рубежом пользуются произведения Н. Островского, Макаренко, А. Толстого, Фадеева, Шолохова, Федина, В. Катаева, Леонова, Паустовского, Б. Полевого, Пастернака, Булгакова, Симонова и других советских писателей. Примечательное явление последних лет стремительное распространение советской литературы в странах Азии, Африки, Латинской Америки и др. Советские писатели впервые в истории мировой литературы реализовали в художественном творчестве принцип Коммунистической партийности искусства, лежащий в основе эстетики социалистического реализма, отразили в своих произведениях сложный процесс становления новых общественных отношений, передали пафос борьбы за построение социалистического общества, за мир.
Древнерусская литература (конец XXVII вв.)
Литература XVIII века
Литература 1‑й половины XIX века
Литература 2‑й половины XIX века
Литература конца XIX начала XX вв.
Русская советская литература (19171987)
Список литературы в статье Русская литература
Детский час
для детей и родителей
Значение литературы в жизни человека
Литература – это огромное хранилище духовно-нравственных ценностей.
Казалось бы, каждый из нас давно знаком с понятием «литература». Но насколько литература многосложна и многозначна, мы, порой, даже не задумываемся. А ведь литература – это явление грандиозное, она создана гением человека, является плодом его ума.
Какова роль, значение литературы в жизни человека?
Литература – это средство познания мира, она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо», указывает на истоки общечеловеческих конфликтов.
Литература помогает нам увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её.
Литература – это мощный источник воспитания духа, личности. Посредством раскрытия художественных образов литература даёт нам понятия о добре и зле, правде и кривде, истине и лжи. Никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на ум человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ. И в этом сила и значимость литературы.
В литературе есть очень важное понятие — «текст». Правильная работа над текстом лучших мастеров слова, литераторов имеет огромное значение. Она расширяет кругозор человека, приучает к вдумчивому чтению, к пониманию тех идей, которые посредством образов выражает автор. Грамотная работа над текстом обогащает лексику человека, развивает умение владеть литературным языком и различными художественными приёмами.
Литература указывает нам пути самосовершенствования.
О русской литературе замолвите слово. Среди достоинств русской литературы есть одно, быть может, самое ценное. Это её постоянное стремление сеять «разумное, доброе, вечное», её настойчивый порыв к свету и правде. Русская литература никогда не замыкалась в области чисто художественных интересов. Её творцы всегда были не только художниками, описывающими явления и события, но и учителями жизни, защитниками «униженных и оскорбленных», борцами против жестокости и несправедливости, приверженцами истины и веры.
Русская литература чрезвычайно богата как положительными, так и отрицательными образами. Наблюдая за ними, читатель имеет возможность пережить всю гамму чувств – от негодования и отвращения ко всему низкому, грубому, лживому, до глубокого восхищения, преклонения перед истинно благородным, мужественным, честным.
Литература стирает границы времени. Она знакомит нас с духом той или иной эпохи, с жизнью той или иной общественной среды – от царя Николая до учителя гимназии Беликова, от помещицы Затрапезной до бедной крестьянки – матери солдатской.
Раскрытие художественных образов является главной частью литературного чтения, его основой. Всякий художественный образ, как известно, является в одно и то же время и отражением действительности и выражениям идеологии писателя. Мало просто ознакомиться с литературным произведением. Надо попытаться проникнуть в тайны замысла, знать предысторию создания сочинения.
Литература развивает разум и чувства. Она – наш учитель, наставник, проводник. Проводник в мир реального и нереального. Способность выражать мысли в слове есть отличительная черта человека. Слова есть зеркало, в котором ясно отражается степень духовного развития. Всё то, что входит в нашу душу извне, отпечатывается в наших чувствах, мыслях, и в самом способе их выражения.
В творениях одного писателя мы встречаем смеющиеся картины, живописные изображения: это потому, что дух его воспитывался на лоне природы, там, где она щедрой рукой рассыпает дары свои.
Другой воспевает на лире своей битвы и сражения, ужасы, печальные явления страждущей жизни: это оттого, что душа творца знала много стонов.
В произведениях третьего природа человеческая является в самом жалком противоречии с идеей прекрасного: потому, что, с одной стороны, — зло, вечно враждующее с благом, с другой – неверие в высокое назначение человека, ожесточили владеющего пером.
Литература многогранна, её создатели очень разные. Литература взрослела вместе с Пушкиным и Лермонтовым, Гоголем и Чеховым, Блоком и Ахматовой. Она развивается и сейчас. Её идеи продолжают жить и бороться на нашей планете, они помогают избавить мир от скверны, жестокости, ничтожности.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Каково значение русской литературы в нашей жизни?
Каково значение русской литературы в нашей жизни? Какая должна быть в приоритете литература в Избе- читальне? Поделюсь своими мыслями вслух.
***
Литература это средство познания мира, она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо», в ней всегда должен прослеживать смысл того, что хотел сказать автор читателям.
Литература помогает нам увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её.
Литература – это мощный источник воспитания духа, личности. Посредством раскрытия художественных образов литература даёт нам понятия о добре и зле, правде и кривде, истине и лжи. Никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на ум человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ. И в этом сила и значимость литературы.
И, наконец, о русской литературе замолвлю слово. Думаю, среди достоинств русской литературы есть одно, быть может, самое ценное. Это её постоянное стремление сеять «разумное, доброе, вечное», её настойчивый порыв к свету и правде. Русская литература никогда не замыкалась в области чисто художественных интересов. Её творцы всегда были не только художниками, описывающими явления и события, но и учителями жизни, защитниками «униженных и оскорбленных», борцами против пошлости и несправедливости, приверженцами Истины и Веры.
Русская литература чрезвычайно богата как положительными, так и отрицательными образами. Наблюдая за ними, читатель имеет возможность пережить всю гамму чувств – от негодования и отвращения ко всему низкому, грубому, лживому, до глубокого восхищения, преклонения перед истинно благородным, мужественным, честным.
Русская литература развивает разум и чувства. Она – наш учитель, наставник, проводник. Проводник в мир реального и нереального. Способность выражать мысли в слове есть отличительная черта человека. Слова есть зеркало, в котором ясно отражается степень духовного развития. Всё то, что входит в нашу Душу извне, отпечатывается в наших чувствах, мыслях, и в самом способе их выражения.
Комментарии:
Такая есть литература на (в) сайте Изба-Читальня.
«Русская литература в отличии от зарубежной во все времена всегда воспитывала.»
Сногсшибательный ответ! Скопировала себе, как цитату от Правдиной Натали))).
= сталкивался на Прозе с другой получок. некоей Лизой Обителевой =
А то, что Запад не любит Россию, о том еще более века писал Федор Достоевский:
«И чего только мы не делали, чтоб Европа признала нас за своих, за европейцев, за одних только европейцев, а не за татар. Мы лезли к Европе поминутно и неустанно, сами напрашивались, во все дела и делишки. (…) Мы то пугали её силой, посылая туда наши армии спасать царей, то склонялись опять перед неё, как не надо было, и уверяли её, что мы созданы лишь, чтоб служить Европе и сделать её счастливою.»
«Вопрос не в том, что Европа нас не любит, мало ли кто кого не любит, вопрос в нас, почему это мы так упорно, так настойчиво и самозабвенно, даже жертвенно добиваемся любви от Европы?»
В сообщении, на которое Вы отвечаете, сказано не обо всей Русской литературе,
которые вчера поставили три дизлайка в теме на Форуме «Цитаты Русских классиков»,
а по новым правилам,
сама программа автоматически удаляет в Закрытый раздел Форума,
темы, набравшие, три, четыре или иное количество дизлайков.
И эти несколько дизлайщиков могут лишить других участников Форума обсуждать тему,
которую они хотят обсуждать.
Это ответ на сообщение
Натали Правдина (04.01.2021 17:38:12)
(Ответ пользователю: Семён Диванов)
Обсуждение произведений, высказываний и цитат Русских классиков должно быть в приоритете.
Это, например, произведения драматурга Островского, Чехова, Горького и многих других.
это произведения Константина Симонова, и в том числе его стихотворение
Если дорог тебе твой дом, и др.
Это ответ на сообщение
Натали Правдина (04.01.2021 19:39:20)
(Ответ пользователю: Семён Диванов)
Это, например, произведения драматурга Отровского, Чехова, Горького и многих других.
это произведения Константина Симонова, и в том числе его стихотворение
Если дорог тебе твой дом, и др.
Алекса́ндр Никола́евич Острóвский (31 марта [12 апреля] 1823 — 2 [14] июня 1886) —
творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра[3].
Это ответ на сообщение
Натали Правдина (04.01.2021 20:05:25)
(Ответ пользователю: Семён Диванов)
* * *
«Снова в нашем зале,
В нашем зале нет пустого места. «
«Значение Русской литературы, вероятно, не для всех одинаково.
Только вчера в теме на Форуме Цитаты Русских классиков поставлено 3 дизлайка.»
Только потому, что Великий знаток русской литературы Диван Семёнов обозвал в названии своей темы русского классика Островского, то ли Остовским, то ли Отровским.
Я бы за такие «опечатки» не дизлайки ставил, а к расстрелу приговаривал, за наглое и пренебрежительное отношение к русской литературе и к именам её представителей!
Кстати, и в ответе Правдиной чуть выше, он опять Островского Отровским обозвал.
СИрена (04.01.2021 20:04:52)
(Ответ пользователю: Натали Правдина)
Я вижу не только автора Семёна Диванова, но автора Сирену раздражает постановка моего вопроса. Почему я должна по её мнению вести разговор о зарубежных классиках и отвечать на вопросы её анкетирования моего образования и возраста? Считаю это неприемлемо в данном контексте.
Разговор о значении русской литературы » в нашей жизни» можно считать завершённым.
СИрена (04.01.2021 20:27:37)
(Ответ пользователю: Натали Правдина)
УдалитьОтветить
Вы разве не завершили разговор на тему форума? Вам, ведь, более интересны темы про зарубежную классику и вас раздражают авторы, пишущие о прописных истинах? Или я вас не правильно поняла?
P/S Что есть лояльность на форуме, когда оппоненты задают некорректные вопросы личного характера и целенаправленно уводят в сторону от темы форума, показывая явное неуважительное превосходство » староиспеченных авторов над новоиспеченными» в данном вопросе?
Она воспитывает и наполняет дух Человека, даёт понятные ответы на вечные вопросы.
Такое обстоятельство не всех радует, наверное.
Это не так. Школьный литературный курс, включающий основные произведения русских классиков, начиная с конца 19 века лишь пополнялся новыми произведениями современных классиков. Вот интересная статья на эту тему: https://eksmo.ru/test/chto-chitali-russkie-gimnazisty/
Другое дело, что в разное время акцент делался на произведения, содержащие определённую идеологию. Например, в моё время в школе и в университете усиленно изучалась трилогия «Малая Земля», «Возрождение», «Целина».
Нынешняя школьная программа по литературе включает огромное количество произведений как русской, так и зарубежной литературы:
10 класс
Список литературы, рекомендуемый для обязательного чтения в 10 классе
А.С. Пушкин « Борис Годунов», «Маленькие трагедии», « Пиковая дама», « Медный всадник», « Повести Белкина»
Н. В. Гоголь «Петербургские повести», «Шинель»,
«Выбранные места из переписки с друзьями», отрывок «Птица-тройка» («Мертвые души») (наизусть)
И. А. Гончаров «Обломов»
А. Н. Островский «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка»
И. Тургенев «Отцы и дети», сборник «Записки охотника». Читать рассказы «Хорь и Калыч», «Бурмистр», «Малиновая вода», «Бирюк»; повести – «Вешние воды», «Первая любовь»
Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник»*.
Н. Г. Чернышевский «Что делать?»*
Приобрести сборники стихов А. Фета, Ф. Тютчева
Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», сборник стихов*
М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы», сказки (5 – по выбору прочитать), «История одного города»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Л. Н. Толстой « Севастопольские рассказы», «Война и мир»
Примечание. Жирным шрифтом выделены произведения, которые необходимо прочитать летом в первую очередь
11 класс
Список литературы, рекомендуемый для обязательного чтения в 11 классе
А. П. Чехов. Рассказы: пьеса «Вишневый Сад»*, «Палата №6», «Человек в футляре», «Ионыч»,
«Крыжовник», «Смерть чиновника», «Черный монах», «Учитель словесности», «Невеста», «Дом с мезонином», «Душечка»
Иван Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Антоновские яблоки», «Тёмные аллеи», «Чистый понедельник», «Солнечный удар»
Л. Андреев. Рассказы: «Баргамот и Гараська», « «Ангелочек», « Жизнь Василия Фивейского», « Иуда Искариот»
А. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь», «Поединок»
М. Горький «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», пьеса «На дне»
А. Фадеев «Разгром»
И.Бабель «Конармия»
А. Толстой Рассказ « Гадюка», « Хождение по мукам», « Петр I »
С. Есенин Поэма «Анна Снегина», стихи наизусть
М. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»
А. Платонов « Котлован», «Усомнившийся Макар»
Е. Замятин «Мы»
И. Шмелёв «Лето Господне»
В. Набоков «Облако, озеро, башня», «Приглашение на казнь»
М. Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон», « Судьба человека»
Л. Пастернак «Доктор Живаго»
А. Солженицын «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича», « Крохотки»
А. Рыбаков « Дети Арбата»
Военные повести
В. Быков «Сотников», « Обелиск»
Б. Васильев «А зори здесь тихие», « В списках не значился», « А завтра была война»
Ю. Бондарев «Берег» или «Горячий снег»
К.Воробьёв «Убиты под Москвой»
В. Некрасов «В окопах Сталинграда»
В. Астафьев «Царь-рыба»
В. Распутин « Последний срок», « Живи и помни», «Прощание с Матёрой»
Ю.Трифонов «Обмен», « Дом на Набережной»
А. Приставкин «Военное детство», «Ночевала тучка золотая…»
Ч. Айтматов « Плаха»
Сборники стихов: Н. Гумилёв, М. Цветаева, А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский, А. Ахматова, Б. Пастернак ( по одному стихотворению наизусть)
**********************
Так что никто ничего не подчищает и не выхолащивает. Современному школьнику нелегко приходится. Попробуйте сами прочитать всё это за лето. Я уж не говорю о том, чтобы осмыслить и проанализировать)